Создание государства у франков

 

В 486 г. части салических франков во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481–511 гг.) завоевали часть Галлии и положили основание государству франков. В результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, франки создали обширное королевство, простиравшееся к 510 г. от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг, утвердившись как представитель римского императора, стал властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального, королевства. Он приобрел право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально‑экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига (а затем его внуки) вели междоусобную войну более ста лет. В этот период произошло формирование новых социально‑классовых отношений, которые строились на основе владения землей: короли практиковали широкую раздачу земли, которая становилась наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Дружинники превращались в феодалов‑землевладельцев. В марке (крестьянской общине франков) тоже утверждалась частная собственность на землю, а процесс имущественного расслоения среди крестьян сопровождался наступлением феодалов на их личную свободу путем прекария (договора, по которому феодал предоставлял участок земли на условиях выполнения повинностей) и коммендации (передачи господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости).

При Каролингах государственная власть франкских монархов превратилась в «частную» власть государей‑сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII–IX вв.). При Карле Великом (768–814 гг.) государство франков достигло наивысшего могущества, охватывая огромную территорию. Карл в 800 г. был коронован папой в Риме императорской короной.

 

52. «Салическая правда»

 

«Салическая правда» относится к V в. и показывает реальное состояние раннефеодального общества франков. Она называет следующие категории известного ей населения: рабы (хотя рабский труд не получил широкого распространения), служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально‑правовыми. Они были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало, а также с принадлежностью к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия заметны в системе денежных возмещений, имущественных и иных прав отдельных лиц. Раб, в отличие от свободного общинника‑франка, считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак рабыни со свободным влек потерю свободы. Полусвободные литы были неполноправными и находились в личной и материальной зависимости от господина. За преступление литу полагалось то же наказание, что и рабу.

Право франков говорит о прочности общинных порядков, общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, равных правах общинников‑крестьян на земельный надел, но также свидетельствует о начавшемся имущественном расслоении общества, появлении формы владения в виде аллода и праве наследной передачи надела по мужской линии. Аллод по «Салической правде» – отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков.

«Правде» известны следующие виды преступлений: против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); против собственности (кража, поджог, грабеж); против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Было понятие об отягчающих обстоятельствах (групповое убийство, попытка скрыть следы преступления), подстрекательстве к краже или убийству. Документ свидетельствует о запрещении права талиона и замене его возмещением вреда потерпевшему и уплатой штрафа королю, о запрещении кровной мести и замене ее выкупом (вергельдом, или пеней).

Судебный процесс носил состязательный характер, уголовное и гражданское судопроизводство велось одинаково. В качестве доказательств использовались: соприсяжничество, свидетельства очевидцев, ордалии (божий суд). Судебный процесс начинался по инициативе потерпевшего, велся устно, был формализован. Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительством выборного судьи.

 

53. Особенности раннефеодальных «Варварских правд»

 

Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают «Варварские правды», в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних – «Салическая правда», составленная в конце V‑начале VI в. «Рипуарская правда» – судебник другого племени – сложилась в VI в., но известен в редакции VIII в. «Вестготская правда» появилась в VI–VII вв. В ее основе был свод законов короля вестготов Эриха (466–489 гг.). Вслед за вестготами бургунды приступили к созданию собственного судебника. «Аламаннская» и «Баварская правды» появились в VIII в. «Саксонская» и «Тюрингская правды» известны в редакции конца VIII‑начала IX в.

Создавались «Варварские правды» королями вместе со «знатнейшими» (епископами, герцогами, графами) и «собравшимся народом». Все судебники, написанные тремя и более веками позже «Салической правды», при всей архаичности их норм свидетельствуют о новом этапе развития феодальных отношений. Все они написаны под значительным влиянием римского и церковного права.

Это судебники, руководства для судей. Но они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность – результат той правовой основы, на которой они складывались. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно. Для «Варварских правд» характерно подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, с произнесением определенных слов, с использованием предметов‑символов могло свести на нет действие самой нормы права. Совершались эти процедуры обязательно публично. Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знающего порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Основная функция суда у германцев сводилась к организации состязания между сторонами. В публичном характере ритуально‑правовых действий, в их наглядности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и пр.

«Варварские правды» несут на себе печать старых родоплеменных отношений. В них личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье.