рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - раздел История, ОЧЕРКИ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ   Переходя К Вопросу О Древних Цивилизациях, Надо Сделать Акцен...

 

Переходя к вопросу о древних цивилизациях, надо сделать акцент на том, что они появляются благодаря производящему хозяйству.

Современные ученые к основным критериям цивилизации относят специфические черты экономической, социальной, культурной и духовной жизни народов в определенных исторических условиях.

Исторически первые цивилизации появились на Древнем Востоке. Их хронологические рамки не являются едиными. В конце IV - III тысячелетий до н.э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, а также между реками Тигр и Евфрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III - II тыс. до н.э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Весьма прогрессивным было появление на Востоке одного из са­мых древних типов растениеводства. Главным условием производства сельскохозяйственных культур являлось искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения (гидромелиорации) исключительно пло­дородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нор­мальные - без стихийных бедствий - годы довольно высокие урожаи злаков, овощей и фруктов.

В отсутствие механизации только коллективный труд боль­ших масс людей мог справиться с ирригационным строительством. С одной стороны, люди регулировали реки, с другой стороны, вся жизнь людей регулировалась реками.

Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими (120 — 150 тыс. чел./час на 1 км канала), а материальные сти­мулы в условиях натурального хозяйства не действовали, уп­равление этими работами должно было быть не только центра­лизованным, но и обожествленным (в большинстве своем цари вполне официально считались живыми богами).Поэтому огромную роль в уп­равлении играли жрецы как интерпрета­торы мифологии.

Не меньшую роль играла бюрократия, осуществлявшая контроль и учет за работами. Достаточно сказать, что для вы­дачи работнику вавилонского государственного хозяйства пары сандалий требовалось выписать 9 глиняных табличек-«наклад­ных».

Гидротехни­ка, особенно подача воды на верхние поля, была выше среднего уровня. Древнеегипетским журав­лем можно было поднять в течение одного часа на высоту шести метров почти две тонны воды. Эффект значительный, если учесть отсутствие насосной техники. В Месопотамии, с ее топкими болотистыми берегами, функционировала сложная си­стема дамб и каналов для равномерного поступления воды на поля. Хотя технология полеводства оставалась на первобыт­ном уровне: мотыжная вспашка, ручной сев, после чего скот копытами втаптывал семена в землю. Копытами же производилась и молотьба.

Иррига­ционная экономика являлась, по-видимому, самым ран­ним примером командно-распределительной системы: без цент­рального управляющего и учетного органа невозможно было под­держивать гидромелиоративную сеть. Строительство ирригационных комплексов требовало четкой организации, и ее обеспечивали первые государства, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным и культурным центром которых являлся город. Такие города - государства впервые возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Египте и Южной Месопотамии. Со временем номы превратились в объединения какого-либо речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.

Ведущую роль в восточных государствах играла общественно-государственная собственность, прежде всего, на землю. Иными словами, существовал общинный сектор экономики, где сoбственность на землю принадлежала территориальным общинам, и лишь движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Однако крестьянские общины имели право наследственного пользования за долю урожая, размер которой устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю, т.е. определяемому чиновниками еще до жатвы.

Кроме того, существовал государственный сектор экономики. Государство, как распорядитель ирригационных работ и распределитель воды, являлось верховным собствен-ником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (го­сударственные) или храмовые хозяйства.

Все военно-теократические державы древнего Востока использовали труд рабов в государственном и общинном секторе экономики. Но такой труд был вспомогательным, что привело к формированию патриархального типа рабовладельческих отношений. В их основе лежало раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общинно-родового строя. Рабами становились пленники и несостоятельные должники. Зачастую рабство носило домашний характер и преследовало политические и идеологические цели. Огромные массы слуг в домах царей и знати, многонациональ­ные гаремы, - все это лишний раз подчеркивало престиж безграничной дес­потической власти.

Про­изводственный труд рабов, по оценке многих современных ученых, не применялся в силу экономических причин: не было не только дефи­цита, но существовал избыток трудовых ресурсов, т.е. населения в трудоспособном возрасте. В целях создания ирригационных систем и гигантских сооружений, в основном, использовался труд лично свободных людей. Основным производителем материальных благ в ирригационных системах был крестьянин, который был юридически сво­бодным, но обязанным государству трудовой повинностью.

В период разливов рек, когда сельс­кохозяйственные работы прекращались, древневос­точные государства силами крестьян могли ве­сти строительство грандиозных сооружений - египетских пи­рамид, вавилонских башен, великой китайской стены и т.п. Надо сказать, что технология строитель­ства уникальных гигантских зданий была очень примитивной. Египет, например, не знал колеса. При строительстве пирамид не применялся даже та­кой простой подъемный механизм как блок.

Однако сооружение пира­миды Хеопса, которая была самым высоким зданием в мире до появления Эйфелевой башни, продолжалось всего 20 лет. По расчетам современ­ных специалистов, постройка подобной пирамиды во второй половине XX в. заняла бы не менее 40 лет. Весь секрет заключался в организации труда. Современные инженеры пришли к выводу, что такое сооружение можно было создать за 20 лет только при условии выбора для каждой трудовой операции оптимального варианта, полностью исключающего простои. Высокий уровень организации компенсировал примитивную технологию, гарантируя стабильное воспроизводство жизни. Та­кие сооружения в древности причислялись к “чудесам света” и способствовали формированию сильной централизованной власти на древнем Востоке в виде деспотии.

В долине Нила, например, в результате слияния номов возникли два царства - Нижний и Верхний Египет. В начале третьего тысячелетия до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства являлся город Мемфис. Египет стал представлять собой крупное централизованное государство. Его влияние распространялось на области Синайского полуострова, Палестину, Нубию.

Культурные и экономические условия в Египте привели к появлению первого «великого народа» в мировой истории. Со временем из-за постоянных нападений завоевателей, частой смены правителей, мятежей, усиления позиций местной, номовой знати, Египет стал терять прежнее могущество. В VI в. до н.э. он был захвачен Персией, а с IV в. до н.э. попал под греко-македонское господство и с 30 г. до н.э. превратился в одну из римских провинций.

В Южной Месопотамии конца IV тыс. - первой половине III тыс. до н.э., в отличие от Египта, централизованное государство не сложилось. Здесь существовало несколько политических центров, в этническом, религиозном и культурном отношении представлявших собой единое целое - государство Шумер. Это название страна получила от народа, поселившегося в низовьях Евфрата. Его точное происхождение до сих пор неизвестно.

Централизованные государства в Месопотамии возникли во второй половине III тыс. до н.э. в условиях постоянной борьбы городов за главенство. В XIX в. до н.э. среди других выделились два наиболее влиятельных государства, соперничество которых определило развитие этого региона на многие века вперед. Это Вавилон и Ассирия. Борьба между ними за лидерство закончилась лишь тогда, когда во второй половине VI в. до н.э. Месопотамия была покорена персами и вошла в состав их державы.

В XII в. до н.э. на территории Палестины начинает формироваться Израильское государство. В X в. до н.э. оно распадается на две части: Иудейское царство со столицей в Иерусалиме – на юге страны; Израильское царство – на севере. Северное царство просуществовало до начала VIII в. до н.э., когда было уничтожено войсками Ассирии. Южное царство в конце VI в. до н.э. было захвачено вавилонским царем, и евреи переселены в Вавилонию.

Обратите внимание, что на протяжении УШ в. до н.э. - П в. н.э. усилиями многих поколений создавался религиозный, исторический и литературный памятник, получивший название «Библия» (от греч. – книги). В этом сборнике разновременных и разнохарактерных сочинений заложена идея единобожия, которая стала основой для создания не только иудаизма, но и других мировых религий - христианства и ислама. Однако самая ранняя религия – буддизм – возникла в VI - V вв. до н.э. Она была создана в Индии. В VI в. до н.э. в Китае разрабатывается конфуцианство, а в I - II вв. - даосизм, серьезно влиявшие на духовную жизнь народа на протяжении почти 2,5-2 тыс. лет соответственно.

С конца II тыс. до н.э. стали формироваться так называемые мировые державы, или империи, которые представляли собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой, обширной территорией, населенной многочисленными народностями.

Крупнейшим государством на Ближнем Востоке являлась в VI в. до н.э. Персидская держава. Она объединяла тогда территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Персидская держава просуществовала до начала IV в. до н.э., когда все ее владения были покорены Александром Македонским и вошли в состав его империи.

Несколько позже зародились древнеиндийская и древнекитайская цивилизации. Становление и развитие государственности в Индии и Китае происходило примерно так же, как в Египте и Месопотамии: сначала возникали древние города, затем мелкие государства. Борьба между ними завершилась образованием единых государств-империй. В Индии это было царство под властью сначала царей из династии Наидов, затем Маурья. В Китае – империя Цинь, а потом Хань. Именно в Индии и Китае особенно четко проявились классические черты восточного типа цивилизации.

Целесообразно остановиться на характерных чертах, проявлявшихся в каждом древневосточном государстве. В большинстве стран существовала особая форма социально-политического устройства - деспотия (от греч. - неограниченная власть, форма самодержавной неограниченной власти).

Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов. В Египте фараон, обладавший верховной военной, судебной и жреческой властью, почитался как бог Ра. А в Вавилонском царстве царь, в отличие от фараона, не был богом в представлении вавилонян, хотя и обладал неограниченной властью. Более того, в правление царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) здесь был издан свод законов, который ограничивал произвол властей и способствовал установлению правопорядка в стране. И все же в большинстве деспотических государств регулирующую роль вместо основных законов играла религия. Религиозный идеал одновременно диктовал нормы личной, общественной и государственной жизни.

Большую роль в управлении страной играл бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов и субординация. Все это приводило к абсолютному преобладанию государства над обществом. Важным признаком восточного деспотизма являлась политика принуждения. Причем главным было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную cтpyктуру. Наиболее привилегированным сословием являлась родовая и военная apистократия. Особое место занимали воины и купцы. Совершенно бесправными были рабы и зависимые люди.

Самую большую часть населения первых в истории государств составляли земледельцы-общинники. К числу производителей относились и ремесленники. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, были возложены и государственные повинности - так называемые общественные работы. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии, которую составляли сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т.п. Венчала эту пирамиду фигура царя. Это позволяло осуществлять строительство гигантских сооружений (пирамид - царских усыпальниц), создавать новые оросительные каналы и поддерживать их в должном порядке.

Некоторое своеобразие имело сословное деление на территории Индии. Здесь сложилась варновая система. Четыре варны представляли собой основные сословия древнеиндийского общества: две высшие варны - брахманы (жречество), кшатрии (военная аристократия), две низшие - вайшьи (земледельцы - общинники, торговцы, ремесленники), шудры (слуги). Не принадлежали ни к одной варне неприкасаемые, которые должны были выполнять самую тяжелую и черную работу.

В целом, общественная жизнь восточных цивилизаций была построена на принципах коллективизма. Личность, индивидуальность людей не имела собственной ценности. Восточный человек не был свободен, он обязан был соблюдать традиции, ритуалы, вести строго определенный образ жизни, поддерживать стабильность, сохранять в неизменном виде сложившиеся устои общества.

Итак, древневосточные страны имели сходные пути хозяйственного и общественного развития. Основными чертами для них являлись: ирригационное земледелие; община; деспотическая монархия; бюрократическое управление.

В эпоху расцвета древних государств (конец II - конец I тыс. до н.э.) происходят существенные перемены. В это время заканчивается бронзовый и начинается железный век. Культуру железа на территорию древних государств приносят так называемые народы моря, которые вторгаются в Египет, Малую Азию, Восточное Средиземноморье и оказывают сильное воздействие на весь Ближний Восток. В других регионах также наблюдается активное движение племен. На территорию Ирана приходят индийские и персидские племена. Долину Ганга в Индии начинают осваивать индоарийские племена.

Активное использование железа и стали повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Распространение получают деньги в монетной форме и, как считают некоторые исследователи; в последние века до нашей эры зарождаются бумажные деньги.

Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение частной земельной собственности, наряду с государственной и общинной. Земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи. В городском ремесленном производстве начинает преобладать рабский труд. В сельском хозяйстве основными производителями по-прежнему являлись крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно на государственной земле.

В это время между различными областями Ближнего Востока уста­навливаются экономические, политические и культурные контакты, оформляются международные торговые пути, обостряется борьба за преобладание на них, растет число захватнических войн.

В первой половине I тыс. н.э. важную роль в истории человечества стали играть племена и народы, находившиеся на периферии древних государств. В III - V вв. началось Великое переселение народов, во многих случаях ставшее непосредственной причиной крушения древневосточных государств.

На этом, последнем этапе их истории, происходят значительные сдвиги во всех сферах жизни общества. Начинается формирование новых, феодальных отношений. Древность уступает место Средневековью. Однако сохранение на Востоке, в частности в Китае и Индии, более или менее централизованной системы управления в форме деспотической монархии и преобладающей роли государственной собственности на землю обусловило проявление здесь наряду с характерными особенностями феодального строя значительное его отличие от европейских стран.

В условиях деспотической формы самодержавной власти в древневосточных государствах, как это ни парадоксально, были сделаны немалые открытия в науке, успешно развивалась культура, имелись определенные военные достижения. Именно на Востоке зародились зачатки арифметики, географии, астрономии. Значительно раньше, чем в Европе, возникло книгопечатание. В Индии впервые стали производить сахар из сока сахарного тростника, ткани из хлопка; здесь появились шахматы и была создана богатейшая литература - поэмы «Рамаяна», «Махабхарата»… В Китае изобрели компас, способ производства шелка, приготовления чая и многое другое.

Технические, экономические, культурные достижения, накопленные в странах Передней Азии, Ближнего Востока, Египта, впитали в себя Древняя Греция и Древний Рим. Не случайно первое государство Запада возникло на о. Крит, находившемся ближе других к странам древневосточной цивилизации. Таким образом, античный мир унаследовал не только опыт народов Средиземноморья, но и опыт народов Востока.

Много общего было в международной жизни и дипломатических отношениях Египта, государств в Месопотамии, царств хеттов, Ассирии, Персии, Китая и Индии. Международные споры разрешались обычно с помощью вооруженной силы. Главную цель войн, которые вели древневосточные государства, составляла реализация завоевательных интересов через грабеж соседних стран, захват их земель, рабов, скота, других ценностей.

Одновременно государства Древнего Востока развивали оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические отношения велись от лица царей. Так, уже в середине III тыс. до н.э. египетские цари снаряжали посольские экспедиции в страну Пунт, находившуюся на южном побережье Красного моря. К началу II тыс. до н.э. отношения Египта с соседними странами Азии усилились. При царском дворе появилась особая категория служителей – гонцы, которые были далекими предшественниками современных послов и посланников. Об отрицательных сторонах работы гонца так говорится в литературном произведении того времени: «Когда гонец выходит в чужую страну, он завещает свое имущество… из-за страха перед львами и азиатами… Кирпич у него за поясом».

Централизованная дипломатия разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов, связанных с завоевательной внешней политикой военно-теократических государств. Однако уже тогда появилась практика заключения договоров, часть которых дошла до наших дней; сложился обычай направлять посольства для урегулирования различных проблем международной жизни; возникла военно-политическая разведка.

Древний Восток знал практику дипломатических переговоров перед открытием военных действий. В XVI в. до нашей эры, в момент крайнего обострения отношений между захватившими северную часть Египта кочевниками-гиксосами и фиванскими царями, вождь гиксосов предъявил правителю Фив невыполни­мое требование, угрожая в случае отказа начать войну. Это - древнейший из известных в истории международных отноше­ний случай предъявления ультимату-ма. После изгнания гиксо­сов в результате тяжелых войн между правителями Египта и другими древневосточными государствами установился систематический обмен посольствами.

В середине II тыс. до н.э. его границы доходили до отрогов Тавра и до реки Евфрат, и он играл первенствующую роль в международной жизни Древнего Востока. Египтяне поддержи­вали оживленные торговые, культурные и политические связи со всем известным им миром - с государством хеттов в Перед­ней Азии, с государствами северной и южной Месопотамии (Митанни, Вавилоном, Ассирией), Критским царством и островами Эгейского моря, с сирийскими и палестинскими князьями, ко­торые в результате походов, в основном, фа­раона Тутмоса III были подчинены египетскому владычеству.

Дипломатической перепиской в Египте ведала особая госу­дарственная канцелярия. Из многочисленных памятников древневосточной диплома­тии наибольший интерес по объему и богатству содержания представляют эль-амарнская переписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключен­ный в 1296 г. до нашей эры. Амарна - это местность на правом берегу Нила в Среднем Египте, где некогда находилась рези­денция египетского фараона Аменхотепа IV. В 1887-1888 гг. там был открыт архив, содержащий дипломатическую перепи­ску Аменхотепа III и его сына. Сохранилось около 360 глиняных табличек, пред­ставляющих письма к названным фараонам от царей других государств и подвластных сирийских и палестинских князей. Существенным до­полнением к эль-амарнскому архиву служит архив хеттского царя, столица которого находилась недалеко от современной Анкары.

В последующие столетия Египет и Хеттское царство утратили свое первенствующее положение в международных отношениях Востока, и его заняло государство Передней Азии – Ассирия. Первоначально это было небольшое княжество, но с ХIV в. до н.э. его территория стала расширяться. Ассирия превратилась в одно из самых сильных государств древнего Востока. Уже в эпоху эль-амарнской переписки ассирийские цари называют себя «повелителями вселенной», которых боги призвали господствовать над «страной, лежащей между Тигром и Евфратом».

В ранний период своей истории Ассирия входила в состав Вавилонского царства. Но зависимость ассирийских царей от царя Вавилона со временем ослабла, и ассирийские цари стали самостоятельными. Первое упоми­нание об Ассирии как самостоятельной державе ученые нашли в эль-амарнской переписке, где говорится о прибытии ассирий­ских послов в Египет. Против принятия их египетским фарао­ном решительно протестовал вавилонский царь Бурнабуриаш. «За­чем, — спрашивает он своего союзника Аменхотепа IV, — они при­шли в твою страну? Если ты расположен ко мне, не вступай с ними в сношения. Пусть они уезжают, ничего не добившись. Со своей стороны шлю тебе в подарок пять мин голубого камня, пять конных упряжек и пять колесниц». Однако фараон не счел возможным удовлетворить просьбу своего друга и не от­казал в приеме послам ассирийского царя.

Усиление Ассирии внушало тревогу правителям наиболее крупных соседних держан - хеттского царства и Египта. Под влиянием этого опасения они и заключили дого-вор 1296 г. до н.э., косвенно направленный против Ассирии.

Своего наибольшего могущества Ассирийское царство до­стигает позже, при Саргонидах (VIII—VII вв. до н.э.), выходцах из среды военачальников. Они провели крупные реформы в политическом и военном строе Ас­сирии, увеличили численность ассирийского войска, чтобы осуществлять широкую завоевательную политику.

Движущей силой ассирийской политики являлось стремле­ние завладеть плодородными оазисами, захватить месторожде­ния металлов, добычу и людей и, кроме того, установить свое господство над важнейшими торговыми путями. В то время в данном географическом районе большое значение имели две торговые артерии. Одна из них шла от Великого (Среди­земного) моря к Месопотамии и далее в восточном направ­лении. Другая торговая дорога вела из Месопотамии на юго-запад, в сторону Сиро-Палестинского побережья и далее в Египет.

До возвышения Персии Ассирия была самой обширной древневосточной державой. Ее географическое положение вызывало постоянные столкновения с соседями, вело к непрерывным войнам и заставляло ассирийских правителей проявлять большую изобретательность как в области военной техники, так и в области дипломатического искусства. И то, и другое испытало на себе северное государства Урарту, которое находилось на территории современной Армении. Оно было буквально наводнено ассирийскими разведчиками и дипломатами, следившими за каждым шагом царя Урарту и его союзников.

Борьба между Ассирией и Урарту продолжалась несколько столетий, но не привела к определенным результатам. Не­смотря на ряд поражений, которые нанесли ему ассирийцы, и на всю изворотливость ассирийской дипломатии, государство Урарту все же сохранило свою независимость и даже несколько пережило своего сильнейшего противника — Ассирию.

Ассирия достигла наивысшего могуще­ства при Ашурбанипале. Это позволило ей захватить большую часть стран Ближнего и Среднего Востока. Границы Ассирийского царства простирались от сне­говых вершин Урарту до порогов Нубии, от Кипра и Киликии до восточных границ Элама. Ассирия нещадно эксплуатировала окружающие ирригационные системы, превращая их в свои колонии. Насилие являлось основой ее экономики.

Обширность ассирийских городов, блеск двора и великолепие построек превосходили все когда-либо виденное в странах древнего Востока. Ассирийский царь разъезжал по городу в колеснице, в которую были впряжены четыре плененных царя; по улицам были расставлены клетки с посаженными в них побежденными правителями. И тем не ме­нее могущество Ассирии клонилось к упадку, признаки которого начали сказываться уже при Ашурбанипале. Беспрерывные войны истощили страну. Число враждебных коалиций, с которыми приходилось бороться ассирийским ца­рям, все возрастало. Положение Ассирии сделалось критиче­ским вследствие нашествия народов с севера и востока. Она не выдержала этого напора и стала добычей новых завоевателей.

При каком правителе Ассирия достигла своего наивысшего могущества?

Надо сказать, что завоевание ирригационных систем приводило к нарушению раз навсегда заданного ритма хозяйственной жизни и в Месопотамии, Египте, Китае, Передней Азии. Каждый раз они приходили в упадок и каждый раз возрождались, ибо без орошения не могло быть жизни.

В VI в. до нашей эры самым сильным государством древ­него мира становится Персия, объединившая под своей властью все страны Передней Азии и даже Египет. Персидская дер­жава Ахеменидов представляла собой одно из самых могучих древневосточных политических образований. Влияние ее рас­пространялось далеко за пределы классического Востока как в восточном, так и в западном направлениях.

В момент захвата Месопотамии персидскими войсками царь Кир обратился с широковещательным манифестом к вавилон­скому народу и жречеству. В этом манифесте персидский за­воеватель именует себя освободителем вавилонян от ненавист­ного им царя Набонида, тирана и утеснителя старой рели­гии.

В обращении персидского царя Кира говорилось: “Я — Кир, царь мира, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света... отпрыск вечного царства… Когда я мирно вошел в Вавилон и при ликованиях и веселии во дворце царей занял царское жилище, Мардук, великий владыка, склонил ко мне благород­ное сердце жителей Вавилона за то, что я ежедневно помыш­лял о его почитании».

Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются древнеиндийские законы Ману, подлинный текст которых до нас не дошел. Сохра­нилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся уже к I в. н.э. В этой редакции они были открыты в XVIII в., а в XIX—XX вв. были переведены с классического санкрита на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

Согласно индийскому преданию, законы Ману имеют боже­ственное происхождение, так как легендарный Ману почитался родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских правил, складывавшихся на протяжении всего I тыс. до н.э. и касавшихся политики, меж­дународного права, торговли и военного дела. С формальной стороны законы Ману являются сводом зако­нов древней Индии, однако содержание этого исторического памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; содержит религиозные и нравственные правила.

В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рас­сматривается и дипломатия. Актуально и сегодня звучат положения о том, что от личных качеств дипломата зависит успех дипломатической миссии; что дипломатическое искусство заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир, что дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей, тем самым защищая государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей, умеющим распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.

Эти теоретические положения были предназначены для использования в дипломатической деятельности, так как правители Индии стали отправлять послов в далекие страны, устанавливать отношения со среднеазиатскими государствами, Египтом, Сирией, Македонией. Известно даже о приездах индийских послов в Римскую империю.

Как уже говорилось, первые рабовладельческие государственные образования в Восточной Азии возникли на среднем течении реки Хуанхэ еще в начале II тыс. до н.э. К XII в. до н.э. они слились в единое большое царство, которое распалось через четыре века на ряд крупных и мелких самостоятельных царств. То враждуя между собою, то вступая в друже­ственные переговоры и заключая союзы, они находились в тесных взаимоотношениях.

Естественное развитие древнекитайских государств нарушалось неоднократными опустошительными набегами кочевых племен центрально-азиатских степей, которых в Китае называли «хун-ну» (гунны). Для защиты от набегов гуннов правители древнеки­тайских государств вынуждены были объединяться в союзы, а в середине VI в. до н.э. заключили соглашение, преду­сматривавшее отказ от разрешения спорных вопросов с по­мощью военной силы и обязательное обращение обеих кон­фликтовавших сторон к третейскому суду.

Однако этот первый из известных в истории дипломатии «договор о ненападении» ока­зался скоро нарушенным. Правители отдельных китайских государств вновь вступили между собой в напряженную борь­бу, завершившуюся в середине III в. до н.э. побе­дой повелителя царства Цинь. Он разгромил военные силы всех своих соперников и воссоздал единую древнекитай­скую рабовладельческую деспотию.

Объединив под своей властью всю центральную часть со­временной территории Китая по течению рек Хуанхэ и Янцзы, Чжэн, принявший титул Цинь-ши хуан ди (Цинский великий желтый царь), организовал ряд экспедиций для покорения со­седних племен и народностей. Однако и после его смерти (209 г. до н.э.) на юге, в бассейне реки Жемчужной и на побе­режье Южно-Китайского моря, еще сохранялись независимые от правителей китайской империи небольшие рабовладельче­ские государства.

При царях следующей династии - Хань, (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) - китайская рабовладельческая деспотия превратилась в мощное централизованное государство, прави­тели которого располагали крупными военными силами и хо­рошо организованной системой бюрократического управления. Поэтому в тот период в китайских царских канцеляриях тщательно фиксировались все важнейшие события внутренней и внешнеполитической жизни.

Китайские императоры также обменивались посольствами с правителями среднеазиатских государств, царями Ирана, вождями кочевых племенных объединений Центральной Азии, правителями Кореи, государств юго-восточной окраины азиатского материка, японских островов.

Итак, по мере развития древневосточных локальных цивилизаций усиливался обмен посольствами, устанавливался своеобразный этикет при ведении дипломатических переговоров, все чаще появлялись письменные договоры, обращения одних правителей к другим, письменные или вещественные доказательства посольских полномочий, отчеты послов о выполнении порученных им миссий. Все это является бесценным материалом для изучения истории Древнего Востока.

Одной из древних цивилизаций античного мира была цивилизация Древней Греции и Древнего Рима.

Средиземноморье недаром именуется «не столько морем, сколько миром», как справедливо сказал когда-то Г. К. Честертон. На рубеже III—II тысячелетия до н. э. на Балканский полуостров вторглись, двигаясь из-за Дуная, предки позднейших греков (ахейцев). Тогда Средиземноморье в этом районе было заселено людьми, говорившими на языке, который не относился ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позже ахейцы стали называть себя автохтонным (коренным) населением Греции, но и они сохранили представление о существовании некоего древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Следует отметить, что историей Греции исследователи начали заниматься еще со времен эпохи Возрождения. Именно тогда появился термин «античность». Деятели Возрождения так называли эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Вплоть до второй половины ХIХ века история Греции и ее культуры начиналась с 776 г. до н. э., т.е. с года первой Олимпиады. Многие ученые, не имея надежных свидетельств о более ранней истории, вынуждены были признать все, что было до первых Олимпийских игр, вымыслом и легендами, как например, считал английский историк Джордж Грот в своей «Истории Греции». Другие же ставили под сомнение существование древнегреческого поэта Гомера и его поэм.

Переворот во взглядах на историю Греции совершил Генрих Шлиман (1822 — 1890 гг.), прославивший свое имя великими археологическими открытиями. Он открыл Трою и произвел раскопки на материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе, исследуя там гомеровские места. В результате 20-летних раскопок Шлиман открыл неведомый до того Эгейский мир догомеровской Греции. Культура, открытая им, относилась к бронзовому веку. Ее хронологические рамки были определены уже другими исследователями. Заслуга Шлимана состояла не только в том, что он открыл Эгейский мир, но и в том, что он привлек внимание ученых к историческим фактам, заключенным в недрах древнегре-ческого эпоса и мифологии. Его талант и трудолюбие, невероятная любовь к Гомеру заставили общество заинтересо-ваться древним миром Греции. По словам Л. Акимовой, «археология, история, Гомер, древнее искусство впервые широко вошли в сознание европейцев вместе со Шлиманом».

Следующий важный шаг в открытии истории Греции сделал английский археолог, хранитель музея в Оксфорде, Артур Эванс (1851 — 1941 гг.). В результате его эпохальных раскопок на острове Крит, начатых в 1900 г., был обнаружен целый мир, названной им минойской культурой— по имени мифического царя Крита Миноса. До этого времени о Крите знали меньше, чем о Трое, Египте, Двуречье. Из легенд и мифов, а также из фрагментарных свидетельств античных авторов (Гомер, Геродот, Фукидид) было известно, что когда-то на Крите существовало сильное государство, возглавляемое мудрым и справедливым царем Миносом. Но когда это было, кто такие критяне, какова их культура и на каком языке они говорили, оставалось тайной.

Уже на третий день раскопок Эванс записал в своем дневнике: «Исключительное явление — ничего греческого, ничего римского…». Действительно, культура Крита оказалась своеобразной и оригинальной. В результате многолетних исследований ученых сложился целостный образ многовековой эгейской культуры, созданной догреческим населением, а во II тысячелетии до н. э. и при участии греков-ахейцев, создателей культуры микенского типа. Крит был культурным и политическим центром Эгейского мира, оказавшим влияние на микенскую культуру. Общая культура Эгейского мира была названа эгейской или крито-микенской. Культуру Крита, ранний этап эгейской, Эванс назвал минойской.

Таким образом, в современной науке историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

Первый - Эгейский или крито-микенский — граница III — II тыс. до н. э. — конец II тыс. до н. э., т.е. период древних цивилизаций - минойская и микенская (ахейская, эгейская );

Второй - Гомеровский — XI — IX вв. до н. э.;

Третий - Архаический — VIII — VI вв. до н. э.;

Четвертый - Классический — конец VI — первая половина IV в. до н. э.;

Пятый - Эллинистический — вторая половина IV в. до н. э. — середина I в. до н. э..

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся история Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета к Древней Греции достигла в классический период.

Ахейская Греция (рубеж III – II тыс. до н. э.) - важнейший этап в истории развития Европы. Именно тогда в южной части Балканского полустрова и на прилежащих островах возникают общества, разделенные на классы. Первым греческим племенем, пришедшим на юг Балкан, были ионийцы, которые обосновались преимущественно в Аттике и на гористом побережье Пелопоннеса, затем за ними последовали эолийцы, занявшие Фессалию и Беотию, и (с XX в. до н.э.) ахейцы, вытеснившие ионийцев и эолийцев с части освоенных ими территорий (северо-восточная Фессалия, Пелопоннес) и овладевшие основной частью Балканской Греции. К моменту вторжения греков этот регион был заселен пеласгами, лелегами и карийцами, находившимися на более высоком уровне развития, чем завоеватели: у них уже наступила эпоха бронзы, началось социальное расслоение и формирование государства, возникли протогорода (раннеэлладский период XXVI–XXI вв.).

Греческое завоевание происходило постепенно и растянулось на несколько веков (XXIII–XVII вв. до н.э.). Как правило, пришельцы силой захватывали новые территории, уничтожая местных жителей и их поселения, но в то же время имела место и ассимиляция.

Хотя ахейцы несколько обогатили технологический (гончарный круг, повозка, боевая колесница) и животный (лошади) мир завоеванных областей, их вторжение привело к определенному хозяйственному и культурному регрессу – резкому сокращению производства металлических орудий (преобладание каменных и костяных) и исчезновению городского типа поселения (доминирование маленьких деревнь с небольшими глинобитными домами). По всей видимости, в среднеэлладский период (XX–XVII вв. до н.э.) уровень жизни ахейцев был очень низок, что обеспечивало длительное сохранение имущественного и социального равенства. Постоянная необходимость вести борьбу за средства к существованию с соседними ахейскими племенами и остатками местного населения обуславливала военно-общинный характер их жизненного уклада.

Вся история ахейского мира – это история кровопролитных войн. Порой несколько царств объединялись в борьбе против более богатого и могущественного (например, поход семи аргосских царей против Фив) или для заморской грабительской экспедиции (например, знаменитая Троянская война 1240 - 1250г. до н.э. за проливы Мраморного и Черного морей).

К XIV в. до н.э. усиливаются Микены, которые начинают претендовать на роль гегемона Ахейской Греции. В XIII в. до н.э. микенским царям удается путем династического брака подчинить Спарту и добиться подчинения (по крайней мере, формального) ряда других ахейских государств (Тиринф, Пилос). Данные мифологии показывают, что в Троянской войне микенский царь Агамемнон воспринимался другими греческими царями как верховный правитель.

В XV–XIII вв. до н.э. ахейцы начинают военную и торговую экспансию в Средиземноморье. В конце XV в. до н.э. был установлен контроль над Критом, в XIV–XIII вв. до н.э. основаны колонии на западном и южном побережье Малой Азии, на Родосе и Кипре, в Южной Италии. В это же время ахейские отряды принимают также участие в нашествии «народов моря» на Египет.

Непрерывные войны приводили, с одной стороны, к истощению и уничтожению человеческих и материальных ресурсов Ахейской Греции, а с другой, к обогащению его правящей элиты.

В конце XII в. до н.э. в Грецию вторглись племена греков-дорийцев, которые пройдя Среднюю Грецию осели в Мегариде и в юго-восточной части Пелопоннеса – в Коринфии, Арголиде, Лаконии и Мессении. Дорийцы также овладели рядом островов в южной части Кикладского и Спорадского архипелагов (Мелос, Фера, Кос, Родос), равнинной частью Крита, вытеснив остатки минойско-ахейского населения в горные районы, и юго-западным малоазийским побережьем (Дорида Малоазийская). Родственные дорийцам северо-западные греческие племена обосновались в Эпире, Акарнании, Этолии, Локриде, Элиде и Ахайе. Ионийцы, эолийцы и ахейцы удержались в Фессалии, Беотии, Аттике и Аркадии, а часть их эмигрировала на острова Эгейского моря и в Малую Азию, западное побережье которой колонизовали ионийцы, а северо-западное – эолийцы.

Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., привело Грецию к новому регрессу – резкому сокращению численности населения, падению жизненного уровня, прекращению монументального и вообще каменного строительства, упадку ремесла (ухудшение технического и художественного качества изделий, сокращение их ассортимента и количества), ослаблению торговых контактов, утрате письменности. С падением ахейских цитаделей на всей территории Греции (в том числе и на не занятых дорийцами) исчезли прежние государственные образования и утвердился первобытно-общинный строй. Вновь основной формой поселения стали небольшие бедные родовые поселки. Из достижений микенской цивилизации дорийцы заимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. В то же время дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений (как в микенскую эпоху), но в производстве и военном деле.

Таким образом, Греция к концу рассматриваемого периода представляла собой мир сотен мелких и мельчайших полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев. Это был мир, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья, хозяйственно самостоятельная и почти независимая, с простым бытом, отсутствием внешних связей, мир, где верхушка общества резко еще не выделилась из основной массы населения, где эксплуатация человека человеком только нарождалась. При примитивных формах социальной организации еще не было сил, способных заставить основную массу производителей отдавать избыточный продукт. Но именно в этом заключались экономические потенции греческого общества, раскрывшиеся в следующую историческую эпоху и обеспечившие его быстрый взлет.

Третья попытка создать государство, относится к концу IX в. до н.э., когда в Греции образовались полисы. Полис – это город-государство, гражданская община. Как отмечают некоторые специалисты, формирование полисов во многом связано с социально-экономическим развитием Греции в VIII-VIвв. до н.э.. Исторически первая из сильнейших древнегреческих полисов – Спарта. Другим протогосударством, сложившимся несколько позже спартанского, в VIII-VII вв. до н.э. – Афины.

Основной базой полисной структуры были небольшие и заметно изолированные друг от друга коллективы общинников живших в поселениях деревенского типа и имевших как находившиеся в коллективном владении угодья, так и земельные наделы – клеры, достававшиеся всем полноправным и свободным членам общины, чаще всего по жребию.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс; свободные мелкие производители; рабы и зависимые работники самых различных категорий. Ядром социальной структуры греческого полиса – гражданский коллектив, включавший полноправных граждан. Ограниченный характер полиса проявлялся в том, что его гражданами не могли стать переселенцы из других полисов, иностранцы, женщины, рабы. Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Полисная экономика, основанная на земледелии, открывала большие, чем на Востоке возможности для развития товарных отношений, накоплению богатств, и как следствие, быстрому развитию в западном обществе частной собственности. Этому способствовал и тот факт, что в античном государстве земледелие имело индивидуальный характер, а на Востоке – общинный.

В целом историю Древней Греции можно проследить на примере Спарты и Афин. Спарта – сильнейшее государство архаического периода, возникла очень рано, вскоре после завоевания материковой Греции дорийцами, т.е. примерно на рубеже X-IX вв. до н.э. Заняв территорию, дорийцы – спартиаты подчинили себе большую часть чужого им соседнего населения, превратив его в невольников - илотов. Учитывая, что илотов было в несколько раз больше, чем спартиатов, и, опасаясь возможных конфликтных ситуаций, полноправные граждане ставили своей целью держать их в страхе, для чего время от времени устраивали «криптии» - карательные операции.

Формально во главе спартиатов стояли два царя, принадлежавшие к двум династиям и передававшие свой статус по наследству. Руководила «общиной равных» герусия, т.е. совет старейших. Решения и законы цари и герусия представляли на утверждение Народного собрания, которое чаще всего без обсуждения одобряло криками эти решения. Позже к Народному собранию, герусии и царям в систему органов власти была добавлена еще одна важная инстанция – пять эфоров, надзирателей, призванных осуществлять верховное наблюдение.

Социальное устройство Спарты можно представить следующим образом: 9-19 тыс. спартиатов представляли собой «общину равных»; 30 тыс. были свободными, но неполноправными людьми; 200 тыс. илотов - почти рабами, хотя и не отделенными от средств производства: они имели свое жилье, домашнее хозяйство, выращивали урожай и сдавали его своему хозяину.

Самой богатой областью Древней Греции являлась Аттика с центром в Афинах. Афинская демократия считается самой развитой, сомой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание, обладающее широкими полномочиями. Большую роль также играл Совет, состоявший из 500 человек. Наряду с Советом пятисот в системе афинской демократии существовал Совет Ареопага – один из древнейших органов государственного управления в Афинах. Афинский суд состоял из пожизненных членов, что обеспечивало ему независимость. В 621 г. до н.э. под давлением демоса архонт Драконт (Дракон) выступил с серией строгих законодательных мер (драконовы законы), ставивших целью узаконить и к тому же жестокими мерами всячески охранять частную собственность, ликвидировать древний обычай кровной мести, а также ограничить произвол суда. Эти и некоторые иные новые правила, частично восходившие к обычному праву, но в большей своей части отражавшие интересы демоса, увеличили свое внимание в полисе, несколько облегчили положение большинства, но не решили целиком его проблемы. В частности, по-прежнему действовала, вызывавшая недовольство жесткая норма порабощения обедневших сородичей за долги. Собственно, именно против этой нормы выступил крупнейший из законодателей Афин архонт Солон. Реформы 594 г. до н.э. затронули едва ли не все стороны жизни полиса и способствовали быстрому и прогрессивному его развитию.

Прежде всего, Солон ликвидировал кабальное рабство. Он ограничил ссудный процент. Было также закреплено право наследования за семьей и право завещания, что укрепило институт частной собственности. Был установлен земельный максимум, что ограничивало рост крупного землевладения и ослабило родовую знать. Введение новой единицы системы мер и весов благоприятствовало развитию ремесла и торговли.

В политической области Солон заменил родовую власть тимократией – властью по богатству. Он создал Совет из 400 членов, избиравшихся на демократической основе, что способствовало ослаблению прав ареопага и увеличил роль Народного собрания. Солон создал новую коллегию судей, гелиею, в состав которой могли избираться все граждане. И хотя многое еще оставалось сделать, можно с полной уверенностью констатировать, что именно Солон заложил основы афинской демократии в той ее весьма развитой форме, которая прежде не была известна всему остальному миру.

В конце VI в. до н.э. Греция вступила в четвертый классический период своего развития. В период с 508-500 г. до н.э. были проведены реформы Клисфена. Важное значение имело введение нового административного деления Аттики. В соответствии с ним Совет четырехсот был преобразован в Совет пятисот. Была создана новая важная коллегия из 10 стратегов, которые в основном занимались военными делами. Клисфен учредил и так называемый «суд черепков», или «остракизм» - оригинальная форма избавления Афин от чрезмерно активных деятелей, которые могли принести вред полису. Однако в последующее время остракизм стал орудием в политической борьбе.

Расцвет афинской рабовладельческой демократии историки назвали «золотым 50-летием» (480-431 гг. до н.э.). В это время происходили Греко-персидские войны в ходе которых на первом этапе усиливается аристократия во главе с Фукидидом, а на втором – демос во главе с Периклом в 457 г. до н.э. Выходец из знатного рода афинских эвпатридов, воспитание знаменитого философа Анаксагора, Перикл решительно выступил за дальнейшую демократизацию Афин. Именно по его инициативе были проведены реформы, позволившие неимущим гражданам принимать активное участие в работе важных органов самоуправления. Необходимо отметить, что за каждое заседание его участникам стали платить, что вызвало рост политической активности афинских граждан.

По мнению исследователей, афинская демократия являлась самым передовым государством рабовладельческого общества. В то же время она имела ограниченный характер, так как 9/10 населения Афин не входили в число граждан. Это ослабляло афинскую демократию, порождало многие внутренние противоречия, усиливавшиеся вследствие разорительных ежегодных столкновений со Спартой в 431-421 гг. до н.э.

К концу 30-х гг.V в. до н.э. социальные, экономические и политические противоречия между Афинами и Спартой достигли особой остроты, что и привело к развязыванию Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.). Она показала слабость Афин и Спарты, оказала огромное воздействие на структуру полисов, а социальная напряженность вылилась в настоящую гражданскую войну. Одной из попыток решить социально-политические проблемы греческих полисов в IV в. до н.э. было установление поздней тирании. Как правило, власть захватывали популярные полководцы или командиры наемных отрядов, которые вскоре придя к власти, вызывали резкое недовольство во всех слоях гражданского населения.

Выход из кризиса полисы в IV в. до н.э. ищут в создании союзов, этому способствовало и то, что стали усиливаться соседи Греции, прежде всего малоразвитые страны. Среди них – Македония. Филиппу II – первому царю Македонии античная традиция приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств. После разгрома греческого ополчения под Херонеей в 338 г. до н.э. в Коринфе по инициативе Филиппа II был созван общегреческий конгресс, который должен был юридически закрепить утверждение македонской гегемонии над Грецией. Одним из важных решений Коринфского конгресса было объявление священной войны Персидской монархии. Но она не началась из-за убийства Филиппа II одним из своих придворных. Македонским царем был провозглашен его сын и воспитанник Аристотеля, Александр. Благодаря удачным завоеваниям Александру Македонскому удалось основать огромную невиданную до сих пор империю, простиравшуюся от Дуная до Инда. Однако ожесточенная борьба за наследство после смерти в 323 г. до н.э. Александра Македонского привела к распаду империи.

Социально-экономическое развитие Греции связано с массовым переселением греков на восток после походов Александра, перемещение туда основных торговых путей, возникновением там новых экономических центров, истощение собственных природных ресурсов привели в III–II вв. до н.э. к утрате Балканской Грецией ведущих позиций в экономике Восточного Средиземноморья. В Эгейском бассейне возросла роль Родоса и Пергама (позже Делоса) в ущерб материковым полисам (в том числе Афинам), которые оказались на периферии международной торговли. В городах общее падение жизненного уровня населения происходило на фоне концентрации богатств в руках немногих. В аграрной сфере усилилась мобилизация земельной собственности; распространилась практика приобретения земли в соседних полисах. Имущественное расслоение предельно обострило социальное противостояние. Постоянно раздавались требования отмены долгов и передела земли; в ряде полисов власти делали попытки осуществить земельную и долговую реформы (Спарта, Элида, Беотия, Кассандрия).

Внешняя политика Греции базировалась на «проксении», т. е. гостеприимстве. Проксения существовала как между отдельными лицами, родами, племенами, так и между целыми государствами. Житель какого-нибудь города (проксен) принимал как частных граждан, так и послов из другого города и брал на себя защиту интересов данного города и нравственное обязательство быть посредником между ним и властями своего родного полиса. В свою очередь, в полисе, с каким был связан проксен, он пользовался известными преимуществами по сравнению с другими иностранцами - в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену. Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнегреческого мира.

В эпоху эллинизма, охватывающую Ш-П вв. до н.э., образовалась система государств, находившихся в постоянных дипломатических, культурных и экономических взаимоотношениях. В эту систему входили большие державы, на которые распалась монархия Александра Македонского: царство Птолемеев в Египте и Кирене, огромное государство Селевкидов в юго-западной Азии, царство Антигонидов в Македонии и Греции, Пергамское царство, Вифиния и Понт в Малой Азии, остров Родос, ряд прибрежных городов в Греции, Ахейский и Этолийский союзы, Сицилия, Карфаген и несколько позднее - Рим.

Согласно историческому преданию, город Рим был основан в 753 году до н. э. Возникнув первоначально как небольшой полис (не более 10 кв. км. по площади и с 10 тыс. чел. населения), Рим с течением времени стал центром громадной мировой державы, владения которой были расположены на трех материках (Европа, Азия, Африка), а население которых превышало 60 млн. человек. Римская дер­жава была самым крупным рабовладельческим государством древ­него мира, где рабство прошло все ступени развития - от пат­риархального до классического. Естественно, что не оставался не­изменным и государственный строй. Обычно выделяют три пери­ода в его развитии:

VIII - VI вв. до н. э. - период возникновения государ­ства («царский период»),

509 - 27 гг. до н. э. - период республики,

27 г. до н. э. - 476 г. н. э. - период империи, подразделяемый, в свою очередь, на два этапа - принципат и доминат, рубежом между которыми является III в. н. э.

На заключительном этапе своей истории Римская импе­рия была разделена на две части - Западную и Восточную. За­падная Римская империя прекратила свое существование в 476 году Восточная Римская империя (Византия) просуществовала еще почти тысячелетие и погибла в результате турецкого завоева­ния в 1453 году.

В середине VIII в. до н. э. три племени (латины, сабины, этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину центром которой стал город Рим. Располо­женный на холмах, удобных для обороны, этот город приоб­рел роль важного военного пункта. Довольно рано проявились преимущества Рима и как перспективного экономического цен­тра — он находился на перекрестке торговых путей, связывав­ших Италию с Грецией и Востоком.

В окрестностях Рима разви­валось скотоводство и земледелие; древнейшим источником дохода римской общины являлись соляные промыслы. Коренное население, составлявшее первоначальную рим­скую общину, носило наименование патрициев (patricii) и представляло собою категорию полноправных римских граж­дан, причастных к управлению общественными делами. В древ­нейший период римской истории отмечается наличие всех при­знаков родоплеменного строя. Низшей ячейкой общества яв­лялся род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Главой рода являлся наиболее авторитетный, уважаемый представитель знатного семейства, избираемый об­щим собранием рода. Каждый член рода являлся совладельцем земельного фонда, мог претендовать на свою долю при разделе родового имущества, пользовался защитой и помо­щью со стороны сородичей, участвовал в решении общих дел и отправлении общего культа. Между родами существовали разли­чия: наиболее могущественные роды считались «старшими». Внутри самих родов формировалась наследственная аристо­кратия, распоряжавшаяся родовым имуществом (в т. ч. землей) и возвышавшаяся над своими сородичами.

Общее число патрицианских родов составляло 300. Каж­дые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в три­бу, всего было, следовательно, 30 курий и 3 трибы. Такая строй­ность, имеющая явный отпечаток искусственной упорядочен­ности, преследовала, очевидно, военные цели. Древнейшая рим­ская дружина, состоявшая из 3000 пехотинцев и 300 всадни­ков, набиралась по 100 человек пехоты и 10 всадников от каж­дой курии.

Органы управления Рима в древнейший период его исто­рии характеризуются наличием трех основных элементов, обычно свойственными т. н. периоду военной демократии. Верховную власть в римской общине олицетворял царь. Эта должность замещалась путем выборов, в которых участвовали полноправные граждане, собранные по куриям. Главными прерогативами царя являлись верховное управление (имевшее целью обеспече­ние внутреннего порядка, охрану «традиций и нравов отцов»), высшее военное командование (включая организацию ополче­ния, с правом назначения нижестоящих военачальников), су­дебные полномочия (вплоть до права жизни и смерти), функ­ции верховного жреца (включающие руководство обществен­ными священнодействиями и жертвоприношениями). В качестве совещательного органа при царе выступал се­нат (от лат. senex — старец, старейшина), первоначально вклю­чавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ос­лабления роли родовых традиций сенат стал назначаться царем из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности; об избрании новых чле­нов сената обязательно информировалось народное собрание. Право созыва сената и председательствования на его заседани­ях принадлежало царю. Постановления сената, касавшиеся наи­более важных вопросов общественного управления (объявле­ние войны и заключение мира, предоставление гражданства, отправление религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься царем во внимание, но не имели для него импе­ративного характера. Сенат также рассматривал некоторые уго­ловные дела.

Значительно возрастала роль этого органа в усло­виях войны или серьезных внутренних потрясений. Однако сво­его максимального объема власть сената достигала в случае смерти царя, когда возникал период междуцарствия. В этих случаях сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового царя. Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем пред­ставлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя также подлежало утверждению в се­нате. Естественно, что сенат был заинтересован в продлении срока междуцарствия, поскольку в этот период вся реальная власть сосредоточивалась в его руках.

Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности; древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям. Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе царя, который и вносил туда свои предложения; помимо воли царя народное собрание состояться не могло.

Вся масса населения Рима, оставленная за пределами ро­довой организации, получила наименование плебеев (plebei, plebs). Эта категория складывалась из двух основных источников. Одна часть — это добровольные пришельцы, привлеченные торгово-предпринимательскими интересами; вторая часть была переселена насильственным путем в результате войн Рима про­тив соседних народов. Плебеи были лично свободны, об­ладали собственностью, имущественными правами, занимались ремеслами и торговлей, привлекались к военной службе (прав­да, во вспомогательных войсках), могли самостоятельно осу­ществлять судебные иски и нести юридическую ответственность. Многочисленные жалобы плебеев на тяжесть долговых обяза­тельств перед патрициями свидетельствуют о том, что юриди­ческие отношения между этими сословиями были не только возможны, но и имели широчайшее распространение. Одним словом, в области частных гражданских отношений плебеи были равноправны с патрициями. В сфере же политических отношений статус указанных сословий был диаметрально противопо­ложным: плебеи не обладали никакими политическими права­ми и потому были полностью лишены возможности участво­вать в решении общинных дел. Проникнуть в ряды патрицианской общины с помощью брака плебеям также было воспрещено.

Не следует думать, что плебс представлял собою одно­родную массу. Внутри него укреплялась торгово-ремесленная верхушка, постепенно овладевавшая важными позициями в эко­номике Рима. С другой стороны, росла численность плебеев-бедняков, которые в случае социальных конфликтов могли объ­ективно оказаться союзниками рабов.

Главное требование плебеев состояло в том, чтобы полу­чить доступ к разделу, поскольку земельная тесно­та для плебеев становилась все более невыносимой. Решить же эту экономическую задачу плебеи могли лишь при условии до­ступа к государственным должностям. Таким образом, эко­номические и политические требования плебеев были тесно связаны и взаимно обусловлены. Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием общественно-политической жиз­ни, а потому — главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. Борьба закончилась победой плебеев: патрицианская родовая община была насильственно разрушена, а на ее обломках образовалось государство, в котором со време­нем окончательно растворились и патрициат, и плебс.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами царя Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных граждан, обеспечивали их господство над рабами.

Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом вета — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах — само слово «плебей», судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот за

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОЧЕРКИ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ОЧЕРКИ ВСЕОБЩЕЙ... И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
  Воронеж 2013 ББК 63.3 (2) + 63.3 (2Рос)   Очерки всеобщей и отечественной истории: учеб. пособие /под ред. Н.А. Душковой. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронеж

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ, ЗНАНИИ, СОЗНАНИИ
  В условиях современной научно-технической революции усложнение техники, появление принципиально новых прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обстоятельствах, концентр

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР В VI-XIII вв.
Условное деление всемирной истории на античность, средние века и новое время прочно вошло в историческую науку в XVII веке. При этом средние века рассматривались преимущественно как время обществен

ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Период XIV-XV вв. в современной исторической науке именуется поздним средневековьем. Ранее так называли эпоху XVI - середины XVII столетий, которая теперь носит название раннего нового времени. Вод

XVIII ВЕК В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
XVIII в. вошел в мировую историю как век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII в. происходили решающие процессы обновления трад

В ЕВРОПЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЮ
В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной революции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса. Е

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
  Характерной особенностью начала ХХ в. являлся процесс утверждения монополистического капитализма. Этому способствовало развитие производительных сил общества. Достижения в области е

МИРА В 1920 – 1930-е ГОДЫ
  1920-е -1930-е годы занимают вполне определенное место в мировой и отечественной истории. Именно в это время складывается новая геополитическая и экономическая ситуация в Европе, пр

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА
Вторая мировая война вызревала постепенно в течение 20 лет. Она была самой жестокой в истории человечества и втянула в свою орбиту 61 государство – 80 % всех жителей планеты. Глубинные при

МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
В середине XX столетия человечество вступило в длительную историческую полосу научно-технической революции (НТР). Это означало коренное, качественное преобразование производительных сил на основе п

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
На рубеже третьего тысячелетия человечество оказалось на пороге грандиозных перемен, суть которых – переход от индустриального к постиндустриальному обществу, или его еще называют неоиндустриальное

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Предпринятая попытка проанализировать наше прошлое на фоне развития мировой цивилизации еще раз убедила в том, что общество успешно познает себя и свою историю только в сравнении с

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Американская цивилизация как исторический феномен. М.: Наука. 2001. 493 с. 2. Вебер М. Аграрная история Древнего мира / М. Вебер; отв. ред. Г.Э. Кучков, Н.Д. Саркитов. М

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги