рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сотворение гуслей

Сотворение гуслей - раздел История, Русские гусли. История и мифология   У Народов, Которым Повезло, Сохранились Предания О Сотворении...

 

У народов, которым повезло, сохранились предания о сотворении самого «главного» своего инструмента. Чаще всего такие повествования мы находим у первобытных племён или у народов на ранней стадии исторического развития. Да и само повествование о появлении такого инструмента миф всегда относит к начальным временам, когда мир создавался и обустраивался. Как правило, не все музыкальные инструменты удостаиваются такой чести. Только самые важные, самые любимые, самые «волшебные» из них попадают в эпос о творении и происхождении всего и вся. Действительно, легенда о сотворении инструмента встаёт в один ряд с такими важнейшими преданиями народа, как создание Вселенной, возникновение земли и появление человека. Это говорит нам о том, что такой инструмент – не просто звукоизвлекающее устройство, а ещё некий очень важный мифологический символ, сохраняющий в своём образе целую систему понятий и архаичных представлений.

У таджиков, например, есть предание о «дудке орла», сделанной из кости орла. Под музыку этого инструмента исполняется «танец орла», видимо, восходящий к древним тотемическим представлениям. К подобным преданиям, вероятно, восходит и легенда о тувинском двухструнном смычковым инструменте «игиле». По легенде первый игиль был сделан по инструкциям, данным мастеру во сне священной лошадью. Пара‑тройка старинных инструментов действительно изготовлены из конского черепа, что перекликается с преданием. К тому же игиль может издавать звуки, подобные конскому ржанию.

У греков считали, что священная кифара была сделана богом Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Казалось бы, простое устройство – семиструнная кифара – стала символической основой для создания нескольких философских школ и мистических направлений античности.

Ирландская арфа часто появляется на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII–X вв. в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. Согласно преданию, ирландская арфа появилась чудесным и необычным путем. Некая женщина задремала на берегу моря и под плеск волн услышала сквозь сон, как ветер гудит сухожилиями в скелете кита, грузно валявшемся неподалеку от нее. Услышав её рассказ, муж женщины тотчас изготовил деревянную раму и натянул на ней китовые жилы, сделав первую арфу.

У русских сохранилась древняя песня, рассказывающая о сотворении воинским сословием (князьями и боярами) гуслей из чудесного древа[13], растущего посреди чистого поля. Фактически посреди мира, на «пупе земли».

 

Пуруша. Индийский рисунок

 

Описание это очень похоже на то необыкновенное древо, что росло посреди библейского рая. Или же на легендарную яблоню, называемую Джамбо, мировое дерево из арийских преданий, растущее в центре мира на склоне мировой горы Меру. Русская песня описывает его как: тонкое, высокое, с глубоким корнем, с широкими листьями. Древо это находится далеко, за горами, за долами, до него нелегко добраться. Но в назначенный день к древу собираются князья и бояре. Они думают и гадают (бросают жеребей?), как срубить древо и сделать из него гусли. Воины подрубают древо под корень, разрубают его на четыре части и делают звончатые гусли. На этом часть повествования о гуслях заканчивается и дальше уже поётся о призывании «батюшки родного», которого забавляют игрой на только что сделанных гуслях. Но остановимся на рассказе о сотворении гуслей. Легенда живо напоминает древнее ведическое предание о первосуществе – Пуруше, которого расчленили на четыре части и принесли в жертву ему же самому. Из его частей (по убеждению ведических ариев) был сотворён весь видимый мир.

Основные четыре части стали материалом для создания трёх варн‑сословий: жреческой (брахманы), воинской (кшатрии), труженики, купцы (вайшья) и людей, не относящихся к варнам, – неприкасаемых (шудры). В русской фольклорной изобразительной традиции существует приём, посредством которого человек изображается в виде дерева или цветка. Или бывает иначе: дерево в вышивке, рисунке или резьбе выглядит весьма антропоморфно. Иначе говоря, эти символы перетекают друг в друга и часто заменяют друг друга, подчёркивая мифологическое тождество.

 

Мотив вышивки на конце полотенца. Новгородская губ. XIX в. Собрание РЭМ

 

Это обстоятельство наводит на мысль, что древнее русское предание о сотворении гуслей является вариантом древней арийской легенды о сотворении мира из тела первосущества Пуруши, только в нашем варианте из него ещё сотворяются и гусли, которые князья со боярами унесли из центра мира «на все четыре стороны», образовав символический крест, находящийся в центре мира и в основе горизонтального пространства. Все четыре части древа стали четырьмя гуслями и распространились по миру. Учитывая то, что рассказывалось выше про «гуны» и родство этой натурфилософской концепции с теми фрагментами древних воззрений славян, которые сохранились в русском фольклоре, станет очевидно, что это очень древние предания. Народные представления бытовали некогда не только в виде легенд, но и являлись мифом старинной натурфилософской традиции, описывающей в поэтических образах создание мира и то, как следует этот мир сохранять и поддерживать игрой на гуслях. Есть в песне и черты поминального обряда: гуслями призывают в гости предков. Гусли, о которых поётся в песне, были сделаны из дерева, растущего в центре мира, фактически из ядра поэтически осмысленной Вселенной. И эти гусли были – по устойчивому выражению стиха о Голубинной книге – «Всем гуслям мать». Распространившись на «все четыре стороны», гусли своей игрой освятили пространство и, согласно учению о гунах, поддержали мировое устройство.

 

 

Когда (по сюжету песни) игрой на гуслях призывают своего предка (батюшку родного), то он, погостив, стремится уехать, «у окошка спать ложится, окно растворяет, всё свету желает» и сетует: «Ай, что это? Свету нету…». Потом поняв, сообщает: «Знать, его не будет!». Он пропускает двух возниц, которые могут его увезти к Свету, и на третьем уезжает. Возницы очень похожи на всадников Утренника, Полуденника и Вечерника, часто встречающихся в русских сказках, персонифицированные периоды светлого дня. Не о них ли как о возницах поётся в песне?

Вероятно, в тексте предания идёт речь о том, что предок (батюшка родной), уже отошедший к миру лучшему – Светлому, не может долго находиться в гостях в нашем мире, испорченном грехом и кривдой. Подобно тому, как Правда в духовном стихе о Голубиной книге, он возвращается из нашего мира «на Небеса к Царю Небесному», туда, где Свет. А гусляр остаётся в мире людей, храня чудесный инструмент, сделанный из дерева, росшего в центре мира, и играющий мелодии, поддерживающие этот мир в порядке.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русские гусли. История и мифология

Русские гусли История и мифология... Григорий Николаевич Базлов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сотворение гуслей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гусли‑«гу́ны». Следы древней натурфилософии в славянских представлениях о создании мира игрой на гуслях
  Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли – инструмент гармонизации вселенной», который был прочитан в Санкт‑

Гусляр Вяйнямёйнен – первопредок венедов?
  Предание о творении и обустройстве мира звуком песни и игрой на гуслях сохранилось в славянском фольклоре лишь фрагментарно. А в мифологии карелов и финнов этому сюжету уделено мног

Не звенит на радость людям .
  Тогда старый Вяйня мейнен говорит:   Нет средь нашей молодежи, среди юного народа, нет и в поколенье

Царь‑гусляр – царь Давид?
  Предположительно, слово «деви» происходит от праиндоевропейского deiwos – прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня diw «светиться». Жен

Егорий Храбрый
    Сюжет барельефа, где царь‑гусляр

Казак Мамай
    На юге России и на Украине ситуация с

Пляска Морского царя
    Народный музыкальный инструмент в трад

Са́дху – инициация гусляра
  Са́дху (sādhu) – санскритские термины sādhu («добродетельный человек») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных

Садко богатый гость
  Кажется уже общепринятым и окончательным, что былинный герой Садко воспринимается исследователями как новгородский купец‑гусляр. Точнее, как разбогатевший гусляр, ставший впос

Был ли Садко язычником?
  Христос выводит из ада Адама и Еву

Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?
    Былину о богатыре Дюке Степановиче исс

Соловей Будимирович
    В русской эпической традиции есть нема

Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)
    «Русские гусли принадлежат истории

Птица Острафиль и гусельный строй
    Струны гуслей сравниваются с волнами и

Гусли – инструмент богатырей
  При внимательном прочтении былин складывается впечатление, что гусли, как инструмент, были наиболее популярны у воинского сословия. Во всяком случае, из массы инструментов, существо

Гусли в русской религиозной традиции
  При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12     В седой древности славянской и, видимо, в про

Где и кто изобрел гусли?
    Под гуслями в данной главе мы подразум

Как и в гуде гусель[156].
  Учитывая перечисленные примеры, мы можем в самом общем виде очертить основной регион бытования гуслей и родственных им инструментов в европейском Средневековье. Карта пока не достат

Гусли или гудок?
  В истории происхождения гуслей есть весьма загадочный сюжет. Дело в том, что словом «гусли» славянские народы называют два очень не похожих инструмента. У южных и западных славян «г

Главный русский инструмент
  У большинства народов существует множество разнообразных музыкальных инструментов, именно этому многообразию мы обязаны появлением ансамблей и оркестров. Однако можно говорить и о с

Часть беседы
  Алексей Анатольевич Мехнецов.

Начинающий гусляр Кирилл Кологреев так описал свои впечатления от самого первого знакомства с гуслями
  «Под Бологом приобрели гусли у Сергея Ивановича (отец решил мне подарок сделать, за что ему большое сыновье спасибо). Там первый раз и заиграл. Показали, как «Русского» играть, как

Живой звук, я посредине между предками и потомками
  Сергей Иванович Чернышов

Очищение. Сергей Иванович Чернышов
  Что есть фольклор? Взаимоотношение с окружающей средой. Это хорошо иллюстрирует постоянная, бесконечная смена двух аккордов, она меня вводит, нет, не в транс, потому, что я здесь и

Солнце и Луна
  Известный гусляр, наш современник Андрей Байкалец (настоящее имя: Андрей Дмитриевич Кравченко) как‑то рассказывал о том, что когда на гуслях извлекается аккорд – мажор (тоника

Кривда и правда
  Примечательно, что в исторических воспоминаниях и в непрерывной народной традиции гусли воспринимались как инструмент, являющий собою стройную натурфилософскую модель мироздания. И

Нездешние голоса
  Во время игры на хороших, правильно настроенных гуслях часто появляются обертоны. Наряду с той мелодией, которую исполняет музыкант, образуются новые звуки, которые, кажется, возник

Сильные места
  В разных местах, в разных ландшафтах и помещениях гусли звучат по‑разному. То совсем тихо и блёкло, то мощно, заполняя своим звуком всё пространство. Иногда достаточно чуть пе

Алексей Намзин
  Я заметил, что у меня получается под 7‑струнку петь лирику и прочее, а под 6‑струнные гусли хорошо получается только драться. Ощущения во время игры разные. Быв

Игорь Петров
  – Звук рождается на гуслях не от струн, а от соприкосновения пальцев со струнами. – Когда играешь на гуслях, то правая рука перекликается с левой. Руки играют друг с другом

Александр Кайманаков
    Заиграйте мои гусли, гусли звончаты

Вносить лад в Мир
  Илья Ахрамеев  

Плясать и слушать
  Иван Афанасьевич Овчинников. Рисунок А. Кайман

Были про гусли. Дмитрий Парамонов
  Что мне рассказать про гусли? Даже не знаю. Какое либо событие из жизни гусляра? Ну вот, был у меня такой случай. Поехал я как‑то на Русское море (Чёрное, зн

Сходство искусства гусляров с русским рукопашным боем и практикой бойцов‑рукопашников
  Дмитрий Парамонов, снимая фильм про русский рукопашный бой – бузу, обратил внимание, что основополагающее движение – «покач», на которое нанизываются все остальные «второстепенные»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В заключение хочу поблагодарить моего терпеливого читателя, что он добрался до конца книги! Очень хочется, чтоб она послужила возвращению гусельной традиции в наши дома и на наши пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги