рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Re: Вся философия в кратце

Re: Вся философия в кратце - раздел История, Содержание философии формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе « Ответ #3 : Март 27, 2011, 18:01:19 » · Ци...

« Ответ #3 : Март 27, 2011, 18:01:19 »

· Цитировать

Вопрос №22.
Неотомизм–это официальная доктрина Ватикана. Представители: Жильсон, Маритен, Бохеньский, Корот, Карл Войттла.
Неотомизм базируется на учении Фомы Аквинского.
Концепция бытия. Прослеживается дуализм: противопоставляется абсолютное (чистое) бытие и сотворенное бытие (конечные вещи). Бытие мира – это проводник в бытие Бога. Чел-к никогда не приобретет знания о Боге, а узнает только аналогичные знания.
Концепция гиломорфизма. Каждое материальное есть соединение материи (пассивное начало) и формы. Чтобы материя стала активным началом нужна форма. Бог – форма форм. Формы не имеют ни конца, ни начала. Чел-к – это сложная субстанция, которая состоит из материального тела и духовного. Через идеальную душу чел-к связан с Богом. Материальный мир создан для того, чтобы через познание мира душа познала бытие Бога. Тело заставляет чел-ка думать о низком. Тело тоже создано Богом, чел-к, заботясь о душе, должен заботиться о теле, но душа – сущность чел-ка. Душа превращает чел-ка в живого. Душа чел-ка в отличие от души животного является вместилищем разума, но она не имеет отношение к способности чел-ка мыслить. Внутренняя раздвоенность чел-ка тела и души вызывает неприятности, вызывает борьбу добра со злом.
Теория познания неотомистов. Познание – одна из способностей души. Душа – не материальна. Каждая вещь состоит из материи и идеи (формы). Душа познает форму, а материя – помеха на пути познания. Выделяют:
1.Чувственное познание – первый контакт с действительностью.
2.Разумное познание – преодолевает единичное.
Виды истин:
1.Онтологическая (божественная) – вещи являются истинными, поскольку постольку они согласуются с идеями, с помощью которых созданы – соответствие идеи материи.
2.Логическая (человеческая) – соответствие разума вещам. Логическая истина – производное от божественного разума.
Отношение веры и разума.Человеческий разум ограничен, он обобщает только органы чувств. Вера вводит чел-ка в сферу высших истин.Истина разума и истина веры – сестры. Вера завершает разум. Разум и вера находятся в гармонии.
Доктрина неотомистов - ортодоксальная. Западное христианство стремится к обновлению. Появились различные модернистские течения.
Пьер Тияр Де Шарден – выступал за радикальное обновление христианства. Он говорил, что основной порок неотомизма – статичность. Его задача – преодолеть статичность. Надо внести идею эволюции. Чел-к – это совершенный результат эволюции органического мира. Чел-к –э то вершина эволюции. Бог отделен от мира, но он присутствует в нем через любовь.
Панпсихизм – учение, стремящееся найти духовное начало, которое разлито в мире. Духовное основание пропитывает природу. Энергия (по науке) – свойство самой материи; (по философии) – это некая движущая сила эволюции в космосе. Принцип эволюции: постоянное возрастание концентрации энергии.
Стадии эволюции мира:
1.Преджизнь (литосфера)
2.Жизнь (биосфера) – развитие живых организмов.
3.Феномен человека (ноосфера) – это историческое развитие человечества до наших дней.
Шарден синтезирует научную и религиозную картины мира.
Наступит 4-й этап, когда произойдет зарождение сверхжизни – мира божественного совершенства, через любовь.



 


Вопрос №23.
Неопозитивизм. Его истоки заложены в позитивизме – субъективная система, основной источник знаний которой являются опытные науки. Общая черта позитивизма и неопозитивизма – отрицание ценности философского исследования. Основной представитель – Огюст Конт.
Этапы развития этого течения:
1.Позитивизм – Конт, Спенсер.
2.Эмпириокритицизм (махизм) – 70-90-е гг. 19 в. – Мах, Овинариус, Богданов.
3.Неопозитивизм – 20-е гг. 20 в. – Витгенштейн, Рассел.
4.Постпозитивизм – 60-е гг. 20 в. – Поппер.
Неопозитивизм – течение, претендующее на анализ актуальных философских проблем:
1.Роль знаково-символических средств научного мышления.
2.Соотношение теоретического и эмпирического.
3.Вопрос функции математизации и информатизации знаний.
Философию противопоставляли конкретной науке.
Основные идеи формируются в рамках Венского кружка. Философия должна проводить логический анализ языка науки, принцип верификации, трактовка логики и математики как формальных преобразователей языка науки. Без понятий философии ни одна наука не может существовать – выяснили неопозитивисты. Неопозитивизм не решил проблем, которые ставил перед собой. Но есть положительные стороны неопозитивизма:
1.Неопозитивизм дополнил философские учения об истине – были выделены осмысленные и бессмысленные высказывания.
2.Были разработаны критерии научной оценки осмысленности высказываний.
Отрицательные черты:
1.Сузили философию до теории познания (гносеологии).
2.неопозитивисты существенно исказили понимания критерия истины.


Вопрос №24.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр. Основные идеи изложил в 1920 г. в труде «По ту сторону принципа удовольствия», в 1921 – «Массовый анализ человеческого Я», в 1923 – «Я и Оно».
Его заслуга в том, что он изучал неврозы и эту сторону человеческой психики он назвал бессознательным.
Многие наши желания бессознательны, они появляются в сновидениях, в гипнозе. Психика представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного, сознательного. По Фрейду центральное место в психике человека и определяло его поведение бессознательное. Любая личность – это комбинация элементов:
1.Оно – бессознательное влечение.
2.Я сознательное – посредник между бессознательным и внешним миром.
3.СверхЯ – (суперэго) – внутриличностная совесть – посредник между сознательным и бессознательным – это внутренне
усвоенные индивидом социальнозначимые нормы и заповеди, запреты власти, родителей, различных авторитетов.
Бессознательное – инстинкт. Их цель – получение удовольствия (сексуальных). Либидо – вся любовь (к родителям, к Родине и т.д.) Доминирует два инстинкта:
1.Инстинкт жизни (эрос).
2.Инстинкт смерти (тонатус).
Чел-к может овладеть инстинктами, страстями. Задача психоанализа – бессознательное перевести в русло сознательного.
Люди постоянно находятся в страхе и беспокойстве, порождаемых достижениями цивилизации. Чел-к понимает, что силы цивилизации могут быть обращены против чел-ка. Природа чел-ка изначально агрессивна, разрушительна. Развитие культуры приведет к обузданию агрессии. Противоречия между культурой и инстинктами вызывают неврозы. Религия (по Фрейду) – массовый невроз.



Вопрос №25.
Философия о сущем. Бытие – исходная категория всей философии, оно выражает главную характеристику. Исходной хар-кой любого объекта является способность, свойство быть, существовать. Философия пытается понять, что оно из себя представляет, кто или что правит миром, из чего все произошло. Сознание рассуждает о мире по тем вещам, которые находятся вокруг нас. Мы убеждаемся, что все вокруг нас существует – это нечто, а другого нечто уже нет, оно в прошлом, а третьего нечто мы ожидаем, оно в будущем. Бытие – основная точка всех философий. Философия отвечает на вопрос: «Откуда все произошло и куда все девается?»
Ранние попытки осмыслить бытие предпринимались в Др. Индии и Китае. В «Ведах» изложено материалистическое представление. Все сущее произошло от огня, воды, пространства и времени. В «Ригведах» были заданы вопросы: «Куда исчезает солнце ночью?» и т.д. В китайской философии больше внимания уделялось бытию чел-ка, но бытие природы тоже занимало не маловажное место. Началом всего провозгласили воду, землю, дерево, металл, огонь.
В древнегреческой философии первооснова была изложена в мифах. Это была философия природы. Философы Др. Греции искали первооснову в самой реальной действительности. Пифагор впервые сказал, что Земля шарообразна. Парминид его поддержал и выделил категорию бытия как самостоятельную категорию. Парминид выдвигает теорию о неизменной сущности бытия и противопоставляет его небытию. Он выделяет свойства бытия:
1.Оно не возникло и не может погибнуть.
2.Бытие едино, непрерывно, неподвижно и совершенно.
3.Бытие имеет свои пределы.
Мелисс Самосский согласился с Парминидом, но он сказал, что если Парминид говорит, что бытие имеет свои пределы, то он противоречит сам себе. Если бытие имеет границы, то с чем оно граничит, если ничего кроме бытия нет, поэтому бытие безгранично.
Древние греки отождествляли бытие с окружающим миром, природой. Появляется диалектический подход к бытию. Гераклит говорит, что одна и та же вещь существует и не существует одновременно. Платон впервые указал, что бытием обладает не только материальное, но идеальное. Впервые Платон в понятие бытие включает все существующее.
В христианской философии бытие дуалистично – истинное и неистинное бытие. Философы связывают бытие только с чувственным миром. Здесь происходила натурализация бытия.
В немецкой классической философии были выделены понятия: субстанция, абс.идея (Гегель).
20 в. расширил трактовку бытия. Опираясь на достижения науки, философия пытается создать целостную картину мира.
Понятие бытия. В различных языках мира категория бытия является отглагольным, т.е. говорят о наличии или отсутствии чего-либо, а не о самом предмете. Бытие не может отождествляться с существительными, определениями. К бытию не применимы прилагательные.
Бытие – всеобщая универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытием может обладать только что-то. Небытие нельзя помыслить. Небытие отрицает бытие. Между бытием и небытием есть диалектическая связь:
1.Представление современной науки: Вселенная появилась из вакуума. Вакуум – особое состояние материи, - это самый богатый тип физической реальности. Вакуум – потенциальное бытие.
2.С точки зрения физиков, Вселенная не единственная в мире. Проблема соотношения бытия и небытия относительна. Об исчезнувшем бытии (о прошлом) мы можем говорить, размышлять, т.е. оно существует только в нашем сознании, но оно превращается во второе бытие. Существует оно в форме мысленного образа, оно может умножить, утроить себя, если оно запечатлено на источнике информации. Это бытие - прошлое, оно исчезло в небытие, но оно перешло в другую форму. Но бытие существует только сейчас, т.к. вспоминая прошлое, мы думаем о нем сейчас, именно в этот момент. Категория бытия позволяет выразить мир как единое целое. Философия фиксирует единство мира. Для хар-ки бытия вводятся другие категории: сознание, пространство, время, закон и др.


Вопрос №26.
Формы бытия объективного мира. Самое естественное разделение бытия на:
1.Живое.
2.Неживое.
В живом бытии тоже есть существенные различия:
1.Одухотворенное (человек).
2.Неодухотворенное.
Бытие неживой природы – это весь человек
естественный и искусственный мир, живая природа
все явления природы, которые ли- неживая природа
жизни.
Бытие неодухотворенных тел не обладает сознанием, и формирует биосферу.
Бытие чел-ка и его сознания делят:
1.Бытие конкретных людей.
2.Социальное бытие.
3.Бытие идеального (духовного).
Неживая природа бесконечно многообразна, она выступает в кач-ве различных предметов. Она находится в постоянном движении. Природа эволюционирует. Мир – это процесс, где что-то постоянно возникает, развивается и исчезает. Все имеет свое начало. Мир меняется. 15 млрд. лет назад Вселенная представляла из себя почти однородную расширяющуюся массу. В бытии неживой природы выделяют:
1.Бытие вещей первой природы – возникла и развивалась без участия чел-ка. И первая и вторая природы имеют сходство: они произошли единого и косного вещества.
2.Вторая природа – это то, что создано чел-ком. Обе природы развиваются.
Мир первой природы беспредельно многообразен, бесконечен
в пространстве и времени, он не уничтожим.
Мир второй природы ограничен пространственно, количественно, он – уничтожим.
Бытие живой природы:
1.Любой живой организм – это самоорганизующаяся система открытого типа.
2.Живое способно к размножению, росту, развитию. Бытие живых организмов функционально, оно осуществляется как процесс. Живое существует до тех пор, пока оно функционирует.
3.Для существования живых организмов требуется определенная среда (т-ра, наличие атмосферы определенного состава, влага, питание).
Но ничто не абсолютно, есть промежуточные формы – вирусы, высушенные семена растений.
Бытие чел-ка. З-ны, по которым существует Вселенная, в целом применимы и к чел-ку. Но в чел-ке есть черта, которая резко выделяет чел-ка из всего существующего – душа, психика.
Бесспорное положение бытия чел-ка - неразрывное единство телесного и духовного.
Можно выделить бытие индивидуального сознания и общественного сознания. Сознание – способность человеческого мозга отражать объективную реальность идеальными образами и оперировать этими образами.
Особенность сознания в том, что оно может мгновенно перемещаться по временной шкале, в пространстве.
Общественное сознание – это философия, религия, наука, искусство.
Общественное сознание - не сумма индивидуальных сознаний, например, язык – социальные и нравственные нормы – это достояние не отдельного чел-ка, а всего общества.

 

Вопрос №27.
Философское учение о материи. Когда мы употребляем понятие материя, мы не интересуемся формой и другим.
Материя (лат. – вещество). Но из перевода нельзя сказать что такое гравитационное поле, магнитное поле.
Древнегреческая философия утверждала, что материя – вещество, первооснова, первовещество – то, из чего состоит все в мире. Анаксимандр говорит, что материя – это не первовещество, не чувственное тело, а апейрон – некая определяющая сущность. Анатомисты (Демокрит, Эпикур) утверждали, что матери – совокупность атомов, дифференцированное вещество. Выделяется учение Платона, у него для материи нет специального термина. Материя – некий темный и трудный для понимания вид. Главная функция вида – быть кормилицей и восприемницей всякого рождения мира, оно чуждо формам. Понятие о материи занимает среднее место в триаде:
1.Ум (демиург, творец) – нематериален. Он изливает идею в первичную материю.
2.Материя – бесформенная (кормилица и восприемница).
3.Вторичная материя – вещи чувственного мира.
Истинно существующий – ум, который не подвергается какому-либо превращению.
Учение о материи Платона повлияло на Аристотеля – «если в чувственном мире вещи возникают, изменяются, то значит в мире должно быть нечто такое, что позволяло бы вещам все это делать» - это бесформенное бескачественное начало. Оно может принимать различные формы, определения, кач-ва. Сами вещи – сочетание идеи и вещества. Эти размышления оказали влияние на средневековую философию, где приоритет был отдан идее формы. Форма – начало, которое определяет все. Эти формы – Бог, Ангелы, человеческие души. В эпоху Возрождения философия пошла дальше. Ее объединила оппозиция средневековой философии. Материя – то, что имеет реальное, а не потенциальное существование. Практика алхимии доказывала, что материя вечна без божественного участия.
У философов Возрождения (Дж. Бруно) – материя вечна, движение- результат действия природных сил.
В современной философии главенствует механистический материализм. В основу кладутся Главные свойства материи. Философы Нового времени воспроизводят установку, которую создали в Античной философии.
Свойства всех вещей:
1.Протяженность.
2.непроницаемость.
3.Тяжесть.
4.Фигура.
Общее во взглядах Нового времени и Античной философии:
1.Материя обнаруживается путем нахождения первовещества.
2.В основе определения материи лежит объективность.
3.Материя противостоит отдельным вещам, как нечто неизменное изменчивому.
4.В понятии материя реализуется установка на единичное и особенное.
В механике было выделено такое свойство тел, как масса, тогда к свойствам материи приписали свойство массы.
Материальное мыслилось особым веществом. Но это представлялось чисто механистически, таким образом, происходило отождествление философского понимания материи и естественнонаучного понимания. Элементаризм – явление в философии, чтобы понять что-то сложное, его нужно разделить на элементы. Но если ориентироваться на конкретное, то целостное понимание о мире не возможно.
Вальтер говорил, что мы взвешиваем материю, но если мы хотим сделать шаг на обобщение, мы почувствуем пропасть. В 17 – 18 вв. было сформулировано представление о материи (Гольбах, Дидро) – по отношению к нам материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств.
В 20 в. было открыто электромагнитное поле, з-ны которого не подчинялись механике. Произошли знаменательные открытия: радиоактивность, сложное строение атомов, изменение массы тела от скорости их движения, зависимость пространственно-временных форм предметов от скорости их движения. Философия зашла в тупик. Физики пришли к выводу, что материи нет, что она исчезла, когда произошли открытия, но это было методологически несостоятельно. Материя философии отождествлялась с данными конкретных наук. Потребовалось философское осмысление открытий. В.И. Ленин взял на себя эту задачу. В «Материализме и эмпириокритицизме» он пытается философски осмыслить открытия. Надо идти в современной философии и естественных науках не по пути отказа от материи, а по пути прибавления в понятие характеристик открытий. Философское понимание материи охватывает собой всю действительность. Оно должно обладать признаком всеобщности. Способность чел-ка – отражать мир, независимо от мира. Исчезает не материя, а исчезает тот предел, до которого мы знали материю. Дескриптивное определение материи – описание свойств. Определение материи строится на роде и определении отличий. Субстанциальное определение материи – указывает на несотворимость, неуничтожимость материи (субстанции).Атрибутивное определение материи – материя отождествляется с атрибутами: пространство, время, движение, кач-во и кол-во. Генетически контрастное определение (Руссо) – определить материю можно только, противопоставляя ее сознанию. Определение с точки зрения всеобщего (Энгельс) – материя – чистое сознание мысли и абстракция. Это помогло Ленину создать свое определение: материя – это философская категория, неисчерпаемость материи делает бессмысленным перечисление ее свойств, необходимо противопоставить материю тому, что ею не является.
Материя – философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана чел-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Ленин выделил одно свойство материи. Материя – объективная реальность. Данное определение материи объяснило не только произошедшие материи, но и предстоящие.


Вопрос №28.
Философия и естественные науки о системной организации мира. Это не философский вопрос. Философия говорит о том, что идея системной организации мира плодотворна. В материи выделяют три уровня:
1.Мегамир – мир космоса (звездные комплексы, галактики).
2.Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных чел-ку вел-н (молекулы, организмы).
3.Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Здесь не применим принцип «состоит из …».
Выделяют системы организации мира:
1.Неорганическая – делится на уровни:
а)элементарные частицы и поля.
б)атомные ядра.
в)атомы.
г)молекулы.
д)макроскопические тела.
е)геологические образования (планеты).
2.Органическая система – делится на уровни:
а)доклеточный (молекулы ДНК, РНК, белков).
б)клеточный (самостоятельные одноклеточные организмы).
в)многоклеточный уровень (ткани, органы, функциональные системы).
г)организмы (растения и животные).
д)надорганизменный (популяции, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом).
3.Человеческое общество – делится на уровни:
а)индивид.
б)семья.
в)группа.
г)коллектив.
д)государство.
е)нация.
ж)сообщество государств.
з)человечество в целом.
и)ноосфера.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Содержание философии формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе

Ортодоксальные системы поклоняются ведам Неортодоксальные системы не признают вед Буддизм вышел из Индии Возник в до н э он вырос из учения... Делай что должен и будь что будет... Реквизиты для пожертвований на сайт WebMoney R ЯндексДеньги...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Re: Вся философия в кратце

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #1 : Март 27, 2011, 17:59:46 » · Цитировать Вопрос №7. Платон и Аристотель, обобщая все лучшие традиции, они создают

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #2 : Март 27, 2011, 18:00:41 » · Цитировать Вопрос №14. Георг Гегель. Если Кант не смог разрешить п

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #4 : Март 27, 2011, 18:02:04 » · Цитировать Вопрос №29. Философское содержание понятий «движение» и «развити

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #5 : Март 27, 2011, 18:02:30 » · Цитировать Вопрос №37. Закон единства и борьбы противоположностей.

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #6 : Март 27, 2011, 18:03:03 » · Цитировать Вопрос №40. Проблема человека в истории философии.

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #7 : Март 27, 2011, 18:03:43 » · Цитировать Вопрос №45. Политика и политическое сознание. Право и правосозна

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги