рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Огонь-Вода – Отец-Мать

Огонь-Вода – Отец-Мать - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ Было Это В Давние-Предавние Времена. Тогда Еще Не Было Ни Звезд, Ни ...

Было это в давние-предавние времена.

Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца…

Земля была с ложку, а Небо – с чашку.

(Башкирское народное творчество (16:39,40)

 

«Очень много архаических элементов», сохранившихся в башкирском народном творчестве (15:15) по сей день, сами по себе требуют начать разговор об «Урал-батыре» со времен «сотворения мира». Здесь имеется ввиду не практическое возникновение мира, а время превращения «первобытнообщинного строя людей» в человеческое общество в полном смысле этого слова. Уже в эпоху неандертальцев (200-35 тыс. лет тому назад) мифические начала, зарождаясь в человеческом сознании, в условиях этого первобытнообщинного строя принимает вид религии в виде магии и тотемизма. Видимо, в этот период возник анимизм (уверование в различных духов, хозяев – к примеру, у башкир есть «домовой», «водяной», «леший» и мн.др.). А на стенах пещер нашего Урала (Шульган-таш), Южн. Франции и Сев. Испании появляются первые наскальные изображения чудесных образов зверей и животных – первобытного изобразительного искусства, рождается также танцевальное искусство. Эти изменения в сознании людей, как уже было сказано, происходили в ранний и поздний палеолит (40-35 тыс. лет тому назад) – в период превращения людей типа палеоантропа в людей типа неоантроп. По словам археолога О.Н.Бадера, изучавшего наскальные рисунки пещеры Шульган-таш, древние охотники ещё в эпоху палеолита приходили с южных краев на Урал за добычей, и наша пещера была для них местом идолопоклонения. Радушная и красивая природа Урала притягивала их души к себе как магнит и своей богатой живностью, и своим расположением в середине мира – Евразии (17:67-68). Ещё одной важной причиной такого притяжения были материалы (яшма, позже различные металлы) и способы, из которых и в посредству которых изготавливали основные виды орудия, можно было в большом количестве обнаружить на Урале. Важно и то: эти памятники, обнаруженные археологами, сквозь тысячи и тысячи верст напрямую соединяют Южн. Урал с Ср. Азией, Ближним Востоком. К примеру, в Абзелиловском районе республики были обнаружены геометрические микролитные каменные орудия, выполненные в стиле племен, населяющих Ирак (старая Месопотамия), Иран (древн. Бактрия), но они не были завезены на Урал извне, а изготовлены именно из местной яшмы. Значит эти орудия не могут быть результатом обмена. Как подытоживает старший научный сотрудник Института археологии АН СССР Г.Н.Матюшин, речь идет о возможном единстве и кровном и языковом родстве, об общности культур людей из различных регионов (например, Урала, Месопотамии и др.), но использовавших один и тот же материал и микролитный стиль. «В каменном веке орудия, изготовленные из яшмы Юж. Урала, -- пишет ученый, -- были распространены от Урала до берегов Северного Ледовитого океана, от пустынь Ср.Азии до лесов и полей Камы… Жители Юж. Урала обеспечивали металлом почти все племена Восточной Европы» (23:92-97). У кровно родственных людей, владеющих одним общим способом изготовления орудия микролитного стиля, возможно, общим было и духовное богатство, в результате в широких просторах Евразии сформировались старосветные мифы, связанные с Уральскими горами, с нашим народом.

Согласно знаниям наших предков, почерпнутых из пристальных наблюдений за явлениями природы, по вечно крутящемуся и текущему воздушному потоку вдоль сводов Неба и Земли, соединенных между собой как перевернутые друг против друга казана (котлов), несутся воссоединенные Кюн-эсэ (Солнце) и Ай-ата (Месяц); на восточном горизонте, где Небо и Земля сливаются, во мраке объятий Земли половая клетка матери-Солнца и семя отца-Луны соединяются, набухают как жизнь на земле, прорастает как растение. Оплодотворив таким образом подземелье, Солнце и Луна восходят со стороны восточного горизонта, с места совокупления Земли и Неба, где Ай-ата – Луна поливает соками влаги порожденную им жизнь на земле, а Кюн-эсэ – Солнце – яркими лучами. Всё живое на земле, имея свои половые признаки – отца и матери – как и Кюн-эсэ и Ай-ата, воспринимаются нашими предками в виде женских и мужских половых органов. О том, что Кюн-эсэ была обладательницей женских гениталий, изображались ещё в рельефных памятниках Эль-Амрана XVIII династия царства Др. Египта (126:505, рис.169).Там видим, как в уста матерей человеческого рода лучами-руками Кюн-эсэ вливаются воды плодовитости, а в правой руке – на мужской половине – этих оплодотворяемых женщин – мужское семя – семя Ай-ата.

Предки верно уловили причины возникновения жизни на земле: солнечные лучи. Как говорят ученые, «под воздействием жестких лучей, способствующих ускорению образования сложных солнечных молекул, …образовалась цепь (т.е. начало жизни.-- З.С.), вбирающая в себя аминокислоты сложных органических веществ океана»(88:57).

Поучительно и следующее: космогоническая модель только что описанного древнеегипетского памятника со всеми подробностями так же ясно изображена на каменном памятнике в Урало-Алтайском регионе (Хакасия) бронзового века (рис. 14). К удивлению сегодняшних ученых весь мир был оповещен концепцией замкнутой цепи этой модели во всех подробных научно достоверных деталях (можно сказать научная монография!). Эта каменная «книга» состоит из стелы, похожей и на клыки мамонта, и на фаллос, и на зверя с человеческим туловищем и с козьей головой (93:222). Две половинки мифического яйца, изображенного в виде человеческой головы на переднем плане – деталь, описывающий Землю (а) и Небо (б), что составляет центральную часть композиции. Между небосводом и сводом Земли – пустота-атмосфера. В параллельных линиях берегов, соединяющих как эллипс два свода реки, напоминают линии овала лица. По замыслу древнего художника, если взглянуть спереди, продолжение стелы сверху человеческого лица (темя) должен был представиться как нижняя часть человеческого тела (подземелье), а продолжение входящего в землю стелы ниже человеческого лица (подбородок) – как передняя часть тела (и это подземелье). Выше линии человеческого темени, по идее, с нижней части тела изображены как бы протянувшиеся парные кружочки (г) с семью наростами-усиками и с отверстиями. К нашему удивлению, они являются с научной достоверностью изображенными готовыми к оплодотворению женская яйцеклетка, которые сегодня можно увидеть лишь через микроскоп. К отверстиям половой клетки наставлен мужской половой орган (в); о том, что он в этот момент находится в половом акте говорят нарисованные на нем в виде кольца двойные треугольники и ромбики – символ женского начала (24:22). В центре фаллоса виднеется тонкое продолговатое вещество, хвостато-головасто-глазастое семя, известное из учебников по анатомии сперматозоид, – который и должен оплодотворить яйцеклетку. Возле этих двух половых клеток, двух интервалов – на левом ребре стелы – есть изображение результата воссоединения, т.е. оплодотворенного зародыша, одновременно он является ещё и Солнцем-Кюн (ж). Этот Кюнь, оставив на Земле зародыш, восходит к небосводу, и осеменивший ее Месяц-Ай (з) следует за ней. Под линией, обозначающей свод Земли (подбородок), в недрах Земли изображена Месяц-Луна (д), оставивший на Земле одну из четырех своих лучей в виде семени. На задней части стелы пространство также разделено на две части посредством поперечной черты: Земля и Небо. Под чертой – под Землей – в виде одинокой точки есть половая клетка Солнца-Кюн, отданная Земле, и в виде ядер, четырехсторонних овалов – семя Ай-ата-Луны-отца (е). Наверху видна ведущая из небосвода в недра Земли тропа Ай и Кюн (и), а на самом верху всходящий Луна-Отец (Солнце-Мать уже прошла). То, что дорога-река, протянувшаяся по небосводу и своду Земли является дорогой Кюн и Ай определяется её изображением в виде лестницы (символ сперматозоида) и «вдетых» на них треугольников (символ яйцеклетки). Эти детали обобщают события и приводятся в виде полной модели в мифах народов мира (25:204-207), вообще, и в других южно-сибирских (25:204-207), башкирских (30:53, 134;15:373, 418; 16:70, 71), маринд-аним (29:154, 157-158), в мифах, в частности. Картина на обороте стелы, изображающей путь-лестницу проникновения Солнца и Луны в недра Земли, означает путь заката на западе в Землю (колодец), картина же на левом ребре вместе с изображением спереди показывает их восхождение на востоке с отверстия (рта) Земли. Этот момент также четко изображен в другом памятнике, обнаруженном здесь же: из широкораскрытой зубастой пасти мифического зверя (медведя?) высовывается голова барана (95:24). Здесь пасть зверя означает, конечно, Землю, а голова барана – Луна-Ай, выходящего из недр Земли. По-нашему мнению, эта картина напоминает нам эпизод из эпоса «Урал-батыр», где Заркум чуть было не проглотил Хумай (15:3190-33200). Также такие строки, как:

 

В небо взойдет без лестницы,

Землю вскроет без ключей (15:2750), --

 

отражают половую связь Солнца с Землёй. Подобные верования в средние века также были распространены у тюркских народов. К примеру, 7-ая глава «Тутыйнаме» придворного индийского поэта XIII в. правителя династии Альптегина тюрка Зияитдина Нахшибия начинается следующим образом: «После того, как Юсуф-Солнце погрузился в колодец запада (т.е. закатился) а Луна показалась из отверстия (из пасти или изо рта) востока» (100:63).

Возвращаясь к уже известной стеле, ясно одно: верхний рисунок спереди вместе с левым ребром на этом же уровне, посвящен моменту оплодотворения…

Конечно, удивляет то, что уже в древнем памятнике бронзового века с научной достоверностью изображены, особенно такие вещи, как невидимые простым глазам яйцеклетки, спремотозоиды, которые как будто показаны через микроскоп. Но необходимо понять, что наши предки не были глупы. Испокон веков история сама дает ответы на вопросы: ученые сообщили о том, что в известной пустыне Наска (Перу) в Юж. Америке были найдены археологические памятники, относящиеся к нач. н.э., в котором углядели конструкции самого примитивного микроскопа и чертежи с описанием принципов его работы (96:45; рис.2). Значит, человек до н.э. уже пользовался микроскопом. А всему миру известно, что в Америку люди переселились с Урала. Есть сведения о том, что люди старого мира в науке, вообще, в биологии, в частности, имели такие глубокие достижения, чем даже нынешние, и эти достижения, стертые с памяти по причине каких-то катастроф и катаклизмов, были вновь осуществлены лишь в XVIII веке, а некоторые до сих пор не раскрыты наукой (25:42-47). Возвращение опыта человечества – начинается с понимания особенностей мышления человека старого мира. В связи с этим в языке вырисовываются этимологии некоторых «вечных» терминов (ниже мы увидим одновременное образование башкирских и русских слов).

Мы узнали о выходе (восходе) Абас (Солнца) из недр Земли: Абас-Кот (Кюн-ак ут – Солнце-белый огонь)>(а) баскот>восход и Аба-скот (Cолнце-скот)>Аба-сгод>Аба-сыгады (восход Cолнца). Место заката Солнца: Эсэ-Кот>(Э) Сэкот>сэгэт (часы)>сагот (хауыт – посуда)>заход (закат). Ещё: Абас-атак (Солнце-Луна)>(а) басатак>база-дак (боз тауы – ледяная гора)>Буздяк>воздух>восток и т.д.

Абас (Аба-эсэ или Хауа-хыу ’воздух-вода‘)>Эбсэ, бисэ, эсэ (бабушка [диал.], баба, мать);

Абас>аваз (возглас)>авыз (рот, рот Земли и рот Неба);

Эс-ак-эр (вода-текущая-земля>(э)сакэр>сакыр (зови)>сагыр (излучение)>сыгар (выпускай)>загар;

из корней «эр» (земля -- ер) и ут (огонь – солнце): эр-ат>ир-ат (мужское население)>эрэт (мужская мочь)>Эрот (бог любви)>урыт (урт – защечина)>рот>роот («красный» в переводе с немецкого);

Эр-ал (сын Земли, т.е. Луна)>Эрал>Арал>Урал;

Эр-ал-ак>эралак>оролок (гнездо семян)>орлок (семя)>ирлек (мужественность).

Таким образом, разъясняются названия лучей Луны в композиции на стеле: Арал-ак – Арал агы (сперма) или тот же Урал-ак – Урал-агы (сперма) – одно и то же. Солнце и Луна якобы, вечно кружат между Небом и Землёй, сея луч-плодородие и лед-семя. Каждый их круг делится на определяющие Небо и Землю части – Дня и Ночи. Каждый из них по количеству сосков Волка-Матери или Коровы-Матери (общее количество которых составляет от 8 до 4–12), вскормившей Шульгана и Урал-батыра, и, согласно записям Ибн-Фадлана (45:66), по количеству 12 божеств дробятся на 12 часовой день и 12 часовую ночь. Кюн-эсэ (Солнце-мать), продолжая сеять плодородие, порождает великий круговорот жизни, а в цикле года 12 раз рождается Луна (год делится на 12 месяцев). Кобыла вынашивает жеребенка 12 месяцев (12-ти месячный календарь, был ещё 10 месячный календарь для коровы). Это было изображено уже до н.э. на скале Тамгалы горы Чу-Или на родине предков между Семиречьем (рис.15). Там слева над великоствольным Древом Мира отделившиеся яйцеклетки овальной Кюнэсэ-Солнца (а) входит в недра Земли справа (б) и, превратившись в различных животных, снова возвращаются в лоно Кюнэсэ (г), где они, вновь превратившись в яйцеклетки, отделяются от неё и опять же проникают в недра Земли – так вечно повторяется цикл рассчитанный со смертью и рождением 12 Лун. А 12 фигур, изображенные в композиции в экспрессивном движении, представляют из себя исчисления месяцев (93:117); изображение главаря в виде овцы указывает на то, что рисунок был сделан в год овцы…

Приведенные в результате комплексного изучения факты и данные сами же, по-видимому, говорят о совместном тесном росте праязыка с мифом, о том, что их проросшие истоки лежат в одной точке. А это, если выразиться мягко, усиливает существование, гражданское право науки о праязыке, являющееся главным средством в комплексном изучении истории. Что же касается нашей задачи, то она является основой того, что реконструкции элементов праязыка, сведения из мифа способствуют выяснить культурное наследие людей старого мира, создают возможности сравнительного и объединенного изучения наследия, считавшиеся якобы наследием других народов, но являющиеся нашим достоянием.

Как видно из вышеприведенных примеров, в мифологическом мире всё поделено на две половинки:

1.Небо (Кук) -- Солнце (Кюнэсэ) – Огонь-воздух;

2.Земля – Луна – Лед-вода.

Или проще:

1. Мать – Огонь;

2. Отец – Воздух.

Вечное понятие, построенное исходя из этого:

Отец-Мать – Вода-Огонь…

Но поскольку пологали, что огенное Кюнэсэ породила Землю (Ер-мужчина), то Небо (Кыз-девица) вынашивало его в свей утробе (типа инкубатора), но верили, что в недрах Земли, глубоко подольдом (боз) есть огонь, поэтому прозвали и как Ер-ут (Земля-огонь – Ир-ат -- мужчины), и как Ер-Боз (Земля-Лед – Ир-абыз – мужчина-патриарх). А все же во всех мифах одинаково: для порождения огня фаллос должен проникнуть в детородный орган – два пола должны воссоединиться, следовательно, огонь вспыхивает в материнском нутре.

В шумерском эпосе о Гельгамеш-батыре есть стихи, удивишие многих:

 

Из корней её смастерил себе пукку,

Из сучьев её смастерил себе микку …(22:86).

 

Дело вот в чем: упрямая богиня Инана, рассердившись на тех, кто не позволил ей пользоваться ею же самой посаженной липой – Тирэк, обратилась за помощью своему единокровному Гильгамеш-батыру. Надо сказать и о том, что казалось бы не возможно, чтобы липа, больше встречающаяся на севере Земного полушария, оказалась в Месопотамском (шумерском) эпосе на крайнем юге. Однако то, что наши предки переселились в Месопотамию с Урало-Памирского северного региона, наука признала (см.кн. С.Ш.Чагдурова). Охраняющую липу-Тирэк Змею Гильгамеш убивает своим медным мечом, Беркута зашвыривает на гору, разоряет пчелу в борте. Вырвав с корнем Тирэк и разрезав его на части, он отдаёт ствол Инане, а из корней её мастерит себе «пукку», а из сучьев – «микку» (22:86). До сих пор ученые не знают и гадают по-разному о том, что означает эти «пукку» и «микку», образовавшие драматическую завязку в эпосах «Гильгамеш» и «Урал-батыр» (22:86). Однако их секрет можно разгадать и через башкирскую почву. Но перед тем, как обосновать это, обратим внимание ещё на одну общность: в вышеупомянутом эпизоде с Инаной и Гильгамешом обозначаются основные сюжетные линии этих двух эпосов: одержание победы над царем Катилом, его дью-пяриями (Змей, Беркут в «Гилгамеше»), оборотней (Дева-Пчела в «Гильгамеше»), принести стране благополучие. Все башкирские эпосы и сказки вдохновлены этим. Тирэк – символ жизни – вообще, в башкирской мифологии составляет её центр, до принятия ислама наши народ поклонялся Столпу Земли Тирэку (Тюряк, Терек, Торок, Тора-тау). Если в эпосе «Урал-батыр» он изображался в образе царя Катила, стоящего во главе всего живого и земного, то победа над ним символизировало победу над всем живым, использование силы природы в человеческих нуждах.

Мы уже говорили о том, что Столп Земли (фаллос) – благодатный наш бог Тора-тау в шумерском мифе называется Энлил/Энел-ул (Энлил – сын Земли, фаллос или означает Тора-тау). Якобы, Господь Всевышний наш Имир (на шумерском Энки) вручил ему, Катилу, людей всего мира с их ремеслами (ремесленник, хлебороб, скотовод, строитель и т.д.) и приставил к нему в помощь божеств поменьше (19:127). Если помнить, что Кюн и Ай (Солнце и Луна) в круговороте мира каждый на своем пути проходит пространство между небом и землей, восходит и заходит либо по Тирэку, либо по лестнице, либо по столбу (все они имеют фаллический символ), то в следствие возрождения древнего языка приведут они к интересным выводам. Запомним следующее: возможно, слово «ак эр» ’уплывает под землю‘, означающее закат Солнца с Неба в Землю, произошли понятие акар ут>(а) кэрит>керет>«горит», а от «сыгара ут» (низвергает огонь) – понятие «сгорит». Это – термины магии порождения огня, мы приближаемся к сути этой магии. С.Ш.Чагдуров в своей известной книге по материалам на тюрки, на монгольском и шумерском языках доказал, что имена героев известного тюрко-монгольского эпоса Касыр/Гэсэр – имеют одно и то же значение «мужских половых органов» (8:51, 171-179). В то же время известно, что по многим показателям Гэсэр схож с Урал-батыром. В свою очередь имя Урала восходит к Оро-ул (сын фаллоса Тора-тау), а Шульган – дочь горы Эсэлег-эн, т.е. дочь горы Эмбэ – олицетворение женского начала – Неба. Следовательно, Урал, шумерский Энкиду, монгольский Гэсэр – сын Тора-тау Ай-Месяц, а также Шульган, шумерский Гильгамеш – дочь женского начала горы Эмбы Кюн (Солнце). Как связанные между собой мужское и женское начала, так и пути передвижения Ай и Кюн соединены друг с другом, образовав парные окружности с 8-образными линиями, которые, якобы, представляют собой дороги Кунгур-буги и Кюн-Уфы, проходящих через колесообразный город Аркаим – центр Земли. В результате того, нашим предкам Солнце-Мать по цвету казалась золочено-белозолоченая (желто-белая), а Луна-Отец -- золоченый бело-желтый, то их воспринимали как дорогих цветных металлов: золота, серебра и бронзы, поэтому названия этих металлов получились в связи с главными небесными светилами:

1. Соро-бурэ-Кюн-эсэ “серая волчица солнце мать”>Серебро-Кюнес (рус. серебро и башк. кюмеш); а также: Бурэкюнэсэ “волчица-солнце-мать”>бурекюнзэ>боронзэ>бронза;

2. Абоз-ол-атанай “лед-сын отец-луна”>абоз-олатан-ай>абыз-алтын-ай “отец-золото-луна” и: алтын/олатан>латан>латунь.

Изображая Столп Земли Тора-тау в виде растущего дерева Тирэк, ему также возлагалась обязанность интимной связи между Кук-Эсэ и Ер-ата (Неба-Матушки и Земли-Отца): ябалдаш (крона) Тирэка – небосвод, ствол (на баш. яз.олон на русском яз. лоно – лоно матери) – женское начало Неба, корни – мужское начало Земли; женское и мужское начала воссоединяются в стволе (олон), в результате чего рождается Кюн и Ай (Солнце и Месяц-Луна) – верно, не зря предок рода Кыпсак вышел из дупла дерева – из лона Тирэка-фаллоса!.. Совмещение обязанностей белокаменной Тора-тау и дерева Тирэк, возможно, связано с магией добычи огня. Известно, что древний человек сперва использовал в этих целях дерево, а к кремни пришел позже. Более того, названия частей Тирэк сами по себе и являются терминами магии добычи огня:

1. Тамыр “корень или фаллос”>табыр (табыр, табыу – добывать, добыча, ут табыр – добудет огонь способом натирания друг-другу два куска дерева).

2. Олон – ствол – лоно (лоно матери), продырявленное дерево для веретена.

3. Ботак – (сучья)>батак>матак (матка, залежи огня, дно отверстия в куске дерева).

Для объяснения странного выше приведенного шумерского стиха с «пукку», «микку», необходимо уточнить и вспомнить следующее: корень – твердая часть дерева (в то же время в старом языке мужское начало называли тамыр «корень»), а сучья – мягкая часть (в то же время женское начало также называли «сук/сек»). Поэтому заостренную верхнюю часть магического прибора для добычи огня изготавливали из жесткой (мужской) части дерева, а нижнюю – из мягкой (женской). Надо также учесть, что в мифах папуасов Нов. Зеландии (29:48) и древнего Египта (34:62) повествуется о том, как женщины чудесным образом беременели от застрявшего в их ртах куска дерева, где последний у папуасов называется «бока» («бюкю»). Следовательно, кусок дерева, которым был заткнут рот, называли «бюкю» - затычка, которым и сегодня затыкают горловины бутылок. Авау (вау – по-английски)! -- да разве этот «пукку», которую Гильгамеш-батыр смастерил из корня дерева (внимание! – шумеры фаллос называли «агиш»ом – по-башкирски агиш/агас “дерево”), не является ли этим же «бюккю», т.е. затычкой? Опять – тот же «пукку» -- «буга», «бугай» (племенной бык по-башкирски) у шумеров уводит коров. От шумерского «пукку», т.е. «бюкю», возможно, произошли также и слово «пика» и «бэке» - «складной ножик». Известно, что пикой можно и лёд проткнуть (прорубить прорубь), а отверстие на льду – прорубь на баш. яз. звучит как «мэке» (вариант «бэке»). А это, в свою очередь, совпадает со странным «микку» из «Гильгамеша». Под «бэке» у башкир также значится неприличное значение женского интимного органа «бака». В нижней части магического прибора для добычи огня, как известно, есть отверстие мэке, куда могла войти пика-веретено. Нижняя порождающая огонь часть, возможно, называлось и как «мэке-эйэ/бэке-эйэ» (пронизанная мать), а от «мэке-эйэ» произошла и «магия» добычи огня. Известно, что богиню любви и плодородия Инану шумеры прозвали «Мах(е)» -- «Мэкэ»… (8:180). Если учесть это, то, возможно, означает возжелание друг друга женского (инэлэк) и мужского (аталык) начал -- «любви» -- «мухаббат» есть «Мэке-аба – аба-Ат» (Мать-предка – предок-Отец).

В результате круговерти верхней части (мужской) магического прибора, в нижней в женской части (из отверстия) вспыхивает красный огонь (39:139-194). Так как прибор нельзя было использовать в перевернутом виде, то Небо (жен. начало), хотя согласно космогонической модели Небо и должно быть сверху, но здесь оказывается снизу. В связи с этим и с тем, что в жизни бык, уводящий корову, оказывается сверху, то согласно правиле «сверху-снизу», распространился обычай восприятия Земли не как отца, а матери (выражение «Ер-әсә -- Земля-мать»), а Неба, наоборот, -- отца. Это привело к нарушению издревле построенного в совершенстве закона и к путанице в сфере полов (например, Ай-ата превращается в деву, а Кюн-эсэ – в мужчину). В следствие этой путаницы, во многих старых языках плодородная земля является представителем женского пола, в мифе она – богиня, бог Неба – мужского пола.

По И.М.Дьяконову, понятия, определяющие плодородие живого мира, в одно и то же время означали и сексуальную страсть, и женскую красоту, и в действительности, также женский половой орган. Это слово, к примеру, на шумерском языке хи-ли, затем в аккадском (ак-кот) записывалось в виде кузби («женские чары»). Слово «хи-ли» в то же время составляет в семантическом ряду цепочку «хыулы-хулле» (башк. воды плодородия). И на шумерском понятие «хатын-кыз» - «женщина» произносилось в виде «хул» (101:196), читается как «саль», (башк. сулю “прекрасная”). Значит, дарующая жизнь женское начало и красивое, и плодородное – как ждущая семени. Мужское начало, наоборот, являясь из рода огня, вобрало в себя качества неприступности, неуступчивости – жесткость, остроту – и объясняет орудия труда: по шумерски шу (ныне шу-на – шына ’клин‘, шу-осло – шюшле ’острый‘, подходит к кочедыку – шюшлю); по-аккадский кату (ныне каты “жесткий”, кайау “жало”, казау “гвоздь”); по-шумерский агиш, гиш (ныне агас – дерево) или орудие в смысле палки, также значение хыу-хул давал форму мавт (смерть), они составляют семантический ряд «улемдэр» (смерти) – сирдэр (болезни) хыудар (воды) – хыуыктар (холода). Потому что, согласно сознанию древних предков, после смерти человек, якобы, отправляется на тот свет в Сулану (Селена – Луна) на лодке-полумесяце по реке вечности, его сопровождает бог Мава (на старотюркском – дикая кошка – древнегреческий бог в замен нашей Волчицы-Матери, китайцы также называют кошку «мау»). Мавт из уже известного шумерского памятника и есть Мава. Полное его изображение мы обнаружили в написанном по-нашему в сартском памятнике наших предков (VI-V вв. до н.э.) – об этом ниже будет сказано отдельно. Вот поэтому-то наши предки и воду, и реку смерти, по которой отправляли усопших на «тот свет» (этот обычай в средние века существовал у хазар) называли именем бога Мава. Интересно и то, что этот семантический ряд был обнаружен в письменах Аньянского памятника на родине тюрко-скифов на другом «краю земли» (Дальн. Восток), где иероглифы «хыу-хуль» в то же время читаются также в значение «ураган», «беда» (81:144). На нашем же современном родном языке болак (вода-река) совпадает с понятиями бола (беспорядок) – бэлэ (беда). В мифах Луна всегда олицетворялась с жидкостью: древние верили, что роса выпадает с Луны (83:328). Видимо, поэтому в вавилоно-аккадских мифах название бога Луны связано с Су-энэ, т.е. с нашей Хыу-инэ (Водяная мать или Богиня воды) и Сюн (в Башкортостане есть река Сюн), с водой-плодородием. А то, что в храмах Луны должность жрицы могли выполнять только женщины (101:15, 19) говорит и то, что Луна должна быть женского пола, а до этого у шумер мы Луну рассматривали как мужчину (101:163)… Сопровождающая на «тот свет» Сулана, в свою очередь, дает следующий ряд: Сулана>Селена (Луна)>сылана (мокнет)>Луна (источник воды)>Лена (река) (мокнет)>сулляна (оплодотворяется)>слюна, а также селян>желян>йылан (змея); селяка>желяка>жылкы>йылкы (конь). Интересно и то: этот мав (Мава) из праязыка и сегодня на современном языке означает ут-мау>тымау (простуда), т.е. «утлы» - «огненный», «высокоградусный» и «тымавлы» -- название водянистой болезни. На шумерском гиг – «темень, ночь, мрак, черный недуг», на башкирском языке «гиг-хыу» (гугхау>кукхау -- чахотка), «кара гиг-хыу» означает смертельное заболевание. Корень «хау» в значении «тормош» -- «жизнь» на древнешумерском языке и сегодня употребляется в значении первоисточника жизни «хыу» (вода) и «хау» («хаулык» - «здоровье»). Богиней пресной воды у аккадов была Хауа (на баш. яз.: воздух), теперь она по-нашему Хэуа-нахы – хыу-инэхе – богиня воды). На том же древнем языке «Хау-ат» давало и значение «хайуан» -- «скотина», а также хранителей вод и водоемов в мифах «хэулан/йылан» -- «змей». Если учесть вышеупомянутый семантический ряд, указывающий на однокоренную принадлежность в башкирской мифологии хранителя водоемов «йылан» и «йылҡы» (конь), то выясняется, что древнее слово «Хау-ат» -- это «Хыу-ат» (подводная лошадь или водяная лошадь из башкирских эпосов). Более того, прибавив окончание –ан творительного падежа из первой части того «дающего значения» слова, образовывается Хау-ан – хайуан (скотина). Древнее слово айн – куз – глаз в древнем языке также используется в значении «источник воды» (вспомним у башкир значение «кузле шишме» [дословно: глазастый ключ] и «кузем карахы» ласкательное слово, дословно означающее – «ты черень моих очей», в значении «айн-айнайым» - «айнанайым»), а оба глаза Неба (асмана), -- якобы, Солнце и Луна. Самау в смысле «небосвод» праязыка (на санскрите асман) у нас до сих пор используется как асман (небосвод) и асамай (стропилы крыши дома); а старое шамуту – «облако, плывущее по небу» - наше шама (чаинка), всплывшее на поверхность заваренного чая. Древним словом акман (ак ком он – белый мучнистый песок – белый снег, падающий с неба) сегодня у башкир называется мартовский буран Акман-Токман (из рода ак-ком-он). Тот же акман русским дал слово камень, грекам – акман – сандаловый красный камень-наковольня (195:3). Потому что, как уже было сказано, предки думали, что небосвод тверд как камень, как яичная скорлупа, литая из металла. И, когда боги, низвергая гром и молнии, били по сандалу-наковальню, якобы, на землю падали куски камня (кэр – кар – башк. снег). У башкир высказывания типа «даже если с небосвода будет идти камень», видимо, связано с этим.

Языковые материалы рассмотренного шумерского периода доказывают следующее: первобытные люди считали, что мир был создан на основе дуализма и стихийного диалектизма – единства противоположностей. У этих противоположенных веществ – огня (Неба) и воды (Земли) – первое, якобы, отец, а второе – мать (как было сказано выше это следствие нарушений и путаниц общекосмогонической модели). До сих пор жива древняя философия, гласящая о происхождении мира из огня и воды. Мы поняли это на примерах мифов народов мира. Если мыслить опираясь на это, на древнем языке предков позднего периода, как видно из приведенных выше материалов, ут (огонь) назывался как ат/ата (лошадь, конь-самец, с этого названия, видимо, и произошло синоним слова «ат», «аталыу» (получить имя); вода называлась эс (эсэ – мать) , отсюда, по-видимому, и произошли синонимы слов «эсэм» -- «исем» (имя, название), где первый из них мужского пола, а другой – женского. Если сказать попроще, то в древности люди, знакомясь, называли не свое имя и отчество, а спрашивали, мол, «кто отец?», «кто мать?» (т.е. чей?). Ответ на первый вопрос, возможно, означал «аты» -- «имя мужского рода», а на второй – «эсэмэ» -- «исеме» - «имя женского рода». Не забудем также о существовании у шумер «языка женщин»: эти два термина, возможно, относились к этому «языку пола».

После единения двух противоположенностей Огня (Ат) и Воды (Эс) возникают признаки жизни на земле:

Ат+Эс – атэс; по известным нам правилам заглавное авыпадает и образовывается тэс>тас (таш – камень)>таз (тоз – соль). В основе русского языка также лежит правило словообразования праязыка: эс (хыу-вода)+ал (эпитет огня ал, т.е. огненно-алый цвет)>эсал>(э)сал>сал>соль. Следовательно, морская соль – следствие соединения огня и воды, т.е. их детище. Согласно теории академика Опарина из солевой смеси воссоединяются начало органики первобытной жизни – концервантов, первобытная жизнь образовывается в следствии этой химической эволюции (БСЭ, т.21, С.57-58). Сегодняшними достижениями мировой науки установлено, что жизнь на земле сложилась от огня и воды, в следствии проникновения солнечных лучей в океаны (88:57-58). Если сказать попроще, то это значит, что в языковых материалах отражаются стихийные материалистические основы в мышлениях далеких предков касательно вопросов зарождения жизни.

Значительные выводы, сделанные в отношении праформ эс(э), ат(а), эр(э), ак(а), отстраненно обосновывается также в словаре Э.В.Севортяна (71:54-58, 140-141, 158-160, 200-201, 231-235, 288-289, 666-667). Эволюцию многих других, возникших из одного корня и составляющих центральную кость богатства разных языков, можно было бы определить по этому образцу. В любом случае, древние верили, что первый огонь возник во время близости мужчины и женщины, это суеверие до сих пор хранится в мифах папуасов маринд-аним (29:58). Так как думали, что огонь лежит и хранится внутри эсэ (матери), долг поддержания пламени в костре (усак/очаг – эсэк “мать”) возлагался на женщин (42:7). Продемонстрируем связанных с этой добычей огня примеры того, что разные современные слова произошли от одного корня древнего праязыка.

Несмотря на то, что веретено прибора добычи магического огня был сделан из дерева, имелось ввиду, что его основа – символическая гора Тора-тау – являлось и Ак-Бор Атан (Акбурташ Атай – Мелокаменный Отец), поэтому само веретено именовалось Ак-Бор-Атан. Ведь и в шумерском мифе Кур (Кер – входи, входящий фаллос) из-за самого великого мелового цвета горы Тора-тау был прозван Ап-Ак (Эбех) – Белый-белый (125:307).

Называя части магического прибора, обнаруживается произношение магической троичности одновременно на троих языках (башк., рус., немецк.):

1: Ак Бор Атан – верхняя часть прибора (мужская). Здесь Ак – эпитет возвеличевания, «бор» -- бер (1) – «атан» -- «один» (1) и из того же слова «один» - «айн» (1). От слова «Бор» также произошло название самого прибора: «бур», «бырау» -- «сверло» - быстро вертящееся веретено. А изготовленных из крепкого жесткого дерева называли «каты ак» («жесткий белый», у башкир катак -- фаллос), «агас» (на шумерском «агиш» - фаллос), из кости «куст ак» (на русском «костяк»), а из камня – «таш ак» («фаллос»), «ак таш» («азаш» - тезка, также фаллос).

2: Ак Од Аба – огонь, вышедший из середины, из места воссоединения 2-х частей. В свою очередь, «ак» («эк») – «ике» («два») (2), «од аба» -- «даба» - «два» (2), «даба(й)» - «цабай» - «цвай» (2), «Даба» дает также значение «таба» («рожает»).

3: Эс Ак Терэк («эсек-терэк» - «женское начало Тирэка») в то же время указывает на нижнюю часть «усак тирэк», изготовленный из мягкой осины или тополя (где тирэк – тополь [замечание переводчика]). В этом случае «эс» – «ус» “три” (3), «терэк» - «три» (3) и «драй» (3). Из слова тирэк образовалось «тэре» (крест), а синонимом его является «кереш» («входить»), который превратился в «крес» («крест»). В магии преклонялись всем этим предметам: во дворах (в хозяйственных постройках в кораме) священный вечный огонь горел и день и ночь, ему в жертву приносили свежий кумыс, масло, мясо; продырявленное (или просверленное) дерево, составляющее нижнюю часть магического прибора, или камня, ещё со времен позднего палеолита это делались в форме треугольника, символизирующего женское начало (45:143, рис.1), дырявые камни считались священными и они либо вплетались женщинами в косы, либо прикреплялись к посуде, к груди (до сих пор у башкир камень с отверстием считается священным, и он прикрепляется к доильнему ведру или на концы веретень). Верхнюю же часть прибора – каменный или деревянный фаллос – носили на шее мужчины (это у башкир видел арабский путешественник Ибн Фадлан). Это средство исцеления («эмел итеу»), которую носили на шее наши предки, являлась эмэлутом (амулетом), он также выполнял функции необходимых спичек (шырпы) с тем лишь отличием от современных спичек, что эти «спички» носили на шее мужчины, а «чиркующая» часть («чирки») – на шее женщины. От данного слова «эмел» образовалось название магической горы Башкортостана Ирэмел (Ир-эмел –фаллос мужчины-Урала). Именно выполненные в виде этих каменных амулетов с отверстиями, символизирующих женское начало («йам-ал-ут»), и продолговатых камней – символов мужского начала (“эмелут”), приборы для добычи магического огня были обнаружены в последние 20 лет на курганах Башкортостана периодов неолита (8-7 тыс. лет до н.э.), энеолита (8-5 тыс. лет до н.э.). Впервые эти находки были введены в научный оборот Г.Н.Матюшиным (56: табл. 70, № 15-17, 19; рис.49, №2, 3; табл. 95, №1-7; табл. 116, № 1-2; табл. 117, №2-12, рис.55). Всегда необходимо помнить, если один прибор изготавливался из камня или кости, то другой должен был быть из – дерева (для воспламенения). Конечно, приборы из дерева не сохранились до наших дней. Интерес представляет следующее: среди этих памятников сохранились и приборы раннего происхождения, основанные на трении, точении (пилить – пилить дерево) (56: табл.18; табл. 56, №1-3; табл. 63). Продолговатых (приборы) с ямочкой и выполненных в форме треугольника, называемые в научной литературе «утюг-ташами» (т.е. камень в виде утюга), символизировали женское начало, а продолговатых с рубчатой головкой, называемый «ручкой» – мужское начало. Одна из них изготовлена из камня, а другая – из высохшего дерева и, наоборот. Магический огонь добывали (у башкир: ут алыу, что дословно: брать огонь) путем натирания «ручкой» в ямочке «утюга». И сейчас вечернее, сумрачное время у башкир называют временем, когда «возьмем огонь», «после того, как возьмем огонь» (т.е., когда разведем огонь в светильнике), которое, возможно, пришло ещё со времен неолита и энеолита. Основная часть памятников в виде «утюг-таша» с ямочкой, имеющих огромное значение для науки, были обнаружены на Юж. Урале на берегу оз. Суртанлы в регионе, где испокон веков жил один из основных башкирских родов – Усярган и его уркян Тунгаур (56: табл.18, №1). На гладкой поверхности нижней части прибора для добычи магического огня в линию высечены известные для нас сакральные числа 3, 9, 8, 11. Среди них самое ценное то, что между 8 и 11 числами явно пписана тамга Куш-тау (Кушур). Эта реликвия палеолита и энеолита – родовой знак-тамга, как известно, не исчезнув и пройдя как минимум 10 тыс. лет по дорогам истории, ещё до самого раннего шежере рода Усярган, может претендовать на документ, доказывающий о принадлежности их древней культуре палеолита и энеолита – наследии башкирского народа. До сих пор в Индии шиваисты поклоняются продолговатому камню – мужскому началу (лингу) и камню с отверстием – женскому началу (йони) (8:177-178). Упомянутый линга – Лан-ага (Лан-угез – Лан-бык – фаллос), другой термин Йони – из греческого мифа, пережившего восточное влияние, Иона – Хыйыр/Корова, в башкирско-чувашском мифе Инэ-Хыйыр – Корова. Точно такие же предметы поклонения были обнаружены далеко от Индии на Юж. Сибири в Окуневской культуре (47:37). Как уже было сказано выше, еще в начале Х века Ибн Фадлан видел эти приборы на шее башкирских мужчин (45:66). Если вспомним, что начальное значение слова «Ир-ат» (мужчина) является «ер-ут», то становится понятным утверждение башкира, сообщившего Ибн Фадлану то, что он «шунан сыктым» (дословно: «вышел» или «произошел оттуда» или «из него»). Это орудие огня, называясь на тюркском языке по разному, обозначаясь «булавой» («бул-аба» - «бала атахы» - «отец ребенка») был популярным при царских дворцах, превратился в символ державы в руках царя. Эти фаллосы-булавы длиною 0,5 – 0,8 м с зарубиной на головке, были широко распространены от старого Востока Средиземноморья до Тихого океана. Сделанные из камней или бронзы эти булавы были обнаружены в скифско-усярганских курганах, в могильниках японских самураев-аборигенов (о. Хоккайдо, 46: 103-104). Вообще, установка на изголовье могильных камней, столбов – продолжение традиции увековечивания фаллического образа. Его полное изображение можно обнаружить на шумеро-аккадской гилиптике, где с двух сторон богини плодородия Инэ-ана (Инана) присутствует Тиша-тора (Тиштара) в образе двух фаллических столбиков, на концы которых вдеты Ай (Луна) и Кюн (Солнце); рядом есть стрелообразные обозначения, указывающие на момент восхода Луны и Солнца (47:153, рис. 28). На другом таком же рисунке Луна изображена не круглой, а в виде серпа (47:154; рис.29). Эти столбы Солнца и Луны в Японии обнаружены размером высотой в 2 и 2,5 м (46:04), а на Сев. Кавказе – и того больше. В целом, врытые в землю высокие каменные фаллические столбы, называемые «менгер» (“покрывающий” самку) и связанные с культом Дня и Ночи, встречаются от Японских (46:98) до Британских островов (48: XII-XVIII) по всему пространству Евразии. Распространяясь по всему континенту, менгер, конечно, проходит и через Уральские горы, через Башкортостан – доказательством является менгеры у деревень Эткула, Муллакая, Кусея, Биккула. Менгеры Эткула, образовавшие окружность Солнца (Кюн) и числом стел означающие божественное число 13, к примеру, были построены в виде маленькой копии известной Стоунхенджской менгерной обсерватории Британии каменного века (48:1). К сожалению, 7 камней из 13 утеряны – жители деревни Старо-Эткулово Баймакского района РБ в последнее время разобрали их для фундамента домов (49:188-189, 198, 207). Со временем эти менгеры формировались в очень высокие и величественные башни, в обелиски (47:55-57), например, гигантский менегер-башня в Британии (47:155, рис. 32) и обелиск Сенурсета I в Египте (47:155, рис.33). Если проследить за корнем слова обелиск, то в древнем Египте он произносился в значении «Солнечные лучи-растение». И по-нашему он объясняется также: «обел» («аб-ал» -- «алый-алый») – «алхыу кояш» -- «алое солнце», «иск» -- «усек», «усенте» (растение) или Кояш-ут теле (Луч-язык Солнца-огоня); также Стела – «Эсэ теле» (язык матери или родной язык) или язык Кюн-эсэ (Солнца-матери). Следовательно, обелиск, стела это не менгер, а символ языка Солнца, вышедшего из-под земли через менгер (вспомните стелу из Хакасии). Что же касается фаллического символа, то в этой связи интерес представляет башня Кабус в Иране, построенного в 1006 г. (47:155, рис. 37): на старом письме он назван не на персидском «кюмбез», не на арабском «кубба», а нашем старотюркском языке «касыр» (47:58). Это – тот же фаллос (вспомним «мал касырыу» - «увод/загул скота») и имя фаллического героя (Касыр – Гэсэр) тюрко-монгольского эпоса! В местах локального проживания башкир подобная башня – «Башня Тамерлана» находится в Зауралье на железнодорожной станции Тамерлан. Название станции не имеет ниакого отношения к Аксак-Тимуру, потому что башня была построена задолго до его рождения (I век до н.э.), грекам же она была известна под названием «Таш Манара на Имай» («Каменная башня на Имай [на Урале])») (50:299, 301).

Двоичность нашего первопредка Господа Всевышнего Имира – начала всего живого в мире и самого мира, -- где его левая сторона Им (жен.) и правая Ир (муж., вместе Имир), была заложена древними в основе их мировоззрения – религии, философии, мифологии, культуры в целом, способствовала возникновению существующего до сих пор закона о дуальности.

На скале около оз. Балхаш изображены (рис.16) зародыш первоначала (а) и возникший от неё дуальность жизни – женского пола (б) и мужского пола (в) (127: рис.5).

Возьмем две начальные термины дуальности (53:61-65):

1.В древнеегипетском мифе первоначало – это отец-бог Атум (Атом). Он возник от соединения корней «ат» (ут -- огонь) и «аба» (уба, оболочка, т.е. «овальное яйцо») и является известным для нас в форме мифического яйца космической субстанции. Атум является первым богом, отцом богов, породившим самого себя из первоначального хаоса (53:61). В «Текстах Пирамид» сказано: «Привет тебе, Атум, привет тебе, Хапри, породивший себя сам! Ты возник именем своим «Уба», ты возник именем своим Хапри» (53:62). Слово «уба» также подтверждает вышеприведенную истину – вторая часть имени Атум состоит из корня «уб». А первая часть объясняется главной природой бога (огонь и оплодотворение). Что же означает Хапра? М.А.Коростовцев верно рассматривает, что Атум и Хапра – это одно и то же, то и называет их Атум-Хапри (53:62). А это известный нам Имир – соответствует ранней дуалистической концепции: ведь Небо (Им) и Земля (Ир) первоначально были парами-гермафродитами. Значение же Хапра учёный объясняет в связи с глаголом древнеегипетского языка «хпр» («произойти», «образоваться»). В башкирском же языке это сродно со словами «куперэ» («пенится»), «хепрэ» (метет), «супре» (дрожжи»). Как хлеб поднимается, становится пышным благодаря дрожжам – супре, так и богиня Афродита возникла из пены (Купере)! В этом месте доселе употребляемое слово нашего богатого историзмами языка говорит о многом: это тот же «хэпрэ» (в жестком произношении «хапра»): до сих пор у башкир по отоношении кого-либо конкретно-игриво говорят «хэпре» («неряшливый»), а пенку кипевшего бульона повар снимает половником, т.е. хапыра. Следовательно это слово «хэпре» -- по своему первоначальному смыслу означает скопившуюся пену поверх вскипевшего бульона. Он един с термином древнеегипетского папируса, составившему ему пару. Если это так, то, согласно древнегреческому мифу, претерпевшему влияние Востока (или наоборот!), возникла возможность в возрождении первозданного положения родившейся из пены богини Афродиты – это Хапра-тутяй(Пена-тетя).Родилась ли первоначально эта красавица Тетя Пена в человеческом облике? Нет! Как и все антропоморфные боги и богини, она изначально была зооморфной (т.е. в виде зверя), если выразиться точнее, то в виде змеи. Вот как она реконструировалась: ак-аб-эре-тутяй («хыу-хауа-ер-тутей» - “вода-воздух-земля-тетя”)>ак-кабара-тутей>ак-кобр-тутей (дословно: «белая-кобра-тетя»). Если обратить внимание на выделенные слова в ряду, то «ак-кабара» по-нашему все та же пена – «кубек» (к примеру, говорят «хыу кабара», т.е. «вода пенится»); сгруппировав «акк-абара», также ясно: в воду («ак») гонимой водки смешивают муку и получают дрожжи – апару (абара): «На печи стоит апара, вспенилась уж она»)… Что же касается «ак кобры», то «ак» - священный, «кобра» - род священной змеи. Представители одной из племен в Индии до сих пор поклоняются «белой змее» - кобре. Вспоминая наших предков о змее – богини, скажем им спасибо за то что они сохранили и донесли до нас башкирские предания: и у нас белая змея священна, обладателю её рожка, якобы, сулит бесконечное богатство. В эпосе «Урал-батыр» под именем Кахкахи мы видим эту белую змею, а под образом палки с жемчужиной головкой – рожок белой змеи (15:1350, 1544-1551). Сохранился Южноафриканский наскальный рисунок, где изображается соединение Быка – мужского начала со Змеей – женского начала, вечное движение круговорота мироздания (рис.17). Конкретно там следующее: а) мужское начало Сивого-Быка (огонь) соединяется с б) женским началом Змеи (вода), оплодотворяется от Кюн/Солнца (в) и от поцелуя Сивого-Быка со Змеёй-Матерю (г) возникает замкнутая цепь Круговорота мира, от которого рождаются первые антропоморфные женские (д) и мужские (е) начала. Этот цикл повторяется вечно (54:64). Два противоположных бога (Ахура-Мазда и Ангра-Майнью в священной книге Авеста древних времен родились близнецами у Змеи – жены Быка, а распространившиеся от них наследники превратились в единокровных фратриев – противоборцев друг с другом. Древний миф, гласящий о совместном построении мира Мамонта и Змеи сохранился в Сибири (25:178-179).

2. Как известно из древнеегипетской мифологии, породивший самого себя первопредок Атам вместе с почитающими его младшим божествами в более ранние периоды составляли 9 богов. Вот шежере этих почитателей: Атам – Шу, возникший из выплюнутого Атамом семени – бог Шуна и его прекрасная половинка богиня Тефнут (оба между Небом и Землёй) – бог Геб (Ер – Земля) и его прекрасная половинка Нут (Кук – Небо) . Этот шежере-родословная был написан в одном из пирамид фараонов и описан как модель космогонии (рис. 11, 25:185). Там Нут – Небосвод, Геб – Земля (рис.18). Затем Геб и Нут породили ещё одну пару – бога Осириса (праотец растительности) и богиню Исиду (праматерь всего живого), а также Сетх с Нефтудой (53:63). До 535 г. до н.э. в некоторых племенах Исида оставалась богиней всего начала, праматерю (53:51). Корень слова «исида» «иси» является нашим словом «эсэ» - «мать», и с V-VIII вв. в рунических письменах оно так и читается как «иси».

В композиции Перу (инк) в образе Атам-Хапре невозможно не рассматривать белого Жабу-Ягуара и черного Жабу-Ягуара как одну пару. Удивительные строки, подтверждающие это, были обнаружены в египтских «Текстах пирамид»: «Я, как и тот Хапра, уживаясь живу. Я уживался и все живущие жили ужившись. После того, как я жил ужившись, все живое также уживалось и многие вышли из моего рта. Тогда не было ни Неба, ни Земли…» (53:65). Словом, модель космогонии в мифах народов мира вновь повторилась и утвердилась вместе с вечно движущимся круговоротом мира. Применение приема восстановления праязыка, следовательно, дает возможность вскрыть т.н. “сорок замков”, под которыми таилась таинственная сущность дошедших до нас слов-терминов. А это само по себе поможет раскрыть секреты, связанные с ними мифологии, археологии, петроглифологии и др.

Ещё до рождения христианской и мусульманской религий на шумеро-аккдаских рисунках мы видим символ Кюн-ут (Солнца-огня) крест (42:5), символ Ай-боз (Луна-лед) полумесяца (47:154, рси.29). Эти же символы были известны носившим название башкирского «истека» мексиканским ацтекам (42:16) и местным башкирам (51:178-181, 187). Начало установления на верхушках менгиров-башень (символов фаллоса) символов небесных светил (крест, полумесяц) – это рождение прообраза сегодняшних церквей и мечетей.

Обобщая космогоническую сущность перечисленных самых древних и широко распространенных общих мифов, если сказать проще, она образует нижеследующую универсальную модель: округлые «как яйцо» парные половинки субстанции, сгустившиеся как одно целое из мути вселенского Хаоса-Мрака, Небо и Земля воссоединены между собой; между ними возникает третья сила (шына или клин -- фаллос) и разъединяет Небо и Землю, в результате чего возникает среда для зарождения небесных тел (Солнце, Месяц, звезды) и земных сущностей (живой мир, растительность) – Кук-хауа-хул (небосвод-воздух-вода) и Ер-боз-хыу (земля-лед-вода). Кюн-эсэ (Солнце-Мать) и Ай-ата (месяц-Отец), круглосуточно проносясь “вокруг Земли”, протекают по небесной воздушной реке с восхода на запад, затем, закатившись “под землю”, вновь протекают по подземной реке с запада на восток, после чего, взойдя «изо рта Земли», как и в прошлый раз, продолжают свою круговерть по вечной небесной реке. Таким образом, для наблюдающих за дорогой Солнца с северного полушария Земли, вечно повторяющийся круговорот года (Асаба-Эстэк – Свастика) возникает по напрпавлению часовой стрелке (рис.19, а,б), а для наблюдающих с южного полушария – по направлению против часовой стрелки (в,г). Наши предки, изобразив эту формулу в виде вечно крутящегося вокруг оси четырехлапчатого Круговертя – Колеса Мира, называли его известным нам Свастикой (от слов Асаба-Эстэк “особа-усярган”>сабэстэк> Свастика.). Этот священный знак-символ, к сожалению, приобретший несправедливую репутацию из-за вероломного использования его фашистами, является живым оком, средоточием башкирского национального орнамента (51:170, 180-181), а также символом жизни и живучести для многих народов мира. Этот символ мы и сегодня видим на камнях седых скал, на горшках, на сотканных народом паласах и коврах с национальными узорами, на вышитых и украшенных аппликациями одеждах (рис.19). На горшке бронзового века, найденном на земле древних башкир Бактории, изображено следующее: (а) в самом низу– черепаха-Земля (1) – знак вечности, сверху -- Корова- Небо (2), а в небесах (3) – Колесо Мира (Свастика). Как писал С.И.Руденко, этот узор для башкирского изобразительного искусства является самым своеобразным и характерным, а его корни восходят в самую древность. Это искусство питалось соками искусства древних людей, живших в середине I тысячелетия до н.э. (52:290-291).

А изначально человек где жил, как расселился по земле? Согласно широко известному в современной науке учению, самые древние культуры мира возникли на земле Ближней (Западной) Азии, люди в течение 100 тыс. летий расселялись в тех краях; жили в пещерах нынешней Палестины и Сирии, Ирана и Ирака, а также на берегах Анатолии, Памира и Кавказа (7:11, 18). Дальше-больше, якобы, по всему Земному шару распространились по известной нам дороге Кунгур-буги. Общим скелетом примерных показателей картины этих переселений может послужить наблюдения китайского ученого Ван Тун-лина. По его мнению, колыбелью человечества и всего мира был Памир, предки современных людей разошлись в разные стороны с этих мест. Одна часть, отправившись на запад, освоила широты Ср. Азии, Афганистана, Белуджистана, Персии, Месопотамии, Саудовской Аравии и Европы, позже на этих местах образовалась белая раса. Вторая часть, направившись на восток, обосновалась в нынешнем Синьцзян, Цинхай Китая, а также в Тибете, Монголии, Манчжурии, Кореи, в дальних районах Китая. На своем пути следования на восток этот поток раздвоилась на две ветви: правая ветка – люди желтой расы – освоила пространство от бассеина реки Янцзы до Вьетнама и Таиланда (предки мяо, яо, лоло, вьетнамских аборигенов), проникла на север Китая, к реке Хуанхе, достигла Цинхая и Тибета; левая же ветвь распространилась на с.-в. Китая (тунгусы), в Монголию (моноголы) и на Алтае (тюрки) (18:9-10). Добавим также один штрих к общей картине: через «каменный мост», находившийся на месте нынешнего Берингова пролива, люди отправились и в «Нижний мир» - в Американский континент; основная же часть предков, не покинувших Памир, по словам известного О.Н.Бадера, оставшись на издревле освоенном пространстве между Памиром и Уралом, по-прежнему продолжали возвращаться для яйляу (летовки) на Урал (летняя стоянка сезонных кочевников), а для зимовки уходили на склоны Памира. Такое положение вещей сохранялось до средних веков (9:41-43). Конечно, в предположениях китайского ученого ощущается односторонность (не упоминаются тюрки – основоположники государства [якобы китайского] Шань-Инь, расположенного на берегу реки Хуанхэ на севере Китая и т.д.), но чувствуется, что основа предположений опирается на общие учения. Согласно же этому общему учению, как мы уже приводили, не знавший одежды нагое человечество возникло в теплых краях – в Малой Азии и Африке и оттуда распространилось по всему миру. Но полностью ли верно это предположение? Достижения мировой науки, конечно, не отрицает о существовании прародины человечества, потому что доказано укоренение языков и культур народов мира в одном гнезде. Проблема в одном: где находилась эта прародина, одно общее гнездо? Ведь все данные отвергают Малую Азию и Африку. Ведь в мифологии народов мира общей совместной точкой, известной в виде прямого возникновения Вселенного-мира – является Столп мира – Тора-тау и Пуп Земли – Аркаим-тау, и оба они находятся на седом Урале, на земле исторического Башкортостана!..Об этом сказано и в священной книге зороастрийцев Авесте. Согласно ей обитаемая людьми (понятие это выражено там башкирским словом кеше-бар, что буквально означает “здесь есть человек”) часть Земли разделена на семь областей, из которых довлеющая над всеми остальными центральная область разделена горным хребтом напоминающим Урал; здесь расположен Центр Мира -- гора Тирак, это название тоже является идентичным башкирскому названию священной горы Торак/Тора, расположенной в Ишимбайском районе Республики Башкортостан. Там же сказано, что здесь “были созданы Каяниды и герои” (главы V о семи планетах и XI о свойствах земли). Названные “каяниды” по-древнебашкирскому означает “поклонники кай-ана, т.е. волчицы, что значит усярганцы-башкиры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Огонь-Вода – Отец-Мать

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг
На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные ск

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Что такое шежере?
Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не под

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие
Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии:

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Тот свет, Этот свет
  Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Наше великое государство Бактрия
Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19». Следовательно, интересующие нас карабан

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Рассказ о первом шежере
«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий с

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги