Абсолютная монархия во Франции

 

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно‑правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны, прежде всего, зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое‑то время свои обширные сословные привилегии. В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами.

Абсолютная монархия сложилась во Франции к началу XVI в. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы – короля. Соответственно, ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно‑финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением. Система государственного управления включала: Государственный совет – высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т. д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления.

 

58. Французское право – кутюмы

 

К Х в. во Франции практически перестали действовать «Салическая правда» и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу, Бретань и др.) они отличались большим разнообразием. Особенно велика была роль кутюмов в Северной Франции, которую даже называли в связи с этим «Страной обычного права».

Обычаи складывались в устной форме; формировались на основе обычаев, признававшихся из поколения в поколение на какой‑либо территории местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов, возникало из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Соблюдение кутюмов было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую судебной властью.

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и логистами. Одной из таких ранних записей стал «Совет другу» (1253), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев – «Кутюмы Бовези» (ок. 1283), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.

За «Кутюмами Бовези» последовал ряд других подобных сборников: «Кутюмы Тулузы» (1296), «Древний кутюм Бретани» (1330). Особым авторитетом в судах пользовался сборник «Большой кутюм Франции», составленный в 1389 г. В 1454 г. Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников больших кутюмов и около 200 сборников малых кутюмов.

Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. В переработанном виде кутюмы стали более удобными для их доктринального изложения.

 

59. Южно‑французское писанное право

 

На Юге Франции важнейшим источником права стало римское право, которое имело глубокие исторические корни. Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и трансформировалось в с галло‑римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варваризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Настоящий ренессанс римского права начинается в XIII в. на юге страны, что было связано с деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из представителей этой школы – Плацетин – организовал в начале XIII в. преподавание римского права в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

Отношение королевской власти к римскому праву было двойственным. С одной стороны, для укрепления власти короли ссылались на формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. С другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание верховенства римско‑германского императора. Король Филипп Август запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя оно изучалось в других университетах. В Парижском университете преподавание римского права было разрешено в 1679 г., при Людовике XIV. Признав доктринальное значение римского права, короли ограничивали его практическое применение. Людовик Святой (XIII в.) постановил, что оно не является обязательным во Французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права.

Римское право оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи. Этому способствовала деятельность парламентов, где большим авторитетом пользовались постглоссаторы (бартолисты). Особую роль в использовании метода схоластики и формулировании общих принципов римского права сыграли профессора Орлеанского университета де Ревеньи и де Бельпарш. В XVI в. во Франции сложилась школа римского права, получившая название Школы гуманистов. Гуманисты отражали идеи эпохи Возрождения, отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам. Ориентированные на научное изучение римского права, они не повлияли на судебную практику и в XVII–XVIII вв. уступили позиции бартолистам.