рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ Крепко Обосновавшееся В Общей Мифологии Образы Двух Столпов Земли – Тирэк С Д...

Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии: в центрах поклонения Солнцу обязательным предписанием было то, что внутренность храма представляла собой место ночевки Солнца и Луны, а двери храма – отверстие в Земле – место выхода на свет из-под земли этих светил, задний вход храма – место входа в подземелье, а на косяках дверей устанавливались парные колонна-подпорки – две девы, выводящие и возвращающие Солнца с Луной и символизирующие Столпов Земли -- священный Тора-тау (7:32). На древнем языке парное значение предмета высказывалось через 2-х кратный повтор одного и того же слова, а во множественном числе – 3-х кратного, остатки которого мы до сих пор наблюдаем в нашем родном языке, к примеру, «эре-эре» («крупный-крупный»), «зур-зур» («большой-большой»), а во множественном числе: «эре-эре-эре», «зур-зур-зур». Если произношением мифического Тирэка (Древа Мира или Столпа Земли) является Тор (тур), то парный Тирэк (Куштирэк) будет иметь форму «тор-тор». Следовательно, обеих известных мифических дев, возможно, называли «Тор-тор» («Тур-тур»). Эти предположения оправдываются в пантеоне шумерских богов: там есть богиня Тортор (Туртур, 89:156,670) -- мать бога-пастуха Думузи и богини-доярки Хэштинанны. Неизвестно какую роль она, богиня Туртур, выполняла, но можно предположить: будучи матерью пастуха и доярки, конечно, она должна была будить их спозаранку, отправить их на работу, она же заставляет пробудиться и рассвету. То, что это так, доказывает Тортор из башкирского мифа: у усярганских башкир принято будить детей следующей прибауткой: «От Тортора пришла весть – велит всем встать!» (где Тортор – это раздельное тор-тор, т.е. вставай-вставай). В народное сознание это так сильно впиталось, что автор этих строк, ещё ничего не знающий о шумерах и шумерских богах, использовал эту деталь в своем первом рассказе «Дедушка Лес» («Урман бабай»), опубликованный в 1957 г. в журнале «Пионер» и вышедший в 1967 г. отдельной книгой. (43:5).

На этом месте, кажется, будет уместным предупредить. Сейчас и далее автор, сопоставив шумерские и башкирские материалы, не задается целью делать открытия в науке или ставить знак равенства между шумерским и башкирским языками. Он всего лишь старается обратить внимание на интересные перекрещивания религиозно-мифологических терминов, родства шумерского и башкирского языков. В этой связи он опирается на труды известного шумеролога И.М. Дьяконова (19:5-55), книгу С.Ш. Чагдурова. Потому что до сих пор шумерский язык не рассмотрен ни в одной языковой системе науки, остается открытым его природа, требующего своего изучения. Поэтому разные авторы переводят тексты, написанные на этом языке, по- разному и делают разные догадки (19:124). Об этом говорят сами ученые. Следовательно, так как до сих пор продолжается процесс определения места шумерского языка среди языков мира, то, возможно, среди наблюдений автора найдутся полезные для этого мысли и идеи.

Таким образом, выяснилась взаимосвязанность таких мифических значений, как Болан-инэ и Тирэк, «буре-кеше-кош» («волк-человек-птица») и Бюкю (Затычка) и Тирэк , Тора-тау и Тирэк – все они были обнаружены в одном сюжете. На каменных шумеро-аккадских печатях – гилиптике часто изображаются рисунки птицы с львиными или человеческими головами (парные птицечеловеки Эмдэгот -- Сакыра), они иногда соединены пуповиной с верхушкой Тирэка, вырванного с корнем и отнесенного куда-то (22:26, 124). Кстати, шумерские гилиптики можно рассматривать как впервые в мире достигнутый типографический метод тиражирования заранее изготовленных рисунков и текстов: точно также, как и сейчас, книжную страницу сперва вырезали на каменном валике (цилиндре), и «отпечатывали» на глине-камне будущую книгу. Появившееся 6 тыс лет тому назад понятие «печатать на камне» (ташҡа баҫыу) лишь в башкирском языке сохранился в первозданном виде. Это также невозможно не показать как иллюстрацию, доказывающую общность в вышерассмотренных мифах других регионов. Ввиду того, что исследователи шумеро-вавилонского наследия эти таинственные образы нарекли «птицечеловеком», то и мы принимаем этот термин. Шумеро-аккадские клиненные письмена ученые читают по-разному, но версия Мортгата «Имдугуд-Суккуру» (22:17; 32) – ближе к истине. Во-первых, он должен именоваться как «Эмдэгот-Сакора». Это имя-должность одного из тех, кто вызволил Солнце и Луну из-под земли. Если рассмотреть в отдельности парное имя, то получится следующее: 1) Эмдэгот “ямдагы от” – огонь в яме-рте Земли, то есть восходящее Солнце; 2) Сакора – эпитет Солнца («сагыу кюн» - «яркое Солнце»), в то же время примитивный способ добычи огня путем удара огнивой на камень («сак-ора», «сакма сак»). Здесь «сак» -- «добывай», «ора» - означает «бьет» (высекать огонь кресалой); также подходит к «оранлай» -- «кричит», например, говорим «ах ора>акыра» («кричит»). А если это понятие соединить с символом Тора-тау «акас» («агас» -- «дерево», по-шумерски фаллос), то получится агас-сакыра>(а)касакора>кыскыра (кричит). Следовательно, в слове «кэкук сакыра» («кукушка кукует») «сакыра» -- это сокращенное от «кыскыра». В результате, получилось полное имя-должность одной из сестер Солнца и Лукны: Эмдэгот-Сакора, т.е. Ямдагы-от Сакора («ямдагы-от» -- огня в яме, «сакора», сыгара – вытаскивает, вызваливает), где дословно на русском языке звучит «вызваливает огонь из ямы». Давайте представим: две взлетевшие близнецы (хотя их в выше приведенных примерах называют как родные сестры, но фактически они являются разнополыми -- мальчиком (Сак, в последних стадиях развития мифологии его стали нпазывать Урал) и девочкой (Сук, -- в будущем Шульган), окрыленные как птицы. Один (Сак) стоит «у пасти Земли или ямы» на восточном окраине горизонта – на месте слияния Небосвода с Землей, вторая (Сук) – на западном окраине («отверстии»). Первый на заре «у пасти» призывает выйти из-под земли огня-Солнца, а вечером Луны, крича «Сак! Сак!» (т.е. «Сык! Сык!» - выходи или взойди). После чего Солнце с Луной должны взойти на Небосвод. Вторая утром призывает Луну, а вечером Солнца из Небосвода вернуться в Землю: «Сук! Сук!» (т.е. «Садись!» или «закатись!»).В связи с этим первого (будущего Урала) звали прозвищем Сак, а вторую (будущую Шульган) -- Сук,при том они являются героями (Урал, Шульган) древнейшей первоосновы мифа о мироздании, переработанного потом (в XVII веке до нашей эры) как эпос «Урал-батыр».

Если исследовать родословную имени, то поговорка «Высекать огонь кресалом» может послужить для этого ключом. Этот магический обряд, обычай производится путем ударения тяжелым металлом (небесное тело, ибо Небосвод считался металлическим) о камень (Землю). Ввиду отсутствия звука «h» в старом языке, его писали и произносили с «с» - «сук» (ударь). Следовательно, «сакма сагып» в древности звучало как «сакма сугып». Если отбросить окончание в словосочетании, получится краткое «сак» и «сук», где обнаруживаются имена двух мифических «сестер» Солнца с Луной: одна из них, действительно, «Сакора» (кричит «Сак!»), вторая – «Сукора» (кричит «Сук!»). Полное имя второй (девы) в соответствии с первой будет Эмдэгот-Сукора (вариант «сукола»). А это, в свою очередь, напоминает знаменитый древний башкирский народный миф-баит «Сак-Сук»:

Один крикнул «Сак!», другая молвила «Сук!»

…………………………………………………

На закате Солнца начинаем мы кричать.

(35:41).

Из-за железной стрелы мы повздорили. Мать

Нас прокляла, за что – не понять.

 

Возникает вопрос: о какой железной стреле идет речь? Чья она?

 

До возвращения отца, мать нас прокляла.

(51:37).

К вечеру стали птицами мы, удивляемся сами тому…

(35:40).

Прокляла мать нас – знать, близок конец,

Тут мы улетели – не видел отец.

 

Кто был их отцом, где он?

 

Сели на дерево – крылья раскрылись.

С матерью, что прокляла, мы простились!

 

Мифология Америки и Нов. Гвинеи вновь соединяются с шумеро-вавилонскими мифами через башкирскую – общим для них является присутствие Тирэка (Мирового Дерева) с полуптицами! И ещё одна маленькая деталь: благодаря башкирскому мифу выяснилась причина улета двух сестер в облике птицы – материнское проклятие… Но согласно законам мифотворчества материнское проклятие не может пасть на головы собственных детей – этого не допускает вскормленное им материнское молоко. Может быть эта была не родная мать, а – мачеха?..

Кто же была их мать?

По ночам эти близнецы вспыхивают звездами (Зухра, Сулпан?) и светятся по краям Неба:

 

Слева – один, а справа другой.

Как мы желаем быть вместе с семьей.

 

Однако:

 

Воссоединиться не успели – Солнце взошло

(35:37-39).

Сидя друг против друга кричали,

С восходом Солнца брезжит уж свет.

С рассветом же мы отдаляемся опять…

(35:41).

 

В последних строках отразились знания по астрономии наших предков – то, что эти две планеты на небе могли принимать облики то утренней, то вечерней звезд, одновременно эти две «сестры» выполняли обязанности «вывода Солнца». Названия звезд образовались на шумеро-башкирской основе: сакора ’вызывает‘>Захора>Зухра (Венера? Сатурн?) и Сукора>Сукола ’ударяется‘ (Марс?). «Вызывающая» звезда Зухры стала звездой любви, а «ударяющаяся» Сукола-Марс – планетой войны. В результате добавления к «суколе» названия «апан» (в смысле дева), это имя изменилось следующим образом: Суколапан>Суклпан>Сулпан – известная нам звезда Сулпан/Марс. Следовательно, в башкирском «Сак-Суке»Сак оказывается звездой Зухра, а Сук – Сулпаном.

Вопросы же, порожденные баитом и заданные нами в риторической форме, ещё более углубляют нас в мир древней башкирско-шумерской мифологии и дает доселе оставшиеся без внимания интересные литературные образцы – об этом речь пойдет позже. Но до того, приоткрыв карту, следует сказать об обосновании мифа о птицечеловеке на острове Пасхи. В стародавние времена жители этого острова поклонялись этому птицечеловеку (36:26-27), сохранилось много петроглифов, легенд и преданий, связанные с его культом.

Находчивые читатели, возможно, обратили внимание: вначале мы, опираясь на предания американских индейцев и папуасов, назвали башкирских Сак и Сук сестрами Солнца и Луны, вконец после выяснения того, что одна из них – это звезда Зухра, а другая – Сулпан, но сомневаясь, поставили знак вопроса в том, что Зухра – это Венера или Сатурн, а Сулпан – Марс, напомнили при этом о продолжении поисков. Доведению этого до конца способствует то, что современный башкирский беит-миф поддерживается древним башкирским мифом. Под древним башкирским подразумевается древний народ страны Акатак (Аккад), продолжающий традиций шумер. Акатак (катак, каток), как известно, является окруженным колодцем-колесом – воображаемым центральным зданием колесообразного города Аркаима, «Аккад» же – сокращенное от «Акатак». Часть общекосмогонического моделя, где живут люди и боги, состоит из 5 кругов-уратов (орда), а 6-7 круги принадлежат Самому Господу Всевышнему Имиру; внутренние три части модели являются месторасположением прародины Усярганов-Башкир. Если начать счет с центрального круга, то:

1) Усярганская орда (кусяркендек «ось-пуп»); 2) Катайкыпсакская орда (котоккыпсяк «колодец-ступица»); 3) Бэжэнэкбашкирская (тоган-тахорская) орда (тугынтахормэс «обод-колесо»). В Месопотамии во время правления Катайкыпсаков 2-ой орды (XXII в. до н.э., кутии), продолжателей прежнего усярган-шумерского государства Ассур, их столица носила тоже название Акатак (Аккад), а их самих (катайкыпсаков -- кутиев) соседние народы нарекли сокращенно акат (аккад) акаты, затем и в истории они запечатлены также. Однако основателем столицы Акатак был главарь усярганского рода Саргон (Усярган). Усярганский народ этого государства со временем прозвали именем столицы – акат/аккады, под названием которого они и вошли в историю. Как известно из произведения «плач по разорению Акатака» из глиняной книги, эта процветающая столица Усярган была разрушена горным катайским народом (кутиями, 131:137, 140). Поэтому, когда речь идет о письменных памятниках народов Акатак или о самих акатаках, то необходимо иметь в виду, что это произведение принадлежит усярганцам или акаты – сами усярганцы. Древний башкирский миф, способствующий раскрытию тайн Сак-Сука, как раз и является усярган-аккадским мифом. Если сказать яснее, то это усярган-аккадский дастан «Отправление на тот свет» (XI-VII вв. до н.э.), потому что эти страницы глиняной книги были найдены в руинах древней Ашшурской (т.е. усярганской) библиотеки (до XXV в. до н.э. там был архив Шуруппак). В этом обнаруженном дастане речь идет, как мне кажется, именно о нашем Саке и Суке:

 

В страну, откуда нет возврата – под землю и воду

Эстэр – дочь Эсины – отдала свою душу,

Эстэр – дочь Эсины – отдала свою светлую душу

Миру Караморак – срубу Иркэлле.

В сруб, откуда нет возврата раз пришедшему,

В порог, откуда нет возврата путешественнику,

В сруб, откуда никто больше не увидит белого света,

Чтобы остаться во мраке без света;

Вместо воды там – пыль, вместо еды – глина,

Одежда – как птичьи перья и крылья…

(150:92)

 

Изображаемая в дастане героиня Эстэр (Иштар) – это наше древнее значение названия звезды «Эсэ торган йондоз» (дословно: «Звезда, на которой живет мать», то есть душа Сука, будущего Шульгана); древним грекам оно дошло в значении «звезда», «планета». Основная производная «Эсэк-тор» -- Эсэк, т.е. гора-богиня Эсэке/Шаке, родившая Корову-Матери (молочной матери Урала), но приютившая к себе Волчицу-Мать – молочной матери Сука-Шульгана. Значит, гора Шаке и для Волчицы, и для ее молочной дочери Сук-Шульгана является не родной. А имя богини Эстер/Эсэ-тор это в значении ’у Шаке-горы живущая’ – молочная дочь Волчицы Сук/Шульган, она является падечерицей богини Шаке-горы. А ее мать, именуемая Эсина/Сина/Шуна, означает «Волчица»; все это означает «Сук/Шульган – дочь Волчицы умерла».

Еще надо отметить: в выше приведенном отрывке аккадского дастана обнаруживаются такие современно-башкирские слова Караморак ’черный мрак‘ (подземный мир), Иркэлле (ир-акэлле) ’мужчина-фаллос‘...

Таким образом, молочная кормилица Сука/Шульгана Волчица, порожденная горой-богиней Юряк-тау, для горы-богини Шаке-тау, приютившей ее у себя, не является родной, а падечерицей и Сук тоже является неродной внучкой;из этого следует, что проклятие богини Шаке-тау здесь имеет силу -- материнское молоко тут ни при чем.

Во всех словарях наши (башкирские) ученые мужи указывают на то, что Зухра – это заимствованное с арабского слово (об Эстэре даже не упоминают) и пишут, что это два «названия (Сулпан, Венера) одной и той же планеты, расположенной второй в ряду от Солнца», показывая тем самым что они запутались в этом вопросе или не считаются с памятью башкирского народа. Потому что, во-первых, и звезда «Сулпан», и «Зухра» у башкир есть – называть одну и ту же планету двумя именами народ ещё не спятил. Человек, знакомый с мифологией народов мира, не допустил бы такую путаницу.

В космогоническом представлении древних мифический персонаж Сук/Шульган являлась исполнительницей божественной обязанности отталкивания (ора) Солнца на западном крае земли с небесной сферы под воду, обеспечивая закат, процесс этот назывался Сук-ора>Сугара ’опускает в воду‘>Зухра -- имя вечерней планеты – богини любви и красоты Венеры.

Другой персонаж от мифических близнецов Сак/Урал исполнял обязанность вытаскивания (алпан) Солнца на восточном кромке земли на небесную сферу, обеспечивая восход, процесс этот в свою очередь назывался Сак-алпан>Саглпан>Сулпан, что является именем утренней планеты – бога войны Марса.

Мифическим именем Эстэр названа наша древняя река Эстэрэ (Истра, впадающая в Москву-реку) и р. Эстэрле/Стерля у горы Куш-тау, впадающая в р. Агидель, а также города Астрахань (Истра-кан ’Истра-вода‘), Стелитамак.

А теперь ответим на вопрос: все же какое место отводится в мифологии на божественную звезду-планету Сатурн?

Как известно, родительницей (Эсэ) священной Коровы (Ина) -- кормилицы Сака/Урала является гора Эсэкэ – Шаке-тау, уничтоженная теперь, к великому сожалению, Стерлитамакским Содовым комбинатом; а божественное имя Эсина (Эсэ-Ина) в выше приведенном отрывке из эпоса означает ’Родительница Коровы‘. Из данных мифологии напрашивается для меня вывод о том, что местом (торон) улетевшей на небо души богини Эсэ является звезда-планета Эсэ-торон>Сатурн, он же после Солнца (не считая Луну) стоит шестым, а после Земли – третьим. Сатурна от других планет отличает его известное во всей Галактике таинственное кольцо. Именно по этому указанному нашими предками отличию (звезда с кольцом) мы узнаем его и находим, какой же планетой является древнебашкирская Эстэра (с течением времени это имя превратился в Зухра). Как говорится в башкирском сказке-мифе «Звезда Зухра», «...с того самого дня Зухра стала блистать в небе своим кольцом» (16:41-42). Окольцованная башкирская звезда Зухра,названная в древности какЭстор (Иштар) – это одна единственная такая планета с кольцом Сатурн в Солнечной системе!

А теперь обратимся к деве Сук/Шульган – звезде Зухра/Венера из баита «Сак-Сук».

В отрывке приведенного нами акатского дастана тот свет, куда ушла Эстэр (Сук), называется «срубом Иркэллэ». Этот термин состоит из двух слов: Ир-Экэллэ; здесь Ир/Ер – Земля, по-шумерский Кур/Гур; а Экэллэ, известный даже современному башкиру, – головастый фаллос, т.е. Столп Земли. Термин же на акадском «Иркэллэ» несет в себе значение «хозяин Земли гора Тора-тау», а на шумерском Кур (Гур, по-башкирски «могила») означает бог смерти. У последнего, якобы, есть невеста -- изветсная нам Эрешкигаль. Когда Эстэр-Иштар (Сук/Шульган) начала стучаться в ворота «того света», то:

 

Сторож уста открыл и вещает,

Обращается он к великой Иштар:

«Постой, госпожа, не сбрасывай двери,

Обожди ты снаружи, внутрь я войду,

Доложу твое имя царице Эрешкигаль».

Входит сторож, вещает Эрешкигаль:

«Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,

Корчемница это великих пиров,

Возмутившая воды перед Эа — царем».

(150:92-93)

 

Вот кто она Эрешкигаль – та самая сестра-кормилица Эстэра/Иштара (Сука-Шульгана) Волчица!..Если Сак – наш первопредок Урал, молочный сын богини Хыйр-Эйэ (Коровы-Матери), переселившаяся с родной горы Шэке-тау на Юряк-тау, тогда и его близнечно-родная сестра Сук в свою очередь является первопредкой Шульганом, молочной дочерью Буре-Эсэ (Волчицы-Матери), переселившаяся с горы Юряк-тау на гору Шэке-тау. В то же время Шэке-тау с Юряк-тау сами – близнечно-родные, т.е. они являются парными вершинами – якобы сосками материнской груди (в действительности южным и северным холмами горы Куш-тау -- Эмей, Имай, Умай у древних географов) Господа Всевышнего Имира. Согласно мифологии южный холм священного Куш-тау – Эсэ (храм Волчицы-Матери), а северный холм – Инэ (храм Коровы-Матери), а вместе они названы как Эсэ-Инэ, так и Эсинэ (Синэ), и в аккадский дастан она так и вошла: «Эстэр – дочь Эсины – отдала душу…».

Эсина (эсе-ина/сина) из дастана – это не сын Энел-ула (Тора-тау) Месяц, как предполагают некоторые, а прозвище богини Куш-тау парной груди Имира. Более древние шумерские имена подтверждают это: если Нэннэ на башкирском языке и теперь означает «кормящая», «грудь», то другое (шумерское) прозвище восстанавливается как Зуэн>Зу-Эн>Эзу-Энэ>Эсэ-Инэ>Эсинэ. Шумерская богиня Эсинэ, как известно, владыка Небосвода. Предки, положившие основу известного в истории Тюркскому Каганату, считали себя наследниками Эсины, что само по себе означает наследие Шульган-Урала или Усярган-Башкорта, говоря по сегодняшнему, башкирская нация.

Мы уже говорили, что женская грудь Господа Всевышнего Имира богиня Эсинэ/Ану является владыкой Небосвода. Среди планет в космическом масштабе эта обязанность возлагалась на Юпитера; как Куш-имсяк (парная грудь) – гора Куш-тау находится между гор Шэке-тау и Юряк-тау, так и Юпитер расположен между планетами Марсом и Сатурном. При исследовании названия «Юпитер» выясняется его связь с Куш-имсяк. Скажем, как мне кажется, ещё одно название горы Куш-тау – «Эсэй-Инэй-аба-тор» («бог холмов Эсинэ»), сокращенно стал произноситься в виде «Эсинэ-йабатор». И в один определенный момент первая половина словосочетания сократилась и осталась лишь «йабатор» – Юпитер…

Раз уж речь зашла о богах и богинях, невозможно не коснуться числу 12, связанному с ними. Потому что как существовало 12 башкирских основных родов и племен, так и богов и богинь (покровителей этих родов) насчитывалось 12. И каждый из них в иерархии верховных занимал свое место:

1. Кюн (Солнце) – по ходу развития космогонической мифологии стало восприниматься как оторванной от смертного тела божественной головы первопредки под именем Шульган>Суль-Кан>Хуль-Кюн ’Вода-Солнце. Ее бессмертная божественная голова – Кюн (Солнце), смертное человеческое тело – гора Шульган-тау (в Челябинской области), половой орган – гора Балкан (балахан «вместилище детей»).

2. Меркурий – Мэре-Курэй ’жидкость-менструация‘ (залежи женских половых клеток Имира – семенник влагалища), место ее заселения гора Машак (мешок). Гора, давшая жизнь первопредки усярганцев Шулгену.

3. Нара-с>Марас> Марс (есть слово «нара-сида» -- залежи мужской семени Имира – семенник-яйцо), холм его заселения гора Нары. Породила первопредка башкирцев Урала.

4. Ер/Ир (Земля) – мужская половина Господа Всевышнего Имира, Земной шар (а женская половина – Небо-эсэ – Небеса).

5. Ай (Месяц) – бессмертная божественная голова первопредка под именем Урал (Ер-ул ’Сын Земли‘ (полубог, получеловек). Бессмертная голова -- Ай (Месяц или Ер-уланы – Ланы, Луна), смертное тело – гора Урал-тау, половой орган – гора Ирэмэл (Ир-эмэл -- «мужское средство»).

6. Венера/Зухра – кормилица Сука-Шульгана Волчица-Мать, рожденная горой Юряк-тау, место ее заселения гора Шэке-тау.

7. Юпитер – Эсинэ-Йабатор (Куш имсэк – парная грудь Эсинэ), место их расположения гора Куш-тау.

8. Сатурн/Эсэторон – кормилица Сака-Урала Хыйыр-Эйэ (Корова-Мать), гора ее заселения Юряк-тау.

9. Уран – Оран (Ирен-ауыз ’губы-рот‘); от слова ауыз происходит «ауаз/клич» – бог родовых зовов), место его заселения гора Оран-таг – Ирендек.

10. Нептун – Энба-тэн (Инан-аба-тэн, т.е. Инана-аба-тэней ’Инаны детородная матка‘), шумерская богиня Инана (жен. половой орган), место ее расположения холм Мугожар-Эмба-тау. Она же праматерь Янбике из эпоса «Урал-батыр».

11. Плутон – Бол-Атан (Боз-Атам) или в переставленном виде Атан-Боз>Танбыз/Таммуз/Темяс/Думузи – Тора-бог (фаллос Имира), место его расположения гора Тора-тау. Он же прапатер Янбирде из эпоса «Урал-батыр».

12. Акапак – Капак (Небосвод) – вечный молочный океан на материнской груди Господа Всевышнего Имира, повелитель всех нижестоящих богов. Место его расположения – внешняя Урата (Окружность) в Солнечной системе, созвездие Млечного Пути.

13-14. Сам Господь Всевышний Имир или Сюнкюз-Тюнкур-Тимерказык («Днем видящий-Ночью видящий-Железный Кол») – взошедшие в небеса все 14 душ Прапредка. Место их расположения – на внешней стороне Акапака Ураты (Солнечной системы) – созвездия Пара Медведиц (Больш. и Мал.) и Полярная Звезда. Повелитель всех нижестоящих богов и всего живого и неживого.

Был наложен табу-запрет для смертных (людей) на счет чисел Господа Всевышнего Имира (13-14). Вот как эти 12 планет, представляющих собой богов 12 первоосновных племен, исчислялись в «Огуз-наме» -- в копии башкирских шежере:

1. Кюн-хан (Солнце).

2. Ай-хан (Луна).

3. Йондоз-хан (Звезда).

4. Кук-хан (Небосвод).

5. Тау-хан (Гора).

6. Дингез-хан (Море) и его сыновья.

7. Кайы -- сын Кюн-хана.

8. Языр -- сын Ай-хана.

9. Аушар -- сын Йондоза.

10. Байындар -- сын Кук-хана.

11. Сюляр -- сын Тау-хана.

12. Игдир -- сын Дингиза.

Возвращаясь к акадскому дастану, попытаемся найти обоснование тому, почему дочь Эсины Эстэр покинула «этот мир». Если предположить по движению планет, то наблюдателю с Земли в один из моментов круговорота года не увидеть ни звезды Сулпан (Марс), ни Эстеру (Венера, Сатурн), ни других звезд – известно, что они «исчезают» с небосвода. Вот это исчезновение наши предки приняли за уход Эстеры «на тот свет». Однако из дастана ничего не известно о причинах. Мы можем узнать её из башкирского предания «Звезда Зухра»: постоянные обиды, нанесенные мачехой (согласно древним мифам – богини горы Шэке-тау), заставили Зухру/Эстэр покинуть светлый мир. Возможно, именно здесь и лежит основа взаимоотношений мачехи и падчерицы,широко распространенные в народных сказаниях. В любом случае, в предании «Звезда Зухры» именно это и лежит. Судьба Сак и Сук из одноименного баита такая же, как и судьба Эстер-хылыу из аккадского дастана. Также понятно, что проклятие матери, вскормившая их своим грудным молоком, не имело бы силу – оно несовместимо с законом; но Сак и Сук были прокляты не родной матерью, вскормившей их своим грудным молоком, а – бабушкой-мачехой. В результате, из дастана нам известно, что они оба превратились в птицу-звезду.

Почему близнечно-родные Сак/Урал и Сук/Шульган спорят из-за «железной стрелы», что означает она? Это становится ясным, если покопаться в нашей мифологии. Оказывается, как следует из Геродота (78:IV, 9, 10) и «Огуз-наме» (119:48), золотой лук с железной стрелой (рис.29), спущенные Господом Всевышним для блага людей на Землю – были символом Евразийского континента: железная стрела – Уральские горы, лук – великая горная цепь, полуокружившая с юга весь континент от Берингова пролива до Гибралтаров, тетива – берега Северного Ледовитого океана (по-древнему Черного или Снежного моря). Обладатель лука и стрел считался законным владельцем евразийского континента (и Геракл у Геродота, и Огуз-хан из «Огуз-наме» наследовали их как право на обладание континентом). Баит «Сак-Сук», видимо, также опирается на этот закон: ссора идёт из-за стрелы, разделяющей континент на две половины – из-за Уральских гор -- «центра мира», то есть за мировой царский престол. Неприглядный раздор между близнецами, видимо, является нарушением отцовского (горы Тора-тау) табу (запрета). Потому, видимо, Эсинэ, не выдержав, прокляла дерущихся детей…

Как можно догадаться из мифа-беита и глиняной книги, Волчица/Эрешкигаль (молочная кормилица Шульгана) была выдана Богиней Эйа (Эйэ – хозяйка Неба) в замуж за хозяина Мира Мертвых Иркаллы («мужчину-фаллосу»):

 

К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы...

К дому, откуда вошедший никогда не выходит,

К пути, на котором дорога не выводит обратно;

К дому, в котором вошедший лишается света,

Света он больше не видит, во тьме обитает;

Туда, где питье его — прах и еда его — глина,

А одет он, словно бы птица, одеждою крыльев.

(150:92)

 

И стала она, Волчица, вечной хозяйкой потустороннего мира, называемой именем Эрешкигаль (по-башкирски «мокрый снег в перемежку с дождем»).

У башкир в устных объяснениях событий, происходящих в баите, говорится, что Сук тоже умерла – улетела в Нижний Мир, превратившаяся в Нэркэс (девушку из подводного царства в эпосе «Заятуляк и Хыухылыу») – дочери царя Нижнего Мира Иркаллы и жены его Эрешкигаль, остался лишь Сак, который утром и вечером издает тоскливые звуки. Видимо, зовущая Кюн (Солнца) Сак была необходима для живого мира. Но отсутствие Иштара (Сука/Шульгана) разрушает мерное течение жизни на земле:

 

Как Иштар, госпожа, сошла к Преисподней,—

Бык на корову больше не скачет,

Осел ослицы больше не кроет,

Жены при дороге не кроет супруг,

Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя... –

(150:95)

 

налицо угроза прервания самой жизни на земле.

После того, как посланник Великих богов Папсуккаль донес печальную весть об уходе Эстэр (Сука-Шульгана) богини Эйэ – мачехи умершей, последняя спешит отправить к Эрашкегаль – царице Нижнего Мира (Волчице) своего евнуха-посланника. Но, вследствие того, что Эстэр/Иштар не хотела возвращаться, на «том свете» разразился скандал. В конце-концов кто-то из богов (кто – неизвестно, глиняные страницы книги разрушились) отправил на свет божий в качестве посланника бога судьбы Намтара, посоветовав ему играть на нежных чувствах Эстеры по отношению к ее родному брату Таммузу (башк. Темясу):

 

«На Таммуза, дружка ее юности,

Чистую воду возлей, лучшим елеем помажь;

Светлое платье пусть он наденет,

И лазурная флейта разобьет его сердце,

И веселые девы полонят его мысли»...

Перед Белили сокровища разложены,

Камни-глазочки полнят подол ее;

Жалобу брата услышала — и разбила Белили

сокровища.

Камни-глазочки рассыпались по небу:

«Брат мой единый, не плачь обо мне!»

«В дни Таммуза играйте на лазоревой флейте,

На порфирном тимпане с ним мне играйте,

С ним мне играйте, певцы и певицы,

Мертвецы да восходят, да вдыхают куренья!»

(150:97)

 

В сохранившемся до наших дней отрывке дастана есть две важные сведения: 1) Эстэр нарекается «белили» ’навлекающая беду‘ (прозвище Шульгана), 2) курай-флейта, на котором играет Темяс (гора Тора-тау), зовет, буквально притягивает, тянет Эстэру обратно в светлый мир – она должна туда вернуться. Интерес представляет следующее: башкиры до сих пор говорят не «играет на курае» («курайда уйнай»), а буквально – «тянет» или «притягивает курай» («курай тарта»). Возможно, это следствие того, что курай по природе своей является неким волшебным инструментом, способным вытягивания, притягивания ушедших душ с «того света»?..

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг
На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные ск

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Что такое шежере?
Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не под

Огонь-Вода – Отец-Мать
Было это в давние-предавние времена. Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца… Земля была с ложку, а Небо – с чашку. (Башкирское народное творчество (16:39,40)

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Тот свет, Этот свет
  Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Наше великое государство Бактрия
Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19». Следовательно, интересующие нас карабан

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Рассказ о первом шежере
«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий с

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги