Реферат Курсовая Конспект
Категории политологии - раздел История, ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ Важным Инструментом Познания Политической Жизни Общества Явля...
|
Важным инструментом познания политической жизни общества являются категории - наиболее общие понятия науки, отражающие существенные стороны её предмета. Они раскрывают необходимые связи, фундаментальные положения науки, важнейшие элементы ее структуры. В общем виде понятия,категории политологии можно разделить на четыре вида: общие, структурные, функциональные и развития. Основные общие категории: политика, власть, демократия, свобода, украинская национальная идея, украинский менталитет и т.п. Важнейшие категории структуры: политическая система, политическая организация, политическая партия, общественно-политическое движение и г.п. Из числа категорий политологиифункционирования следует выделить такие, как политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическая борьба и др. К категориям политологии развития относятся: политическая революция, контрреволюция, эволюция, политический режим и др.
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством <javascript:void(0);>, под которым понимался полис <javascript:void(0);>. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает различные ответы на этот вопрос. Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее происхождение ее, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли. Другим распространенным подходом стала антропологическая <javascript:void(0);> трактовка, обосновывающая необходимость политики природой человека.
Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение отвечает природе человека и его стремлению к благу. Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Начальными формами политического общения выступали семья и селение, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственное эгоистическое животное начало и воплотить общую пользу и справедливость.
Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы. Признание общих для человека и животного начал (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок природы политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога <javascript:void(0);> К. Лоренца, человеку, как и любому животному, присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность, началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений в открытых формах посредством контроля.
Биологические трактовки происхождения политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия. Оригинальную теорию перехода общества из предсоциального в социальное, в том числе и политическое, состояние разработал З. Фрейд. Он исходил из того, что политика есть проявление либидозной <javascript:void(0);> энергии индивидов. Так, государство и право выступают как заменители некогда существовавшего прародителя ("отца"), который был убит сыновьями, восставшими против монополии "отца" на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в либидозном комплексе и чувстве вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам <javascript:void(0);> и государству проявляется детская тоска взрослого человека по некогда существовавшему отцу (рис.) <#"justify">Логику появления политики можно представить следующим образом:
Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала: дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов. Тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений; росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности; усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.
Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов <javascript:void(0);>, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов <javascript:void(0);> в обществе . Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические <javascript:void(0);> и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и естественные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или ярко выраженное стремление к доминированию - у одних и, наоборот, желание быть ведомыми - у других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальном, т.е. в разном доступе к богатству, власти, в престиже. Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера.
В последние десятилетия появляются новые симптомы в эволюции взглядов на политику. Постмодернистские теории, в сущности, разрушают классические представления о власти, поскольку на первый план, с их точки зрения, выходят ценности и цели социальных групп, а власть теряет четкость, ясность и определенность. Симпсон, например, убежден, что политика - явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое, военное и тому подобное. Носителем психологии является индивид, а не государственный институт. В эволюции понятия политики четко проступает тенденция - политика из формы принуждения и властного регулирования превращается в способ ухода от власти, ее насилия, к обеспечению свободы выбора личности.
Таким образом, эволюцию понятия можно разделить на 4 этапа:
. Государство-моноцентристский, где государство есть носитель власти над человечеством.
. Появление рядом с государством гражданского общества и его субъектов.
. Социо-полицентристский, когда приходят идеи плюрализма, отражающие взаимодействия власти и социальных групп.
. Государство оттесняется возникающим самоуправлением и возрастанием свободы личности.
Субъекты политики - это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.
С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая - субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая - институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа - функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.
Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса - потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.
Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.
Исторически политическая наука формировалась в процессе постепенного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специализированного изучения и получения более упорядоченных представлений о ней. С самого зарождения политическая наука формировалась как междисциплинарная отрасль знания. Ее становление и развитие тесно переплетались с философскими, этическими, историческими, а впоследствии социологическими и правовыми исследованиями. К изучению политики постоянно привлекались методы, характерные для естественных наук. В процессе исторического развития она не раз меняла свое наименование (политика, научная политика, политология, политическая наука, political science, science politique и т.д.).
Развиваясь, политическое знание стремилось к влиянию на механизмы руководства и управления обществом. Судьбы многих государств существенно изменялись под влиянием макрополитических концепций (например, марксизма) и частных технологических теорий типа «разделения властей» и др.
Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы. Эта эволюция определила превращение накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собственными предметом и средствами познания.
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философски-этических взглядов.
По мнению американского ученого Р. Даля в истории формирования и развития политологии можно выделить три крупных периода: философский, эмпирический и ревизии эмпирического знания.
Первый этап - философский - от античности до Нового времени (на нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни). Данный период составляет предысторию политической науки и политической философии, главное его значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания.
Этот этап представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Фомой Аквинским и другими мыслителями древности и средневековья. Ими и их последователями и оппонентами были написаны фундаментальные сочинения, среди которых работы Платона - «Государство» и «Политик», Аристотеля - «Политика», Цицерона - «О государстве» и многих других». В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Аристотель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука».
Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе "Политика", полной житейской и политической мудрости, он писал: "Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства".
Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдающийся мыслитель использовал огромный фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств - полисов.
Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Произведения Цицерона "О республике" и "О законах" уже не содержат каких-либо общефилософских или религиозных рассуждений.
Второй этап - эмпирический с начала Нового времени до середины XVIII в. (на этом этапе непосредственный анализ данных превратился в основной источник пополнения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий). В этот период происходит отделение мира политического от производственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Политология становится самостоятельной наукой, формируются важнейшие представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа.
Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.
Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли также Ж. Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этапными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж.Мильтона, «Левиафан» Дж.Гоббса, «Два трактата о государственном правлении» Дж.Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское общество» А.Фергюсона и др. Среди русских ученых можно назвать: М.М. Сперанский - «Размышления о государственном устройстве империи», «О духе правительства», Н.М. Карамзин - «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», П.И. Пестель - «Русская правда» и др.
Третий этап - ревизии эмпирического знания - с середины XVIII до конца XIX в. (этап критического переосмысления источником в развития теории, обусловивший разнообразие методов исследования). Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. Политология постепенно выделилась из комплекса социальных и гуманитарных наук. В 80—90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами.
В этот период появляются значимые работы различных ученых: Макс Вебер - «Политика как призвание и профессия», Карл Шмитт - «Политическая теология» и «Понятие политического», Гаэтано Моска - «Элементы политической науки», Йозеф Шумпетер - «Капитализм, социализм и демократия», Габриэль Алмонд - «Сравнительная политика сегодня», Самуэл Хантингтон - «Политический порядок в изменяющихся обществах». В России можно отметить имена: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л. Тихомиров И.А Ильин, Б.Н.Чичерин, П.И. Новгородцев, В.И.Ленин, Н.Н. Алексеев и др.
Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же - преимущественно американские авторы - датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.
В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.
В конце XIX - начале XX в. сам термин "политическая наука" получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд "Элементы политической науки".
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают в конце XIX - начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и другие исследователи, в т.ч. марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин.
Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня она оказывает все более заметное влияние на практическую деятельность, строительство демократической государственности.
.Основные этапы становления политической мысли
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории политологии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов