рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СИНХРОНИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.

СИНХРОНИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В. - раздел История, П.А.Орлов История русской литературы XVIII века Данная Историко-Хронологическая Канва Систематизирует Факты Литературно-Общес...

Данная историко-хронологическая канва систематизирует факты литературно-общественной жизни XVIII в. Обзор представлен в трех рубриках: 1) историко-культурные события, 2) литературный процесс в России; 3) западноевропейский литературный процесс.

В таблицу введены сведения о наиболее важных как литературных, так и исторических событиях. Из западноевропейских историко-литературных текстов взяты лишь те, которые имели общеевропейский резонанс. Помимо собственно литературных фактов, о которых говорится в учебнике, в таблице обозначены важнейшие исторические и культурные события, упоминающиеся в учебнике: народные восстания, войны, правление императоров, открытия университетов, академий, театров и т. п.

Цель таблицы — помочь студентам соотнести исторические и литературные факты.

Годы жизни писателей и политических деятелей указываются лишь при первом упоминании.

 

Историко-культурные события Литературный процесс в России Литературный процесс в Западной Европе
Правление Петра I — 1682-1725 Мирный договор с Турцией — 1700 Основание Берлинской Академии наук — 1700 Северная война — 1700-1721 Основание Петербурга — 1703 Выход первой русской печатной газеты «Ведомости» — 1702 Крестьянская война под водительством К. Булавина — 1707-1708 Полтавская битва — 1709 «Трактат о вечном мире» (Сен-Пьер) 1714 Смерть Людовика XIV — 1715 Период регентства во Франции — 1715-1723 Петр I — император — 1721 «Табель о рангах» — 1722 Смерть Петра I — 1725 Феофан Прокопович (1681-1736), «Владимир» (1705), «Поэтика» (1705, изд. 1786), «Риторика» (1706-1707, изд. 1982), «Епиникион» (1709), «Слово о власти и чести царской» (1718), «Похвальное слово о флоте российском» (1720), «Духовный регламент» (1721), «Правда воли монаршей» (1772) «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» «Гистория о некоем шляхетском сыне» «Гистория о храбром российском кавалере Александре» «Царь Максимилиан»   Локк (1632-1704). «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Некоторые мысли о воспитании» (1693) Лейбниц (1646-1716). «Новые опыты о человеческом рассудке» (1704), «Теодицея» (1710) Лесаж (1668-1747). «Хромой бес» (1707) Стил (1672-1729), Аддисон (1672-1719). «Болтун» (1709-1711), «Зритель» (1711-1712) Поп (1688-1744). «Похищение локона» (1712), «Опыт о критике» (1711) Дефо (1660-1731). «Робинзон Крузо» (1719) Гюнтер (1695-1723) — лирика Вольтер (1694-1778). «Эдип» (1718) Монтескье (1689-1755). «Персидские письма» (1721) Свифт (1667-1745). «Путешествие Гуливера» (1726) Вико (1668-1744). «Новая наука» (1725) Томсон (1700-1748). «Времена года» (1726) Галлер (1708-1777). «Альпы» (1729), «Опыт швейцарских стихотворений» (1732) Вольтер. «Генриада» (1728), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Философские письма» (1734), «Век Людовика XIV» (1739-1751)
Основание Академии наук в России — 1725 Русско-турецкая война — 1736-1739 «Слово Феофана Прокоповича на погребение Петра I» (1725) Кантемир (1709-1744). «На зависть и гордость дворян злонравных» (1729), «О воспитании» (1738) Тредиаковский (1703-1769). «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) Ломоносов (1711-1765). «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739), «На взятие Хотина» (1739, опубл. 1751)   Готшед (1700-1766), «Опыт критической поэтики для немцев» (1730), «Умирающий Катон» (1732) Прево (1697-1763). «Манон Леско» (1731) Поп. «Опыт о человеке» (1733-1734) Юм (1711-1776). «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) Ричардсон. (1689-1761). «Памела» (1740) Бодмер (1698-1783). «Критическое рассуждение о чудесном» (1740) Брейтингер (1701-1776). «Критическая поэтика» (1740)  
Правление Елизаветы Петровны — 1741-1761 Основание Московского университета — 1755 Семилетняя война — 1756-1763 Основание публичного театра в России — 1756-1761 Основание Академии художеств в России — 1757 Кантемир. «Письмо Харитона Макентина о сложении стихов русских» (1743) Сумароков (1717-1777). «Хорев» (1747), «Епистола о стихотворстве» (1748), «Епистола о русском языке» (1748), «О чтении романов» (1759), издание журнала «Трудолюбивая пчела» (1759) Тредиаковский. «Феоптия» (1750-1753), «Способ к сложению российских стихов» (2-я ред. — 1752), перевод «Поэтического искусства» Буало» (1752) Ломоносов. «Риторика» (1748), «Письмо о пользе стекла» (1752), «Российская грамматика» (1754-1755), «Петр Великий» (1756-1761), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757), «Разговор с Анакреоном» (1757-1761) Херасков (1733-1807). «Венецианская монахиня» (1758) «Плоды наук» (1761), издание журнала «Полезное увеселение» (1760-1762) Филдинг (1707-1754). «Приключение Джозефа Эндруса» (1742), «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Юнг (1683-1765). «Ночные думы» (1742-1745) Вольтер. «Опыт о нравах» (1745, изд. 1756), «Орлеанская девственница» (1735, изд. 1755), «Поэма о разрушении Лиссабона» (1756), «Кандид» (1759) Геллерт (1715-1769). «Жизнь шведской графини фон Г *» (1746) Ричардсон. «Кларисса» (1747), «Грандисон» (1754) Смоллетт (1721-1771). «Приключения Родрика Рэндома» (1748), «Приключения Перегрина Пикля» (1751) Монтескье. «О духе законов» (1748) Клопшток (1724-1803). «Мессиада» (1751-1773) Руссо (1712-1778). «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основах неравенства среди людей» (1755) Дидро (1713-1784). «Философские мысли» (1746), издание «Энциклопедии» (1751-1772), «Побочный сын» (1757), «О драматической поэзии» (1758), «Отец семейства» (1758), «Монахиня» (1760) Грей (1716-1771). «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) Кондильяк (1715-1780). «Трактат об ощущениях» (1754) Гельвеции (1715-1771). «Об уме» (1758) Лессинг (1729-1781). «Письма о новейшей литературе» (1759-1765) Стерн (1713-1768). «Тристрам Шенди» (1760-1767) Макферсон (1736-1796). «Поэмы Оссиана» (1760-1765)
Правление Екатерины II — 1762-1796 Правление Станислава Августа в Польше — 1764-1795 Основание театра в Гамбурге — 1767 Барская конфедерация — 1768-1772 Русско-турецкая война — 1768-1774 Первый раздел Польши — 1772 Включение Белоруссии в состав Российской империи — 1772-1795 Крестьянская война под водительством Пугачева — 1773-1775 Кучук-Кайнарджинский мир — 1774 Ликвидация Запорожской Сечи — 1775 Война за независимость северо-американских колоний — 1775-1783 Декларация независимости — 1776 Правление Людовика XVI — 1774-1792 Открытие Медного всадника Фальконе в Петербурге — 1782 Образование США — 1783 Война Швеции с Россией — 1788-1790 Война Турции с Россией — 1787-1791 Падение Бастилии — 1789 Якобинская диктатура —1793-1794 2-й раздел Польши — 1793 Переворот 9-го термидора — 1794 Восстание Костюшко — 1794 Директория — 1795-1799 3-й раздел Польши — 1795 Курземе и Княжество Литовское входят в состав России — 1795   Майков (1728-1778). «Игрок ломбера» (1763) Херасков. Издание журналов «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение» (1760-1764) Фонвизин (1744-1792). «Послание к слугам моим» (1763-1766), «Бригадир» (1766-1779) Лукин (1737-1794). «Мот, любовью исправленный» (1765) Чулков (1743-1792). «Пересмешник» (1766-1768), «Пригожая повариха» (1770) Ф. Эмин (1735-1770). «Письма Эрнеста и Доравры» (1766), издание журнала «Адская почта» (1769) Тредиаковский. «Тилемахида» (1766) Попов (1742-1790). «Описание древнего славянского языческого богословия» (1768), «Славенские древности» (1770-1771) Издание журналов «Всякая всячина» (1769), «Трутень» (1769-1770) Курганов (1725-1796). «Письмовник» (1769) Петров. Перевод «Энеиды» Вергилия (1770) Майков. «Елисей» (1771) Херасков. «Чесмесский бой» (1771), «Россияда» (1779) Сумароков. «Дмитрий Самозванец» (1771), «О благородстве» (1772) Попов. «Анюта» (1772) Новиков. Издание журнала «Живописец», сб. «Древняя российская вивлиофика» (1773-1775) Николев (1758-1815). «Розана и Любим» (1776) Фонвизин. «Письма из Франции» (1777-1778) Богданович (1743-1803). «Душенька» (1778) Державин (1743-1816). «Насмерть князя Мещерского» (1779), «Властителям и судьям» (1780-1787) Аблесимов (1742-1783). «Мельник, колдун, обманщик и сват» (1779) Левшин — издание: «Русские сказки» (1780-1783) Радищев (1749-1802). «Вольность» (1781-1783), «Письмо к другу» (1790), «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «Осьмнадцатое столетие» (1801) Чулков. «Собрание русских суеверий» (1782) Державин. «Фелица» (1782), «Бог» (1784) Фонвизин. «Недоросль» (1782), «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1792, опубл. 1830) Крылов (1768-1844). «Кофейница» (1782), «Бешеная семья» (1786), «Сочинитель в прихожей» (1786), издание журнала «Почта духов» (1789) Княжнин (1740-1791). «Росслав» (1784), «Хвастун» (1784), «Вадим Новгородский» (1789) , «Чудаки» (1790) Издание журнала «Собеседник любителей российского слова» (1783) Издание журнала «Детское чтение» (Новиков, Карамзин) (1785-1789) Николев. «Сорена и Замир» (1784) Н. Эмин (1767-1814). «Роза» (1788), «Игра судьбы» (1789) Плавильщиков (1760-1812). «Бобыль» (1790) Херасков — поэзия, «Бахариана» (1803) Державин. «Водопад» (1791), «Вельможа»(1794), «Памятник» (1796), «Русские девушки» (1799), «Снегирь» (1800), «Анакреонтические песни» (1804) Капнист (1758-1823). «Ябеда» (1798), поэзия Карамзин (1766-1826) — издание «Московский журнал», «Письма русского путешественника» (1791-1801), «Фрол Силин» (1791), «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792) Руссо. «Новая Элоиза» (1761), «Общественный договор», «Эмиль» (1762), «Исповедь» (1766-1770) Дидро. «Салоны» (1761-1781), «Племянник Рамо» (1762-1779), «Трактат о живописи» (1766) Мармонтель (1723-1799). «Нравственные повести» (1763), «Велизарий» (1767) Вольтер. «Философский словарь» (1764), «Простодушный» (1767), «Царица Вавилонская» (1768) Гоцци (1720-1806). «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Турандот» (1762) Беккария (1738-1794). «О преступлениях и наказаниях» (1764) Винкельман (1717-1768). «История искусства древности» (1764) Уолпол (1717-1797). «Замок Отранто» (1764) Перси (1729-1811). издание «Памятников старинной английской поэзии» (1765) Гёте (1749-1832). Поэзия лейпцигского и страсбургского периодов (1765-1771) Лессинг. «Лаокоон» (1766), «Гамбургская драматургия» (1767-1769) Виланд (1733-1813). «Агатон» (1766) Клопшток. «Битва Германа» (1769) Гердер (1744-1803). «Критические леса» (1769) Голдсмит (1728-1774). «Векфильдский священник» (1766) Стерн. «Сентиментальное путешествие» (1768) Гольбах (1723-1789). «Система природы» (1770) Гёте. «Гёц фон Берлихинген» (1771), «Прафауст» (1773-1775), «Вертер» (1774), переезд в Веймар, «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777-1785) Лессинг. «Эмилия Галотти» (1772), «Натан Мудрый» (1779) Гердер. «Трактат о происхождении языка» (1772), «О немецком характере и искусстве» (1773), издание «Народные песни» (1778-1779) Геснер (1730-1788). «Идиллии» (1772) Бюргер (1747-1794). «Ленора» (1773). «О народной поэзии» (1776) Руссо. «Прогулки одинокого мечтателя» (1772-1778) Казот (1719-1792). «Влюбленный дьявол» (1772) Бомарше (1732-1799). «Мемуары» (1773), «Севильский цирюльник» (1775) Дидро. «Парадокс об актере» (1773) Мерсъе (1740-1814). «О театре» (1773), «Тачка уксусника» (1775) Виланд. «Оберон» (1780) Лафатер (1741-1801). «Фрагменты по физиогномике (1775-1778) Ретиф де ля Бретон (1734-1806). «Развращенный крестьянин» (1775) Шеридан (1751-1816). «Школа злословия» (1777) С. Джонсон (1709-1784) . «Жизнеописание выдающихся английских поэтов» (1779-1781) Шиллер (1759-1805). «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос» (1783-1787) Гердер. «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) Голъдони (1707-1793). «Мемуары» (1784) Мерсье. «Картины Парижа» (1781-1788) А. Шенье (1762-1794) — поэзия Ш. де Лакло (1741-1803), «Опасные связи» (1782) Бомарше. «Женитьба Фигаро» (1784) Берне (1759-1796) — первый сборник стихов (1786) Бекфорд (1760-1844). «Ватек» (1786) Бернарден де Сен Пьер (1737-1814). «Поль и Виржиния» (1787) Бюргер. «Барон Мюнхаузен» (1786) Гёте. «Ифигения в Тавриде» (1787), «Римские элегии» (1790), «Эгмонт» (1788), «Торквато Тассо» (1790), «Фауст. Фрагмент» (1790), «Фауст» Ч. I (1808) Кант (1724-1804). «Критика практического разума» (1788) Берк (1729-1797). «Размышления о французской революции» (1790) Руже де Лиль (1760-1836). «Марсельеза» (1792) Годвин (1756-1836). «Калеб Вильяме» (1794) Радклиф (1764-1823). «Удольфские тайны» (1794), «Итальянец» (1797) М. Г. Льюис (1775-1818). «Монах» (1795) Кондорсе (1743-1794). «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) Вордсворт (1770-1850). «Ода в честь Французской революции» (1791) Ф. Шлегелъ (1772-1820). «Об изучении греческой поэзии» (1795) Фихте (1762-1814) «Наукоучение». (1794)
Вступление на престол Павла I — 1796 Консульство Наполеона I — 1799-1804 Наполеоновские войны 1799-1815 Правление Павла 1 — 1796-1801 Вступление на престол Александра I — 1801   Карамзин «Что нужно автору» (1793), «Остров Борнгольм» (1794), «Сиерра-Морена» (1795), «Юлия» (1796), «Моя исповедь» (1802), «Марфа Посадница» (1802), «Рыцарь нашего времени» (1802-1803), «Чувствительный и холодный» (1803) Дмитриев (1760-1837) — поэзия 90-х годов Крылов «Каиб» (1792), «Похвальная речь в память моему дедушке» (1792), издание журнала «Зритель», Басни (I вып. 1809) Новиков в Шлиссельбургской крепости (1792-1796) Мусин-Пушкин открывает «Слово о полку Игореве». Родился Пушкин — 1799 Вышло первое издание «Слова о полку Игореве» (1800) Песталоцци (1746-1827). «Мои исследования» (1794-1797) Гердер. «Письма в поощрение гуманности» (1793-1797), «Калигона» (1800) Шиллер. «Тридцатилетняя война» (1792), «Письма об эстетическом воспитании» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795-1796), «Валленштейн» (1800), «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Мессинская невеста» (1803), «Вильгельм Телль» (1804) Гёте. Руководство Веймарским театром (1791-1817), «Мятежные» (1793), «Годы учения Вильгельма Мейстера»(1795-1796), «Герман и Доротея» (1797)  

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

П.А.Орлов История русской литературы XVIII века

Содержание... Предисловие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СИНХРОНИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сентиментализм
А. Н. Радищев Н. М. Карамзин И. И. Дмитриев Заключение Рекомендуемая литература Синхронистика русской литературы XVIII в. Приложение &

Реформы Петра I
История России XVIII в. открывается реформами Петра I. Преобразования, проведенные им, были вызваны неотложными задачами, возникшими перед Русским государством в конце XVII — начале XVIII в. Для то

Рукописные повести
  В первые десятилетия XVIII в. продолжают распространяться рукописные бытовые повести, известные на Руси еще с XVII в. Но под влиянием Петровских реформ в их содержании происходят су

Любовные вирши
  Любовная лирика в допетровской Руси была представлена только фольклорной песней. Реформы начала века благоприятствовали раскрепощению личности, освобождению ее от церковной и домашн

Театр и драматургия
Театральные представления появились в России в XVII в., при отце Петра I Алексее Михайловиче. Но театр того времени служил для забавы только царского двора. Петр поставил перед ним совершенно другу

Ранняя литературная деятельность
В 1730 г., тотчас же по возвращении из-за границы, Тредиаковский выпустил перевод галантно-аллегорического романа французского писателя Поля Тальмана под названием «Езда в остров Любви». Это был од

Реформа стихосложения
  Огромной заслугой Тредиаковского перед русской поэзией, не только современной ему, но и последующей, была проведенная им реформа стихосложения. Ее принципы изложены им в 1735 г. в т

Филологические труды
  Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену

Разговор с Анакреоном
  Стихотворения древнегреческого поэта Анакреона переводились в XVIII в. многими писателями. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона, к каждой из которых написал стихотворный ответ и н

Оды Ломоносова
Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Современники называли его российским Пиндаром. Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается... м

Научная поэзия
  Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это — действительно поэ

Трагедии
Обращение Ломоносова к драматургии было вызвано полным отсутствием на петербургской сцене пьес, написанных русскими авторами. В театре господствовал французский и итальянский репертуар. 29 сентября

Переводы
Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без использования опыта европейских писателей. Одной из форм такого усвоения были переводы как древних, так и новых авторов.

Трагедии
  Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином». Всего им написано девять тр

Комедии
Сумарокову принадлежат двенадцать комедий. По опыту французской литературы «правильная» классическая комедия должна быть написана стихами и состоять из пяти актов. Но Сумароков в ранних своих опыта

Любовная поэзия
Этот раздел в творчестве Сумароковапредставлен эклогами и песнями. Эклоги его, как правило, созданы по одному ж тому же плану. Сначала возникает пейзажная картина: луг,роща,ручей или река; герои и

И НАЧАЛО ЕГО КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
К началу 60х годов реформы, проведенные Петром I, принесли значительные результаты. Окрепла экономика России. Выросло городское население, в том числе мещанское сословие. Ряды интеллигенции пополни

Н. И. Новиков
  Периодические издания выходили в России еще с петровского времени, но сатирические журналы как одно из проявлений дальнейшего роста общественного самосознания появились в конце 60-х

Литературная позиция
Крылов прошел длинный и сложный путь формирования его как писателя. «Не скоро, — писал о нем Белинский, — сознал он свое назначение и долго пробовал свои силы не на своем поприще».[76] Отношение Кр

ДРАМАТУРГИЯ 60-90-х ГОДОВ XVIII в.
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Обращает на себя внимание резко увеличившееся число драматических произведений. Так, если в предшествующий

Сатирические стихотворения
Принадлежность Фонвизина к просветительскому лагерю прослеживается в самых ранних его произведениях, как переводных, так и оригинальных. В начале 60х годов он перевел и издал басни датского писател

Комедии
Первым драматургическим опытом Фонвизина была стихотворная комедия с любовным сюжетом — «Корион» (1764). Это произведение написано по рецептам елагинского кружка, т. е. представляет собой иностранн

Творческий метод
Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы».[90] Но в отличие от комедий Сум

Публицистика
Политические взгляды Фонвизина наиболее четко сформулированы им в работе «Рассуждение о непременных государственных законах». Это произведение, написанное в конце 70х годов XVIII в., было задумано

Журнальная сатира
В том же 1783 г., в котором появилась первая публикация «Недоросля», Фонвизин печатает в журнале «Собеседник любителей российского слова» ряд сатирических произведений в прозе. Чаще всего автор исп

Письма из Франции
В 1777-1778 гг. Фонвизин путешествовал по Западной Европе. Письма, которые он посылал из Франции Н. И. Панину, не предназначались для печати и были опубликованы только в XIX в. Но несмотря на это,

Мемуары
В последние годы жизни, по примеру Жан-Жака Руссо, автора «Исповеди», Фонвизин начал писать мемуары, которым дал название «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Они должны были, по

Трагедии
Княжин написал восемь трагедий. Ранние из них — «Дидона», «Титово милосердие», «Софонизба» — близки к иноземным образцам, за что Пушкин назвал драматурга «переимчивый Княжнин». Но лучшие его пьесы

Гражданские оды
Эти произведения Державина адресованы лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них Белинск

Победно-патриотическая лирика
  Во второй половине XVIII в. Россия прославила себя громкими военными победами. Среди них особенно примечательны покорение турецкого флота в Чесменской бухте, взятие Измаила, знамени

Философские оды
К этой группе произведений Державина принадлежат ода «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, г

Анакреонтические стихи
Оды Анакреона, действительные и приписываемые ему, переводили и «перелагали» почти все русские поэты XVIII в. Одно из последних изданий лирики Анакреона, где были представлены и греческий текст и п

Язык и стих
Разрушение жанровой иерархии, соединение «высокого» и «низкого», серьезного и шутливого осуществлялось в поэзии Державина, за счет «вторжения» в нее просторечных слов и выражений. Поэт опирался не

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
    Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было выз

Мировоззрение
Радищев принадлежал к наиболее радикальному крылу европейского просветительства. Еще в годы обучения в Лейпцигском университете, куда он был послан вместе с другими русскими студентами изучать юрис

Дневник одной недели
  Время написания этого произведения до сих пор остается спорным, так как оно было напечатано после смерти автора, в 1811 г., без указания даты. Рукопись также не сохранилась. Наиболе

Житие Федора Васильевича Ушакова
Это произведение вышло отдельной книжкой в 1789 г. за несколько месяцев до появления «Путешествия из Петербурга в Москву». Ф. В. Ушаков — товарищ Радищева по Лейпцигскому университету, умерший в 17

Проблема крепостничества
Крепостное право в России было утверждено законом и считалось нормальным и даже необходимым явлением. На предложение Вольтера и Дидро освободить крестьян Екатерина II лицемерно заявляла, что русски

Проблема самодержавия
Радищев был убежденным республиканцем, сторонником такого государственного устройства, при котором верховная власть избирается и контролируется народом. «Самодержавство, — писал он в примечаниях к

Помещики
Радищев производит смелую переоценку роли и значения в русском обществе двух его основных сословий — помещиков и крестьян. Согласно официальной точке зрения XVIII в., дворянство — цвет нации, ее го

Купечество
В западноевропейской литературе XVIII в. представители третьего сословия окружены сочувствием и даже героическим ореолом. Достаточно вспомнить знаменитого Робинзона Крузо из одноименной книги Дефо

Крестьяне
В отличие от дворян и купцов крестьяне выведены как главная опора русского общества, как «источник государственного избытка, силы, могущества» («Пешки») (Т. 1. С. 378). Радищев преклоняется перед г

Проблема крестьянской революции
Мысль о революции, как единственном средстве освобождения крестьян, раскрывается в «Путешествии» не сразу. Радищеву нужна не декларация. Ему важно убедить читателя в неизбежности такого решения, по

Творческий метод
  «Путешествие из Петербурга в Москву» — одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Ради

Публицистические и философские работы
  Публицистика Радищева обнаруживает органическое единство с «Путешествием» и направлена против самодержавно-крепостнического государства. В 1782 г. было написано «Письмо к другу, жит

Творческий путь и личность
  Литературная деятельность Карамзина началась в середине 80х годов XVIII в. и завершилась в 1826 г., т. е. в общей сложности продолжалась свыше сорока лет и претерпела ряд существенн

Повести
История русской сентиментальной прозы XVIII в. существенно отличается от истории прозаических жанров XIX в. В XIX в. сначала появляются повести, а на их основе складывается роман. В литературе XVII

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, перед нами история русской литературы одного столетия, но каким важным оказался этот век для ее последующих судеб. Интересна динамичность литературного процесса этого времени. Ранние произвед

Исследования
1. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. 2. Морозов А. А. Судьбы русского классицизма // Рус. лит. 1974. № 1 С. 3-27. 3. Смирнов А. А. Литературн

Исследования
  1. Бабкин Д. С. Процесс А. Н. Радищева. М.; Л., 1952. 2. Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956. 3. Биография Радищева, написанная его сынов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги