рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Конфликтология

Конфликтология - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Проблемы Социальных Конфликтов Занимают Видное Место В Социологической Науке ...

Проблемы социальных конфликтов занимают видное место в социологической науке и в той или иной форме и степени ставятся и анализируются практически всеми крупными социологами разных направлений соци­ологической мысли. В прошлом особенно большой вклад в научную разработку этой проблематики внесли К. Маркс и Г. Зиммель (1858—1918). Вместе с тем, в современной соц­иологии в серединеXX в. оформилось и особое конфликто-логическое направление, представители которого посвяти­ли свои исследования разработке собственно теории соци­ального конфликта, составившей основу их социологичес­ких взглядов.

Ральф Дарендорф (1929 г.р.), современный немецкий социолог, работающий в Англии, предпринял анализ глубинных причин формирования и развития социальных конф­ликтов, попытался выявить их позитивные функции в нормальном развитии социальной жизни. В первую очередь он поставил и рассмотрел проблему инте­реса как фундаментальной категории теории. Такие про­блемы, как социальное равенство и неравенство, социаль­ные противоречия и др., имеют важное значение с точки зрения формирования социальной напряженности и конф­ликтной ситуации. Но сам социальный конфликт непос­редственно связан с интересом, и чтобы понять природу конфликта, необходимо прежде понять природу интереса и способы его осознания действующими субъектами.

Дарендорф выделяет объективные («латентные») и субъективные («явные») интересы, которые выступают как противоположности в конфликте. Они обнаруживают­ся уже с самого начала конфликта, с того пункта, когда социальные противоречия в своем развитии создают кау­зальный фон, т.е. четкое обозначение двух агрегатов (по терминологии Р. Дарендорфа), «обе стороны» фронта кон­фликта. Эти агрегаты представителей социальных пози­ций не являются пока в точном смысле социальной группой. Они пока являются квазигруппой, т.е. одним только обнаруженным множеством представителей по­зиций, предполагающим их сходство, которое не нужда­ется в осознании ими. Но особенно важно здесь то, что принадлежность к этим аморфным группам (агрегатам квази-групп) постоянно предполагает «ожидание защи­ты определенных интересов». «...Латентные интересы, — пишет Дарендорф, — принадлежат социальным позици­ям; они не обязательно являются осознанными и при­знаваемыми представителями этих позиций». Эти груп­пы могут выражать любые «явные» интересы, пусть во­ображаемые, случайные, свои, но деформированные. За их требованиями, декларациями, претензиями стоят ка­кие-то интересы, и именно они составляют реальность в данном конфликте. Это — первый этап развития конф­ликта. Второй этап состоит в непосредственной кристал­лизации, т.е. осознании латентных интересов, в превра­щении квазигрупп в фактические группировки, органи­зации групп интересов. Третий этап заключается в са­мих вполне сформировавшихся конфликтах. В тенден­ции конфликты являются столкновением между сторо­нами или элементами, характеризующимися очевидной идентичностью: между профессиональными группами, нациями, политическими организациями и т.д. По мне­нию Дарендорфа, в случае, если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными, не до конца сформировавшимися. В каждом конфликте должны быть две четкие противоположные по­зиции с адекватными интересами. И если в нем участвуют несколько групп с обеих сторон, то коалиции этих групп восстанавливают его биполярность.

Р. Дарендорф убежден, что содержание конфликта свя­зано с отношениями господства и подчинения, с характе­ром власти. Речь идет прежде всего о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных це­лей и которыми распоряжается власть. Неодинаковый до­ступ к ресурсам развития индивидов влечет за собой нера­венство их социальных положений и противоположность интересов. И сама власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерст­во, власть и престиж делают неизбежным социальный конфликт.

Конфликт, по Дарендорфу, не просто реальность, а норма развития социальной системы.Он пишет: «Для ре­ального мира необходимо пересечение различных взгля­дов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и измене­ния дают людям свободу, без них свобода невозможна». Конфликт является органическим элементом структуры, имеет структурную обусловленность. Это, по существу, конфликт «социальных ролей» и «позиций», т.е. деление на правящих и управляемых в «императивно координиро­ванных ассоциациях». Характер общества и власти, самой социальной структуры определяют и характер конфликта. Его интенсивность «снижается в той мере, в какой струк­тура общества становится плюралистичной, т.е. обнару­живает разнообразные автономные области». Он видит функциональность конфликта в усилении адаптивности системы, появлении новых норм и механизма социальной стабилизации. «Отменять» конфликт, тем более подавлять — значит усилить его потенциальную злокачественность, дать новый толчок усилению его энергии.

Льюис Козер, современный американский социолог, свою теорию конфликта выводит из структурного функционализма, опираясь на его самые общие основы. Вместе с тем он критикует функционалистов (прежде всего Т. Парсонса), доказывая несостоятельность их ориентации на принципы порядка и стабильности в качестве теорети­ко-методологических постулатов, ограниченность норма­тивно-стабилизационного подхода к социальной действи­тельности. По его мнению, функционалисты в социальных коллизиях видят лишь разрушительную силу, дисфунк­цию, заболевание социального организма, патологию, на­рушающую нормальное состояние социального равнове­сия. Приведем в этой связи некоторые противоположные постулаты:

 

Л. Козер (теория конфликта) Т. Парсонс (теория порядка)

В основе социальной жизни лежат:
интересы нормы и ценности
Общественная жизнь порождает:
противостояния, враждебность, солидарность
Основа общественной жизни
структурный конфликт взаимодействие, согласие и со­трудничество
Социальная жизнь включает:
принуждение, проистекающее из социальных напряженностей обязанности, необходимость соци­ального контроля
Социальные системы стремятся
к изменениям к устойчивости

 

Развивая идеи К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Козер предпринял анализ условий функционирования социального организма, основываясь на некоторых ис­ходных предположениях, главными из которых являют­ся: а) в любой социальной системе, состоящей из разно­образно связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов; б) процессы, протекающие в составных частях системы и между ни­ми, при определенных условиях содействуют сохране­нию и изменению, возрастанию или ослаблению интег­рации и ее адаптивных способностей; в) многие процес­сы, обычно считающиеся разрушающими систему (наси­лие, разногласия, отклонения, конфликты), при опреде­ленных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие основы интеграции системы и ее приспо­собляемость к окружающей среде.

Л. Козер в своих исследованиях раскрывает многочис­ленные причины социальных конфликтов. Но главное для него раскрыть механизм формирования и развития конфликта, характер взаимосвязи внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и, наконец, роль социальной структуры, определяющей степень функциональности конфликта.

Социальные структуры отличаются друг от друга до­зволенными способами выражения притязаний и уровнем терпимости в отношении конфликтных ситуаций. Группы, отличающиеся тесными внутренними связями, значитель­ной частотой взаимодействия и высоким уровнем личност­ной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению кон­фликта. Частые контакты между членами таких групп придают большую насыщенность эмоциям любви и нена­висти, что в свою очередь провоцирует рост враждебности. Здесь происходит постоянная аккумуляция, а, следова­тельно, и усиление внутренних антагонизмов. Социаль­ный конфликт в таких случаях, утверждает Козер, будет особенно острым, во-первых, потому, что он явится как средством разрешения проблемы, послужившей поводом противостояния, так и своеобразной попыткой компенси­ровать накопившиеся обиды, которые не находили выхода. Во-вторых, потому, что всеохватывающая личная вовле­ченность индивидов в дела группы приведет к мобилиза­ции всех эмоциональных ресурсов, которыми они распо­лагали.

Следовательно, чем сплоченнее группы, тем интенсив­нее их внутренний конфликт. Полнота личностной вовле­ченности в условиях подавления настроений враждебно­сти угрожает в случае конфликта самим основам внутригрупповых отношений. В группах же с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного дейст­вия конфликта уменьшается, потому что характерным бу­дет множественность конфликтных ситуаций и энергия индивидов будет распыляться в самых разных направле­ниях. Это помешает ее концентрации на уровне какой-ли­бо одной взрывоопасной ситуации. В многонациональной стране, например, можно смягчить остроту классовой на­пряженности путем обострения межнациональных конф­ликтов.

Козер придает особо важное значение раскрытию ха­рактера межгрупповых конфликтов. И не только потому, что эта проблема важна сама по себе, но и потому, что межгрупповой конфликт оказывает огромное воздействие на характер формирования и развития внутригрупповых социальных конфликтов.

Группы (профессиональные, демографические, этниче­ские и т.д.), которые поглощены непрерывной внешней борьбой, обычно претендуют на абсолютную личную вовлеченность своих членов, с тем чтобы привести в действие весь их энергетический и эмоциональный потенциал. Здесь же существует ярко выраженная тенденция к подав­лению внутренних конфликтов, достижению сплоченно­сти и единодушия во внешней борьбе. В таких конфликтах сторонами мобилизуются, прежде всего, такие факторы, как культурные традиции и ценности, историческая па­мять, психологические и эмоциональные особенности дан­ных групп, общностей. Это особенно ярко проявляется в межэтнических (межнациональных) и межгосударствен­ных конфликтах.

Л. Козер отмечает, что группы, которые не втянуты в постоянный внешний конфликт, реже требуют от своих членов всей полноты их личностного участия. Как прави­ло, такие группы отличаются гибкостью структуры и внутренним равновесием. В условиях структурной гибко­сти неоднородные внутренние конфликты постоянно на­кладываются друг на друга, предотвращая тем самым об­щий раскол группы в каком-либо одном направлении. Л. Козер делает вывод: в свободно структурированных группах и открытых (демократических) обществах конф­ликт, который нацелен на снижение антагонистического напряжения, выполняет функции стабилизации и интег­рации внутригрупповых отношений. Благодаря терпимо­сти в отношении социальных конфликтов и попытке их институционализации социальные системы получают в свое распоряжение важный механизм социальной стаби­лизации.

Кроме того, считает Козер, конфликт внутри группы часто содействует появлению новых социальных норм или обновлению существующих. С этой точки зрения социаль­ный конфликт есть способ адекватного приспособления со­циальных норм к изменившимся обстоятельствам, а в ко­нечном счете — способ сохранения институционализированных образцов и адаптивности всей социальной системы и ее подгрупп. Социальный конфликт, по образному выра­жению Л. Козера, это — страхующий клапан системы, по­зволяющий через последующие реформы и интегративные усилия на новом уровне приводить социальный организм в соответствие с изменившимися условиями. Подобный кор­ректирующий механизм, по Козеру, вряд ли возможен в жестких системах: подавляя конфликт, они блокируют специфический предупредительный сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катастрофы.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности... Составители Батурина Т В Ивлев С В... ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конфликтология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные парадигмы социологии
  Все науки основываются на разных системах по степени «открытости», т. е. способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. Так, естественные науки (

Античность
  Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта —Платон(428/427 — 348/347 до н. э.) иАристотель (384 — 322 до н. э.). Он

Средневековье и новое время (IV — XVIII вв. н. э.)
Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием об­щества. Несколько выделяются позиции Августина (IV — V вв.), мыслившего жизнь общества как б

Социологии как самостоятельной науки
Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) до «О духе за­конов» Ш. Монтескье и «Об общественном догов

Социология марксизма
Социология марксизма—это теория социаль­ного развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй по­ловине XIX в. Ее место и роль в ист

Социологизм» Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — социолог и философ, основатель французской социологической шко­лы, многочисленные труды которого оказали и продолжа­ют оказывать исключительно сильное влияние на

Понимающая» социология Макса Вебера
М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории со­циального действия, применивший ее принципы к эконо­мической истории, к исследованию политической

Социологическая мысль в России до начала XX века
Изменение общественных отношений, вызван­ное развитием капитализма вРоссии после реформ 60— 70-х гг., порождало объективную необходимость возник­новения различных социологических школ и направле­ни

Интегральная социология П. А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сот статей) во многом определили

Социологии.
В настоящее время практически во всех стра­нах мира проводятся социологические исследования, кото­рые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществ­ляются по социальному заказу и предназначаю

Эмпирическая социология (Чикагская школа)
Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая об­ласть социологических исследований с особыми тр

Структурный функционализм
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив боль­шое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые

Феноменологическая социология
Феноменологическая социология (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те

Символический интеракционизм
Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в со­временной западной социологии является символический интерак-ционизм. Его основатель, американский социолог Дж. Мид, вдох- новленный

Теория обмена
Социологическая теория действия (иначе ее называют теорией обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу. Он видит задачу эмпирической социальной науки в описа

Этнометодология
В прямом переводе термин «этнометодология» оз­начает методы (способы), которые применяют люди в повседневной жизни. Свою главную задачу этнометодологи видят в том, чтобы показать, как существует

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги