Экономическая мысль Древнего Рима.

Во 2 –1 веках до н.э. Греция была завоёвана Римом, который превратился в огромнейшее государство, основанное на рабском труде. Рим вёл непрерывные войны, что содействовало развитию в Римской республике экономического и политического кризиса. Войны, торговый и ростовщический капитал, а также крупные землевладельцы разоряли крестьянство, становившееся люмпен-пролетариатом (условий для превращения их в наёмных рабочих ещё не было). Военная мощь Рима ослабевала, приток рабов в связи с этим уменьшался, что в свою очередь вызывало усиление эксплуатации труда рабов, совершенно не заинтересованных в результатах своего труда. Всё это определило круг проблем, которые нашли отражение в экономической мысли Рима. Важнейшей из них было оправдание рабства, поиск путей повышения производительности труда рабов, а в связи с этим - разработка вопросов организации и ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Экономические мысли находим мы в трудах римских аграриев

Катон Старший (234 –149 гг. до н.э.) в сочинении “Земледелие” выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Катон предлагал содержать рабов в строгости, не заботился о естественном воспроизводстве рабов, ориентировал рабовладельцев на внешние источники, хотя и говорил, что рабы не должны мёрзнуть и голодать. Условия жизни рабов должны зависеть от того, как они работают; за провинности – строгое наказание. Много внимания уделил Катон вопросам организации надзора за рабами. Господство над рабами с помощью тех же рабов – вот задача, которую надо решать рабовладельцам.

Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) написал труд “О сельском хозяйстве”. В отличие от Катона Варрон интересовался проблемами воспроизводства рабов. Методы эксплуатации, предложенные им более гибкие и изощрённые. Варрон рекомендовал использовать даже психологические моменты, парализующие сопротивление рабов (раздача жён рабам должна сделать их более осмотрительными и привязать к латифундии).

Колумелла (1 век н.э.) в своём трактате “О сельском хозяйстве” описал состояние в период кризиса рабовладения. Здесь уже появляется отражение стремления производить товары для рынка (в отличие от Катона и Варрона). Колумелла отмечал низкую производительность труда рабов, советовал для её повышения использовать моральный фактор. Колумелла рассматривает роль колонов, говорит об эффективности их применения, связанную с появлением материальной заинтересованности в результатах своего труда.

Гракхи, Тиберий (163-132 гг. до.н.э.) и Гай (153-121 гг до н.э.) выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали ограничить крупное землевладение, а за счёт фонда государственных земель предлагали наделить землёй обедневших граждан на правах наследственной аренды.

Упадок римского рабовладельческого общества вызвал к жизни в середине первого века новую религиозную идеологию – христианство. Идеи раннего христианства затем отразились в идеях утопического социализма и коммунизма. Раннее христианство осуждало неравенство, частную собственность; определяло в рамках общины общую собственность; проповедовало необходимость физического труда не только для рабов, но и для свободных людей. То есть все идеи высказывались против рабовладения, что способствовало феодализму.