рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Что такое шежере?

Что такое шежере? - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ Это Явление, Свидетельствующее О Глубокой Древности Башкирской Истории, О Вос...

Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не поддаваясь корыстям шовинситско-империалистической идеологии продолжало существовать и в духовном мире, и в жизни народа. Не только старшее поколение, но и молодежь начали проявлять интерес и уважение к шежере, вопросами, интересующими их, были засыпаны редакции газет. В деревнях и районных центрах республики доброй традицией стало проведение праздника шежере, на голубом экране ведется передача «Шежере». Всё же, наряду с башкирскими кубаирами или протяжными песнями – озон кюй, насколько мы осознаем шежере как духовную ценность во всей его башкирской привлекательности? Что же скрывает в себе это таинственное слово «шежере» ?

Просвещенные люди, возможно, посмеются над моим наивным вопросом, потому что они – мастера – каждый раз повторяют одно и то же, говоря, что «шежере» в переводе с арабского означает «дерево».

Верно, это дерево. Вернее – «одно дерево», так написано в словарях. Также знаем, что «одно дерево» на простом башкирском языке это ещё и «Тирэк» – великий ствол. Этот ствол – сложное значение, на котором держится наш духовный мир: Мировое Древо в мифологии или Столп Земли, а также Фаллос (Тора)…

Основой этих всех мифологических терминов в значении разновидностей ствола – реальный Тора-тау (гора в Ишимбайском районе РБ), т.е. в сознании наших предков это Столп-Тора Земли, подпирающий Небо. Согласно мифу, Земля и Небо являются разделенными на две половинки телом нашего прапредка Имира-гермафродита (отчего и говорят, что муж да жена – одна сатана, две предназначенные друг другу половинки), в следствии чего священный Фаллос – Тора-тау одновременно и соединяет и разъединяет этих двоих. Следовательно, дерево Тирэк, Столп, Тора-тау – все одного значения (и так было с древнейших времен).

Изображение родословной того или иного рода в виде Дерева (Тирэк) – результат исконно башкирского достижения. Потому что в основе арабского слова «шежере» лежит не простое понятие растения деревца, а – содержащий великий смысл мифическое «ствол», пришедшее от башкир: произношение «Акасака» (касак/касага – фаллос) с заменой “с” на «т» дает «Акатак» - название Тора-тау – знака фаллического строения в центре Аркаима. Согласно мифу, именно от этого Акатак-фаллоса (полый ствол) произошел Катай-Кыпсакский род. Если помнить, что Акатак – это в одно и то же время является и Акас – Агас (Тирэк, по-шумерски Агиш – ствол-фаллос), то становится ясным поучительное значение предания о происхождении рода Кыпсак из полого ствола-фаллоса – дупла – купсяк. Если человеческий род, таким образом, произошел от Дерева, то межродовые связи – ара представляли собой ветви, наследники этих частей – сучья, отдельные люди – представители этого наследства – листья, так было в представлении предков. С тех пор образовалось шежере, изображающее род, обозначающее «одно дерево». Известно, что слово «шежере» в том же виде проник в арабский язык.

Непредвзятым историкам хорошо известно, что китайцы переняли у наших предков всю цивилизацию, сказать проще, от навыков одеваться до запряженной в телегу лошади, от овладения ремеслом сплава металла до магнитной стрелки компаса, от надписей иероглифов на бересте до строения государства. Первые китайские города и первая треть длины Великой Китайской стены были построены нашими предками. Даже название этого государства, а также имена императоров разных эпох носили наименования башкирских племен: Син, Цин, Сер (Эсэн, Усярган), Китай (Катай); самое древнее название китайцев звучит также по-нашему: хуася (хыу эсэ – Вода-Мать или хауа эсэ – Небо Мать) тот же Усярган.

Наши предки, научившие письму китайцев, уже в те времена, когда китайцы ещё не владели письмом, вычерчивали (дословно: сыйыу) на бересте истории родов и племен, и слово «писать», как и сейчас, использовали в значении «чертить» «сыйыу», «сый»; а это слово на китайском языке используется в значении «ши» – «истории». Для того, чтобы писать истории, с дерева сдирали кору, на которой столбиками вычерчивали иероглифы. Нынешнее сыра (лучина или щепка), шырау (заноза), яра (рана), хызыра (сдирает) произошли от «сызыра» – сдирать. В следствии отсутствия на китайском языке звука «р», то было принято в виде укороченного «сызы»(«цзы»), поэтому «Ши цзы» на китайском означает «Исторические письмена». А лучина и щепка на нашем древнем языке выговаривались с «ш» и «ж» – «шыжыра». Этот «шыжыра» и поныне существует как «шежере», используемое в значении Ствола Дерева (Агас Олоно), где фиксировались происхождение башкирских родов от превопредка и предка до сегодняшнего поколения. Обычно это Дерево изображается на листе бумаги. У арабов не сохранилось башкирского смысла термина «шежере». А остался как «одно дерево». Причиной тому, видимо, послужило сравнительная разобщенность арабского общественного строя во времена царя Усярган (Саргон, 4 тыс. лет тому назад), продолжателя усяргано-шумерской преемственности. Верно, они достаточно переняли некоторые внешние признаки общественного строя древнего Усярган-Башкурта. К примеру, подразделение арабских общин на северных арабов и южных. Это схоже с Внешним Башкортом и Внутренним Башкортом. Ко всему прочему и северные и южные арабы подразделяются ещё на две ветви, образовав четыре ветви, что также повторяет разделение Прародины из-за развилок дорог Кюн-Уфу и Кунгыр-буги на четыре дороги. Религия также приветствовало многобожие. Но они не добились большего – древним арабам не суждено было достигнуть всесторонне универсального древнебашкирского общества; этому препятствовало их сильная разобщенность, их неспособность объединиться воедино. Поэтому «в доисламской Аравии мифология не была развита. У древних арабов мы не найдем мифов ни о возникновении мироздания, ни об оживленных божествах, как у древних греков и индийцев, ни развитого эпоса» (И.М.Фильштинский. История арабской литературы V- нач. X вв. М.,1985. С.27, 29). Подтверждая слова учёного приоткроем ту часть истины, обычно затянутую завесой: основы всемирноизвестных древнегреческих, китайских, а также свойственных другим народам мифов, эпосов, кубаиров из века в век низвергали наши предки из священной Прародины башкир и всего Человечества, из Тора-тау и центра Земли Аркаима через дороги Кюн-уфа и Кунгыр-буга. Но это не главное, речь не об этом, а – о «шежере». Его яркие изображения в виде Столпа Земли можно встретить не только в родовых шежере, но и в национальных украшениях, узорах (особенно на харауысах – на женских налобных повязках), это – свидетельство первичности башкир. По причине тех недостатков, отмеченных выше учёным, древние арабы сохранили в памяти «шежере», где написана история рода не в виде Ствола Дерева, а – как «обычное дерево». Такое отличие отражается также и в том, что некоторые законы Ислама мы разъясняем по своему. Скажем, Вечер Почитания (Кадер кисэ) священного месяца Рамадан у арабов рассматривается обобщенно как судьбоносное время в жизни человека, то у башкир этот день связан с Древом шежере и имеет особое значение: с Древа срывается лист, где указано имя человека, которому суждено умереть в течение года… Да, религия Ислам, как и другие известные религии выросшая на основе нашей древнейшей Прарелигии и усвоившая её основные законы, сущность этих суеверий понимает, как божью судьбу в отношении каждого человека. А корни суеверий, сами арабы, а также Ислам, распространенный через них на мировой арене, питаются законами, написанными нашими предками в виде шежере на лучине-коре дерева, на глиняных плитах. Шумерские шежере в глиняных книгах, с какой бы стороны их не изучали, всё одно – вылитые башкирские шежере.

Выше мы раскрыли причастность Столпа Земли горе Тора-тау. Его смысл, согласно мифологии, сводится к одному: Тора-тау низверг (породил) всё живое вокруг (в том числе людей), сама же Тора-тау на корах-лучинах предначертила шежере каждой живой души. То же читаем в глиняных книгах шумер. Прежде чем приступим к разъяснению почему это так, вспомним, что Тора-тау в мифах древних усярган-шумер зовется «Энлиль». «Энлиль» – Энел-ул, т.е. мужская часть первопредка Имира-гермафродита Ир (Ер, т.е. Земля), т.е. его Тора (фаллос). Термин «Эне» в настоящее время употребляется в собственном значении: к примеру, агалы-энэле (на рус.: родные братья), где «эне» - младший брат, а в прямом значении – фаллос. Следовательно, Столпом Земли является гора Тора-тау – это бог Энлиль в шумерских глиняных книгах. Шумеры также знали, что на лучине-коре (листьях) шежере Энел-ул судьбы людей начертаны с самого начала (т.е. судьба человека была предначертана): говорят, шежере Энел-ул -- в руках Энел-ул. А шежере, написанное руками простого смертного, следовательно, является известной нам копией претворенной в жизнь основной части основного священного шежере (Только Богу ведомо грядущее!). Эти самые древние шежере, написанные руками человека, и составляют шумерские глиняные книги.

Кстати, само слово «китап» («книга») является древним усяргано-шумерским словом, связанном с шежере. Потому что щепку, выстроганную с дерева, как было сказано выше, называли и как «сыра» («лучина»), а также «тап» («щепка»). Слово «агас» («дерево») также произносили и как агиш, ака, а «агас табы» (древесная щепка) сокращенно – ака-тап. Отсюда произошло «укы-тап» (читай щепку) и «акатап» -- понятие катап/китап (книга). И книга и тетрадь-дэфтэр произошли с тех времен: то, что было написано на коже (кун) называли кунукку (кун-укыу – читать кожу; кунегеу - привыкать), а теперь она книга; также с нашего древнего слова тап-тюр (щепки вместе) произошло слово дэфтэр – тетрадь.

В следствие того, что в Месопотамии был дефицит на хорошее дерево, из которого можно было бы вырубить щепку – кору, а кожа и шкура были слишком дорогими, то здесь для письма использовали подручный материал – глиняные плиты, листы. Термины, связанные с деревом «ака», «щепка-тап», «сыра-лучина» или чиркать, чертить, шежере, переносились на глиняные листы в том же виде: называясь дубсар (щепка-лучина) и туп-укус (щепка-дерево); от первого образовались тюпсюр, тюпсюнур (дословно: дотошный), а от второго – табак (лист) и тэбэ (глиняная форма), таба (формовка для глиняного тэбэ или сковорода для выпечки пресного хлеба из пшеничной муки). Одновременно, если учитывать, что дуб-сар на древнешумерском – писатель, а на архишумерском он -- умбисаг (эм-бисэ/эмей-бисэ – баба [рус.]), то выясняется, что первыми писателями были женщины, и с того же «биса» произошли на русском языке слова «писак», «писака». «Сура» также проник в Коран в виде священного писания, «сыра-бит» (шыра-бит) же – теперь как шрифт (ряд букв). Слово «сыра» шумеры писали сокращенно «сар» (сыр, хыр – резной узор, писать с узором). Также это слово употреблялось в значении «сид» (сыдыу, сыйды – чиркнул, написал), а «дуб-сар»ом (накладывающим узор на тэбэ) – был «писатель». Если учесть, что «бел» в шумерской книге – это сокращенное билэмэ, билэусе (владелец), то «бел канн туппий» это «билэусе тапты, тэбэнэ» (владелец щепки, тэбэ), т.е. по нынешнему проясняется «кагыз-кэлэм эйэхе» (дословно: владеющий бумагой-карандашом, что означает «писатель»). Термины, связанные с письменами позднего Ассурского (Усярганского) государства также по-нашему: Лу аба (оло апа -- старшая сестра) – тот же писатель; Лу мар (оло мырҙа -- старший брат) – писатель-ученик и мн. др. От слова «сепир» (сыбар – пестрый), означающее также «писатель» произошли слова цифр, шифр. Употребляемое нами слово «кэштэ» (книжная полка) произошел от древнего гиш-да,а в полном произношении – агиш-даб (дерево-щепка или книга-китап). Древние для письма также использовали щепку-кору с восковым покрытием, именующуюся как «туппу шар ишкурти» (тап-сыра эшкәртте -- натертый тэбэ-сыра) или «тап-сыра, натертый воском».

Писать письмо означало «сипирту», а его отправление – сапару (сыпыртыу/саптыртыу – пускаться в скачку, сабар – сэфэр – путешествие, пускаться в путешествие). Также говорили егерту – йугертеу, т.е. «пустить бегом». Школу называли е-дубба («өй-тэбэ» - «дом-тэбэ» или по другому, дом, где писали на тэбэ), от которого произошли «эдибэ», «эдэбиэт» - «женщина литератор», «литература». Темный дом – хранилище написанных тэбэ является думу е-дубба,а на древнем катайском языке – гергинакку(кергән-уҡыу -- дом, куда входят для чтения). Его древнешумерское написание являясь как им-гу(а)ла,восстанавливается как имэте-гуэлэ – мэте-гуэлэ, что в переводе на узбекский означает «глиняные кирпичи». Всё же главным является то, что подобные дома-хранилища назывались как бит шадыра (страницы шежере). Раз шежере уже в те времена использовались в своем нынешнем значении, следовательно, башкирские шежере начали писать ещё 5 тыс. лет тому назад.

И тогда и сейчас присутствует прием зачина шежере о том, что он был начат ещё со времен сотворения мира или после Всемирного потопа с пророка Нуха. В обоих случаях фиксируются данные из древнего щежере, из различных исторических трудов, документов. Если в зачине шежере повествуются мифы о происхождении предков, то в финальной части он больше опирается на реальные события, на конкретных людей и завершается упоминанием имени последнего составителя текста (или переписчика). Для примера обратимся к схеме «Шежере Царей», написанного в XVI-XIX вв. до н.э.:

1. В городе Н. был царь А., он царствовал столько-то.

2. Б. процарствовал столько-то.

3. В. процарствовал столько-то.

4. Там также правило столько-то царей и каждый правил по столько-то лет.

5. Город Н. во время войны пал и перешел в город М., где царствовал Г. и т.д.

В шежере предостаточно и таких данных, воспринемаемые современными учеными как плодами фантазий: «Пастух Этана … стал царем и процарствовал 1500 лет» или «Эн-Менбарагеси, победив царя Элам, сам стал царем, правил 900 лет» или «Мескинггашер из Ой-Инэлэ, сын божества Уту, стал жрецом и царем, процарствовал 324 лет» и т.п.

Этот «Шежере Царей», начерченный руками наших предков много-много тысяч лет тому назад, очень сильно перекликается с шежере правителей, составленный в XIX в. нашим видным ученым-историком Тажетдином Ялсыгулом аль-Башкорди! Подготовленный и изданный нашим трудолюбивым ученым эта жемчужина башкирского шежере (И.Г.Галяутдинов. «Тарих нама-и Булгар» Тажетдина Ялсыгулова. Уфа,1990.) напоминает произведение наших шумерских прадедов (для примера несколько отрывков):

«…Он основа рода человеческого, сотворен из глины, он – Адам – избранник Аллаха. Жизнь Адама длилась 1000 лет … Шейс похоронил Адама, мир ему … После кончины Адама родительница наша Хава прожила один год. После этого Шейс похоронил её возле Адама. Впоследствии, во время всемирного потопа, Нух, мир ему, извлек их в гробах из земли и поместил в Ковчег. После потопа он их похоронил на Святой Земле. В настоящее время их могилы находятся там.

От Адама – избранника Аллаха – родился Шейс. 2.Шейс прожил 910 лет. Похоронен в Индии. От него родился Ануш. 3. Ануш прожил 520 лет… Похоронен в Индии. 16. Тахмурат прожил 400 лет… Построил города Мерв, Шапур и Парс. Умер в Мерве … (В известных исторических книгах нашим прародителем [является] его младший сын Мерван).... 17.Мерван прожил в Бадахшане 200 лет, был царем... Похоронен в Бадахшане. От Мервана родился Афлайун. 18. Возраст Афлайун не известен. Возвел города Багдад, Басру и Куфу. Похоронен в Багдаде... От Туркмена родился Кенджа. Он был в вере Исы. Построил Бухару. Умер в возрасте 90 лет, похоронен в Бухаре... Старший его сын – Татар, младший его – Мишар, младше его – Иштяк, младше его – Ногай. Каждый из них был царем и основал свою орду... Из сыновей Кенджи основатель нашего рода – Иштяк. 31. Иштяк стал просвещенным мужем, ходил к Каабе, принес в жертву много верблюдов, знал в совершенстве Тору и Энджиль... Родина его находилась на Аму-Дарье. Старший его сын Тамъян, младше его – Усярган, младше его – Кубаляк, младше его – Бякатун, младше его – Сарт, младше его – Тырнаклы, младше его – Тубалас, младше его – Дуван... Из сыновей Иштяка основатель нашего рода – Бякатун. 32. Бякатун был очень обидчивым человеком. Бросив родные места, он отправился в северные страны и пришел к реке Миасс. Обосновавшись там, он прожил 90 лет... Старший его сын Айле, младше его – Юрми, младше его – Байлар, младше его – Байкы, младше его – Ирякта, младше его – Салджут. Все они, сделавшись царями, распространились по сторонам света... Нашим предком является старший его сын Айле... 41.От Алмаса родился Мирхашим. Он также построил город на берегу Средиземного моря, которому дал имя Эдирне. Он первым установил титул султана. Возраст его был 90 лет. По пути в Иерусалим, ознакомившись с Евангелием Исы, он принял их веру. 42. От него родился Бабек. Был султаном в Сальяне. Прожил 78 лет. Похоронен в Сальяне. 43. От него родился Карнаки. Возраст его был 190 лет. От него родился много сыновей. Кто в Крыму, кто в Китае, кто в Ираке был султаном. Нашим предком является Даймас. 44. Даймас в северной области построил город с названием Содом... В настоящее время Содом называют Алабугой, небольшая крепость. От Даймаса родились 2 сына. Старший сын Владимир, а второй – Маскав... 45. Маскаву и Владимиру Даймас построил два города. Одному дал название Маскав, а другому – Владимир... 46. От Маскава родился Тагйун, был христианином, прожил 60 лет. Был султаном в Маскаве и там же умер. 47. От Тагйуна родился Митрофан... 63. От Илхам-хана родился Абдулла-хан, 50 лет царствовал в Булгарии... От него остались двое сыновей. Один Алим-бек, другой – Алтун-бек. Нашим предком является Алим-бек. 64. Во времена Алим-бека ханство перестало существовать. Алим-бек рос на чужбине, странствовал по свету и стал [наконец] имамом и мударрисом в небольшом городке Кышан в булгарской стороне. Продолжительность его жизни неизвестно. 65. От него родился Мир-хаджи ... пришел в устье реки Зай. Там у Барадж-хана был имамом, умер в устье реки Зая. 66. От него родился Кул-Али. Отправился в Хорезм и там 45 лет был мударрисом. Из Китая с войском пришел Туси-хаким с целью убить Ибн-Хаджиба. Разрушил Хорезм и убил Ибн-Хаджиба... Кул-али бежал к киргизам. Затем оттуда перебрался на родину отца – в устье Зая... Опасаясь дракона, население Зая перебралось в устье реки Черемшана и основал там город. Назвали его Булгар. Кул-Али умер в возрасте 110 лет во время нашествия Хромого Тимура. Был учителем Ибн-Хаджиба...»

Как видно из шежере, цари жили не одну сотню лет, что дает пищу для ученых утверждать это плодами фантазий. Но не следует забывать следующее: здесь указан не возраст одного правителя, а общий срок, в течении которого правили целые династии царей, где царствование передавалось из поколения в поколение. А сам род носил имя зачинателя этой династии. К примеру, если составить шежере династии царей Романовых, то оно будет выглядеть следующим образом: в Москве Романов сел на престол, процарствовал 300 лет... По-видимому, башкирские шежере – это снятое с поверхности сливки истории. Башкирские шежере представляют собой вновь и вновь сплоченную, туго натянутую как пружина, силу. И у башкир были свои историки наподобие «отца истории» Геродота, Сыма Цяна, написанные им истории были превращены в пепел во время губительных и бурных войн, но осталась туго натянутая пружина шежере. Историк должен суметь ловко выпрямить и распустить скрытые содержания колец спирали. Известный историк в одной своей книге так отозвался касательно подобных памятников (В.Б.Ковалевский. Кавказ и аланы. Века и народы. М.,1984. С.71): «Только в двух страницах видишь такую тугую и сокращенную историю, что их можно восстановить лишь собрав по крупицам все имеющиеся источники. События удивительно ясно изображаются в определенном порядке: раньше воспринимаемые как легенда оказываются действительностью, а имена мифических персонажей совпадают с историческими именами, известных из других источников».

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что такое шежере?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг
На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные ск

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Огонь-Вода – Отец-Мать
Было это в давние-предавние времена. Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца… Земля была с ложку, а Небо – с чашку. (Башкирское народное творчество (16:39,40)

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие
Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии:

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Тот свет, Этот свет
  Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Наше великое государство Бактрия
Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19». Следовательно, интересующие нас карабан

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Рассказ о первом шежере
«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий с

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги