ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ДИЗАЙНА

 

1. Архитектурные ордера древней Греции и их применение в последующих архитектурных стилях.

ОРДЕР (лат. «ordo» - порядок, строй) Определенная художественная система стоечно-балочной кон­струкции, разработанная в древней Греции и перешедшая в архи­тектуру других стран и периодов в своеобразной трактовке (Рим, ренессанс, классицизм). Основу ордера составляют художествен­но разработанные стойка — колонна и балочное перекрытие — антаблемент; в состав ордера включаются далее подножие ко­лоннады и фронтон.

 

Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме.

 

Ордер в Древней Греции возник из дере­вянного прототипа. Переход к камню повлиял на всю структуру ордера; колоннам стали придавать большую толщину и ставить ближе друг к другу. Гр. ордер - не только каменная конструкция, но и полноценная художественная выразительная система. Рас­ширение к низу ствола колонны - подчёркивает её несущую функцию. Простое геометрическое сочетание антаблемента кон­трастирует с живыми упругими формами клонны (энтазис-припухлость ствола).

 

Правила построения ордера - модуль - половина диаметра ствола колонны у её основания (по Витрувию). Возможности различного (иногда даже условного) применения ордеров, ордерная система к середине 5 в. до н. э.- это гибкий художественный приёмом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства.

 

· Дорический ордер: 6 в. до н.э. Основной ордер. Строгий и торжественно-монументальный. Получил развитие на Пелопоннесе, в Сицилии. На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура. Пример: храм Аполлонаа в Фермесе, храм Деметры в Посейдонии, храм Аполлона в Коринфе.

· Ионический ордер: ок сер 6 в. до н.э., Отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей. Лёгкость форм, плавность линий, более женственный. Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками- волютами. Развивался в Аттике и в вост. районах Средиземноморья. Пример: Храм Артемиды в Эфесе, храм Аполлона в Коринфе, храм Геры на Самосе.

· Коринфский ордер: Получил развитие с 5 века до нашей эры и окончательно оформился в конце 4 в. до н. э. Пропорции подобны ионическим. Характерная черта- высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа. Пример: Большой Фолос в Дельфах, храм в Тегее, афинский Олимпейон.

 

Ранний период римского заимствования - греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов и храмов. Возникли тосканский ордер и композитный ордер (коринфские капители + ионические волюты). Получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны ещё в Др Греции); применялись также ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения).

Постепенно ордера теряют конструктивную роль -> декоративные функции. Колонны, как и антаблемент, перестают выполнять присущие им функции (столба и навеса), становятся декоративным придатком стены, украшают ее своими художественными формами.

Мало использовавшиеся в средние века ордера вызывают большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения, (впервые в Италии в 15 в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др.

Традиция украшать архитектуру ордером устоялась на протяжении 15-19 вв. За пределами Италии ордера распространились в 16 в. Французские архитекторы использовали большой ордер (фасад Большой галереи Лувра). В Испании ордера приживались дольше. В Архиепископской коллегии в Саламанке (около 1530 г.) их использование было еще бессистемным. Большой ордер испанцы использовали преимущественно в церковной архитектуре, например в соборе Гранады. В германских странах ордера появились только с проникновением сюда итальянских архитекторов. Сравнительно свободное употребление ордеров в 15 в. сменяется более строгим их применением в 16 в. Ордерная система легла в основу оформления фасадов и интерьеров памятников архитектуры классицизма и барокко.

В русской архитектуре элементы ордеров встречаются со времён владимиро-суздальского зодчества, а в 18 в. ордерные формы применяются широко и своеобразно (архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие).

В 20 в. использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.