рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И. Мештрович. Памятник Неизвест­ному солдату на горе Авала около Белграда. 1934-1938

И. Мештрович. Памятник Неизвест­ному солдату на горе Авала около Белграда. 1934-1938 - раздел История, МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Искусство Тиражной Графики С Какой Бы Осторожностью И Осмо­трит...


ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ

С какой бы осторожностью и осмо­трительностью история искусства ни судила о явлениях и процессах межвоенных десятилетий, она не­минуемо должна признать, что в это время достигает высокого подъ­ема массовая тиражная графика, произведения которой являются одновременно и видом художест­венного творчества и отраслью по­лиграфии. Такие ее жанры, как плакат, журнальная и газетная гра­фика, книжная иллюстрация, прев­ращаются в крупное, эстетически полноценное явление художествен­ной культуры.

Увлечение книгой захватывает сей­
час широким образом многих вид-­
нейших художников. Следует ду­
мать, что за этим стоит не только
заинтересованность в диалогах с
литературным произведением, при­
общающих к большим традициям
духовной культуры, но и стремле­
ние художника обратиться к об­
ширной аудитории читателей. Воз­
вышенно-лирические офорты
П. Пикассо к «Метаморфозам»
Овидия (1930-1931) и А.Матисса к
стихотворениям С. Малларме
(1932), ксилографии Ф. Мазереля,
иллюстрирующие произведения
Ш. Де Костера (1926) и Р. Роллана
(1925-1927), энергичные подчерк­
нуто-объемные иллюстрации
Р. Кента к «Моби Дику» Г. Мел-


вилла (1930), проникнутые народ-ным юмором контурные рисунки Й. Лады к «Похождениям бравого солдата Швейка» Я. Гашека (1922-1926) включили искусство книжной иллюстрации в движения стиля станкового искусства. Плакат же и журнально-газетный рисунок в большей мере проявили самостоятельность поведения. Ка­ковы бы ни были их национальные отличия, сказавшиеся, в частности, в эстампном стиле французского плаката, сближавшем его со стан­ковым графическим листом, в склонности немецкого плаката к экспрессии, а английского - к ил­люстративной картинности, эти виды графики в целом проходят свой собственный путь развития идей и стиля. Становясь неотъемле­мой частью общественного и лич­ного существования человека, по­литической и хозяйственной жизни, срастаясь с тем, что мы на­зываем образом жизни, массовая тиражная графика обретает чрезвы­чайно прочный социальный статуй и функции. Она превращается в едва ли не самое несомненное ис­кусство XX века. Его мастерам не свойственны терзания относи­тельно нужности или ненужности их творчества, они во многом сво­бодны от проблем понятности или непонятности идей и форм. Ясность этих идей и впечатляющая форма их выражения обусловлены тем, что искусство художественной пу­блицистики обращается не к специ­альному кругу любителей искусств, а ко всем и каждому. Словом, раз­витие тиражной публицистической


графики обусловливается не только внутрихудожественными импуль­сами и зависит не только от уровня эстетического сознания общества, а стимулируется куда более широ­кими социально-политическими и экономическими причинами. Как в высшей степени эффектив­ному средству наглядной, образно-художественной пропаганды поли­тических идей к публицистической графике обращаются революцион­ные движения 20-30-х годов, бла­годаря чему искусство политиче­ского плаката формируется в само­стоятельную отрасль художествен­ной деятельности. Газеты и жур­налы, связанные с коммунистиче­скими и рабочими партиями, за­полняют свои страницы графиче­скими работами, которые придают им художественное качество. Пресса выступает в данном случае как организатор развития худо­жественной деятельности; она со­здает свой круг художников, рабо­тающих над проблемами политиче­ского искусства. Можно сказать, что экспансия тиражной графики в целом осуществляется в значитель­ной мере за счет последовательного развития революционного худо­жественного творчества, как это произошло в Германии в 20-е годы и во Франции в 20-30-е годы, или за счет резких вспышек политиче­ского революционного искусства, какие дал политический плакат в Венгрии в конце 1910-х годов и в Испании во второй половине 30-х годов.

В первой половине 20-х годов ис­кусство плаката и журнально-газет-


ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ 265

ного рисунка проходит своеобраз­ный период формирования своих .стилевых параметров. Во многих странах оно наследует и развивает традиции объемно-пространствен­ного живописного рисунка, рацио­нализирует и освобождает от орна­ментальной декоративности тради­цию графики «стиля модерн». Это искусство впитывает в себя и пере­лагает на общепонятный изобра­зительный язык стилевые приемы, которые в своем чистом виде были бы решительно противопоказаны массовым агитационным видам ис­кусства. Так, в политических плака­тах немецких (М. Пехштейн и дру­гие) и венгерских (Р. Берень, Б. Пор и другие) художников претворя­ются экспрессионистические мо­тивы и стилистика рационально-конструктивистских течений, кото­рая в чистом виде нашла примене­ние в рекламных работах ряда мастеров, связанных с «Баухаузом» (австриец Г. Байер и другие); в ре­кламном французском плакате ска­зался отклик гротескно-кубистиче-ских приемов (ряд плакатов П. Ко­лена). В рекламном плакате раз­виваются свободная артистичес­кая манера (афиши Ш. Жесмара и итальянца по происхождению Л. Капьелло во Франции) и на­глядно-предметная изобразитель­ность (плакаты Л. Бернхарда и дру­гих немецких художников), приме-няется своего рода кинематографи­ческое повествование, идущее от кадра к кадру (реклама аперитива «Дюбонне», 1924, ранняя работа Кассандра - псевдоним француз­ского художника А. Мурона). В


       
   
 
 

266ИСКУССТВО 1917 1ЛХ 1945 ГОДОВ

FEGYVERBE! FEGYVERBE!

политическом плакате разных стран (во Франции - в работах Ж.-Ф. Гранжуана), в лубочных листках революционного Китая ис­пользуется наивно-фольклорная вы­разительность. Вместе с тем все это многообразие манер объединяется одним общим свойством; в плакате и в журнально-газетной графике в целом в ту пору безоговорочно гос­подствует свободный рисунок, гра­фический стиль, одухотворенный непосредственной выразительно­стью рисованного от руки изобра­жения. Этот стиль, присущий всей массе рядовых профессиональных плакатистов, энергично развивается мастерами революционного пла­ката многих стран от Чехословакии (работы В. Машека) до Японии; он приобретает яркую призывную экспрессию в таких произведениях, как знаменитый литографический


плакат К. Кольвиц «Долой войну навсегда!» (1924).

Во второй половине 20-х годов сти­листика плаката переживает глубо­кий перелом. Утверждается своего рода «полиграфический стиль» плакатного искусства, точнее го­воря, два его варианта. Первый из них, так называемый стиль Кассан­дра, которому Кассандр придал за­вершенный вид в своем знаменитом железнодорожном плакате «Звезда Севера» (1927). В новом «гра-физме» этого стиля исчезает даже след руки художника. В изображе­нии и шрифтах, которые кажутся созданными лишь техническими средствами, сливаются неокласси­ческое стремление к идеальности, ритмичность и четкость конструк­тивистских построений, лаконич­ность предметного изображения и документальность фотоматериала.


129 Р.Берень. К оружию! Плакат. 1919

И пластический объем, перетека­ющий благодаря плавной отмывке тона в плоский силуэт, и отточен­ная контурная линия равно выра­зительны в этой плакатной гра­фике, которой «большая четверка» мастеров - Кассандр, Ж. Карлю, П. Колен, Ш. Лупо - сообщили ав­торитет национального стиля фран­цузского плаката второй половины 20-30-х годов.

Второй вариант «полиграфического стиля» образовал собою фотомон­тажный плакат, тип которого был выработан в русле политического искусства. В Западной Европе пио­нером фотомонтажа выступает не­мецкий художник Дж. Хартфилд, который свои первые опыты в этой сфере осуществил вместе с Г. Гро-сом в духе дадаистских фотоколла­жей. Работа в политической прессе побудила Хартфилда порвать с да-


ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ 267

даизмом и применить фотомонтаж для создания пропагандистских композиций. С 1926 года он начи­нает работать над плакатами для Компартии Германии. В своих ан-тикапиталистических, антивоен­ных, антифашистских плакатах он превращает фотомонтаж в высокое искусство, наделенное ясной поли­тической мыслью, убедительностью документа, фактурной выразитель­ностью воспроизведенного мотива. Призывные, разъяснительные, из­обличительные возможности фото­монтажного плаката привлекли к нему целый ряд художников, свя­занных с работой в сфере полити­ческого пропагандистского ис­кусства.

В журнально-газетной графике серьезное потрясение происходит на рубеже 20-30-х годов. В это время в значительной мере на базе опыта революционной прессы мно­гие журналы и газеты (за исключе­нием разве что самых традицион­ных и консервативных) превраща­ются из строго текстовых в иллю­стрированные издания. С этих лет в газетах и журналах огромное, а в ряде случаев определяющее место начинает занимать фотография. В сочетании с рисунком она создает новый стиль массовой прессы, опе­рирующей наглядной информа­цией, изобразительной публицисти­кой. При этом рисунок в свою очередь зачастую исполняется в объемно-светотеневой манере, об­легчающей ему сосуществование с фотоклише. Блестящий взлет этого нового стиля тиражной графики дает в 30-е годы французская


268 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ... ИСКУССТВ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И. Мештрович. Памятник Неизвест­ному солдату на горе Авала около Белграда. 1934-1938

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЪСУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 17
     

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
По этим путям медлительно двига­лось развитие латиноамериканс­кого искусства, поглощая отзвуки европейских художественных вол­нений и лишь слегка возбуждаясь от романтических призывов к на­циональн

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 19
проникаться духом национального самосознания и преодолеват

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
распространилась европейская ар­хитектурная эклектика (архитектор Тацуно Кинго - вокзал в Токио, 1914; архитектор Катаяма Ото-кума - дворец Акасака в Токио, 1899-1908). Серьезные потрясения пережив

П.Сезанн. Купальщицы. 1902-1906. Цюрих. Частное собрание
И.Е. Репин достигает исключитель­ной остроты социальной и психоло­гической характеристики в порт­ретных этюдах к картине «Заседа­ние Государственного Совета» (1901-1903, Ленинград, Государст­в

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
1900 году В.Лейбль, а традиции ре­ализма XIX века приносят в XX век такие мастера, как А. Менцель и многое воспринявшие от импрес­сионизма М. Либерман, Г. В. Трюб-нер, работавший в Мюнхене австриец

М.А.Врубель. Демон поверженный. 1902. Москва. Государственная Третья­ковская галерея
реализма (в скульптуре бельгийца Ж. Минне), неоклассики (в живо­писи В.Э. Борисова-Мусатова в Р

СТИЛЯ МОДЕРН» В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА 41
мышленности - фарфора в Дании (художник К. Томсен и другие), цветного стекла во Франции (Э. Галле и другие) и опалового в США (Л.К. Тиффани), способствует подъему народных художественных ремесел.

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
свою географию, свою личную и об­щественную среду и свою типоло­гию зданий и сооружений J Самые программные, идеологиче­ские по замыслу и назначению по­стройки «стиля модерн» возникли еще в XIX век

СТИЛЬ МОДЕРН» В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА 47
     

Ф.Л.Райт. Уиллитс-хаус в Хайленд- парке. 1902. План
шенном многоцветными с золотым узором мозаиками австрийского же живописца Г. Климта. В США архитектура односемейного загородного жилого дома прио­брела более жизненно-

П.Беренс. Турбинный цех фирмы А9Г в Берлине. 1908-1909
ставляет зодчих «стиля модерн» считаться со строгими экономиче­скими и техническими условиями. В большинстве сщучаев их усилия ограничиваются тщательной разра­боткой комфортабельных интерье­ров и д

СТИЛЬ МОДЕРН » В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА 51
пают из отделанного рельефной мо-. заикой фасада, колоннам придана форма гигантских костей; фасаду Каса Мила (Барселона ла Педрера, 1905-1910) сообщены волнооб­разные текучие формы, желто-зеленый в

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
ными для Великобритании фор­мами кирпичного зодчества. К 1910-м годам это переходное дви­жение иссякает, и в архитектуре складывается новая ситуация. К этому же времени приносят свои плоды, во мног

В 1910-е ГОДЫ
В архитектуре 1910-х годов возни­кла невиданная ранее конфронта­ция трех течений - новой рацио­нальной архитектуры, националь­ной романтики и неоклассики. Ка­залось бы, «новая архитектура» (иного,

В.Гропиус. Завод Фагус в Альфельде. 1911-1916
58 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

М. Берг. Зал Столетия во Вроцлаве. 1911-1913
60 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ эстетическ

ИСКУССТВЕ
Оба этих течения были укоренены в широких движениях обществен­ного сознания, которые в одном случае придавали искусству значе­ние символа устойчивой нацио­нальной традиции, а в другом -символа возв

Ф.Ходлер. Выступление иенских сту­дентов. 1909. Иена. Университет
таких относящихся к разным на­правлениям живописцев, как В.М.Васнецов и М.А.Врубель в Рос­сии, И. Аросениус, Э. Юсефсон в Швеции и образовавший целое на­правление в финской живописи, представл

С.Т.Конёнков. Стрибог. Дерево. 1910. Москва. Государственная Третья­ ковская галерея
движение набирает силу, стано­вится энергичным, напористым. А. Бурдель создает свое главное произведение - героическую, тем­пераментную статую «Стреляющий Геракл» (190

К.Нильсен. Скульптурная группа на Блогорс-плас в Копенгагене. Гранит. 1913-1916
ставляющим собой суммирование дробных впечатлений. Без сомнения, определяющими фи­гурами этого движения явились А. Майоль и А. Бурдель, о которых шла речь выше как о мастерах, от­тенивших два

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА
Другой ряд развития образует ис­кусство весьма и весьма условно обозначенное в заголовке раздела как «живописный реализм». Гене­тически связанное с реалистиче­ской традицией XIX века, оно об­разует

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 77
человека. Художник создал также проникнутую социально-критиче­ским духом картину «Прачки» (ва­риант 1901 - в Москве, ГТГ), выдер­жав ее в серовато-серебристой гамме цвета, но большинство его дереве

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 79
   

Дж. Беллоуз. Ставьте у Шарки! 1907-1909. Кливленд. Музей искусств
хии, для живописи украинского художника Ф. Г. Кричевского. Вме­сте с тем собственно историческая тематика мало свойственна этой живописи, питавшейся прежде всего непосредственными впечатле­ниями от

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
позже в этот клуб ирландец У. Н. М. Орпен, работавший глав­ным образом как портретист, обра­щаются к характерным мотивам, почерпнутым из окружающего их мира. В большей степени, чем его коллеги, У.

Ф.А.Малявин. Вихрь. 1906. Эскиз. Москва. Государственная Третья­ковская галерея
этой традиции принципу суждения о человеке и строгой оценке его свойств художник не изменяет ни в своих парадных, ни в интимных портретах. Осевую линию его ис­кусства составляет тема артистизм

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 85
  36 В.А.Серов. Портрет М.

У.Сиккерт. Скука. 1913-1914. Лондон. Галерея Тейт
гает особого подъема искусство пленэрного лирического пейзажа, в котором характер и состояние при­роды сопрягаются с настроением и чувствами человека. Обширную группу образуют произведения, со­держ

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 87
  38 А.Марке. Дождлив

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
Речь идет о движениях искусства, определившихся в своих сущест­венных свойствах на рубеже XIX-XX веков, о сопутствующих им тенденциях и связанных с ними проблемах, которые не могут быть осмыслены т

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ 91
 

СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР
96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, который в сценах восстания охватывает собой массы народа. Революция 1905 года вызвала по­

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ 97
зетах социалистической ориента­ции («Шамбар сосиалист», «Асьет о бёрр», «Юманите»). В Германии рисовальщики «Симплицисси-муса» сочувственно откликаются на события русской революции 1905 года, выдви

СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР
96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, к

ФОВИСТЫ
И ГРУППА „МОСТ” Сколь бы обстоятельно ни были си­стематизированы течения в ис­кусстве первых двух десятилетий XX века, все равно мы не сможем, так сказать, без остатка раз

ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 99
тив, отвергаются и правила изобра­жения и цели эстетического возвы­шения над миром. Живопись стре­мится быть непредвзято естествен­ной и в общении с внешней средой и, прежде всего и по преимуществу

ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 101
   

Э.Л.Кирхнер. Красная башня в Галле. 1915. Эссен. Музей Фолькванг
на лист бумаги; опыт перенесения ее в пластику не принес положи­тельного результата - фовистская скульптура А. Матисса выглядит ха­отичной). В этом русле вырабатыва­ется весьма избирательный подход

ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 105
     

П.В.Кузнецов. Мираж в степи. 1912. Москва. Государственная Третья­ ковская галерея
на существование в ней. Здесь воз­никает новый модус соотнош

И ПРИМИТИВИСТЫ
Очевидно, что без этого нового умо­настроения не развился бы в пер­вые десятилетия XX века вкус к наивному искусству, к примитивам, которые всегда существовали в своих слоях европейской художест­ве

Примитивы и примитивисты 109
   

ПИКАССО И КУБИЗМ
Здесь прежде всего надлежит обра­тить внимание на то, что среди мно­горусловых движений в искусстве XX века, на их фоне возникают фи­гуры, значение которых крупнее иных течений. Эти художники не по

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
Ж. Брак, А. Глез, X. Грис, Ж. Мет-ценже прошли через разные этапы истории кубизма, а первый из них пережил в это время наиболее яр­кий период своего творчества. Ф. Леже, Р. Делоне извлекли из «анал

У. Боччони. Развитие бутылки в про­странстве. Бронза. 1912. Милан. Галерея современного искусства
МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 119 где в 1913 году на выставке «Ар-мори шоу» вместе с европейскими выступили и американские худож­ники, и в Японии, где в 1914 году образовалос

МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 121
выразить их (и вообще существен­ное содержание) в изобразительной форме - явление не случайное. Примеры тому уже дали в свое время раннесредневековое и проте­стантское иконоборчество, возник­шие ка

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
МОДЕРНИЗМ ИАНТИМОДЕРНИ ЗМ И10- ГОДОВ 123  

МОДЕРНИЗМИ АНТИМОДЕРНИЗМ1910-х ГОДОВ 125
кания художественных поисков из одного его вида в другой, благодаря чему разработки, начатые в живо­ писи и скульптуре, оказываются плодотворными для совсем других областей твор

Дж. Северини. Материнство. 1916. Кортона. Музей Этрусской академии
торыми искусство перестает быть самим собой. По существу, уже до 1917-1918 годов была смоделиро­вана система модернизма и создана своего рода таблица его элементов; по

А.Модильяни. Портрет Л.Сюрважа. 1917. Хельсинки. Атенеум
134 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ пленным и беженцам, и т. д.). В годы войны формирую

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И «СОЦИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА» 147
    к двум основным градостроитель­ным концепциям. Пе

ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ v
сколько опытов создания новой композиции было осуществлено в масштабах городского квартала. Та­ ковы группа высотных зданий « Рокфеллеровского центра » (1931-1940, Б. У. Мо

Б. Таут. Поселок Бриц в Берлине. 1925-1930
текторов амстердамской школы в Голландии 1920-х годов, и прежде всего М.де Клерка, смело и с твор­ческим воображением интерпрети­ровавшего практичные традицион­ные мотивы городской кирпичной архите

Ф.Л. Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. 1936
тра в США и многие крупные ма­стера других стран. Своего рода ар­хитектурный каталог таких по­строек был образован зданиями на выставке «Немецкого веркбунда» в Штутгарте в 1927 году, а наиболе

ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ 157
ратуши в Осло в Норвегии (1933-1950, А. Арнеберг и М. По-ульсон), в Норвиче в Англии (1938, Ч.Х.Джеймс и Р.Пирс), в Рангуне в Бирме (1930-1936, У Тин), общест­венные здания в Югославии (А. Сте­фано

Э. Ла Падула и другие. Дворец римской цивилизации в квартале ЭУР в Риме. 1938
(1930-1935), в Швеции - Г.Асплунд в ряде своих построек, в Бельгии -Ж. Ван Нек в Большом дворце сто­летия в Брюсселе (1935) и В. Орта, в Швейцарии - К. Мозер в церкви св. Антония в Базеле (1925-192

Illlllllt
  ших на это из престижных сообра­жений, официальные здания возво­дятся маст

П.В.Енсен-Клинт, К.Клинт. Церковь Грундтвига в Копенгагене. 1921-1940
тектурных мотивов («Трибюн-тауэр» в Чикаго, 1923-1925, Дж.М. Хауэлс и P.M. Худ). Лишь с рубежа 20-30-х годов под воздейс­твием европейского зодчества и с Участием его мастеров, переселив­шихся в СШ

Ш.-Э. Ле Корбюзье и другие, Министер- ство образования в Рио-де-Жанейро. 1937-1943
В индустриальных странах Европы, в США и Японии этими архитекто- рами разрабатывается тип каркас­ной заводской постройки со сплош­ным остеклением стен или ленточ­ными окнами (фабрика «Ван Нел-ле» в

ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ 165
США, 1926-1943, Элиэль Саари-нен) и национальная романтика (университет в Орхусе в Дании, 1932-1946, К. (X Фискер и другие). Э. Мендельзон сооружает одно из самых ярких произведений архи­тектурного

Х.Пёльциг. Большой драматический театр в Берлине. Интерьер. 1919
В архитектуре зрелищных зданий, где свою линию образовала декора­тивно-экзотическая эклектика (ки­нотеатры в США, построенные Т.В. Лэмбом и другими), новая ра­ционалистская архитектура после­довате

СТАРОЕ И НОВОЕ В ИСКУССТВЕ МЕЖВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Трудно отыскать другие такие деся­тилетия, когда в мировом искусстве завязались бы столь сложные пе­реплетения художественных идей и движений, следующих друг за дру­гом в исторической последователь

М.Вламинк. Окрестности Шартра. 1930. Париж. Городской музей современного искусства , i
ферии искусства даже таких тита­нов, как А. Матисс. Особо показателен новый тип за­казного и выставочного буржуаз­ного портрета. Начиная с 20-х годов он широко вбирает в себя умерен­ный, адапт

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА
Речь идет о художественных движе­ниях, связанных с революцион­ными идеями и организациям' . Это искусство самоутверждас ^я в 20-30-х годах как самостоятельная сила, заявляющая о себе как об олицетв

К.Фёлькер. Вокзал. 1924-1926. Галле Государственная галерея Морицбург
Особо мощный импульс оно сооб­щает тем видам творчества, кото­рые по своим содержанию, форме и способу общественного существова­ния предполагают энергичное воз­действи

К. Кольвиц. Отец. Статуя памятника павшим близ Диксмейде. Гранит. 1924-1932
ния и милитаризма, прославля­ющего светлую, солнечную идею, пробивающую себе путь в мире, в реальном облике которого сплета­ются его увлекательная, многооб­разная крас

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА 183
 

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА 187
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА Глубокие изменения происходят в сфере художестве

Ж. Руо. Старый король. 1916-1937. Питсбург. Институт Карнеги
ку», сыграл особо важную роль. Но аналогичный перелом происходит также и в Италии, где сторонники футуризма и «метафизической жи­вописи» К.Карра, Дж. Де Кирико и другие обращаются к поискам ста­бил

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
С этими процессами связаны стиле­вые видоизменения основного мас­сива изобразительного искусства межвоенных десятилетий. То есть творческой деятельности, которая образует каждодневную художест­венн

НОВЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ 191
по чувству, но уже не экспрессио­ нистские по концепции, а равно на­ званные выше бывшие фовисты, кубисты, футуристы, пережившие «возрождение реализма». В скуль­ птуре сходство

СЮРРЕАЛИЗМ
К началу 20-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как твор­ческая деятельность, пережива­ющая в своих смятенных порывах драмы и бедствия мира, идущая на саморазрушение ради искренности и остр

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. СЮРРЕАЛИЗМ 195
     

М.Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание
деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотеч­ными ящиками в животе (С. Дали «Антропоморфный шкаф», 1936, Дюссельдорф, Художественное со­брание Нордрейн-Вестфален), бо­тинки с человеч

РАЦИОНАЛИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
Международное движение обра­зовало и рационалистское течение. Зародившись в конструктивистских веяниях предвоенного времени, оно быстро достигло подъема на ру­беже 1910-1920-х годов благодаря групп

П.Мондриан. Композиция «А». 1932. Винтертур. Художественный музей
немногое. Главным образ

ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ
Так, в искусстве Франции в том или ином виде, приглушенно или ак­тивно, развились едва ли не все ме­ждународные течения. Заметную роль здесь сыграло наивное искус­ство, представленное поздним твор­

ИДЕАЛЬНОЕ ИРЕАЛЬНО! В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 205
   

М. 3. Шагал. Окно на острове Бреа. 1924. Цюрих. Кунстхауз
"206 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 207  

П.Пикассо. Сидящая натура. 1933. Дюссельдорф. Художественное собрание Нордрейн-Вестфален
скость и пространство, линия и объем, профиль и фас невероят-% ными путями переходят друг в друга. Эти произведения не только содержат в себе сомнения в идеале и гармонии, но внушают мыс

П.Пикассо. Герника. 1937. Экспо­зиция павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
кий художественный символ все­мирной катастрофы. Символичны и живописные формы этого произве­дения. Оно все наполнено фрагмен­тами, обломками реальных и фан­тастичных, узнаваемых и деформи­ров

СТРАН ЕВРОПЫ
В Италии программный интерес к классическим ценностям и упоря­доченности искусства, обращение к классике и современной реальности объединило крупнейших художни­ков, которые образовали недолго­вечну

ПРЕДМЕТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЭКСПРЕССИЯ В НЕМЕЦКОМ ИСКУССТВЕ
В заряженной глубокими со­циально-политическими конфлик­тами послевоенной Германии раз­вилось искусство, обостреннейшим образом чувствительное к драмати­ческим противоречиям жизни. Вслед за дадаист

Нью-Йорк. Музей совре-< менного искусства
дители художника», 1924, Ганно­вер, Художественный музей; С. фон Харден, 1926, Париж, Центр Пом­пиду), но порождает и образы, про­никнутые мощной плебейской си­лой (графический автопортрет, 19

Э.Барлах. Памятник павшим в соборе в Гюстрове. Бронза. 1927
ских масс, побуждавшая скуль­птора много работать в дереве (статуя «Милосердие», 1919, Нью-Йорк, части, собр.), сочетаются в его искусстве с необычайной смело­стью в решении пространственных задач

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ
Международные движения в ис­кусстве 20-30-х годов и течения, которые в концентрированном виде развились во Франции, Италии и Германии, распространяются и в других странах сообразно складу их национ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, СКВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 227
 

Й.Стефаунссон. Летняя ночь. 1929. Рейкьявик. Государственная худо­ жественная галерея
сты» в Бельгии, Ф.Сюберг и пейза­жисты грёнингенской группы в Да­нии, австриец В. Тени, давший лирико-декоративное истолкование видам большого города, исландец Йоун Стефаунссон - автор картин,

ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВЗАПАДНОЙ Н.ВРОПЕ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 231

М.Томбрй 1931. А
Первая из этих концепций вдохно­влялась стремлением как можно скорее, во что бы то ни стало приобщиться к современным обще­европейским стилевым кондициям, частью реально существовавшим, частью

И АФРИКИ
В 20-ЗО-е годы художественная культура самостоятельных, зависи­мых и колониальных стран Азии и Африки вступает в новый период своего развития. Коренные про­цессы, которые происходят в это время, об

НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 245

НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 247
  кого опыта такое искусство

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Унаследованное от начала XX века «испанистское» течение в Ме­ксике, Колумбии, на Кубе и в Чили (где его исповедовало «поколение 1913 года» - группа «Сентенерио», 1913-1923) и ориентированное на Фра

ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
зей), А. Гатторно в трогательных бытовых сценах, Э. Абела в отме­ченных наблюдательностью кре­стьянских жанрах, А. Пелаэс, в де­коративных композициях которой воплотились формы и краски ста­ринных

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 251
внушить ему великую идею, растол­ковать суть сложных сплетений классовых и национальных сил. Вместе с тем уже в первых роспи­сях в здании Национальной подго­товительной школы в Мехико, на­чатых в 1

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 255
  работе над росписями Националь­ного секретариата просвещения в М

ИСКУССТВА
Обычно в представлениях о миро­вом искусстве 20-30-х годов мону­ментальное искусство в целом зани­мает место как бы в тени, отбрасы­ваемой станковыми видами твор­чества. Действительно, оно еще не о

К. Зале, А.Бирзениекс и другие. Братское кладбище в Риге. 1925-1929
Ирландии (И. Хоун и другие), к го­белену, искусство которого возро-ждает целая группа талантливых художников Франции (М. Сен-Санс, Ж. Люрса, Ж. Пикар-Леду) и Шве­ции (

К.Брынкуши. «Столмолчания» в Тыргу-Жиу. 1937
И наконец, свое, совершенно внео-фициальное понимание националь­ной идеи дает К. Брынкуши в мемо­риальном ансамбле в Тыргу-Жиу в Румынии (1937), объединяющем природу и

ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ 269
     

COMPAQNIf
  130 Кассандр. Звезда Севера. Плакат. 1927 131 Дж. Хартфилд. Как в средневе­ ковье ... так и в третьем рейхе. Фотомон

Х.Ренау. Крепите ряды коммунисти­ ческой партии. Плакат. 1936-1939
ностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик на трагедии войны (автопортрет французского живо­писца Ж. Ви

Й. Чапек. Огонь. 1938. Прага. Нацио­нальная галерея
национальной архитектуры (О. Ни-мейер, Л. Косту, А. Э. Рейди, Р. Бурле Маркс и другие), внесшая в миро­вое зодчество свой опыт пластиче­ской трактовки железобетонной ар­хитектуры, свободного решени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги