П.Пикассо. Сидящая натура. 1933. Дюссельдорф. Художественное собрание Нордрейн-Вестфален - раздел История, МАЛАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Скость И Пространство, Линия И Объем, Профиль И Фас Невероят-% Ным...
скость и пространство, линия и объем, профиль и фас невероят-% ными путями переходят друг в друга. Эти произведения не только содержат в себе сомнения в идеале и гармонии, но внушают мысль о том, что их не может быть вообще, что пластическая цельность мира мнима, а его зримый облик обманчив и ложен. В этом направлении своего искусства Пикассо становится соучастником сюрреализма, утверждающего абсурдность бытия.
В графике Пикассо, напротив, возобладало гуманистическое интеллектуальное начало. Его рисунки, офорты, литографии населены образами, рожденными классической мифологией, античной литературой, художественной фантазией че-
ловечества. Обращаясь к ним, мастер сам выступает как продолжатель великой традиции развития и сотворения одухотворенной гуманитарной культуры. В созданном им возвышенном образном мире царит ясная полнокровная гармония. Непосредственные впечатления от жизни, наблюдения над натурой и знание ее существуют в этом мире в претворенном виде, как жизненные токи, наполняющие идеальный образ. Разными гранями этот образ развертывается в объемно-пластических композициях 20-х годов, в контурных иллюстрациях к «Метаморфозам» Овидия (1930-1931, офорт), в богатейших по многообразию манер ста офортах исполненной в 1933-1934 годах «Сюиты Воллара» - песни песней лириче-
ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 211
|
210 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
ской неоклассики в европейском искусстве межвоенных десятилетий. Главной темой сюиты можно считать мечтательное повествование искусства о самом себе. В вариациях мотива «Художник и модель» развивается мысль о гармоническом содружестве прекрасной природы и одухотворенного творчества, обретаемом в идеальных сферах искусства.
Графике Пикассо - самой чуткой
отрасли его творчества - не дове
лось сохранить надолго эти пред
ставления. В ряде листов «Сюиты
Воллара» ощущается неясная тре
вога, а в 1935 году Пикассо создает
большой, великолепно выполнен
ный офорт «Минотавромахия»,
проникнутый грозными предчувст-
виями. В его сложной символике
прозвучала тема трагического
столкновения сил света с темной
фантасмагорической стихией.
Здесь начинается новая глава исто
рии творчества Пикассо. Застигну
тое кошмаром фашизма, оно отзы
вается на надвинувшуюся угрозу с
раздирающей душу экспрессией.
Даже выведенное Пикассо племя
самоцельных художественных
форм не смогло уберечь своего эстетического благоденствия. Мирные монстры, которые беспечно паслись на его холстах, заметались в судорожных изломах, облились слезами от боли («Плачущая женщина», 1937, Лондон, собр. Пен-роз). Обитель возвышенной гармонии, созданная было в графике Пикассо, не выдержала противостояния разрушительным силам. Из нее исчезают классические темы и
идеальные формы. Движение от неосуществленного идеала к катастрофической реальности лишь частично повторяет сейчас то, что происходило в искусстве Пикассо в канун первой мировой войны. Оно не только отвечает на трагизм жизни своей эстетической трагедией, сдвигами и разломами художественной формы, не только регистрирует нашествие антигуманизма, но со страстью отзывается на эту угрозу и ведет себя как идейная сила, судящая о жизни и вмешивающаяся в ход ее событий. И то и другое действует во взаимосвязанном и в определенной мере двойственном виде. Интеллектуальное гуманистическое начало Пикассо находит теперь выражение в совершенно реальных образах - в графических портретах П.Элюара и его жены (1936, Сен-Дени, Муниципальный музей искусства и истории). Характерную и вместе с тем скульптурно-обобщенную форму он очерчивает здесь «дышащей», то четкой, то тающей в пространстве контурной линией. Одновременно Пикассо создает яростный изобразительный памфлет «Мечты и ложь генерала Франко» (акватинта, 1937), который представляет собой изощренный сюрреалистический гротеск, приправленный крепкими крестьянскими словечками. В том же 1937 году он пишет грандиозную трагическую композицию «Герника» (350 х 782 см, Мадрид, Касон дель Буэн Ретиро) - самую знаменитую, великую политическую картину XX века. Ее принципиальное значение в истории ис-
99 А.Дерен. Арлекин и Пьеро. 1924. Париж. Лувр
кусства огромно. Однако и поныне нет единого мнения об этом произведении. Одних оно потрясает своей художественной силой, пронзает как брошенный во всеуслышание крик страдания, гнева и протеста, других - оставляет в смущенном недоумении. Действительно, в «Гернике» Пикассо сосредоточилось, завязалось в один сложный узел множество важнейших - и
212 ИСКМ : но 147/1918-1945 ГОДОВ
ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 213
несомненных и конфликтных -свойств искусства нашей эпохи. В драме испанского города Гер-ники, уничтоженного фашистскими бомбами, Пикассо увидел нечто большее, чем один из актов варварства, а именно, символ гибели, в которую фашизм ввергает все человечество. И в своей картине он не воспроизводит события, не строит сюжет; вообще его полотно, строго говоря, не содержит изображения чего-либо наглядного и определенного, а являет собой не-
Все темы данного раздела:
ЪСУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 17
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
По этим путям медлительно двигалось развитие латиноамериканского искусства, поглощая отзвуки европейских художественных волнений и лишь слегка возбуждаясь от романтических призывов к национальн
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА НА РУБЕЖЕ ДВУХ СТОЛЕТИЙ 19
проникаться духом национального самосознания и преодолеват
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
распространилась европейская архитектурная эклектика (архитектор Тацуно Кинго - вокзал в Токио, 1914; архитектор Катаяма Ото-кума - дворец Акасака в Токио, 1899-1908). Серьезные потрясения пережив
П.Сезанн. Купальщицы. 1902-1906. Цюрих. Частное собрание
И.Е. Репин достигает исключительной остроты социальной и психологической характеристики в портретных этюдах к картине «Заседание Государственного Совета» (1901-1903, Ленинград, Государств
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
1900 году В.Лейбль, а традиции реализма XIX века приносят в XX век такие мастера, как А. Менцель и многое воспринявшие от импрессионизма М. Либерман, Г. В. Трюб-нер, работавший в Мюнхене австриец
М.А.Врубель. Демон поверженный. 1902. Москва. Государственная Третьяковская галерея
реализма (в скульптуре бельгийца Ж. Минне), неоклассики (в живописи В.Э. Борисова-Мусатова в Р
СТИЛЯ МОДЕРН» В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА 41
мышленности - фарфора в Дании (художник К. Томсен и другие), цветного стекла во Франции (Э. Галле и другие) и опалового в США (Л.К. Тиффани), способствует подъему народных художественных ремесел.
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
свою географию, свою личную и общественную среду и свою типологию зданий и сооружений J Самые программные, идеологические по замыслу и назначению постройки «стиля модерн» возникли еще в XIX век
СТИЛЬ МОДЕРН» В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА 47
Ф.Л.Райт. Уиллитс-хаус в Хайленд- парке. 1902. План
шенном многоцветными с золотым узором мозаиками австрийского же живописца Г. Климта. В США архитектура односемейного загородного жилого дома приобрела более жизненно-
П.Беренс. Турбинный цех фирмы А9Г в Берлине. 1908-1909
ставляет зодчих «стиля модерн» считаться со строгими экономическими и техническими условиями. В большинстве сщучаев их усилия ограничиваются тщательной разработкой комфортабельных интерьеров и д
СТИЛЬ МОДЕРН » В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА 51
пают из отделанного рельефной мо-. заикой фасада, колоннам придана форма гигантских костей; фасаду Каса Мила (Барселона ла Педрера, 1905-1910) сообщены волнообразные текучие формы, желто-зеленый в
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
ными для Великобритании формами кирпичного зодчества. К 1910-м годам это переходное движение иссякает, и в архитектуре складывается новая ситуация. К этому же времени приносят свои плоды, во мног
В 1910-е ГОДЫ
В архитектуре 1910-х годов возникла невиданная ранее конфронтация трех течений - новой рациональной архитектуры, национальной романтики и неоклассики. Казалось бы, «новая архитектура» (иного,
В.Гропиус. Завод Фагус в Альфельде. 1911-1916
58 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
М. Берг. Зал Столетия во Вроцлаве. 1911-1913
60 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
эстетическ
ИСКУССТВЕ
Оба этих течения были укоренены в широких движениях общественного сознания, которые в одном случае придавали искусству значение символа устойчивой национальной традиции, а в другом -символа возв
Ф.Ходлер. Выступление иенских студентов. 1909. Иена. Университет
таких относящихся к разным направлениям живописцев, как В.М.Васнецов и М.А.Врубель в России, И. Аросениус, Э. Юсефсон в Швеции и образовавший целое направление в финской живописи, представл
С.Т.Конёнков. Стрибог. Дерево. 1910. Москва. Государственная Третья ковская галерея
движение набирает силу, становится энергичным, напористым. А. Бурдель создает свое главное произведение - героическую, темпераментную статую «Стреляющий Геракл» (190
К.Нильсен. Скульптурная группа на Блогорс-плас в Копенгагене. Гранит. 1913-1916
ставляющим собой суммирование дробных впечатлений. Без сомнения, определяющими фигурами этого движения явились А. Майоль и А. Бурдель, о которых шла речь выше как о мастерах, оттенивших два
ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА
Другой ряд развития образует искусство весьма и весьма условно обозначенное в заголовке раздела как «живописный реализм». Генетически связанное с реалистической традицией XIX века, оно образует
ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 77
человека. Художник создал также проникнутую социально-критическим духом картину «Прачки» (вариант 1901 - в Москве, ГТГ), выдержав ее в серовато-серебристой гамме цвета, но большинство его дереве
ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 79
Дж. Беллоуз. Ставьте у Шарки! 1907-1909. Кливленд. Музей искусств
хии, для живописи украинского художника Ф. Г. Кричевского. Вместе с тем собственно историческая тематика мало свойственна этой живописи, питавшейся прежде всего непосредственными впечатлениями от
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
позже в этот клуб ирландец У. Н. М. Орпен, работавший главным образом как портретист, обращаются к характерным мотивам, почерпнутым из окружающего их мира. В большей степени, чем его коллеги, У.
Ф.А.Малявин. Вихрь. 1906. Эскиз. Москва. Государственная Третьяковская галерея
этой традиции принципу суждения о человеке и строгой оценке его свойств художник не изменяет ни в своих парадных, ни в интимных портретах. Осевую линию его искусства составляет тема артистизм
ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 85
36 В.А.Серов. Портрет М.
У.Сиккерт. Скука. 1913-1914. Лондон. Галерея Тейт
гает особого подъема искусство пленэрного лирического пейзажа, в котором характер и состояние природы сопрягаются с настроением и чувствами человека. Обширную группу образуют произведения, содерж
ЖИВОПИСНЫЙ РЕАЛИЗМ» НАЧАЛА XX ВЕКА 87
38 А.Марке. Дождлив
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ
Речь идет о движениях искусства, определившихся в своих существенных свойствах на рубеже XIX-XX веков, о сопутствующих им тенденциях и связанных с ними проблемах, которые не могут быть осмыслены т
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ 91
СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР
96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, который в сценах восстания охватывает собой массы народа.
Революция 1905 года вызвала по
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ 97
зетах социалистической ориентации («Шамбар сосиалист», «Асьет о бёрр», «Юманите»). В Германии рисовальщики «Симплицисси-муса» сочувственно откликаются на события русской революции 1905 года, выдви
СВ. Иванов. Расстрел. 1905. Москва. Музей революции СССР
96 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
жения, воплощенную в мощном, стремительном порыве, к
ФОВИСТЫ
И ГРУППА „МОСТ”
Сколь бы обстоятельно ни были систематизированы течения в искусстве первых двух десятилетий XX века, все равно мы не сможем, так сказать, без остатка раз
ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 99
тив, отвергаются и правила изображения и цели эстетического возвышения над миром. Живопись стремится быть непредвзято естественной и в общении с внешней средой и, прежде всего и по преимуществу
ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 101
Э.Л.Кирхнер. Красная башня в Галле. 1915. Эссен. Музей Фолькванг
на лист бумаги; опыт перенесения ее в пластику не принес положительного результата - фовистская скульптура А. Матисса выглядит хаотичной). В этом русле вырабатывается весьма избирательный подход
ФОВИСТЫ И ГРУППА «МОСТ» 105
П.В.Кузнецов. Мираж в степи. 1912. Москва. Государственная Третья ковская галерея
на существование в ней. Здесь возникает новый модус соотнош
И ПРИМИТИВИСТЫ
Очевидно, что без этого нового умонастроения не развился бы в первые десятилетия XX века вкус к наивному искусству, к примитивам, которые всегда существовали в своих слоях европейской художестве
Примитивы и примитивисты 109
ПИКАССО И КУБИЗМ
Здесь прежде всего надлежит обратить внимание на то, что среди многорусловых движений в искусстве XX века, на их фоне возникают фигуры, значение которых крупнее иных течений. Эти художники не по
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
Ж. Брак, А. Глез, X. Грис, Ж. Мет-ценже прошли через разные этапы истории кубизма, а первый из них пережил в это время наиболее яркий период своего творчества. Ф. Леже, Р. Делоне извлекли из «анал
У. Боччони. Развитие бутылки в пространстве. Бронза. 1912. Милан. Галерея современного искусства
МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 119
где в 1913 году на выставке «Ар-мори шоу» вместе с европейскими выступили и американские художники, и в Японии, где в 1914 году образовалос
МОДЕРНИЗМ И АНТИМОДЕРНИЗМ 1910-х ГОДОВ 121
выразить их (и вообще существенное содержание) в изобразительной форме - явление не случайное. Примеры тому уже дали в свое время раннесредневековое и протестантское иконоборчество, возникшие ка
ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
МОДЕРНИЗМ ИАНТИМОДЕРНИ ЗМ И10- ГОДОВ 123
МОДЕРНИЗМИ АНТИМОДЕРНИЗМ1910-х ГОДОВ 125
кания художественных поисков из одного его вида в другой, благодаря чему разработки, начатые в живо писи и скульптуре, оказываются плодотворными для совсем других областей твор
Дж. Северини. Материнство. 1916. Кортона. Музей Этрусской академии
торыми искусство перестает быть самим собой. По существу, уже до 1917-1918 годов была смоделирована система модернизма и создана своего рода таблица его элементов; по
А.Модильяни. Портрет Л.Сюрважа. 1917. Хельсинки. Атенеум
134 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ
пленным и беженцам, и т. д.). В годы войны формирую
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И «СОЦИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА» 147
к двум основным градостроительным концепциям.
Пе
ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ v
сколько опытов создания новой композиции было осуществлено в масштабах городского квартала. Та ковы группа высотных зданий « Рокфеллеровского центра »
(1931-1940, Б. У. Мо
Б. Таут. Поселок Бриц в Берлине. 1925-1930
текторов амстердамской школы в Голландии 1920-х годов, и прежде всего М.де Клерка, смело и с творческим воображением интерпретировавшего практичные традиционные мотивы городской кирпичной архите
Ф.Л. Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. 1936
тра в США и многие крупные мастера других стран. Своего рода архитектурный каталог таких построек был образован зданиями на выставке «Немецкого веркбунда» в Штутгарте в 1927 году, а наиболе
ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ 157
ратуши в Осло в Норвегии (1933-1950, А. Арнеберг и М. По-ульсон), в Норвиче в Англии (1938, Ч.Х.Джеймс и Р.Пирс), в Рангуне в Бирме (1930-1936, У Тин), общественные здания в Югославии (А. Стефано
Э. Ла Падула и другие. Дворец римской цивилизации в квартале ЭУР в Риме. 1938
(1930-1935), в Швеции - Г.Асплунд в ряде своих построек, в Бельгии -Ж. Ван Нек в Большом дворце столетия в Брюсселе (1935) и В. Орта, в Швейцарии - К. Мозер в церкви св. Антония в Базеле (1925-192
Illlllllt
ших на это из престижных соображений, официальные здания возводятся маст
П.В.Енсен-Клинт, К.Клинт. Церковь Грундтвига в Копенгагене. 1921-1940
тектурных мотивов («Трибюн-тауэр» в Чикаго, 1923-1925, Дж.М. Хауэлс и P.M. Худ). Лишь с рубежа 20-30-х годов под воздействием европейского зодчества и с Участием его мастеров, переселившихся в СШ
Ш.-Э. Ле Корбюзье и другие, Министер- ство образования в Рио-де-Жанейро. 1937-1943
В индустриальных странах Европы, в США и Японии этими архитекто- рами разрабатывается тип каркасной заводской постройки со сплошным остеклением стен или ленточными окнами (фабрика «Ван Нел-ле» в
ТИПОЛОГИЯ И СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ 165
США, 1926-1943, Элиэль Саари-нен) и национальная романтика (университет в Орхусе в Дании, 1932-1946, К. (X Фискер и другие). Э. Мендельзон сооружает одно из самых ярких произведений архитектурного
Х.Пёльциг. Большой драматический театр в Берлине. Интерьер. 1919
В архитектуре зрелищных зданий, где свою линию образовала декоративно-экзотическая эклектика (кинотеатры в США, построенные Т.В. Лэмбом и другими), новая рационалистская архитектура последовате
СТАРОЕ И НОВОЕ В ИСКУССТВЕ МЕЖВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Трудно отыскать другие такие десятилетия, когда в мировом искусстве завязались бы столь сложные переплетения художественных идей и движений, следующих друг за другом в исторической последователь
М.Вламинк. Окрестности Шартра. 1930. Париж. Городской музей современного искусства , i
ферии искусства даже таких титанов, как А. Матисс. Особо показателен новый тип заказного и выставочного буржуазного портрета. Начиная с 20-х годов он широко вбирает в себя умеренный, адапт
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА
Речь идет о художественных движениях, связанных с революционными идеями и организациям' . Это искусство самоутверждас ^я в 20-30-х годах как самостоятельная сила, заявляющая о себе как об олицетв
К.Фёлькер. Вокзал. 1924-1926. Галле Государственная галерея Морицбург
Особо мощный импульс оно сообщает тем видам творчества, которые по своим содержанию, форме и способу общественного существования предполагают энергичное воздействи
К. Кольвиц. Отец. Статуя памятника павшим близ Диксмейде. Гранит. 1924-1932
ния и милитаризма, прославляющего светлую, солнечную идею, пробивающую себе путь в мире, в реальном облике которого сплетаются его увлекательная, многообразная крас
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ИСКУССТВА 183
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА 187
ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА
Глубокие изменения происходят в сфере художестве
Ж. Руо. Старый король. 1916-1937. Питсбург. Институт Карнеги
ку», сыграл особо важную роль. Но аналогичный перелом происходит также и в Италии, где сторонники футуризма и «метафизической живописи» К.Карра, Дж. Де Кирико и другие обращаются к поискам стабил
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
С этими процессами связаны стилевые видоизменения основного массива изобразительного искусства межвоенных десятилетий. То есть творческой деятельности, которая образует каждодневную художественн
НОВЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ 191
по чувству, но уже не экспрессио нистские по концепции, а равно на званные выше бывшие фовисты, кубисты, футуристы, пережившие «возрождение реализма». В скуль птуре сходство
СЮРРЕАЛИЗМ
К началу 20-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность, переживающая в своих смятенных порывах драмы и бедствия мира, идущая на саморазрушение ради искренности и остр
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. СЮРРЕАЛИЗМ 195
М.Эрнст. Ангел очага. 1937. Частное собрание
деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали «Антропоморфный шкаф», 1936, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален), ботинки с человеч
РАЦИОНАЛИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
Международное движение образовало и рационалистское течение. Зародившись в конструктивистских веяниях предвоенного времени, оно быстро достигло подъема на рубеже 1910-1920-х годов благодаря групп
П.Мондриан. Композиция «А». 1932. Винтертур. Художественный музей
немногое. Главным образ
ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ
Так, в искусстве Франции в том или ином виде, приглушенно или активно, развились едва ли не все международные течения. Заметную роль здесь сыграло наивное искусство, представленное поздним твор
ИДЕАЛЬНОЕ ИРЕАЛЬНО! В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 205
М. 3. Шагал. Окно на острове Бреа. 1924. Цюрих. Кунстхауз
"206 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 207
П.Пикассо. Герника. 1937. Экспозиция павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
кий художественный символ всемирной катастрофы. Символичны и живописные формы этого произведения. Оно все наполнено фрагментами, обломками реальных и фантастичных, узнаваемых и деформиров
СТРАН ЕВРОПЫ
В Италии программный интерес к классическим ценностям и упорядоченности искусства, обращение к классике и современной реальности объединило крупнейших художников, которые образовали недолговечну
ПРЕДМЕТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЭКСПРЕССИЯ В НЕМЕЦКОМ ИСКУССТВЕ
В заряженной глубокими социально-политическими конфликтами послевоенной Германии развилось искусство, обостреннейшим образом чувствительное к драматическим противоречиям жизни. Вслед за дадаист
Нью-Йорк. Музей совре-< менного искусства
дители художника», 1924, Ганновер, Художественный музей; С. фон Харден, 1926, Париж, Центр Помпиду), но порождает и образы, проникнутые мощной плебейской силой (графический автопортрет, 19
Э.Барлах. Памятник павшим в соборе в Гюстрове. Бронза. 1927
ских масс, побуждавшая скульптора много работать в дереве (статуя «Милосердие», 1919, Нью-Йорк, части, собр.), сочетаются в его искусстве с необычайной смелостью в решении пространственных задач
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ
Международные движения в искусстве 20-30-х годов и течения, которые в концентрированном виде развились во Франции, Италии и Германии, распространяются и в других странах сообразно складу их национ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, СКВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 227
Й.Стефаунссон. Летняя ночь. 1929. Рейкьявик. Государственная худо жественная галерея
сты» в Бельгии, Ф.Сюберг и пейзажисты грёнингенской группы в Дании, австриец В. Тени, давший лирико-декоративное истолкование видам большого города, исландец Йоун Стефаунссон - автор картин,
ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВЗАПАДНОЙ Н.ВРОПЕ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 231
М.Томбрй 1931. А
Первая из этих концепций вдохновлялась стремлением как можно скорее, во что бы то ни стало приобщиться к современным общеевропейским стилевым кондициям, частью реально существовавшим, частью
И АФРИКИ
В 20-ЗО-е годы художественная культура самостоятельных, зависимых и колониальных стран Азии и Африки вступает в новый период своего развития. Коренные процессы, которые происходят в это время, об
НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 245
НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 247
кого опыта такое искусство
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Унаследованное от начала XX века «испанистское» течение в Мексике, Колумбии, на Кубе и в Чили (где его исповедовало «поколение 1913 года» - группа «Сентенерио», 1913-1923) и ориентированное на Фра
ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
зей), А. Гатторно в трогательных бытовых сценах, Э. Абела в отмеченных наблюдательностью крестьянских жанрах, А. Пелаэс, в декоративных композициях которой воплотились формы и краски старинных
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 251
внушить ему великую идею, растолковать суть сложных сплетений классовых и национальных сил. Вместе с тем уже в первых росписях в здании Национальной подготовительной школы в Мехико, начатых в 1
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 255
работе над росписями Национального секретариата просвещения в М
ИСКУССТВА
Обычно в представлениях о мировом искусстве 20-30-х годов монументальное искусство в целом занимает место как бы в тени, отбрасываемой станковыми видами творчества. Действительно, оно еще не о
К. Зале, А.Бирзениекс и другие. Братское кладбище в Риге. 1925-1929
Ирландии (И. Хоун и другие), к гобелену, искусство которого возро-ждает целая группа талантливых художников Франции (М. Сен-Санс, Ж. Люрса, Ж. Пикар-Леду) и Швеции (
К.Брынкуши. «Столмолчания» в Тыргу-Жиу. 1937
И наконец, свое, совершенно внео-фициальное понимание национальной идеи дает К. Брынкуши в мемориальном ансамбле в Тыргу-Жиу в Румынии (1937), объединяющем природу и
И. Мештрович. Памятник Неизвестному солдату на горе Авала около Белграда. 1934-1938
ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ
С какой бы осторожностью и осмотрительностью история искусства ни судила о явлениях и процессах межвоенных десятилетий, она неминуемо должна признать, что
ИСКУССТВО ТИРАЖНОЙ ГРАФИКИ 269
COMPAQNIf
130 Кассандр. Звезда Севера. Плакат.
1927
131 Дж. Хартфилд. Как в средневе ковье ... так и в третьем рейхе. Фотомон
Х.Ренау. Крепите ряды коммунисти ческой партии. Плакат. 1936-1939
ностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик на трагедии войны (автопортрет французского живописца Ж. Ви
Й. Чапек. Огонь. 1938. Прага. Национальная галерея
национальной архитектуры (О. Ни-мейер, Л. Косту, А. Э. Рейди, Р. Бурле Маркс и другие), внесшая в мировое зодчество свой опыт пластической трактовки железобетонной архитектуры, свободного решени
Новости и инфо для студентов