рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Украины

Искусство Украины - раздел История, Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века Е. Костина Укрепление Экономических Отношений Между Украиной И Росси...

Е. Костина

Укрепление экономических отношений между Украиной и Россией, развитие народно-освободительного движения и демократических идей способствовали общему подъему украинской культуры.

В тесной связи с русской архитектурой развивается архитектура на Украине. Большой размах получает строительство дворцов, усадеб, садово-парковых ансамблей. Бурный хозяйственный рост Украины, превративший ее в важный жизненный центр Российской империи, создал благоприятные условия для перестройки старых и возникновения новых городов, сооружения триумфальных арок и памятников. Благодаря непосредственной деятельности на Украине выдающихся русских архитекторов украинским зодчеством был органически воспринят русский классицизм. К числу лучших памятников этого периода принадлежат дворцы и усадьбы в селах Хотень, Диканька, усадьба Галагана в Сокиринцах (1825—1829, по проекту местного архитектора П. А. Дубровского). Многие города получают новый облик. В Полтаве архитектор Тома де Томон и скульптор Ф. Щедрин в честь столетия Полтавской битвы создают на Круглой площади архитектурный ансамбль с колонной Славы (1805—1811). В Одессе сооружается прекрасно связанный с заново решенным архитектурным ансамблем площади памятник Ришелье (1823—1828) работы русского скульптора И. П. Мартоса (кроме этого, на Украине Мартосом созданы надгробия фельдмаршала А. А. Румянцева-Задунайского (1804—1805) в Киево-Печерской лавре и И. М. Высоцкого (1820-е гг.) на кладбище Выдубецкого монастыря в Киеве).

Важную роль в градостроительстве играет сооружение больниц, почтовых зданий, торговых рядов, учебных заведений, среди которых выделяется выдержанное в традициях строгого классицизма здание университета в Киеве (1837—1843), сооруженное по проекту В. И. Беретти. В этот же период появляется плеяда украинских зодчих, в числе которых талантливый ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова— А. И. Меленский, автор гражданских и жилых домов в Киеве, храмов-ротонд (на Аскольдовой могиле и во Фроловском монастыре) и памятника Крещения Руси (1802—1808).

Во второй половине 19 в. архитектура на Украине теряет единство стиля. Перегруженность декором, эклектическое смешение стилей становится ее характерной чертой. Наиболее крупными памятниками конца века были здания оперных театров в Одессе (1883—1887, по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера) и в Киеве (1897—1901, по проекту В. Шретера), а также Владимирский собор (1852—1896, архитекторы И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти), в котором особую ценность составляют стенные росписи, исполненные русскими живописцами В. М. Васнецовым, а также М. В. Нестеровым и М. А. Врубелем (см. том VI).

Украинская живопись в первую треть века как бы накапливает свои силы, опираясь на опыт таких выдающихся русских художников, как В. А. Тропинии (работавший на Украине, в селе Кукавка, с 1804 по 1823 г.), К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов. Круг тем пока сравнительно ограничен, хотя в портретах проявляется интерес к людям из народа (портреты, созданные К. С. Павловым), к окружающей природе (пейзажи В. И. Штернберга, М. М. Сажина), оживляемой жанровыми мотивами (работы Д. И. Безперчего, И. М. Сошенко).

Самым видным художником середины века был великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко (1814—1861). Сын крепостного и сам крепостной, он занимает особое место среди борцов против крепостнического режима. Его революционные взгляды дали новое направление не только поэзии, но и всем жанрам украинской живописи и графики. Свое творчество Шевченко посвятил украинскому народу, его жизни, истории. Отданный помещиком в обучение в Петербургскую Академию художеств, Шевченко с помощью писателей В. А. Жуковского, Е. Гребенки и художника К. Брюллова был выкуплен в 1838 г. из крепостной зависимости. Творчество его формировалось в мастерской К. Брюллова, одним из любимых учеников которого он был.


Т. Г. Шевченко. Автопортрет. 1840 г. Киев, музей Т. Г. Шевченко.

илл. 266 а

По многочисленным портретам художника от раннего автопортрета (1840; Киев, музей Т. Г. Шевченко) (Произведения Т. Г. Шевченко, местонахождение которых не указано особо, находятся там же.) и портрета Маевской (1843; Киев, Музей украинского искусства) до поздних — серии автопортретов в офорте (1860), портретов Щепкина и Олдриджа (оба—1858) и других — можно проследить путь, который прошел Шевченко от произведений, схватывающих преимущественно внешние черты характера, к глубоко психологическим, насыщенным большим человеческим содержанием реалистическим портретным образам. В жанровой живописи им правдиво раскрыта жизнь украинского народа. Уже в картине «Катерина» (1842), написанной под влиянием брюлловской школы, видна самостоятельность автора не только в обращении к жизненно-характерному типажу, но и в глубоко прочувствованном отношении художника к трагической судьбе своей героини. Будучи учеником Академии, Шевченко задумал несколько офортов под названием «Живописная Украина» (1844). В ней наряду с историческими сценами («Дары в Чигирине 1649 года») есть бытовые композиции («Сваты», «Судный совет»). Последние вместе с жанровыми работами, исполненными маслом («На пасеке», «Крестьянская семья», обе —1843), впервые в украинском искусстве так просто и правдиво воплощают типичные черты народной жизни.

В наследии художника имеется огромное количество пейзажных акварелей и офортов с изображением украинской природы и памятников старины, Оренбургских степей, пустынных берегов Аральского моря. Сосланный в 1847 г. в Оренбургский край, Шевченко не остался безучастным к судьбе других народов. Его сепии «Казахские дети-байгуши» (1853, Харьков, Музей изобразительных искусств), «Казашка Катя» (1856—1857) исполнены подлинного гуманизма и уважения к человеческой личности. Несмотря на полный тяжких лишений жизненный путь, двадцатипятилетнюю солдатчину и годы суровых изгнаний, Шевченко до конца своей жизни не утратил горячую любовь и веру в человека, свое жизнелюбие и уверенность в наступлении лучшей для народа доли.


Т. Г. Шевченко. Наказание колодкой. Рисунок из серии «Притча о блудном сыне». Бистр. Тушь. 1856—1857 гг. Киев, музей Т. Г. Шевченко.

илл. 266 б

Вершиной творчества Шевченко была его во многом автобиографическая серия рисунков «Притча о блудном сыне» (1856—1857). Библейская легенда использована художником для острого сатирического обличения самодержавного строя и крепостнического режима. Наиболее сильные листы «Наказание шпицрутенами», «Наказание колодкой», «В тюрьме» раскрывают жестокий мир несправедливости и бесправия, на которые обрекал царизм неимущие классы. В них художник зовет не к отвлеченному человеколюбию и состраданию, а к активному протесту против угнетения, насилия человека над человеком. Сама же притча — лишь повод для глубоко социальной оценки окружающей Шевченко действительности.

Во второй половине 19 в. особенное значение на Украине приобретает бытовой жанр, в котором раскрывается своеобразный уклад жизни украинского народа. Тематика произведений становится шире, круг отражаемых явлений — богаче и разнообразнее, хотя обычно не выходит за пределы несложного повествования. Работы Константина Александровича Трутовского (1826—1893) как раз наиболее полно воплощают в себе эту типичную для украинского искусства тенденцию. Знаток традиционных обрядов, художник с мягким юмором изображает массовые жанровые сценки, проникнутые любовным отношением к народным типам. Одна из наиболее характерных картин этого рода—«Свадебный выкуп» (1881; Киев, Музей украинского искусства). Иногда в его работах звучат драматические ноты сочувствия к народной судьбе («Сбор недоимок на селе», 1886; Киев, Музей украинского искусства) или высмеивается помещичье-дворянский уклад жизни («Помещики-политики», 1864; Иркутск, Областной художественный музей).


К. К. Костанди. В люди. 1885 г. Киев, Музей украинского искусства.

илл. 267 а


Н. К. Пимоненко. Свадьба в Киевской губернии. 1891 г. Киев, Музей украинского искусства.

илл. 267 6

Творчество художников, сложившихся в пореформенный период, обогатило бытовой жанр новым содержанием. В нем острее зазвучали мотивы социальных противоречий, связанные с расслоением и обнищанием крестьянства. Вместе с тем именно в жанровой картине поиски красоты и радости жизни находят свое выражение в создании поэтических крестьянских образов; как правило, они даны в окружающей их природе. В числе художников, посвятивших себя крестьянской теме, заметное место занимает Кириак Константинович Костанди (1852—1921) с его картиной «В люди» (1885; Киев, Музей украинского искусства). В грустном раздумье девушки, едущей в вагоне поезда на заработки, художник рисует судьбу крестьянской молодежи. Эта же тема развивается в картинах Н. Д. Кузнецова и других. Одним из крупнейших украинских жанристов был Николай Корнилович Пимоненко (1862—1912). Художника волновали темы рекрутских наборов, которые еще более усугубляли тяжкое положение крестьян («Проводы рекрутов», 1893; местонахождение неизвестно) или религиозного фанатизма, насаждающегося самодержавием в украинских селах («Жертва фанатизма», 1899; Харьков, Музей изобразительных искусств). Но более всего его увлекали бытовые народные сцены, дающие возможность показать различные характеры персонажей («Свадьба в Киевской губернии», 1891; Киев, Музей украинского искусства. На протяжении всего творчества в картинах Пимоненко проходит тема труда, которая воспринимается им через опоэтизированный образ украинской женщины-труженицы, прекрасной своим здоровьем, статностью. Именно для работ подобного рода («Страда», 1896; Одесская картинная галлерея) характерно обращение к пленэрной живописи, сообщающее им особую свежесть. Творчество Пимоненко пользовалось большой популярностью.

Во второй половине 19 в. украинское искусство теснейшим образом было связано с Товариществом передвижных художественных выставок, экспонентами и членами которого были крупнейшие украинские художники. По примеру передвижников в Одессе в 1890 г. было основано Товарищество южнорусских художников, устраивавшее выставки в Харькове, Севастополе и других городах. В формировании национальных художественных кадров большую роль наряду с Петербургской Академией стали играть местные художественные школы: Киевская художественная школа Н. И. Мурашко (основана в 1875), Одесская рисовальная школа (1865), Харьковская художественная школа М. Д. Раевской-Ивановой (1869). Одновременно с этими центрами художественного образования огромное значение для многих художников Украины имела деятельность И. Е. Репина, который был для них своего рода духовным отцом.

К концу 19 в. значительное развитие получает пейзаж. В большинстве случаев он носит лирико-поэтический характер. Наибольших успехов в этой области достигли Сергей Иванович Светославский (1857—1931), ученик А. К. Саврасова по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, создатель многочисленных пейзажных полотен, часто оживленных жанровыми сценками, и художник Сергей Иванович Васильковский (1854—1917). Наряду с «чистыми» пейзажами

(«Утро», 1884; Киев, Музей украинского искусства) Васильковский писал бытовые картины («Хутор», 1888; «У корчмы», 1899; обе — там же) и особенно много работ посвятил вольному украинскому казачеству, его героическому прошлому, неразрывно связанному в его представлении с раздольем украинских степей («Казаки в степи», 1891; Киев, Музей украинского искусства).


М. О. Микешин. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Бронза. 1870—1888 гг.

илл. 236 б

Упадок градостроительства не способствовал развитию монументальной скульптуры на Украине во второй половине 19 в. Среди немногих произведений скульптуры выделяются работы русских мастеров: памятник св. Владимиру в Киеве (1853; архитектор К. А. Тон, скульпторы В. И. Демут-Малиновский и П. К. Клодт) и памятник Богдану Хмельницкому (1888) М. О. Микешина. Бронзовая фигура полководца на вздыбленном коне полна внутреннего движения. Энергичный жест правой руки с булавой направлен в сторону Москвы и как бы символизирует единство интересов украинского и русского народов. Установленная на высоком гранитном постаменте из неотесанных блоков, конная статуя хорошо вписывается в архитектурный ансамбль площади против Софийского собора.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века

Библиография... Библиография к пятому тому Всеобщей истории искусств естественно не...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Украины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века
титульный лист1 Академия художеств СССР Институт теории и исто

От редакционной коллегии
Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 19 века. Авторами глав пятого тома являются: Введение — Ю. Д. Колпинский. Искусство Франции от Великой французско

Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века
Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству европейских стран, а также России, Японии и США в 19 веке.   * О книге Всеобщая история искусств * От редакц

Искусство Франции
Искусство Франции от Великой Французской буржуазной революции до Парижской коммуны (1789—1871) Н. Яворская Франция была первой большой страной на Европейском конт

Жак Луи Давид. Голова старика. После 1816 г. Антверпен, Музей изящных искусств
цв. илл. стр.(24-25) Крупнейшим мастером и организатором художественной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748—1825), тесно связавший свое творчество с Великой французской буржуазной р

Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов
Ю. Колпинский Парижская коммуна явилась важной вехой в социальной истории Франции и Европы. После Коммуны отход буржуазии как во Франции, так и в других развитых капиталистических странах

Искусство Испании
Т. Каптерева В 18 столетии Испания продолжала оставаться отсталой страной, во главе которой по-прежнему стояли реакционные феодальные силы. Однако во второй половине 18 в. в связи с частич

Искусство Англии
М. Орлова Говоря об особенностях английской культуры и искусства в рассматриваемый период, нужно сразу же напомнить о том, что в Англии буржуазная революция была уже далеко позади, что в э

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века
И. Шмидт (архитектура и скульптура); М. Ракова (живопись и графика) Искусство первой половины 19 столетия представляет собой самостоятельный период развития русской художественной культуры

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века
Г. Горина (живопись и графика); И. Шмидт (скульптура и архитектура) Вторая половина 19 в. была порой расцвета русской демократической культуры. Научные открытия Д. И. Менделеева, И. М. Сеч

Искусство Белоруссии
Е. Костина После третьего раздела Речи Посполитой (1795) белорусская земля вошла в состав Российского государства. Обессиленный войнами народ не сразу сумел развить свое искусство. Решающе

Искусство Литвы
Е. Костина Национально-освободительное движение за политическую и культурную самостоятельность литовского народа одухотворяло своими идеями изобразительное искусство. В первое тридцатилети

Искусство Латвии
Е. Костина Латышский народ находился под двойным гнетом: немецких баронов и царского самодержавия. Полное игнорирование местной национальной культуры, пренебрежение к ней задержали развити

Искусство Эстонии
Е. Костина Эстонский народ разделял судьбу латышского народа. Господствующее положение занимали немецкие бароны и буржуазия. Коренное население — эсты могли заниматься только «низменными»

Искусство Грузии
Е. Костина Грузия в конце 18 в. утратила государственное и политическое единство. Военные нашествия Турции и Ирана, беспощадная вековая борьба между мелкими княжествами, сохранившими элеме

Искусство Армении
Е. Костина Армения позже других закавказских народов вошла в состав Российской империи. В течение почти всего первого тридцатилетия она находилась под гнетом Персии и Турции. С присоединен

Искусство Азербайджана
Е. Костина На территории Азербайджана к моменту воссоединения его северных земель с Россией находились мелкие княжества и ханства, ожесточенно воевавшие друг с другом и находившиеся на пат

Искусство Германии
М. Кузьмина (первая половина 19 века) и А. Тихомиров (введение и вторая половина 19 сена) Девятнадцатый век в истории Германии имел исключительное значение. В начале раздробленная страна к

Искусство Бельгии
Л. Алешина Небольшая страна, давшая миру в прошлом ряд величайших художников— достаточно назвать братьев ван Эйков, Брейгеля и Рубенса,—Бельгия к началу 19 в. переживала длительный застой

Искусство Голландии
В. Сидорова Некогда богатая и могущественная Голландия с начала 19 в. на некоторое время утратила свою самостоятельность. Особенно тяжелые годы она переживала в период захватнической полит

Искусство Скандинавских стран
А. Тихомиров Девятнадцатый век в искусстве Дании, Швеции, Норвегии — это эпоха сложения национальных художественных школ. Создание специфически своего, национально своеобразного искусства

Искусство Дании
Классицистические тенденции, которые зародились в Дании в последней четверти 18 в., наиболее ярко сказались в начале 19 в. в творчестве Бертеля Торвальдсена (1768/70—1844). Уже в молодые годы он пр

Искусство Швеции
Классицизм, так блистательно представленный в Швеции в 18—начале 19 столетия, становится холодным и риторическим. Это видно и в архитектуре, в постройках Фредрика Блома (1781—1853), и в скульптуре

Искусство Норвегии
В 1814 г. в Норвегии была принята конституция — одна из наиболее демократических буржуазных конституций, существовавших тогда в Европе. Энгельс в письме к Паулю Эрнсту, отмечая ее значение, писал в

Искусство Италии
А. Тихомиров Единое национальное государство сложилось в Италии в 19 веке в результате длительной, сложной, нередко трагической национально-освободительной борьбы. В 1831 г. Джузеппе Мадзи

Искусство Австрии
А. Тихомиров Искусство Австрии начала 19 в. развивалось в обстановке рутинности и застоя во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны. Меттерних, сначала в качестве министра ин

Искусство Венгрии
Л. Алешина К концу 18 в. в Венгрии крепнет, охватывая все более широкие массы, движение за национальную независимость. Экономическое развитие, ведущее к зарождению капиталистических отноше

Искусство Чехословакии
Ю. Колпинский К концу 18 в. экономический прогресс в наиболее развитых землях империи Габсбургов, в частности в Чехии, привел к зарождению капиталистических отношений. Процесс этот был уск

Искусство Польши
Л. Тананаева Польское искусство 19 в. — яркая страница в истории польской культуры. Особенности его развития определяются тем, что в 19 в. Польша находилась в глубоко драматической ситуаци

Искусство Югославии
М. Кузьмина С начала 19 в. в тесной связи с освободительной борьбой сербского, хорватского, словенского и других югославянских народов за национальную независимость складывается их искусст

Искусство Сербии
К концу 18 — началу 19 в. растет национальное самосознание сербов, нашедшее отражение в творчестве писателей, историков, общественных и политических деятелей. Разложение реакционного военн

Искусство Словении
Первым этапом борьбы за национальную культуру Словении было движение просветителей, получившее название словенского Возрождения. Оно совпадает со временем формирования словенской нации, развитием б

Искусство Румынии
М. Кузьмина На протяжении 19 в. румынское искусство проходит значительную эволюцию. Оно освобождается из-под опеки церкви и приобретает светский характер. Складывается национальная реалист

Искусство Болгарии
М. Цончева Девятнадцатый век в истории болгарского народа был веком пробуждения его национального самосознания, веком трудной и героической борьбы за ликвидацию многовекового турецкого ига

Искусство Соединенных Штатов Америки
А. Чегодаев Вспыхнувшая в 1775 г. война за независимость, предшествуемая рядом волнений и мятежей, провела резкую грань между прошлым и будущим и породила первый высокий расцвет литературы

Искусство Японии
В. Бродский В Японии буржуазная революция 1868 г. положила конец сегунской династии Токугава (1614—1868). Развитие японского искусства 17—18 вв. складывалось в сложных и своеобразных истор

Общие работы
Ленин В. И. О национальной гордости великороссов. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., 5 изд. Т. 26, М., 1961; Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., 5 и

Общие работы
Терновец Б. Н. Избранные статьи. М., 1963; Французская живопись XIX века [Альбом]. М., 1958; Escholier R. La peinture franchise XIX-e siecle. T. 1—2, Paris, 1943; Fontainas A. Histoire de la peintu

Искусство Франции от Парижской Коммуны до 90-х годов 19 века
Вентури Л. От Мане до Лотрека. Пер. с итал. М., 1958; Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934; Гущин А. С. Парижская коммуна и художники. [Л.] 1934; 3оля Э. Эдуард Манэ. Пер. с франц. Л., 1935; Ко

Искусство Испании
Колпинский Ю. Д. Франсиско Гойа. М., 1964; Левина И. М. Гойя. Л., 1945; Левина И. М. Гойя. Л.— М., 1958; Левина И. М. Гойа и испанская революция 1820— 1823 гг. Л., 1950; Лисенков Е. Г. «Капричое» Г

Искусство Англии
Бэт П. Живопись прерафаэлитов за все время ее существования. Пер. с англ., Спб., 1900; Виппер Б. Р. Английское искусство. М„ 1945; Григорович Д. Картины английских живописцев на выставке 1862 г. в

Общие работы
Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. Спб., 1901— 1902; Бенуа А. Русская школа живописи. Спб., 1904; Государственная Третьяковская галлерея [Альбом]. М., 1957; Государственный Русский музей

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века
Академические рисунки русских художников [Альбом]. Вып. 1—2. М., 1949; Алексеева Т. Художники школы Венецианова. М., 1958; Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Т. 1—2, М., 1956; Алпатов М. В.

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века
Алпатов М. Русский жанр второй половины XIX века. «Искусство», 1947, № 5; Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова. Спб., 1905; Архангельская А. И.

Искусство Украины
Афанасьев В. Кириак Константинович Костанди. 1852— 1921. М, 1953: Афанасьев В. Товариство швденно-росШських художников. Киiв, 1961; Безхутрий М. С. I. Васильшвський. Нарис про життя та творчiсть. К

Искусство Германии
Ацаркина Э. Н. Революционная карикатура Германии 1848—1870гг. М.— Л., 1931; Гильдебранд А. фон. Проблема формы в изобразительных искусствах. Пер. с нем. М., 1914; Beref elt G. Philipp Otto Runge. Z

Искусство Бельгии
Асаевич К. Ф. Выставка бельгийского искусства XVIII—XX вв. и голландского искусства XIX в. В кн. «Сообщения Государственного Эрмитажа». Л., 1955, № 8; Кантор А. М. Выставка бельгийского искусства.

Искусство Голландии
Левинсон А. Израэльс Иосиф [Альбом]. Спб., 1912; Bakker-Hefting V. J. В. Jong-kind. Amsterdam — Meulenhoff, 1962; Dake С. L. Josef Israels. Paris [б. г.]; Huebner F. M. De romantische Schilderkunst

Искусство Дании
Луначарский А. В. Торвальдсен. В кн. Луначарский А. В. «Статьи об искусстве». М.— Л., 1941; Been С h. A. Danmarks Malerkunst. Billeder og biografier. Del. 1—2. K0benhavn, 1902—1903; Bramsen H. Dani

Искусство Италии
Косарева Н. К. Какова и его произведения в Эрмитаже. Л., 1963; В as si E. La gipso-teca di Possagno. Sculpture e dipinti di Antonio Canova. Venezia, 1957; Canova, Antonio. [Album]. Testo di Elena B

Искусство Венгрии
Алешина Л. Михай Мункачи. М., 1960; Губер А. Изобразительное искусство Венгрии [Альбом]. М., 1961; Погань Г. Э- Венгерская живопись XIX века [Альбом]. Будапешт, 1957; Тихомиров А. Искусство Венгрии

Искусство Чехословакии
Гривнина А. Манес. Л.— М., 1960. Цырлин И. Изобразительное искусство Чехословакии. [Альбом]. М., 1958; Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. М., 1959; Сапе г о И. Че.рмак. М., 1957; Чехословацкое из

Искусство Польши
Захватович Я. Польская архитектура до половины XIX столетия. Варшава, 1956; Кем пинский 3. Польский импрессионизм [Альбом]. Варшава, 1961; Мытарева К. В. Матейко. Л., 1963; Островский Г. Котсис. М.

Искусство Югославии
Кашанин М. Два века српского сликарства. Београд, 1943; Медаковиh Д. Haja «ГовановиЪ [Альбом]. Београд, 1957; Симиh-Миловановип 3. Српска уметност новиjer доба. Сликарство. Београд, 1950; Bulat-Sim

Искусство Румынии
Кузьмина М. Аман. М., 1962; Кузьмина М. Григореску Н. М., 1963; Опреску Г. Григореску. 1838—1907. Бухарест, 1961; Опреску Г. Румынская скульптура. Бухарест, 1957; Воgdan R. Theodor Aman. Bucuresti,

Искусство Болгарии
Възрожденски художники. София, 1956; Захариев В. Захарий Христович Зограф. София, 1957; Львова Е. Иван Мырквичка. М., 1955; Мавродинов Н. Изкуството на българского възраждане. София, 1957; Мавродин

Искусство Соединенных штатов Америки
Вуд М. Сарджент. Пер. с англ. М.— Спб.— Киев — Одесса, 1910; Вуд М. Уистлер. Пер. с англ. М. — Спб. — Киев — Одесса, 1910; Мумфорд Л. От бревенчатого дома до небоскреба. Очерк истории американской

Искусство Японии
Воронова Б. Японская гравюра [Альбом]. М., 1963; Воронова Б. Хокусай [Альбом]. М., 1958; Денике Б. Японская цветная гравюра. М., 1935; Японское искусство. Сборник статей. М., 1959; Выдающиеся произ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги