рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство средневековой Африки.

Искусство средневековой Африки. - раздел История, Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая Один Из Центров Средневековой Культуры Африки Возник В 12—14 Вв. В Юго-Западн...

Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12—14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.)- Архитектура этих городов — дома с внутренними дворами и бассейнами — напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12—14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба — Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму (илл. 359 6). Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа — типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Оба-луфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п. (илл. 360).

На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они-—обожествленного царя — предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ.

Среди находок, сделанных за пределами Ифе, следует упомянуть бронзовую фигурку сидящего писца из Тада, несколько напоминающую древнеегипетскую скульптуру, а также ряд реалистических изображений-животных.

Ответвлением культуры Ифе явилась культура средневекового Бенина. К 15 в. государство Бенина достигло господствующего положения, оттеснив на второй план утративших свою былую власть царей йоруба. В конце 15 и первой половине 16 в. португальцы вели довольно оживленную торговлю с Бенином, затем, с переносом центра торговых и колонизаторских интересов португальцев в Индию, связи Бенина с Европой почти полностью прервались. Однако путешественникам 17—18 вв. мы обязаны наиболее яркими описаниями Бенина в годы его наивысшего могущества.

Так, голландский врач Ольферт Даппер издал в Амстердаме «Описание африканских стран», где приводится сообщение голландского купца Самуэля Бломерта, посетившего Бенин: «Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города, когда входишь через Готтонские ворота (ворота по дороге в Гвато). Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галлерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галлерей эти покоятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв... Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной»(О.Dapper, Naukeurige Beschrijvinge der Afrikaenische Gewesten van Egypten, Afrikan, Negrosland etc., Amsterdam, 1676, стр. 502.).

Французский путешественник Ландольф, посетивший Бенин в 1786 г., сравнивает его с наиболее крупными городами Франции того времени. По его словам, в Бенине жило около восьмидесяти тысяч человек.

Таким был Бенин в 16 —18 вв. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Большие бронзовые головы изображают царей Бенина и связаны с культом предков. До сих пор еще в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим. Изображение предка называется ухув-элао, что в переводе означает череп предка. Прежде у алтаря собирались члены большой патриархальной семьи — глава дома, его домочадцы, слуги и рабы. В известной степени большая патриархальная семья Бенина была сходна с древнеримской, глава которой также приносил от лица всей семьи жертвы на алтарь своих предков. В Бенине, так же как и в императорском Риме, цари были обожествлены, царский алтарь считался алтарем предков населения всей страны и культ предков царя имел общегосударственное значение.

Ухув-элао предков царя и верховного военачальника — эзомо, владевшего огромными поместьями и сотнями рабов, делались из бронзы.

В верхней части бронзовых голов имеются отверстия, в которые вставлялись резные слоновые бивни. На них, по-видимому, изображались процессии, связанные с большим ежегодным праздником предков.

По местным преданиям, в правление царя Огуола, то есть в середине 13 в., из города Ифе в Бенин был прислан мастер-литейщик Игве-Ига. С этого времени в Бенине при царском дворе появились свои мастера-литейщики. Они жили в особом квартале в непосредственном соседстве с дворцом. Искусство литья из бронзы держалось в секрете.

Бронзовые головы и фигуры бенинских царей 15 — 18 вв. имеют ярко выраженный негроидный характер (илл. 364), но все черты лица переданы упрощенно и схематично. Ухув-элао изображает царя в традиционном головном уборе — плетеной шапочке с двумя крыльями по бокам. В месте прикрепления крыльев помешены крупные розетки, от которых отходят выступы, состоящие из бус, нанизанных на прочную основу. (Бусы некоторых сортов ценились в Бенине дороже золота.) Нижняя часть головы до самого рта закрыта подобием высокого стоячего воротника (илл. 365). Это нитки бус, одевавшиеся при торжественных церемониях. Внизу, у основания ухув-элао, на ободке изображены разные животные, фигуры которых, вероятно, являются своеобразным перечнем титулов царя и, по-видимому, должны были «читаться» примерно так: смелый как пантера, могучий как бык, сильный как слон и т. п. Некоторые головы без ободка внизу, возможно, изображают мать царя, которая пользовалась почетом при дворе царя Бенина. Впрочем, все бронзовые головы царей и цариц однородны — перед нами те же безжизненные величественные маски. Большой жизненностью изображения отличается бронзовая статуэтка «флейтиста» (илл. 366), голова женщины (илл. 367) и др.

Бронзовые рельефы были предназначены для украшения дворцовых залов и галлерей. На них мы видим царей, придворных, военачальников, европейских купцов, сцены охот и жертвоприношений (илл. 361, 362, 363). Военачальники изображены в панцирях с подвешенными к ним колокольчиками, имеющими, по мнению бенинцев, волшебную силу. Ношение таких колокольчиков было признаком власти.

В целом по сравнению с искусством культуры Ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Объемы становятся более схематичными, теряют то чувство пластики живого тела, которое было свойственно мастерам Ифе, зато гораздо большее значение приобретает собственно орнаментальный элемент в скульптуре, достигающий высокого и своеобразного развития. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искусство Бенина схематичностью объемов, условностью пропорций, обилием орнамента напоминает по своему типу памятники раннего средневековья Западной Европы, в то время как произведения мастеров Ифе вызывают скорее ассоциации с памятниками ранней античности или Древней Индии.

Было бы, однако, неверно видеть в искусстве Бенина лишь проявление художественного упадка, расценивать его лишь как ремесленное придворное искусство. Тесно связанное со складывающейся феодальной идеологией искусство Бенина оказывалось связанным и с зарождающейся культово-дворцовой архитектурой.

В Бенине сложился связанный с архитектурой рельеф, сложились определенные ранние формы монументальной композиции средневекового типа. Таков бронзовый рельеф, изображающий парадную стражу, симметрично расположенную вокруг царского трона. Рельеф этот интересен также и тем, что он дает представление и об архитектуре и архитектурном декоре дворца Бенина. Интересна своей иератически симметричной композицией скульптурная группа, изображающая вождя и его свиту. Любопытно, что принцип примитивной социальной иерархии находит свое выражение в масштабных соотношениях фигур. Царь-полководец намного больше по размерам, чем его спутник, совсем маленькими изображены раб или рядовой воин, стоящий в ногах у царя, и два льва, символизирующие силу и мужество владыки. На постаменте группы изображены в рельефе символические фигуры, в частности поверженные и обезглавленные враги. По типу своей наивной символики эта композиция напоминает некоторые произведения Двуречья или раннего романского искусства.

Однако при всей своей примитивности произведения такого рода означали переход от орнаментального понимания художественного целого или от изображения хотя и реалистически ярких отдельных фигур к более сложному и монументальному объединению группы людей, связанных общностью действия или выражающих некую общую идею.

По сравнению с этими изображениями бронзовая фигура петуха, сделанная в натуральную величину, поражает своей реалистичностью. Тщательно выгравировано оперение, и если в чем можно упрекнуть художника, то только в излишней толщине ног птицы, что, по всей вероятности, вызвано технической необходимостью: фигура петуха слишком массивна и тяжела, чтобы удержаться на более тонких ногах.

Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуру почти всех народов Гвинейского побережья, от реки Нигер вплоть до реки Вольта и даже к западу от нее. Литье из бронзы до сих пор распространено у многих народов Верхней Гвинеи.

Очень интересно творчество мастеров-литейщиков Ганы, именно бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Еще арабские путешественники 10—15 вв. сообщали о лежащих далеко на юге странах, где добывается золото. Области добычи золота находились в пределах ныне независимых государств Ганы и Берега Слоновой Кости. У народа бауле, в частности, литье из золота было очень распространено. Сохранилось большое число золотых масочек, которые отличаются большим изяществом и тонкой работой. Они представляют большую редкость. Их носили на шее или у пояса, и, возможно, они изображают головы убитых врагов. Но своему характеру они напоминают небольшие маски, которые мы встречаем на поясах вельмож, изображенных на бронзовых рельефах древнего Бенина. Маски бауле очень разнообразны, но имеют и определенные общие черты: яйцевидное или овальное лицо, надбровные дуги в виде шнура, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, условно переданные волосы в виде стилизованных скрученных пучков.

К югу от государств, расположенных вдоль Гвинейского побережья и нижнего течения Нигера, в зоне Экваториальной Африки, также возникло несколько крупных государственных образований. Наиболее значительным среди них являлось царство Конго, где в период его расцвета, в 15 —17 вв., торговля и ремесла достигли высокой степени развития. Однако богатые и самобытные художественные традиции сохранились не столько в центрах этого царства, сколько на территории процветавшего в 16—18 вв. далеко от моря, в глубине экваториальных лесов, государства Бушонго (в верховьях реки Кассай — притока Конго). Среди памятников Бушонго заслуживают особого внимания деревянные мемориальные статуи царей, традиция создания которых восходит к началу 17 в. Эти скульптуры, как, например, статуя царя Шамбо Болонгонго, отличают острая экспрессивность формы, лаконически точная и резкая моделировка объемов. Цари изображались сидящими со скрещенными ногами, чуть наклоненными вперед. Непременным атрибутом этих статуй являлись различные предметы, символизирующие достойные увековечения дела правителей. Например, изображение наковальни служило символом того, что при данном царе высокого уровня достигло кузнечное ремесло. Сам Шамбо Болонгонго изображен с игральной доской на коленях в знак того, что игра «лела» появилась в стране в его царствование.

В целом художественное наследие рабовладельческих и раннефеодальных государств Тропической и Южной Африки обладает значительной эстетической ценностью. Оно опровергает версию ряда буржуазных ученых о внеисторическом Этнографически застывшем характере кумьтуры негров, подтверждает, что народы Африки в своем историческом и художественном развитии вышли из стадии первобытного доклассового общества, двигаясь по пути прогресса, достигли высокого уровня общественного разделения труда и производства и создали свою государственность и свою самобытную высокоразвитую художественную культуру. Работорговля, организованная европейцами для снабжения рабочей силой американских плантаций, и последующая колонизация грубо прервали процесс самостоятельного исторического прогресса народов Тропической и Южной Африки и отбросили их назад, на несколько веков затормозив их материальное и духовное развитие.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая

Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство средневековой Африки.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От редакционной коллегии
Вторая книга второго тома «Всеобщей истории искусств», посвященная искусству эпохи феодализма народов Азии, искусству доколониальных Африки, Австралии, Океании и древней Америки, является непосредс

Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака.
Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева, А. Г. Подольский. Искусство Аравии, Сирии, Ирака и Палестины 7 —13 столетий занимает важное место в истории художественной культуры Ближнего Востока. Создан

Искусство Египта
Б.Веймарн, А.Подольский Историю средневекового искусства Египта открывает коптский период. Коптское искусство 4— 7 вв. н. э. было связано с культурой Византии, но отличалось большим своеоб

Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании.
Б.Веймарн, Т.Каптерева 7 — 8 столетиях страны Северной Африки — Тунис, Алжир и Марокко — и южная Испания вошли в состав Арабского халифата. Искусство этих народов получило название «магриб

Искусство Турции.
Б.Веймарн Тюрки-сельджуки(Сельджуки — одна из ветвей среднеазиатских кочевников огузов, получившая название по имени возглавившей ее династии Сельджукидов. В 11 в. сельджуки завоевали И

Искусство Средней Азии. Иран.
Б.Веймарн, Т.Каптерева Сложившееся на основе древних традиций иранское средневековое искусство прошло более чем тысячелетний путь развития. Эпоха феодализма в Иране, начавшаяся еще в 5 — 6

Искусство Азербайджана.
В.Шлеев при участии Б.Веймарно; раздел миниатюры - Т.Каптерева В экономической, политической и культурной жизни средневекового Востока важную роль играли восточные области Закавказья — Алб

Искусство Средней Азии.
Б.Веймарн, М.Дьяконов, Т.Каптерева Исследоиания советских ученых за последние десятилетия открыли много новых памятников, свидетельствующих о высоком уровне искусства Средней Азии в эпоху

Искусство Афганистана.
Э.Дарский Средиевековое искусство народов Афганистана в своем развитии испытало сильное воздействие факторов, связанных с географическим положением и политической историей страны. Уже в гл

Искусство Индии
О.Прокофьев Индия географически является обособленной обширной частью Южной Азии и играла в историко-культурном отношении наряду с Китаем, Ираном и Средней Азией важнейшую роль в эпоху сре

Архитектура и искусство 7-13 веков
Исторический период, наступающий после упадка последней крупнейшей рабовладельческой державы Индии, империи Гуптов (4—6 вв.), является началом феодальной раздробленности. Происходит разделение севе

Архитектура и искусство 13-18 веков
В конце 12— начале 13 в. в экономическом и политическом строе Индии произошли важные перемены, связанные с переходом к развитым феодальным отношениям и завоеванием Индии тюрками. Образовался Делийс

Искусство Непала
О.Прокофьев Необычное географическое положение Непала во многих отношениях обусловило своеобразие его исторического и культурного развития. Расположенный в наиболее1 гористой части Гималае

Ведение в искусство Юго-Восточной Азии
О.Прокофьев Искусство Юго-Восточной Азии отличается необыкновенным богатством и многообразием своей оригинальной художественной культуры, по значению не уступающей искусству и культуре Инд

Искусство Цейлона.
Е.Ротенберг Среди государств Юго-Восточной Азии Цейлон занимал в эпоху средневековья несколько особое положение. Благодаря его непосредственному соседству с Индией проникновение индийской

Искусство Индонезии.
Е.Ротенберг Государства средневековой Индонезии занимали территорию на островах громадного Малайского архипелага. Основную часть его населения составляли малайские племена и народности, пр

Искусство Бирмы
Н.Дьяконова Историю искусства Бирмы принято делить на три хронологических периода: ранний — с начала нашей эры по 8 — 9 в., средний, так называемый классический, связанный с существованием

Искусство Камбоджи.
Ю.Лебедев В истории средневекового искусства народов Индокитайского полуострова памятники Камбоджи занимают особенно видное место. По своему значению они принадлежат не только к наиболее в

Искусство Вьетнама.
О.Прокофьев Первые памятники развитой художественной культуры на территории Вьетнама относятся к началу нашей эры (зрелая культура бронзового века в северном Аннаме, в Донг-Соне). Отдельны

Искусство Лаоса.
О.Прокофьев Народность лао, так же как и таи, ведет свое ирфисхшждеиш? из юго-западного Китая и расселилась по территории нынешнего Лаоса в конце первого тысячелетия нашей эры. За этот пер

Искусство Таиланда
Н.Дьяконова Первым самостоятельным государством, возникшим на территории современного Таиланда, в низовьях р. Мерам, в 7—8 вв. н. э., было раннефеодальное государство Дваравати, образованн

Искусство Китая
Н.Виноградова Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4—5 вв. н. э., а его художест

Искусство 4 -6 веков н. э.
Период, последовавший после падения Ханьской империи, ознаменовался становлением новых для Китая феодальных отношений. Ослабленная бесконечными внутренними и внешними войнами страна утратила единст

Искусство 7 - начала 13 веков н. э.
После периода междоусобной борьбы и разобщенности в 589 г. н. э. произошло новое объединение юга и севера страны в единое феодальное государство, которое носило название Суйской империи. Просуществ

Искусство конца 13 и 14 века
В конце 13 в. Китай стал центром государства монголов, положивших начало новой династии Юань. Монгольское завоевание прошло по стране как смерч, разрушив города и деревни, нанеся страшный ущерб все

Искусство конца 14 -начала 17 века
Изгнание монголов и воцарение династии Мин привело к укреплению власти китайских феодалов в городе и деревне. Постепенно восстанавливается разграбленное монголами хозяйство страны и укрепляется пол

Искусство 17 - 19 веков
После завоевания в 1644 г. Китая маньчжурами наступила длительная полоса феодальной реакции. Некогда передовой сравнительно с европейскими странами средневековья Китай был задержан и остановлен в с

Прикладное искусство 14 -начала 19 века
Начиная с 14 в. в Китае в связи с ростом внутренней и внешней торговли, с активизацией широких слоев городского населения и демократизацией культуры происходит все большее выдвижение на первый план

Искусство Тибета.
Тибет, расположенный на юго-западе Китая и являющийся его неотъемлемой частью, представляет собой область совершенно своеобразную по своим природным условиям. Он расположен на одном из величайших н

Искусство Синьцзяна.
Н.Дьяконова Синьцзян, являющийся самой западной областью Китая, сыграл важную роль в истории художественной культуры многих народов Азии. Синьцзян расположен в самом центре азиатского мате

Искусство Монголии.
Монгольское феодальное государство сформировалось сравнительно с другими средневековыми странами Востока довольно поздно, в 12—начале 13 в. Это государство образовалось из различных племен, занимав

Искусство Кореи.
О.Глухарева Корея, или Чосон (Страна утренней свежести), является одной из дальневосточных стран, где уже в первые века нашей эры возникли самобытная культура и искусства, которые продолжа

Искусство Японии.
В.Бродский Средневековое искусство Японии развивалось на протяжении более чем тысячи лет, начиная с 6 в. Среди историков нет еще единого мнения о том, прошли ли народы Японии рабовладельче

Искусство 6 - 12 веков.
Первые значительные памятники японской архитектуры и искусства относятся к периоду возникновения и к первым этапам развития феодальных отношений в 4—7 столетиях. Господствующей идеологией

Искусство 13 - 16 веков.
Наметившийся еще в 11 в. процесс политического обособления окрепших феодальных родов в 12 в. привел наиболее сильных из них к военным выступлениям против центрального правительства Фудзивара. Начав

Искусство древней Америки.
Р.Кинжалов Американские континенты были заселены человеком сравнительно поздно. По данным антропологии, археологии и этнографии, первые поселенцы пересекли Берингов пролив и обосновались н

Искусство народов Центральной Америки.
На территории Центральной Америки к рубежу н. э. образовались четыре направления в изобразительном искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольте

Искусство народов Южной Америки.
Другой крупный центр культурного развития индейских народов находился в северной части Южной Америки. Земледельческие племена Андского плоскогорья уже в первых веках нашей эры были знакомы с употре

Искусство народов Тропической и Южной Африки.
Д.Ольдерогге Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части — в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Всю Африку к юг

Народное искусство Африки 19 - 20 веков.
Разгром феодальных государств Западной и Экваториальной Африки и их культуры не смог прервать стихийного развития народного художественного творчества, в частности прикладного. Племена и народы Афр

Искусство Австралии и Океании.
В.Кабо Искусство Австралии и Океании — это искусство народов, населяющих австралийский материк и острова Тихого океана. До недавнего времени они стояли на разных ступенях развития доклассо

Искусство Австралии.
Искусство племен, населяющих австралийский континент, разделяется на ряд обладающих своими специфическими особенностями направлений или школ, сложившихся в ходе многовековой истории первоначального

Искусство Новой Гвинеи и Меланезии.
Подобно австралийскому, искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова свойственны особые характерные

Искусство Полинезии и Микронезии.
Полинезийцы создали в Океании наиболее богатую и сложную культуру, связанную с начавшимся переходом от доклассового к ранним формам классового общества. В основе ее высокого материального уровня ле

Искусство Сирии, Палестины, Ирака
1. Фриз фасада замка Мшатта. Резьба по камню. Фрагмент. 1-я половина 8 в.

Искусство Египта
10. Баб ан-Наср - городские ворота Каира 1087-1092 гг.

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12-13 вв.

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г.

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на соффите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатун в Нахичеван

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7-8 вв. Фрагмент. Ленинград, Г

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12- начало 13 в.

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на

Искусство Непала
154 а. Ступа Бодхнатх близ Катманду. Перестроена в 8—9 вв.

Искусство Цейлона
156. Будда. Колоссальная статуя фасада храма Гал-Вихара в Полоннаруве. 12

Искусство Индонезии
162. Чанди Пунтадева на плато Диёнг. 7 в. начало 8 в.

Искусство Бирмы
180. Храм Ананды в Пагане. Статуя Будды. Конец 11 в.

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Андет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Му

Искусство Вьетнама
200. Танцовщица. Скульптура из храма в Тра-Кьё. 10 в. Туран, Музей.

Искусство Лаоса
204. Храм (ват) Ксенг-Тонг в Луан-Прабане. 1561 г.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г.

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Сере

Искусство Японии
300. Тори. Статуя Будды Сакиямуни в Кондо - главном храме монастыря Хорюд

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид.

Искусство Тропической и Южной Африки.
356 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара.

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд

Список цветных таблиц.
Стр. 24—25. Яхья ибн Махмуд. Сцена в мечети. Миниатюра из рукописи «Макамы» ал-Харири. 1237 г. Париж, Национальная библиотека. 88—89. Фаянсовый кувшин из Рея с изображением всадни

Иллюстрации в тексте.
Стр. 16. Мечеть Омейядов в Дамаске. 705—715 гг. План. Реконструкция (по К. Кресуэллу). 18. Мечеть Скалы в Иерусалиме. 687—691 гг. Аксонометрия. 19. Замок Каср ал-Хайр (за

Список карт.
Стр. 12. Аравия, Сирия, Ирак, Египет. 42. Северная Африка и Испания. 56. Турция. 76. Иран. 106. Азербайджан. 128. Средняя Азия. 158. Афганистан. 174. Ин

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12—13 вв. 21 а. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане. Основана в конце 7 в. Перестраивалась в основном в 9 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 21 б. Мечеть Си

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г. 33. Мечеть Сахиб-ата в Конье. 1258 г. Фасад. 34. С и н а н. Мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь). Между 1566—1574 гг. 35

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на софите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент. 41. Башня Кабуса близ Горгана. 1006—1007гг. 42. Мечеть в Ардестане. 1055—1058 гг. Внутренний вид. 43.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатуи в Нахичевани. См. илл. 63. 63. Аджеми ибн Абу Бе к р. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186 г. 64. Мавзолей близ с

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7—8 вв. Фрагмент. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 76 б. Глиняный кувшин с росписью. 10 в. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 77. Ма

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12— начало 13 в. 99. Башня султана Масуда III близ Газпи. Начало 12 в. 100. Мечеть Абу Наср Парса в Балхе. 2-я половина 15 в. 101. Би

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на острове Элефанта. 8 в. 107. Пещерный храм Рамешвара в Элуре. Фрагмент фасада. 8 в. Левая часть. 108. Пеще

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Апдет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Ваконг. Башня. 9 в.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г. 209 а. Пещерный храм Юньган близ города Датун. Основан в 5 в. Общий вид. 209 б. Колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. 5

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Середина 8 в. 295 а. Пагода Табо-тхап ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. 751 г. 295 б. Бодисатва Канным. Рельеф

Искусство Японии
300. Тор и. Статуя Будды Сакямуни в Кондо — главном храме монастыря Хорю-дзи близ Нара. Фрагмент. Бронза. 623 г. 301. Святилище храмового ансамбля Исэ. Начало 1 тыс. Реконструкция 1953 г.

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид. 333. Рельеф на крышке саркофага из «Храма Надписей» в Паленке. Фрагмент. Культура майя. 334. Пирамида Кецалькоатля в Теотихуакан

Искусство Тропической и Южной Африки.
350 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара. 356 6. Антилопы. Наскальная живопись буш менов. Юго-западная Африка, Бранд берг. 357. Богиня с рогами, или

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд. 373. Изображение рыбы в стиле «рентегеновских снимков». Австралия, полуостров Арнхемленд. 374. Изображен

Искусство Египта
10. Баб ан-Наср — городские ворота Каира 1087—1092 гг. 11. Мечеть Амра в Каире. Была основана и 641 г. Расширялась и перестраивалась в основном в 9—14 вв. Внутренний вид. 12. Мече

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12—13 вв. 21 а. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане. Основана в конце 7 в. Перестраивалась в основном в 9 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 21 б. Мечеть Си

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г. 33. Мечеть Сахиб-ата в Конье. 1258 г. Фасад. 34. С и н а н. Мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь). Между 1566—1574 гг. 35

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на софите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент. 41. Башня Кабуса близ Горгана. 1006—1007гг. 42. Мечеть в Ардестане. 1055—1058 гг. Внутренний вид. 43.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатуи в Нахичевани. См. илл. 63. 63. Аджеми ибн Абу Бе к р. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186 г. 64. Мавзолей близ с

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7—8 вв. Фрагмент. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 76 б. Глиняный кувшин с росписью. 10 в. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 77. Ма

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12— начало 13 в. 99. Башня султана Масуда III близ Газпи. Начало 12 в. 100. Мечеть Абу Наср Парса в Балхе. 2-я половина 15 в. 101. Би

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на острове Элефанта. 8 в. 107. Пещерный храм Рамешвара в Элуре. Фрагмент фасада. 8 в. Левая часть. 108. Пеще

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Апдет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Ваконг. Башня. 9 в.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г. 209 а. Пещерный храм Юньган близ города Датун. Основан в 5 в. Общий вид. 209 б. Колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. 5

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Середина 8 в. 295 а. Пагода Табо-тхап ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. 751 г. 295 б. Бодисатва Канным. Рельеф

Искусство Японии
300. Тор и. Статуя Будды Сакямуни в Кондо — главном храме монастыря Хорю-дзи близ Нара. Фрагмент. Бронза. 623 г. 301. Святилище храмового ансамбля Исэ. Начало 1 тыс. Реконструкция 1953 г.

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид. 333. Рельеф на крышке саркофага из «Храма Надписей» в Паленке. Фрагмент. Культура майя. 334. Пирамида Кецалькоатля в Теотихуакан

Искусство Тропической и Южной Африки.
350 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара. 356 6. Антилопы. Наскальная живопись буш менов. Юго-западная Африка, Бранд берг. 357. Богиня с рогами, или

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд. 373. Изображение рыбы в стиле «рентегеновских снимков». Австралия, полуостров Арнхемленд. 374. Изображен

Общие работы
К. Маркс и Ф. Эпгельс об искусстве. Т. 1—2. М., 1957; В. И. Ленин о культуре и искусстве. М., 1956; Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 1—3. М.—Л., 1948— 1955; Врунов Н. Очерки по истории а

Первобытное искусство
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1958; Гущин А. С. Происхождение искусства, Л.—М., 1937; Ефименко П. П. Первобытное общество. Изд. 3. Киев, 1953; Косвен М. О

Искусство Древнего Востока. Общие работы.
Авдиев В. И. История Древнего Востока. Изд. 2, М., 1953; Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока, Л.—М., 1940; Очерки по истории техники Древнего Востока. Под ред. В. В. Струве. М.—Л

Искусство Передней Азии
Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.—М., 1958; Bossert II. Th. Altsyrien Kunst und Handwerk in Cypern, Syrien, Palastina, Transjordanien und Arabien von den Anfangen bi

Искусство Древнего Египта
Масперо Г. Египет. Пер. с франц. М., 1915; Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. (Исследование и переводы текстов с коммент.). М.—Л., 1956; Матье М. Э. Роль личности художника в искусстве Древнего Еги

Эгейское искусство
Богаевский Б. Л. Крит и Микены. (Эгейская культура). М. Л., 1924; Бузе скул В. П. Древнейшая цивилизация в Европе. Эгейская или критскомикенская культура. Харьков, 1918; Виппер Р. Ю. Древний Восток

Искусство Древней Греции
Маркс К. К критике политической экономии. Введение.—В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. Т. 13, М., 1969; Маркс К. и Энгельс Ф. Об античности, Л., 1932; Античные мыслители об искусстве. Изд.

Эллинистическое искусство
Баумгартен Ф., ПоландФ., Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. Спб., 1914; Белов Г. Д. Алтарь Зевка в Пергаме, Л., 1959; Ране вич А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.—Л., 1950; Тарн В. Э

Искусство Древнего Рима
Блаватский В. Д. Архитектура Древнего Рима М., 1938; Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. П6., 1923. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Пер. с франц. Изд. 2, М., 191

Искусство Северного Причерноморья
Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. (Сборник статей. Отв. ред.: В. Ф. Гайдукевич и М. И. Максимова.) Т. 1. М.—Л., 1955. Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Истор.-архе

Искусство Древнего Закавказья
Амиранашвили Ш. Я. История грузин ского искусства. Т. 1. М., 1950; Буниатов Н. Г. Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни. Ереван, 1933; Г а р н и. Крепость и поселение. Отв. ред. Б. П. П

Искусство Древнего Ирана
Орбели И. Л., Тревер К. В. Сасанидский металл. Художественные предметы из золота, серебра и бронзы. М.—Л., 1933; Смирнов Я. И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной посуды восточного происхож

Искусство Средней Азии
Грязнов М. Древнее искусство Алтая. (Альбом). Л., 1958; Массой М. Е., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны. (Альбом иллюстраций). М., 1956; Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скиф

Искусство Древней Индии
Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. Пер. с англ. М., 1951; Тюляев С. И. Архитектура Индии. М., 1939; Brown P. Indian architecture. V. I. Buddhist and Hindu periods. Bombay, 1956; С apple ri

Искусство Древнего Китая
Глухарева О. Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.—Л., 19Ъ8; Чжэн Чжэнь-до. Великое наследие китайского искусства. Шанхай, 1957. (На кит. яз.); Ackerman Ph. Ritual bronzes of ancient

Искусство Византии
Анналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СпС., 1900; Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. (Альбом). Л., 1960; Кондаков Н. П. История и памятники

Искусство Армении и Грузии
Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. Т. 1. М., 1950; Амиранашвили Ш. Я. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. Тбилиси, 1957; Арутгонян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянс

Искусство Южных Славян. Болгария.
Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. Спб., 1909; Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. I. М., 1947. (Гл. VII, VIII, IX); Цапенко М. П. Архитектура Болгарии. Очерк. М., 1

Искусство Сербии и Македонии
Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. СпГ>., 1909; Лазарев В. Н. История Византийской живописи. Т. I, M., 1947. (Гл. VII, VIII, IX); Покрышкин П. Православная церковная архитект

Искусство Древней Руси
Айналов Д. В. История русской живописи от XVI по XIX столетие. Спб., 1913; Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959; Алпатов М. В. Фрески храма Успения на Волотовом поле. — В кн.: Памятники искусства,

Украинское искусство 14-17 веков
Архитектура Украинской ССР. (Альбом). Т. 1—2. Киев, 1951—1954; Безсонов [Бессонов] С. В. Архитектура Западной Украины. М., 1946; Драган М. Украiнсьki деревлянi церкви. Генеза i розвiй форм. Ч. 1—2.

Искусство Белоруссии 14-17 веков
Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина. Спб., 1888; Горбачевский Ф. Русские древности в памятниках Холмско-Подляцеской Руси. (Альбом и текст). Спб., 1891—1892; Егоров Ю. А. Градостроительство в Б

Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма. Общие работы.
Виол.те ле Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре. Пер. с франц. Т. I. М., 1937; Добиаш-Рождестве некая О. А. Западное средневековое искусство.— В сб.: История искусств всех времен и народов. Кн. 4. Л., 1

Искусство Франции
Гуртик Л. Франция. Пер. с франц. М., 1914; The art of the French book from early manuscripts to the present time. Ed. by A. Lejard. London, 194...; Aubert M. L'art frangais a 1'epoque roman. Archit

Искусство Германии
Anthony E. W. Romanesque frescoes. Princeton, 1951; Baum J. Die Malerei und Plastik des Mittelalters. Deutschland, Frankreich und Britannien. Wildpark—Potsdam, 1930; Bange E. F. Bine bayerische Mal

Искусство Австрии
B e n e s с h O. Kleine Geschichte der Kunst in Osterreich. Wien, 1950; Die Bildende Kunst in Osterreich. Hrsg. v. K. Ginhart. Baden in Wien, 1939; Buchowiecki W. Die gotischen Kirchen Osterreichs.

Искусство Англии
Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945; Artists of the Winchester Bible. Intr. by W. Oakeshott. London, 1945; Вiсkert M. J. The reconstruction of an English Cormelite missal. Cambridge, Mass.,

Искусство Испании
Малицкая К. М. Испания. М., 1935; Ars Hispaniae. Historia universal del arte hispanico. V. 7. Torres Balbas L. Arquitectura Gotica. V. 8. Duran Sanpere А. у Ainaud de Lasarte J. Escultura Gotica. M

Искусство Италии
Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения.; Т. I. Искусство Проторенессанса. М., 1956; Biehl VV. Toskanische Piastik des frilhen und hohen Mittelalters. Leipzig, 1926; Decker H. L'art ro

Искусство Чехословакии
Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. Ист. очерк. М., 1959; Libal D. Goticka architecture v Gechah a na Morave. Praha, 1948; Masin J, Romaniska nastenna malba v. Cechach a na Morave. Praha, 1954; Ma

Искусство Польши
Betterowna A. Polskie ilustracye ksiazkows XV i XVI wieku (1490—1525). Warszawa, 1951; Biallowicz-Krygierowa Z. Malowidla scienne z XIV wieku w dawnym opactwie cysterskiin w Ladzie nad Warta. Pozna

Искусство Венгрии
Венгерская скульптура. Будапешт. 1955; Гере Л. Памятники искусства Венгрии. Будапешт, 1959; История венгерского искусства. Т. 1. Будапешт, 1956; Старые деревянные статуи в Венгрии. Альбом. Сост. М.

Искусство Швеции
Borelius A. Romanesque mural paintings in Ostergottland. Stockholm, 1956; Curman S., Roosval J. Sveriges kyrkor; konsthistoriskt inventarium, Upsala, 1912; La u г in C. G. Nordisk konst. Bd. I. Sto

Искусство Литвы
Galaune P. Lietuviu liaudies menas. Kaunas, 1930; Ivinskis Z. Troku Galves ezero salos pilis; Barovskis L. Traku salos pilis, kaip didziojo kunigaikscio rezidencija, atliktu konservaciniu darbu svi

Общие работы.
Денике Б.П. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства. Казань, 1923; Денике Б. П. Живопись Ирана. М.—Л., 1938; Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь акад

Искусство Арабских народов
Вeймарн Б. В., Каптерева Т. П., Подольский А. Г. Искусство арабских народов. (Средневековый период). М., 1960; Кубе А. П Испано-мавританская керамика. М.—Л., 1940; Матье М. Э-> Ляпунова К. С. Ху

Искусство Турции
Эссад Д. Константинополь. От Византии до Стамбула. М., 1919; Diez E., Aslanapa О. Turk Sanati. Istanbul, 1955; Esin E. Turkish miniature painting. Tokyo, 1960; Gabriel A. Voyages archeologiques dan

Искусство Ирана
Гюзальян Л. Т., Дьяконов М. М. Иранские миниатюры в рукописях «Шах-Намэ» ленинградских собраний. М.—Л., 1935; История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958; Кази-Ахмед. Трактат о

Искусство Азербайджана
Архитектура Азербайджана. Очерки. Баку, 1952; Архитектура Азербайджана. Эпоха Низами. (Сборник статей. Отв. ред. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов). Москва—Баку, 1947; Бретаницкий Л., Саламзаде А. Киро

Искусство Средней Азии
Альбayм Л. И. Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент, 1960; Архитектурные памятники Туркмении. Вып. 1. Состав. Н. М. Бачинский. Москва—Ашхабад, 1939; Берншта

Искусство Индии
Искусство Индии. Альбом. Сост. и авт. вступит, статьи С. Тюляев. М., 1958; Миниатюры рукописи Бабур-намэ. Вступит, статья С. Тюляева. М., I960; Памятники искусства Индии в собраниях музеев СССР. Ал

Искусство Юго-Восточной Азии. Общие работы
Архитектура стран Юго-Восточной Азии. Очерки. Ред. коллегия: Ю. С. Яралов (отв. ред.). М., 1960; Холл Д. Г. Э- История Юго-Восточной Азии. Пер. с англ. М., 1958; Coomaraswamy А. К. History of India

Искусство Китая
Вeстфалeн Э. X., Кречетова М. Н. Китайский фарфор. История развития. Л., 1947; Глухарева О. Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.—Л., 1948; Денике Б. П. Китай. Альбом по архитектуре.

Искусство Японии
Денике Б. П. Япония. Альбом по архитектуре. М., 1935; Конрад Н. И. Японская литература в образцах и очерках. Т.I.Л., 1927; Японское искусство. Сборник статей. Отв. ред. Р. Б. Климов. М., 1959; Собр

Искусство Древней Америки
Вайян Д. К. История ацтеков. Пер. с англ. М., 1949; Кинжалов Р. В. Памятники культуры и искусства древней Америки. Путеводитель по выставке. Л., 1958. (Гос. Эрмитаж); Искусство Мексики от древнейши

Искусство Тропической и Южной Африки
Кюн Г. Искусство первобытных народов. Пер. с нем. М.—Л., 1933; Марков В. (В. И. Матвей). Искусство негров. Пб., 1919; Народы Африки. Под ред. Д. А. Ольдерогге и И. И. Потехина. М., 1954; Ольде-рогг

Искусство Австралии и Океании
Бугинов Н. Я., Розина Л. Г. Коллекции с о. Пасхи в собраниях Музея антропологии и этнографии АН СССР. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 18, 1958, стр. 305—323; Миклухо-Маклай Н. Н. Собран

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги