рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Картина мира древних людей.

Картина мира древних людей. - раздел История, История Каждая Эпоха В Истории Человечества Отличается Своим Особым, Неповторимым Рит...

Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью челове­ка, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ веде­ния хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.

Что же такое «картина мира»?Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его со­ставляющих:

1) самоощущение человека;

2) представление им о пространстве, видение его;

3) ощущение времени.

Эти три общие категории полностью характеризуют из­меняющуюся структуру мира и место в нем человека. Та­ким образом, картина мира — это самоощущение челове­ка, основанное на представлениях о пространстве и време­ни. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реаль­но существующее мировое пространство со всем многообра­зием составляющих его предметов и явлений, характеризу­ющихся различными свойствами, происхождением и пред­назначением. Понятие времени также специфично и вклю­чает в себя как астрономическое время, так и биологиче-


ское (время сменяющих друг друга поколений), индивиду­альное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, госу­дарства).

Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднознач­ности их расшифровки, а также весьма неполного (фраг­ментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в пол­ном масштабе.

Наиболее ярко и полно картина мира представлена в ду­ховной культуре, особенно в рамках религиозных верова­ний представителей первобытной эпохи.

Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные рели­гиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присва­ивающему хозяйству и созданием государств и рабовладель­ческого общества формируются мифология и мифологиче­ское сознание. (Миф — особый способ отражения мира в со­знании человека, характеризующийся чувственно-образны­ми представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, бо­лее сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобо­жия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, по­ставило черту под прежним духовным опытом человече­ства, создав на его основе принципиально новую и постро­енную на иных ценностях систему мировоззрения.

Первобытные культы доцивилизационного периода яв­ляются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскаль­ные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты


лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь тем­ные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изобража­лись группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).

Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был спо­собен влиять на происходящие процессы, его жизнь цели­ком зависела от окружающего мира. Он испытывал жест­кую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, со­гласно которой отдельный род, племя вели свое происхож­дение от общего предка — какого-либо животного или расте­ния. Племя, род носили имя своего тотема, который пред­ставлялся добрым и заботливым покровителем.

Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособ­ность осознать причины и суть происходящих в нем явле­ний способствовали возникновению магии и гадания. Ма­гия была более активной формой выражения, предполагаю­щей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только живот­ные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и достав­шимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.

Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире яв­лений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой сис­темы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал га­дать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.

Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотво­рялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.


Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающе­го человек переходит к производящему хозяйству. Появ­ляются первые государства. Зарождается цивилизация. Ме­няется и картина мира. Она приобретает большую систем­ность и упорядоченность, ощущение времени, формирует­ся мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.

Мифология Древнего Востока хорошо известна по пред­ставлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь су­ществовал целый пантеон богов, каждый из которых яв­лялся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Сре­ди них постепенно выделяется один, обладающий выдаю­щимися способностями и качествами. В определенные мо­менты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона бо­гов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общи­ны экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и голова­ми различных животных. Последнее можно считать не толь­ко отголоском предыдущих верований, но и просто спосо­бом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.

Усложняются представления о потустороннем существо­вании души, вследствие чего в сознании человека расшири­лось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о разви­тии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяют­ся, приобретают многогранность.


В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифоло­гия постулировала принцип гармоничности и завершеннос­ти мира. Важное значение приобретает слово, которое пони­мается и как обозначение явления, и как знание, и как про­цесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структури­рованном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.

Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэто­му мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к син­тезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завер­шенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваи­вал пространство, теперь он стал осваивать время.

На смену мифологии приходят более сложные религиоз­ные учения. Так, в VI — V вв. до нашей эры в Индии зарож­дается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека не­изменно представляет страдание. Страдание является след­ствием нескончаемых и все возрастающих желаний челове­ка, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нир­ваны (просветления). Нирвана понималась как освобожде­ние от бесконечной цепи перерождений и растворение в кос­мосе. Перерождения происходят вследствие постоянного по­тока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания — дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существова­ния, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда про­возгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестя­ми данного мира, который считался иллюзорным. Простран­ство в буддизме еще более расширилось, охватив мир эле­ментарных невидимых частиц, однако эта реальность


стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконеч­ность.

Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этиче­ских представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное уче­ние имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выража­лась через преданность государю — «чжун», верность дол­гу — «и», сыновнюю почтительность — «сяо», великоду­шие — «куань» и ряд других положительных характерис­тик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» — «благород­ный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархи­ческий порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.

Необычным, весьма интересным явлением в истории че­ловечества является иудаизм. Появление этой религии свя­зывается с кардинальной перестройкой представлений че­ловека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между че­ловеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира стано­вились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структу­ру. Из ограниченного он становится бесконечным, в со­гласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относи­тельно аморфного и сферического — четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию — подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.

Следующим этапом в развитии человеческого мировоззре­ния стало христианство. Оно символизировало кризис ан­тичных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-


теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолют­ным властелином и творцом мира, в отличие от олимпий­ских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христи­анстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творе­ния, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способнос­тью к творчеству.

Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивиду­ума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.

Но меняется и сам мир. Время перестает быть циклич­ным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в буду­щем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдаю­щейся» песчинкой.

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различ­ных целях. Писали на камне и папирусе. В системе пись­менности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в


эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры яв­ляется создание своеобразной системы письменности — клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-


ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распростра­ненными были этиологические (объясняющие) мифы о со­творении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. За­имствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовер­шенствовали его путем добавления гласных. Древнегречес­кая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Доричес­кий стиль — строгий, торжественный и массивный. До-


рическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение де­коративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со­временных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного общества

используются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее по­следствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земле­дельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство?

8. Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредото­чивать в своих руках жреческую власть?


10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от пер­вобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневос­точных?

14. Каковы характерные черты полиса?

 

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отличают­ся друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем зак­лючается специфика индийского общества?

 

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играло море?

19. Каким представлялось время в мифологическом созна­нии и почему?

20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве
и времени через три эпохи: время первобытных культов,
время мифологического сознания, время монотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Егип­та и Двуречья.

24. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом греков в копилку мировой культуры?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История

Серия Среднее профессиональное образование... История... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Картина мира древних людей.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Геологическая периодизация.
История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и совре­менный (начался 14.000 лет наз

Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.
Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выжива­ния. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогл

Цивилизации древнего мира
Цивилизации Древнего Востока.Древний Восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, камен­ная архитектура, мировые

Античная цивилизация.
Греция. Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове иизвестна как крито-микенская цивилизация (по названию центров — остр

Экономика стран Древнего мира.
Экономика Древнего Востока. В первых государствах Древнего Востока преобладал государственный сектор эко­номики, существовавший одновременно с общинной формой ведения хозяйства. Общинники им

Социальная структура обществ Древнего мира.
Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью

Государства Древнего мира.
Государство в обществах Древнего Востока. На Восто­ке сложилось несколько типов государственного устройства. В рамках деспотии существует сильная государственная власть, необходимая

Христианская Европа и исламский мир в средние века
Общая характеристика периода.Под эпохой средних веков принято понимать исторический период, в рамки ко­торого входит зарождение и становление европейской сред­невековой цивилизации

Образование Древнерусского государства
Происхождение славян. Термин «славяне» появляется в источниках достаточно поздно — в VI веке нашей эры. Не вызывает сомнений тот факт, что история славян ухо­дит далеко вглубь времен, но проследить

Экономическое и политическое развитие Руси в IX-XII вв.
Династия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г., основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун ма­лолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром

Предпосылки и сущность феодальной раздробленно-сти.
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономер­ным итогом экономического и политического развития ран­нефеодального общества. Складывание в Древнерусском го­сударстве крупного землевладения —

Нашествие татаро-монголов на Русь
и борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII в» Битва на Калке. В начале XIII в. произошло объедине­ние кочевых монгольских племен, приступивших к завое­в

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орлы
Установление татаро-монгольского ига. После возвра­щения из западного похода хан Батый основывает в низовь­ях Волги новую столицу Сарай-Берке. Создававшееся го­сударство, охватывающее земли от Запа

Образование Российского централизованного государства (XIV- нач. XVI вв=)-Объединение русских земель вокруг Москвы
В истории образования Российского государства выде­ляется три этапа. На первом этапе (1301—1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Твер-

Русская культура в IX - XVI веках
Развитие древнерусской культуры проходило в непосред­ственной связи с эволюцией восточнославянского обще­ства, становлением государства, укреплением связей с со­седними странами. Культура Древней Р

Индия и Дальний Восток в средние века
Средневековье как этапистории Востока.Употребле­ние термина «средние века», впервые примененного по от­ношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Восток

Новое время: понятие и периодизация
Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». Термин «новая истор

Реформация и Контрреформация
Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духов­ным и социально-культурным переворотом в жизни Евро- пы. В ходе реформации про

Абсолютизм в Европе
В первой половине XVI в. в Европе завершается фор­мирование централизованных государств — Франции, Ан­глии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его

Европейские революции XVI—XVIII вв.
Грандиозные изменения в социально-экономической сфе­ре, происходившие в Европе в новое время, разложение сред­невековых институтов, начавшиеся преобразования в рели­гиозной жизни, длительное время

Развитие культуры в новое время
XV — начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцве­та европейской культуры, которая в этот период развива­ется под знаком гуманизма. Впервые зародившись в Ита­лии, это течение распространя

Политика опричнины, ее цели и последствия
Иван IV был сыном Василия III и Елены Глинской, доче­ри выходца из Литзы князя Еасилия Глинского. Великий князь Василий Ш умер, когда сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены

Основные направления внешней политики России в XVI в. Ливонская война
К числу важнейших задач, стоявших перед Россией в области внешней политики в середине XVI века, можно отнести: 1) овладение Волжским торговым путем в целях разви­тия торговли со странами В

Причины, суть, последствия
Прекращение династии Рюриковичей. Качалоцар­ствования Бориса Годунова. Иван Грозный умер в марте 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор, бывший слабым и болезненным

Национально-освободительная борьба русского наро­да против захватчиков. Первое и Второе ополчения.
В России настала пора безвластия. Каждый сам решал, какую власть ему признавать. Одни и те же земли жалова- лись разными властями разным людям и в результате имели нескольких хозяе

Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
Сельское хозяйство и землевладение. В XVII в.осно­ву экономики России по-прежнему составляло сельское хо­зяйство, основанное на крепостном труде. Хозяйство оста­валось преимуществе

Реформы Петра I. Оценка его деятельности в современной историографии
Общая характеристика периода. Правление Петра Пер­вого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке петровских реформ уже современники первого императора р

Царствования Петра I. Северная война
Международное положение России в конце XVIIвека. Россия к концу XVII в. представляла собой огромное по масштабам, но отсталое государство со слабой экономикой и неорганизо

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины П.
Просвещенный абсолютизм — это политика, проводив­шаяся в большинстве европейских монархий в середине и второй половине XVTII века, заключавшаяся в преобразо­вании «сверху» наиболее устаревши

Развитие культуры в XVII - XVIII веках
XVII в. занимает особое место в истории русской культу­ры. Этот век переходный от традиционной культуры Мос- ковской Руси к культуре Нового времени. Важнейшие куль­турные преобразо

Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - XIX вв.
Ко второй половине XVIII в. в социально-экономичес­кой области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной револю­ции. Разрушение старых феодальных порядко

Политическое развитие западного мира в XIX в.
Политические события в странах Запада в XIX веке стали отражением тех процессов, которые проходили в социально-экономической сфере. Промышленный перево­рот, радикальным образом изменивший социальну

В XiX в.
Наука к техника. Огромное влияние на развитие обще­ства в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних пре

Экономическое развитие России в первой половине XIX века
В первой половине XIX века Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, размеры которой к середине XIX века достигли 18 млн км2. Население, насчитывавшее в 1815

Ее влияние на международное и внутреннее положение России. Декабристы
Отечественная война 1812 г. была крупнейшим собы­тием русской истории начала XIX века, имевшим мировое значение. Для России она с первых дней была войной спра­ведливой, носила национальный характер

Общественно-политическое движение в России в 30 - 50-е голы XIX века
Правительственная реакция. После жестокого подав­ления выступления декабристов в сфере русской обществен­ной мысли наступает некоторый спад. Расправа над лиде­рами восстания произвела чрезвычайно т

Реформы 60 - 70-х голов XIX в. в России, их социально-экономические и политические результаты
Предпосылки «великих» реформ. Реформы 60 — 70-х гг. стали важной вехой в истории России XIX века. В основе реформ лежала планомерная политика правитель­ства, которое в 30 — 40-е гг. проделало больш

Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
Реформы 60—70-х гг. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению поли­тического режима в стране. Половинчат

Русская кудьтура XIX века и ее вклад в мировую культуру
Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, кото­рая заняла выдающееся положение в общемировой культу­ре. Культурное развитие Росси

Мир в 1900-1914 гг.
К концу XIX в. преимущества индустриальной циви­лизации, утвердившейся в ряде стран Европы и в США, становились все более очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал обществу не только отн

Революция 1905 -1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги
Пролог. Кровавое воскресенье. 9января 1905г. по ини­циативе священника Талона, возглавлявшего Собрание рус­ских фабрично-заводских рабочих, было организовано ше­ст

Эволюция экономической и
социально-политической системы России на путях реформаторской альтернативы (июнь 1907-1916 гг.) Третьеиюньская политическая система. Революция 1905-1907 гг. открыла для Ро

Российская культура начала XX в.
Образование.Интенсивный экономический рост в Рос­сии в новом, двадцатом столетии, порождал спрос на об­разованных людей. Ситуация складывалась таким обра­зом, что индустриальная ст

Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
Причины войны.Первая мировая война была вызвана обо­стрением коренных противоречий между крупнейшими капи­талистическими государствами. Империалистические страны боролись друг с др

Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль - октябрь 1917 г.)
Февральская революция. В ходе событий конца февра­ля 1917 года прошел ряд забастовок и волнений в Петрогра- де. Столичный гарнизон перешел на сторону восставших. Остатки верных пра

Современные оценки октябрьских событий
Страна и большевики в преддверии Октября.Начало осени 1917 года было отмечено ускорением распада обще­ства и государства в условиях острого экономического кри­зиса. Поднялась новая

Революционный подъем в странах Европы
и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922 гг.) Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Мирная конференция, на которой предстояло выработать

Западные демократии (1918 -1923 гг.)
Переход от войны к миру в странах Запада проходил довольно сложно. В Германии, которая пошла по пути ко­ренной ломки существовавшего режима, в течение ряда лет складывался республиканский парламент

Зак.606
заметно усилившимися, сумев занять ведущие позиции в промышленной, торговой и финансовой сферах. Из должни­ка Европы США превратились в ее кредитора. Все это спо­собствовало созданию у

В середине и во второй половине 20-х гг.
В середине 20-х гг. в Европе и США начался период, получивший наименование «стабилизация». Страны Запа­да вступили в полосу нормализации жизни, экономическо­го роста, спада социальной напряженности

Общемировой кризис 1929 -1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны
Сущность и характерные черты общемирового кризи­са 1929—1933 гг.Экономический подъем 20-х годов в стра­нах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кри­зисом. Необходимо отмет

Гражданская война: основные этапы, последствия. Причины победы большевиков
Основные этапы войны.Хронологические рамки граж­данской войны в ее широком понимании охватывают пе- риод с осени 1917 года до октября 1922, то есть с первых попыто

Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. в Советской России. Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность НЭПа
Военный коммунизм. Во время гражданской войны Со­ветская власть была вынуждена мобилизовать все имеющи­еся у нее ресурсы, превратить страну в единый военный ла­герь. С этой целью партия большевиков

Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия
Индустриализация. XVI партийная конференция (ап­рель 1929 r.)i а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «опти­мальный вариант» пятилетнего плана. Этот

Последствия индустриализации и коллективизации.
Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового много­миллионного ядра индустриальных рабочих. Общая чис­ленность рабочих выросла с 8—9 млн в 1928 го

Признаки тоталитарного политического режима.
Тоталитаризм— это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламента­ция со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого

Внешняя политика СССР в 30-е годы
Новый курс советской дипломатии.С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «им­периалистических» госу

Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
Пробуждение Азии.Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин. Первая причина — антик

Вторая мировая война
Масштабы войны и ее причины.Вторая мировая война стала самым крупным военным конфликтом в истории че­ловечества. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.
Начало войны. 22 июня 1941 г. Германия без объявле­ния войны напала на СССР. Началась Великая Отечествен­ная война. Она стала важнейшей составной частью второй мировой войны, во многом изменившей е

Особенности послевоенного восстановления
После окончания второй мировой войны, которая при­чинила всем ее участникам огромный ущерб, перед веду­щими странами Западной Европы и США встала сложней­шая Задача реконверсии, то есть, перевода э

Реформизм 60-х годов
60-е годы XX века вошли в историю не только как вре­мя бурных потрясений, охвативших все ведущие страны Запада, но и как пик либерального реформизма. В эти годы происходит стремите

Советское общество в послевоенный периол. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-53 гг.)
Первые послевоенные годы жизни советского общества характеризовались усилением тоталитарных тенденций. Данное обстоятельство можно частично объяснить тем, что специфика общественных настроений в хо

Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 г г.
Н.С. Хрущев: оценки его деятельности. 1953 год: поли­тическое развитие, борьба за власть. Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформа

И политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.
Основные характеристики периода.Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций.

Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х голов. Попытки обновления социализма и причины неулач
Сущность перестройки. Оценки событий. С середины 80-х годов произошел переход истории советского обще- ства в принципиально новое качество. Новая эпоха, нача­ло которой было положе

Августовский переворот 1991 г.
Распад СССР и образование СНГ. Оценки августов-ских событий. В оценке событий августа 1991 года до сих пор нет единства взглядов. Сторона, вышедшая в конфликте по­бедителе

Страны Азии в 1945 - 2000 гг.
Крушение колониальной системы.Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африкан­цев. Только в Индии

В странах Восточной Европы
В течение 1989—1991 годов по странам Восточной Евро­пы прокатилась лавина революционных преобразований. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. Соб

Современная ситуация в стране. Трудности, противоречия, ошибки в процессе преобразования всех сфер жизни Российской Федерации и их преодоление
Экономическое развитие. Радикальные реформы 1992— 1993 гг. и их последствия.В результате переворота авгу­ста 1991года Российская Федерация вместе с другими республ

Зак. 606
дента Российской Федерации приступил глава правитель­ства В, Путин. В течение зимы 2000 года федеральным войскам удалось взять под контроль ключевые населенные пункты Чеченс­к

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
Российская Федерация как новый субъект междуна­родных отношений. Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношен

Международные отношения и мировая политика во второй половине XX века
Глобализация и демократизация. Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Начиная с середины прошлого столет

С.И.Самыгин
ИСТОРИЯ Ответственный за выпуск: Редактор: Корректор: Художник: Верстка: Кузнецов В. Федоров И. Тарасенко Н. Лойко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги