рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вследствие резкого снижения пассионарности, снижается и сопротивляемость этнической системы. Иммунитет падает, национальный организм болеет.

Вследствие резкого снижения пассионарности, снижается и сопротивляемость этнической системы. Иммунитет падает, национальный организм болеет. - раздел История, ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ Фаза Надлома Самый Тяжёлый Период В Жизни Этноса. Хуже – Только В Обскурации....

Фаза надлома самый тяжёлый период в жизни этноса. Хуже – только в обскурации. Это эпоха кризисов, гражданских войн, революций. Самое неприятное, что в этой фазе этнос теряет внутреннее единство, те самые системные связи, которые повышают сопротивляемость любым ударам, как извне, так и изнутри. В это время происходит раскол этноса на две, три части, которые начинают люто враждовать и воевать между собой.

В Европе это католики и протестанты, в России – красные, белые, зелёные и разные другие. Брат идёт на брата. Народ начинает пожирать сам себя. И в этой борьбе в первую очередь погибают пассионарии, которые, примкнув к тому или иному лагерю, убивают друг друга в гражданских войнах.

Возникает вопрос. В чём же причины такой взаимной ненависти? Ведь и те, и другие принадлежат к одному этносу (суперэтносу). (А нередко бывало, что и к одной семье, где один брат – за белых, другой – за красных.) Для объяснения этого явления Гумилёв вновь прибегает к гипотезе этнического поля: «В результате спада пассионарного напряжения, этническое поле раскалывается на две половины с разными ритмами. В таком расколе вероятно и заключается то внутреннее содержание фазы надлома, которая приводит к утрате ощущения единства внутри суперэтноса».

В фазе надлома вместе с пассионарностью резко падает и религиозное напряжение. Слабеет вера, снижается авторитет и влияние официальной церкви. На этой почве расцветают различные секты и лжеучения. Появляются многочисленные богоборцы и ниспровергатели основ – нигилисты. Размываются национальные традиции, падает мораль, теряется уверенность в будущем. Это еще и духовно-нравственный кризис…

Если же раскол этнического поля сопровождается активным проникновением чуждых культурных влияний и идей, то отрицательная нагрузка на этнос резко возрастает.

Фаза надлома – самая опасная фаза в жизни любого этноса (суперэтноса). Если больной этнос окружён недружественными пассионарными соседями или ослаблен изнутри внутренними врагами (либо и то и другое вместе), то всегда есть вероятность его завоевания. Некоторые народы, как уже говорилось, не доживали до своего естественного конца. Когда организм ослаблен – болезнетворные микробы всегда найдутся. Вопрос в том, сколько их? В каких-то этносах их может быть больше, в каких-то – меньше. Где-то микробы более активны, где-то – менее… С точки зрения этногенеза это природный процесс. У микробов – своя задача, у организма – своя. Тут уж, кто кого…

Однако надо заметить, что наряду с отрицательными явлениями в этой фазе имеются и некоторые положительные моменты. Резкое снижение пассионарности ведет к упрощению этнической системы, а упрощение системы влечет за собой выброс свободной энергии. Действительность надлома порой так неприятна, что многие ищущие натуры направляют эту энергию в творчество. Пассионарность в этой фазе хотя и не очень высокая, но и не маленькая, большая ее часть направляется на идейно-политическую борьбу и внутренние войны, но какая-то часть энергии находит выход в искусстве, литературе, науке. В эту эпоху, как правило, происходит расцвет высокой классической культуры. В Европе это период от эпохи Возрождения до XVIII века (у них подъём культуры начался раньше – ещё в акматической фазе). В России это «Золотой» и «Серебряный» век русской культуры, и достижения Советской культуры.

В Западной Европе надлом выпадает на конец XIV – начало XVII вв. Одни этносы входят в эту фазу раньше, другие позже. В среднем же надлом продолжается 150 лет, эта фаза короче других (см. приложение А). Гумилёв писал: «Первая половина этой фазы носила в Европе название «Возрождение», хотя по сути дела была вырождением, вторая называлась Реформацией, которая была не только перестройкой устарелых воззрений, но и поводом к жуткому кровопролитию». С точки зрения этнической истории – «Возрождение – это не подъем, а спад от перегрева до оптимума, – с одной стороны. А с другой стороны, – это очень тяжелое время. Если в средние века, в эпоху перегрева, в эпоху стремления к победам народ умел своих властителей держать в норме; то в период надлома он оказался бессильным. Без пассионариев все были беззащитны».

Пик европейского надлома приходится на эпоху Реформации (XVI в). Гражданские войны в этот период ведутся под религиозными знамёнами. Западная Европа раскалывается на два лагеря – католиков и протестантов. В течение многих десятилетий между ними идёт жуткая резня. Последней из надлома выходит Германия, которая теряет за тридцатилетнюю войну (1618-1648гг.) около 75 процентов (!) своего населения.

Интересен вопрос о том, по какому принципу происходило разделение европейцев на католиков и протестантов. Религиозное напряжение в Европе к XVI веку уже упало, и большая часть населения относились к религии довольно равнодушно. Поэтому главная причина раскола заключалась не в спорах о богословии (в котором подавляющее большинство людей вообще ничего не понимало), а в том, что «каждый толком не зная, за что он, точно знал, против кого он». Гумилёв приводит в пример Францию: «Северо-западная часть страны населена кельтами; кельты ненавидят Париж, а в Париже католики, следовательно, в Вандее – гугеноты. Юго-западная – населена гасконцами, гасконцы ненавидят Париж – гугеноты. На юге провансальцы живут; они к XVI-XVII вв. довольно вяло относятся к Парижу – и Прованс не участвует активно в религиозных войнах… Центральная часть Франции, захваченная еще за тысячу лет перед этим франками, – сплошь католики.

Социальной системы здесь нет; система здесь, видимо, была чисто психологическая. Сложились два психологических рисунка, которые оказались несовместимы друг с другом».

В надломе, при спаде пассионарности резко меняется соотношение между пассионариями и не пассионариями. Пассионариев становится мало, но те, которые выживают, получают большое преимущество, поскольку не имеют в своей среде конкурентов. Поэтому они могут активно влиять на всех остальных членов этноса. И такие пассионарии-проповедники, как Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер, Иоанн Лейденский и другие, увлекают за собой огромные массы людей. В этническом смысле Реформация – «это снижение пассионарности, при наличии отдельных пассионариев, которые могут сделать то, что в предыдущую фазу – могло сделать большинство».

Европа в период надлома теряет огромное количество энергии и становится почти бессильной. Но от внешних врагов ее спасает выгодное географическое положение. Ведь Западная Европа – это полуостров на самом краю континента, защищенный с трех сторон естественной границей – морем. Со стороны суши ей в XVI – XVII вв. угрожала только Турция, которая, вступив в фазу перегрева, повела широкое наступление с юго-востока. Турецкие войска, захватив Венгрию, дошли до Вены, но были остановлены с помощью «отсталых» поляков. (Кстати сказать, надлом в Европе оказался на руку не только туркам, но и русским. Пока все силы Западной Европы были замкнуты на себя и взаимоуничтожались, две страны-ровесницы: Россия и Турция успели набрать большую силу. Потом они довольно долго будут воевать на равных.)

Когда же надлом в Германии кончился, Западная Европа благополучно вступила в фазу инерции. Она вновь стала неуязвимой и агрессивной, «но очень мало похожей на саму себя в предшествующий период. Из рыцарской она превратилась в торгашескую». Католики и протестанты очень скоро забыли старую вражду и дружно начали просвещаться. А христианская религия с XVIII века уступила место «религии прогресса».

Если Западная Европа пережила свой надлом почти без потерь со стороны внешних захватчиков, то в Османской империи все кончилось гораздо хуже. Как и Россия, Турция вступила в фазу подъема в ХШ веке. Завоевав огромные территории, Турция к середине XVII века превратилась в мощную державу. Но уже с конца XVII века Османская империя стала терпеть поражения от соседей и терять свои провинции одну за другой. В конце XVIII века наступил надлом, и все стало быстро разлагаться (Турцию тогда называли «Больным человеком»). В начале XX века Османская империя развалилась. В страну вошли англо-французские и греческие войска.

В чем причины такого быстрого упадка? Даже в условиях надлома? Главной причиной, – говорил Гумилёв, – стало переусложнение системы из-за большого прилива иностранцев, которые поступали на службу к турецкому султану. Сначала это были янычары, набранные в основном из балканских славян, затем, с созданием флота, – арабы, итальянцы, французы и многие другие. На турецкую службу поступали даже поляки и немцы. Многие из иностранцев занимали высокие должности в армии и государственном аппарате. После включения в состав империи армян система переусложнилась и потеряла устойчивость. Получилась химера, поскольку и европейцы, и балканские славяне, и армяне принадлежали к разным суперэтносам. Поэтому войти в имеющуюся этническую систему никак не могли. Пока пассионарность была высокая, эта химерная конструкция держалась, но когда наступил надлом и уровень пассионарности резко снизился – все посыпалось. От полного распада Турцию (как и когда-то Византию в XIII в.) спасла более пассионарная провинция. В последний момент с гор спустились «дикие» туркмены и выгнали захватчиков из страны. Они восстановили Турцию в тех границах, которые существуют до сих пор. Из империи Турция превратилась просто в страну. И то, ей сильно повезло – произошла регенерация этнической системы...

 

А что же Россия? О фазе надлома в России Гумилёв почти ничего не писал, руководствуясь, видимо, не только своим правилом – дальше XVIII века не заходить, но и тем, что в Советское время его бы, мягко говоря, не поняли. Только в нескольких интервью, данных в последние годы жизни, он кое-что (совсем немного) сказал об этом периоде.

Возьмём на себя смелость, используя метод Гумилёва, самостоятельно разобраться в том, что же происходило с нашей страной в эту кризисную эпоху. При этом, следуя методологии этногенеза, мы обязаны сосредоточить внимание на внутренних, объективных причинах тех катастрофических событий, которые выпали на долю России в «надломном» двадцатом веке. Тем более что о вредоносном влиянии многочисленных внешних врагов и их агентов внутри страны уже написана большая литература. Это необходимо сделать еще и потому, что сегодня вопрос «Кто виноват?» стоит перед нами точно так же, как и сто лет назад.

Россия вступает в фазу надлома в первой половине XIX века, приблизительно в 1820 – 30-е гг. Первым звоночком было восстание декабристов в 1825 году. «Надлом шёл весь XIX век и всё ниже и ниже… в начале XX столетия наступила пассионарная депрессия», – говорил Гумилёв. (Можно добавить, что следующая депрессия наступила в конце XX века). Писатель Лесков одной фразой показал различие между старой, героической, и новой, «надломной» эпохой в России. Он писал в 1879 году: «Все тогда было величественно, степенно и серьезно, под стать тому доброму и серьезному времени, часто противопоставляемому нынешнему времени не доброму и не серьезному».

К середине XIX века проявляются первые симптомы болезни национального организма: непорядок во власти, непорядок в умах, непорядок в отношениях между классами. Неожиданное для всех поражение в Крымской войне 1854 – 1855 гг. (после двухсот лет побед в акматической фазе!) явилось следствием этого нарастающего непорядка.

В это время становится заметным самый яркий признак надлома – раскол этноса на враждующие группировки с резко отличающимися стереотипами поведения и ментальностью. Начало этого уже видимого раскола было положено декабристами, затем продолжилось противоборством западников и славянофилов, потом борьбой либералов и консерваторов, ну а там – пошло-поехало… вплоть до революций 1905 – 1917 гг. и гражданской войны между белыми и красными. (О чем подробнее будет сказано ниже.)

К середине XIX века проявляется следующий характерный признак надлома – отрицание традиционного уклада и «поиски новой почвы». В связи с этим у некоторых русских людей притупляется, а то и вовсе теряется чувство Родины (национальной идентичности) и слабеет религиозное чувство. Мало того, среди «образованных» людей появляется все больше и больше антипатриотов.

Сравните. В конце XVIII века, на закате героической эпохи, великий русский полководец Суворов восклицает: «Я русский! Какой восторг!»… В начале XX века философ Розанов замечает: «У француза – «милая Франция», у англичан – «старая Англия», у немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия».

Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии «ниспровержения государственного строя…»

И здесь надо подчеркнуть, что в России начало фазы надлома почти совпадает с усилением чужеродного западного влияния (которое «накапливалось» весь XVIII век.). Особенностью нашего надлома явилось то важное обстоятельство, что на запрограммированный, «домашний» раскол русского этноса наложилось незапрограммированное вторжение чуждой европейской идеологии. Это обстоятельство еще больше обострило внутриэтнические противоречия и усилило накал борьбы между враждующими лагерями.Контакт на суперэтническом уровнедал отрицательный результат. Заимствованные с Запада культура и идеология внесли смуту не только в умы, они внесли смуту в сам исторический процесс…

Активизация культурного влияния западного суперэтноса на русское «образованное общество» происходит, как мы помним, еще при немке Екатерине II, которая, заигрывая с Европой, начинает «просвещать» отсталую Россию. В это же время в конце XVIII века набирает силу просочившееся с Запада масонство. Тогда-то и выходят на сцену наши первые радикальные демократы – Новиков и Радищев. Они призывают сбросить оковы рабства и устроить все на французский манер. При мягкотелом царе Александре I (скрытом либерале и германофиле) западный либерализм в России набирает серьезную силу. В правящей элите, в которую с подачи Александра вливается множество немцев, окончательно складывается прозападная, антипатриотическая партия. В стране впервые за всю ее тысячелетнюю историю возникает «русский вопрос». Подчеркиваем – впервые!

Что такое просвещенный русский дворянин начала XIX века? Он одевается во все французское, говорит и пишет по-французски лучше, чем по-русски и знает французскую литературу лучше самих французов. Все бы ничего, но беда в том, что многие аристократы идут дальше – они начинают не только говорить, но и думать по-французски. И при этом не любить все русское. Как, например, многие декабристы-масоны, мечтавшие переделать Россию в республику. Или «философ» Чаадаев, который в 30-х годах XIX века пришел к выводу, что Россия – это совершенно дикая страна, которая ничего не дала миру; что это какой-то зигзаг и недоразумение в мировой истории. (Потом, правда, он опомнился… После того, как Николай I официально объявил его сумасшедшим.)

Одним из первых этот непорядок в умах заметил и описал Пушкин: «Она по-русски плохо знала, / Журналов наших не читала, / И выражалася с трудом / На языке своем родном…/ - и в другом месте - /Ты просвещением свой разум осветил, / Ты правды чистой свет увидел, / И нежно чуждые народы полюбил, / И мудро свой возненавидел».

Переболев в молодости «революционностью» (и даже, недолго, модным тогда масонством), Пушкин не только заметил эту антинациональную линию в высшем обществе, но и пытался с ней бороться. Поздний Пушкин – это убежденный патриот, активно выступающий против внешних и внутренних врагов Отечества. Существует версия, что именно за это его и убили.

У современника Пушкина Грибоедова читаем: «Ах! Если рождены мы все перенимать, / Хоть у китайцев бы нам несколько занять / Премудрого у них незнанья иноземцев. / Воскреснем ли тогда от чужевластья мод? / Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев…».

Трагедия позднего Гоголя так же связана с нарастающим противоборством национального с антинациональным в России. Пока молодой Гоголь мягко критиковал существующий порядок, либералы его терпели и даже хвалили, но как только он перешел на консервативные позиции, его стали травить. Первым начал Белинский, написавший знаменитое «письмо к Гоголю». Затем на писателя набросились все остальные «передовые люди» того времени. Национальный писатель Гоголь, защищающий православие и самодержавие был объявлен либералами полусумасшедшим реакционером. Эта травля надломила Гоголя и приблизила его смерть.

В эпоху «великих» либеральных реформ Александра II (60 – 70-е годы XIX века) антипатриотическая партия резко набирает силу. К прозападному дворянству присоединяется либеральная интеллигенция, которая в эту пору сильно разрастается. Признаком хорошего тона считается не верить в Бога, ругать все русское и восторгаться цивилизованной Европой. Вместе с социальным нигилизмом нарастает нигилизм национальный. Среди «образованных» русских людей появляются откровенные русофобы. Тютчев, который был не только поэтом, но и выдающимся мыслителем писал в 1867 году: «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей – кстати, весьма почитаемых…». И далее он пишет о том, что если при Николае I эти люди оправдывали свою нелюбовь к России отсутствием свобод, то при Александре II, когда свободы стало гораздо больше, их ненависть к России только усилилась.

Достоевский, так же переболевший в молодости либерализмом, писал о том времени: «Все эти убеждения о безнравственности религии, семейства… все эти идеи об уничтожении национальности… во имя всеобщего братства людей. О презрении к отечеству – все это были такие влияния, которые захватывали наши сердца и умы»… Здесь мы видим стандартный набор нигилиста эпохи надлома – атеизм, антипатриотизм, отрицание семьи, отрицание русского традиционного уклада. Это и есть признаки этнической болезни.

Таким образом, российский либерализм, который к началу XX века становится реальной политической силой, имеет уже не столько социальный, сколько антинациональный оттенок (в отличие от либерализма европейского – менее «антинационального»). Достоевский говорил, что либералы считают своим всякого, кто стыдится прошлого России, кто считает что Россия – это «ошибка истории». Он писал о той «пене», которая поднялась на волне освободительных реформ: «Дрянненькие людишки получили вдруг перевес, стали громче критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть…». За 40 лет до февральской революции 1917 г. великий писатель-патриот предрек, что Россию погубит не революционер с бомбой, а наш доморощенный либерал. Так и случилось. Большая часть нашей правящей элиты и почти вся русская интеллигенция к началу XX века оказались заражены вирусом смердяковщины. Кто-то больше, кто-то меньше…

И здесь надо заметить, что, видимо, вирусы подобного рода имеются в любом национальном организме всегда, но, до поры до времени, высокая пассионарность просто не дает им размножаться. Те же контакты с Западом у нас не прерывались никогда, и с XV века на русскую службу поступали «иностранные специалисты» из Европы. Но пока европейское культурное влияние было дозированным, пассионарность высокой, а уровень образования низкий, проникновение «западной ереси» строго пресекалось. В надломе же стало все наоборот… и с европейским влиянием, и с пассионарностью, и с образованием.

Гумилёв писал, что при смене фаз этногенеза, особенно при переходе из акматической фазы к надлому, этническая система становится совершенно беззащитной. «Системные связи разрушаются, происходит их перестройка... Стереотип этнического поведения заметно модифицируется и поэтому легко деформируется. Это является причиной химеризации части этноса в зоне контакта (с некомплиментарным суперэтносом. – Авт.), т. е. разрушения стереотипа как такового…» Отсюда следует, что большая часть разночинной интеллигенции и дворянства вместо традиционного стереотипа поведения (разрушенного) получили деформированный стереотип-химеру, что и привело их к неадекватным действиям и, в конечном счете, к гибели...

В середине XIX века в России происходит промышленный переворот. Начинает бурно развиваться капитализм. Экономика пореформенной России начинает встраиваться в мировую экономическую систему, которая в это время уже в значительной степени контролируется международным финансовым капиталом (или по старому – «мировым империализмом»). Это обстоятельство изначально ставит российскую экономику и финансы в невыгодное, потенциально зависимое положение.

Кроме того, в отличие от Европы, где капиталистический уклад формируется постепенно (с XVI века, а где-то и раньше), у нас он растет резко и с большими перекосами. Нам опять надо догонять европейцев – нужна современная техника и вооружение. Поэтому капитализм насаждается сверху государством, подталкивается искусственно. Всё это ещё больше обостряет внутренний разлад. Классовая структура резко меняется, многие люди теряют под собой привычную почву. Растущая как на дрожжах буржуазия с одной стороны теснит и разоряет дворян, с другой – крестьян. Из этих двух некогда основных классов выпадает множество людей. Значительная часть деклассированных элементов оседает «на дне». К началу XX века резко усиливается разрыв между богатыми и бедными. Раздражения добавляет невиданная доселе, грубая и наглая роскошь новорусских капиталистов (многие из которых еще недавно были такие же мужики «как все»).

Второй важнейшей особенностью русского надлома (в отличие от того же европейского) является тот факт, что бурный рост капитализма и вызванные им жесточайшие классовые противоречия резко обостряют развивающуюся естественным путем этническую болезнь. В результате получается не просто болезнь, а очень тяжелая болезнь.

Глубинное противоречие, с точки зрения этногенеза, заключается в том, что капитализм уже появился и требует быстрого развития, а подходящих для этого строя людей (с буржуазного стереотипом поведения) у нас ещё недостаточно. Они преобладают в следующей фазе – инерции. Они не появится у нас в нужном количестве и к началу XX века. Столыпин в своей аграрной реформе делал ставку на русского буржуазного человека (кулака), но поскольку таковых оказалось немного, его реформа забуксовала. Можно сказать, что из-за недостатка буржуазности в России проваливаются все буржуазно-демократические революции начала XX века. И после Октября 1917г. опять приходится прибегать к привычным, внеэкономическим методам принуждения.

В середине XIX века в России появляются первые русские революционеры (именно русские, инородцы примкнут позже). И тут важно подчеркнуть, что революционеры возникают на сцене истории всегда, когда этническая система выходит из состояния равновесия. Революционное движение есть инстинктивная реакция на обострение болезни этноса. Революционеры являются одновременно индикатором и катализатором этой болезни. Они – за радикальное лечение. Вопрос о выборе подходящей идеологии решается очень быстро. На Западе давно изобретены и уже импортированы в Россию все необходимые идеологии: социализм, марксизм, анархизм, либерализм. Выбирают по вкусу.

По поводу заимствования чужих идей Гумилёв писал: «Идеологические воздействия иного этноса на неподготовленных неофитов действуют подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, что на родине рассматривается как обратимое и несущественное отклонение от нормы, губит целые этносы, не подготовленные к сопротивлению чужим, завлекательным, опьяняющим идеям». Здесь надо особо подчеркнуть – «завлекательным». Гумилёв это писал по поводу разлагающего воздействия идей гностицизма в античную эпоху, но, право, параллели напрашиваются сами собой. Особенно если говорить об идеологии либерализма, возросшей на идеях «Просвещения» (массовый интеллигентский психоз второй половины XIX в. – начала XX в., и «перестроечный» рецидив конца 80-х – начала 90-х гг. XX века). Можно сказать, что микробы либерализма, начавшие проникать в Россию из Европы еще в эпоху пассионарного подъема (XVIII – нач. XIX вв.), явились главной губительной силой, которая ударила по ослабленному надломом русскому организму в начале XX вв.

Во второй половине XIX века в среде дворянства и интеллигенции происходит окончательный раскол на два лагеря: консерваторов-почвенников и либералов-западников (их большинство). Либералы набирают силу в период демократических реформ Александра II. Затем следует реакция консерваторов-монархистов, которые ненадолго берут верх при Александре III. После его смерти, при последнем императоре Николае II опять наступает очередь либералов. Параллельно с этим набирает обороты третья сила – революционеры – от Чернышевского и Бакунина до Ленина и Троцкого. Власть в лице Победоносцева, а позже – Столыпина, пытается остановить нарастающий распад, приструнить либералов и подавить революционеров. (Победоносцев: «Россию надо подморозить, чтобы она не гнила». Столыпин: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия!») Но защитникам самодержавия не на кого опереться – правящий класс стремительно дегенерирует.

Наиболее яркие признаки этого гниения верхов: отрыв от национальной почвы, тотальная коррупция, безответственность и кумовство на всех этажах власти. Происходит олигархизация власти. Это главный результат политики «буржуазной модернизации» по Александру II. Правящая элита окончательно, превращается в паразита, причём, слабого паразита. Она уже не может обеспечить безопасность страны. Позорное поражение в русско-японской войне (в 1904-1905гг) – яркое тому подтверждение. Любая власть проверяется на прочность именно во внешних войнах.

Во время войны с Японией большинство либеральной публики желает поражения собственной стране. В 1905 году, после страшного разгрома русского флота при Цусиме, группа воинствующих либералов посылает японскому императору телеграмму, в которой поздравляет того с победой (!). Дальше, как говорится, ехать уже некуда.

Тут надо еще раз отметить, что к началу XX века в стране не только сформировалась мощная либеральная оппозиция власти, но и либерализовалась сама власть – правящая дворянская элита. Начался этот процесс, как уже упоминалось, в XVIII веке и шел весь XIX век. По этому поводу известный «реакционер» николаевской эпохи (1825 – 1855 гг.) граф Уваров очень точно заметил: «Наши революционеры или реформаторы произойдут не из низшего класса, а в красных и голубых лентах». Имелось в виду высшее чиновничество.

И здесь надо особо подчеркнуть, что за двести лет европеизации правящая дворянская элита была у нас изрядно разбавлена иностранцами. Уже при Александре I (либерале и германофиле) почти все лучшие должности в управлении были заняты немцами. Известен случай, когда герой 1812 года Денис Давыдов подал рапорт на имя Александра I: «Прошу Ваше императорское Величество за перечисленные здесь подвиги произвести меня в немцы». А следующий император Николай I, который был «типом прусского офицера» говорил: «Русские дворяне служат России, а немецкие – мне». Его внук Александр III, который, являя собой исключение, был «настоящим русским царем», очень расстроился, когда узнал, что русской крови в нем почти нет. (Один раз он просматривал список генералов. Читает: первый, второй, третий… – все немецкие фамилии, – наконец, десятый – генерал-майор Егоров. – «Ну, слава богу!»)

Политическая история XIX в. показала, что если немецкое начальство хорошо для Германии, то для России оно хорошо не всегда. (Например, известно, что матросы русского флота ненавидели многих офицеров немецкого происхождения, не за какие-то излишни строгости, а за то, что «у них души нет...». Описан случай, когда один такой офицер приказал выбросить за борт собаку, любимицу всего экипажа, потому, что «собака на палубе – это непорядок».)

В какой-то степени это была плата за имперскость. Ведь немцев с XVII века нанимали на службу в первую очередь, как хороших военных специалистов. Без них в эпоху завоеваний и укрепления империи обойтись было нельзя. Так же как нельзя было обойтись без иностранных ученых, инженеров, техников, врачей и других необходимых стране профессионалов.

Ну, а далее все пошло по законам этногенеза (точнее вопреки этим законам). Многие крупные русские сановники за эти двести лет породнились с выходцами из Европы – Витте, Плеве, Штюрмерами, Фредериксами, Бунге, Бенкендорфами и многими другими. С присоединением к империи новых территорий (в том числе исторической Польши и Прибалтики, которые были инородными элементами т. к. входили в европейский суперэтнос) всю многочисленную местную знать, даже совсем мелкую, приравняли к российскому дворянству.

К началу XX века более половины дворянских родов были нерусскими. Кроме немцев и других западноевропейцев, было много поляков и кавказцев, то есть представителей тех народов, которые в российский суперэтнос не входили. (В отличие, например, от тюрко-татарской знати.) Многие из них были отличными служаками, особенно немцы, но своими они так и не стали. А для того, чтобы этническая система работала без сбоев, особенно в экстремальной ситуации, нужны свои. Гумилёв приводит такой пример. Когда русская армия в 1812 году отступала, на смену отличному военному специалисту Барклаю де Толли, делавшему все правильно, потребовался Кутузов, который был своим для русских солдат. Солдаты встретили нового главнокомандующего криками «Ура!». Многие упали на колени: «Батюшка! Отец родной! Веди нас!». Настроение в армии сразу же изменилось… Это все к тем же вопросам о комплиментарности, этническом поле, и пассионарной индукции (См. приложение справочное).

В конце XVIII – начале XIX вв. после всех разделов Польши в состав империи вливается многочисленное еврейское население. Это создает дополнительную напряженность в суперэтнической системе, поскольку евреи сохраняют свою замкнутость и активно сопротивляются всяким попыткам власти включить их в общее дело. Приобщаться к русской жизни, в отличие от тех же немцев, они не желают (особенно не желают заниматься земледелием и служить в армии).

Таким образом, если посмотреть на проблему с точки зрения этнической истории, то мы обнаруживаем, что к концу XIX века с Россией произошло приблизительно то же, что и с Турцией в конце XVIII века. Наступило переусложнение системы из-за большого прилива иностранцев,как на уровне правящей элиты, так и на уровне всего суперэтноса. Была пройдена грань, после чего конструктивное многообразие – «цветущая сложность» – превратилось в деструктивное несообразие… В такой маленький русский Вавилон в высших и средних классах общества.

Это – третья, важнейшая особенность русского надлома.

На верхних этажах российской власти сложилась такая же химера (может быть в меньшей степени из-за отсутствия гаремов), как в Османской империи, поскольку вошедшие в состав российского правящего класса представители других суперэтносов своими так и не стали, и влиться в имеющуюся этническую систему никак не могли. Даже если и хотели…

Да и сама царствующая династия, к этому времени перемешавшаяся со «всей Европой», только по фамилии осталась русской. Многочисленные Романовы через двести лет после Петра I – уже сплошь немцы (и почти все – западники). Весьма показательно, что во время февральской революции 1917г. загнанного в угол Николая II поддержали только двое (!) из пятнадцати великих князей. Яркий пример отступничества – великие князья Николай Михайлович (масон), Николай Николаевич (связан с масонами) и Кирилл Владимирович которые оказались не просто либералами, а убежденными противниками исторической России…

Получилось, что в критический для династии момент они выступили против самих себя! С точки зрения формальной логики – это абсурд, с точки зрения этногенеза – закономерность… Этническая история учит, что патриотизм в своей глубинной основе не воспитывается, это – врожденное, бессознательное чувство, доставшееся от предков, которые многие века жили на этой, именно на этой, а не на какой-то другой, земле! Наша земля – не Европа. Наша земля – это огромные евразийские просторы от Карпат до Тихого океана, населенные множеством народов, спаянных с русскими общностью исторической судьбы.

К этому надо добавить, что представители дома Романовых, к началу XX века превратились в типичных мещан. Пассионариев среди них уже не было. Весьма показательно, что из пяти российских императоров XIX века двое (Александр I и Александр II) тяготились властью и втайне мечтали отречься от трона, чтобы прожить остаток дней в тихой семейной обстановке. А третий, Николай II, в 1904 – 1905 гг. думал оставить престол брату и стать патриархом.

Поэтому можно со всей определенностью заключить: будущего у Российской империи с таким правящим классом просто не было. Особенно в условиях нарастания политической и социальной напряженности в России и мире в начале XX века. Будущее есть у любой страны только в том случае, если у власти находится пассионарная и патриотичная национальная элита. Но, повторим, применительно к России, не на узком, этническом уровне, а на уровне суперэтноса, когда в состав правящего класса, кроме русских, входят и представители других коренных народов.

Если продолжить проводить исторические параллели, мы обнаружим, что что-то, пускай и отдаленно похожее произошло в Древней Руси более тысячи лет назад. Именно в то время, когда восточнославянский этнос переживала свой надлом (VII – IX вв.) Киевская Русь попала под власть чужеземцев-варягов (862 г. – Новгород, 882 г. – Киев), которые были сначала союзниками, а затем противниками еврейского правительства Хазарии. Варяжские князья проявили себя совершенно бездарными правителями: они проиграли все войны и в результате привели Русь к вассальной зависимости от Хазарии, которой обязались выплачивать большую дань. Из-за этой-то непомерной дани и был убит древлянами князь Игорь. После его смерти к власти пришла славянка княгиня Ольга; она круто поменяла политику Древней Руси, заключив дружественный союз с Византией. Через двадцать лет, в 965 г. ее сын Святослав разгромил Хазарский каганат, после чего тот прекратил свое существование. Это означало, что восточнославянский этнос, сохранивший свою пассионарность, вышел из фазы надлома, и вступил в благополучную фазу инерции, на которую и пришелся культурный и экономический расцвет Киевской Руси (кон. X – нач. XII вв.). Добавим, однако, что тогда нашим предкам славянам было легче – их надлом не был усугублен ни вторжением чуждой идеологии, ни классовыми противоречиями, ни техническими и информационными достижениями эпохи НТР. Из отягощающих этническую болезнь факторов – только один – небольшое переусложнение системы на уровне правящей элиты (варягов было сравнительно немного, и они довольно быстро растворились среди славян).

Но вернемся к началу XX века. Василий Розанов очень точно подметил внутреннюю слабость дореволюционной России и, как следствие, возросшее на этом фоне влияние инородцев. Розанов писал о состоянии государства и общества в 1912 г.: «Все казенное только формально существует. Не беда, что Россия в «фасадах»: а что фасады-то эти – пустые. И Россия – ряд пустот. Пусто правительство – от мысли, от убеждения. Но не утешайтесь – пусты и университеты. Пусто общество. Пустынно, воздушно.

Как старый дуб: корка, сучья, но внутри – пустоты и пустоты.

И вот в эти пустоты забираются инородцы; даже иностранцы забираются. Не в силе их натиска – дело, а в том, что нет сопротивления им»…

Надо заметить, что Розанов, будучи глубоким мыслителем, чутко уловил ту грань, после которой Россия вступила в фазу надлома и стала погружаться в пассионарную депрессию. Он писал: «…от «14-го декабря 1825 г. до сейчас» вся наша история есть отклонение в сторону и просто совершилась ни для чего. «Зашли не в тот переулок» и никакого «дома не нашли». «Вертайся назад», «в гости не попали» ». Здесь следует подчеркнуть, пожалуй, главную мысль писателя: «Вертайся назад», то есть – домой, на свою русскую почву…

 

В это время между правящим классом и народом окончательно образуется пропасть. Бояре-чиновники уже давно вызывают ненависть, но после революции 1905 год происходит самое страшное – теряет доверие и уважение сам царь. В глазах значительной части народа он уже не царь-батюшка, «Хозяин Земли Русской» данный от Бога, а «царь-неудачник» не способный навести порядок в собственной стране. Русский человек верит в «доброго царя» до-последнего, но когда разуверивается, то всё – быть смуте.

В народе накапливается усталость и раздражение. И тому виной не только массовая бедность, в России бывали времена и похуже. Вызывает беспокойство и глухую агрессию другое – бессмысленность, беспросветность, «неправда жизни». Ощущение исторического тупика. И ещё что-то такое, необъяснимое словами, когда привычный этнический ритм сбивается и начинает нарастать внутрисистемная какофония. Люди бессознательно озлобляются друг против друга… Свои становятся как чужие… Причина такого взаимного озлобления, напомним, заключается в расколе единого этнического поля на несколько частей с разными ритмами, и, следовательно, – разными стереотипами поведения.

На глазах происходит разрушение традиционных, коллективистских ценностей и ломка привычного русского уклада, который тут же заменяется новым укладом – не русским и не традиционным. При этом теряется самое главное – вера в завтрашний день. Это вызывает не физическую боль, а душевную. Человеку кроме еды и крыши над головой необходимо еще и душевное равновесие. А мира в душе – нет… Перефразируя Гумилёва, можно сказать: Бывают времена, когда жить вроде бы можно, но жить – нехорошо...

Вам это ничего не напоминает? Сегодня это называют «системным кризисом»…

 

В начале XX века всё больше и больше людей ждут революции как очищения. В 1905 году нарыв прорывается. В революции принимают участие все классы общества. Складывается странная ситуация, когда «Господа борются за свободу, а мужики борются с господами»… По стране прокатывается волна крестьянских бунтов. Ненависть к «образованному барину» находит выход в страшных погромах дворянских усадеб в 1905 году. Когда крестьяне не только грабили, но и, как казалось, в каком-то диком безумии уничтожали культурные ценности: сжигали библиотеки, резали картины, рубили топором рояли. Тогда взорвалась не только социальная, но и «этническая» бомба, которая была заложена еще в XVIII веке, когда произошел раскол народа на две части: европейскую – дворянство, и русскую – весь остальной народ. (Весьма показательно, что первую вспышку ненависти к «нерусскому» дворянству мы наблюдаем уже в восстании Пугачева.) В надломе это цивилизационное противоречие дошло до крайности. После октября 1917 года Русь взяла свое…

Видимо особенность фазы надлома заключается еще и в том, что за предшествующие 500 – 600 лет (подъем, перегрев) в этнической системе накапливается какая-то сумма противоречий, какой-то отрицательный потенциал, который, дойдя до критической точки, разрывает систему изнутри. Подчеркнем – именно этническую, а не социальную систему. Социальная валится следом, как надстройка… Противоречие между русскими западниками и почвенниками было не единственным. К тому времени в нашем разросшемся национальном организме накопилось уже много заноз. Рано или поздно все это должно было воспалиться.

В революции 1905-1907 гг. мы впервые в русской истории наблюдаем вспышку массового террора. Только за первый 1905 год революционеры, в состав которых к этому времени вливается множество инородцев, убивают более пяти тысяч (!) царских слуг – от простых солдат и городовых до губернаторов и министров. Особенно достается полицейским и жандармам. Многие чиновники отказываются занимать ответственные должности – боятся, что их застрелят или взорвут. Лидеры либералов, тесно связанные с враждебным России Западом, с одной стороны, подстрекают революционеров, а с другой, – пугают правительство: «Если вы не пойдете нам (либералам) на уступки, то они (революционеры) будут в вас стрелять!» Первая российская революция имеет ярко выраженный антинациональный оттенок. Международный финансовый капитал, стремящийся устранить с пути преграду в лице русского самодержавия, оказывает мощную финансовую поддержку всем врагам православной монархии, в первую очередь – радикальным либералам и революционерам.

В конце концов, царь под давлением своего либерального окружения сдается, и дает «борцам за демократию» долгожданную «свободу», правда, несколько ограниченную. После декабрьской вспышки первая русская революция идет на спад. Однако внутренняя болезнь не утихает, но продолжает обостряться. Особенно это бросается в глаза на бытовом уровне. В верхних слоях общества процветают разврат, половые извращения (в том числе гомосексуализм), пьянство и оккультизм (особенно спиритизм). Впервые за всю историю России появляются наркоманы; наиболее популярны морфий и кокаин. В нижних классах общества – бытовая и уличная преступность, проституция, алкоголизм и сектантство. Резко возрастает число психических заболеваний и самоубийств.

В это время становится явно видимым главный признак надлома – резкое снижение пассионарного напряжения. Количество субпассионариев увеличивается во всех социальных слоях. Их уже немало в деревне, среди крестьян, но гораздо больше в крупных городах, где скапливается огромное количество бомжей и уголовников. По дорогам России бродят толпы босяков. Нарастающие классовые противоречия только подстегивают этот естественно идущий процесс размножения субпассионариев. Достаточно почитать русскую литературу конца XIX – начала XX века, от Г. Успенского и Чехова до Куприна и Гиляровского (конечно, с поправкой на авторский субъективизм), чтобы увидеть эту не очень весёлую картину.

 

В нашу задачу не входит подробный обзор художественной литературы этого периода (да и сам Гумилёв в своих трудах на русскую литературу не часто ссылается), но право, трудно удержаться от того, чтобы не привести несколько характерных примеров. Тем более что литература дает нам то, что зачастую не могут дать сухие исторические источники – она показывает душевное состояние народа.

У Чехова есть один весьма показательный рассказ. Называется «Свирель». На первый взгляд ничего особенного, но он о том самом времени (конец XIX в.), когда уже наступила «пассионарная депрессия». Там старик-пастух рассуждает о скорой гибели мира. Вначале он сетует, что в природе все стало хуже – зверя и птицу повыбили, леса свели, реки сохнут, «всякая растения на убыль пошла…» И в небе непорядок – затмение было. В общем, все к одному клонится… «Зато народ лучше стал... умней», – замечает собеседник. «Умней то умней, да только что толку? – отвечает старик, – Бог человеку ум дал, а силу взял. Слаб народ стал, до чрезвычайности слаб. К примеру, меня взять… Грош мне цена…, а все-таки, паря, сила есть… мне седьмой десяток, а я день-деньской пасу, да еще ночное стерегу за двугривенный, и спать не сплю, и не зябну; сын мой умней меня, а поставь его замести меня, так он завтра же прибавки попросит или лечиться пойдет… Я кроме хлебушка ничего не потребляю… а нынешнему мужику и чаю давай, и водки, и булки… и всякое баловство». С господами еще хуже: «Нынешний барин все превзошел, такое знает, чего бы и знать не надо, а что толку? Поглядеть на него, так жалость берет… Худенький, мозглявенький, словно венгерец какой или француз, ни важности в нем, ни вида… Нет у него сердешного, ни места, ни дела, и не разберешь, что ему надо. Али оно с удочкой сидит, рыбу ловит, али оно лежит вверх пузом и книжку читает, али промеж мужиков топчется и разные слова говорит, а которое голодное, то в писаря нанимается… Прежние баре наполовину генералы были, а нынешние – сплошной мездрюшка…» В ответ на это, погрустневший собеседник начинает было жаловаться старику на свою тяжелую, беспросветную жизнь, но – потом машет рукой и резко заканчивает: «Коль погибать миру, так уж скорей бы! Нечего канителить и людей попусту мучить…» А старик ему отвечает: «Жалко, братушка!… Пропадет все ни за грош. А пуще всего людей жалко!»

В этом маленьком рассказе – все.

Чехов очень тонко чувствовал свое время. А время было больное. Поэтому он и мечтал о том, какая славная жизнь наступит у нас лет через сто… В своем прогнозе Чехов немного ошибся, через сто лет оказалось все то же самое, даже по отдельным показателям – еще хуже. (Правда, в промежутке было несколько энергичных десятилетий.) Но главное – он чувствовал, что эта болезнь рано или поздно должна пройти (фаза инерции). Чехов говорил Гиляровскому, который был типичным пассионарием: «Твои герои – в прошлом, сильные, могучие, с порывами; а мои нынешние все кислота, киснут и скулят…. Да ведь так гнить без конца нельзя…» Когда-нибудь (через сто лет) должно наступить выздоровление. И далее Чехов заканчивает: «Все повторится, что было… Только мы с тобой не доживем до этого… Не вовремя ты родился. Или опоздал на триста лет, или раньше явился на сто».

Вот вам и фаза надлома…

Если слабопассионарный Чехов просто и без комментариев показал всю гнилость тогдашней жизни, то куда более пассионарный Горький призывал это гнилье побыстрей сломать. Молодой Горький – это такой Степан Разин в литературе (прикормленный радикальной интеллигенцией).

Он идет в народ, чтобы «изучат жизнь», но вместо народа сталкивается в основном с бомжами-субпассионариями, которых и описывает в своих ранних произведениях. Настоящий народ, то есть крестьян, Горький не знал и не любил. В 1919 году, вернувшись со съезда деревенской бедноты, он записал в дневнике: «Видел тысячи звериных рож». И в другом месте: «Если бы крестьянин исчез с его хлебом, горожанин научился бы добывать хлеб в лаборатории».

Его «босяцкие» рассказы, его «Детство» и «В людях», многие другие произведения – просто переполнены нездоровыми, надрывными, гадкими людьми. Конечно, Горький (в силу своего внутреннего разлада) несколько передавил, слишком сгустил краски, но это объяснимо – надо было развенчать и «приговорить» существующий строй. Тогда все ждали пророка революции, и пророк – явился.

Горький отлично изобразил то явление, которое у нас принято было называть нигилизмом, а Гумилёв называл негативным мироощущением. В периоды пассионарной депрессии эта зараза всегда расцветает пышным цветом. Если внимательно вчитаться в Горького, то становится ясно, что подавляющее большинство его героев окружающий мир не любят. От Фомы Гордеева до Клима Самгина. Не социальный строй, а именно – окружающий мир. Хотя им и может казаться, что причиной всех бед является лишь ужасный социальный строй.

Среди персонажей главной книги Горького «Жизнь Клима Самгина» мы не увидим ни одного здорового человека. Все больные. А если не больные, то мерзавцы. Сам Клим Самгин – моральный урод, который ни во что не верит и никого не любит. Ему кажется, что он борется за «свободу личности», но на самом деле он ни за что не борется, а просто мечется от страха перед жизнью. Это совершенно оторванный от русской почвы, какой-то искусственный человек. Мутант. (Одной породы с персонажами поразившего воображение Горького художника Босха.) Он ищет спасения в умных книжках, хватается то за одну идею, то за другую, и ничего не находит. И от этого злится…. Самгин, как и все «передовые люди» того времени (как и сам Горький), думает, что главное – это разум, а не вера. И вместо Бога верит в «учения», в основном западные. Типичный леволиберальный интеллигент. Несчастный, лишний человек.

Все остальные «герои» этого произведения не лучше. Полусумасшедший купец Лютов, истеричная Лидия Варавка и ее отец - хищник, озлобленный на весь мир Дронов, дворянский вырожденец Туробоев, какие-то сектанты, мистики, помешанные пророки…. Среди них только один относительно здоровый человек – большевик Кутузов, да и тот какой-то ненатуральный, плакатный…. Действительно, больное было время. Так всегда бывает в надломе, перед всеми смутами и революциями. Поэтому, повторим, в такие периоды душевнобольных и самоубийц становится гораздо больше, особенно среди молодежи.

Горький, как никто другой, смог показать пропитанную нигилизмом околореволюционную «интеллигенцию». Даже шире – тот «образованный» слой, в котором тогда, как в котле, бурлило множество «спасительных» идей: от ницшеанства и богостроительства до либерализма и марксизма. Горький хорошо показал идейные метания «передовых людей» того времени. (И, вероятно, свои метания тоже.)

И еще одна характерная черта. В произведениях Горького совсем нет патриотизма. Впрочем, как и у Чехова, и у всех остальных писателей начала XX века. У Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского – есть, а у этих – уже нет. У Горького все патриоты – черносотенцы. Или, как минимум, некультурные, отсталые люди. Мракобесы какие-то… Это очень показательно. К началу XX века русский патриотизм совсем выходит из моды. (Ну, примерно, как у нас в 1990-х годах. Патриот – значит реакционер, враг «свободы».) Те же Куприн и Короленко до 1917 года были известными критиками «черносотенной» идеологии. Потом, правда, одумались…

Но все-таки глубже всех копнул Достоевский. Он одним из первых (следом за другим великим русским провидцем Лесковым (Соборяне)) почуял неладное, и гениально описал наступление кризиса в умах и душах русских людей. Достоевский показал главную беду – нарастающее разъединение, раскол русского общества, или, как сказал бы Гумилёв, – раскол этнического поля. Устами старца Зосимы Достоевский говорит: «… все-то в наш век разделились на единицы, всякий уединяется в свою нору, всякий от другого прячется, прячется и, что имеет, прячет, и кончает тем, что сам от людей отталкивается и сам людей от себя отталкивает… Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же мы видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «Имеешь потребности, а потому насыщай их…» И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали». И далее Достоевский предрекает, чем может кончиться этот дьявольский соблазн богатством и «свободой»: «… у бедных неутоление потребностей и зависть пока заглушаются пьянством. Но вскоре вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут»…

С тех пор прошло более ста лет…

Этническую болезнь еще более обостряют нарастающие классовые противоречия: «… и в народе грех. А пламень растления умножается даже видимо, ежечасно, сверху идет. Наступает и в народе уединение: начинаются кулаки и мироеды; уже купец все больше и больше желает почестей, стремится показать себя образованным… а для сего гнусно пренебрегает древним обычаем и стыдится даже веры отцов. Ездит ко князьям, а всего-то сам мужик порченый».

«Братья Карамазовы» – это роман о разъединении. Раскол и вражда в семье Карамазовых – это раскол и вражда в самом русском этносе. Рационалист европейского типа Иван, стихийный анархист Дмитрий, богоискатель Алеша, просто мерзавец Карамазов-отец – все они уже давно не семья, а какие-то мятущиеся осколки. Люди остались (и пассионарность осталась), а семьи-системы – нет. Более того, на тех обломках, что остались от семьи, начинают появляться первые признаки антисистемы. И подтверждением тому служит главный антигерой – Смердяков, ненавидящий Россию и все человечество… « Ты разве человек, – говорит Смердякову слуга Григорий, – ты не человек, ты из банной мокроты завелся, вот ты кто…» Это хуже, чем просто субпассионарий. Это тип морального урода с «негативным мироощущением», который стремится к тотальному разрушению окружающего мира и, одновременно, к саморазрушению. Таких типов к началу XX века становится в России все больше и больше. Они как раковые клетки начинают разъедать тело народа… Антисистемы активно развиваются чаще всего в больных и слабых от старости этносах – то есть, в фазе надлома и в фазе обскурации. (Об этом ниже.)

Достоевский увидел в современной ему действительности то, что неспособны были увидеть ни либеральные «мыслители», которые оперировали поверхностными понятиями «прогресс – отсталость», ни революционные публицисты, упиравшие только на классовый антагонизм: «богатые – бедные». Достоевский увидел обострение тяжелой этнической болезни. Когда поражаются самые тонкие ткани национального организма. Когда поражается нервная система. Когда поражается мозг.

Великий писатель показал этнический надлом как надлом Русского Духа. А нарастающее безбожие – как следствие этого глубинного надлома. Достоевский пророчески сказал, как припечатал: «Без Бога русский человек – дрянь!». И спасется только через страдание…

Роман «Бесы» Достоевский предваряет эпиграфом из Евангелия:

«Тут на горе паслось большое стадо свиней, и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло…» В завершение романа писатель пророчески говорит: «… видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, – это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века!.. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы, вся эта нечистота, вся эта мерзость, загноившаяся на поверхности… и сами будут проситься войти в свиней… больной исцелится и «сядет у ног Иисусовых»… и будут все глядеть с изумлением…»

Лев Толстой, будучи человеком духовно неприкаянным, реагирует на надлом этнической системы весьма своеобразно, можно сказать по-буддистски. Вместе с проповедью «непротивления злу насилием» Толстой приходит к отрицанию государства, науки, искусства и Православной церкви, то есть, по сути – к отвержению мира. Если уж нельзя ничего изменить в этом больном мире – надо от мира уйти. Можно в секту. Но не в негативную, а в «правильную». Лучше в свою собственную. Толстой хочет стать новым пророком. Он искренно ищет средство спасения русских людей в преддверие надвигающейся катастрофы. Однако в отличие от Достоевского, который прочно стоит на православной, русской почве, Толстой, будучи по рождению «образованным барином», этой твердой почвы под ногами не имеет; точнее – стоит на ней лишь одной ногой (пускай босиком и с косой в руке). Потому-то его и мотает в разные стороны. Толстой – это духовная беспризорность русской аристократии. Что, в конечном счете, и приводит ее к духовному разложению. Толстовское учение, это какая-то странная смесь из буддизма, лютеранства и русского анархо-нигилизма. Ниже – только богопротивный оккультизм. Последователи писателя – толстовцы – одна из многочисленных предреволюционных аномалий – своеобразные экстремисты наоборот. (Как-то, увидев группу людей, Толстой заметил: «Какие неприятные люди!» На что ему ответили: «Так это же толстовцы!»)

Вместо пророка Толстой становится лжепророком, знаменем повредившейся умом, богоборческой интеллигенции. Он переписывает Евангелие и отрицает Божественную сущность Христа. Именно поэтому великий русский святой Иоанн Кронштадтский и называет его антихристом.

В конечном счете, поздний Толстой заходит в своих еретических исканиях в тупик. И бежит от самого себя. Печально, когда пассионарная депрессия настигает тебя в конце жизни… православная вера отвергнута, и опереться не на что.

В день смерти графа Толстого монаху Валаамского монастыря было видение: по небу в сторону монастыря летела туча бесов, а между ними Толстой; бесы нападали на него, хватали за руки, за ноги, наконец, окружили и низвергли в озеро…

«Серебряный век» – это уже предчувствие близкой катастрофы. Декаденты – это не только упадок, но еще и истерика. Поэты и художники убегают от страшной действительности кто куда: кто в «Авангард», кто в глубины своего бессознательного. А кто просто в алкогольно-наркотические кошмары, которые потом и воспроизводят в своем «творчестве». Посягают на святое: поэты А. Блок и В. Иванов воспевают проститутку как Пречистую Деву. В. Брюсов заявляет, что ему все равно кого славить в своих стихах – Бога или дьявола. Из прозаиков особенно популярен полусумасшедший Леонид Андреев (которого сегодня почти забыли). Он пишет о смерти. И его много читают…

Начавшись в нездоровой дымке импрессионизма «Серебряный век» заканчивается «черной дырой» Малевича.

Пассионарная депрессия достигает своей нижней точки.

 

К началу XX века Православная Церковь заметно теряет былой авторитет и влияние. Вместе с обвальным снижением пассионарности резко снижается и религиозное напряжение. Вера слабеет. На этой почве пышным цветом разрастается сектантство: хлысты, скопцы, бегуны, молокане и другие еретики призывают бежать от неприятной действительности в свои «антимиры».

Тут надо заметить, что церковь, как и любой другой социальный институт, тоже подвержена деградации. И поэтому ее необходимо периодически очищать от всякого рода нездоровых, в том числе субпассионарных элементов. Так было с католической церковью, которая к XVI веку сильно загнила изнутри – многие священнослужители погрязли в коррупции и других грехах. И только пройдя через жуткие религиозные войны эпохи Реформации, католическая церковь в какой-то мере очистилась.

К началу XX века среди служителей русской церкви появляется довольно большой слой людей, которые уже не пользуются авторитетом и уважением в народе. Это хорошо прослеживается по народному фольклору XIX – начала XX вв. В многочисленных «сказках» и анекдотах – распространенный отрицательный персонаж – это поп, которого высмеивают и над которым всячески издеваются… Конечно, далеко не все священники были такими, многие из них честно служили и выполняли свой долг. Но если сравнить отношение простого народа к священникам и монахам в XV – XVII веках с отношением к ним в начале XX века, то мы увидим существенную разницу. Почтительности стало гораздо меньше. Но с другой стороны и сам народ, не говоря уже об «образованных», высших классах общества, стал другим. Вера ослабла. Многие люди, особенно городские пролетарии и молодежь, стали относиться к посещению церкви и соблюдению всех религиозных правил лишь как к необходимой формальности. Не более.

Достоевский еще в 1876 г. описал один весьма показательный случай: «Загорелось село, и в селе церковь, вышел целовальник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь, а отстоят кабак, то выкатит народу бочку. Церковь сгорела, а кабак отстояли.

Примеры эти еще пока ничтожные, ввиду неисчислимых будущих ужасов…». И далее писатель продолжает: «… Да и одно ли вино свирепствует и развращает народ в наше удивительное время? Носится как бы какой-то дурман повсеместно, какой-то зуд разврата. В народе началось какое-то неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму».

Гумилёв как всегда, коротко и ясно, показал этническую подоплеку этих неприятных процессов: «Идеологическая система, как религиозная, так и атеистическая, будучи создана на ранней стадии этногенеза, превращается в символ. Символ становится индикатором этноса, исповедание его – частью стереотипа поведения… Отрицание символа означает выход из этноса или раскол этнического поля».

Безбожие нашей интеллигенции и дворянства, а так же части народа означало потерю ими к началу XX века этнической идентичности и этнического единства, что, как следствие, привело к отрицанию традиционного символа – русского православия.

Великий Достоевский в «Бесах» говорит языком литературы, по сути, о том же: «Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную… Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо… (Теперь мы знаем, что это за сила. – Авт.) Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти… Цель всего движения народного… искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного… Народ это – тело божие… Если великий народ не верует, что в нем одном истина, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ»… Вот она гениальность писателя! Лучше об этническом в русской литературе никто не сказал…

Принято считать, что Русскую Православную Церковь после 1917 года разрушили большевики. И это действительно так, но, повторим, здесь надо учитывать, что она стала разрушаться, точнее, слабеть – задолго до прихода большевиков. Нестроение началось с церковного раскола XVII в. И те удары, (конечно, с опережением) которые нанесли по церкви сначала Петр I, а затем Екатерина II были, по сути, следствием этой нарастающей слабости. Что, в свою очередь, явилось следствием снижения религиозного напряжения в этносе, после пассионарного перегрева XVI –XVII веков. (Хотя, разумеется, здесь есть и обратная связь – западная идеология явилась ускорителем и «деформатором» естественно идущих энтропийных процессов.)

Например, во времена Иосифа Волоцкого (нач. XVI в.) у светской власти тоже было желание несколько потеснить Православную Церковь, а именно, забрать у нее часть земель. Но тогда на это просто не решились, слишком велико было пассионарное напряжение. К началу XX в. это напряжение резко снизилось...

В связи с этим представляется интересной мысль философа Бердяева о том, что продуктом секуляризации православного христианства явился социализм. То есть, если в Европе переход от религиозного общества к светскому осуществлялся через подмену христианства предельно упрощенным учением протестантизма (фаза надлома), то в России – через советскую модель, в которой православная религия была заменена суррогатом веры в светлое будущее коммунизма. На смену Третьему Риму – пришел Третий Интернационал. (Однако и здесь мы наблюдаем искусственное подстегивание и деформацию естественно идущего процесса снижения религиозного напряжения в фазе надлома.)

Поэтому весьма показателен тот факт, что после страшного удара, который нанесли церкви большевики, в народе не произошло серьезных массовых (именно массовых) выступлений против этого зверства. Более того, некоторые из тех, кто еще недавно выстаивал службы в храме, бросились помогать новой власти срывать кресты и иконы. Попробовала бы, какая угодно власть отменить Православную Церковь в том же XVI или в XVII веках, – да ее бы просто «порвали на куски»! В XX веке оказалось можно…

С точки зрения науки – это этнический надлом. С точки зрения православного верующего – Бог наказал. За грехи…

Можно даже сказать, что этногенез в религиозном, духовном смысле – это накопление греха… А в конце – расплата. Поэтому, если бы все народы жили бесконечно долго, то Конец света давно бы наступил…

 

В экономике России в начале XX века так же наблюдается непорядок. Несмотря на быстрые темпы роста, в промышленности и финансах появляется опасный перекос – нарастает зависимость от иностранного капитала, в первую очередь, европейского. В таких отраслях, как машиностроение, металлургия, угле - и нефтедобыча, доля иностранного капитала составляет от 50 до 80 процентов (!) В передовой для того времени электротехнической промышленности – около 90 процентов. Во всех крупных банках – иностранный капитал, и перед революцией 1917 г. его доля возрастает до 40 процентов.

Наряду с этим набирает силу паразитический, спекулятивный капитал. Появляется целый слой мошенников от экономики, которые, пользуясь недоразвитостью русского капитализма, а так же попустительством коррумпированной власти, быстро осваивают технологию «прокручивания» казенных денег и надувания «финансовых пузырей». Правительство берет все больше и больше кредитов за границей. При этом огромное количество денег разворовывается. Весьма показательно, что к финансовым махинациям оказываются причастными некоторые великие князья, родственники царя. С началом первой мировой войны внешний долг достигает угрожающих размеров. К 1917 г. Россия находится на грани потери финансово-экономической независимости…

Глубинное противоречие недоношенного русского капитализма с точки зрения социально-экономической заключается в том, что при низком прибавочном продукте российские капиталисты стремятся получить прибыль сопоставимую с европейским стандартом, что приводит к сверхэксплуатации работников и их обнищанию. (К началу XX в. калорийность пищи крестьян снижается на 25 %.) Получается, что бояре, пользуясь плодами «демократизации» по западным образцам (реформы Александра II и уступки Николая II в 1905 г.) начин

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ... ЭТНОГЕНЕЗА Л Н ГУМИЛ ВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вследствие резкого снижения пассионарности, снижается и сопротивляемость этнической системы. Иммунитет падает, национальный организм болеет.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евтушенко Е. А.
Понимание истории в свете пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва: Учебное пособие / Красноярск.: Красноярский филиал МПСУ, 2013. – 172 с.   ISBN 978-5-904896-72-0

Краткая биография Л. Н. Гумилёва
    Лев Николаевич Гумилёв родился 1 октября 1912 года в семье двух поэтов – Николая Степановича Гумилёва и Анны Андреевны Ахматовой в городе Царское Село. С младенческо

Л. Н. Гумилёв
Этногенез – это процесс рождения, расцвета, старения и умирания народов (этносов). Первым открыл и описал законы этногенеза выдающийся русский историк и этнолог Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992гг.

Стереотип поведения
Каждый человек, если его спросить кто он, не задумываясь, скажет: русский, француз, поляк, армянин, японец. А потом уже добавит, что он рабочий, бизнесмен или студент. «Вне этноса нет ни одного чел

Комплиментарность
  Зададимся вопросом: почему одни народы могут уживаться друг с другом и даже дружить, а другие не могут, и им лучше жить отдельно? Например, китайцы до такой степени ненавидели кочев

Пассионарность.
    Пассионарность (от лат. Passio – страсть) – это сверхэнергичность. То есть, избыток биохимической энергии человека, который определяет способность к сверхнапряжению.

Субпассионарии
Это люди с отрицательной пассионарностью, их поступками управляют импульсы противоположные пассионарности – инстинкты. Это бомжи, бродяги, мелкие преступники («украл, выпил – в тюрьму…»), пр

Возрасты этноса
  Итак, этносы, как и люди, рождаются и умирают. Срок жизни этноса, суперэтноса, составляет 1200-1500 лет. После этого этнос исчезает или превращается в реликт – малый народ с нулевой

А. С. Пушкин
Каждая фаза определяется преобладанием поколения людей сновым стереотипом поведения. Для молодого динамичного этноса главную роль играет категория долга перед коллективом. Императив: «Ты

А. С. Пушкин
Акматическая фаза или фаза перегрева, характеризуется наивысшим подъёмом пассионарного напряжения. Количество пассионариев достигает пика. (Гумилёв не высчитывал процентное соотношение пассионариев

Фаза надлома
    История учит, что она ничему не учит… (народная мудрость) После бурной акматической фазы, котора

Моя хата с краю, ничего не знаю!
(Народная мудрость) В начале этой фазы этническая система восстанавливается и вновь обретает устойчивость. Энергии в этот период сравните

После конца. Мемориальная фаза
Как уже было сказано, этногенез – процесс, закономерно проходящий несколько фаз. Но если этнос при всех испытаниях не распадает

Развивать теорию этногенеза
Гумилёв говорил: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей кон

Развенчание мифов
До сих пор в нашем общественном сознании сохраняется множество разнообразных мифов и ложных представлений об истории России, её настоящем и будущем. Например, миф о том, что наша история, в отличие

О глобализации
  В связи с этим, заслуживает особого внимания вопрос о глобализации и о том, как этот процесс совместить с этногенезом. Сегодня под страшный каток глобализации уже попали многие стра

О мировом кризисе
  В последнее время многих ученых волнует вопрос о причинах мирового кризиса, острая фаза которого пришлась на 2008 – 2009 гг.. Чаще всего наблюдатели рассматривают только один, финан

О мере влияния людей на историю
А теперь от глобальных проблем вернемся к истории. Познакомившись с концепцией Гумилёва, читатель может задать вопрос. Так что же, если этногенез – это природный процесс, и все «идет само», выходит

О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории
  Гумилёв учил глядеть на историю «с высоты полета орла». Если, используя его метод, посмотреть на весь период надлома не только шире, но и под определенным углом зрения, мы увидим оч

Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный
Сегодня, судя по всему, российский суперэтнос переживает фазовый переход от надлома к фазе инерции. А смена фаз, как мы знаем, всегда протекает очень болезненно. Особенно если это фаза над

Библиографический список
1. Ачкасов В. А. Этнополитология – СПб.: Издательство С. – Петерб.ун-та, 2005. – 337 с. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Горький

Словарь терминов
  1. Аберрация близости – преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. 2. Антисистема – системная целостность людей с негативным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги