ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВО НА ЗЕМЛЕ. ЖИЗНЬ НА ГРАНИЦЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО - раздел История, К 59 Социально-историческая антропология: Учебник. — М. Ключ-С, 1998. — С. 192 Крестьянское Хозяйство Часто Определяется Негативно По Отношению К Товаризац...
Крестьянское хозяйство часто определяется негативно по отношению к товаризации труда. Подчеркивается мотивация на самообеспечение в противоположность предпринимательской установке. Современный российский историк В.Данилов в своих работах использовал для характеристики особенностей крестьянского хозяйства различение живого и овеществленного труда, введенное К.Марксом2.
Облик крестьянина как человека определяется способом включения его в социальные отношения, создающиеся в процессе воспроизводства жизни. При этом следует, конечно, иметь в виду, что общественное производство не равно материальному, а капитал не сводится к экономическому (см. тему 2). В крестьянском хозяйстве естественно возникшие средства производства (земля, рабочий скот) доминируют над исторически приобретенными, искусственными, изобретенными. Человек выступает как рабочая сила при натуральной системе производительных сил. Со своей телесной стороны он предстает в качестве мускульной энергетической силы. Исторически созданные средства труда — результат включения природных факторов в производственный процесс (земледельческие орудия, ирригационные сооружения, одомашненные животные, ремесленные инструменты, дороги). Они соединяются с опытом, основанным на традиции.
С одной стороны, жизнь в крестьянском сообществе не несет неожиданностей. Все движется по накатанной веками колее. Детство, юность до женитьбы или замужества, женитьба, ведение собственного хозяйства, смерть. Жизнь регулируется традицией, обычаем, обычным правом (по прецеденту). Временной цикл подобен природному: здесь господствует представление о «времени-круге», вечном возвращении.
С другой, крестьянское существование — жизнь на краю. Крестьянин живет на границе природы и общества. Природа и сейчас, в конце XX века, грозит погубить крестьянские надежды на урожай и изобилие.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ДВА ВЗГЛЯДА
оциально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек существует в обществе, есть несколько ответов.
Первый базируется на п
И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ. ПОНЯТИЕ ГАБИТУС УПБУРДЬЕ
обозначения инкорпорированной истории и социальности 'П. Бурдье (ранее Н. Элиас) активно использует понятие габитус (от лат. habitus — внешность). Это понятие содействует примирению противоречия ме
СОПРОТИВЛЕНИЯ
Лицо мира, в котором мы живем, и сегодня еще во многом определяется крест
КУЛЬТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
|изнь в крестьянских общностях — пример нераздельности социального и культурного. В научной литературе время от времени возникают споры о крестьянской культуре: являются ли предметы быта крестьян
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ КРЕСТЬЯНИНА И ДВОРЯНИНА В ОДНО ОБЩЕСТВО?
джентльмен видится полной противоположностью крестьянину. Он совершенно на него не похож. Он по-иному одет, по-иному держит себя, говорит. Его габитус отличен от крестьянского. В то же время нельз
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ
Ставя все эти проблемы в антропологической плсскгсти, мы ясно видим взаимную корреляцию структурирующих начал л добровольных решений.
Раскроем на примерах динамику добровольности и прину
ЭТОС ДЖЕНТЛЬМЕНА, ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ФОРМЫ
Этосч джентльмена не ограничивается традиционным обществом. Общество уходит, а этос живет, принимая странные и волнующие воплощения. М.Пруст описывает герцога Германтского, жизнь которо
АНГЮПОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
,Социальное имя буржуа, бюргер происходит от слова Burg (нем. город). Буржуа, бюргеры — старые городские жители в Западной Европе. Будучи изначально городскими людьми, они не связаны с землей. Бурж
РУССКИЙ ГОРОД: БУРГ БЕЗ БУРЖУА
России есть города, в названиях которых звучит немецкое окончание бург. Петербург, Екатеринбург, Оренбург... Были ли в этих городах бюргеры, буржуа, т.е. принадлежащие к необычному для традиционног
В.Брюсов. Городу
Общество «сделано» людьми, оно — результат их деятельности. Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобретения, которые меняют общество. В рамках данной темы предполагается рассмотрет
ОТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К БРЕМЕНИ ВЫБОРА
Традиционное общество называется традиционным потому, что традиция является основным средством общественного воспроизводства. Традиция диктует, ритм завораживает. Рамки жизненного выбора узки: чел
АБСТРАКЦИЯ — ИНДИВИДУАЦИЯ — ПРИВАТНОСТЬ
,Именно в обществах Модерна происходит разделение публичной и частной сфер. Именно здесь индивид ощущает себя единицей, необязательно связанной с общностью. Тогда же складываются представления о
ЙПЯННМР. ЧССР. — М.. 1996.
бранные эссе. 112
— смена формы доверия: доверие к персонам сменяется доверием к сложным абстрактным (неличным) посредникам, связывающим людей в общество. Речь идет о го
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Б ЛАГ И ТРЕВОГ
Темы Модерна не охватывают все общество одновременно. Общество многомерно. В процессе изложения материала все время подчеркивалось, что темы Модерна в разных социальных пространствах звучат по-ра
ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕБЯ И СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ
Интеллигент в русской культуре трактуется как высокодуховный. Это подразумевает бестелесность и «безбытность» как неотъемлемые черты существования. Социолог скажет, что ощущение безбыт-ности связа
СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Их дети и внуки оказались в этой стране, как и он сам, без религии, без м
Ж.-Ф.Лиотар.
Постмодерное состояние
смысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех обществ, в которых сами живем, началось довольно давно. В качестве примера напомню о концепциях постиндустриа
НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
егодня мы все — свидетели возникновения новых социальных пространств. Эти социальные пространства стали предметом активного обсуждения начиная с конца 50-х годов. Речь идет о работах А.Тоффлера, Д
Новости и инфо для студентов