У.Петти – родоначальник английской БКПЭ.

Уильям Петти(1623 – 1687 ) родился в семье мелкого ремесленника. Был юнгой на корабле, обучался медицине, занимался физикой, стал доктором физики, профессором анатомии и музыки. Был очень разносторонне развитым и предприимчивым человеком. С него берет начало богатейшая семья в Англии. Стал сэром У.Петти (возведен в рыцарское звание).

В Англии осуществлялся плавный переход от одной школы к другой – от меркантилистов к классикам, во Франции этот переход был более резким.

Что отличает Петти от меркантилистов?

1). Методология Петти: отказывается от поверхностного описания явления, проводит исследования, направленные в глубь явления. Так как он по образованию медик, то рассматривал все в целом: и человека, и экономику. Также широко использовал метод научной абстракции. Петти был сторонником "естественного порядка", но огромное значение уделял деятельности государства, однако она не должна быть направлена против законов природы.

2). Отправным пунктом стала для Петти теория стоимости. Он считается родоначальником трудовой теории стоимости. Главная идея в развитии теории стоимости та, что стоимость измеряется затраченным трудом, величина стоимости зависит от производительности труда.

Идея трудовой теории стоимости выражена у Петти следующим образом: “Если кто-нибудь может достать из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время в тече6ние которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого”. (Петти. Трактат о налогах и сборах. - В кн.: нтология экономической классики, т.1, стр.38)

На основе вышесказанного, К.Маркс утверждал, что для Петти труд по добыче золота и серебра имеет исключительное значение, именно здесь создаётся стоимость, с которой затем соизмеряются все другие товары. На самом деле Петти подчёркивает равнозначность труда: он одинаково расходуется как при добыче драгоценных металлов, так и при производстве всех прочих товаров. Добыча серебра – обычный вид деятельности, который несет затраты труда. "Соотношения между хлебом и серебром означают только искусственная стоимость, а не естественную…. Естественная дороговизна или дешевизна зависит от того, больше или меньше требуется рук для удовлетворения естественных потребностей. …Но политическая дешевизна зависит от незначительности излишних рук в каком-либо промысле сверх необходимого в нём количества людей. …А эта последняя, будучи сопоставлена с обычным искусственным стандартом – серебром, даёт то, что мы ищем, т.е. истинную рыночную цену”. (Там же, с.73). Таким образом, Петти говорит о естественной стоимости, политической и рыночной цене.

Петти понимает, что труд в принципе определяет величину стоимости, но кроме него на цены влияет множество факторов, т.е. он понимает, что закон стоимости действует только как тенденция. Рассматривая вопрос о колебаниях цены, он выделял следующие факторы изменения:

- влияние товаров – заменителей;

- появление товаров – новинок;

- влияние моды;

- традиции потребления;

- подражание.

Петти анализирует и структуру стоимости, выделяя три элемента:

- затраты на семена,

- затраты на удовлетворение собственных потребностей производителя,

- рента.

Петти рассматривал процесс увеличения стоимости, создания прибавочного продукта на примере сельского хозяйства: производства хлеба, и оговаривает, что под ним понимается все необходимое человеку (как понимается “хлеб насущный” как в молитве "Отче наш"), т.е. производство общественного продукта, откуда следует, что под сельским хозяйством понимается всё общественное производство. А рента – разновидность прибавочной стоимости.

Петти понимает роль природного фактора в образовании стоимости. Он убеждён, что “труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать” (там же, с.54).

Богатство Петти оценивает по тому, что человек фактически и действительно использует. Важное замечание, что богатство заключается скорее в отношении, чем в количестве. Фактическое количество денег ещё ничего не говорит, главное – сколько их у данного человека по сравнению с другими. То есть важно то, какую долю общественного богатства человек может получить, используя свое богатство.

Петти впервые дает определение дифференциальной ренты в связи с различным местоположением и плодородием.

Заработная плата имеет объективную основу, это – стоимость средств существования работников, количественно – это прожиточный минимум. Но Петти подходит к человеку как к социальному существу. Он говорит, что этот минимум имеет исторический характер, следовательно, и сама зарплата имеет исторический характер.

Петти понимал, что в цене товара заработная плата и прибавочная стоимость (рента) находятся в обратной зависимости. Высказывал свое мнение по проблеме цены земли. В продаже земли он усмотрел продажу земельной ренты, цена земли – количество рент. В нормальных условиях это 21 рента, так как это время совместного существования трех поколений людей (деда, отца и сына). В нестабильной обстановке количество рент будет ниже, т.к. нет гарантий сохранения собственности.

Петти также внес большой вклад в теорию денег. Деньги – это особый товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Количество денег необходимых для обращения определяется размерами торгово-платежного оборота. Отрицательно относился к порче денег, выступал с идеей заменить драгоценные металлы бумажными деньгами, выпускаемыми банками.

Экономическая политика государства по Петти должна быть реализацией объективных тенденций, а не идти наперекор естественному движению. Выработкой ее должны заниматься специалисты. А главный экономический рычаг в руках государства – налоги. В своем трактате он подробно их анализирует.

У Петти присутствует интересное соображение, которое в 20 веке получило название мультипликатора. Он оправдывает устройство праздников, развлечений за счет собранных налогов. Но стоимость этих развлечений будет чьим-то доходом, доходы становятся расходами, которые выполняют функцию расширения занятости и т.д.

Петти считается основоположником статистики. Первым поставил вопрос о необходимости создания государственной статистической службы, и разработал вид этого органа. Основная роль отводилась исчислению национального дохода, национального богатства. Интересна идея планирования: делал расчеты баланса рабочей силы, то есть определял сколько студентов нужно принимать в университеты, чтобы обеспечить потребность в специалистах.

Петти также занимался решением социальных проблем. Например, причину гражданских войн он видел в неравномерности распределения богатства. В отношении безработицы он говорил, что это опасность, которая несет отрицательные последствия: человек выпадает из сферы нормальных социальных взаимоотношений, теряет трудовые навыки. Поэтому важно обеспечить человека работой, даже если потом придётся уничтожить произведенный продукт. Петти говорил, что безработица развращает людей, она подталкивает человека на аморальные поступки (чтобы выжить, нужно украсть; а если получилось один раз еще и безнаказанно, то может понравиться, то есть тратит всего 10 минут и 3 месяца безпроблемного существования). Петти считал, что государство должно помогать тем, кто не в состоянии о себе позаботится: старикам, инвалидам, сиротам (предлагал создать приюты), а всем остальным - дать возможность заработать на кусок хлеба. Таким образом, задача государства – обеспечение полного использования рабочей силы, повышение ее качества. Безработные могут привлекаться к общественным работам, которые необходимы, но малопривлекательны для частного предпринимательства.