Теоретические представления А.Смита.

Теоретические представления Смита отражены в его основном экономическом труде “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776), состоящем из 5 книг.

Предмет анализа – исследование природы и причин богатства народов. Цель политэкономии - обогащение и народа и государя.

Труд – первоисточник всякой собственности вообще, это источник богатства народов. Годичный труд – первоначальный фонд, который доставляет все необходимое для существования и удобства жизни продукты. Количество продуктов этих определяется с одной стороны численностью населения (занятых в труде), а с другой стороны – их производительностью труда. Решающая роль принадлежит производительности труда, зависящей в первую очередь от разделения труда (в условиях мануфактурного производства это справедливо). Именно с разделения труда начинает Смит своё произведение.

Первая книга называется: “Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа”. Эта книга, как видно из названия, содержит основные положения теории ценности и распределения Смита.

Глава 1 книги I – "О разделении труда". Смит рассматривает здесь последствия разделения труда, причины разделения труда (склонность людей к мене), все прочие проблемы экономики под углом разделения труда (доход, стоимость).

Положительные последствия разделения труда – увеличение производительности труда, благодаря специализации: возрастает ловкость отдельных рабочих, экономится время, упрощаются операции. Все это и есть предпосылки появления машин. Отрицательные последствия разделения труда – упрощение операций, поэтому появляется частный работник (который теряет как человеческое существо свою полноту, напрягает только определенные мышцы, становится придатком машины).

Что обусловило появление разделения труда в обществе? Смит говорил, что разделение труда вызвано склонностью человека к мене ("разделение труда не является результатом чей-то мудрости"). "Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних и тщетно он будет ожидать ее от их расположения, необходимо обратиться к их эгоизму" ("дай мне то, что я хочу и ты получишь, что нужно тебе"). Благодаря этим отношениям и образуется общество как меновой союз.

Глава 3: размеры разделения труда связаны с размерами рынка, чем больше рынок, тем глубже разделение труда.

Глава 4 "О происхождении и употреблении денег". Смит отмечал, что деньги способствуют меновым операциям. У него в произведении также отражен исторический момент (как появились деньги и т.д.).

В заключении главы 4 Смит даёт определение стоимости. Он пишет, что стоимость имеет два разных значения: иногда стоимость обозначает полезность какого-либо предмета; а иногда это возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. В первом случае это потребительская стоимость, а во втором – меновая.

Смит ставит своей задачей выяснение основных правил, определяющих меновую стоимость товаров. Для этого он считает необходимым рассмотреть, во-первых, каково действительное мерило этой меновой стоимости, или в чём состоит действительная цена всех товаров; во-вторых, из каких частей состоит эта действительная цена; в-третьих, какие причины приводят к несовпадению фактической цены товара с её естественной ценой.

Хочется обратить внимание на просьбу Смита к читателям быть внимательными и терпеливыми при рассмотрении вопросов, которые могут показаться “в некоторой степени неясными даже после самых обстоятельных объяснений”. Блауг по этому поводу пишет: “Это замечание может показаться большинству читателей величайшим преуменьшением во всей истории экономической мысли”. (М.Блауг. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 1994, с.34)

Глава 5 называется “О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах”. Это самая трудная для понимания глава книги Смита. Ключ к пониманию её в слове “покупаемый”. Смит – представитель трудовой теории стоимости, но он говорит не о затраченном труде, а о труде покупаемом.

Подход к определению стоимости Смит начинает с определения богатства: “Каждый человек богат или беден в зависимости от того, в какой степени он может пользоваться предметами необходимости, удобства и удовольствия. Но после того как установилось разделение труда, собственным трудом человек может добывать лишь очень небольшую часть этих предметов: значительно большую часть он должен получать от труда других людей; и он будет богат или беден в зависимости от количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить. Поэтому стоимость всякого товара для лица, которое обладает им и имеет в виду не использовать его или лично потребить, а обменять на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в своё распоряжение. Таким образом, труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров”. (103)

Смит продолжает, что богатство более или менее велико в прямом соответствии с размерами возможности покупать, располагать всем трудом или всем продуктом труда, который имеется на рынке, т.е. с количеством труда других людей, которое он благодаря своему богатству может купить или получить в своё распоряжение. Меновая стоимость всякого предмета должна быть всегда в точности равна размеру той власти, которую данный предмет даёт своему обладателю.

Какое же отношение к стоимости имеет у Смита труд затраченный? - Самое прямое, но ограниченное временными рамками. Смит пишет, что “в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капиталов и обращению земли в частную собственность, соотношение между количеством труда, необходимым для приобретения разных предметов, было, по-видимому, единственным основанием, которое могло служить руководством для обмена их друг на друга. (118) “При таком положении вещей весь продукт труда принадлежит работнику, и количество труда, обыкновенно затрачиваемого на приобретение или производство какого-либо товара, представляет собою единственное условие, определяющее количество труда, которое может быть куплено, приобретено в распоряжение или обменено на него”.(118)

Но с но с накоплением капиталов, превращением земли в частную собственность ситуация меняется. Теперь уже работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда. В большинстве случаев он должен делить его с владельцем капитала, нанимающим его и с землевладельцем, предоставляющим для производства такой важный фактор как землю. Поэтому теперь цена определяется тремя составными частями: заработной платой, прибылью и рентой. В таком определении стоимости К.Маркс увидел отход от трудовой теории стоимости. Он считал, что у Смита имеется несколько подходов к объяснению стоимости, сосуществующих параллельно. Научным Маркс считал только тот, который определяет стоимость количеством затраченного труда.

Полемизируя с Марксом, можно сказать, что Смит специально обращает внимание на то, что “действительная стоимость всех различных составных частей цены определяется количеством труда, которое может купить или получить в своё распоряжение каждая из них. Труд определяет стоимость не только той части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей, которые приходятся на прибыль и ренту”. (120-121) Поэтому определение стоимости доходами не означает ухода с позиций трудовой стоимости. Просто на первом этапе развития общества покупаемый труд равен затраченному труду, а на втором этапе (цивилизованное общество) – доходам.

Таким образом, мы находим у Смита единую теорию стоимости, определяющую её количеством покупаемого труда. Причём, теория дана в развитии, конкретизирована для разных исторических эпох.

Смит прекрасно объяснил соотношение затраченного и покупаемого труда в следующем отрывке: “Так как в цивилизованной стране найдётся лишь немного товаров, меновая стоимость которых создаётся одним только трудом, и меновая стоимость большинства товаров содержит в себе в значительной мере ренту и прибыль, то годичный продукт труда этой страны оказывается всегда достаточным для того, чтобы купить или получить в своё распоряжение гораздо большее количество труда, чем то количество его, которое было затрачено на добычу, обработку и доставку этого продукта на рынок”. (124)

Смит подробно рассматривает каждую из составных частей стоимости товара. Глава 8 посвящена рассмотрению заработной платы. Здесь отмечается, что человек должен иметь возможность существовать своим трудом, и его зарплата должна, по меньшей мере, обеспечивать его существование (может быть и больше). Щедрая оплата труда является как неизбежным следствием, так и естественным симптомом роста национального богатства.(141) Заработная плата за труд поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением. Поэтому при наличии высокой заработной платы мы всегда найдём рабочих более деятельными, прилежными и смышлёными, чем при низкой заработной плате.(148)

Далее Смит рассматривает прибыль на капитал. Он отмечает, что размер её зависит от размеров употреблённого в дело капитала. Но рост общественного капитала, благодаря усиливающейся конкуренции, приводит к снижению прибыли. В связи с этим положением Смит делает интересный прогноз: “В стране, достигшей высших пределов богатства, где во все отрасли промышленности и торговли вложен максимальный капитал, который может быть использован в них, обычная норма чистой прибыли будет очень низка, и в соответствии с этим обычная рыночная норма процента, которая может быть выплачена из неё, будет так низка, что только самые богатые люди смогут жить на проценты со своих денег. Все обладатели небольших и средних состояний вынуждены будут сами производительно затрачивать свои капиталы, каждый должен будет заняться каким-либо торговым делом или промышленным предприятием”.(161)

Интересно рассматривает Смит заработную плату и прибыль при различных применениях труда и капитала.

Ренту Смит рассматривает как плату за пользование землёй, представляющую собою наивысшую сумму, какую в состоянии уплачивать арендатор при данном качестве земли. По его мнению, земельная рента изменяется не только в зависимости от плодородия земли, но и от расположения её.

Маркс упрекал Смита в том, что при определении стоимости доходами он игнорирует постоянный капитал ("догма Смита"). Этот упрёк несправедлив, т.к. Смит даёт другое (по сравнению с Марксом) объяснение вхождения элементов постоянного капитала в стоимость. Он рассматривал стоимость в потоке создания: то, что сегодня постоянный капитал, на предыдущей стадии было чьим-то доходом.

Вторая книга называется “О природе капитала, его накоплении и применении”. В самом начале её Смит даёт очень важное положение, касающееся роли капитала в создании продукта и стоимости: “количество полезного труда в стране не только возрастает с увеличением запаса, применяющего его, но и то же самое количество труда вследствие такого увеличения производит гораздо большее количество работы”. (307) То есть здесь Смит констатирует, что капитал – фактор производства и образования стоимости. Поскольку применение капитала увеличивает количество работы, постольку увеличивается количество труда, которое можно на это количество работы обменять, а, следовательно, увеличивается и меновая стоимость, т.к. она равна количеству покупаемого труда.

Смит рассматривает различные способы помещения капитала. Он утверждает, что самым выгодным является вложение в сельское хозяйство, т.к. здесь вместе с человеком работает природа; “и хотя её работы не требует никаких издержек, её продукт обладает своей стоимостью точно так же, как и продукт наиболее дорогостоящих рабочих"” (385) Таким образом, земля – третий фактор образования богатства и стоимости.

Смит пишет, что капиталы возрастают в результате бережливости. Бережливость, а не трудолюбие, является непосредственной причиной возрастания капитала. Правда, трудолюбие создаёт то. Что накопляет бережливость.(363)

Проблему производительного и непроизводительного труда Смит решает через призму создания стоимости: если труд создаёт новую стоимость, то он производителен. С таких позиций и капиталисты являются производительными работниками, если их капиталы употребляются одним из четырёх способов: во-первых, на добычу сырья; во-вторых, на его переработку; в-третьих, на перевозку сырья и готовых изделий; в-четвёртых, на разделение тех и других продуктов на такие малые партии, какие соответствуют нуждам их потребителей. Третье и четвёртое направления соответствуют оптовой и розничной торговле.

Кроме того, во второй книге рассмотрено деление капитала на основной и оборотный. Показано различие между валовым и чистым доходом общества.

Таким образом, в первых двух книгах “Богатства народов” исследуются экономические проблемы политической экономии капитализма. Три последних книги своего труда Смит посвятил истории народного хозяйства и политической экономии капитализма, вопросам экономической политики.

Книга III "О развитии благосостояния у разных народов". Смит рассматривает различные экономические политики. Обосновывает принципы экономической политики, отвечающей интересам развитого промышленного капитализма, свободы предпринимательской деятельности. Выступает с резкой критикой феодальных ограничений. Экономическая политика рассматривается здесь как один из важных факторов роста богатства. Основная идея – благосостояние у разных народов пропорционально свободе, то есть чем больше свободы, тем больше богатства.

В книге IV "О системах политической экономии" Смит сопоставляет основные течения экономической мысли: меркантилистов и физиократов. Так как меркантилисты были ориентированы на активную экономическую политику, то Смит выступает с их негативной оценкой, осуждает их за ограничение экономической свободы. Физиократы дали критику меркантилизму с позиций естественного порядка и защиты свободы, как и Смит. Но у последнего рассмотрение труда в материальном производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как у физиократов.

Книга V "О доходах государя или государства". Ядро книги – критика феодальной и разработка буржуазной системы налогообложения. В ней были сформулированы основные положения, которые в дальнейшем стали основой налоговой системы в западных странах. Четыре правила:

1) пропорциональность (налоги должны платить все граждане пропорционально имуществу);

2) определенность (четкое знание времени и ставок уплаты налогов);

3) удобство для налогоплательщика (время и способы взимания);

4) минимальность (налоги должны покрывать только насущные нужды).

То есть налоги должны быть справедливыми, не затруднять производственную деятельность, должны взиматься в удобное время и процесс налогообложения должен быть дешевым по необходимости.