рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БОРЬБЕ ЗА АККОН

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БОРЬБЕ ЗА АККОН - раздел История, История Тевтонского ордена   Жители Аккона, Последней Твердыни Западных Крестоносцев (Лати...

 

Жители Аккона, последней твердыни западных крестоносцев (латинян или франков), Иерусалимское королевство которых формально продолжало существовать даже после повторной утраты франками Святого града Иерусалима, в Земле Воплощения, – были специфическим народцем, пестрой смесью представителей самых разных наций и всех стран, участвовавших в Крестовых походах, перемешанных с остатками туземных народностей, как то: сирийцев, армян, левантийских греков и арабов. Особой категорией жителей города являлись пулланы, как первоначально именовались потомки крестоносцев и женщин, переселившихся в Святую землю из Апулии (Южной Италии), – позднее этим названием стали обозначать всех полукровок, происшедших от связей между жителями Запада и Востока. В число жителей Аккона входило и немалое число асоциальных и даже криминальных элементов из Западной Европы: людей, у которых на родине по каким‑либо причинам земля горела под ногами; людей, потерпевших экономический крах; преступников, которым было обещано прощение при условии их участия в Крестовых походах. Все они были людьми, в той или иной степени лишенными корней, попавшими в совершенно непривычные для них жизненные условия, что вызывало всеобщее одичание нравов.

Согласно многочисленным сообщениям вторящих друг другу хронистов‑современников событий, степень их нравственного падения была чрезвычайно велика, и Иаков де Витри, епископ Аккона с 1216 г., один из лучших знатоков города и населявших его людей, писал в своей «Иерусалимской истории» (Historia Hierosolimitana) и в письмах, в частности, следующее:

«Здесь проживает великое множество христиан, не принадлежащих к римской церкви, как то: иаковиты во главе с собственным архиепископом; сурийцы (айсоры. – В.А.) со своим епископом, которые совершенно погрязли в нечестии, поскольку выросли среди сарацин, всемерно потакавших их дурным обычаям, а также несториане, грузины и армяне, не имеющие никакого духовного руководства. Но хуже всех пул‑лапы, которые, собственно говоря, образуют паству нового пастыря. Они были воспитаны от юности своей без должной строгости и полностью преданы похотям плоти. Кроме того, я нашел здесь чужестранцев, которые в отчаянии бежали со своей родины вследствие совершенных ими преступлений, лишенные страха Божия и погубившие весь город своими позорными деяниями и безбожным примером. Да и кто мог бы перечислить все преступления этого второго Вавилона, в котором христиане отказывали сарацинам в Святом Крещении, ибо предпочитали обращать их в рабов и подвергать притеснениям!»

Эта глубочайшая моральная испорченность значительной части населения Аккона усугублялась постоянно вспыхивавшими в городе конфликтами и вооруженными схватками между ведущими политическими и церковными властными группами. При этом немалую роль играли итальянские морские республики и крупнейшие духовно‑рыцарские ордены. Внутренние распри не прекращались до самого падения последнего оплота крестоносцев в Земле Воплощения.

Незадолго до нашествия египетских мамелюков фортификационные сооружения Аккона были дополнительно укреплены по настоянию короля Иерусалимского Генриха (Анри) II (1286–1291). Немецкий пилигрим Лудольф фон Сухем, посетивший Палестину примерно через сорок лет после изгнания оттуда христиан, писал об этом следующее: «Сей знаменитый град Аккон расположен у самого моря, сложен из громадных каменных глыб и окружен мощными высокими башнями, стоящими почти на расстоянии броска камня друг от друга; каждые из городских ворот располагались между двумя башнями, а стены были, и сейчас еще остаются, настолько широкими, что на них могут свободно разъехаться две едущие навстречу друг другу повозки. А с другой стороны, то есть со стороны материка, город был защищен отдельными стенами и чрезвычайно глубокими рвами и укреплен многочисленными бастионами и разнообразнейшими оборонительными сооружениями».

В Акконе насчитывалось примерно 30 000–40 000 жителей, в том числе немало хорошо обученных воинов, из них около 1000 рыцарей и 14 000 ратников. Христиане господствовали над подступами к морю. Во главе ордена иоаннитов, игравшего особо выдающуюся роль в обороне Аккона, в 1285–1293 гг. стоял великий магистр Жан де Вилье. Весть о его избрании великим магистром застала Жана де Вилье во Франции, где он начиная с 1280 г. исполнял должность приора французской провинции ордена. Но до этого он уже бывал в Святой земле, ибо в 1277 г. мы встречаем упоминание о нем как о командоре важнейшего орденского дома иоаннитов в Триполи.

Мамелюкский султан Египта Малик аль Ашраф, сын грозного султана Калауна, отнявшего у латинян почти все их владения в Святой земле, провел основательную подготовку к штурму Аккона. Как выяснилось, двойное кольцо стен вокруг города с многочисленными оборонительными башнями являлось почти непреодолимой преградой даже для многочисленной, хорошо вооруженной и обученной армии. Задача осложнялась присутствием в Акконе готовых на все защитников города, которые, хотя и враждовали между собой, теперь, когда речь шла о выживании всех и каждого, сражались упорно и самоотверженно. Султан стянул под Аккон солдат и осадную технику изо всех подчиненных ему областей. Громадные, сконструированные согласно новейшим открытиям в области баллистики, осадные орудия составляли костяк этой мамелюкской артиллерии, отменно функционировавшей и без применения пороха. Осаждавшие связывали с ее действием большие надежды и давали своим осадным орудиям характерные прозвища, например «Победоносное» или «Яростное». Согласно тщательно продуманному плану эти чудовищные камнеметы были направлены на основные точки оборонительной линии, чтобы проложить дорогу мамелюкам, идущим на приступ.

Современные хроники приводят противоречивые данные о количестве войск осаждающих, собравшихся у стен последней твердыни крестоносцев в Святой земле. Однако сарацинов было, несомненно, гораздо больше, чем обороняющихся. Для ослабления морального духа осажденных султан применял и психологические средства ведения войны. Каждый день мусульмане шли на приступ, испуская ужасные крики, лезли на стены под звуки оглушительной музыки, а перед последним, решающим приступом 18 мая, когда неприятельское войско с дикими криками пошло на штурм, сотни мамелюков с барабанами и литаврами подъехали к городу на верблюдах, дабы «вселить в сердца храбрецов страх, а в сердца трусов – ужас».

Борьба за Аккон, продолжавшаяся на протяжении 40 дней, велась с обеих сторон с величайшей жестокостью. Метательные машины мамелюков непрерывно осыпали стены и башни Аккона снарядами. Мусульманские минеры систематически подводили подкопы под важнейшие укрепленные пункты крепости, в первую очередь, естественно, под башни как главные базы обороны. Султан использовал против каждой башни по 1000 саперов, чтобы подготовить несущие стены, фундаменты и находящиеся глубоко под землей основания башен к обрушению после заполнения подкопов бревнами, которые затем поджигались. Для ослабления кольца осады защитниками Аккона периодически предпринимались вылазки, главным образом ночью, причем в них принимали участие преимущественно члены духовно‑рыцарских орденов.

Так, «бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» однажды попытались путем комбинированного нападения с суши и с моря нанести удар по войскам эмира Хамы, чей стан располагался напротив участка обороны стен Аккона, порученного заботам тамплиеров. Нападение с суши было совершено через ворота Святого Лазаря, расположенные неподалеку от моря. Со стороны моря в направлении берега поплыли небольшие суда с орденскими лучниками и арбалетчиками на борту, чтобы засыпать расположенные там войска эмира Хамы тучами стрел и болтов. Кроме того, тамплиерами была предпринята попытка при помощи «греческого огня» из метательной машины, установленной на борту корабля, поджечь сарацинские шатры вместе с теми, кто в них находился. Однако сильный ветер, разбросавший корабли храмовников в разные стороны, сорвал попытку нападения. Еще одна ночная вылазка, на этот раз с участием иоаннитов, также завершилась неудачей. После первого же соприкосновения с противником весь мусульманский лагерь оказался ярко озарен огнем подожженных шатров и палаток, и враги увидели, как малочисленны нападающие. Иоаннитам, понесшим в этой вылазке огромные потери, пришлось отказаться от своего замысла и возвратиться в крепость ни с чем.

Невзирая на все мужество крестоносцев и попытки прорвать кольцо осады, обороняющимся не суждено было добиться успеха. Во всех предприятиях их преследовали неудачи. К тому же сила сопротивления обороняющихся начала ослабевать вследствие дополнительных трудностей, связанных с необходимостью непрерывного несения караульной службы.

Мамелюки захватывали одну башню Аккона за другой. Первой пала передовая Башня короля Гугона. Осознав, что удерживать ее дальше невозможно, гарнизон поджег деревянные перекрытия башни, и она обрушилась вследствие пожара. Это произошло 8 мая. На следующей неделе мамелюкские минеры подкопали и обрушили Английскую башню, Башню графини Блуаской и совсем новую Башню короля Генриха II. Английская башня, известная также как Башня короля Эдуарда, целиком обрушилась в ров. Нападающие использовали ее обломки для того, чтобы засыпать ров и насыпать вал. Затем этот вал был надстроен с помощью мешков с песком и хвороста, образовав своего рода мост в город, шедший до второго оборонительного пояса. Таким образом, мусульмане смогли перенести боевые действия во внутреннюю линию обороны.

Особое внимание нападающих было обращено на сильнейший пункт этой укрепленной линии–так называемую Проклятую башню. Чтобы привести и эту башню к обрушению, султан бросил в бой все имевшиеся у него в наличие вспомогательные средства. Мамелюкские камнеметы вели непрерывный обстрел, под башню подводились подкопы, так что мамелюки вскоре смогли подобраться к этому христианскому бастиону, оттеснив оборонявших башню сирийских и кипрских рыцарей, а также рыцарей ордена Святого Лазаря в восточном направлении, к воротам Святого Антония. На помощь изнемогавшим бойцам поспешили иоанниты и храмовники. При этом был смертельно ранен великий магистр тамплиеров брат Гийом де Боже, которому стрела впилась под мышку, угодив между пластинами нагрудного панциря и наплечником. Он умер вскоре после ранения. Был тяжело ранен и великий магистр иоаннитов брат Жан де Вилье. Невзирая на протесты раненого магистра госпитальеров, он был отнесен своими рыцарями на один из стоявших в порту кораблей, отплывших на остров Кипр.

18 мая сарацины начали общий штурм Аккона. Мусульманское войско было разделено на 150 отрядов по 200 человек в каждом отряде, имея в тылу резервные подразделения, почти равные им по численности. И вот лавина нападающих хлынула в проломы на месте рухнувших башен Аккона и в бреши, пробитые в стенах, очень скоро проникнув внутрь города. Бои шли за каждую улицу. Латиняне героически защищались всеми имевшимися в их распоряжении средствами, однако сильно уменьшившиеся отряды оборонявшихся не могли устоять перед напором масс фанатичных мусульман. Те же попросту убивали всех мужчин, женщин и детей, невзирая на то, было ли у них оружие или нет. Лишь незначительной части населения Аккона удалось добежать до спасительной гавани и до стоявших там венецианских кораблей.

При этом разыгрывались неслыханные по своей жестокости сцены; каждый хотел во что бы то ни стало получить местечко на последнем отплывавшем корабле. Церкви и монастыри были осквернены, монахи и монашки пали жертвой мечей беспощадных победителей. О гибели доминиканцев сообщают трогательную легенду, что они принимали «мечное сечение», как мученики первых веков христианства, с пением молитвы «Богородице, Дево, радуйся».

Но отдельные гнезда сопротивления, например укрепленные орденские дома иоаннитов, Тевтонского ордена и тамплиеров, держались еще несколько дней. Расположенный в северо‑западной оконечности города, окруженный с трех сторон морем, замок ордена Храма, в котором укрылись уцелевшие рыцари‑тамплиеры и небольшое число горожан, стал последним очагом сопротивления крестоносцев. Тамплиерский замок невозможно было взять без правильной осады, и поэтому султан предложил гарнизону капитулировать. Он обещал защитникам замка предоставить им возможность беспрепятственного выхода со всем имуществом, и корабли для их эвакуации на остров Кипр. Маршал ордена Храма брат Пьер де Севрей согласился на эти условия и договорился с султаном о том, чтобы эвакуация защитников громадного замка храмовников осуществлялась под надзором 100 мамелюков во главе с эмиром.

Однако мамелюки, опьяненные радостью победы, начали силой забирать в полон женщин и детей. Возмущенные этим нарушением договора, рыцари Храма перебили всех мамелюков и выбросили их из замка на улицу, вместе с поднятым было над замком султанским знаменем, приняв твердое решение драться не на жизнь, а на смерть. При попытке султана завязать новые переговоры мамелюкский парламентер был обезглавлен тамплиерами. И началась осада орденского дома. Под переднюю часть замка был подведен подкоп, она рухнула, и 2000 охваченных слепой яростью мамелюков ворвались внутрь. Этого оказалось слишком много для здания, потерявшего устойчивость. Замок храмовников рухнул с ужасающим грохотом. Под его обломками оказались погребены как защитники, так и нападавшие.

Так окончилась эта священная война. Изо всех членов духовно‑рыцарских орденов, пребывавших в Акконе, удалось спастись только семерым иоаннитам и десятерым тамплиерам. Из числа 15 тевтонских рыцарей, оборонявших Аккон, уцелел только один – верховный магистр ордена Девы Марии брат Бурхард фон Шванден. Рыцари ордена Святого Лазаря погибли все до единого. В руках сирийских латинян остались только окруженный тройными стенами Тир (вскоре сданный мамелюкам без боя) и находившийся во владении тамплиеров Сидон, состоявший из самого города и замка, выстроенного на скале посреди моря. Немногие уцелевшие тамплиеры отступили в этот замок и укрепились там. Когда же мамелюки начали строить со стороны материка дамбу, был сдан и замок. Бейрут (Берит) и Хайфу султан Египта занял без боя. Христианские монастыри и кельи отшельников на горе Кармил – колыбели монашеского ордена кармелитов – подверглись повторному разрушению, а все монахи были перебиты. В конце концов, в руках латинян остался лишь принадлежавший тамплиерам замок Руад, расположенный на острове в двух милях от сирийского побережья, напротив Тортозы. Этот замок тамплиеров так и остался непокоренным. Орден Храма отказался от него лишь в 1303 г., когда над ним стали собираться грозные тучи, положившие конец власти храмовников в Святой земле.

Взятие Аккона мусульманами практически ознаменовало собой конец эпохи Крестовых походов. Правда, и после этого на протяжении столетий предпринимались попытки возродить к жизни идею Крестовых походов, организовывать новые крестоносные предприятия и собирать христианские армии, чтобы снова отвоевать Святую землю у мусульман. Однако идея Крестовых походов уже утратила свою жизненность. Поэтому все аналогичные попытки, предпринимавшиеся как папами, так и светскими государями, были обречены на провал.

Нам, людям XXI в., бывает порой трудно понять, что же, собственно, двигало средневековыми крестоносцами. Наши вера и мировоззрение разительно отличаются от средневековых. Индивидуумы, общество и народы руководствуются в наше время уже не только религиозными мотивами – в отличие от тогдашних времен. В Средние века лейтмотивом всех действий человека была почти исключительно религиозная вера. Только с точки зрения веры можно понять и странствия паломников в Святую землю. Мотивом паломников было, прежде всего, простое желание быть как можно ближе к Богу и Его святыням, расположенным на земле, исхоженной стопами Божественного Учителя и Спасителя страждущего и погрязшего в грехах рода человеческого. Ради достижения этой высшей цели паломники отдавались на волю неведомой судьбы и были готовы переносить тяготы, труды и опасности, о которых мы, живущие в технократическую эпоху, просто не имеем никакого представления.

Не зря Бернар Клервоский в одном из своих писем заверял жен крестоносцев, что те – уже вдовы, хотя их мужья еще живы. Шансы на возвращение домой из крестового похода были весьма невелики. Но паломники во имя своей веры брали все это на себя, ибо, будучи христианами, верили, что и без того находятся на пути в жизнь вечную. Нам бы этой веры – хотя б с горчичное зерно!

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Тевтонского ордена

История Тевтонского ордена... История орденов и тайных обществ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БОРЬБЕ ЗА АККОН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Автор выражает благодарность А. Кибовскому, Л. Ма

ПСЫ‑РЫЦАРИ» ИЛИ «БОЖЬИ ДВОРЯНЕ»?
  Немецкому ордену (Deutscher Orden) Пресвятой Девы Марии, более известному у нас под его другим названием – Тевтонского (а также под совершенно фантастическим названием «Ливонский ор

ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ РУСИ И ПРАВОСЛАВИЯ?
  Под пером «энтузиастов» и «популяризаторов» отечественной истории бои сугубо местного значения под Псковом и Изборском, стычки – пусть кровопролитные, но буквально переполняющие ист

БЫЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ФОРПОСТОМ ГЕРМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ?
  После взятия мусульманами христианского порта‑крепости Аккон (Сен‑Жан д’Акр) в 1291 г., сделавшего невозможным дальнейшее пребывание руководства Тевтонского ордена в Свя

АККОНСКИЙ ГОСПИТАЛЬ
  При римско‑германском императоре Генрихе VI Гогенштауфене Священной римско‑германской империи удалось подчинить себе, после Англии, остров Кипр, в знак чего император Ге

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ И КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
ФРИДРИХА ГОГЕНШТАУФЕНА (1228‑1229)   Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250), основатель Неаполитанского универс

О ВОИНСТВЕ ХРИСТОВОМ
  Середина XIII в. стала подлинным «началом конца» эпохи Крестовых походов, и связанный с ее начальным периодом крестоносный энтузиазм стали заметно ослабевать. Однако идеал крестонос

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БИТВЕ ПРИ ВАЛЬШТАТТЕ
  В кровавой битве при Вальштатте (Легнице, или Лигнице) 9 апреля 1241 г. объединенное рыцарство римско‑католической Европы скрестило копья и мечи с «несущими смерть Чингисхана

НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
  В начале XIII в. Прибалтика до границ с Литвой была подданной Руси (западная часть платила дань Полоцкому княжеству, восточная – Господину Великому Новгороду). В 1199 г. па

О ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Тевтонский орден имел строгий устав и четкую иерархическую структуру. Во главе ордена стоял Совет (Конвент) высших должностных лиц, называвшихся по‑немецки (гросс) гебитигеры,

ИЗБРАНИЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА МАРИАН
  Весьма любопытной представляется, на наш взгляд, процедура выборов гохмейстера тевтонов. Сначала на заседании Генерального Капитула зачитывался вслух устав Тевтонского орде

О ДОЛЖНОСТНОМ ГЕРБЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА
  Прямой черный крест верховного магистра Тевтонского ордена на белом поле был украшен в центре черным одноглавым орлом Священной Римской империи германской нации на золотом щите. На

БЫЛИ ДВОРЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?
  В качестве полноправных членов в Тевтонский орден в первые столетия его существования принимались главным образом отпрыски дворянских родов (как правило, младшие сыновья мелкопомест

ЗНАМЕНА И ХОРУГВИ
  На главной хоругви Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы – герб ордена – прямой черны

КОМТУРЫ
  Особо важное место среди братьев‑рыцарей Тевтонского ордена занимали комтуры (коммендаторы, или командоры). Эти должностные лица ордена, избираемые из числа наиболее опытных и

БРАТЬЯ‑СВЯЩЕННИКИ
  Братья‑рыцари (нем. пристербрюдер) и братья‑сарианты (сариантсбрюдер) Тевтонского ордена, будучи монахами, несли военную службу, различаясь по сословным признакам

УСЛУЖАЮЩИЕ БРАТЬЯ
  Третью группу членов Тевтонского ордена составляли уже упоминавшиеся нами сарианты, или услужающие братья, по‑немецки: «диненде брюдер» (именуемые по цвету их одежды «серыми п

ПОЛУБРАТЬЯ И ФАМИЛИАРЫ
  Как уже упоминалось выше, существовала и еще одна категория членов ордена – так называемые «полубратья» (лат. «димидии», или «семифратрес»). В эту категорию зачислялись некот

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРДЕНСКИХ СОСЛОВИЙ
  Орден Пресвятой Девы Марии сохранял вышеописанную членскую структуру, с некоторыми изменениями, вплоть до 1923 г., когда во главе его был – впервые за всю его историю – поставлен в

ОБ ОРДЕНСКОЙ ИЕРАРХИИ ТЕВТОНОВ
  Структура владений Тевтонского ордена лишь в очень редких случаях совпадала с границами тогдашних феодальных государств. Каждое крупное орденское владение – провинция ордена – имено

НОВЫЕ МАККАВЕИ
  К середине XIII в. Тевтонский орден достиг своего максимального территориального расширения. В хрониках тех лет упоминаются ландкомтуры Ливонии, Пруссии, Германии (Тевтонии), Австри

ТЕРРА МАРИАНА
  1226 г. ознаменовал собой начало одного из важнейших периодов в истории Тевтонского ордена. Правивший на севере Польши (фактически утратившей государственное единство и распавшейся

КНЯЗЬ ДОВМОНТ И ТЕВТОНЫ
  Все свое псковское княжение Тимофей‑Довмонт провел в походах и битвах – то с литовцами, то с ливонскими тевтонами. В конце 1267 г. правивший Новгородом князь Переяславский Дми

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВОЙН ТЕВТОНОВ С ЛИТОВЦАМИ
  Нетрудно заметить, что прибалтийские языческие племена, постоянно враждовавшие между собой, никак не могли сплотиться против общего врага. Именно эта разобщенность стала основным фа

ДОБРИНСКИЙ ОРДЕН
  Добринский (Добрынский, Добжиньский, или Добжинский) рыцарский орден, известный также под названием «ордена братьев‑рыцарей Христовых», «воинства Христова» (milites Christi),

ОРДЕН БРАТЬЕВ‑МЕЧЕНОСЦЕВ
  После убийства второго епископа Ливонского Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 г. назначенный ему на смену папой римским Иннокентием III Альбрехт (Альберт) фон Буксгевде

ЗНАМЯ ДОМА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ В ЛИВОНИИ
  Дом Пресвятой Девы Марии Тевтонской в Ливонии имел свое собственное знамя, которое во время военных походов везли рядом с ландмейстером или в его отсутствие рядом с ландмаршалом, яв

ТВЕРДЫНИ РЫЦАРЕЙ ХРИСТОВЫХ
  Они по‑прежнему высятся суровыми каменными часовыми, на севере и на юге, на востоке и западе, храня безмолвную память столетий. Их имена звучат ударами древних башенных колоко

ЯВЛЯЛИСЬ ЛИ ОРДЕНСКИЕ РЫЦАРИ КРЕСТОНОСЦАМИ?
  Как это ни покажется странным, члены военно‑монашеских орденов не могли считаться крестоносцами по определению. Дело в том что, в соответствии с папскими постановлениями можно

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  а) Боевое построение. В полевых сражениях войско Тевтонского ордена обычно строилось в три линии, или эшелона (по‑немецки «треффен»). Третью линию составлял резерв. К

О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В статье 2 раздела IV Законов гохмейстера Винриха фон Книпроде (1351–1382) говорится: «Братьям надлежит всегда носить с собой меч». а) Меч Главным оружием всякого

ОБ АРБАЛЕТАХ И АРБАЛЕТЧИКАХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В указе верховного магистра Конрада фон Юнгингена о направлении в 1404 г. орденского экспедиционного корпуса на остров Готланд с целью очистить его от морских разбойников‑вита

О ПРОВИАНТСКОЙ СЛУЖБЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Повествуя в своей «Ливонской хронике» о войнах тевтонов с ратниками великого князя Московского, Бальтазар Рюссов писал: «Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей

О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по‑польски – Эльблонг) Данциг был присоединен к владениям Тевтонского ордена (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. –

ТИПЫ ТЕВТОНСКИХ КОРАБЛЕЙ
  Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. В 1404 г. тевтонский замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг – более

ОБ ЭКИПАЖАХ КОРАБЛЕЙ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны наряду с пешим и конным ополчением предоставлять в распоряжение ордена также лодки, корабли и матросов,

ТЕВТОНСКИЙ ФЛОТ И БРАТЬЯ‑ВИТАЛЬЕРЫ
  Хорошо известно, что многие духовно‑рыцарские ордены Средневековья (да и более поздних эпох) – например, Тосканский орден Святого Стефана или орден Святого Иоанна Иерусалимско

РАЗГРОМ ПРИ ТАННЕНБЕРГЕ
  Параллельно с постепенным упадком рыцарства в XV в. стал неудержимо нарастать и кризис в римско‑католической церковной среде, приведший к Реформации и расколу Западной Европы

ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗМЕИ» ТЕВТОНОВ
  В своей героической поэме «Гражина» польский поэт Адам Мицкевич писал о воинах комтура ордена Девы Марии Дитриха фон Книпроде, прибывших в замок литовского князя: «У каждого из них

ЭПОХА ТРОЕВЕРИЯ
  В результате долгой, изнурительной и кровопролитной гражданской войны прусское государство Тевтонского ордена было разделено, его западная часть со столичным городом Мариенбургом по

ОБ ОРДЕНСКИХ ПЕЧАТЯХ МАРИАН
  В соответствии с уставом Тевтонского ордена братьям‑рыцарям запрещались всякая личная переписка и использование личных (родовых) печатей. Однако должностные печати в ордене су

КРАТКАЯ КРИТИКА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЛИВОНСКИМ ФИЛИАЛОМ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
  После окончательного присоединения Новгородской земли к владениям великого князя Московского в 1478 г. в прибалтийском приграничье шла, по существу, непрерывная «малая» война. В янв

ЗОЛОТОЙ ЗАКАТ
  Для тевтонских «Божьих дворян» XVI и XVII вв. были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы, – нашествием турок

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД НОВОЙ БУРЕЙ
  С окончанием войн Габсбургов и их союзников против турок‑османов во второй половине ХУШ в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов с

ПОД ЭГИДОЙ МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ
  На протяжении нескольких десятилетий орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН В ЭПОХУ ДИКТАТОРОВ
  После аншлюса (включения Австрии в состав национал‑социалистической Великогерманской империи) в 1938 г. Тевтонский орден (в отличие, например, от ордена Святого Иоанна Иерусал

ФАЗА ТЕНЕБРАЦИИ
  После окончания Второй мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского ордена – сначала в Австрии (уже в 1945 г.) и одновременно – после 145‑летнего перерыва – в Ге

Рыцарский (военный) орден
Генрих (Герман) Вальпот (Вальпото, Вальпоте, Вальботе) 1198–1200 Отто фон Керпен 1200–1208 Генрих (Герман, Герберт) фон Тунна по прозвищу Барт 1208–1209 Герман фон Зальца

БОЕВАЯ ПЕСНЯ БРАТЬЕВ ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ
  Оригинальный немецкий текст этой тевтонской орденской песни‑псалма, сочиненной в XIII в., мы даем в том виде, в каком она вошла в гак называемый «Глогауский песенник» (нем.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
    Покровительница Тевтонского ордена Пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги