Государства Древнего Китая

 

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу (XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) и Чжаньго, «борющихся царств» (V–III вв. до н. э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на основе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. Создание первоначального, примитивного, государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства – вана, обладавшего значительной властью, и в образовании административного аппарата, состоявшего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя‑вана на землю.

Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н. э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая. Чжоусский ван создал сильное централизованное государство, которое к VIII в. до н. э. вступило в период раздробленности. Этот период характеризуется междоусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

В последние века до нашей эры в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества: 1) развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян‑арендаторов, наемных работников, рабов; 2) формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю – путь раздробленности, междоусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 г. до н. э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.

 

28. Сословно‑классовое деление древнекитайского общества

 

В шанско‑иньском (XV–XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI–X вв. до н. э.), переходном от общинно‑родового к классовому, обществе Китая складывающиеся сословно‑классовые границы проходили между тремя социальными слоями: 1) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений; 2) свободными крестьянами‑общинниками; 3) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати. Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников‑крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно «общественных полей») знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI и V вв. до н. э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами‑издольщиками на частновладельческих и государственных землях.

Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы‑издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян; рабы; наемные работники.

Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства – крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.

Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым» (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и «простонародью» (свободному крестьянству, ремесленникам).