рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тематический анализ науки Д. Холтона.

Тематический анализ науки Д. Холтона. - раздел История, Философия и история науки   Историцистский Вариант Нормативного Подхода К Развитию Науки ...

 

Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получившей название «тематический анализ науки». Ее содержание изложено в одноименной монографии «Тематический анализ науки», изданной в русском переводе в 1981 году. Эта концепция дополняла существующие модели структуры научного знания. По его мнению, ученый в своей деятельности ориентируется на определенную тему или несколько тем. Холтон задается вопросом: как ведут себя ученые в период научных революций? Предают ли они свою тематику или следуют ей? «Тематический анализ» направлен именно на то, чтобы находить в науке черты постоянства или непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в ситуациях, названных научными революциями. Весомым аргументом, подтверждающим данное предположение, по мнению Холтона, является «древность « большинства тем в науке. Истоки некоторых из них уходят в недра мифологического мышления и являются весьма устойчивыми к революционным потрясениям. В них собраны понятия, гипотезы, методы, предпосылки, программы, способы решения проблем, - т. е. те необходимые формы научной деятельности, которые воспроизводят себя на каждом этапе.

В первой главе своей книги Дж. Холтон обсуждает понятие тематической оппозиции. Он считает, что одним из существенных результатов тематического анализа является та найденная закономерность, что альтернативные темы зачастую связываются в пары. Например, сторонники атомистической темы сталкиваются с защитниками темы континуума. Ученый приходит к выводу, что новые теории возникают на стыке и при соединении принципов конкурирующих позиций. А новые темы появляются и идентифицируются в ситуации, когда невозможно сблизить существующие, как, например, тему субъекта и объекта, классической и вероятностной причинности. Холтон приводит пример со спором Гейзенберга и Шредингера, благодаря которому Н. Бор предложил новый подход к решению фундаментальных проблем квантовой механики. Он объединил в одной теории элементы тематической оппозиции – непрерывность и дискретность – в качестве равно адекватных картин реальности, не пытаясь растворить один из них в другом. «Вывод, который Бор сделал из этих констатаций, - пишет Холтон, - относится к числу редчайших в истории человеческой мысли: в физику была эксплицитно введена новая тема, до того не осознававшаяся в качестве ее компоненты». Имеется в виду идея дополнительности.

Сами темы, помимо сугубо научных признаков, включают в себя и некоторые субъективные компоненты, в частности, индивидуальные пред­почтения, личную оценку той или иной теории. Темы стимулируют вообра­жение ученого, являются источником творческой активности, но и ограничи­вают набор допустимых гипотез. Наличие тематического анализа сближает естественнонаучное и гуманитарное знание по формам их организации.

По мнению Холтона, применение тематического анализа науки очень эффективно. Оно предполагает выявление независимых и дополняющих друг друга направлений в науке. Тематический анализ позволяет исследователям науки обратить внимание на борьбу и сосуществование тем. Холтон считает, что темы не меняются во времени и пространстве. Так, в физике их можно насчитать больше сотни. Более того, «тематические структуры», по мнению методолога, могут выступать и выступают в качестве всеобщих определений человеческого интеллекта. И в этом качестве они надысторичны, т. е. не зависят от конкретно-исторического развития науки. Однако сам автор концепции не считал ее универсальной, поскольку «как прошлая, так и современная наука содержит и такие важные компоненты, в отношении которых тематический анализ, судя по всему, не слишком полезен. Так, исследуя деятельность Энрико Ферми и его группы, я не нашел особых преимуществ в том, чтобы интерпретировать ее в тематических терминах». Вместе с тем тематический анализ выводит на изучение глубинных предпочтений ученого. Он связывает анализ науки с рядом других современных областей исследований, включая исследование человеческого восприятия, процессов обучения, мотивации и даже выбора профессии.

6.Анархическая теория познания П. Фейерабенда.

 

Свой вариант методологии науки предложил еще один представитель постпозитивизма Пол Карл Фейерабенд (1924 г. рож.), американский философ и методолог науки, профессор Калифорнийского университета. Наиболее известно его произведение – «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» (1970).

Концепция Фейерабенда создавалась под влияние позднего Витгенштейна, критического рационализма Поппера, принципов «научного материализма» и даже марксизма. Идеи диалектического развития, принцип историзма и классовой борьбы, преломленные через призму эпистемологии, наполнили концепцию философа плюралистическим содержанием. Фейерабенду принес известность его критический талант, особенно в адрес неопозитивизма и критического рационализма.

Анализируя науку как таковую, Фейерабенд отмечает, что науку отличает совокупность правил и приемов, по которым действует ученый. Процедура, осуществляемая в соответствии с правилами, является научной и, наоборот, процедура, нарушающая эти правила, ненаучна. Но подобные правила не всегда формулируются явно, поэтому существует мнение, что в своем исследовании ученый руководствуется правилами скорее интуитивно, чем сознательно. Считается, что наука своими успехами обязана применению данных правил, которые «рациональны» и не подвергаются сомнению. Но, как считает Фейерабенд, попытка рационального исследования мира имеет свои границы и дает неполное знание.

Существующей гипотеко-дедуктивной модели науки и кумулятивизму философ противопоставляет идею теоретического реализма. Кумуляти­визм, возникший на основе обобщения практики описательного естествозна­ния, предполагает, с точки зрения методолога, упрощенное понимание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно присо­единяются и добавляются новые утверждения. В ней заблуждения истолко­вываются как исключительно субъективный процесс, исключается качествен­ное изменение знания, отбрасывание старого и опровержение принятого. Эмпиристский кумулятивизм отождествляет рост знания с увеличением его эмпирического содержания, рационалистический кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где каждый последующий шаг включает в систему знания прежние принципы и теоретические обобщения.

Фейерабенд в своей концепции «теоретического реализма» утверждает, что актуальный рост знания осуществляется в результате размножения (пролиферации) теорий, являющихся несоизмеримыми, т. е. дедуктивно не связанными единым логическим основанием и использующих различные понятия и методы. Опыт есть всегда теоретически нагруженный опыт, а принятие той или иной теории обусловливает систему восприятия.

Принцип полиферации (размножения теорий), согласно Фейерабенду разрешает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние достаточно подтверждены и общепризнанны. Альтернативные теории должны, с точки зрения методолога, быть взаимонесоизмеримы и взаимонепереводимы. На основании идеи полиферации Фейерабенд обосновывает теоретический и методологический плюрализм. По его мнению, существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Периоды борьбы альтернативных теорий, по Фейерабенду, самые плодотворные периоды развития науки. Истоки альтернатив коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых; знание не только теоретически, но и идеологически нагружено.

Фейерабенд отказывается от понятия объективности и истинности знания и подчеркивает относительность критериев рациональности в познании и деятельности. Согласно философу, в деятельности ученых важна не истина, а «развитие индивидуальных способностей», не познание и его подлинная рациональность, а ничем не стесненное, «абсолютно» свободное поведение. Позицию Фейерабенда называют «анархистской эпистемоло­гией». Ее суть в том, что он отрицает возможность существования универсального метода познания. Ученые, считает американский философ, руководствуются принципом «все дозволено», а следование методу мешает творческому мышлению, несовместимо с ним и с реальной практикой научного исследования. Применение плюралистической методологии на деле означает, что ученый проводит исследование тогда, когда сравнивает одни идеи с другими, а не с опытом, и пытается улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывать их.

Согласно Фейерабенду, философия науки, во-первых, выявила принци­пиальную нерегулируемость событий, распространяющуюся и на познава­тельный процесс; во-вторых, наличие неравномерности в развитии научного познания позволяющее говорить о хаотичности и незакономерности развития науки как таковой; и, в-третьих, обнаружила, что случайному и неупорядоченному росту знания никакая методология не нужна.

Основные тезисы главной работы Фейерабенда «Против методологического принуждения» следующие:

-теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок;

-единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип «допустимо все»;

-можно использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям, развивать науку, действуя контриндуктивно;

-условие совместимости неразумно, поскольку оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида;

-не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание;

-если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно.

Фейерабенд исходит из того, что сама действительность значительно непредсказуема, бифуркационна в сравнении с гладким ее изображением посредством непротиворечивой научной теории. А с другой стороны, сама наука куда более иррациональна на фоне ее методологического описания. Это противоречие находит свое отражение в двух основных пунктах кон­цепции философа. Во-первых, она строится на признании принципа неогра­ниченной пролиферации или размножения конкурирующих, прямопротиво­положных, альтернативных гипотез. Отсюда и лозунг: «допустимо все». Во-вторых, она опирается на принцип «теоретического упорства» или прочности, состоящий в отказе от введения в гносеологический оборот новых теорий и сохранения имеющихся. Очевидно, что эти положения, с одной стороны, носят как бы взаимоисключающую направленность, с другой – раскрывают и поясняют друг друга. Если принять тезис, что «допустимо все», то можно примириться с любой из существующих теорий. И какое бы количество новых альтернатив не возникало, их можно при помощи конвенциализма соединить с прежними и модифицировать. Фейерабенд считает, что когда ученый действует по принципу «делай, что хочешь», он поступает диалектически, так как опирается на изменяющуюся рациональность, а не на фиксированное множество стандартов.

Идею плюрализма теорий Фейерабенд расширяет до плюрализма традиций. Он не различает науку и идеологию. «Наука не обладает большим авторитетом, чем любая другая форма жизни», - считает он. На этом основа­нии Фейерабенд называет науку идеологией научной элиты, она не должна претендовать на особое, тем более центральное, место. Как вид духовной де­ятельности и форма идеологии наука уравнивается Фейерабендом с мифоло­гией, религией и даже магией. Такой взгляд на науку можно назвать ярко вы­раженным антисциентизмом. Позиция Фейерабенда парадоксальна тем, что вырастает в рамках как раз сциентистского направления, представляемого постпозитивизмом, и в этом смысле есть антитезис рационализму. И в то же время она демонстрирует тенденцию к открытости и демократизации возможностей познавательного поиска в эпистемологических исследованиях.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и история науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тематический анализ науки Д. Холтона.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Протокол № 2 от декабря
Пахарь Л.И.Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328. Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос.

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Наука как социальный институт.
Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социал

Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания.
  В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Тема 2. Методологические аспекты научного познания.
  2.1. Методы научного познания.   1.Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов.

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Индукция и дедукция.
Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на ос

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Тема 3. Гносеологические проблемы социального познания.
Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
  Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания.
  Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме.
  Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 5. Постструктурализм.
  Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги