Теория обмена

Социологическая теория действия (иначе ее называют теорией обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу. Он видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явле­ниями. Таким образом, первый шаг - это описание. Оно воз­можно благодаря наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, предпо­лагаемые закономерности называют гипотезами. Второй шаг - объяснение. Чтобы объяснить эмпирические закономерности, необходима теория. И Хоманс пытается доказать, что в социо­логии, в конечном счете, возможен только один тип объяснения, а именно психологический. Поэтому центральной категорией его социологии является категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит, решить глав­ную задачу социологии.

Социальное действие, по Хомансу, - это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизма социального дейст­вия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез.

1. Гипотеза успеха гласит: если при совершении определен­ного действия человек получает награду, он стремится это дей­ствие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек воспроизводит это действие. Соответственно действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ поведения «гасится».

Гипотезу успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной - регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через опреде­ленные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.

2. Гипотеза стимула основывается на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в кон­кретных ситуациях. Характеристики ситуации: обстановку, время, т. е. «сопутствующие обстоятельства», Хоманс называет стимулами. Гипотезу стимула можно сформулировать следую­щим образом: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом. Гипотеза стимула основана на способности человека к обобщению (генерализации), что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

3. Гипотеза ценности состоит в том, что не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое зна­чение. Отсюда чем ценнее вознаграждение, тем выше вероят­ность соответствующего действия. Гипотеза ценности, сформу­лированная подобным образом, верна лишь отчасти, поскольку «измерение ценности» зависит от степени вероятности успеха. Люди довольно часто предпочитают получать меньшее, но на­дежное вознаграждение, чем большее, если шансы получить его кажутся им слишком малыми. Соответственно чем строже на­казание, тем меньше вероятность действия.

4. Гипотеза голодания — насыщения: человек нуждается в по­ощрениях и наградах, однако чем чаще он в недавнем прошлом получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него разви­вается привыкание к ним (насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

5. Гипотеза фрустрации - агрессии пытается, как бы сгла­дить холодную рациональность и расчетливость первых четы­рех положений и отдает дань роли эмоций в человеческом дей­ствии. По Хомансу, если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным обра­зом «штрафуется», наказывается, то она возмущается, негоду­ет, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

С помощью этих пяти правил Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, поли­тическую борьбу и пр. Однако психологическое объяснение оказывается явно недостаточным при рассмотрении явлений макроуровня, и с этими трудностями сталкивается сам Хоманс.

Общее место всей западной социологической мысли 80-х -90-х годов - идея переломного характера современной эпохи и формулировка задачи создания новой социологической теории, которая была бы способна объяснить происходящие глобаль­ные перемены в мире и спрогнозировать их течение.

Если попытаться в целом охарактеризовать состояние запад­ной социологии 90-х годов, то можно выделить несколько черт:

- отсутствие господствующей теории;

- поиск новой синтетической социологической парадигмы;

- неоконсервативная ориентация большинства течений;

- непосредственная связь с политикой.