Философия

1.Предмет, специфика и функции философии.

2 взгляда на философию-как наука, и как тип мировоззрения. Также может быть как общественное сознание. Но мнений существует множество.

Философия как наука-в разные исторические времена были разные точки зрения, о том, что есть философия. Главным критерием научности подтверждение на практике. Философия это наука на основе разума, те или иные воззрения все равно находят подтверждение, пусть и не за быстрое время.

Философия-это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Философия – теоретическое мировоззрение.

Предмет знания – некая реальность, действительность, которая изучается и описывается данным знанием. Предмет философии – мир в целом (научный подход); человек (антропологический подход); отношение человека к миру (теоретический подход).

Предметом философии является всеобщее в системе “мир-человек” [из лекций]

Специфика философского мышления:

1) философское мышление является логическим (логико-теоретическим)

2) рассматривает предметы в наиболее общем виде.

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор.ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средства. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии». Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот — материального над духовным.

Функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

1.Предмет, специфика и функции философии.

Предмет философии – отношение человека к миру с определением философии «как мира в целом». Первичные формы освоения человеком объективного мира – мироощущение и мировосприятие. Мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять причины и оценить свои действия их последовательность миропонимания. В дальнейшем миропонимание (мироощущение) формируется в мировоззрение, в котором знания и убеждения образуют единственное целое. В мировоззрении концентрируется весь накопленный человеком опыт общения с людьми с природой, осмысление индивидуальной жизни и жизни других людей.

Философия – теоретическое мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в нем.

Типы отношения человека к миру: 1) Гносеологическое (познавательное отношение), 2) Онтологическое (отношение к существованию: бытийного); 3) Аксиологическое (ценностное) – человек отличается от животного тем, что оценивает окружающий мир.

Специфика философских проблем состоит в том, что они в принципе не имеют окончательного решения, философские проблемы носят так называемый вечный характер. Решения философской проблемы ощущаются на основе логики, критического анализа – те теоретически. По мере развития философии получают все более глубокие всесторонние, новые решения. Получив единственное решение проблема становится научной.

Функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

2.Философская онтология.

Одни считают, что суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить. Одни устремляли свой взор к небу, другие на землю: одни обращались к богу, другие к человеку. Одни утверждали, что философия самодостаточна, другие говорили, что она должна служить обществу и человеку. Отсюда – философия как разнообразие подходов.

1) исследование наиболее общих вопросов бытия.

Бытие и небытие – материальное и идеальное.

Онтология – философское учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных категориях, описывающих реальность.

2) анализ наиболее общих вопрос познания. Познаваем или непознаваем мир.

Гносеология – философ учение о познании, структурах и формах знания, о методах познания, о критериях истины.

3) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

Изучение общественной жизни – социальная философия.

4) Исследование наиболее общих и существенных проблем человека.

Онтология – см выше. Гносеология – см выше.

Аксиология – философ учение о ценности, об оценочном отношении человека к миру, об онтологии статусе, ценности, и структуре ценностей.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ общепринятой классификации философ знания. Деление философии, философ знания на указанные разделы достаточно очевидно в силу разных аспектов, разных предметов изучения. При этом когда речь заходит о реальном предмете, все три аспекта сущ в единстве.

Парменид 5в. до н.э. поэма «О природе вещей» прежде всего, противопоставил знания и мнения в поэме

1) Знание основанное на разуме всегда истинно

2) Мнение основанное на чувствах всегда ложно

Разум самодостаточен. Парменид утверждает, что в основе разума лежит закон не противоречия. Невозможно помыслить чтобы что-то существовало и одновременно не существовало. То что противоричиво – не разумно.

Закон не противоречия позднее был сформулирован Аристотелем в следующем виде: нельзя приписывать предмету два прямо противоположных признака одновременно.

Парменид противопоставил знание, которое истинно и основано на разуме. Мнение ложно и основано на чувствах, заложил рационалистическую линию развития всей Европ. философии. Акцентирование разума, теоретико - логического мышления привело к формированию рациональной европейской философии. Согласно Пармениду истинно и соответствует разуму, то что не противоречиво. Мышление на уровне разума парменид связывает с логическим, прежде всего законом непротиворечия, нельзя приписывать прдмету два прямопротивоположных одновременно.

С Парменида начинается фил-й анализ реальности. Парменид сформулировал следующее положение «Бытие есть, а небытия нет».

Бытие это то, что есть, существует реально.

Онтологическая проблема:

1) Логические признаки бытия 2) Мир вещей

-вечно переходящие(не вечные)

Неизменно изменчивы

Подвижны

Неподвижно делимы

 

Неделимо не тождественны сами себе

 

себе тождественно познаваемы чувствами

 

познаваемо разумом

Следовательно: проблема состоит в том, что есть истинное бытие, реальность, если мир вещей таковым не является?

 

Парменид задает то, что небытие не существует потому, что немыслимо и не высказываемо , коль скоро оно не мыслимо и не выразимо в словах, оно становится бытием как факт мышления и как факт слова.

 

3. Теория познания.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.

Теория познания иначе называется гносеологией.

гносеология это знание о знании.ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии, в котором изучаются такие трудности, как природа познания, его способности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. Д. Термин «гносеология» в современной литературе употребляется в двух главных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфичных свойствах. ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА.С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает настоящий мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его реальность, преобразует и в ходе этих конфигураций познает её. Практика и познание — две взаимосвязанные стороны одного исторического процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества.главные ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни основным образом её потребностями.

4. Социальная философия и философия истории.

Социальная философия-все что связанно с социальным отношением в целом. Исследует сущность и значение культур.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.Предмет и функции социальной философииИстория философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет - мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии:1) философия - это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия, студенческая философия);2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например, разводить философию).Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К.Маркса о необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными, точными методами исследования бытия, общества и человека: философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.социальная философия -изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе

Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:• направленность и смысл истории,• методологические подходы к типологизации общества,• критерии периодизации истории,• критерии прогресса исторического процесса.Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг другаВсе люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариативный характер. В чем же задача социальной философии, как области философского знания, анализирующей историю человечества? Современный ответ на этот вопрос звучит следующим образом: "среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма.

Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин (федеральный компонент)