рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Тибета.

Искусство Тибета. - раздел История, Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая Тибет, Расположенный На Юго-Западе Китая И Являющийся Его Неотъемлемой Частью...

Тибет, расположенный на юго-западе Китая и являющийся его неотъемлемой частью, представляет собой область совершенно своеобразную по своим природным условиям. Он расположен на одном из величайших нагорий земного шара, средняя высота которого 4500 м над уровнем моря. Отсутствие в прошлом путей сообщения, длительные запреты на въезд в страну и недоступность многих районов обусловили малую исследованность Тибета по сравнению с другими частями Китая. До сих пор среди ученых ведутся споры по поводу времени становления феодализма в Тибете, датировка которого колеблется между 7 и 12 вв. н. э.

Наиболее последовательные исторические сведения о Тибете сохранились начиная с 7 в. н. э., когда между ним и Китаем установились прочные политические и культурные связи. К этому же времени относится и проникновение в Тибет буддизма, а также создание письменности, начало изготовления шелка и бумаги. Тибет воспринял от Китая некоторые формы государственного управления, переши многие ремесла. Буддийские монастыри приобрели значительную власть. Старая местная религия Бон, связанная с почитанием духов и шаманством, была оттеснена новой религией.

Начиная с 13 в., когда Тибет вошел в состав Китайского государства, в стране вводится власть жрецов-царей, особенно укрепившаяся в 15 в. В это время монах Цзонкаба объединил все разрозненные буддийские секты и положил начало буддийскому учению — ламаизму. Ламаизм, утвердившийся чрезвычайно прочно на территории Тибета, представлял собой соединение буддизма с местными верованиями, усложненными культом шиваизма в его тантрической форме( Тантризм — культ божества Шивы и учение о сакральной магии, выросшее еще на основе добуддийских магических обрядов. Его внедрение вызвало в буддийском пантеоне появление многих новых божеств. Основным положением тантризма является достижение единения с высшим божеством путем магических формул и заклинаний.). Ламаизм проповедовал, что люди, исповедующие его учение, могут спастись в небесном раю путем соблюдения всех религиозных законов и почитания божеств и духов, которых местная религия насчитывает огромное количество. Культ бодисатв в Тибете преобладал над культом всех других богов. Спецификой ламаизма явилась разработка ритуалов и обрядов, то есть путей спасения для человечества. Начиная с 16 в. ламайская церковь пользовалась в Тибете неограниченной политической и духовной властью. Почти половину населения страны составляли монахи, жившие в монастырях, представляющих собой целые города с довольно значительным населением. Верховным жрецом и правителем страны являлся далай-лама.

Почти все виды средневекового искусства Тибета связаны с буддийской религией. Длительная стабилизация феодальных устойчивых форм, выработка сложнейших ритуалов и религиозных канонов обусловили известную консервативность тибетского искусства.

С наибольшей яркостью особенности тибетского искусства выявляются в архитектуре, представляющей в то же время весьма самобытный и оригинальный вид творчества. Материалом тибетской архитектуры служит главным образом камень — гранит, в изобилии встречающийся в Тибете, а также высушенный на солнце кирпич и значительно реже дерево. Городские богатые дома возводились из крупного тесаного камня и имеют крепостной облик. Стены зданий чрезвычайно прочны, так как книзу они значительно утолщаются, образуя крутой скат; крыши плоские. Городские дома обычно двух- и трехэтажные, с большим количеством окон прямоугольной формы, расположенных высоко над землей. В центре здания помещается двор, невидимый снаружи и образующий сквозной колодец. Подобные здания, располагаясь в горной местности амфитеатром, производят эстетическое впечатление не только каждое в отдельности, но и определенным ритмом повторения одинаковых, восходящих ярусами простых и строгих геометрических форм. Красочное и орнаментальное оформление зданий также очень просто. Дома белятся, а контуры окон подчас обводятся черной краской. Основное внимание сосредоточивается всегда на верхней части здания, где под самой крышей проходит типичный для Тибета расписной фриз, покрытый розовой, красной и коричневыми красками, по мягкости тона напоминающими бархат. В культовых зданиях подобные фризы украшаются золотом и драгоценными камнями, кораллом и бирюзой. Огромную роль в декоративном оформлении архитектуры Тибета играют ткани, укрепленные на фасаде и предохраняющие помещение от солнца и непогоды. Эти пестрые ткани создают своеобразный декоративный эффект, внося большое разнообразие и динамику в общий облик ансамбля городских построек.

Главным городом — центром всей политической и культурной жизни — является Лхаса (Жилище бога), где сосредоточено большое количество культовых и дворцовых светских сооружений. Лхаса, по историческим данным, основана в 7 в. н. э. царем Сронцзангамбо, выстроившим, по преданиям, основные храмовые и дворцовые здания, на месте которых возведены ныне существующие. Самым значительным архитектурным сооружением является находящийся в километре от города дворец-крепость, резиденция далай-ламы Потала (Дворец второго кормчего). Это гигантское здание, начавшее строиться с 7 в. и возведенное в его современном виде в 10—17 вв., как бы обобщает и концентрирует в себе наиболее типические черты средневековой архитектуры Тибета (илл. 288). Огромный массив зданий, словно вырастающий из вершины скалистой голой горы, занимает в длину около 430 м и представляет собой целый город. Окружающие дворец стены и широкие разветвленные лестницы создают к нему подход и как бы соединяют архитектурный ансамбль с окружающей природой, увеличивая и делая еще более грандиозными его размеры. Однако сам принцип охвата широкого пространства и возведения здания среди природы, столь характерный для Китая, Здесь применен совсем по-особому. Эстстическос впечатление здесь создает поразительный по цельности, могуществу, простоте и суровости форм архитектурный ансамбль, как бы организующий горную вершину, на которой он возведен. Размеры и формы здания словно рассчитаны на гигантов, соответствуя окружающему ландшафту огромных и неприступных гор. Ансамбль заключает в себе несколько различных построек. Белое здание, растянувшееся по всей скале, окружает красный дворец Побран Марпо, вырастающий из него и высящийся над ним, венчая все сооружение. Это здание перекрыто вызолоченными крышами китайского типа, которые, однако, здесь играют иную, чем в Китае, более декоративную роль. Внутри дворца — бесчисленное количество помещений, тронных залов и галлерсй, украшенных стенными росписями. Самое большое святилище занимает в высоту все пространство здания. Интерьер помещения оформлен с поразительной роскошью. Здесь многочисленные резные колотил, расписанные яркими красками, литые из золота статуи, инкрустированные кораллом и бирюзой, ступы и урны, также сделанные из золота, росписи и картины-свитки, украшающие стены здания. Другие дворцовые постройки Тибета, меньшие по размерам, например Храм медицины в Лхасе, также выстроены необычайно живописно на высоких и острых горных вершинах или прижаты к скалам наподобие ласточкиных гнезд.

Культовые постройки Тибета, обрастая многочисленными сооружениями, образуют подчас города с населением до тысячи человек. Монастыри обведены в оборонных целях несколькими кольцами замкнутых стен. Между кольцами стен располагаются в строго иерархическом порядке жилища монахов. Самые храмы находятся в центре, на вершине горы. Окружающие их многочисленные одно-Этажные постройки с плоскими крышами, тесно прижатые друг к другу, образуют чрезвычайно живописную картину. В богатых монастырях таких храмов несколько. При строительстве монастырей применялись строжайшие канонические правила. Главная часть храма обращена на север — местопребывание Будды. Перед храмом располагается большая мощеная площадь, где происходят религиозные танцы и представления. Вход в храм обрамляли два каменных пилона. Крыша украшена буддийскими знаками (газелями, смотрящими на колесо закона, и т. д.). Нижний этаж между пилонами открывается лестницей и рядом колонн, верхний Этаж украшен рядом более частых и мелких колонн, образующих арочки. Внутри храмов расположены высокие помещения, разделенные колоннадой на три нефа. Прямоугольные столбы украшены богатыми резными деревянными капителями в виде китайских доу-гунов. Степы и потолки расписаны очень яркими белыми, красными, синими, желтыми и зелеными красками. В глубине здания в узком помещении располагалось святилище, где в полутьме перед нишами, завешенными тканями и свитками живописи, находятся статуи буддийских святых, окруженные бесчисленным количеством ритуальных предметов. В целом внутренняя и внешняя декоративная отделка помещений монастырей и храмов отличается большой нарядностью, богатством и пышностью.

К культовым сооружениям Тибета относятся так называемые субурганы — бутылеобразные каменные или кирпичные башни, иногда облицованные золотом и медью, представляющие собой нечто среднее между индийскими ступами и пагодами. Эти памятники являлись мемориальными буддийскими сооружениями, мавзолеями, а также служили местом хранения реликвий. Сама архитектура субурганов от подножия до вершины заключала в себе глубоко символический смысл (форма их изображала сосуд для священной воды, диски наверху — тринадцать небес, где располагались бодисатвы). Многообразные по формам башни красиво вписываются в холмистый или пустынный ландшафт Тибета. Самым крупным субурганом является Чодэн-Гоман, или многодверный субурган, выстроенный на прямом пути из Лхасы в Индию.

Величественная и неприступная суровость и лаконизм тибетского зодчества органично сочетаются с дикой и пустынной горной природой страны.

Живопись Тибета, целиком связанная с буддийской догматикой, требует для ознакомления с ее содержанием знания легенд и разнообразных культов. Художниками были монахи — ламы. Само написание картины-иконы производилось как религиозное действие. Для этого выбирались благоприятные дни и часы, а но время работы читались молитвы. Имена художников неизвестны, так же как и даты многих созданных ими произведении. В живописи Тибета своеобразно переплетаются индийские, непальские, китайские и цептралыюазиатские черты, как бы сплавившиеся вместе с собственно тибетским стилем. Великолепная гибкость и четкость линий, виртуозность исполнения и колористическое чутье характёр'и'-зуют необычайные по интенсивности колорита тибетские росписи и иконы.

Исследователи, занимающиеся тибетской живописью, обычно выделяют северо-восточную школу с центром в монастыре Дергэ, в которой проявились китайские традиции, и юго-западную, где сказались традиции Непала и Индии. Из Непала в Тибет перешли многие иконографические принципы. Живопись Лхасы, где складываются более самостоятельные тенденции, рассматривается особо.

В целом можно сказать, что как фрески, так и живопись на бумаге, шелке, а также наиболее распространенный вид живописи па холсте — таи-ка отличаются строгой каноничностью. Основными и характерными признаками являются: линейный контур, строгая симметрия построения композиции, яркие контрастные краски, Заполняющие контуры без полутонов. В центре живописной композиции всегда помещается буддийское божество, фигура которого не связывается с фоном (илл. 289 6). По бокам строго симметричная дробная повествовательная композиция, читающаяся посвященными как книга. Яркость и сочность тонов настенной живописи, рассчитанной на полутемное помещение, обычно усиливаются введением золота п серебра. Художник, связанный бесчисленными канонами в изображении центральной композиции, проявлял свою индивидуальность главным образом в изображении фонов. Так, в росписях дворца Потала, относящихся к 17 —18 вв., появляются написанные сочной ярко-зеленой краской китаизированного типа пейзажи, однако значительно более плоские, более яркие и четкие по силуэту. Художник изображает постройку дворца, здания и горы, деревья и цветы (илл. 289а). Свою композицию он строит как нарядный ковер, где четкие контуры и красочные пятна создают радостные и чрезвычайно яркие декоративные эффекты, которым способствуют густые, гуашиого типа краски. В этих фонах больших росписей словно смешиваются принципы китайского декоративного пейзажа и миниатюры.

Живописные произведения на холсте, висящие в храмах па столбах в виде хоругвей или в простенках между окнами, по большей части исполнялись по трафарету. Холст для написания подготавливался особо, грунтовался мелом и клеем, а затем полировался. Часто роспись исполняли два художника. Один наносил контур по трафарету, другой покрывал его краской. При известной сухости композиции тибетских икон художник н здесь проявляет свою фантазию в подчас микроскопических деталях, которыми он в бесконечных вариантах окружает основное действие. -Это изображения нищих, просящих подаяния, танцующих апсар. Колорит икон глубокий и яркий — зеленый, синий, красный и золотой, объединяющий всю композицию.

В Хара-Хото обнаружены наиболее ранние из тибетских икон 11 —13 вв., весьма отличных от китайских и во многом близких индийской живописи. Лица божеств па этих изображениях удлиненные, веки полуприкрыты, а брови, как в индийских росписях, изображены высоко поднятыми и пересекающими весь лоб. Начиная с 17 в. вводится китаизированный пейзаж с нежными выписанными розовой краской лотосами н топко прорисованными деревьями, а также близкие Китаю декоративные элементы. Особенно значительно проявляется влияние Китая в живописных произведениях 18 в. В живописи этого времени возникает интерес к прострапственности и перспективе, неизвестным до тех пор.

Скульптура Тибета, так же как и живопись, связана с буддийским культом. В различных местах встречаются высеченные в скалах и раскрашенные яркими красками рельефы с изображением буддийских святых. Однако значительно больший интерес представляют глиняные полихромные скульптуры, помешенные в храмах и представляющие собой портреты царя Сронцзангамбо и его жен, а также многочисленных божеств. Эти яркие скульптуры с характерными и тонко вылепленными лицами стояли на возвышениях. Одетые в драгоценные одежды и покрытые великолепными ювелирными украшениями, они представляют живописное зрелище.

Весьма большое распространение имеет как мелкая, так и крупная бронзовая и медная пластика, богато инкрустированная драгоценными камнями. Небольшие литые бронзовые статуэтки, выполненные в «технике утраченного воска», в большой мере связаны с тантрийскими шиваистскими культами и выполнены непальскими и тибетскими мастерами. р)ти статуэтки, изображающие страшных духов, демопоз и богов, отличаются крайней экспрессией, повышенной динамикой и необузданностью фантазии. Среди культовой скульптуры встречаются и более реалистические изображения монахов и царей, выполненные уже в иной —спокойной и мягкой пластической манере.

Большой экспрессией отличаются и ритуальные маски, употреблявшиеся при представлениях храмовых мистерий.

Прикладное искусство Тибета также связано с культовыми и бытовыми потребностями. Тонкие изделия из металла, изготовленные в Лхасе, служили в основном ритуальным целям. Сосуды из меди и бронзы отличаются большой ювелирной тонкостью. Металлический орнамент, словно кружево, покрывает выпуклую округлую поверхность сосудов, шкатулок и курильниц. Часто на витой растительный мотив орнамента напаиваются узорные выпуклые орнаментальные медальоны, ручки и крышки имеют форму фантастических зверей. Предметы из металла инкрустируются также драгоценными камнями. Изощренная фантазия и большое совершенство характеризует также многочисленные ювелирные предметы и ворсовые ковры.

В целом средневековое искусство Тибета отличается большим многообразием видов и форм, большой художестиенной фантастикой.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая

Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Тибета.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От редакционной коллегии
Вторая книга второго тома «Всеобщей истории искусств», посвященная искусству эпохи феодализма народов Азии, искусству доколониальных Африки, Австралии, Океании и древней Америки, является непосредс

Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака.
Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева, А. Г. Подольский. Искусство Аравии, Сирии, Ирака и Палестины 7 —13 столетий занимает важное место в истории художественной культуры Ближнего Востока. Создан

Искусство Египта
Б.Веймарн, А.Подольский Историю средневекового искусства Египта открывает коптский период. Коптское искусство 4— 7 вв. н. э. было связано с культурой Византии, но отличалось большим своеоб

Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании.
Б.Веймарн, Т.Каптерева 7 — 8 столетиях страны Северной Африки — Тунис, Алжир и Марокко — и южная Испания вошли в состав Арабского халифата. Искусство этих народов получило название «магриб

Искусство Турции.
Б.Веймарн Тюрки-сельджуки(Сельджуки — одна из ветвей среднеазиатских кочевников огузов, получившая название по имени возглавившей ее династии Сельджукидов. В 11 в. сельджуки завоевали И

Искусство Средней Азии. Иран.
Б.Веймарн, Т.Каптерева Сложившееся на основе древних традиций иранское средневековое искусство прошло более чем тысячелетний путь развития. Эпоха феодализма в Иране, начавшаяся еще в 5 — 6

Искусство Азербайджана.
В.Шлеев при участии Б.Веймарно; раздел миниатюры - Т.Каптерева В экономической, политической и культурной жизни средневекового Востока важную роль играли восточные области Закавказья — Алб

Искусство Средней Азии.
Б.Веймарн, М.Дьяконов, Т.Каптерева Исследоиания советских ученых за последние десятилетия открыли много новых памятников, свидетельствующих о высоком уровне искусства Средней Азии в эпоху

Искусство Афганистана.
Э.Дарский Средиевековое искусство народов Афганистана в своем развитии испытало сильное воздействие факторов, связанных с географическим положением и политической историей страны. Уже в гл

Искусство Индии
О.Прокофьев Индия географически является обособленной обширной частью Южной Азии и играла в историко-культурном отношении наряду с Китаем, Ираном и Средней Азией важнейшую роль в эпоху сре

Архитектура и искусство 7-13 веков
Исторический период, наступающий после упадка последней крупнейшей рабовладельческой державы Индии, империи Гуптов (4—6 вв.), является началом феодальной раздробленности. Происходит разделение севе

Архитектура и искусство 13-18 веков
В конце 12— начале 13 в. в экономическом и политическом строе Индии произошли важные перемены, связанные с переходом к развитым феодальным отношениям и завоеванием Индии тюрками. Образовался Делийс

Искусство Непала
О.Прокофьев Необычное географическое положение Непала во многих отношениях обусловило своеобразие его исторического и культурного развития. Расположенный в наиболее1 гористой части Гималае

Ведение в искусство Юго-Восточной Азии
О.Прокофьев Искусство Юго-Восточной Азии отличается необыкновенным богатством и многообразием своей оригинальной художественной культуры, по значению не уступающей искусству и культуре Инд

Искусство Цейлона.
Е.Ротенберг Среди государств Юго-Восточной Азии Цейлон занимал в эпоху средневековья несколько особое положение. Благодаря его непосредственному соседству с Индией проникновение индийской

Искусство Индонезии.
Е.Ротенберг Государства средневековой Индонезии занимали территорию на островах громадного Малайского архипелага. Основную часть его населения составляли малайские племена и народности, пр

Искусство Бирмы
Н.Дьяконова Историю искусства Бирмы принято делить на три хронологических периода: ранний — с начала нашей эры по 8 — 9 в., средний, так называемый классический, связанный с существованием

Искусство Камбоджи.
Ю.Лебедев В истории средневекового искусства народов Индокитайского полуострова памятники Камбоджи занимают особенно видное место. По своему значению они принадлежат не только к наиболее в

Искусство Вьетнама.
О.Прокофьев Первые памятники развитой художественной культуры на территории Вьетнама относятся к началу нашей эры (зрелая культура бронзового века в северном Аннаме, в Донг-Соне). Отдельны

Искусство Лаоса.
О.Прокофьев Народность лао, так же как и таи, ведет свое ирфисхшждеиш? из юго-западного Китая и расселилась по территории нынешнего Лаоса в конце первого тысячелетия нашей эры. За этот пер

Искусство Таиланда
Н.Дьяконова Первым самостоятельным государством, возникшим на территории современного Таиланда, в низовьях р. Мерам, в 7—8 вв. н. э., было раннефеодальное государство Дваравати, образованн

Искусство Китая
Н.Виноградова Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4—5 вв. н. э., а его художест

Искусство 4 -6 веков н. э.
Период, последовавший после падения Ханьской империи, ознаменовался становлением новых для Китая феодальных отношений. Ослабленная бесконечными внутренними и внешними войнами страна утратила единст

Искусство 7 - начала 13 веков н. э.
После периода междоусобной борьбы и разобщенности в 589 г. н. э. произошло новое объединение юга и севера страны в единое феодальное государство, которое носило название Суйской империи. Просуществ

Искусство конца 13 и 14 века
В конце 13 в. Китай стал центром государства монголов, положивших начало новой династии Юань. Монгольское завоевание прошло по стране как смерч, разрушив города и деревни, нанеся страшный ущерб все

Искусство конца 14 -начала 17 века
Изгнание монголов и воцарение династии Мин привело к укреплению власти китайских феодалов в городе и деревне. Постепенно восстанавливается разграбленное монголами хозяйство страны и укрепляется пол

Искусство 17 - 19 веков
После завоевания в 1644 г. Китая маньчжурами наступила длительная полоса феодальной реакции. Некогда передовой сравнительно с европейскими странами средневековья Китай был задержан и остановлен в с

Прикладное искусство 14 -начала 19 века
Начиная с 14 в. в Китае в связи с ростом внутренней и внешней торговли, с активизацией широких слоев городского населения и демократизацией культуры происходит все большее выдвижение на первый план

Искусство Синьцзяна.
Н.Дьяконова Синьцзян, являющийся самой западной областью Китая, сыграл важную роль в истории художественной культуры многих народов Азии. Синьцзян расположен в самом центре азиатского мате

Искусство Монголии.
Монгольское феодальное государство сформировалось сравнительно с другими средневековыми странами Востока довольно поздно, в 12—начале 13 в. Это государство образовалось из различных племен, занимав

Искусство Кореи.
О.Глухарева Корея, или Чосон (Страна утренней свежести), является одной из дальневосточных стран, где уже в первые века нашей эры возникли самобытная культура и искусства, которые продолжа

Искусство Японии.
В.Бродский Средневековое искусство Японии развивалось на протяжении более чем тысячи лет, начиная с 6 в. Среди историков нет еще единого мнения о том, прошли ли народы Японии рабовладельче

Искусство 6 - 12 веков.
Первые значительные памятники японской архитектуры и искусства относятся к периоду возникновения и к первым этапам развития феодальных отношений в 4—7 столетиях. Господствующей идеологией

Искусство 13 - 16 веков.
Наметившийся еще в 11 в. процесс политического обособления окрепших феодальных родов в 12 в. привел наиболее сильных из них к военным выступлениям против центрального правительства Фудзивара. Начав

Искусство древней Америки.
Р.Кинжалов Американские континенты были заселены человеком сравнительно поздно. По данным антропологии, археологии и этнографии, первые поселенцы пересекли Берингов пролив и обосновались н

Искусство народов Центральной Америки.
На территории Центральной Америки к рубежу н. э. образовались четыре направления в изобразительном искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольте

Искусство народов Южной Америки.
Другой крупный центр культурного развития индейских народов находился в северной части Южной Америки. Земледельческие племена Андского плоскогорья уже в первых веках нашей эры были знакомы с употре

Искусство народов Тропической и Южной Африки.
Д.Ольдерогге Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части — в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Всю Африку к юг

Искусство средневековой Африки.
Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12—14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования. Еще в

Народное искусство Африки 19 - 20 веков.
Разгром феодальных государств Западной и Экваториальной Африки и их культуры не смог прервать стихийного развития народного художественного творчества, в частности прикладного. Племена и народы Афр

Искусство Австралии и Океании.
В.Кабо Искусство Австралии и Океании — это искусство народов, населяющих австралийский материк и острова Тихого океана. До недавнего времени они стояли на разных ступенях развития доклассо

Искусство Австралии.
Искусство племен, населяющих австралийский континент, разделяется на ряд обладающих своими специфическими особенностями направлений или школ, сложившихся в ходе многовековой истории первоначального

Искусство Новой Гвинеи и Меланезии.
Подобно австралийскому, искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова свойственны особые характерные

Искусство Полинезии и Микронезии.
Полинезийцы создали в Океании наиболее богатую и сложную культуру, связанную с начавшимся переходом от доклассового к ранним формам классового общества. В основе ее высокого материального уровня ле

Искусство Сирии, Палестины, Ирака
1. Фриз фасада замка Мшатта. Резьба по камню. Фрагмент. 1-я половина 8 в.

Искусство Египта
10. Баб ан-Наср - городские ворота Каира 1087-1092 гг.

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12-13 вв.

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г.

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на соффите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатун в Нахичеван

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7-8 вв. Фрагмент. Ленинград, Г

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12- начало 13 в.

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на

Искусство Непала
154 а. Ступа Бодхнатх близ Катманду. Перестроена в 8—9 вв.

Искусство Цейлона
156. Будда. Колоссальная статуя фасада храма Гал-Вихара в Полоннаруве. 12

Искусство Индонезии
162. Чанди Пунтадева на плато Диёнг. 7 в. начало 8 в.

Искусство Бирмы
180. Храм Ананды в Пагане. Статуя Будды. Конец 11 в.

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Андет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Му

Искусство Вьетнама
200. Танцовщица. Скульптура из храма в Тра-Кьё. 10 в. Туран, Музей.

Искусство Лаоса
204. Храм (ват) Ксенг-Тонг в Луан-Прабане. 1561 г.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г.

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Сере

Искусство Японии
300. Тори. Статуя Будды Сакиямуни в Кондо - главном храме монастыря Хорюд

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид.

Искусство Тропической и Южной Африки.
356 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара.

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд

Список цветных таблиц.
Стр. 24—25. Яхья ибн Махмуд. Сцена в мечети. Миниатюра из рукописи «Макамы» ал-Харири. 1237 г. Париж, Национальная библиотека. 88—89. Фаянсовый кувшин из Рея с изображением всадни

Иллюстрации в тексте.
Стр. 16. Мечеть Омейядов в Дамаске. 705—715 гг. План. Реконструкция (по К. Кресуэллу). 18. Мечеть Скалы в Иерусалиме. 687—691 гг. Аксонометрия. 19. Замок Каср ал-Хайр (за

Список карт.
Стр. 12. Аравия, Сирия, Ирак, Египет. 42. Северная Африка и Испания. 56. Турция. 76. Иран. 106. Азербайджан. 128. Средняя Азия. 158. Афганистан. 174. Ин

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12—13 вв. 21 а. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане. Основана в конце 7 в. Перестраивалась в основном в 9 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 21 б. Мечеть Си

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г. 33. Мечеть Сахиб-ата в Конье. 1258 г. Фасад. 34. С и н а н. Мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь). Между 1566—1574 гг. 35

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на софите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент. 41. Башня Кабуса близ Горгана. 1006—1007гг. 42. Мечеть в Ардестане. 1055—1058 гг. Внутренний вид. 43.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатуи в Нахичевани. См. илл. 63. 63. Аджеми ибн Абу Бе к р. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186 г. 64. Мавзолей близ с

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7—8 вв. Фрагмент. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 76 б. Глиняный кувшин с росписью. 10 в. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 77. Ма

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12— начало 13 в. 99. Башня султана Масуда III близ Газпи. Начало 12 в. 100. Мечеть Абу Наср Парса в Балхе. 2-я половина 15 в. 101. Би

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на острове Элефанта. 8 в. 107. Пещерный храм Рамешвара в Элуре. Фрагмент фасада. 8 в. Левая часть. 108. Пеще

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Апдет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Ваконг. Башня. 9 в.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г. 209 а. Пещерный храм Юньган близ города Датун. Основан в 5 в. Общий вид. 209 б. Колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. 5

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Середина 8 в. 295 а. Пагода Табо-тхап ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. 751 г. 295 б. Бодисатва Канным. Рельеф

Искусство Японии
300. Тор и. Статуя Будды Сакямуни в Кондо — главном храме монастыря Хорю-дзи близ Нара. Фрагмент. Бронза. 623 г. 301. Святилище храмового ансамбля Исэ. Начало 1 тыс. Реконструкция 1953 г.

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид. 333. Рельеф на крышке саркофага из «Храма Надписей» в Паленке. Фрагмент. Культура майя. 334. Пирамида Кецалькоатля в Теотихуакан

Искусство Тропической и Южной Африки.
350 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара. 356 6. Антилопы. Наскальная живопись буш менов. Юго-западная Африка, Бранд берг. 357. Богиня с рогами, или

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд. 373. Изображение рыбы в стиле «рентегеновских снимков». Австралия, полуостров Арнхемленд. 374. Изображен

Искусство Египта
10. Баб ан-Наср — городские ворота Каира 1087—1092 гг. 11. Мечеть Амра в Каире. Была основана и 641 г. Расширялась и перестраивалась в основном в 9—14 вв. Внутренний вид. 12. Мече

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12—13 вв. 21 а. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане. Основана в конце 7 в. Перестраивалась в основном в 9 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 21 б. Мечеть Си

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г. 33. Мечеть Сахиб-ата в Конье. 1258 г. Фасад. 34. С и н а н. Мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь). Между 1566—1574 гг. 35

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на софите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент. 41. Башня Кабуса близ Горгана. 1006—1007гг. 42. Мечеть в Ардестане. 1055—1058 гг. Внутренний вид. 43.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатуи в Нахичевани. См. илл. 63. 63. Аджеми ибн Абу Бе к р. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186 г. 64. Мавзолей близ с

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7—8 вв. Фрагмент. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 76 б. Глиняный кувшин с росписью. 10 в. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 77. Ма

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12— начало 13 в. 99. Башня султана Масуда III близ Газпи. Начало 12 в. 100. Мечеть Абу Наср Парса в Балхе. 2-я половина 15 в. 101. Би

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на острове Элефанта. 8 в. 107. Пещерный храм Рамешвара в Элуре. Фрагмент фасада. 8 в. Левая часть. 108. Пеще

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Апдет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Ваконг. Башня. 9 в.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г. 209 а. Пещерный храм Юньган близ города Датун. Основан в 5 в. Общий вид. 209 б. Колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. 5

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Середина 8 в. 295 а. Пагода Табо-тхап ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. 751 г. 295 б. Бодисатва Канным. Рельеф

Искусство Японии
300. Тор и. Статуя Будды Сакямуни в Кондо — главном храме монастыря Хорю-дзи близ Нара. Фрагмент. Бронза. 623 г. 301. Святилище храмового ансамбля Исэ. Начало 1 тыс. Реконструкция 1953 г.

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид. 333. Рельеф на крышке саркофага из «Храма Надписей» в Паленке. Фрагмент. Культура майя. 334. Пирамида Кецалькоатля в Теотихуакан

Искусство Тропической и Южной Африки.
350 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара. 356 6. Антилопы. Наскальная живопись буш менов. Юго-западная Африка, Бранд берг. 357. Богиня с рогами, или

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд. 373. Изображение рыбы в стиле «рентегеновских снимков». Австралия, полуостров Арнхемленд. 374. Изображен

Общие работы
К. Маркс и Ф. Эпгельс об искусстве. Т. 1—2. М., 1957; В. И. Ленин о культуре и искусстве. М., 1956; Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 1—3. М.—Л., 1948— 1955; Врунов Н. Очерки по истории а

Первобытное искусство
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1958; Гущин А. С. Происхождение искусства, Л.—М., 1937; Ефименко П. П. Первобытное общество. Изд. 3. Киев, 1953; Косвен М. О

Искусство Древнего Востока. Общие работы.
Авдиев В. И. История Древнего Востока. Изд. 2, М., 1953; Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока, Л.—М., 1940; Очерки по истории техники Древнего Востока. Под ред. В. В. Струве. М.—Л

Искусство Передней Азии
Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.—М., 1958; Bossert II. Th. Altsyrien Kunst und Handwerk in Cypern, Syrien, Palastina, Transjordanien und Arabien von den Anfangen bi

Искусство Древнего Египта
Масперо Г. Египет. Пер. с франц. М., 1915; Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. (Исследование и переводы текстов с коммент.). М.—Л., 1956; Матье М. Э. Роль личности художника в искусстве Древнего Еги

Эгейское искусство
Богаевский Б. Л. Крит и Микены. (Эгейская культура). М. Л., 1924; Бузе скул В. П. Древнейшая цивилизация в Европе. Эгейская или критскомикенская культура. Харьков, 1918; Виппер Р. Ю. Древний Восток

Искусство Древней Греции
Маркс К. К критике политической экономии. Введение.—В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. Т. 13, М., 1969; Маркс К. и Энгельс Ф. Об античности, Л., 1932; Античные мыслители об искусстве. Изд.

Эллинистическое искусство
Баумгартен Ф., ПоландФ., Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. Спб., 1914; Белов Г. Д. Алтарь Зевка в Пергаме, Л., 1959; Ране вич А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.—Л., 1950; Тарн В. Э

Искусство Древнего Рима
Блаватский В. Д. Архитектура Древнего Рима М., 1938; Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. П6., 1923. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Пер. с франц. Изд. 2, М., 191

Искусство Северного Причерноморья
Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. (Сборник статей. Отв. ред.: В. Ф. Гайдукевич и М. И. Максимова.) Т. 1. М.—Л., 1955. Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Истор.-архе

Искусство Древнего Закавказья
Амиранашвили Ш. Я. История грузин ского искусства. Т. 1. М., 1950; Буниатов Н. Г. Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни. Ереван, 1933; Г а р н и. Крепость и поселение. Отв. ред. Б. П. П

Искусство Древнего Ирана
Орбели И. Л., Тревер К. В. Сасанидский металл. Художественные предметы из золота, серебра и бронзы. М.—Л., 1933; Смирнов Я. И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной посуды восточного происхож

Искусство Средней Азии
Грязнов М. Древнее искусство Алтая. (Альбом). Л., 1958; Массой М. Е., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны. (Альбом иллюстраций). М., 1956; Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скиф

Искусство Древней Индии
Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. Пер. с англ. М., 1951; Тюляев С. И. Архитектура Индии. М., 1939; Brown P. Indian architecture. V. I. Buddhist and Hindu periods. Bombay, 1956; С apple ri

Искусство Древнего Китая
Глухарева О. Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.—Л., 19Ъ8; Чжэн Чжэнь-до. Великое наследие китайского искусства. Шанхай, 1957. (На кит. яз.); Ackerman Ph. Ritual bronzes of ancient

Искусство Византии
Анналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СпС., 1900; Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. (Альбом). Л., 1960; Кондаков Н. П. История и памятники

Искусство Армении и Грузии
Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. Т. 1. М., 1950; Амиранашвили Ш. Я. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. Тбилиси, 1957; Арутгонян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянс

Искусство Южных Славян. Болгария.
Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. Спб., 1909; Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. I. М., 1947. (Гл. VII, VIII, IX); Цапенко М. П. Архитектура Болгарии. Очерк. М., 1

Искусство Сербии и Македонии
Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. СпГ>., 1909; Лазарев В. Н. История Византийской живописи. Т. I, M., 1947. (Гл. VII, VIII, IX); Покрышкин П. Православная церковная архитект

Искусство Древней Руси
Айналов Д. В. История русской живописи от XVI по XIX столетие. Спб., 1913; Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959; Алпатов М. В. Фрески храма Успения на Волотовом поле. — В кн.: Памятники искусства,

Украинское искусство 14-17 веков
Архитектура Украинской ССР. (Альбом). Т. 1—2. Киев, 1951—1954; Безсонов [Бессонов] С. В. Архитектура Западной Украины. М., 1946; Драган М. Украiнсьki деревлянi церкви. Генеза i розвiй форм. Ч. 1—2.

Искусство Белоруссии 14-17 веков
Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина. Спб., 1888; Горбачевский Ф. Русские древности в памятниках Холмско-Подляцеской Руси. (Альбом и текст). Спб., 1891—1892; Егоров Ю. А. Градостроительство в Б

Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма. Общие работы.
Виол.те ле Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре. Пер. с франц. Т. I. М., 1937; Добиаш-Рождестве некая О. А. Западное средневековое искусство.— В сб.: История искусств всех времен и народов. Кн. 4. Л., 1

Искусство Франции
Гуртик Л. Франция. Пер. с франц. М., 1914; The art of the French book from early manuscripts to the present time. Ed. by A. Lejard. London, 194...; Aubert M. L'art frangais a 1'epoque roman. Archit

Искусство Германии
Anthony E. W. Romanesque frescoes. Princeton, 1951; Baum J. Die Malerei und Plastik des Mittelalters. Deutschland, Frankreich und Britannien. Wildpark—Potsdam, 1930; Bange E. F. Bine bayerische Mal

Искусство Австрии
B e n e s с h O. Kleine Geschichte der Kunst in Osterreich. Wien, 1950; Die Bildende Kunst in Osterreich. Hrsg. v. K. Ginhart. Baden in Wien, 1939; Buchowiecki W. Die gotischen Kirchen Osterreichs.

Искусство Англии
Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945; Artists of the Winchester Bible. Intr. by W. Oakeshott. London, 1945; Вiсkert M. J. The reconstruction of an English Cormelite missal. Cambridge, Mass.,

Искусство Испании
Малицкая К. М. Испания. М., 1935; Ars Hispaniae. Historia universal del arte hispanico. V. 7. Torres Balbas L. Arquitectura Gotica. V. 8. Duran Sanpere А. у Ainaud de Lasarte J. Escultura Gotica. M

Искусство Италии
Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения.; Т. I. Искусство Проторенессанса. М., 1956; Biehl VV. Toskanische Piastik des frilhen und hohen Mittelalters. Leipzig, 1926; Decker H. L'art ro

Искусство Чехословакии
Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. Ист. очерк. М., 1959; Libal D. Goticka architecture v Gechah a na Morave. Praha, 1948; Masin J, Romaniska nastenna malba v. Cechach a na Morave. Praha, 1954; Ma

Искусство Польши
Betterowna A. Polskie ilustracye ksiazkows XV i XVI wieku (1490—1525). Warszawa, 1951; Biallowicz-Krygierowa Z. Malowidla scienne z XIV wieku w dawnym opactwie cysterskiin w Ladzie nad Warta. Pozna

Искусство Венгрии
Венгерская скульптура. Будапешт. 1955; Гере Л. Памятники искусства Венгрии. Будапешт, 1959; История венгерского искусства. Т. 1. Будапешт, 1956; Старые деревянные статуи в Венгрии. Альбом. Сост. М.

Искусство Швеции
Borelius A. Romanesque mural paintings in Ostergottland. Stockholm, 1956; Curman S., Roosval J. Sveriges kyrkor; konsthistoriskt inventarium, Upsala, 1912; La u г in C. G. Nordisk konst. Bd. I. Sto

Искусство Литвы
Galaune P. Lietuviu liaudies menas. Kaunas, 1930; Ivinskis Z. Troku Galves ezero salos pilis; Barovskis L. Traku salos pilis, kaip didziojo kunigaikscio rezidencija, atliktu konservaciniu darbu svi

Общие работы.
Денике Б.П. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства. Казань, 1923; Денике Б. П. Живопись Ирана. М.—Л., 1938; Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь акад

Искусство Арабских народов
Вeймарн Б. В., Каптерева Т. П., Подольский А. Г. Искусство арабских народов. (Средневековый период). М., 1960; Кубе А. П Испано-мавританская керамика. М.—Л., 1940; Матье М. Э-> Ляпунова К. С. Ху

Искусство Турции
Эссад Д. Константинополь. От Византии до Стамбула. М., 1919; Diez E., Aslanapa О. Turk Sanati. Istanbul, 1955; Esin E. Turkish miniature painting. Tokyo, 1960; Gabriel A. Voyages archeologiques dan

Искусство Ирана
Гюзальян Л. Т., Дьяконов М. М. Иранские миниатюры в рукописях «Шах-Намэ» ленинградских собраний. М.—Л., 1935; История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958; Кази-Ахмед. Трактат о

Искусство Азербайджана
Архитектура Азербайджана. Очерки. Баку, 1952; Архитектура Азербайджана. Эпоха Низами. (Сборник статей. Отв. ред. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов). Москва—Баку, 1947; Бретаницкий Л., Саламзаде А. Киро

Искусство Средней Азии
Альбayм Л. И. Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент, 1960; Архитектурные памятники Туркмении. Вып. 1. Состав. Н. М. Бачинский. Москва—Ашхабад, 1939; Берншта

Искусство Индии
Искусство Индии. Альбом. Сост. и авт. вступит, статьи С. Тюляев. М., 1958; Миниатюры рукописи Бабур-намэ. Вступит, статья С. Тюляева. М., I960; Памятники искусства Индии в собраниях музеев СССР. Ал

Искусство Юго-Восточной Азии. Общие работы
Архитектура стран Юго-Восточной Азии. Очерки. Ред. коллегия: Ю. С. Яралов (отв. ред.). М., 1960; Холл Д. Г. Э- История Юго-Восточной Азии. Пер. с англ. М., 1958; Coomaraswamy А. К. History of India

Искусство Китая
Вeстфалeн Э. X., Кречетова М. Н. Китайский фарфор. История развития. Л., 1947; Глухарева О. Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.—Л., 1948; Денике Б. П. Китай. Альбом по архитектуре.

Искусство Японии
Денике Б. П. Япония. Альбом по архитектуре. М., 1935; Конрад Н. И. Японская литература в образцах и очерках. Т.I.Л., 1927; Японское искусство. Сборник статей. Отв. ред. Р. Б. Климов. М., 1959; Собр

Искусство Древней Америки
Вайян Д. К. История ацтеков. Пер. с англ. М., 1949; Кинжалов Р. В. Памятники культуры и искусства древней Америки. Путеводитель по выставке. Л., 1958. (Гос. Эрмитаж); Искусство Мексики от древнейши

Искусство Тропической и Южной Африки
Кюн Г. Искусство первобытных народов. Пер. с нем. М.—Л., 1933; Марков В. (В. И. Матвей). Искусство негров. Пб., 1919; Народы Африки. Под ред. Д. А. Ольдерогге и И. И. Потехина. М., 1954; Ольде-рогг

Искусство Австралии и Океании
Бугинов Н. Я., Розина Л. Г. Коллекции с о. Пасхи в собраниях Музея антропологии и этнографии АН СССР. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 18, 1958, стр. 305—323; Миклухо-Маклай Н. Н. Собран

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги