рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

П.Мондриан. Композиция «А». 1932. Винтертур. Художественный музей

П.Мондриан. Композиция «А». 1932. Винтертур. Художественный музей - раздел История, МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ...



немногое. Главным образом объ­емно-пространственные полума­кеты, полускульптуры, представля­ющие собой композиционные или декоративные опыты формотвор­чества, сближающего логику с ир­рациональностью. Такие произведе­ния выполняют венгры Л. Мохой-Надь и Л. Пери, бельгиец В. Сер-вранкс, уроженцы России Н.А. Габо и Н.А. Певзнер, к ним обращаются К. Брынкуши и другие художники, увлекаясь эффектами сочетания материалов - металла, стекла и т.п., - динамических ритмов, а также превращая скульптуру в дви-


жущуюся модель («мобили», кото­рые с 30-х годов начал делать аме­риканец А. Колдер). В живописи все это дает не что иное, как абстракционизм француза Р. Де­лоне, голландцев Т. Ван Дусбюрга, Б. ван дер Лека, П. Мондриана, чеха Ф. Купки, поляка X. Стажев-ского, принесшего идеи конструк­тивизма в живопись Латинской Америки X. Торреса Гарсиа. В 30-е годы явно угасает деятельный, преобразовательный пафос рацио­нализма, а абстрактивизм, поддер­жанный группами «Круг и ква­драт» (Париж, с 1930 г.) и другими,


склоняется также к эмоциональ­но-экспрессивным настроениям. Произведения, наделенные отвле-ченно-геометричной формой, легко включаются в геометричную же ар­хитектурную среду на правах ее хо­рошо обработанных и добротно по­крашенных элементов. Растворя­ются в ней за счет отказа от содержательных возможностей и целей изобразительного искусства. Такой среде вполне созвучны на­тюрморты француза А. Озанфана и Ш.-Э. Ле Корбюзье, основавших в 1910-1920-х годах представленное ими же течение «пуризма». В их


 


200 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ

93 А. Озанфан. Графика на черном фоне.
1928. Москва. Государственный
музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина
v


картинах воспроизводятся изящно-отточенные контуры или сте­рильно-обобщенные объемы пред­метов. К своего рода знакам геоме­трического строения форм и их динамического движения приво­дятся в 20-х - начале 30-х годов урбанистические архитектурные, бытовые, спортивные изобразитель­ные мотивы в живописи немецких художников В. Баумайстера и О. Шлеммера, в работах покинув­ших Германию в 30-х годах живо­писца Л. Фейнингера и скульптора Р. Беллйнга. В их искусстве, содер­жащем опыт изобразительного об­разного познания человека и ма­шинной, урбанистической среды, соотношение этих двух начал в ко?


нечном счете решается не в пользу человека. Среда в значительной сте­пени поглощает его, подчиняя своим формам и ритмам изобрази­тельный язык живописи, скуль­птуры и графики.

Этого конфликта не избежали во франции А. Лот в своих городских и спортивных сценах и Ф. Леже -крупнейший художник, причаст­ный к рационалистскому, конструк­тивистскому движению. В его об­стоятельно неторопливой живо­писи, оперирующей весомыми об­общенно геометричными формами и ясными сочетаниями крупных пя­тен цвета, проявилась тяга к урав­новешенной гармонии человека и современного мира. В изображе­ниях человека в течение 20-30-х го­дов у Леже нарастает лирическая тема, а в машинную среду («Меха­нические элементы», 1918-1923, Базель, Художественный музей) проникают мотивы живой природы (цикл «Четыре времени года», 1923, Базель, Художественный му­зей). Особенно показательно стре­мление Леже перейти от изображе-


РАЦИОНАЛИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ 201

ния среды к практическому созда­нию ее средствами монументально-декоративного искусства, раду­ющего глаз своей пластикой и красочностью. В этом духе он ис­полняет панно «Передача энергии» для Всемирной выставки в Париже 1937 года, содержащее внушитель­ную эмоциональную выразитель­ность условно трактованных инду­стриальных мотивов. Очерченные выше международные художественные движения 20-х и 30-х годов отнюдь не обязательным порядком распространяются по­всюду в равной степени. Скорее, на­против - их приятие или непри­ятие, состав и мера развития таких движений, характер их интерпрета­ции обусловливаются социально-исторической типологией и нацио­нальным складом той или иной культуры, страны или же региона. Эти культуры в свою очередь вы­двигают свои доминантные тенден­ции, которые определяют позиции, занимаемые разными националь­ными художественными школами в жизни мирового искусства.


 

сценам, выдержанным в тонко ра­зыгранной гамме теплых тонов цвета. Характерную тему образует своего рода лирический медитерра-низм - некое задумчиво-радостное настроение, навеянное красотою бе­регов, холмов и плодов Средиземно­морья, которым проникается твор­чество многих живописцев, авторов книжных иллюстраций; оно свойс­твенно ряду натюрмортов и пляж­ных композиций П. Пикассо 20-х годов; его можно уловить и в претворяющих опыт кубизма на­тюрмортах X. Гриса, написанных в середине 20-х годов. Искусство А. Матисса наполняется идиллической лирикой, безмятеж­ной ясной радостью, чуждой тревог и волнений. Посвященное двум не­изменным темам - «Интерьеры» и «Одалиски», - оно погружается в свой мир наряженных в восточные шальвары натурщиц («Одалиска в красных шальварах», 1922, Париж, Центр Помпиду, и др.) и затенен­ных комнат, сквозь окна которых проникает свет южного солнца (многочисленные «Интерьеры в Ницце» 20-х гг.). В «Одалисках» Матисса не содержится жанрового сюжета. Это - идеальный мотив, исключенный из обычного течения жизни и позволяющий соединить на уровне художественной реально­сти обаяние классической темы об­наженного тела, живописно роман­тическую характерность и богат­ство впечатлений от натуры, кото­рые сейчас художник включает в свои полотна. Натурное начало -невиданный ранее интерес к глу­бинной перспективе, пространст-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ... ИСКУССТВ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: П.Мондриан. Композиция «А». 1932. Винтертур. Художественный музей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЪСУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 17
     

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
По этим путям медлительно двига­лось развитие латиноамериканс­кого искусства, поглощая отзвуки европейских художественных вол­нений и лишь слегка возбуждаясь от романтических призывов к на­циональн

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 19
проникаться духом национального самосознания и преодолеват

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
распространилась европейская ар­хитектурная эклектика (архитектор Тацуно Кинго - вокзал в Токио, 1914; архитектор Катаяма Ото-кума - дворец Акасака в Токио, 1899-1908). Серьезные потрясения пережив

П.Сезанн. Купальщицы. 1902-1906. Цюрих. Частное собрание
И.Е. Репин достигает исключитель­ной остроты социальной и психоло­гической характеристики в порт­ретных этюдах к картине «Заседа­ние Государственного Совета» (1901-1903, Ленинград, Государст­в

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
1900 году В.Лейбль, а традиции ре­ализма XIX века приносят в XX век такие мастера, как А. Менцель и многое воспринявшие от импрес­сионизма М. Либерман, Г. В. Трюб-нер, работавший в Мюнхене австриец

М.А.Врубель. Демон поверженный. 1902. Москва. Государственная Третья­ковская галерея
реализма (в скульптуре бельгийца Ж. Минне), неоклассики (в живо­писи В.Э. Борисова-Мусатова в Р

СТИЛЯ МОДЕРН» В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА 41
мышленности - фарфора в Дании (художник К. Томсен и другие), цветного стекла во Франции (Э. Галле и другие) и опалового в США (Л.К. Тиффани), способствует подъему народных художественных ремесел.

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
свою географию, свою личную и об­щественную среду и свою типоло­гию зданий и сооружений J Самые программные, идеологиче­ские по замыслу и назначению по­стройки «стиля модерн» возникли еще в XIX век

СТИЛЬ МОДЕРН» В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА 47
     

Ф.Л.Райт. Уиллитс-хаус в Хайленд- парке. 1902. План
шенном многоцветными с золотым узором мозаиками австрийского же живописца Г. Климта. В США архитектура односемейного загородного жилого дома прио­брела более жизненно-

П.Беренс. Турбинный цех фирмы А9Г в Берлине. 1908-1909
ставляет зодчих «стиля модерн» считаться со строгими экономиче­скими и техническими условиями. В большинстве сщучаев их усилия ограничиваются тщательной разра­боткой комфортабельных интерье­ров и д

СТИЛЬ МОДЕРН » В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА 51
пают из отделанного рельефной мо-. заикой фасада, колоннам придана форма гигантских костей; фасаду Каса Мила (Барселона ла Педрера, 1905-1910) сообщены волнооб­разные текучие формы, желто-зеленый в

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
ными для Великобритании фор­мами кирпичного зодчества. К 1910-м годам это переходное дви­жение иссякает, и в архитектуре складывается новая ситуация. К этому же времени приносят свои плоды, во мног

В 1910-е ГОДЫ
В архитектуре 1910-х годов возни­кла невиданная ранее конфронта­ция трех течений - новой рацио­нальной архитектуры, националь­ной романтики и неоклассики. Ка­залось бы, «новая архитектура» (иного,

В.Гропиус. Завод Фагус в Альфельде. 1911-1916
58 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

М. Берг. Зал Столетия во Вроцлаве. 1911-1913
60 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ эстетическ

ИСКУССТВЕ
Оба этих течения были укоренены в широких движениях обществен­ного сознания, которые в одном случае придавали искусству значе­ние символа устойчивой нацио­нальной традиции, а в другом -символа возв

Ф.Ходлер. Выступление иенских сту­дентов. 1909. Иена. Университет
таких относящихся к разным на­правлениям живописцев, как В.М.Васнецов и М.А.Врубель в Рос­сии, И. Аросениус, Э. Юсефсон в Швеции и образовавший целое на­правление в финской живописи, представл

С.Т.Конёнков. Стрибог. Дерево. 1910. Москва. Государственная Третья­ ковская галерея
движение набирает силу, стано­вится энергичным, напористым. А. Бурдель создает свое главное произведение - героическую, тем­пераментную статую «Стреляющий Геракл» (190

К.Нильсен. Скульптурная группа на Блогорс-плас в Копенгагене. Гранит. 1913-1916
ставляющим собой суммирование дробных впечатлений. Без сомнения, определяющими фи­гурами этого движения явились А. Майоль и А. Бурдель, о которых шла речь выше как о мастерах, от­тенивших два

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА
Другой ряд развития образует ис­кусство весьма и весьма условно обозначенное в заголовке раздела как «живописный реализм». Гене­тически связанное с реалистиче­ской традицией XIX века, оно об­разует

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 77
человека. Художник создал также проникнутую социально-критиче­ским духом картину «Прачки» (ва­риант 1901 - в Москве, ГТГ), выдер­жав ее в серовато-серебристой гамме цвета, но большинство его дереве

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 79
   

Дж. Беллоуз. Ставьте у Шарки! 1907-1909. Кливленд. Музей искусств
хии, для живописи украинского художника Ф. Г. Кричевского. Вме­сте с тем собственно историческая тематика мало свойственна этой живописи, питавшейся прежде всего непосредственными впечатле­ниями от

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
позже в этот клуб ирландец У. Н. М. Орпен, работавший глав­ным образом как портретист, обра­щаются к характерным мотивам, почерпнутым из окружающего их мира. В большей степени, чем его коллеги, У.

Ф.А.Малявин. Вихрь. 1906. Эскиз. Москва. Государственная Третья­ковская галерея
этой традиции принципу суждения о человеке и строгой оценке его свойств художник не изменяет ни в своих парадных, ни в интимных портретах. Осевую линию его ис­кусства составляет тема артистизм

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 85
  36 В.А.Серов. Портрет М.

У.Сиккерт. Скука. 1913-1914. Лондон. Галерея Тейт
гает особого подъема искусство пленэрного лирического пейзажа, в котором характер и состояние при­роды сопрягаются с настроением и чувствами человека. Обширную группу образуют произведения, со­держ

ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 87
  38 А.Марке. Дождлив

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
Речь идет о движениях искусства, определившихся в своих сущест­венных свойствах на рубеже XIX-XX веков, о сопутствующих им тенденциях и связанных с ними проблемах, которые не могут быть осмыслены т

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ 91
 

СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР
96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, который в сценах восстания охватывает собой массы народа. Революция 1905 года вызвала по­

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ 97
зетах социалистической ориента­ции («Шамбар сосиалист», «Асьет о бёрр», «Юманите»). В Германии рисовальщики «Симплицисси-муса» сочувственно откликаются на события русской революции 1905 года, выдви

СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР
96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, к

ФОВИСТЫ
И ГРУППА „МОСТ” Сколь бы обстоятельно ни были си­стематизированы течения в ис­кусстве первых двух десятилетий XX века, все равно мы не сможем, так сказать, без остатка раз

ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 99
тив, отвергаются и правила изобра­жения и цели эстетического возвы­шения над миром. Живопись стре­мится быть непредвзято естествен­ной и в общении с внешней средой и, прежде всего и по преимуществу

ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 101
   

Э.Л.Кирхнер. Красная башня в Галле. 1915. Эссен. Музей Фолькванг
на лист бумаги; опыт перенесения ее в пластику не принес положи­тельного результата - фовистская скульптура А. Матисса выглядит ха­отичной). В этом русле вырабатыва­ется весьма избирательный подход

ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 105
     

П.В.Кузнецов. Мираж в степи. 1912. Москва. Государственная Третья­ ковская галерея
на существование в ней. Здесь воз­никает новый модус соотнош

И ПРИМИТИВИСТЫ
Очевидно, что без этого нового умо­настроения не развился бы в пер­вые десятилетия XX века вкус к наивному искусству, к примитивам, которые всегда существовали в своих слоях европейской художест­ве

Примитивы и примитивисты 109
   

ПИКАССО И КУБИЗМ
Здесь прежде всего надлежит обра­тить внимание на то, что среди мно­горусловых движений в искусстве XX века, на их фоне возникают фи­гуры, значение которых крупнее иных течений. Эти художники не по

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
Ж. Брак, А. Глез, X. Грис, Ж. Мет-ценже прошли через разные этапы истории кубизма, а первый из них пережил в это время наиболее яр­кий период своего творчества. Ф. Леже, Р. Делоне извлекли из «анал

У. Боччони. Развитие бутылки в про­странстве. Бронза. 1912. Милан. Галерея современного искусства
МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 119 где в 1913 году на выставке «Ар-мори шоу» вместе с европейскими выступили и американские худож­ники, и в Японии, где в 1914 году образовалос

МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 121
выразить их (и вообще существен­ное содержание) в изобразительной форме - явление не случайное. Примеры тому уже дали в свое время раннесредневековое и проте­стантское иконоборчество, возник­шие ка

ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
МОДЕРНИЗМ ИАНТИМОДЕРНИ ЗМ И10- ГОДОВ 123  

МОДЕРНИЗМИ АНТИМОДЕРНИЗМ1910-х ГОДОВ 125
кания художественных поисков из одного его вида в другой, благодаря чему разработки, начатые в живо­ писи и скульптуре, оказываются плодотворными для совсем других областей твор

Дж. Северини. Материнство. 1916. Кортона. Музей Этрусской академии
торыми искусство перестает быть самим собой. По существу, уже до 1917-1918 годов была смоделиро­вана система модернизма и создана своего рода таблица его элементов; по

А.Модильяни. Портрет Л.Сюрважа. 1917. Хельсинки. Атенеум
134 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ пленным и беженцам, и т. д.). В годы войны формирую

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И «СОЦИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА» 147
    к двум основным градостроитель­ным концепциям. Пе

ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ v
сколько опытов создания новой композиции было осуществлено в масштабах городского квартала. Та­ ковы группа высотных зданий « Рокфеллеровского центра » (1931-1940, Б. У. Мо

Б. Таут. Поселок Бриц в Берлине. 1925-1930
текторов амстердамской школы в Голландии 1920-х годов, и прежде всего М.де Клерка, смело и с твор­ческим воображением интерпрети­ровавшего практичные традицион­ные мотивы городской кирпичной архите

Ф.Л. Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. 1936
тра в США и многие крупные ма­стера других стран. Своего рода ар­хитектурный каталог таких по­строек был образован зданиями на выставке «Немецкого веркбунда» в Штутгарте в 1927 году, а наиболе

ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ 157
ратуши в Осло в Норвегии (1933-1950, А. Арнеберг и М. По-ульсон), в Норвиче в Англии (1938, Ч.Х.Джеймс и Р.Пирс), в Рангуне в Бирме (1930-1936, У Тин), общест­венные здания в Югославии (А. Сте­фано

Э. Ла Падула и другие. Дворец римской цивилизации в квартале ЭУР в Риме. 1938
(1930-1935), в Швеции - Г.Асплунд в ряде своих построек, в Бельгии -Ж. Ван Нек в Большом дворце сто­летия в Брюсселе (1935) и В. Орта, в Швейцарии - К. Мозер в церкви св. Антония в Базеле (1925-192

Illlllllt
  ших на это из престижных сообра­жений, официальные здания возво­дятся маст

П.В.Енсен-Клинт, К.Клинт. Церковь Грундтвига в Копенгагене. 1921-1940
тектурных мотивов («Трибюн-тауэр» в Чикаго, 1923-1925, Дж.М. Хауэлс и P.M. Худ). Лишь с рубежа 20-30-х годов под воздейс­твием европейского зодчества и с Участием его мастеров, переселив­шихся в СШ

Ш.-Э. Ле Корбюзье и другие, Министер- ство образования в Рио-де-Жанейро. 1937-1943
В индустриальных странах Европы, в США и Японии этими архитекто- рами разрабатывается тип каркас­ной заводской постройки со сплош­ным остеклением стен или ленточ­ными окнами (фабрика «Ван Нел-ле» в

ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ 165
США, 1926-1943, Элиэль Саари-нен) и национальная романтика (университет в Орхусе в Дании, 1932-1946, К. (X Фискер и другие). Э. Мендельзон сооружает одно из самых ярких произведений архи­тектурного

Х.Пёльциг. Большой драматический театр в Берлине. Интерьер. 1919
В архитектуре зрелищных зданий, где свою линию образовала декора­тивно-экзотическая эклектика (ки­нотеатры в США, построенные Т.В. Лэмбом и другими), новая ра­ционалистская архитектура после­довате

СТАРОЕ И НОВОЕ В ИСКУССТВЕ МЕЖВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Трудно отыскать другие такие деся­тилетия, когда в мировом искусстве завязались бы столь сложные пе­реплетения художественных идей и движений, следующих друг за дру­гом в исторической последователь

М.Вламинк. Окрестности Шартра. 1930. Париж. Городской музей современного искусства , i
ферии искусства даже таких тита­нов, как А. Матисс. Особо показателен новый тип за­казного и выставочного буржуаз­ного портрета. Начиная с 20-х годов он широко вбирает в себя умерен­ный, адапт

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА
Речь идет о художественных движе­ниях, связанных с революцион­ными идеями и организациям' . Это искусство самоутверждас ^я в 20-30-х годах как самостоятельная сила, заявляющая о себе как об олицетв

К.Фёлькер. Вокзал. 1924-1926. Галле Государственная галерея Морицбург
Особо мощный импульс оно сооб­щает тем видам творчества, кото­рые по своим содержанию, форме и способу общественного существова­ния предполагают энергичное воз­действи

К. Кольвиц. Отец. Статуя памятника павшим близ Диксмейде. Гранит. 1924-1932
ния и милитаризма, прославля­ющего светлую, солнечную идею, пробивающую себе путь в мире, в реальном облике которого сплета­ются его увлекательная, многооб­разная крас

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА 183
 

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА 187
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА Глубокие изменения происходят в сфере художестве

Ж. Руо. Старый король. 1916-1937. Питсбург. Институт Карнеги
ку», сыграл особо важную роль. Но аналогичный перелом происходит также и в Италии, где сторонники футуризма и «метафизической жи­вописи» К.Карра, Дж. Де Кирико и другие обращаются к поискам ста­бил

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
С этими процессами связаны стиле­вые видоизменения основного мас­сива изобразительного искусства межвоенных десятилетий. То есть творческой деятельности, которая образует каждодневную художест­венн

НОВЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ 191
по чувству, но уже не экспрессио­ нистские по концепции, а равно на­ званные выше бывшие фовисты, кубисты, футуристы, пережившие «возрождение реализма». В скуль­ птуре сходство

СЮРРЕАЛИЗМ
К началу 20-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как твор­ческая деятельность, пережива­ющая в своих смятенных порывах драмы и бедствия мира, идущая на саморазрушение ради искренности и остр

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. СЮРРЕАЛИЗМ 195
     

М.Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание
деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотеч­ными ящиками в животе (С. Дали «Антропоморфный шкаф», 1936, Дюссельдорф, Художественное со­брание Нордрейн-Вестфален), бо­тинки с человеч

РАЦИОНАЛИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
Международное движение обра­зовало и рационалистское течение. Зародившись в конструктивистских веяниях предвоенного времени, оно быстро достигло подъема на ру­беже 1910-1920-х годов благодаря групп

ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ
Так, в искусстве Франции в том или ином виде, приглушенно или ак­тивно, развились едва ли не все ме­ждународные течения. Заметную роль здесь сыграло наивное искус­ство, представленное поздним твор­

ИДЕАЛЬНОЕ ИРЕАЛЬНО! В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 205
   

М. 3. Шагал. Окно на острове Бреа. 1924. Цюрих. Кунстхауз
"206 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 207  

П.Пикассо. Сидящая натура. 1933. Дюссельдорф. Художественное собрание Нордрейн-Вестфален
скость и пространство, линия и объем, профиль и фас невероят-% ными путями переходят друг в друга. Эти произведения не только содержат в себе сомнения в идеале и гармонии, но внушают мыс

П.Пикассо. Герника. 1937. Экспо­зиция павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
кий художественный символ все­мирной катастрофы. Символичны и живописные формы этого произве­дения. Оно все наполнено фрагмен­тами, обломками реальных и фан­тастичных, узнаваемых и деформи­ров

СТРАН ЕВРОПЫ
В Италии программный интерес к классическим ценностям и упоря­доченности искусства, обращение к классике и современной реальности объединило крупнейших художни­ков, которые образовали недолго­вечну

ПРЕДМЕТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЭКСПРЕССИЯ В НЕМЕЦКОМ ИСКУССТВЕ
В заряженной глубокими со­циально-политическими конфлик­тами послевоенной Германии раз­вилось искусство, обостреннейшим образом чувствительное к драмати­ческим противоречиям жизни. Вслед за дадаист

Нью-Йорк. Музей совре-< менного искусства
дители художника», 1924, Ганно­вер, Художественный музей; С. фон Харден, 1926, Париж, Центр Пом­пиду), но порождает и образы, про­никнутые мощной плебейской си­лой (графический автопортрет, 19

Э.Барлах. Памятник павшим в соборе в Гюстрове. Бронза. 1927
ских масс, побуждавшая скуль­птора много работать в дереве (статуя «Милосердие», 1919, Нью-Йорк, части, собр.), сочетаются в его искусстве с необычайной смело­стью в решении пространственных задач

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ
Международные движения в ис­кусстве 20-30-х годов и течения, которые в концентрированном виде развились во Франции, Италии и Германии, распространяются и в других странах сообразно складу их национ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, СКВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 227
 

Й.Стефаунссон. Летняя ночь. 1929. Рейкьявик. Государственная худо­ жественная галерея
сты» в Бельгии, Ф.Сюберг и пейза­жисты грёнингенской группы в Да­нии, австриец В. Тени, давший лирико-декоративное истолкование видам большого города, исландец Йоун Стефаунссон - автор картин,

ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВЗАПАДНОЙ Н.ВРОПЕ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 231

М.Томбрй 1931. А
Первая из этих концепций вдохно­влялась стремлением как можно скорее, во что бы то ни стало приобщиться к современным обще­европейским стилевым кондициям, частью реально существовавшим, частью

И АФРИКИ
В 20-ЗО-е годы художественная культура самостоятельных, зависи­мых и колониальных стран Азии и Африки вступает в новый период своего развития. Коренные про­цессы, которые происходят в это время, об

НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 245

НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 247
  кого опыта такое искусство

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Унаследованное от начала XX века «испанистское» течение в Ме­ксике, Колумбии, на Кубе и в Чили (где его исповедовало «поколение 1913 года» - группа «Сентенерио», 1913-1923) и ориентированное на Фра

ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
зей), А. Гатторно в трогательных бытовых сценах, Э. Абела в отме­ченных наблюдательностью кре­стьянских жанрах, А. Пелаэс, в де­коративных композициях которой воплотились формы и краски ста­ринных

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 251
внушить ему великую идею, растол­ковать суть сложных сплетений классовых и национальных сил. Вместе с тем уже в первых роспи­сях в здании Национальной подго­товительной школы в Мехико, на­чатых в 1

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 255
  работе над росписями Националь­ного секретариата просвещения в М

ИСКУССТВА
Обычно в представлениях о миро­вом искусстве 20-30-х годов мону­ментальное искусство в целом зани­мает место как бы в тени, отбрасы­ваемой станковыми видами твор­чества. Действительно, оно еще не о

К. Зале, А.Бирзениекс и другие. Братское кладбище в Риге. 1925-1929
Ирландии (И. Хоун и другие), к го­белену, искусство которого возро-ждает целая группа талантливых художников Франции (М. Сен-Санс, Ж. Люрса, Ж. Пикар-Леду) и Шве­ции (

К.Брынкуши. «Столмолчания» в Тыргу-Жиу. 1937
И наконец, свое, совершенно внео-фициальное понимание националь­ной идеи дает К. Брынкуши в мемо­риальном ансамбле в Тыргу-Жиу в Румынии (1937), объединяющем природу и

И. Мештрович. Памятник Неизвест­ному солдату на горе Авала около Белграда. 1934-1938
ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ С какой бы осторожностью и осмо­трительностью история искусства ни судила о явлениях и процессах межвоенных десятилетий, она не­минуемо должна признать, что

ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ 269
     

COMPAQNIf
  130 Кассандр. Звезда Севера. Плакат. 1927 131 Дж. Хартфилд. Как в средневе­ ковье ... так и в третьем рейхе. Фотомон

Х.Ренау. Крепите ряды коммунисти­ ческой партии. Плакат. 1936-1939
ностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик на трагедии войны (автопортрет французского живо­писца Ж. Ви

Й. Чапек. Огонь. 1938. Прага. Нацио­нальная галерея
национальной архитектуры (О. Ни-мейер, Л. Косту, А. Э. Рейди, Р. Бурле Маркс и другие), внесшая в миро­вое зодчество свой опыт пластиче­ской трактовки железобетонной ар­хитектуры, свободного решени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги