рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тот свет, Этот свет

Тот свет, Этот свет - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ   Вспомним Упрощенную Космогоническую Модель Предков: Первичный...

 

Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и Землю (Отец), между ними проникают воздух (ветер) и вода (дождь). Всё это яйцо, разбитое надвое, с внешней стороны окружил водный океан. Эта вода протекает и по Земной поверхности, и по небесному своду: Кёнэсэ ‘Солнце-матушка’ и Айата ’Луна-отец’ по этой проточной воде перемещаются и по Небесному своду (днём), и под Землёй (ночью). Земная поверхность — это Серединный Мир («этот свет», где живут люди), Подземелье — Нижний Мир («тот свет», где живут мертвецы). Поверхность Небесного свода — Верхний Мир (там живут боги). Часть богинь назначена хозяевами Нижнего Мира — принимают мертвецов и правят. Некоторые боги ходят в Нижний Мир. Например, бог Кёнэсэ (Солнце-Шульган) там бывает раз в сутки, а Айата (Месяц-Урал) — раз в месяц. Однако ушедшие туда, кроме этих, обычно не возвращаются, если нет специального постановления собрания богов Верхнего Мира насчёт какого-либо бога. Есть бог-посол, который обеспечивает связь между богами Верхнего и Нижнего Миров. А смертные люди на «тот свет» уходят навечно.

Нижним (тем) Миром считали предгорье Тора-тау (Земного фаллоса), он был самим богом Гур (Земля) Нижнего Мира. И по-шумерски этот бог называется Куром. К богу Гур (или Кур) в качестве богини и жены отправлена Буре-Эсэ ’Волчица’ (грудная мать Шульгана), по-шумерски она называется Эрешкигаль (Ырашкы-хуль ’мокрый снег с дождём в перемежку’) и восходит к тому же Эре-шки-галь — Буре-Эсэкэй-хуль («Волчица-Мать-вода»).

Главным богом Серединного (этого) Мира был фаллос Господа Всевышнего Имира Тора (прозвища Абыз, Апсу, Акур, Темяс, Таммуз-Думузи, Утес и т.д.). Ему подчинялись Ананаки — богини воздуха-воды.

Главным богом Верхнего Мира был Асам-ан (прозвища Асман, Ан и т.д.). Ему подчинялись Акаки (белее белых — боги грудного молока).

Всевышней силой (снаружи верхнего водного океана) был Господь Всевышний Имир (Энки).

Впрочем, о том, как родились первые боги, рассмотрим из шумеро-аккадского дастана о миротворении (Таблица I, 150:32):

 

Когда вверху не названо небо,

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила,

Воды свои воедино мешали.

 

Апсу/Абзый — это фаллос Земли Тора-тау, Тиамат — матка Неба Могаджар-Эмбэ-тау; значит, они воссоединились вместе, внутриутробные воды перемешались, и зародились боги. И в дастане говорится, что у них появились дети, родились первые шесть богов, а это совпадает с шестью сыновьями Огуз-хана – вышеперечисленными Солнцем, Луной, Звездой, Небом, Горой, Морем из башкирского «Огуз-намэ».

Таким образом, первыми детьми Отца-Земли (Тора-тау) и Матери-Неба (Могаджар-Эмбэ-тау) появились на свет первые шесть богов (розетка с шестью пестиками в башкирских национальных узорах). Однако эти первые дети оказываются очень беспокойными и шустрыми: поднимаются на макушку отца Абзый (Тора-тау), прыгают, толкаются в утробе матери Тиамат, обоим не дают покоя. Хотя мать молчаливо терпит это, отец не выдерживает — призывает к помощи Мумму-советника (Мумму-Мэммэ, Эмей — наш Куш-тау):

 

Апсу, великих богов творитель,

Кличет Мумму-советника, так ему молвит:

«Советник мой Мумму, веселящий мне печень!

Давай пойдем-ка с тобой к Тиамат!»

И они пошли, пред Тиамат воссели.

О богах, своих первенцах, думали думу.

Апсу уста свои открыл,

Кричит раздраженно, обратясь к Тиамат:

«Мне отвратительны их повадки!

Мне днем нет отдыха, покоя — ночью!

Их погублю я, дела их разрушу!

Да утихнут звуки, во сне да пребудем!»

Едва такое услышав, Тиамат

Взъярилась, накинулась на супруга,

В одинокой ярости вопияла горько,

Злобою полнилось все ее чрево.

«Как?! Порожденье свое уничтожим?!

Пусть дурны их пути — дружелюбно помедлим!»

Тут Мумму к Апсу обратился с советом,

Недобр и неласков совет был Мумму:

«Уничтожь, отец мой, их злые повадки!

Будут дни твои мирны, будут ночи покойны!»

Апсу то слышит — светлеет ликом,

Ибо злое он первенцам своим замыслил.

Тут обхватил он за шею Мумму,

Посадил на колени, ласкать его начал.

О том, что в совете они порешили,

Богам, своим первенцам, они сказали.

Услышали боги о том, заметались.

После затихли, безмолвно сидели...

 

В этот решающий момент богов спасает сноровистая душа Хыйыр-Эйэ ’Корова-Хозяйка’: она колдует Тора-тау (фаллос) и Куш-тау (материнская грудь), и они засыпают. Заодно снимает волшебную завязку, корону Торы-тау и душит его. А Куш-тау она связывает, на вершину Абзыя (Тора-тау) строит свой святой дом, и называет его постройкой «Абзый», эту постройку она/он готовит как свою брачную постель.

На этом месте нужно объяснить, что в общей космогонической концепции глиняных книг Хыйыр-Эйэ (Инэ), наоборот, является хозяином мужского рода, в вышеупомянутой брачной постели лежит с женой Дамкиной, от неё рождается Мардук-батыр, заменяющий Тора-тау, из-за этого в сюжете мифа пропала логика, и появились противоречия.

Противоречия заключаются в следующем:

1. Прочитав мифы из глиняных книг, учёные-переводчики считают Бога Эйэ Великим богом Энки (Имир), а это, на мой взгляд, ошибка. Эйэ — по всем признакам — Корова-Эйэ, то есть грудная мать первопредка Урала, значит, нисколько не мужского пола.

2. Дамкина, считающаяся супругой Эйэ — дым-ак-инэй ’влага-белый-иней’, то есть влага (вода), застывшая, превратившись в белый иней, потому что ’инэй’ — застывшая ысык-роса (по-русски «иней»). Более правильно -- иней горы Нары-тау (яйца фаллоса Имира), покрывший тонким слоем скалу. По общей космогонической концепции, святая Корова-Эйэ, облизывает эту скалу Нары-тау, извлекает (способствует рождению) из нее (из-под инея) первопредка башкир Урала, названного в дастанах как Гур-улы (сын земли или могилы). В приведённом дастане акатов первопредок Урал-батыр называется Мардук-батыром. Если Нары-тау (Дамкину в дастане), из которой появился батыр, будем считать матерью (женщиной), то, наверное, Корову-Эйэ (тоже женщину), помогавшую рожать его, начали ошибочно считать мужем. По этой причине женщину Корову-Эйэ превратили в мужчину Эйэ.

3. Мардук, заменяющий убитого Тора-тау, считается как Буре-атак ’Волк (Оморзак)’. Если вспомним, что Буре ’Волк’ — Бурег (Берег) -- это есть Ер ’Земля’ (Ер/Яр ’Берег’), то поймём философию предков. Убитый Тора-тау (Абзый) был фаллосом Земли (Волка), и тот, заменяющий его, должен быть Буре-атак (Ата-Буре ’Волк-самец’)>Мардук. Эсэ-Буре-Кён (Усярган) ’Волчица-Солнце’, как известно, прозвище первопредка усярганцев Шульгана (так как мы уже знаем, Солнце является оторванной живой головой умершей Шульгана, а Месяц-Луна – Урала). Так как Эсэ-буре ’Волчица’ (Шульган) не может заменить Тора-тау, и значит его двойняшку мужского пола Угез-Ай-Урала ’Быка-Луну-Урала’ назвали Буре/Маре-атаком (Мардуком) и сделали из него Ер-Буре ’Земля-Волк’; и в мифе Шульган-Кён-эсэ ’Шульган-Солнце-мать’, которую изображал Урал вместо Шульгана, превратили в Кён-ату ’Солнца-Отца’ -- женщина Кояш ’Солнце’ таким образом стала Солнцем мужского пола, понятия перепутались. У перворода Усяргана, поклоняющегося Волчице-Солнцу (женского пола), появился уркэн (ответвление) – род Тиляу, поклоняющийся Волку-Солнцу (мужского пола). А в мифе на уровне богов из-за того, чтобы должность Шульгана Кён-эсэ (Солнца-матери) возложена на Урала-отца, Шульган осталась ненужной, и появилась вражда между близнецов Шульганом и Уралом; в результате чего в зороастрийской религии Урал-батыр (Ахура-Мазда) превращается в бога света и доброты, а Шульган-матер (Ангро-Майнью) -- в бога темноты и зла, – это обстоятельство мы видим в эпосе “Урал-батыр” и Авесте. Этот бурный перелом в прарелигии – начало сложения эпоса “Урал-батыр” — относится к эпохе распространения учения зороастризма, основанного 3.700 лет назад усярганским магом Сурашторой (Зороастр) на берегу озера Асылыкуль (сохранился природный храм Казанташ).

Возложение на Волка-отца Буре-Атак (Мардук) двух должностей -- и должность Волчицы, в дастане из глиняных книг показывается в виде его удвоенной внешности (“четыре глаза, четыре уха”), к тому же Небо сам передаёт ему четыре «ветра» (4 отрога дороги Кунь-Уфа и Кунгыр-Буга). Шальные поступки батыра надоели богам, они обращаются к Могаджар-Эмбе-тау — «матери всех матерей», с просьбой уничтожить Буре-Атака (Мардука), уговаривают отомстить ему за убитого Тора-тау и пленённого Куш-тау, и когда Могаджар-Эмба-тау с радостью соглашается с ними, они, собравшись вместе, начинают готовиться к грозной войне. На этом месте дастана Могаджар-Эмбэ-тау (Тиамат) именуется прозвищем «Матерь Хубур», то есть Эсэк-Кэбер (Матерь родившаяся из земли-могилы), а это совпадает с горой Машак – семенником женских половых клеток горы Эмбе-Кэбером (Эмба-тау), которую облизала Волчица, заставляя ее родить первопредку усярганцев Кэбер-кызы (дева родившаяся из земли-могилы) Шульгана. В качестве противостоящей силы против Буре-Атака (Мардука) она наполняет мир всякими гадкими змеями, драконами — точно также как в эпосе “Урал-батыр”, где Шульган-матер совершает злодеяние против Урал-батыра. К тому же она Кингу — одного из первых богов, которого родила сама, берёт к себе в мужья и ставит начальником войска над всеми богами, отдаёт ему в руки и Древо-шэжэрэ (родословную), на листьях которого написаны судьбы, которое досталось ей от убитого мужа Тора-тау; даже отдаёт ему должность Неба (Ан), хотя Небо (Ан) сама была жива, потому что Ан на стороне Мардука и сейчас является ее (Эмбы) врагом.

Таким образом, Кинга становится главой войска, состоящего из гадких змей, драконов, скорпионов и других страшных существ — точно также как Шульган из нашего эпоса. Имя «Шульган» состоит из слов Хуль-Кён ‘Вода-Солнце’, также имя «Кингэ» трактуется как Кин-һэ>Кён-Эсэ ‘Солнце-Мать’; значит, Кинга оказывается тем же самым Шульганом. В общей космогонической концепции Шульган женского рода, а в эпосе «Урал-батыр» и в аккадском дастане о творении мира она превращается в существо мужского пола — наверно, из-за того, что должен был заменить бога Тора-тау (мужчину). Как полное название Шульгана даёт нам этноним Эсэ-Буре-КёнУсярган, так и в аккадском дастане Кинга даёт этноним Кангы, а Кангы это прозвище того же Усяргана, они одного рода.

Когда те из разделенных на два богов, которые противостоят Эмбе, обращаются Оморзаку (Мардуку) с просьбой о помощи, Оморзак ставит перед ними условие: провести совещание, собравшись на Убе-Шэке (Убшукин) т.е. на современной горе Шэке-тау (варварски уничтоженной Стерлитамакским Содокомбинатом), и выбрать его (Оморзака) главой. Боги выполняют это условие, и начинается грозная война между Эмбой и Оморзаком. Оморзак, как и Урал-батыр из эпоса, разгромив войско Эмбы, убивает Эмбу, Кингу берут в плен, значит, забирает у него Древо жизни шэжэрэ, на листьях которого написаны судьбы. Оморзак возлагает на себя должность Тора-тау. Из-за этого великие дела Тора-тау отныне становятся делами Оморзака; Оморзак из дастана, как и Тора-тау, разрубает тело Эмбы и создаёт Небо и Землю, открывает ее вены и «направляет по направлению северного попутного ветра». Таким образом Оморзак создаёт реки, которые начинаются с горы Урал и протекают с севера на юг. К тому же Мардук приступает строить великий город-храм (по-видимому, знаменитый Аркаим):

 

«Врата бога» постройте, как вы возжелали!

Кирпичи заложите, создайте кумирню!»

Лопатами замахали Ануннаки.

В первый год кирпичи для храма лепили.

По наступленье второго года

Главу Эсагилы, подобье Апсу, воздвигли.

При Апсу построили зиккурат высокий.

Ану, Энлилю и Эйе, как и в Апсу, поставили там

жилища.

В величье Мардук воссел перед ними.

(150:46)

 

В этот период, видимо, Асман (Ан) и Корова-Эйэ тоже ушли на тот свет, как и умерший раньше Тора-тау из мифа, так как славный Оморзак создаёт место в звёздном небе в честь их духов.

В стихотворных строках дастана вместе с мифическими событиями описывается великая история: просмотр всего вокруг, выйдя за горизонт — это определение места городища Аркаим. Создатель Абзый — это есть Тора-тау, намерение его (Оморзака) построить золотую юрту подобную ему — в действительности есть намерение построить копию Тора-тау — Акатака (здание с колодцем в середине городища). На том, что это здание Аркаима с круглой основой в действительности называлось Алтын Уратой (Алтын Урза ‘Золотая орда’), остановимся в отдельном разделе. Построение его размерами Тора-тау доказывает, что она уменьшенная копия Тора-тау. В дастане эта гора называлось Эшарру/Ышырой (т.е. фаллосом). Это тоже доказательство тому, что аркаимское центральное здание Акатак -- копия Тора-тау-фаллоса. Кстати, первые сведения о наличии на Юж. Урале городища Аркаим сохранились в шумерских клинописях IV-V тысячелетия назад и эти последние сведения в аккадских глиняных книгах приходятся на последний период существования Аркаима, определённый археологами (после этого он сравнился с землёй).

В этом дастане есть ещё одно важное событие: рождение людей в свет в качестве рабочей силы (раба) богов. Для этого Кингу-Шульгана, которого победил в сражении и задушил Оморзак, приводят к грудной матери Оморзак-Урала — Корове-Эйэ. За то, что она был забиякой, там же выносят приговор и выкачивают с нее кровь. Растворяя кровь в глине, замешают её. Работа лепки из глины первых человеков-людей поручалась богине Куш-тау, которая возвеличилась почетными прозвищами Мамма, Нэнэтау, Повивальная Бабка Богов, Имэкэй. Важно и то, что в дастане об Атрахасисе, где подробно описывается это великое событие, святая Имсэк-тау упоминается под современным именем Куш (Кеш). (297-я строка таблицы I: [150:59]):

 

Нинту уста свои раскрыла,

Так говорит богам великим:

«Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает,

Пусть глины мне даст, и я исполню!»

Энки раскрыл свои уста,

Так говорит богам великим:

«В первый же месяц, в день седьмой

и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищенья.

Один из богов да будет повергнут.

Да очистятся боги, в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину божье и человечье соединятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вёчно мы слышали стуки сердца,

Да живет разум в плоти бога,

Да знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум!»

«Да!» — ответствовало собранье,

Ануннаки великие,

Что решают судьбы.

В первый же месяц, в дни седьмой

и пятнадцатый,

Он совершил обряд очищенья.

«Премудрого-бога, что имеет разум,

Они убили в своем собранье.

Из его тела, на его крови

Намесила богиня Нинту глины.

Чтоб вечно слышали стуки сердца,

Разум живет во плоти бога,

Знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум.

Когда она замесила глину,

Позвала Ануннаков, богов великих.

А Игиги, великие боги,

Слюной своею смочили глину,

Мами раскрыла свои уста,

Так говорит богам великим:

«Вы приказали —

Я совершила.

Вы бога повергли и его разум!

Я вас избавила от работы,

Ваши корзины дала человеку.

Теперь вам достанется крик человека,

Я ж сняла с вас ярмо, дала вам свободу!»

(150:56-57)

 

Тогда Нэнэ-тау (Куш-тау) убивает Кингу, и растворяет глину его телом и кровью, когда великая богиня Игиг (ик-ик «дающая [молока]), олицетворяющая материнское грудное молоко, смачивает глину слюной, Куш-имсэк-тау лепит 14 шариков из глины, 7 из них откладывает налево, 7 — направо (будущие 12 усярганских-башкирских родов и 2 рода Господа Всевышнего), разделительным знаком ставит волшебный кирпич (в связи с этим обрядом, наверное, узбекские женщины раньше рожали сидя на кирпиче). Из этих глиняных шариков появляются 7 мужчин, 7 девушек, и их попарно соединяют: повивальная бабка заколдовывает девушек на беременность через 9 месяцев. После родов рядом с роженицей в течение девяти дней должен лежать кирпич...

Таким образом, первые люди созданы из глины, замешанной и телом и кровью великой богини благополучия Шульган-Кинги — надо полагать, из почвы Кингэк-тау, это святая гора рядом с современным городом Мелеуз и сейчас называется Кюнгак-тау.

После этого Оморзак, исполнив желания богов, приказывает им построить из кирпичей «Божественные ворота» — Каравансарай для встречи и отдыха богов (построенный раньше городище Аркаим — по-видимому, был Каравансараем для людей). Центральное здание этого мифического города, как и у Аркаима, строится круглым в виде облика Абзыя-Тора-тау, и это здание, в отличие от Акатака городища Аркаим, называется Эсагилы (Эсаг-илы ’Матери-страна‘); а это и есть, по-видимому, древнейшее имя города Эсэторалы (современный Стерлитамак). Кстати, средневековые арабские путешественники, побывавшие в наших краях, народом города Булгар считает Эсагильский род, а современные учёные знают его как Усярганский род.

Как бы доказывая, что божественный каравансарай Асакиле из глиняных книг является городом Стерлитамаком, в дастане его местонахождение Абзый (Тора-тау) описывается как бы рядом с городом. И рядом с Абзыем (Тора-тау) построился громадный зиккурат — а это и есть современный Шэке-тау, по-видимому, в память духа Волчицы -- грудной матери Шульган-Кинги, отправленного на тот свет. Кроме того в произведении говорится и о дворе Энлила (Тора-тау), дворе Асмана (Куш-тау), дворе Коровы-Эйэ (Юрак-тау) (VI таблица дастана о Миротворении, строки 55-65).

Ещё два важных аспекта информации встречаются в дастане, выясняется, по какой причине были отправлены на тот свет первые боги Тора-тау и Шульган. Это приключение описано и в эпосе «Урал-батыр», и в «Гильгамеше». Оставив приключения Тора-тау (Темяс) на потом, рассмотрим события, происходящие с Шульганом (Гильгамешем).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тот свет, Этот свет

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг
На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные ск

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Что такое шежере?
Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не под

Огонь-Вода – Отец-Мать
Было это в давние-предавние времена. Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца… Земля была с ложку, а Небо – с чашку. (Башкирское народное творчество (16:39,40)

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие
Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии:

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Наше великое государство Бактрия
Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19». Следовательно, интересующие нас карабан

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Рассказ о первом шежере
«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий с

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги