Место минейцев в истории

 

Эта война между мидийцами и Египтом упомянута в надписи из Юго‑Западной Аравии, и она решает, наконец, спорный вопрос о древности минейских записей. Приблизительно в начале IV в. до н. э., когда еврейский автор Хроник заменяет в своей пересмотренной истории Мейним на более ранние названия племен из Северной Аравии; алфавит местных арабов, возникший на Синае, впервые появляется в Юго‑Западной Аравии. Еще в начале VIII в. до н. э. в клинописных документах рассказывалось о царях Сабы (царская династия, правившая в Южной Аравии на территории нынешнего Йемена в VIII–I вв. до н. э. – Пер. ), которые платили «дань» ассирийским монархам; но когда за себя начинают говорить местные памятники, выясняется, что этим уголком полуострова правили минейцы. На их родном языке эта земля называлась Майн, а народ – майнум. Их столицей была Карнаву, а Ятхиль занимала после нее второе место. Занимая положение к северу от Сабы, они контролировали Великий северный торговый путь к Средиземноморью. Дальше на восток вдоль побережья располагался Хадхрамаут, в котором уже использовались другой диалект и немного другая письменность. Их буквы имеют такое красивое начертание, что, вероятно, прошло какое‑то время с тех пор, как грубые североарабские граффити были адаптированы к языку Юго‑Западной Аравии, который так сильно отличается от языка ее северной части, что его следует считать скорее отдельным языком, чем просто другим диалектом.

В равной степени великим является другой уровень культуры, так как минейцы – это не просто кочевники, а высококультурные люди. Основой их жизни было сельское хозяйство. В Юго‑Западной Аравии есть чрезвычайно плодородные районы, но их население было бы малочисленным, если бы не чрезвычайно продуманная система орошения. Там уже есть приличного размера города с внушительными постройками, защищенные крепкими стенами, архитектуру которых мы можем подробно описать. Нам известно кое‑что о храмах, еще больше – об их богах и обрядах. Там также существовала продуманная система землевладения, основанная на рабском труде, как в пустынных оазисах.

Их кочевнические корни ясно прослеживаются в их пристальном внимании к генеалогии, родословной, семье и отношениям в племени. При помощи их генеалогических записей и приведенных перечислений лиц и исторических событий в хронологическом порядке можно передать удивительно подробно хитросплетения политических отношений начиная с IV в. до н. э.

Приблизительно в 400 г. до н. э. или, возможно, немного раньше мы узнаем о первом царе страны Майн Ильяфе Ятхи, который, согласно принятому обычаю, затем появляется вместе со своим сыном Абиядой Ятхи. При их совместном правлении Ядхкарил построил город Яфуш из дерева и рубленого камня и сделал надписи‑посвящения богам. Маадкариб и его сын Хаматхат сделали подобную надпись в Ятхиле. Алтарь был посвящен Матабнатьяну через владыку Маадкариба Райдана и Хавтаратхата, царя Харимуна.

Когда Абияда правил один, он побратался с Маадкарибом, который теперь оказывается царем Хадхрамаута. То, что это побратимство было на самом деле не равноправным союзом, а союзом, в котором один подчинен другому, доказывает тот факт, что Маадкариб оставил надпись в минейской столице, хотя он сохранил письменность и диалект, свойственные его Хадхрамауту. В ней он также рассказал, как он посвятил оракулу Атхтару дху Кабдиму башню, построенную его дядей Шаххарумом Алланом, сыном Садикиля – царя Хадхрамаута, в ком мы можем увидеть независимого современника Ильяфы Ятхи, который был старше его по возрасту.

Другая надпись Абияды дает нам возможность понять систему минейского управления. Алман, сын Аммикариба, из семьи Хадхар и племени Габсан был «другом» Абияды Ятхи, царя Майна. Он построил по обету и посвятил Атхтару дху Кабдиму и Вадду и Никархуму шесть башен и шесть соединяющих земляных валов в системе укреплений городской стены Карнаву. Их местонахождение дается точно: рядом с каналом квартала Рамсаву, от башни, возведенной «сыновьями исследователей душ» (какой‑то совет), до «места пересечения трех дорог» в черте города. Алман построил укрепление, покрыл его деревом и рубленым камнем и закончил прикрывающую стену откоса. Это было сделано на доходы от податей, которые установил Атхтар дху Кабдим, а также на те деньги, которые Алман добавил от себя.

Ладан воскуряли для Вадда, и жертвоприношения делались в честь Вадда и Атхтара дху Кабдима во дворе перед храмом. Причина состояла в том, что Абияда Ятхи подарил Алману на большом совете Майна бразды управления и контроль над тем, что было предписано во время войны и мира его богу, покровителю его племени, его царю и его племени. Более того, царь передал ему для управления землю, полученную с доходов от царских прядилен, протяженностью 47 × 14 локтей и полномочия распоряжаться продовольствием, согласно закону Майна.

Затем подробно описаны границы как по сторонам света, так и по водным ирригационным каналам; и все это изложено поверх ранее написанного документа. Клятву дают приобретающий вес Атхтар, троица, состоящая из Атхтара дху Кабдима, Вадда и Накархума, все боги Майна и Ятхиля, царь, племена Майна и Ятхиля, которая направлена против всякого, кто захочет изменить толкование и подтверждающие надписи, во все дни на земле все отдается под защиту богов.

Гораздо более важную надпись о своем правлении оставил Аммисадик, сын Хаматхата, член семьи Яфан, и Саад, сын Валига из семьи Дхафган. Оба они были чиновниками kabir в Мусране и Маан‑Мусране – «египетском районе» в окрестностях Дедана и северного города, названного так для минейцев, неуклонно продвигающихся на север, влияние которых уже было показано в Дедане, где в некоторых лихианийских граффити проявились черты минейских букв; вскоре минейская письменность уже главенствовала в оазисе.

Аммисадик и Саад посвятили Атхтару дху Кабдиму коридор, названный Танум, который соединял две башни городской стены. По фасаду он был украшен деревом и рубленым камнем, а контрэскарп был сделан из грубого камня. И что для нас более интересно, авторы дают объяснение: путешествуя в Миср, Ашур и Ибр‑Нахаран – в которых мы без труда узнаем Египет, Ассирию и Заречье, – их боги Атхтар дху Кабдим, Вадд и Накархум спасли их богов и повели их в борьбе против Сабы и Кхаулана, которые стремились захватить их добро и верблюдов. Это произошло во время путешествия между Майном и Рагматумом, когда шла война между мидийцами (Мадхай) и Египтом. Это одно из нападений, совершенных Артаксерксом II или Артаксерксом III. Его дата – не позднее 343 г. до н. э., хотя, может быть, и значительно раньше; но, по крайней мере, сейчас мы с точностью до полувека установили время появления самой первой династии Майна.

Их боги вернули их в целости и сохранности на землю города Карнаву. Атхтар дал понять, что он доволен их приношениями, и два чиновника‑кабира из Маан‑Мусрана отдали свои товары и деловую документацию под защиту богов и царя. И снова Аммисадик предпринял такое же путешествие и спокойно возвратился. И опять два кабира помогли в строительстве городской стены; они также построили себе дома и города и выкопали колодцы и свой собственный личный водоем.

Следуя обычаю, Абияда Ятхи в конце своего царствования стал править вместе со своим сыном Вакахилом Риямом. Саад, спутник Аммисадика в его путешествиях, дважды занимал должность кабира в Маан‑Мусране. Когда цари и совет Майна на Большом совете доверили ему собирать взносы, предназначенные для богов, покровителей племен и царей, он и его сын Хавфатхат на свои средства построили коридор и посвятили его Атхтару дху Кабдиму. Два царя сами освятили коридор, когда построили свой дворец Ягур в городе Ятхиле.

Если известная авантюра произошла в последний год независимости Египта, то к этому времени Александр уже совершал вторжение в Персию. Вероятнее всего, до его прихода мы должны распределить оставшихся монархов, место которых в династии установлено точной генеалогией. В свое время Вакахил стал править один, затем вместе со своим сыном Хуфнсадиком; Хуфнсадик также правил один, а затем вместе с Ильяфой Яфушем, одиночное правление которого завершает нашу связную историю. Можно установить царей более позднего периода этой династии, но Египет, который посетили их купцы, находился под властью Птолеемеев.