рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории

О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории - раздел История, ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ   Гумилёв Учил Глядеть На Историю «С Высоты Полета Орла». Если,...

 

Гумилёв учил глядеть на историю «с высоты полета орла». Если, используя его метод, посмотреть на весь период надлома не только шире, но и под определенным углом зрения, мы увидим очень интересную колебательную динамику. Это динамика борьбы антинационального с национальным в России. Попробуем проследить в заданном параметре все русские царствования за истекшие двести лет.

При Александре I (1801 – 1825 гг.) в правящей элите и в «обществе» окончательно оформляется и набирает силу антипатриотическая прозападная партия. (Она появляется еще при Петре I. Затем, в период «бироновщины» эта партия усиливается, при Елизавете Петровне следует небольшая патриотическая реакция, но при Екатерине II западники вновь укрепляются.) После разгрома восстания декабристов, нашествие радикального либерализма в России приостанавливается; при Николае I (1825 – 1855 гг.) следует консервативно-патриотическая реакция (больше консервативная, чем патриотическая). В эпоху реформ Александра II (1855 – 1881 гг.) либерализм (уже с революционным оттенком) вырывается наружу и антипатриоты резко усиливают свое влияние. При Александре III (1881 – 1894 гг.) вновь происходит поворот в сторону патриотизма и следует «подмораживание России», правда, не очень глубокое. При последнем царе Николае II (1894 – 1917 гг.) антипатриоты собираются в серьезную политическую силу и в феврале 1917 года захватывают власть. Временное правительство проводит откровенно прозападную, антинациональную политику. Империя начинает распадаться.

После октября 1917 года большевики-интернационалисты останавливают распад и начинают собирать империю, но не ради национального величия, а во имя мировой революции. Они еще большие антипатриоты, чем либералы-западники. Однако в 1930-х происходит сталинский патриотический переворот и смена курса. Страна переходит на национальные рельсы. Но все-таки не до конца…

После 1953 года, при Хрущеве происходит антипатриотический откат назад. При раннем Брежневе, как и при Александре III умеренные консерваторы-почвенники ненадолго берут верх. Но уже с середины 70-х годов усиливается все та же либеральная, антинациональная линия. При еще живом, но уже бессильном Брежневе в партийной элите происходит ползучий переворот. Верх берут «либералы-западники, « которые и подготавливают «перестройку». Ну, а с 1985 года наступает очередь разрушителей красной империи Горбачева и Ельцина. В начале 90-х к власти приходят радикальные либералы-реформаторы, которые начинают проводить антисоциальную и антинациональную политику одновременно. Это уже не просто антипатриоты, а воинствующие антипатриоты. К концу 90-х страна подходит к краю пропасти – еще немного и полный распад.

Однако этого не случается, и при Путине происходит пускай очень слабый, и не очень решительный, но все-таки поворот к патриотизму (с приостановкой в 2008 – 2011 гг.). Опять срабатывает национальный инстинкт самосохранения. Начинается медленная регенерация почти полностью парализованного национального организма…

Итак, если мы внимательно посмотрим на более чем двухсотлетнюю историю борьбы патриотической и антипатриотической партий в России, то увидим, что это – маятник, качающийся туда-сюда.

Россию бьют, но она не сдается. Однако и победить не может. Не может вернуться на свою почву, в свой русский дом. Один раз почти вернулась, после Великой Победы 1945 г. но ненадолго и почти…

Сколько это может продолжаться?

При всем оптимизме, следует заметить, что положение сегодня очень серьезное. Надо признать – за последние 150 – 200 лет пассионарного спада мы заметно денационализировались, – патриотов у нас убавилось, антипатриотов и шкурников – прибавилось. Особенно шкурников… До нуля еще довольно далеко (пассионарность средняя), но по сравнению с тем, что было, – потери большие.

Если же посмотреть на динамику борьбы патриотизма с антипатриотизмом после Сталина, то получается, что патриотические качки у нас с каждым разом становились все слабее, а антипатриотические все сильнее. Похожую динамику мы наблюдаем и в XIX – начале XX вв. (до 1920-х гг.). Чем это может закончиться? Одно из двух. Или Россия развалится окончательно. Или… Или следующий патриотический качок будет намного мощнее и продолжительнее всех предыдущих. Думается, что более вероятен второй вариант. Судя по всему, русский медведь хоть и сильно ослаб, но вовсе не умер. И имеет все шансы на выздоровление. Такое случалось в истории: думали – убит, а оказалось – только ранен...

 

Когда мы, наконец, придем в себя и начнем возвращение в свой русский дом, то первым делом надо будет обратиться к идеологии. Новая государственная идеология должна базироваться не на чужом, а на своем собственном, национальном фундаменте. И в первую очередь – на русской коллективисткой традиции и Православии. А также на многовековой традиции сильной самодержавной власти. Это наш главный ресурс, другого просто нет.

И это прекрасно понимают наши внешние противники, которые очень хорошо изучили русскую историю и знают все наши сильные и слабые стороны. (А. Зиновьев точно подметил, что «…Они изучали СССР так, как охотник изучает слона, чтобы убить его одним выстрелом».) Поэтому Бжезинский еще в 1993 г. прямо сказал, что после крушения коммунизма в России главную опасность для Запада будет представлять «православный фундаментализм». Больше у русских ничего не осталось… Все правильно. Не осталось.

Но что такое «православный фундаментализм»? Термин, конечно, не самый удачный (Православие и есть «фундаментализм»), однако если посмотреть на то, что произошло с нами после 1991 г. с точки зрения истории церкви, то те тысячи храмов, которые были восстановлены из руин и отстроены заново всего лишь за двадцать лет – это «фундаментализм», и возрождение монастырей – это «фундаментализм», и даже бесовские пляски в храме Христа Спасителя – это реакция именно на «православный фундаментализм».

Но истинный смысл духовного возрождения России заключается даже не в этом, а в том, что глубинным, метафизическим стержнем православного сознания русского народа, – ослабленного, но духовно живого, – по-прежнему является мессианская идея «Москва – Третий Рим». И здесь надо подчеркнуть – «мессианская». Это значит, что судьба русского народа – есть продолжение священной истории от Сотворения мира. Это значит, что после священной истории Ветхого Завета, Нового Завета, Первого Рима и Второго Рима – Константинополя, – «России было даровано свыше стать хранилищем истинной веры вплоть до Второго Пришествия Христа и Страшного суда». Потому, что Четвертому Риму «не быти»… Поэтому русский народ является не только наследником своей собственной тысячелетней истории, он является духовным наследником всей священной истории с момента Сотворения мира. Но самое главное – русский народ с XV века является Удерживающим мир от падения в царство антихриста… До сих пор! Несмотря на искушение материализмом XIX века, отпадение от церкви в советский период и соблазн «обществом потребления» в послесоветское время... И именно за это свое спасительное удерживание он так ненавидим теми народами, которые антихристу уже поклонились…

С русским человеком, который все это понимает, и который чувствует такую ответственность перед Богом и перед миром – ничего нельзя сделать. Его невозможно ни купить, ни запугать. Такой православный фундаменталист непобедим! И поэтому, конечно же, он представляет главную опасность для противников России.

Кто-то скажет: «Ну, когда все это было! С тех пор как старец Филофей пророчествовал о Третьем Риме, прошло 500 лет! Да и людей таких уже не осталось, сами же говорите, что пассионарность не та». Да, не та. Потери большие. Но люди остались. Их меньше чем было, но они остались. Просто они пока не видны… И вот на этих-то людях все до сих пор и держится!

Помните у Достоевского: «…больной исцелится и «сядет у ног Иисусовых»… и будут все глядеть с изумлением…»

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ... ЭТНОГЕНЕЗА Л Н ГУМИЛ ВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О патриотизме и антипатриотизме. Маятник истории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евтушенко Е. А.
Понимание истории в свете пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилёва: Учебное пособие / Красноярск.: Красноярский филиал МПСУ, 2013. – 172 с.   ISBN 978-5-904896-72-0

Краткая биография Л. Н. Гумилёва
    Лев Николаевич Гумилёв родился 1 октября 1912 года в семье двух поэтов – Николая Степановича Гумилёва и Анны Андреевны Ахматовой в городе Царское Село. С младенческо

Л. Н. Гумилёв
Этногенез – это процесс рождения, расцвета, старения и умирания народов (этносов). Первым открыл и описал законы этногенеза выдающийся русский историк и этнолог Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992гг.

Стереотип поведения
Каждый человек, если его спросить кто он, не задумываясь, скажет: русский, француз, поляк, армянин, японец. А потом уже добавит, что он рабочий, бизнесмен или студент. «Вне этноса нет ни одного чел

Комплиментарность
  Зададимся вопросом: почему одни народы могут уживаться друг с другом и даже дружить, а другие не могут, и им лучше жить отдельно? Например, китайцы до такой степени ненавидели кочев

Пассионарность.
    Пассионарность (от лат. Passio – страсть) – это сверхэнергичность. То есть, избыток биохимической энергии человека, который определяет способность к сверхнапряжению.

Субпассионарии
Это люди с отрицательной пассионарностью, их поступками управляют импульсы противоположные пассионарности – инстинкты. Это бомжи, бродяги, мелкие преступники («украл, выпил – в тюрьму…»), пр

Возрасты этноса
  Итак, этносы, как и люди, рождаются и умирают. Срок жизни этноса, суперэтноса, составляет 1200-1500 лет. После этого этнос исчезает или превращается в реликт – малый народ с нулевой

А. С. Пушкин
Каждая фаза определяется преобладанием поколения людей сновым стереотипом поведения. Для молодого динамичного этноса главную роль играет категория долга перед коллективом. Императив: «Ты

А. С. Пушкин
Акматическая фаза или фаза перегрева, характеризуется наивысшим подъёмом пассионарного напряжения. Количество пассионариев достигает пика. (Гумилёв не высчитывал процентное соотношение пассионариев

Фаза надлома
    История учит, что она ничему не учит… (народная мудрость) После бурной акматической фазы, котора

Вследствие резкого снижения пассионарности, снижается и сопротивляемость этнической системы. Иммунитет падает, национальный организм болеет.
Фаза надлома самый тяжёлый период в жизни этноса. Хуже – только в обскурации. Это эпоха кризисов, гражданских войн, революций. Самое неприятное, что в этой фазе этнос теряет внутреннее единство, те

Моя хата с краю, ничего не знаю!
(Народная мудрость) В начале этой фазы этническая система восстанавливается и вновь обретает устойчивость. Энергии в этот период сравните

После конца. Мемориальная фаза
Как уже было сказано, этногенез – процесс, закономерно проходящий несколько фаз. Но если этнос при всех испытаниях не распадает

Развивать теорию этногенеза
Гумилёв говорил: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей кон

Развенчание мифов
До сих пор в нашем общественном сознании сохраняется множество разнообразных мифов и ложных представлений об истории России, её настоящем и будущем. Например, миф о том, что наша история, в отличие

О глобализации
  В связи с этим, заслуживает особого внимания вопрос о глобализации и о том, как этот процесс совместить с этногенезом. Сегодня под страшный каток глобализации уже попали многие стра

О мировом кризисе
  В последнее время многих ученых волнует вопрос о причинах мирового кризиса, острая фаза которого пришлась на 2008 – 2009 гг.. Чаще всего наблюдатели рассматривают только один, финан

О мере влияния людей на историю
А теперь от глобальных проблем вернемся к истории. Познакомившись с концепцией Гумилёва, читатель может задать вопрос. Так что же, если этногенез – это природный процесс, и все «идет само», выходит

Что впереди? Фазовый переход – процесс болезненный
Сегодня, судя по всему, российский суперэтнос переживает фазовый переход от надлома к фазе инерции. А смена фаз, как мы знаем, всегда протекает очень болезненно. Особенно если это фаза над

Библиографический список
1. Ачкасов В. А. Этнополитология – СПб.: Издательство С. – Петерб.ун-та, 2005. – 337 с. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с. 3. Горький

Словарь терминов
  1. Аберрация близости – преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. 2. Антисистема – системная целостность людей с негативным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги