рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996.

ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996. - раздел История, К 59 Социально-историческая антропология: Учебник. — М. Ключ-С, 1998. — С. 192 Бранные Эссе. 112 — Смена Формы Доверия: Доверие К ...

бранные эссе. 112

— смена формы доверия: доверие к персонам сменяется довери­ем к сложным абстрактным (неличным) посредникам, связываю­щим людей в общество. Речь идет о государстве и бюрократии, пра­ве, науке, экспертном знании, деньгах и идеологии;

— изменение типа социализации: образование демократизирует­ся, а потому школы и другие институции начинают конкурировать с семейной социализацией. В школе человек получает знания о мире, которые он не может получить в ходе семейной социализации.

Рассмотрим несколько подробнее проблему абстрактных (нелич­ных) посредников, которые, впрочем, могут найти вполне матери­альное выражение в форме социальных учреждений. Но они могут быть и нематериальными. Обратим внимание на символические зна­ковые системы, функционирующие безотносительно к специфиче­ским характеристикам индивидов и социальных групп.

В качестве главного из них следует назвать деньги. Монеты и банкноты — выражение отношения. Деньги полагают символом Модерна. Но это — не единственный символ. Таковым являются и легитимирующие идеологии. Еще один вид таких посредников — экспертное знание, научное и техническое. Человек не получил его самостоятельно, но опирается на него в решении повседневных жиз­ненно-практических проблем. Это — еще одно проявление того, как доверие людей друг к другу сменяется доверием к абстрактным сис­темам и абстрактным возможностям.

Следует обратить внимание на такое значимое институциональ­ное измерение Модерна, как развитой аппарат надзора. Он позволя­ет осуществлять монопольный контроль за насилием. В разных об­ществах может преобладать то или иное измерение. Вербальное письмо на бумаге может преобладать над письмом на теле, однако последнее присутствует и в экономических, и правовых обществах (см. тему 2).

Представление об индивиде и индивидуальном начале как ценно­сти сопровождает эволюцию общества от объективного вменения к субъективному, от пенитенциарной нормы как системы необсужда­емых запретов и табу к личностной морали, к правосознанию в ши­роком социально-культурном плане. Добавим к зтс.лу способность контролировать собственные аффекты, телодвижения и жесты.

Уже Ренессанс и Реформация свидетельствуют о возможности эмансипации индивида, который любому внешнему овещнснному ав­торитету противопоставляет принудительность своей совести, своей веры, своего вкуса — словом, своей ответственности. Правопос-лушный человек, человек-субъект признает и неукоснительно со­блюдает обязанности, которые состоят в том, чтобы чужой индиви­дуальностью дорожить как своей собственной. Правопорядок пре­вращает принцип индивидуальной всеобщности в универсальную всеобщность. Обязанность переживается как личное право индиви­да. Интимно-личностное, интимно-культурное стушевывается перед правом, отодвигается в приватную сферу. Право тут равно идее пра-

па в голове индивида. Здесь как бы нет человека рефлектирующего, страдающего, борющегося с собой, бунтующего.

Личность-индивидуальность немыслима, таким образом, без су­ществования высокоорганизованных и абстрактных, «отчуждаю­щих» структур. Сама идея личности выработана в новоевропейской культуре, которая трактует право как общественный договор между суверенными индивидами как агентами гражданского общества. «Левиафан» Т.Гоббса, представляющий собою трактат о государст­ве, — классический пример.

Право формально относится к людям так, как если бы они были одинаковыми. Оно отказывает ему в особом, задушевном, в богатст­ве человеческих определений, но зато дарует возможность высту­пить гражданином, участником и агентом гражданского общества. Внешняя оболочка равнодушно, но надежно отделяет и оберегает частную жизнь человека, предоставляя ее собственным задачам, драмам самоосуществлсния, личного призвания, нравственных вы­боров1".

Именно в процессе формирования абстрактных «сверхчеловече­ских» посредников произошло рождение представления о правах че­ловека и человеческом достоинстве, о том, что даже самые слабые члены общества имеют право на защиту и достоинство. В этот ряд следует включить и ошеломляющее открытие прав ребенка, и воз­никновение чувствительности к жестокости и страданиям себе по­добных, а также идею ответственности даже за то, что совершаешь по приказу. Возникновение нуклеарной семьи, самой идеи детства как специфического периода жизни человека также находится в этом ряду. Именно в результате действия абстрактных посредников возникло пространство приватности, в котором и развивается то, что называют личностью, неповторимой индивидуальностью.

Следует подчеркнуть огромную значимость вопроса о социаль­но-историческом пространстве развития индивидуальности. Часто рассуждают так: коль скоро мы говорим о возникновении индивиду­альности-личности, индивидуальности-субъекта, то это касается всех людей. Это не так. Обратимся к хрестоматийному примеру. Ка­ждый помнит разговор Татьяны Лариной с няней в романс А.С.Пуш­кина «Евгений Онегин»: «Л знаешь, Таня, п наши лета мы не слыха­ли про любовь»... Здесь в одном физическом пространстве встреча­ются люди, представляющие разные социальные пространства. В одном индивидуальная любовь — реальность. В другом само пред­ставление об индивидуальной любви отсутствует, а брак — не ре­зультат таковой, а лишь абсолютная хозяйственная необходимость. В социальном пространстве, где пребывает няня, нет возможности индивидуального брачного выбора, основанного на любви.

Новые качества оказываются социально распределенными, т.е.

111 См. подробнее: Соловьев Э.Ю. Отобязанности к призванию, от призвания к при-ву/ГОДИССЕЙ. Человек в истории. — М., 1990.

распределенными неравномерно. Знаменитый французский фило­соф М.Фуко в труде по истории сексуальности отмечает, что соот­ветствующие медицинские практики, равно как техники нравствен­ного руководства, исповедывания самого себя складывались в узких группах буржуазных или аристократических семей (привилегиро­ванных и руководящих, доминирующих в области политики). Имен­но в этом социальном пространстве была проблематизирована сек­суальность ребенка. «Народные» слои до поры до времени этой тен­денцией не были затронуты. Понятно, что о какой-либо точной хро­нологии речь идти не может".

Реально индивидуальность присутствует только в тех обществах и в тех социальных пространствах, где о таковой существует пред­ставление, где индивидуальным отличием дорожат, где индивидуаль­ность является ценностью. В обществах Модерна возникает про­странство, где культивируется ценность индивидуальности. Напом­ню о том, что оно отнюдь не обширно. В обществах сегодняшнего дня оно также ограничено.

Следует обратить внимание еще на одну важную черту. Одна те­ма Модерна влечет за собой другую. Проиллюстрируем этот про­цесс.

Распространение денег в крестьянской сельской среде способст­вовало возможности рассчитывать вклад, который каждый из чле­нов общности вносил в жизнь группы. По мнению М.Вебера (в ра­боте «Экономика и общество»), с той поры, как хозяйственная дея­тельность ориентируется на выгоду, она становится «профессией». Новая ситуация в корне отлична от положения в крестьянской семье как хозяйственной единице, от ситуации в ремесленной мастерской. Ни там, ни там нет разделения на профессиональную деятельность и досуг.

Сама возможность счета и расчета ведет к распаду ценностей со­лидарности и обмена. Именно эти ценности регулировали отноше­ния между родителями и детьми в семье. Как уже было сказано вы­ше (тема 3), в традиционной сельской семейной экономике хозяйст­венные функции распределялись между членами семьи. Семья — одновременно единица производства и единица лотребления, имуще­ство неделимо. Как многократно показывала антропологи, именно эта неделимость порождает вытеснение расчетов из сознания. Сло­во труд употребляется крестьянами, но в значении работа. Работы здесь социально определены, распределены и дифференцированы. Они зависимы от системы ценностей солидарности и обмена. Эта си­стема, связанная с удовлетворением первичных потребностей, вы­живанием группы и ее безопасностью, объединяет людей сложной полифункциональной социальной связью личного типа. Труд в тра­диционном понимании независим от денежного обмена и тех пред-

" Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. — М., 1996. С. 224, 226.

ставлений, которые этот обмен предполагает (представление об изо­лированном индивидуальном работнике, о свободном рынке, о воз­можности пересчета времени на деньги).

С развитием наемного труда и социальным «навязыванием» оп­ределения труда как продуктивной и рентабельной деятельности приходит в расстройство взаимозависимость членов группы (семей­ного хозяйства, соседской общности). Представление о труде меня­ется. Трудом начинают называть лишь ту деятельность, которая вознаграждается и оценивается. Те занятия, которые нельзя оценить в деньгах (работа по дому, уход за детьми), воспринимают как безде­ятельность.

Постепенно деятельность членов крестьянской семьи, глубоко дифференцированная по полу, воплощенная в повседневных ритуа­лах, индивидуализируется. Возникает неудержимое стремление опре­делять и различать статус каждого как работника или неработника.

Одновременно меняется представление о «возрастах жизни»: о том, что есть старость или молодость. Возникает восприятие старо­сти и стариков как бремени, как источника «расхода». Это воспри­ятие тем сильнее, чем скуднее средства, которыми располагает се­мья (например, в среде неквалифицированных рабочих). Постепен­но функция обеспечения стариков переходит на системы государст­венного страхования. Эти системы выступают в качестве абстракт­ных посредников в отношениях между людьми. То, по поводу чего велись переговоры и устанавливались соглашения на личном уровне (семья должна содержать стариков), перекладывается на институ­ты, которые действуют по собственной логике.

Еще один аспект связан с возрастанием роли школы как посред­ника в передаче опыта и знаний от одного поколения к другому. В традиционных общностях социальное знание передавалось в виде логики практики. Имеются в виду агрокультура и ремесленные на­выки, ритуалы и нарративное знание, воплощенное в историях, сказ­ках, пословицах. Школа обеспечивает крестьянских детей знаниями, которые не могут быть переданы в виде логики практики. В резуль­тате дети крестьян изменяют установки в отношении городских про­фессий. Они становятся работниками по найму со всеми относитель­ными преимуществами по сравнению с порабощающими обязанно­стями крестьянской жизни: ранняя материальная независимость, фиксированное время труда, наличие свободного времени.

 

ТРЕВОГИ МОДЕРНА

.роисходящее в истории всегда имеет свою цену. Это в полной мере относится к Модерну. Современность проблематична, как, впрочем, и другие эпохи. Принося людям блага, которые сегодня ка­жутся данными от века, естественными и самоочевидными, она не­сет то, что воспринимается как беды. Можно, конечно, эти беды критиковать. Можно мечтать о возврате в Золотой век или о Снет-

лом будущем, в котором противоречия благополучно разрешатся, и наступит новый Золотой век. Вероятно, лучше не делать того, что не имеет смысла. Однако нельзя считать бесполезным стремление понимать, что произошло и происходит.

Каковы же беды и тревоги Модерна!

К числу таковых относят рационализацию, если понимать ее, по М.Веберу, как господство целерациональности. Человек в совре­менных обществах всегда жалуется на засилье бюрократии и соот­ветствующих институций. Социальные связи анонимны. Это связа­но с возрастанием сложности и абстрактности социальных посред­ников между людьми.

Общественные отношения и институциональная ткань стано­вятся непонятными человеку. Так, анонимность политической жиз­ни может служить источником аномии, т.е. негативного отношения человека к нормам и моральным ценностям общества. Для самого человека ощущение, что общество и его символы абстрактны, при­нимает форму представления о власти безличных обстоятельств. Люди ощущают, что зависят не друг от друга, даже не от себя са­мих, но от анонимных сил. Наиболее яркий пример — ощущение анонимной силы денег. Эти силы лишь отчасти представлены эмпи­рически, в повседневном опыте. Сам же мир повседневности вос­принимается как «конфискованный», «колонизированный» деньга­ми, бюрократией и пр.

Иногда говорят, что на индивидуальные связи, на «человече­ское» переносятся способы обращения современных технологий с материальными объектами. Но есть и иные оттенки этой пробле­мы. Колонизация повседневного опыта может пониматься следую­щим образом. За границы повседневной жизни, «за кулисы» задви­гаются безумие и преступление, болезнь и смерть, сексуальность, даже сама природа. «За скобки» выносятся предметы экзистенци­альные, неотъемлемые от сущности человека.

В традиционных обществах смерть была открытым феноменом. Ее не скрывали. Умирающего не прятали от семьи. Постепенно се­мья отдает область смерти во власть экспертов-врачей.

То же можно сказать о преступлении. Преступника в доиндуст-риальных обществах казнили публично. История смертной казни — история превращения смерти в событие, происходящее за кули­сами публичной жизни. Мы ничего не знаем об исполнении смерт­ных приговоров и знать не хотим. Нас возмущает их публичное ис­полнение, хотя многие выступают за сохранение смертной казни.

Что именно происходит с обществом и человеком? Для людей традиционного общества социальный и природный миры даны Бо­гом. Человек Модерна уже полагает, что природу и общество мож­но и нужно изменять в соответствии с велениями разума. Предста­вление о норме и девиации (отклонении от нормы) тесно связано с убеждением: данные «от природы» обстоятельства можно менять, регулировать. Идея коррекции — элемент представления, согласно

которому социальная жизнь открыта целенаправленному (целера-циональному) вмешательству человека. Сказанное делает понят­ным, отчего Модерн иногда называют цивилизацией нормы.Это норма видится универсальной, т.е. пригодной для всех.

До прихода Модерна «безумие», «преступление», «бедность» практически не различали. Их не совсем отделяли друг от друга. Россия — страна, культура которой до сих пор окрашена традици­онализмом. В русском простонародном языке бедных, больных, преступников определяли одним словом: несчастные. Даже сейчас, в конце XX в., такое отношение нельзя считать исчезнувшим. На Западе четкое разделение названных трех групп произошло рань­ше. Средневековый госпиталь имеет дело не с болезнью, а, скорее, с бедностью. Госпитали — предшественники сумасшедших домов, тюрем и современных медицинских организаций.

«Безумие», «преступление», «бедность» постепенно дифферен­цировались, превратились в разные качества, за которые человека изолируют в разные места: в сумасшедший дом, в тюрьму, в работ­ный дом (трудовой лагерь).

Постепенно произошли изменения в отношении к бедности. Они также дифференцировались. В традиционном социальном по­рядке в число бедных включались вдовы, сироты, больные, старые и немощные. Различия между ними не проводилось. Акцент, таким образом, делался не на особых жизненных обстоятельствах и соци­альных качествах, а на моральной потребности и нужде.

Постепенно бедность стала рассматриваться как состояние, требующее социального внимания. Соответственно социальные группы вдов и сирот, стариков и людей трудоспособного возраста, но бедных были разделены. Для бедных были придуманы работные дома. Для вдов, сирот и стариков — институции социального при­зрения.

Идея изоляции преступника и сумасшедшего ускорилась тогда, когда эти категории отделились от бедных. Безумие постепенно медикализировалось, т.е. стало рассматриваться как «душевная бо­лезнь». Кроме того, безумие стали связывать и с социальными об­стоятельствами. Так получалось, что преступность и душевные бо­лезни чаще поражали бедных, т.е. непривилегированных. Отсюда — контроль за поведением как часть лечения. Нельзя отрицать су­ществование веры, что безумие может поразить любого. Возмож­ность сойти с ума — один из факторов риска Модерна. Безумие связывалось с неспособностью или нежеланием вести жизнь, кото­рую требует этот мир.

Точно так же в традиционном обществе не различались грех и пре­ступление. Специалисты отмечают, что примерно к началу XIX в. преступление начинает рассматриваться как отклонение от нормы (напомним, что определение точных дат по отношению к процессам такого рода невозможно!). Возникает идея наказания как собственно социального вмешательства. Цель наказания — через изоляцию

преступника от общества в тюрьме вернуть человека в мир нормы. Импульс к организации тюрем был первоначально связан с мо­ральными устремлениями. Дисциплина и режим тюремной жизни виделись формой морального образования. Именно на них возлага­лась функция реабилитации. Пенитенциарная (карательная) систе­ма казалась лабораторией социального усовершенствования. На­помним, что те же задачи ставились и при организации сталинских лагерей, колоний для взрослых и малолетних преступников, кото­рые планировались как школы перевоспитания.

Эти болезненные вопросы находятся в центре внимания соци­альных мыслителей XX в. — от М.Фуко до Э.Гидденса. По этим проблемам выходит множество книг и статей.

Надо сказать, что рутины тюремной жизни в предельной форме воспроизводят то, что происходит в обществах Модерна как целом. Организация среды человеческого существования и социальное изменение рефлексивно проектируются. Выше в связи с пробле­мой индивидности и приватности говорилось о том, что человек на­чинает проектировать свою жизнь. Проектирование имеет место и на уровне общества в целом. Причем оба процесса тесно взаимо­связаны, как связаны абстракция и приватность. Именно поэтому Модерн называют не только цивилизацией нормы, но и цивилиза­цией проекта.

Когда говорят о тревогах Модерна, часто ставят вопрос о том, что эмоциональные импульсы контролирующего себя человека подвергаются репрессии, а значит, возникает психологическое на­пряжение. Столь далекий от социально-антропологической проб­лематики мыслитель, такой как теоретик психоанализа К.Г.Юнг, отмечал: «Среди так называемых невротиков существует немало людей, которые, родись они ранее, невротиками не стали бы, т.е. они не страдали бы от внутренней раздвоенности»12.

Не следует думать, что жизнь традиционного общества покойна и не отличается напряжениями, что она гармонична. Напряжения возникают и там. Выше уже говорилось о большей эмоциональной подвижности людей, которые жили в доиндустриальную эпоху: они легче плакали, радовались, не задумываясь, н« удар отвечали уда­ром. Кроме того, традиционное общество обладало социальными механизмами снятия напряжений, которые вырабатывались века­ми. К числу таковых относятся разного рода ритуалы, праздники, во время которых «добровольно-принудительно» осуществлялась разрядка". В современных обществах праздников намного меньше, чем в традиционных.

Треноги порождаются и умножением возможных жизненных

12 Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — Киев, 1994. — С. 150. 11 Слово принудительно не случайно: в празднике должны были участвовать абсолютно вес члены общности. См.: Мосс М. Обязательное выражение чувств (Австралийские по­гребальные словесные рнгуалы)//Мосс М. Общсстпп. Обмен. Личность. Труды по соци­альной ян'фопологни. — М-, 19%.

миров. Жизнь становится вечно меняющейся, мобильной. Индиви­дуальная биография начинает восприниматься как последователь­ность движения по разным мирам, ни один из которых не воспри­нимается как дом. Ключевая метафора современности — бездо­мность. Именно в культуре Модерна возникает романтический об­раз странника. Отсюда же навязчивый мотив одиночества в элитар­ной культуре.

Самые опустошающие последствия современность имеет в сфе­ре религии и веры. Неопределенность и плюрализация повседнев­ной жизни (биографии) приводят к серьезному кризису, который может проявляться в экзистенциальном беспокойстве. Оказывает­ся подорванной старая и, вероятно, главная функция религий: при­давать определенность человеческому существованию. Социаль­ная бездомность становится метафизической. Дома нет нигде, и это трудно перенести. Ведь зло продолжает существовать, человек ос­тается смертным, а жизнь его хрупкой. Важен вопрос, в какой сте­пени культурные обстоятельства обеспечивают веру в когерент­ность (связность) повседневной жизни.

Выше говорилось, что ответом общества на эти тревоги было появление области приватности, разделение жизни человека меж­ду общественной и частной сферами.

Частная жизнь — род балансного механизма, который обеспе­чивает компенсацию тревог, привносимых «большими» структура­ми. Частная жизнь представлялась прибежищем от угроз аноним­ности. Прозрачность и понятность частной жизни делают выноси­мой непрозрачность жизни публичной. Недаром в эпоху современ­ности даже религия становится приватной. До этого никогда не го­ворили о религии как о частном деле.

Решение частной жизни помогало и помогает многим людям. Но оно имеет «встроенную» слабость. Отсутствуют институты, которые бы надежно структурировали человеческую повседнев­ность. Понятно, что в частной жизни есть свои институты. На­пример, семья, получающая государственную легитимацию. Со­храняются религиозные институты (церкви), добровольные орга­низации, клубы и пр. Но ни один из них не «отвечает» за частную жизнь как целое. Они видятся произвольными и искусственными, так как не способны дать чувство стабильности и надежности. Ес­ли же они надежность обеспечивают, то воспринимаются людьми как бюрократически-анонимные, абстрактные, порождающие аномию.

Понятно, друг наш язык залечивает раны с помощью клише. На помощь приходят привычки, обычаи и другие рутинные действия. Это надежное противоядие от тревог, угрожающих чувству онтоло­гической безопасности. Таким образом создается защитный кокон, который помогает продолжать жизнь. В практической повседнев­ной жизни мы принимаем как данность существование вещей, дру­гих людей, социальных институтов. Тем не менее ритуальность об-

ществ Модерна значительно ниже по сравнению с традиционными. Жизненный путь перестает структурироваться ритуальными пере­ходами из состояния в состояние. Каждый порог опыта может по­рождать кризис идентичности.

В частной жизни индивид конструирует прибежище, которое должно служить ему домом, но холодные ветры бездомности угро­жают этим хрупким конструкциям. Напрашивается вопрос о хруп­кости самого проекта современности. Это ощущение так передает французский социолог Ж.Фурастье: «Человек доиндустриальных обществ жил на земле сотни тысяч лет. Он страдал от голода, хо­лода, болезней, но он, во всяком случае, доказал свою способность к длительному историческому существованию. Индустриальный человек живет на земле менее двухсот лет. Но он успел нагромоз­дить столько проблем, что уже сейчас неясно, будет ли он сущест­вовать завтра»14.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

К 59 Социально-историческая антропология: Учебник. — М. Ключ-С, 1998. — С. 192

ББК К... Рецензенты... доктор философских наук профессор В С Барулин кандидат социологических наук доцент Ю М Резник...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропологическое знание способствует переосмыслению тех категорий и понятий социологии, которые выработаны на материа­ле западных обществ.
С размыванием ценностей линейного прогресса акценты переме­щаются. Нет больше «мы» и «они», возникло представление о плю­ральном и целостном мире. Соответственно происходит ассимиля­ция теоретическ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДВА ВЗГЛЯДА
оциально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек су­ществует в обществе, есть несколько ответов. Первый базируется на п

И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ. ПОНЯТИЕ ГАБИТУС УПБУРДЬЕ
обозначения инкорпорированной истории и социальности 'П. Бурдье (ранее Н. Элиас) активно использует понятие габитус (от лат. habitus — внешность). Это понятие содействует примирению противоречия ме

СОПРОТИВЛЕНИЯ
Лицо мира, в котором мы живем, и сегодня еще во многом определяется крест

ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
Крестьянское хозяйство часто определяется негативно по отно­шению к товаризации труда. Подчеркивается мотивация на само­обеспечение в противоположность предпринимательской установке. Современный ро

КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
|изнь в крестьянских общностях — пример нераздельности со­циального и культурного. В научной литературе время от времени возникают споры о крестьянской культуре: являются ли предметы быта крестьян

ПОДЧИНЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СПОСОБЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ВЗАИМОПОМОЩЬ
1рестьянин пребывает на низших ступенях социальной иерархии. Это задает особенности габитуса, т.е. правила жизненной игры. Кре­стьяне прибегают к специфическим тактикам и стратегиям, направ­ленным,

ДЖЕНТЛЬМЕН»: КОДИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ И САМОКОНТРОЛЬ
Благодаря верности вкуса — не в области прекрасного, а в области поведени

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ КРЕСТЬЯНИНА И ДВОРЯНИНА В ОДНО ОБЩЕСТВО?
джентльмен видится полной противоположностью крестьянину. Он совершенно на него не похож. Он по-иному одет, по-иному дер­жит себя, говорит. Его габитус отличен от крестьянского. В то же время нельз

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ
Ставя все эти проблемы в антропологической плсскгсти, мы яс­но видим взаимную корреляцию структурирующих начал л добро­вольных решений. Раскроем на примерах динамику добровольности и прину

ЭТОС ДЖЕНТЛЬМЕНА, ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ФОРМЫ
Этосч джентльмена не ограничивается традиционным обществом. Общество уходит, а этос живет, принимая странные и волнующие во­площения. М.Пруст описывает герцога Германтского, жизнь которо

БУРЖУА: ЖИЗНЬ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИХАБСТРАКЦИЙ

АНГЮПОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
,Социальное имя буржуа, бюргер происходит от слова Burg (нем. город). Буржуа, бюргеры — старые городские жители в Западной Европе. Будучи изначально городскими людьми, они не связаны с землей. Бурж

РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА
России есть города, в названиях которых звучит немецкое окончание бург. Петербург, Екатеринбург, Оренбург... Были ли в этих городах бюргеры, буржуа, т.е. принадлежащие к необычному для традиционног

В.Брюсов. Городу
Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобрете­ния, которые меняют общество. В рамках данной темы предполага­ется рассмотрет

ОТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К БРЕМЕНИ ВЫБОРА
Традиционное общество называется традиционным потому, что традиция является основным средством общественного воспроиз­водства. Традиция диктует, ритм завораживает. Рамки жизненного выбора узки: чел

АБСТРАКЦИЯ — ИНДИВИДУАЦИЯ — ПРИВАТНОСТЬ
,Именно в обществах Модерна происходит разделение публичной и частной сфер. Именно здесь индивид ощущает себя единицей, не­обязательно связанной с общностью. Тогда же складываются пред­ставления о

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Б ЛАГ И ТРЕВОГ
Темы Модерна не охватывают все общество одновременно. Об­щество многомерно. В процессе изложения материала все время подчеркивалось, что темы Модерна в разных социальных про­странствах звучат по-ра

ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕБЯ И СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ
Интеллигент в русской культуре трактуется как высокодуховный. Это подразумевает бестелесность и «безбытность» как неотъемле­мые черты существования. Социолог скажет, что ощущение безбыт-ности связа

СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Их дети и внуки оказались в этой стране, как и он сам, без религии, без м

Ж.-Ф.Лиотар.
Постмодерное состояние смысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех об­ществ, в которых сами живем, началось довольно давно. В качестве примера напомню о концепциях постиндустриа

НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
егодня мы все — свидетели возникновения новых социальных пространств. Эти социальные пространства стали предметом актив­ного обсуждения начиная с конца 50-х годов. Речь идет о работах А.Тоффлера, Д

Lt; Всньямин К.Москва/УБеньямин В. Произведение искусства в эпоху его техническойвос­производимости. Избранныеэссе. —М., 1996. — С. 165.
равна жестокости. Жестокость, в отличие от ненависти, имела цель, о чем свидетельствует история. У ненависти нет истории. Это пре­дел социального. Каждый день мы становимся свидетелями ненави­сти б

Baudrillard J.Op.с/г.; Galbnith J.K. TheNew Industrial State.— N.Y.1967. — P. 215 et al.
Ответы на эти вопросы неоднозначны. На нашей отечественной почве мы можем наблюдать процессы, очень похожие на те, что опи­сывают западные социальные теоретики. Недаром книги Р.Барта и Ж.Бодрийяра,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги