рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ - раздел История, Е. А. Евтушенко   Понимание Истории...

Е. А. Евтушенко

 

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЁВА

Красноярск 2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал НОУ ВПО Московского психолого-социального университета

в г. Красноярске

 

 

Е. А. Евтушенко

 

 

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЁВА

 

 

Утверждено организационно-методическим советом МПСУ в качестве

учебного пособия

Красноярск 2013

 

Библиотека студента

 

УДК 1(091)

ББК 10603

 

Рецензенты:

 

Кафедра философии СибГАУ

Доктор философских наук, профессор Н. М. Чуринов

 

 

Евтушенко Е. А.

  ISBN 978-5-904896-72-0  

Краткая биография Л. Н. Гумилёва

  Лев Николаевич Гумилёв родился 1 октября 1912 года в семье двух поэтов –… В 1921 году Николай Гумилёв был обвинён в контрреволюционном заговоре и расстрелян…

Введение

А всё-таки я счастлив,

я всегда писал, что думал,

А не то, что велели.

Л. Н. Гумилёв

Гумилёв отмечал, что учёные издавна искали ответы на вопрос – почему возникают и исчезают, казалось бы, незыблемые империи и царства, почему одни… Но если рассматривать историю наций, т. е. этническую историю человечества, мы… И, добавим от себя, в этом нет ничего удивительного. Обыватель (в том числе и ученый-обыватель) устроен так, что…

Этнос, его свойства и особенности

 

 

Критики и теперь еще точат Гумилева

С позиций мыши, ловят блох и не видят

Главного, а он учит наблюдать мир

С высоты полета орла.

Ю. Ефремов

Стереотип поведения

«Всем известно, – говорил Гумилёв, – что люди жили и, вероятно, будут жить какими-то странными ассоциациями, объединениями. Скажем, на «великих… Люди в любой ситуации, особенно в экстремальной, объединяются именно по… Почему так происходит? И по каким признакам люди отличают представителей своего этноса от других. В первую очередь,…

Комплиментарность

Зададимся вопросом: почему одни народы могут уживаться друг с другом и даже дружить, а другие не могут, и им лучше жить отдельно? Например, китайцы… А вот европейцы-католики кочевников не любили. Казалось бы, почему? Жили они… Добавим от себя, что у некоторых русских, в связи с этим, выработался комплекс неполноценности. Они очень захотели…

Пассионарность.

  Пассионарность (от лат. Passio – страсть) – это сверхэнергичность. То есть,… «Пассионарность, – писал Гумилёв, – это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности,…

Если линия пассионарного толчка затрагивает два или более этноса, находящихся в статическом состоянии (или, значительно реже, динамичных), которые проживают на стыке разных природных ландшафтов, то рождается новый этнос.

Например, великороссы или русские, родились от трёх основных родителей: восточных славян, финно-угров и татар (плюс немного литовцев, половцев, монголов). Украинцы – от славян, торков (кочевников), половцев, (плюс литовцы и крымчаки). Белорусы – в основном от славян и литовцев. Белорусы жили в лесах и болотах, поэтому этническое смешение было сравнительно небольшим (белорусы «по крови» ближе всех к предкам-славянам).

Гумилёв говорил: «Человек является частью биосферы… Это не только биомасса всех живых существ, но и продукты их жизнедеятельности: почвы, осадочные породы, кислород… Мы черпаем из двух источников – трупов животных, растений, микроорганизмов, и из воздуха – мы дышим кислородом.

А с другой стороны мы черпаем из трех источников энергии, которые попадают на Землю и имеют совершенно различное значение.

Максимальное количество энергии, которое потребляет Земля, – это энергия Солнца, она создает возможность фотосинтеза… Второй вид энергии – это энергия распада радиоактивных элементов внутри Земли… это явление оказывает на нас большое воздействие, но – локальное. Дело в том, что скопления урановых руд размещены не по всей Земле. Есть такие пространства, где радиоактивность ничтожна, а есть такие места, где они близко подходят к поверхности, и поэтому воздействие этого вида энергии на живые организмы, в том числе людей, оказывается очень сильным.

И есть третий вид энергии, который мы получаем в виде небольших порций из космоса. Это какие-то пучки энергии приходящие из глубины Галактики, которые ударяют нашу Землю… обхватывая ее какой-то частью, и молниеносно производят свое энергетическое воздействие.

Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсем недавно. И поэтому те ученые, которые привыкли мыслить Землю как совершенно замкнутую систему, они не могут привыкнуть к тому, что мы живем не оторвано от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая на нас воздействует так же, как воздействуют все другие факторы, определяющее развитие биосферы».

Иногда, когда неудовлетворенные этим объяснением знакомые спрашивали Гумилёва: «Ну а все-таки, откуда берутся эти удивительные люди – пассионарии? В чем первопричина?», – он отвечал: «Воля Божья»…

«Космическая» гипотеза Гумилёва вызывала и продолжает вызывать как критику, так и откровенные насмешки. Однако факт остается фактом – массовые микромутации – происходят, и периодически внутри различных этносов появляются люди сверхактивные, стремящиеся изменить окружающий мир. Они – дрожжи. Первые несколько столетий количество таких людей в составе этноса увеличивается, потом – уменьшается, причем в отдельные периоды – весьма резко. Откуда они появляются – можно дискутировать. Главное, что они появляются. Так же, как время от времени на планете вдруг возникают новые, очень энергичные этносы.

Можно даже, взять на себя смелость и допустить, что пассионарный толчок необязательно приводит к рождению нового этноса. Возможно, бывают исключения. Толчок может просто разбудить дремлющий «статический» этнос, зарядить его новой энергией и придать мощный импульс. На ум приходят всё те же китайцы. За три тысячи лет у них было несколько мощных всплесков и затуханий. На наших глазах в Китае происходит очередной подъём. Что это – родился новый этнос? Или может быть – обновился старый?.. (Стереотип поведения, у этого обновленного этноса, конечно, новый, но ментальность-то старая.)

Уровень пассионарности этноса может резко повыситься не только под воздействием пассионарного толчка. Он может резко подскочить в результате так называемого дрейфа пассионарности. То есть, когда один народ передаёт свой пассионарный генофонд другому – слабопассионарному. Происходит это во время войн, нашествий или в результате интенсивных миграций. Например, жители Согдианы (Ср. Азии) в VIII веке получили пассионарный генофонд от завоевателей – арабов и вместе с ними вступили в фазу надлома в Х веке. Литовцы отдали свою пассионарность полякам, белорусам и, отчасти, русским в XV – XVI вв., а бежавшие в XVI в. из Франции протестанты – восточным немцам. Монголы рассеяли пассионарность по огромным просторам Евразии, возбудив в той или иной степени все завоеванные ими народы.

Кроме того, в ходе этногенеза наблюдается процесс вытеснения пассионарности на края ареала этнической системы (что соответствует закону вытеснения рецессивных признаков открытому Вавиловым). На практике это означает, что в последних фазах этногенеза в глухой провинции той или иной страны сохраняется больше здоровых и пассионарных людей, чем в ее историческом центре.

Пассионарность – признак наследуемый. То есть, он закрепляется в генах и передаётся по наследству. И видимо не всегда напрямую – от отца к сыну. Известно, что «на детях… природа отдыхает». (Гумилёв это не уточняет.) Но, так или иначе, этот признак передаётся потомкам, может – через поколение, может – одному из нескольких детей. Поскольку многие молодые пассионарии гибнут в войнах, не успев оставить после себя потомство, в этнической системе происходит постепенная утрата пассионарности. Однако пассионарное напряжение продолжает снижаться и в мирные времена. Во время войн женщины ценят героев, поэтому те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем, далеко не всегда в законном браке. (Поэтому пассионарии рождаются во всех классах общества.) И, наоборот, в тихие эпохи идеалом становится умеренный и аккуратный семьянин. А пассионарии зачастую не находят себе место в жизни и на них смотрят как на неудачников. Женщины не желают выходить за них замуж. Характерный пример – Чацкий из комедии «Горе от ума». Пассионарий Чацкий любит Софью, но она предпочитает ему обывателя Молчалина. Софья искренно уверенна, что этот серый, но старательный чиновник даст ей спокойную жизнь и обеспечит семью…

В такие периоды активно размножается именно обыватель или, по Гумилёву, – гармоничный человек.

 

Гармоничные люди (нормальные)

Они составляют подавляющее большинство в составе здорового этноса. Это особи энергоуравновешенного типа. Импульс пассионарности у гармоничных людей равен импульсу инстинкта самосохранения. Гармоничные люди физически и психически полноценны, работоспособны, но не сверхактивны. Жертвенность им не свойственна. Сгорание пассионариев таким людям чуждо и антиатично. «Хороший дом, хорошая жена, что ещё нужно человеку, чтобы встретить старость». Это близко к понятию «мещанин». Девиз «Моя хата с краю…» очень часто находит понимание у гармоничного человека.

«Однако люди этого склада крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, когда пассионарии выходят за пределы целесообразности и начинают не созидать, а разрушать (при «перегревах»), они умножают материальные ценности по уже созданным образцам», – писал Гумилёв.

Гармоничные люди играют важную роль «стабилизатора», поддерживающего этническую традицию (стереотип поведения, ментальность, «культурное ядро»). Кроме того, производя необходимую для существования этноса работу, они связывают этнос с кормящим ландшафтом, что является непременным условием для сохранения этнического своеобразия. Достаточное количество гармоничных людей в составе этноса – залог его внутренней устойчивости.

Иногда, при описании исторических процессов Гумилёв включал в число гармоничных людей пассионариев с низкими степенями пассионарности, выражающимися в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни (см. приложение А). Это известный нам тип оборотистого бизнесмена средней руки.

Вообще, гармоничные люди могут вполне обходиться и без пассионариев, но до тех пор, пока не появится внешний враг. Гумилёв приводит такой пример. В Исландии потомки воинственных викингов постепенно утратили пассионарность. В XII веке они прекратили заморские походы, в XIII веке закончились внутренние распри. А когда в XVII веке на остров с двух кораблей высадились алжирские пираты, то они не встретили никакого сопротивления. Мирные исландцы позволяли жечь свои дома, насиловать жён, забирать в рабство детей, но не нашли в себе решимости взяться за оружие. Их просто некому было организовать и бросить в бой.

 

Субпассионарии

Результатом снижения пассионарности явилось взятие Рима готами в 410 году (Аларих), причём готов было гораздо меньше, чем боеспособных римлян, не… То же самое, писал Гумилёв, произошло в Византии, когда она вступила в эпоху… Такие последствия даёт утеря пассионарного напряжения этноса, то есть уменьшения числа пассионариев, почти полная…

Возрасты этноса

Итак, этносы, как и люди, рождаются и умирают. Срок жизни этноса, суперэтноса, составляет 1200-1500 лет. После этого этнос исчезает или превращается… В процессе этногенеза этносы последовательно проходят фазы: подъёма,… Предлагаемая кривая этногенеза – обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных Гумилёвым для различных…

Фаза подъёма

 

Кипучее брожение и пылкая

Деятельность, которой

Отличается юность всех

Народов.

А. С. Пушкин

Фаза подъёма начинается с появления в составе спокойного населения очень неспокойных и «недовольных» особей. Их девиз: «Надо исправить мир, ибо он… Так было при основании Рима, когда латинские выходцы объединились и начали… Фаза подъёма связана с экспансией (как расширяется нагретый газ). Молодой этнос начинает бороться за место под…

Акматическая фаза

 

 

Ура! Мы ломим; гнутся шведы…

А. С. Пушкин

Этническая система в акматической фазе почти неодолима. В этот период продолжается экспансия, внешние войны, колонизация. Наряду с этим, в обществе… В это время на место силы долга приходит право силы, растёт индивидуализм,… Подъёмы в этой фазе чередуются со спадами – после гибели пассионарных отцов и дедов (спад), подрастают их дети и внуки…

Фаза надлома

  История учит, что она ничему не учит… (народная мудрость)

Вследствие резкого снижения пассионарности, снижается и сопротивляемость этнической системы. Иммунитет падает, национальный организм болеет.

В Европе это католики и протестанты, в России – красные, белые, зелёные и разные другие. Брат идёт на брата. Народ начинает пожирать сам себя. И в… Возникает вопрос. В чём же причины такой взаимной ненависти? Ведь и те, и… В фазе надлома вместе с пассионарностью резко падает и религиозное напряжение. Слабеет вера, снижается авторитет и…

Фаза инерции.

 

 

Моя хата с краю, ничего не знаю!

В начале этой фазы этническая система восстанавливается и вновь обретает… Инерционная фаза – это время стабильности, когда происходит быстрое развитие производства (техносферы), накапливаются…

После конца. Мемориальная фаза

Как уже было сказано, этногенез – процесс, закономерно проходящий несколько… Человек этой фазы, писал Гумилёв, «умеет ценить подвиги и творческие взлёты, на которые он сам не способен. Особенно…

Развивать теорию этногенеза

Можно сказать, что в отличие от подавляющего большинства историков, которые со времен Геродота ходили в основном по поверхности истории, Гумилёв…  

Развенчание мифов

Нет нужды перечислять здесь все ужасы европейского средневековья и, особенно, Реформации. Это общеизвестно. Достаточно напомнить, что только за одну… Это ошибочное мнение о Российской истории сложилось потому, что европейцы все… Когда молодой Петр I в конце XVII века впервые приехал в Западную Европу, он испытал настоящее потрясение. После…

О глобализации

В связи с этим, заслуживает особого внимания вопрос о глобализации и о том, как этот процесс совместить с этногенезом. Сегодня под страшный каток… Что же такое глобализация? Глобализация как проект – это снятие всех имеющихся… Глобализация же на практике, т. е. глобализация сегодня, – это, в первую очередь, установление контроля…

О мировом кризисе

В последнее время многих ученых волнует вопрос о причинах мирового кризиса, острая фаза которого пришлась на 2008 – 2009 гг.. Чаще всего наблюдатели… Подобные кризисы-распады цивилизаций, как мы знаем, происходили и раньше,… Но главное даже не в этом, а в том, что сам факт открытого наступления катка глобализации на традиционные национальные…

О мере влияния людей на историю

Не будем здесь приводить примеры «независимости» воли народной от тех политических и не политических решений, которые принимались в нашей стране… Другой пример – Дон Кихот. Трагедия этого благородного рыцаря заключалась в… Теория героя и толпы с точки зрения этногенеза – ошибочна. Один герой-пассионарий ничего не сможет добиться, если у…

О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории

Гумилёв учил глядеть на историю «с высоты полета орла». Если, используя его метод, посмотреть на весь период надлома не только шире, но и под… При Александре I (1801 – 1825 гг.) в правящей элите и в «обществе»… После октября 1917 года большевики-интернационалисты останавливают распад и начинают собирать империю, но не ради…

Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный

А смена фаз, как мы знаем, всегда протекает очень болезненно. Особенно если это фаза надлома. То, что пережила Россия в 90-е годы ХХ века – это, по… В 1990-м году Россия была сверхдержавой, сегодня – это пока еще крупная, но… В России и раньше случались демографические ямы. Они были вызваны внешними войнами, революциями, голодом. Но…

Библиографический список

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Горький А. М. Собрание сочинений в 16 т. – М.: Правда, 1979 г. 4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.:

Приложение

(справочное)

Словарь терминов

1. Аберрация близости – преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. 2. Антисистема – системная целостность людей с негативным

Содержание

 

Предисловие………………………………………………………….. 4

Краткая биография Гумилёва………………………………………. 5

Введение………...……………………………………………………. 13

Этнос, его свойства и особенности…………………………………. 24

1. Стереотип поведения…………………………………………... 24

2. Этническая структура: субэтнос, этнос, суперэтнос………... 35

3. Комплиментарность…………………………………………… 42

4. Системный подход…………………………………………….. 50

Пассионарность……………………………………………………… 55

Гармоничные люди………………………………………………….. 60

Субпассионарии……………………………………………………… 61

Возрасты этноса…………………………………………………….... 63

Фаза подъёма………………………………………………………..... 67

Акматическая фаза…………………………………………………… 76

Фаза надлома……………………………………………………......... 85

Фаза инерции……………………………………………………........ 127

Фаза обскурации (сумерки этноса)…………………………………. 132

После конца. Мемориальная фаза…………………………………...143

 

 

Уроки Льва Гумилева. Или для чего необходимо изучать и развивать

теорию этногенеза………………………………………………..145

Развенчание мифов……………………………………………….146

О глобализации…………………………………………………...149

О мировом кризисе……………………………………………….152

О мере влияния людей на историю……………………………...153

О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории………...155

Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный……...158

Библиографический список…………………………………………..164

Приложение справочное. Словарь терминов……………………..166

Приложение А. Кривая этногенеза……………………………........168

Приложение Б. Пассионарные толчки……………………………...169

 

 

 

Учебное издание

 

 

Евтушенко Евгений Альбертович

Понимание истории

В свете пассионарной теории этногенеза

Л. Н. Гумилева

Подписано в печать 9.07.13. Формат 60х84 1/16-

Усл. печ. л. 10,75. Бумага офсетная.

Тираж 500 экз. Заказ 7-105

 

Отпечатано в типографии ИП Азарова Н. Н.,

Т. 295-03-40

– Конец работы –

Используемые теги: мание, истории, свете, пассионарной, Теории0.077

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Свет - электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Стоячие волны
Однако в начале XIX века былиоткрыты такие явления как дифракция 2 и интерференция 3 ,что дало повод для мыслей, что волновая теория окончательно… Скорость света. Существует несколько способов определения скорости света… Впервом случае промежуток между вспышками составил 48 часов 28 минут. Во второмслучае спутник опоздал на 22 минуты.…

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Т. Парсонс: Аналитический реализм и понимание задач социологической теории
Парсонсу принадлежит большое число работпо теоретической социологии, а также по эмпирическому исследованию социальнойстратификации, социологии… Вслед за Спенсером и Парето, Парсонссчитает центральным в социологии понятие… Парсонс развивает эти идеи на основепринципов функционализма в социологии, согласно которым существо каждогоэлемента и…

ВОПРОС№1:Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Периодизация истории Белоруссии. Источники изучения курса
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в веке Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление... Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата... Несмотря на принятие христианства языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор...

Картина мира в свете теории единого поля
По Кадырову, вселенная вращается вокруг центра масс, а скорость света зависит от направления движения, т.е. от поправки на эфирный ветер… Таким образом, в данной картине мира универсальная точка отсчета и,… Как альтернатива принципу относительности предлагается принцип абсолютности. Первый можно сформулировать так всякий…

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам