рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 5. Постструктурализм.

Тема 5. Постструктурализм. - раздел История, Философия и история науки   Постструктурализмом Обозначают Ряд Подходов ...

 

Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением структурализма. К постструктуралистам относят Жака Деррида (1930-2004), Жиля Делёза (1925-1995), Феликса Гваттари (1930-1992), Жана Бодрийяра (р. 1929), Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998), позднее творчество Ролана Барта (1915-1980) и Мишеля Фуко (1926-1984) и др. Его возникновение было обусловлено событиями мая-июня 1968 года во Франции, когда активизировалась студенческая молодежь и леворадикальная интеллигенция, выступив против существующих общественных порядков. Стало очевидно, что популярные философские направления (в том числе структурализм и экзистенциализм) не смогли ни предвидеть, ни объяснить причины массовых революционных выступлений, в связи с чем упал престиж социально-гуманитарных наук. Объективистский подход структурализма к человеку и культуре в целом себя не оправдал. Как тогда говорили во Франции: «Структуры не выходят на улицы». На фоне происходящего формируется убежденность в том, что за рамками структуры как законосообразности, статической упорядоченности находится что-то главное, а именно: история, случай, шанс, событие, власть и т. д. Реальностью объявляется не структура, а текст («нет ничего, кроме текста» (Деррида)) или политика («все в конечном счете – политика» (Делёз)), ставится задача создания новой онтологии – «неометафизики». Ее единой основой объявляется желание как главная сила, от которой зависят все проявления индивидуальной и социальной жизни. Желание – это непреложная, предельная, не редуцируемая реальность, определяющая все неструктурное в структуре. Один из ведущих специалистов по структурализму и постструктурализму Н.С. Автономова отмечает, что переход от программы структурализма к постструктурализму отчетливо прослеживается в эволюции творчества М. Фуко, который от «археологии знания» 60-х годов переходит к «генеологии власти» 70-х и в конце жизни в 80-е годы к «человеку вожделеющему», «желающему».

Для понимания методологических ориентиров постструктурализма необходимо прежде всего отметить критику западноевропейской метафизики за ее поклонение логосу, признание репрезентации как основы мышления, необходимости концептуального аппарата. Понятия, с точки зрения постструктуралистов, не могут претендовать на схватывание объекта, осмысление реальности. Сообразно с таким аконцептуализмом меняется характеристика человека. Если в структурализме субъект был носителем и защитником знания, то в постструктурализме он «безумец, колдун, дьявол, ребенок, художник, революционер, шизофреник, слуга беспорядка» и т. д., т. е. человек, мышление которого зыбко, неустойчиво, бессистемно и безосновно. Однако не ясно, как может функционировать мысль без понятий? Как мы можем оспорить претензии разума, если не в формах самого разума?

Несмотря на энергичную критику структурализма, постструктурализм также как и структурализм обращается к анализу культуры как тексту, меняя однако сам подход к анализу. Постструктурализм не выявляет структуры, наоборот, в тексте его интересует все, что находится за ее пределами и прежде всего контекст, который не интересовал структуралистов. Другими словами, постструктуралисты обращают внимание на совокупность индивидуальных явлений и черт, которые стоят за текстом и определяют его. Это динамика, изменчивость, все случайное, иррациональное в человеческих действиях, которые не фиксируются структурным анализом.

Хотя постструктурализм не определился с явной программой, по мнению Н.С. Автономовой, можно выделить несколько положений, которые определяют его как культурное явление. Во-первых, представление о человеке. Исходным в понимании человека берутся несистемные, неструктурные явления, проявляющиеся в его субъективности, воли и, главное, в желании, которое является универсальной формой бытия человека, обеспечивает его коммуникации с окружением с целью реализации его волевого стремления к доминированию над этим окружением. Сознание человека описывается не логически упорядоченной структурой, а хаотической картиной желаний, устремлений, лишь частично определяемых его социальным и культурным опытом.

Во-вторых, трактовка отношения к обществу. С точки зрения постструктуралистов, общество и культура – это поле тотального проявления отношений «власть-подчинение». «Власть» конкретно существует как воля к доминированию, как стремление к упорядоченности, структурированности, устойчивости, единству. Она реализует себя на всех уровнях человеческих взаимоотношений и прежде всего как «язык власти» и «власть языка». Постструктурализм видит свою задачу в противопоставлении «власти» множественности и разобщенности.

В-третьих, отношение к тексту. Оно отличается как от герменевтической, так и собственно структуралистической позиции. Так, Деррида предложил «деконструкцию» текста, его фундаментальную «разборку» на элементарные формы во всех планах: композиционном, сюжетном, стилистическом, психологическом, и затем последующую «сборку». Последняя представляет собой интерпретацию, выявляющую то, что внесено в этот текст конкретно контекстом, желанием его создателя, того, что сам автор не видит или умалчивает, но что обнаруживает себя как «след»дискурса власти. Для постструктурализма важны в тексте не его структурные элементы, а то уникальное, несистемное, маргинальное, что реализовалось в тексте помимо сознания и понимается интуитивно. Интерпретация текста с позиций постструктурализма – это понимание в нем того, что к самому тексту прямо не относится, того, что в нем «вынесено за скобки» и выводит за пределы самого текста в мир желаний. Такое понимание есть всегда процесс, по Дерриде, «различание», но не результат. Для постструктурализма важны элементы, из которых собран текст, конструктивные механизмы, технология создания текста.

В-четвертых, нетрадиционное понимание знака. Знак есть не указание на какой-либо предмет или смысл, а наоборот, указание на его отсутствие. Знак и смысл превращаются в постструктурализме в фикцию, симулякр. Бодрийяр выделяет четыре исторических этапа превращения знака в симулякр, сменявшие друг друга от Возрождения до современности: 1) знак, обозначающий реальность; 2) знак, искажающий, маскирующий реальность; 3) знак-фикция, не связанная никак с обозначаемой реальностью; 4) знак и язык как собственное объективно существующее пространство, не связанное ни с человеком, ни с действительностью. С позиций постструктурализма знак ничего не означает или означает лишь самого себя, но при этом в человеческом общении он сохраняет свойство симулякра, детерминируя человека. Знак становится полем, где реализуется дискурс власти.

В-пятых, отношение к метафизике и науке. Объективность, логичность, верифицируемость научного познания рассматриваются постструктурализмом как фикция и симулякр, порожденные опорой на авторитет, выступающий как власть. Однако он не предлагает для преодоления этой традиции ничего кроме попыток «деконструктивной» переинтерпретации. Постструктурализм пытается противопоставить философии и науке культуру, понимая последнюю как свободную стихию творчества, игры, реализации желания, рождения феноменального текста, размывает границы между ними и считает, что традиционная философия и наука уходят в прошлое.

Постструктурализм рассматривается в одних случаях как теоретическая предпосылка формирования постмодернизма, в других - как вариант постмодернизма. Это вполне уместно, так как многие видные постструктуралисты рассматриваются и как постмодернисты, например, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз и др. Кроме названных, можно назвать имена постмодернистов Жоржа Батая (1897-1962), Поля Вирильо (р. 1932), Юлию Кристева (р. 1941) и др.

Постмодернизм – направление современного философствования, называемое постнеклассической философией. Его представители относят себя не только к «пост-современной» философии, но и к «пост-философии» вообще. Философский постмодерн радикальным образом пересматривает саму философию. Он отказывается от подразделения философии на онтологию, гносеологию и др. области, не признает возможности конституирования в современной ситуации метафизики как таковой, отрицает бинарные оппозиции, в частности, субъект-объект, внутреннее-внешнее и др.

Тем не менее, постмодернизм, как отмечает белорусский философ А.А. Грицанов, формирует свою парадигму, в которой, во-первых, вырабатывает собственную цельную модель видения реальности, которая предстает изначально смысловой и языковой организованностью, атрибутивной хаотичностью. Согласно Деррида, нет «чистого смысла», присутствие которого якобы мыслимо «до и прежде процесса и системы означивания», смысл – продукт конструирования, интеллектуального производства.

Во-вторых, формируются специфические идеалы и нормы описания и объяснения мира, построенные в контексте программного плюрализма. Если методология структурализма была основана на синхронии, которая позволяла выявлять в различных областях человеческой жизни бинарные оппозиции («господство/подчинение», «означающее/означаемое», «центр/периферия» и др.), то постмодернизм окончательно отвергает всякую бинарность и иерархию и заменяет их множественностью, не основанной ни на каком единстве. Образно это выражено в термине «ризома», введенном Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в работе «Кафка» (1975г.). Этот термин заимствован из ботаники, где он означает определенный способ роста растений, где нет единого или пучкообразного корня, а своего рода сетка корней. Ризома – это способ беспорядочного роста без превалирующего направления, рост во все стороны, вверх, вниз, без регулярности. Для постмодернистов ризома олицетворяет собой «движение желания». Это метафора современной культуре, в которой «все дозволено». В результате такого видения мира исчезает всякий универсализм, системность. Наука дезинтегрируется, распадается на многочисленные «понимания» и «осмысления». Согласно Ж.-Ф. Лиотару, возникло «ничейное» пространство, заполненное множеством пониманий, имеющих ровно столько власти, сколько они сами могут порождать.

В-третьих, провозглашаются идеалы и нормы познавательного релятивизма. Постмодернизм отрицает возможность постижения истины, так как люди неспособны непосредственно коснуться реальности, поскольку они являются «пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем думаем». Реальность конструируется людьми посредством языка, и ее природа определяется теми, кто наделен властью формировать язык.

Постмодернизм ориентировался прежде всего на явления культуры (искусство, литературу, кино и т. д.), выражая современное кризисное состояние сознания. Однако его парадигма коснулась и философии, обнаружив определенную онтологическую и гносеологическую исчерпанность подходов в европейской философии в настоящий период. В тоже время, обнаружив тенденцию современной эпохи к «смене эпистем» (М. Фуко), постмодернизм, как нам представляется, сориентировал современную науки пока только на поиски многовариантных решений, но не способен дать более глубокие методологические рекомендации и потому остается невостребованным ею.

 

Контрольные вопросы:

1.Каково отношение первого позитивизма к науке и философии?

2.Каковы предпосылки формирования эмпириокритицизма и его взгляд на науку?

3.Какую концепцию истины предложил А. Пуанкаре?

4.Чем должны заниматься наука и философия с точки зрения неопозитивизма?

5.Что нового внес в трактовку науки постпозитивизм?

6.Каков вклад герменевтики в методологию социально-гуманитарного познания?

7.Что нового внес структурализм в методологию гуманитарного познания?

 

Темы рефератов:

1.Теория «элементов мира» Э. Маха.

2.«Третий мир» К. Поппера.

3.Анархистская теория познания П. Фейерабенда.

4.Герменевтика как методология гуманитарных наук.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия и история науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 5. Постструктурализм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Протокол № 2 от декабря
Пахарь Л.И.Философия и история науки: Учебное пособие для аспирантов гуманитарного профиля. ­­– Орел: Издательство ОГУ, 2007. – 328. Рецензенты: Финогентов В.Н., д.филос.

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Наука как социальный институт.
Рассматривать науку как систему логически выверенного и проверенного практикой знания и специфический вид деятельности недостаточно. В современных условиях наука является и важнейшим социал

Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания.
  В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Тема 2. Методологические аспекты научного познания.
  2.1. Методы научного познания.   1.Определение понятий «методология», «метод» и принципы классификации методов.

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Индукция и дедукция.
Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на ос

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Тема 3. Гносеологические проблемы социального познания.
Социальное познание обладает специфическими гносеологическими особенностями, которые выражаются в первую очередь в своеобразии объекта исследования. Здесь объект анализа не мир безгласных предметов

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
  Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания.
  Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме.
  Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона.
  Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги