рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ

ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ - раздел История, ТЕМА 1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ   В Начале 19 Века Утопический Социализм Оформился В Самостояте...

 

В начале 19 века утопический социализм оформился в самостоятельную школу. Импульсом послужили последствия промышленного переворота, ухудшение положения огромной массы трудящихся. Результатом было развитие идеи нового общества, лучшей жизни, счастливого будущего для всех. Особенность взглядов социалистов-утопистов: они рассматривали проблему капитализма с общечеловеческих позиций, принимали путь только реформ, отвергали революции; главное – убеждение, пример, воспитание, просвещение. Основные представители – Анри де Сен–Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858).

Идея закономерности в развитии общества: Сен-Симон, Фурье, Оуэн рассматривают явления экономической жизни с точки зрения их происхождения и развития; общество постоянно развивается и совершенствуется. Будущее общество – это результат развития прошлого и настоящего. Вывод - буржуазная цивилизация должна уступить место новому общественному строю (Сен-Симон – индустриализму, Фурье – ассоциации, Оуэн – социализму).

Идея закономерности связана с понятием движущих сил развития общества.

Для Сен-Симона основой развития общества является прогресс разума, науки, религии, морали. Большое значение он отводил собственности. Считал, что истинной основой социального здания является владение и порядок пользования собственностью. История человеческого общества – смена различных общественных форм, покоящихся на собственности.

Для Фурье основой развития общества является развитие знаний и "человеческих страстей" (потребностей, желаний).

Для Оуэна движущая сила – нравственный закон, диктуемый разумом, а характер человека формируется общественной средой.

Негативные черты капиталистического строя. Основной порок капитализма Фурье видел в анархии производства. Раздробление производства, несогласованный труд – зло. Все это приводит к противоречию интересов отдельных лиц и коллективов, и отсюда - неизбежность кризисов. В основе капиталистического производства конкуренция, погоня за прибылью, алчность капиталистов – все это ведет к огромному уничтожению материальных ценностей, обману и так далее.

Сен-Симон считал причиной зол буржуазного общества анархию и деспотизм.

Оуэн считал, что противоречия капитализма вытекают из трех зол: частной собственности, абсурдных религиозных систем и брака, основанного на частной собственности и религии.

Собственность. По Оуэну, частная собственность – главная причина экономических неравенств в обществе, преступности, бедствий, бедности трудящихся масс; она способствует отделению умственного труда от физического, фабричного производства от сельского хозяйства. Это деление вредно сказывается на здоровье людей, вызывает отвращение к труду. Оуэн связывал частную собственность с частным интересом, а на принципе индивидуального интереса возникают национальные розни, взаимная ненависть, преступления и т.д. Основное условие для создания справедливого общества – уничтожение частной собственности и замена ее общественной (это только у Оуэна).

Сен-Симон сохраняет принцип частной собственности, играющий стимулирующую роль. Но характер ее должен быть изменен так, чтобы приносить больше пользы обществу.

Фурье не отрицал полностью частную собственность. Он мечтал всех людей превратить в собственников предприятий. Чувство собственности должно быть и у рабочих. Все получают акции, стоимость которых равна их имущественному взносу. Распределение у Фурье в будущем обществе: 5/12 – по труду, 4/12 – по капиталу и 3/12 по таланту. Но это не окончательная пропорция распределение дивидендов, потом она будет смещаться в сторону труда и таланта. Совместный труд – залог устранения противоречий.

Оуэн деньги признавал пороком капитализма, связывал с ними эксплуатацию и считал, что как искусственное мерило стоимости они должны быть заменены естественным мерилом, то есть трудом. Предусматривал создание рабочих денег, где бы указывалось число часов труда, затраченных на производство товаров, говорил о том, что необходимо устраивать специальные "базары справедливого обмена".

Труд, его условия и содержание. Большое внимание условиям труда уделял Оуэн. "Человек такой, каково его окружение", то есть человек плох в современном мире, так как плохи условия труда. Оуэн на своей фабрике проводил усовершенствования: строил жилье для рабочих, столовые, устранял труд малолетних.

Фурье тоже считал, что нужно улучшать условия труда, только после этого можно говорить об эффективности, активности работников, об увеличении производительности труда. Нужно изменить содержание труда, чтобы изменить отношение к труду. Он отмечал, что при капитализме человек лишен права на труд. При капитализме труд являлся подневольным (насилие, голод), ненавистным для трудящихся.

Черты будущего строя. Фурье будущий общественный строй называет "гармонизмом". В основе его лежит ассоциация – производственный коллектив, где все склонности, способности и страсти человека найдут свое полное развитие. Ассоциация состоит из первичных хозяйственных ячеек – "фаланг". Фаланга – это комбинированное производство, где промышленный и сельскохозяйственный труд соединены. Труд будет разнообразным. Свободный труд обеспечит новую производительность, он будет более продуктивным, так как он не будет тягостью. Большое место отведено соревнованию в труде между людьми, взаимная критика тоже будет способствовать увеличению производительности труда.

У Оуэна основой будущего общества являются небольшие кооперативные общины, являющиеся самостоятельными хозяйственными единицами. Большое внимание уделяется отношению людей друг к другу. Будущая коммуна – совокупность хорошо одетых, хорошо воспитанных и хорошо относящихся друг к другу людей. Главное – согласие в обществе.

Сен-Симон будущее общество называл "промышленной системой" или "индустриализмом", где власть будет сосредоточена у крупных промышленников, которые займутся улучшением условий труда работников. Анархия производства заменится плановым производством. Труд будет обязателен для всех, а целью производства будет увеличение материального благосостояния трудящихся. Оставляя в руках капиталистов частную собственность, Сен-Симон требовал, от них, чтобы они свою деятельность направляли на обеспечение жизни бедных слоёв населения. Он считал, что, улучшая участь бедняков, богатые улучшают своё собственное существование.

Огромное внимание социалисты-утописты придавали созданию нового типа человека, свободного от корыстных устремлений, ориентированного на помощь и содействие друг другу.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕМА 1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

ТЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ В АНГЛИИ И ВО... Возникновение классической школы его общая характеристика...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУРСА “ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ”.
  Предмет курса “история экономических учений” (ИЭУ)– процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов. ИЭУ интересует не сама экономическая жизнь, а её о

ТЕМА 2. Экономическая мысль Древнего мира.
Изучение экономической мысли мы начинаем с рабовладельческого способа производства. Трудно установить первые проявления экономической мысли. Сейчас таковыми считаются экономические наблюдения, зафи

Экономическая мысль Древнего Востока.
  В странах Древнего Востока уже в 4 тыс. до н.э. существовали рабовладельческие отношения. Их возникновение здесь объясняется своеобразными природными и историческими условиями. Мягк

Экономическая мысль Древней Греции.
Экономическая мысль Древней Греции представлена трудами Ксенофонта, Платона, Аристотеля.   Ксенофонт(430 – 354 гг. до н.э.) Большая заслуга э

Экономическая мысль Древнего Рима.
Во 2 –1 веках до н.э. Греция была завоёвана Римом, который превратился в огромнейшее государство, основанное на рабском труде. Рим вёл непрерывные войны, что содействовало развитию в Римской респуб

ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
  Феодализм сформировался, так как рабство стало препятствием для развития производительных сил, повышения производительности труда. Говоря об экономических учениях в феодаль

Экономическая мысль Востока в средние века.
Для Востока в средние века характерной была форма “государственного феодализма”, когда государство играло огромную роль, вмешиваясь в развитие частных хозяйств. “Частное землевладение” было достато

Экономическая мысль средневековой Европы.
  Если говорить о Западной Европе, то здесь следует отметить, что экономическая мысль раннего средневековья нашла отражение в так называемых "правдах" (судебниках), которые

Меркантилизм как система теоретических взглядов.
Меркантилизм как экономическая теория представляет собой учение эпохи первоначального накопления капитала, выражающее интересы торгового капитала, отыскивающего закономерности в сфере обращения. Ме

У.Петти – родоначальник английской БКПЭ.
Уильям Петти(1623 – 1687 ) родился в семье мелкого ремесленника. Был юнгой на корабле, обучался медицине, занимался физикой, стал доктором физики, профессором анатомии и музыки. Был очень ра

Возникновение БКПЭ во Франции.
Экономическое развитие во Франции существенно отличалось от аналогичного Англии. В 17 веке здесь господствовала феодальная система эксплуатации при развитии товарного хозяйства. Капитализм в сельск

ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ФИЗИОКРАТОВ.
  Физиократия – власть природы, физиократы опирались на "естественное право", экономические законы признавались в качестве естественных и вечных. Познание объективных законо

Исторические условия появления учения А.Смита.
Во второй половине 18 века в Англии завершился процесс первоначального накопления капитала, то есть появляется новая стадия капитализма – стадия свободной конкуренции. Завершается аграрный переворо

Личность А.Смита.
Смит родился в семье таможенного чиновника в 1723 году. С юности отличался блестящими способностями. В 14 лет поступил в Глазговский университет, затем за блестящие способностибыл переведен в Оксфо

Мировоззренческий аспект экономической теории А.Смита.
Смит являлся сторонником теории “естественного порядка”. Он считал, что естественный порядок стихийно пробивает себе дорогу, даже вопреки воле людей, если те ему сопротивляются. Стихийные экономиче

Теоретические представления А.Смита.
Теоретические представления Смита отражены в его основном экономическом труде “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776), состоящем из 5 книг. Предмет анализа – исследова

ТЕМА 8. ПОЛИТЭКОНОМИЯ ДАВИДА РИКАРДО.
Дэвид Рикардо родился в 1772 году в семье богатого коммерсанта. Он нажил себе миллионное состояние операциями на бирже. Пришел в экономическую науку из практической сферы. Он также занимался естест

ТЕМА 10. МЕЛКОБУРЖУАЗНАЯ КРИТИКА КАПИТАЛИЗМА.
Возникновение мелкобуржуазной критики капитализма является закономерным результатом промышленного переворота (коней 18 – начало 19 в.) Последствия промышленного переворота: 1) вне

ТЕМА 12. СОЗДАНИЕ К.МАРКСОМ И Ф.ЭНГЕЛЬСОМ ПРОЛЕТАРСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  Основоположники марксизма – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895). Формирование нового направления экономической мысли приходится на 40-ые го

Ранний марксизм.
Маркс родился 5.05.1818 г. в городе Трире, в семье адвоката, окончил юридический факультет Берлинского университета. Во время учёбы проявлял большой интерес к истории и философии. Энгельс

Зрелый марксизм (50-60-ые годы).
50-ые годы – черновые наброски трех томов "Капитала" (1857-1858 г.г.), "К критике политэкономии" (1859 год, содержит теорию стоимости). В начале 60-ых годов - новый чер

Том 1. "Процесс производства капитала".
В предисловии написано, что конечной целью исследования является открытие экономического закона движения современного, то есть капиталистического общества. На развитие общественно-экономической фор

Том 2. "Процесс обращения капитала".
Этот том посвящен анализу воспроизводства капитала. Маркс выдвигает теорию общественного воспроизводства, он выделяет два подразделения общественного производства (производство средств производства

Том 3. "Процесс капиталистического производства, взятый в целом".
Здесь исследуется так называемые "превращённые формы" - цена производства, прибыль, рента. Выход в реальную экономику в 3 томе. Если в 1 томе присутствует высокий уровень абстракции, то в

III. Поздние работы (70-80-ые годы).
"Критика готской программы" (1875 г., Маркс): разрабатываются основные положения политэкономии социализма. Маркс обращает внимание на наличие переходного периода между капитализмом и соци

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги