ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ

 

В начале 19 века утопический социализм оформился в самостоятельную школу. Импульсом послужили последствия промышленного переворота, ухудшение положения огромной массы трудящихся. Результатом было развитие идеи нового общества, лучшей жизни, счастливого будущего для всех. Особенность взглядов социалистов-утопистов: они рассматривали проблему капитализма с общечеловеческих позиций, принимали путь только реформ, отвергали революции; главное – убеждение, пример, воспитание, просвещение. Основные представители – Анри де Сен–Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858).

Идея закономерности в развитии общества: Сен-Симон, Фурье, Оуэн рассматривают явления экономической жизни с точки зрения их происхождения и развития; общество постоянно развивается и совершенствуется. Будущее общество – это результат развития прошлого и настоящего. Вывод - буржуазная цивилизация должна уступить место новому общественному строю (Сен-Симон – индустриализму, Фурье – ассоциации, Оуэн – социализму).

Идея закономерности связана с понятием движущих сил развития общества.

Для Сен-Симона основой развития общества является прогресс разума, науки, религии, морали. Большое значение он отводил собственности. Считал, что истинной основой социального здания является владение и порядок пользования собственностью. История человеческого общества – смена различных общественных форм, покоящихся на собственности.

Для Фурье основой развития общества является развитие знаний и "человеческих страстей" (потребностей, желаний).

Для Оуэна движущая сила – нравственный закон, диктуемый разумом, а характер человека формируется общественной средой.

Негативные черты капиталистического строя. Основной порок капитализма Фурье видел в анархии производства. Раздробление производства, несогласованный труд – зло. Все это приводит к противоречию интересов отдельных лиц и коллективов, и отсюда - неизбежность кризисов. В основе капиталистического производства конкуренция, погоня за прибылью, алчность капиталистов – все это ведет к огромному уничтожению материальных ценностей, обману и так далее.

Сен-Симон считал причиной зол буржуазного общества анархию и деспотизм.

Оуэн считал, что противоречия капитализма вытекают из трех зол: частной собственности, абсурдных религиозных систем и брака, основанного на частной собственности и религии.

Собственность. По Оуэну, частная собственность – главная причина экономических неравенств в обществе, преступности, бедствий, бедности трудящихся масс; она способствует отделению умственного труда от физического, фабричного производства от сельского хозяйства. Это деление вредно сказывается на здоровье людей, вызывает отвращение к труду. Оуэн связывал частную собственность с частным интересом, а на принципе индивидуального интереса возникают национальные розни, взаимная ненависть, преступления и т.д. Основное условие для создания справедливого общества – уничтожение частной собственности и замена ее общественной (это только у Оуэна).

Сен-Симон сохраняет принцип частной собственности, играющий стимулирующую роль. Но характер ее должен быть изменен так, чтобы приносить больше пользы обществу.

Фурье не отрицал полностью частную собственность. Он мечтал всех людей превратить в собственников предприятий. Чувство собственности должно быть и у рабочих. Все получают акции, стоимость которых равна их имущественному взносу. Распределение у Фурье в будущем обществе: 5/12 – по труду, 4/12 – по капиталу и 3/12 по таланту. Но это не окончательная пропорция распределение дивидендов, потом она будет смещаться в сторону труда и таланта. Совместный труд – залог устранения противоречий.

Оуэн деньги признавал пороком капитализма, связывал с ними эксплуатацию и считал, что как искусственное мерило стоимости они должны быть заменены естественным мерилом, то есть трудом. Предусматривал создание рабочих денег, где бы указывалось число часов труда, затраченных на производство товаров, говорил о том, что необходимо устраивать специальные "базары справедливого обмена".

Труд, его условия и содержание. Большое внимание условиям труда уделял Оуэн. "Человек такой, каково его окружение", то есть человек плох в современном мире, так как плохи условия труда. Оуэн на своей фабрике проводил усовершенствования: строил жилье для рабочих, столовые, устранял труд малолетних.

Фурье тоже считал, что нужно улучшать условия труда, только после этого можно говорить об эффективности, активности работников, об увеличении производительности труда. Нужно изменить содержание труда, чтобы изменить отношение к труду. Он отмечал, что при капитализме человек лишен права на труд. При капитализме труд являлся подневольным (насилие, голод), ненавистным для трудящихся.

Черты будущего строя. Фурье будущий общественный строй называет "гармонизмом". В основе его лежит ассоциация – производственный коллектив, где все склонности, способности и страсти человека найдут свое полное развитие. Ассоциация состоит из первичных хозяйственных ячеек – "фаланг". Фаланга – это комбинированное производство, где промышленный и сельскохозяйственный труд соединены. Труд будет разнообразным. Свободный труд обеспечит новую производительность, он будет более продуктивным, так как он не будет тягостью. Большое место отведено соревнованию в труде между людьми, взаимная критика тоже будет способствовать увеличению производительности труда.

У Оуэна основой будущего общества являются небольшие кооперативные общины, являющиеся самостоятельными хозяйственными единицами. Большое внимание уделяется отношению людей друг к другу. Будущая коммуна – совокупность хорошо одетых, хорошо воспитанных и хорошо относящихся друг к другу людей. Главное – согласие в обществе.

Сен-Симон будущее общество называл "промышленной системой" или "индустриализмом", где власть будет сосредоточена у крупных промышленников, которые займутся улучшением условий труда работников. Анархия производства заменится плановым производством. Труд будет обязателен для всех, а целью производства будет увеличение материального благосостояния трудящихся. Оставляя в руках капиталистов частную собственность, Сен-Симон требовал, от них, чтобы они свою деятельность направляли на обеспечение жизни бедных слоёв населения. Он считал, что, улучшая участь бедняков, богатые улучшают своё собственное существование.

Огромное внимание социалисты-утописты придавали созданию нового типа человека, свободного от корыстных устремлений, ориентированного на помощь и содействие друг другу.