Экономическая мысль Востока в средние века.

Для Востока в средние века характерной была форма “государственного феодализма”, когда государство играло огромную роль, вмешиваясь в развитие частных хозяйств. “Частное землевладение” было достаточно условным.

Средневековый Китай. Здесь наблюдается тесная преемственность с экономической мыслью Древнего Китая. Примером может служить трактат Ли Гоу “План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа” (11 век н.э.). Главным источником обогащения государства Ли Гоу считает земледелие. В нём важно не допускать чрезмерной концентрации земли в руках немногих, важно обеспечить большее количество землепользователей, а значит и налогоплательщиков. Следует пресечь обращение крестьян к ремеслу и торговле, напротив, всемерно привлекая к труду в сельском хозяйстве части ремесленников и торговцев, а также “бродячий люд”. Ли Гоу призывал к лучшей организации финансов, усматривая в них залог достижения и сохранения стабильного порядка в обществе. Потребление по Ли Гоу должно быть разумно ограниченным. Правитель должен чётко контролировать государственные расходы и заботится, чтобы не только в верхах был бы порядок, но и в низах не испытывали бы нужды. Продолжая традиции трактата Гуань-Цзы, Ли Гоу много внимания уделяет регулированию цен. Он советует создать систему государственного регулирования сезонных колебаний цен (сглаживания их), в которой важное место уделяется государственным закупкам зерна и созданию казённых хранилищ зерна в каждом уезде.

Экономическая мысль арабских стран раннего средневековья представлена в Коране – священной книге мусульман. Несмотря на то, что Коран - книга в первую очередь религиозная, здесь нашли четкое отражение интересы арабских купцов. "Справедливость меры и веса" – положительный фон для деятельности купцов, это способствовало развитию товарно-денежных отношений.

К периоду позднего средневековья относится творчество Ибн Хальдуна (1332-1406 г.г.), интересное тем, что у автора очень зрелые подходы к пониманию экономических процессов и связей их с общественным прогрессом. Во-первых, он трактует общество как совокупность людей, объединенных на основе труда, то есть считает, что человеческое общество отличается именно трудовой деятельностью. Трудовая деятельность по производству материальных благ является связующим элементом - тем, что собственно и образует общество. И именно в труде, в производстве материальных благ он видел движущую силу поступательного развития общества. Он же подчеркнул регулирующую роль рынка в разделении труда в условиях товарного производства: чем шире масштабы рынка, тем глубже разделение труда. В приравнивании товаров он видел форму приравнивания труда (величина цены товара определяется количеством дней работы).Таким образом, Ибн Хальдун является представителем трудовой теории стоимости. Он также близко подошел к пониманию наличия необходимого и прибавочного труда и, соответственно, прибавочного продукта. Много внимания у него уделено не только теоретическим, но и сугубо практическим вопросам, то есть имеющим отношение к экономической политике. В частности, когда он говорил о государственном управлении, он отмечал, что государственная монополия является тормозом экономической жизни страны; он выступал против государственных монополий.

Концепция общественного прогресса Ибн Хальдуна традиционно привлекает большое внимание. Как уже было отмечено выше, он говорил, что движущей силой прогресса является материальное производство. И он рассматривал этапы развития общества, выделял этапы примитивности и цивилизации и считал, что общество входит в состояние цивилизации как раз с момента появления прибавочного продукта. Именно прибавочный продукт дает толчок развитию государственных институтов, культуры, науки - того, что, по его мнению, характеризует цивилизацию. На этапе примитивности существует только необходимый продукт. И именно прибавочный продукт вызывает к жизни комплекс проблем, связанных с собственностью, ее наследованием, охраной, ее управлением, что требует образования определенных учреждений, институтов, властных структур. Это все формируется на базе государства, то есть государство является как бы производной от производства прибавочной стоимости формой. И он подробно рассматривает развитие наук, искусств, культуры как следствие производства прибавочной стоимости. Объяснение здесь тоже очень простое: он обращает внимание на то, что до момента появления прибавочной стоимости, когда это еще не было возможно в силу низкой производительности труда, все члены общества должны были заниматься непосредственно трудовой деятельностью, производством материальных благ для обеспечения себя. С повышением производительности труда, с появлением производства прибавочного продукта появляется возможность для части общества освободиться от производства материальных благ (они существуют за счет прибавочного продукта, созданного другими людьми), а высвободившееся время посвятить творчеству, науке и т. д.

У Ибн Хальдуна материальная трактовка общественного развития – производительность труда зависит от прогресса орудий, что сказывается на состоянии общества и производстве прибавочного продукта.

Колебания цен Ибн Хальдун объясняет следующим образом: все товары он делит на "необходимые" (пшеница, бобы, лук и т.д.) и "лишенные необходимости", но приносящие пользу (приправы, фрукты, посуда, одежда и т.д.). На изменение цен влияет демографическая ситуация. Если город растет, то цены на "необходимое" снижаются, а цены "лишенного необходимости" растут. Если наблюдается упадок города, то происходит все наоборот. Здесь, по сути, показана динамика цен в условиях меняющейся экономической конъюнктуры (изменение которой отражается в изменении численности, что было закономерностью в тот период).