рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция науки в неопозитивизме.

Концепция науки в неопозитивизме. - раздел История, Философия и история науки   Неопозитивизм, Или Аналитическая Философия, Возникает В 20-Х ...

 

Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассической науки на принципиальных положениях позитивизма. Согласно позитивизму, философия не имеет права претендовать на статус самостоятельной науки и заниматься содержательным исследованием особой сферы реальности. Подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук. Чем же должна заниматься философия?

На этот вопрос попытались по-новому, но в рамках традиций позитивизма, ответить участники Венского кружка философов, логиков и математиков, возглавляемого Максом Шликом (1882-1936), австрийским физиком-теоретиком. У истоков неопозитивизма стояли также Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Бертран Рассел (1872-1970) и др.

Исторически первой формой неопозитивизма был логический позитивизм, или логический эмпиризм. Его возникновение напрямую связано с новыми направлениями в развитии науки, в частности, физики микромира. Физическая реальность начала описываться при помощи таких объектов, о которых нельзя было определенно сказать, что они наблюдаются. Возникла проблема осмысления понятий. Кроме того, наступил этап мощной матема­тизации научного знания. Казалось, что на кончике пера ученые открывают мир.

Отвечая на запросы науки логические позитивисты в центр своих научных интересов поставили проблему значения, эмпирической осмысленности научных утверждений. Логические позитивисты пришли к выводу ,что предметом философии не может быть теория научного познания, как думали махисты, поскольку она имеет все еще слишком мировоззренческий, слишком содержательный характер. Философия вообще, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков.

Как говорил Л. Витгенштейн, «философия есть не теория, а деятельность, заключающаяся и проявляющаяся в прояснении смысла научных понятий». Философ не столько дает знания, сколько занимается терапевтической деятельностью, удаляя мнимое знание. Таким образом, философия должна заниматься логическим анализом языка науки. Как и первый позитивизм, неопозитивизм лишает философию своего предмета. Философия – это логика науки и призвана давать синтаксические правила вместо философских аргументов. Ее функция состоит в уточнении и совершенствовании языка конкретных наук. Сам же язык науки – продукт произвольного соглашения между учеными. Это конвенциональная трактовка научного знания.

Философская деятельность преследует две цели:

1)элиминировать из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдо проблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил, обусловленных прежде всего теми или иными идеологическими запросами;

2)обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Логический позитивизм спекулировал на реальных проблемах, поставленных развитием неклассической науки:

-проблема осмысленности научных утверждений;

-проблема возможности опытной проверки абстрактных теоретических положений;

проблема соотношения содержательных и формальных компонентов научной теории.

В разработанной представителями логического позитивизма методологии научного исследования дано описание типов научной теории, выделены и зафиксированы некоторые виды научных определений и объяснений, что представляет определенную ценность для логико-методологических исследований.

Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основные группы: 1) логико-математические (аналитические) категории. Они носят конвенциональный характер; 2) эмпирические (синтетические) категории; 3) метафизические (научно неосмысленные) понятия. Философия должна проанализировать высказывания, имеющее хождение в науке, т. е. вторую группу. В ее функции входит изъятие из науки всех научно-неосмысленных высказываний и обеспечение построения идеальных моделей осмысленного научного рассуждения.

В качестве критерия отбора научности или не научности понятий была выдвинута концепция верификации знания или принцип верификации высказываний. Принцип верификации (от лат. veritas – истина) был сформулирован Л. Витгенштейном в его работе «Логико-философский трактат» (1921). Принцип верификации утверждает: истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Для логического позитивизма истина – есть совпадение высказывания с непосредственным опытом. Но научное и философское знание не соприкасаются с опытом непосредственно, а опосредованно, через целую цепь рассуждений. Непосредственно не связанные с опытом высказывания неопозитивисты назвали «молекулярными высказываниями». Их можно разбить на составные части – «атомарные высказывания», т. е. те, которые могут быть напрямую сопоставлены с подтверждающим или опровергающим опытом. При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свести их до «атомарных» или «протокольных высказываний».

Проблема истины центральная в логическом позитивизме. Выделяют логическую и эмпирическую истинность. Логическая истинность – это взаимо согласованность предложений. В неопозитивизме это стало решаю­щим критерием истины. Эмпирическая истинность устанавливается с помощью верификации. Как уже отмечалось, принцип верификации, по мнению логических позитивистов, позволяет доказать имеет или нет научный смысл то или иное предложение. Если путем формально-логических операций не удается установить соответствие предложений чувственным данным, то они объявляются не имеющими смысла.

Однако принцип верификации сразу же обнаружил свою ограниченность:

1)он не применим к высказываниям исторического характера;

2)предложения логики и математики не верифицируются и принимаются конвенционально;

3)принцип верификации не применим к целостной системе знания, а лишь к отдельным высказываниям. Но целое не есть сумма частей, а следовательно и верификация частей не означает верификации целого.

4)возможны высказывания, которые не верифицируются в настоящий момент, но в будущем способны к верификации;

5)сами законы вообще не верифицируются, такой операции может быть подвергнуто конечное число наблюдаемых проявлений закона.

Более того, вскоре обнаружилось, что не только многие научные высказывания не верифицируются, но и сам принцип верификации. Следовательно его провозглашение является высказыванием не имеющим смысла. Принцип верификации вступал в противоречие с научной теорией. Действительно, наука, как утверждают неопозитивисты, опирается на опыт. Но она не может развиваться только на основе опыта, она опирается на творческое, конструктивное мышление, которое создает новый результат на прямую не содержащийся в эмпирических данных. Логический позитивизм столкнулся с непреодолимым препятствием – невозможностью свести науку только к эмпирическому уровню. Таким образом, программа логического позитивизма по построению «идеального языка науки» на основе неких абсолютно достоверных и предельно простых «атомарных предложений» оказалась несостоятельной.

Начиная с конца 30-х годов 20 века Л. Витгенштейн отказывается от односторонней ориентации на логику и идею логически совершенного языка, рассматривая его лишь как одну из возможных «языковых игр». Витгенштейн увлекается идеей анализа многообразия форм обыденного языка и их эмпирического описания. Эти его разработки были напечатаны посмертно в труде под названием «Философские исследования» (1953). На базе этой работы возник лингвистический позитивизм. Значительное влияние на формирование идей лингвистического анализа оказал английский философ, представитель неореализма Джордж Эдуард Мур (1873-1958), а наиболее крупными представителями были Гилберт Райл (1900-1976) и Джон Остин (1911-1960).

Лингвистический анализ сознательно противопоставляет себя логическому позитивизму. Это выразилось в принципиальном отказе лингвистических аналитиков 1) от верификационной теории значения, 2) от тезиса о том, что научное рассуждение является идеальной моделью всякого осмысленного рассуждения, 3) от логико-позитивистского редукционизма теоретических высказываний к эмпирическим и пр.

В противоположность логическому позитивизму лингвистические аналитики подчеркивали, что используемый в обыденной жизни язык содержит множество различных подразделений, или «языковых игр» (Л. Витгенштейн). Логика функционирования формально одних и тех же слов в каждом из этих языковых подразделений, контекстов принципиально различна. Поэтому слова и выражения, которые внешне кажутся одинаковыми, по существу имеют несовпадающие значения и применяются на разных основаниях в зависимости от контекста их употребления. Причем в контекст включается а) цель говорящего и б) отношение высказывания к реальной ситуации его произнесения, т. е. «язык-игра» полагается не замкнутым отношением одних слов к другим, а включенным в реальную человеческую жизнедеятельность. Лингвистический позитивизм рассматривает язык как социальный институт и «форму жизни».

Важнейшим понятием лингвистической философии является понятие «значение». Значение – это не некая особая реальная сущность и не абстрактный объект, заданный в языке формализованной семантики, а тот или иной способ употребления слова в определенном контексте. Принципиальным для лингвистического анализа является не просто указание на существование в обыденном языке различных, не сводимых друг к другу слоев, контекстов и т. д., а признание того, что количество этих контекстов, в сущности, необозримо. Более того, невозможно выявить какие бы то ни было черты общие для разных употреблений одного и того же слова. А это значит, что по крайней мере для большинства слов актуально используемого, обыденного языка невозможно дать какие бы то ни было общие дефиниции.

Сказанное не относится к искусственно построенным, техническим языкам, которые могут употребляться в специальных науках для специальных целей, а применимо лишь к обычно используемому разговорному языку.

Лингвистические аналитики считают, что философские проблемы возникают как раз в результате непонимания логики естественного языка. Поэтому и решены они могут быть лишь путем анализа именно языка, путем тщательного выявления и кропотливого описания многообразных контекстов словоупотребления. Причем в качестве метода анализа не может быть использован аппарат формальной логики для целей разрешения философских проблем, ибо последние существуют именно как результат непонимания многообразия и не сводимости друг к другу различных языковых контекстов. Поэтому выполнение различных задач философского анализа лучше всего достигается средствами неформального анализа неформализованного обыденного языка.

Лингвистические философы считают, что «метафизические» псевдо утверждения возникают в результате нарушения правил употребления некоторых слов обыденного языка. При этом философские дискуссии порождаются отнюдь не всеми, а лишь некоторыми словами нашего языка, например, такими, как «знать», «реально», «в самом деле», «кажется», «вероятно», «истинно», «существует». Остается предположить, что именно эти слова обладают какими-то присущими им особенностями, представляющими особые возможности для злоупотребления ими. «Метафизики»-философы либо употребляют эти слова в тех контекстах, в которых они не могут употребляться согласно правилам обыденного языка, либо пытаются дать им некие общие определения, игнорирующие существование реальных, не сводимых друг к другу языковых контекстов.

Соответственно свою задачу аналитические философы видят в том, чтобы вскрыть источник «метафизических» псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл слов, неправильно употребляемых философами-«метафизиками». Так, например, если путем анализа слова «знать» выявляется, что оно имеет целый ряд контекстуальных значений, между которыми вряд ли можно найти что-либо общее, то, утверждают лингвистические аналитики, не существует какой-либо общей дефиниции знания и, следовательно, задача построения общей философской теории познания лишена смысла.

Поскольку логический позитивизм наряду с задачей элиминации «метафизических» псевдоутверждений ставил перед философами цель построения идеальных моделей осмысленных рассуждений, критическая задача дополнялась там некоторой конструктивной. Представители лингвистического анализа сводят свои задачи к чисто негативным, или, как они сами предпочитают говорить, «терапевтическим», т. е. к элиминации философских проблем, к избавлению философии от нее самой.

Идеалом лингвистических аналитиков стал философ, не формулирующий никаких философских, «метафизических» тезисов, не пытающийся решать мировоззренческие проблемы, не конструирующий онтологические и гносеологические системы, зато занятый высоко профессиональной и специализированной деятельностью по выявлению с помощью особой техники точного смысла слов и выражений, обнаружению и устранению бессмыслицы.

Л. Витгенштейн говорил, что в прошлом были великие философы, а теперь впервые в истории появились философы «искусные». Строго говоря, Витгенштейн не считал философию наукой, а философа ученым. Философ-аналитик не строит каких-либо объясняющих теорий или гипотез, которые могут подтверждаться или не подтверждаться фактами. Не похож он и на логика или математика, который строит дедуктивные конструкции и доказывает теоремы, исходя из некоторых аксиом.

Философ-аналитик занят анализом смысла слов и выражений обычного языка, описанием того, что реально дано в языке. Философия, таким образом, есть описательная дисциплина, но не в смысле описательной эмпирической науки, которая делает общие выводы на основе статистического подсчета разных случаев.

Язык интересует философа не в его чисто лингвистических качествах, а как носитель значений. При этом одно и то же значение может быть выражено разными языковыми средствами и даже в разных национальных языках. Значения философом могут быть выявлены путем своеобразного «идеального эксперимента», т. е. мысленного представления возможных ситуаций, в которых употребляется то или иное слово, «всматривания» в работу языка и фиксация того, что «непосредственно очевидно».

«Мы должны избавиться от всяких объяснений, и одно лишь описание должно занять их место», - пишет Витгенштейн. Он в беседе с Дж. Муром заявил, что наиболее ценным его достижением является не получение тех или иных философских результатов, а разработка техники, метода разрешения философских проблем.

Изучение практики лингвистических аналитиков показало, что хотя они были, по их мнению, ярыми противниками «метафизики», сами на деле исповедывали особый вид «метафизики», выступающей в обличии техники языкового анализа. Представление о возможности устранить из науки специфически философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом. Появилось понимание того, что надо выходить за рамки «философской терапии». В рамках анализа значений обыденного языка единственная возможность позитивной работы могла заключаться в том, чтобы исследовать значение не только тех слов и выражений, которые вызывают философские затруднения, но вообще разнообразных языковых форм безотносительно к их связи с философией. В этой связи лингвистический анализ выходит за рамки философии и превращается в некую специальную дисциплину, а обыденный язык – в объект научного изучения, что означает формулирование теорий и гипотез по всем правилам, принятым в современной науке.

История развития неопозитивизма показала несостоятельность противопоставления философских и специально научных проблем и потребность в исследовании философско-методологической проблематики науки. Представители последней исторической формы позитивизма – постпозитивизма вернулись к традиционным философским вопросам и предложили свой вариант философии науки.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и история науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция науки в неопозитивизме.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Протокол № 2 от декабря
Пахарь Л.И.Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328. Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос.

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Наука как социальный институт.
Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социал

Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания.
  В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Тема 2. Методологические аспекты научного познания.
  2.1. Методы научного познания.   1.Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов.

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Индукция и дедукция.
Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на ос

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Тема 3. Гносеологические проблемы социального познания.
Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
  Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания.
  Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона.
  Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 5. Постструктурализм.
  Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги