рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология. - раздел История, Философия и история науки   Сложнейшей Гносеологической Проблемой Социально-Гуманитарных ...

 

Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиже­ние исторической истины осложняется тремя обстоятельствами: 1) неполно­той информации о прошлом, 2)невозможностью экпериментально-практичес­кого взаимодействия с прошлым, 3) тесной связью исторического позна­ния с идеологией. Последнее обстоятельство выражается прежде всего в том, что прошлые события рассматриваются с точки зрения настоящего, субъект поз­нания заинтересованно относится к прошлому. В конечном счете это связано с тем, что практика является не только основой познания, но и его целью. Заинтересованность в итоговых результатах исторического исследования ставит под сомнение возможность постижения объективной истины в исторической науке. Проблема эта касается не только истории, но и всего комплекса социально-гуманитарных наук и обусловлена она ценностной нагруженностью социального знания, что конкретно выражено во влиянии идеологии на социально-познавательный процесс.

Проблема отношения объективной истины и идеологии требует серьез­ного рассмотрения. Термин «идеология» впервые появился во французской просветительской литературе в конце 18 века и обозначал в самом широком смысле учение об идеях. К. Мангейм, один из ведущих исследователей идеологии как явления считал, что своим вторым рождением это понятие обязано Наполеону, который так презрительно называл своих идейных противников и критиков из среды французской буржуазной интеллигенции. В научный оборот это понятие введено К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Имеется несколько трактовок понятия идеология у К. Маркса. Так, в ранних работах идеология часто отождествлялась с историческим идеализ­мом, дающим ложную картину общественного бытия, т. е. отождествлялась с ложным сознанием. Но позднее Маркс стал различать идеологии классов, которые противостоят в обществе. В этом случае идеологии разных классов формировали различные классовые позиции. Именно поэтому Маркс перестал отождествлять идеологию с негативным явлением. За идеологией стали замечать и положи­тельные функции и более того, обнаружилось, что она постоянно сопровождает су­ществование классов. Так, например, установки, способствующие консолидации класса или социальной группы, выработка позитивных идеалов, политической программы, этической позиции и др. задачи обеспечивались наличием идеологии. Без них любая социальная группа не может достигнуть самосознания. В этом смысле идеология может рассматриваться как средство стабилизации, самоопределения и самоутверждения соответствующего класса. А поскольку классовая структура общества имеет исторический характер и меняется с течением времени, то и идеология подвержена изменениям. Поэтому с момента появления классов и по настоящее время социальное познание и идеология оказываются неотделимыми друг от друга. Тесно переплетаясь друг с другом, они оказывают друг на друга взаимное то стимулирующее, то тормозящее влияние.

К. Мангейм полагал, что сущность идеологии заключается в следующем. Мышление социальных групп, господствующих в обществе, не в состоянии увидеть ряд негативных фактов, которые могли бы подорвать их уверенность в своем господстве. Поэтому идеология этих классов, с его точки зрения, есть в сущности «коллективное бессознательное», посредством которого данная группа или класс скрывает реальное положение дел не только от своих противников, но и от себя. Эксплуатируемые классы, согласно Мангейму, свою духовную позицию выражают в утопии. Они стремятся к преобразованию общества и в силу этого фиксируют лишь его отрицательные стороны и следовательно тоже не в состоянии без искажений отражать социальную реальность. Из рассуждений Мангейма следует, что истина в социальном познании недосягаема, поскольку исследователь заражен идеологией своего класса и не способен видеть реальное положение вещей.

Однако, если вновь обратиться в качестве примера к истории, то в исторических текстах наряду с намеренными и ненамеренными искажениями всегда присутствует несомненно истинное знание. Современные исследова­тели латинских хроник, служащих источником информации о крестовых походах, показали, что они содержат не только вымысел и предвзятые идеологические оценки, но и зерна бесспорной объективной истины. Более того, критический метод, соединенный с материалистическим пониманием истории, позволили саму идеологию, политические пристрастия и личные взгляды хронистов объяснить и оценить с позиции исторической истины. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы выяснить, каким образом в одном и том же виде познавательной деятельности уживаются, совмещаются и взаимодействуют ориентации на познание истины и идеология.

В западной философии и социологии утвердилась дилемма: истина или идеология, причем «или» носит жесткий характер. Однако эта дилемма может быть решена трояким образом:

1.Всякая идеология ложна, ибо интересы любой социальной группы, любого класса преходящи. Стремясь увековечить себя и свои интересы, классы и группы создают отчужденное, ложное сознание – идеологию, претендующую на монопольное владение истиной и вследствие этого уничтожающее ее. Представитель младшего поколения франкфуртской школы Ю. Хабермас (род. 1929) утверждает, что всякая идеология – мистификация. Если у нее и были когда-то какие-то позитивные функции, то в современном мире они отошли к науке и технике.

2.Истина есть достояние науки и в этом смысле она несовместима с идеологией. Как выражение социальных интересов, идеология всегда приводит к сознательному или бессознательному искажению истины. Поэтому поиски истины автоматически ведут к разрушению идеологии.

3.В области наук об обществе нельзя отделить идеологию от истины, от научного познания, поскольку анализ ведется с позиций определенных идеалов, и более того, сама ценность полученных результатов в области социально-гуманитарных наук зависит от характера занимаемой позиции. Это составляет специфику социального познания.

Последняя позиция разделяется как марксизмом, так и рядом западных философских учений. Коренное различие между ними состоит в том, что социальная философия марксизма решительно настаивает на не равноценности, на историческом неравноправии различных идеологий в различных обществах на различных стадиях и этапах их развития. Что касается западных философов, то они подходят к этому вопросу с релятивистских позиций. При этом проводится аналогия с релятивистской физикой.

Известно, что первый постулат специальное теории относительности провозглашает равноценность систем отсчета и отсутствие привилегированных систем. Именно это утверждение наряду с постулатом о конечности скорости света позволило построить релятивистскую физику. Но одно дело физический релятивизм, а другое – гносеологический, состоящий в отрицании объективности истины. Признание равноценности и равноправности всех идеологий является предпосылкой и главным условием гносеологического релятивизма в социальном познании.

Объективной истина может быть только в том случае, если ее содержание не зависит как от отдельного человека, так и от человечества в целом. Те или иные события, исторические эпохи, массовые движения и отдельные персонажи в ракурсе различных идеологий выглядят и оцениваются по-разному. Однако получаемые знания не равноценны с точки зрения их приближенности к объективной истине. Социальные группы и классы, заинтересованные в силу своего социально-экономического положения в поступательном движении истории, более склонны к ее адекватному познанию, чем те, которым предстоит покинуть ее авансцену. Такой подход позволяет не только зафиксировать подлинное противоречие между идеологическими и познавательными компонентами социального познания, но и увидеть механизм их взаимодействия, их единство и взаимопроникновение. Однако этот подход тоже небезупречен, так как содержит в себе скрытый фатализм, поскольку декларирует наличие заинтересованных классов в поступательном движении истории. Более того, субъективно каждый класс рассматривает себя в качестве исторического лидера, так по какому критерию отбирать этого лидера? Так может быть правы те мыслители, которые считают, что истина в социальном познании недостижимый идеал или в принципе невозможна? Но, если это так, то социальной науки не существует как таковой, поскольку весь смысл научной деятельности состоит в открытии истины. Как видим, проблема исключительно сложна и требует дальнейшей разработки. И все же, сохраняя гносеологический оптимизм, признаем, что объективное содержание в относительных истинах в социальном познании достижимо, и это подтверждается социальной практикой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и история науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Протокол № 2 от декабря
Пахарь Л.И.Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328. Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос.

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Наука как социальный институт.
Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социал

Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания.
  В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Тема 2. Методологические аспекты научного познания.
  2.1. Методы научного познания.   1.Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов.

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Индукция и дедукция.
Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на ос

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Тема 3. Гносеологические проблемы социального познания.
Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания.
  Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме.
  Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона.
  Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 5. Постструктурализм.
  Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги