рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА - раздел История, История Тевтонского ордена   В Статье 2 Раздела Iv Законов Гохмейстера Винриха Фон Книпрод...

 

В статье 2 раздела IV Законов гохмейстера Винриха фон Книпроде (1351–1382) говорится: «Братьям надлежит всегда носить с собой меч».

а) Меч

Главным оружием всякого брата‑рыцаря и всякого брата‑сарианта Тевтонского ордена являлся меч (нем. «шверт»). Всякий брат ордена должен был по возможности оставаться препоясанным мечом (даже в мирное время и даже если он не носил на себе иного вооружения, доспехов и шлема), например во время конных прогулок. В то же время все посетители орденского дома, не принадлежавшие к ордену, должны были, перед тем как войти в дом, снимать свои мечи (как и при проезде через ворота городов, расположенных во владениях Тевтонского ордена).

Мечи не перечисляются в инвентарных описях орденских арсеналах именно потому, что как бы являлись неотъемлемым элементом облачения каждого члена ордена, который он постоянно имел при себе. Какого‑то общего или единообразного типа меча члена Тевтонского ордена исторически не существовало.

Обычно рыцари, принимаемые в Тевтонский орден (да и в другие военно‑монашеские ордены – например, в орден госпитальеров Святого Иоанна), вступали в него вместе со своими мечами, поэтому различные варианты мечей, распространенных в тогдашней Германии (Священной Римской империи), были представлены и в войске Тевтонского ордена. Во всяком случае, светские рыцари‑ленники (вассалы) ордена Приснодевы Марии (служившие ему и участвовавшие в орденских походах‑рейсах за предоставленный земельный надел), судя по многочисленным находкам, широко употребляли мечи, выкованные в орденских оружейных мастерских или в собственных кузницах по достаточно устаревшим образцам (так, один из найденных на поле битвы под Танненбергом подобных мечей, датируемый примерно 1395 г., повторяет по форме меч образца 1300 г.).

С течением времени длина орденских мечей постепенно увеличивалась. Если клинок меча, датируемого концом XII в., чаще всего достигал в длину 80 см, то клинок меча второй половины XIV в. – уже 1 м.

Мечи ковались из стали и железа и полировались до зеркального блеска. Они имели обоюдоострый клинок. По уставу Тевтонского ордена мечи, как и другие виды оружия, было запрещено чем‑либо украшать. Правда, в реальности совсем без украшений дело все‑таки не обходилось, но украшались обычно только навершия рукояток мечей, имевшие различную, не регламентированную, форму. Навершия украшались маленькими изображениями орденского креста, порой фигурками или даже фамильным гербом владельца (изображать который на щите, одежде, шлеме или конской попоне членам ордена в «классическую» эпоху его существования было строжайше запрещено). В очень редких случаях эфес или крестовина меча покрывались бронзой, еще реже верхняя часть клинка украшалась девизом или каким‑либо узором. И буквально в считанных случаях клинок орденского меча частично воронился, украшался латунной проволокой, словами молитв или благочестивыми изречениями.

Тяжелый эфес меча служил противовесом клинку, уравновешивая меч в руке бойца. С целью облегчения веса меча (а отнюдь не для того, чтобы с него «легче стекала кровь», как иногда пишут и думают!) клинок имел долы. Меч с долами на клинке весил в среднем около 3 кг. Большинство мечей (не «принятых» в орден вместе со своими владельцами) ведомство маршала рыцарей Пресвятой Девы Марии Тевтонской получало от местных городских оружейников или же из лучших оружейных мастерских городов, расположенных в других государствах Европы (например, из Вены). Меч вкладывался в кожаные ножны, усиленные внутри деревянными вкладками.

О мечах братьев‑рыцарей основанного князем Конрадом Мазовецким польско‑немецкого Добринского ордена, упоминавшегося нами выше и действовавшего против прусских язычников до прихода в Пруссию тевтонов, сообщается, что их ножны были якобы красного цвета. О ножнах мечей тевтонских рыцарей подобных сведений у нас не имеется.

В очень редких случаях на поясах, на которых рыцари Тевтонского ордена носили мечи, встречались декоративные металлические бляхи или иные украшения, хотя это было строго запрещено статьей XIX Законов гохмейстера Дитриха фон Альтенбурга (1335–1341), недвусмысленно гласившей:

«Такожде и поясам для ношения мечей надлежит быть скромными ремнями безо всяких блях» (нем. «Ouch suln sin die swertfessele slecht gryme ane spangen»).

б) Дюзак (дуссака)

Дюзаком (дюзакой, или дуссакой – искаженное славянское слово «тесак») назывался слегка изогнутый, дешевый в изготовлении меч с лезвием и металлической дугообразной гардой, защищавшей пальцы державшей его руки, состоявший на вооружении «неблагородных» воинов Тевтонского ордена в период с XIII по XV в. Этим тесаком (изогнутый клинок которого достигал в длину в среднем 70 см) пользовались также члены бюргерских ополчений подчиненных ордену городов или отрядов немецких, польских и прусских крестьян, выступавших в поход по призыву гохмейстера под началом своего господина – светского или духовного вассала ордена. Дюзаки были также излюбленным оружием чешских наемников ордена и матросов орденского флота.

в) Кинжал (нем. «туллих», «дуллих», «дольх»), или «милость Божья» (нем. «гнадготт», лат. «мизерикордия», misericordia) Братья‑рыцари и братья‑сарианты носили справа на поясе кинжалы. Эти «кинжалы милосердия» были предназначены, прежде всего, для закалывания поверженного противника через щели в доспехах (в подобных случаях, вероятно, предполагалось, что всякий благочестивый брат ордена Девы Марии, прежде чем покончить с лежащим на земле неприятелем – во всяком случае, католиком‑поляком или еще каким‑либо «братом во Христе», скажет или шепнет ему на ухо: «Да пребудет с тобой милость Божья!», или по‑немецки: «Гнад дир Готг!»).

Впрочем, поляки, в свою очередь, в долгу не оставались. Вспомним хотя бы знаменитую сцену завершения Грюнваль‑дской битвы в романе лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича «Крестоносцы»: «Мацько дважды вонзил мизерикордию в горло врагу. Куно страшно захрипел, выкатил глаза, изо рта у него хлынула кровавая пена... (цитирую по памяти. – В.А.)»

Впрочем, кто его знает... Хотя откуда‑то ведь должно было взяться такое название!

В качестве средства самообороны кинжалы состояли и на вооружении оруженосцев братьев‑рыцарей, возивших за своим господином щит и копье и не имевших собственного вооружения. Да и вообще, никакому воину не возбранялось их иметь.

Кроме кинжала (на случай, если придется завалить сарацина, половца, прусса, литвина или поляка), на поясе обычно носили еще и нож (чтобы «колбаски или сальца нарезать», или еще там чего)...

г) Булава, шестопер, чекан, боевой топор

Наряду с клинковым на вооружении войск Тевтонского ордена состояло и оружие ударное. Булавы, шестоперы (перначи) и чеканы (боевые молоты) были излюбленным оружием конных воинов.

Военные предводители особенно охотно пользовались булавами или шестоперами (напоминавшими по форме скипетр), служившими им не только ударным оружием, но и символом власти. Очень любили пользоваться булавой или шестопером епископы, выступавшие на войну во главе своих воинских контингентов по призыву своего сюзерена – верховного магистра Тевтонского ордена, – ведь им, как князьям Церкви и лицам духовного звания было строжайше запрещено проливать кровь мечом.

Чеканы, или боевые молоты (нем. «рабеншнабели», то есть «вороньи клювы»), использовались конными воинами для проламывания вражеских шлемов и пластинчатых лат.

Боевые топоры (секиры) входили в комплект вооружения пеших воинов (кнехтов) и экипажей кораблей орденского флота.

д) Древковое оружие

Древковое оружие различных размеров, снабженное наконечниками различных форм, было главным оружием как пехоты, так и конницы ордена Девы Марии. При раскопках средневекового имения Клеменсбург, принадлежавшего светскому рыцарю‑леннику Тевтонского ордена были обнаружены металлические наконечники различных видов древкового оружия длиной от 15 до 58 см и различной ширины.

Пики

Пехотные пики (нем. «шписы») имели длинные и широкие наконечники в форме клинка или шила (для протыкания неприятельских кольчуг).

Копья

Задняя часть древка рыцарское копья (нем. «ланце», «штос‑сланце»), имевшего (в отличие от пик и копий, состоявших на вооружении орденской пехоты) сравнительно компактный, небольшой и короткий наконечник, достигавшего в длину 4 м и весившего до 6 кг, во время атаки зажималась рыцарем под мышкой правой руки. Для нанесения мощного таранного удара копьем, взятым наперевес, рыцарь вытягивал ноги вперед и плотно упирался нижней частью спины (скажем так) в заднюю луку высокого рыцарского седла.

Древко рыцарского копья чаще всего было абсолютно прямым и имело одинаковый диаметр по всей своей длине.

По правилу XXII устава Тевтонского ордена его членам запрещалось пользоваться древковым оружием, раскрашенным в яркие «светские» цвета. Из цветов для окраски древка допускались только церковные («монашеские») – черный, серый или коричневый – в тон цветам облачений различных сословий (классов, или категорий) членов ордена.

Странным образом, в уставе и хрониках Тевтонского ордена совершенно отсутствуют какие бы то ни было упоминании о флажках‑прапорцах на копьях братьев (столь любимых иллюстраторами).

Гуфдорны (по‑русски «железный чеснок»)

Этот вспомогательный вид оружия, широко использовавшийся не только в эпоху Средневековья, представлял собой небольшие железные конструкции из четырех железных шипов или гвоздей, торчащих остриями в разные стороны и разбрасывавшихся на предполагаемом пути неприятельской конницы. Так, например, при описании набега русского князя Владимира Полоцкого на Ригу хронист сообщает, что немцы сделали все дороги, ведшие к Риге, непроходимыми для полоцкой конницы, разбросав повсюду «железный чеснок».

Если «железный чеснок» разбрасывался в больших количествах (как это обычно и бывало), он мог создать серьезные проблемы для продвижения не только конницы, но и пехоты неприятеля.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Тевтонского ордена

История Тевтонского ордена... История орденов и тайных обществ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Автор выражает благодарность А. Кибовскому, Л. Ма

ПСЫ‑РЫЦАРИ» ИЛИ «БОЖЬИ ДВОРЯНЕ»?
  Немецкому ордену (Deutscher Orden) Пресвятой Девы Марии, более известному у нас под его другим названием – Тевтонского (а также под совершенно фантастическим названием «Ливонский ор

ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ РУСИ И ПРАВОСЛАВИЯ?
  Под пером «энтузиастов» и «популяризаторов» отечественной истории бои сугубо местного значения под Псковом и Изборском, стычки – пусть кровопролитные, но буквально переполняющие ист

БЫЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ФОРПОСТОМ ГЕРМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ?
  После взятия мусульманами христианского порта‑крепости Аккон (Сен‑Жан д’Акр) в 1291 г., сделавшего невозможным дальнейшее пребывание руководства Тевтонского ордена в Свя

АККОНСКИЙ ГОСПИТАЛЬ
  При римско‑германском императоре Генрихе VI Гогенштауфене Священной римско‑германской империи удалось подчинить себе, после Англии, остров Кипр, в знак чего император Ге

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ И КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
ФРИДРИХА ГОГЕНШТАУФЕНА (1228‑1229)   Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250), основатель Неаполитанского универс

О ВОИНСТВЕ ХРИСТОВОМ
  Середина XIII в. стала подлинным «началом конца» эпохи Крестовых походов, и связанный с ее начальным периодом крестоносный энтузиазм стали заметно ослабевать. Однако идеал крестонос

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БИТВЕ ПРИ ВАЛЬШТАТТЕ
  В кровавой битве при Вальштатте (Легнице, или Лигнице) 9 апреля 1241 г. объединенное рыцарство римско‑католической Европы скрестило копья и мечи с «несущими смерть Чингисхана

НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
  В начале XIII в. Прибалтика до границ с Литвой была подданной Руси (западная часть платила дань Полоцкому княжеству, восточная – Господину Великому Новгороду). В 1199 г. па

О ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Тевтонский орден имел строгий устав и четкую иерархическую структуру. Во главе ордена стоял Совет (Конвент) высших должностных лиц, называвшихся по‑немецки (гросс) гебитигеры,

ИЗБРАНИЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА МАРИАН
  Весьма любопытной представляется, на наш взгляд, процедура выборов гохмейстера тевтонов. Сначала на заседании Генерального Капитула зачитывался вслух устав Тевтонского орде

О ДОЛЖНОСТНОМ ГЕРБЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА
  Прямой черный крест верховного магистра Тевтонского ордена на белом поле был украшен в центре черным одноглавым орлом Священной Римской империи германской нации на золотом щите. На

БЫЛИ ДВОРЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?
  В качестве полноправных членов в Тевтонский орден в первые столетия его существования принимались главным образом отпрыски дворянских родов (как правило, младшие сыновья мелкопомест

ЗНАМЕНА И ХОРУГВИ
  На главной хоругви Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы – герб ордена – прямой черны

КОМТУРЫ
  Особо важное место среди братьев‑рыцарей Тевтонского ордена занимали комтуры (коммендаторы, или командоры). Эти должностные лица ордена, избираемые из числа наиболее опытных и

БРАТЬЯ‑СВЯЩЕННИКИ
  Братья‑рыцари (нем. пристербрюдер) и братья‑сарианты (сариантсбрюдер) Тевтонского ордена, будучи монахами, несли военную службу, различаясь по сословным признакам

УСЛУЖАЮЩИЕ БРАТЬЯ
  Третью группу членов Тевтонского ордена составляли уже упоминавшиеся нами сарианты, или услужающие братья, по‑немецки: «диненде брюдер» (именуемые по цвету их одежды «серыми п

ПОЛУБРАТЬЯ И ФАМИЛИАРЫ
  Как уже упоминалось выше, существовала и еще одна категория членов ордена – так называемые «полубратья» (лат. «димидии», или «семифратрес»). В эту категорию зачислялись некот

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРДЕНСКИХ СОСЛОВИЙ
  Орден Пресвятой Девы Марии сохранял вышеописанную членскую структуру, с некоторыми изменениями, вплоть до 1923 г., когда во главе его был – впервые за всю его историю – поставлен в

ОБ ОРДЕНСКОЙ ИЕРАРХИИ ТЕВТОНОВ
  Структура владений Тевтонского ордена лишь в очень редких случаях совпадала с границами тогдашних феодальных государств. Каждое крупное орденское владение – провинция ордена – имено

НОВЫЕ МАККАВЕИ
  К середине XIII в. Тевтонский орден достиг своего максимального территориального расширения. В хрониках тех лет упоминаются ландкомтуры Ливонии, Пруссии, Германии (Тевтонии), Австри

ТЕРРА МАРИАНА
  1226 г. ознаменовал собой начало одного из важнейших периодов в истории Тевтонского ордена. Правивший на севере Польши (фактически утратившей государственное единство и распавшейся

КНЯЗЬ ДОВМОНТ И ТЕВТОНЫ
  Все свое псковское княжение Тимофей‑Довмонт провел в походах и битвах – то с литовцами, то с ливонскими тевтонами. В конце 1267 г. правивший Новгородом князь Переяславский Дми

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВОЙН ТЕВТОНОВ С ЛИТОВЦАМИ
  Нетрудно заметить, что прибалтийские языческие племена, постоянно враждовавшие между собой, никак не могли сплотиться против общего врага. Именно эта разобщенность стала основным фа

ДОБРИНСКИЙ ОРДЕН
  Добринский (Добрынский, Добжиньский, или Добжинский) рыцарский орден, известный также под названием «ордена братьев‑рыцарей Христовых», «воинства Христова» (milites Christi),

ОРДЕН БРАТЬЕВ‑МЕЧЕНОСЦЕВ
  После убийства второго епископа Ливонского Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 г. назначенный ему на смену папой римским Иннокентием III Альбрехт (Альберт) фон Буксгевде

ЗНАМЯ ДОМА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ В ЛИВОНИИ
  Дом Пресвятой Девы Марии Тевтонской в Ливонии имел свое собственное знамя, которое во время военных походов везли рядом с ландмейстером или в его отсутствие рядом с ландмаршалом, яв

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БОРЬБЕ ЗА АККОН
  Жители Аккона, последней твердыни западных крестоносцев (латинян или франков), Иерусалимское королевство которых формально продолжало существовать даже после повторной утраты франка

ТВЕРДЫНИ РЫЦАРЕЙ ХРИСТОВЫХ
  Они по‑прежнему высятся суровыми каменными часовыми, на севере и на юге, на востоке и западе, храня безмолвную память столетий. Их имена звучат ударами древних башенных колоко

ЯВЛЯЛИСЬ ЛИ ОРДЕНСКИЕ РЫЦАРИ КРЕСТОНОСЦАМИ?
  Как это ни покажется странным, члены военно‑монашеских орденов не могли считаться крестоносцами по определению. Дело в том что, в соответствии с папскими постановлениями можно

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  а) Боевое построение. В полевых сражениях войско Тевтонского ордена обычно строилось в три линии, или эшелона (по‑немецки «треффен»). Третью линию составлял резерв. К

ОБ АРБАЛЕТАХ И АРБАЛЕТЧИКАХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В указе верховного магистра Конрада фон Юнгингена о направлении в 1404 г. орденского экспедиционного корпуса на остров Готланд с целью очистить его от морских разбойников‑вита

О ПРОВИАНТСКОЙ СЛУЖБЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Повествуя в своей «Ливонской хронике» о войнах тевтонов с ратниками великого князя Московского, Бальтазар Рюссов писал: «Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей

О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по‑польски – Эльблонг) Данциг был присоединен к владениям Тевтонского ордена (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. –

ТИПЫ ТЕВТОНСКИХ КОРАБЛЕЙ
  Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. В 1404 г. тевтонский замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг – более

ОБ ЭКИПАЖАХ КОРАБЛЕЙ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны наряду с пешим и конным ополчением предоставлять в распоряжение ордена также лодки, корабли и матросов,

ТЕВТОНСКИЙ ФЛОТ И БРАТЬЯ‑ВИТАЛЬЕРЫ
  Хорошо известно, что многие духовно‑рыцарские ордены Средневековья (да и более поздних эпох) – например, Тосканский орден Святого Стефана или орден Святого Иоанна Иерусалимско

РАЗГРОМ ПРИ ТАННЕНБЕРГЕ
  Параллельно с постепенным упадком рыцарства в XV в. стал неудержимо нарастать и кризис в римско‑католической церковной среде, приведший к Реформации и расколу Западной Европы

ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗМЕИ» ТЕВТОНОВ
  В своей героической поэме «Гражина» польский поэт Адам Мицкевич писал о воинах комтура ордена Девы Марии Дитриха фон Книпроде, прибывших в замок литовского князя: «У каждого из них

ЭПОХА ТРОЕВЕРИЯ
  В результате долгой, изнурительной и кровопролитной гражданской войны прусское государство Тевтонского ордена было разделено, его западная часть со столичным городом Мариенбургом по

ОБ ОРДЕНСКИХ ПЕЧАТЯХ МАРИАН
  В соответствии с уставом Тевтонского ордена братьям‑рыцарям запрещались всякая личная переписка и использование личных (родовых) печатей. Однако должностные печати в ордене су

КРАТКАЯ КРИТИКА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЛИВОНСКИМ ФИЛИАЛОМ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
  После окончательного присоединения Новгородской земли к владениям великого князя Московского в 1478 г. в прибалтийском приграничье шла, по существу, непрерывная «малая» война. В янв

ЗОЛОТОЙ ЗАКАТ
  Для тевтонских «Божьих дворян» XVI и XVII вв. были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы, – нашествием турок

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД НОВОЙ БУРЕЙ
  С окончанием войн Габсбургов и их союзников против турок‑османов во второй половине ХУШ в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов с

ПОД ЭГИДОЙ МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ
  На протяжении нескольких десятилетий орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН В ЭПОХУ ДИКТАТОРОВ
  После аншлюса (включения Австрии в состав национал‑социалистической Великогерманской империи) в 1938 г. Тевтонский орден (в отличие, например, от ордена Святого Иоанна Иерусал

ФАЗА ТЕНЕБРАЦИИ
  После окончания Второй мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского ордена – сначала в Австрии (уже в 1945 г.) и одновременно – после 145‑летнего перерыва – в Ге

Рыцарский (военный) орден
Генрих (Герман) Вальпот (Вальпото, Вальпоте, Вальботе) 1198–1200 Отто фон Керпен 1200–1208 Генрих (Герман, Герберт) фон Тунна по прозвищу Барт 1208–1209 Герман фон Зальца

БОЕВАЯ ПЕСНЯ БРАТЬЕВ ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ
  Оригинальный немецкий текст этой тевтонской орденской песни‑псалма, сочиненной в XIII в., мы даем в том виде, в каком она вошла в гак называемый «Глогауский песенник» (нем.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
    Покровительница Тевтонского ордена Пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги