рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Литвы

Искусство Литвы - раздел История, Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века Е. Костина Национально-Освободительное Движение За Политическую И Ку...

Е. Костина

Национально-освободительное движение за политическую и культурную самостоятельность литовского народа одухотворяло своими идеями изобразительное искусство. В первое тридцатилетие 19 в. Виленский (Вильнюсский) университет был своего рода оплотом демократической интеллигенции всего северо-западного края Российской империи. Новые кафедры графики и скульптуры (основаны в 1803) превратили его в крупнейший очаг художественного образования не только для литовских, "но и для белорусских, польских, а отчасти и русских художников. Несмотря на программу классицизма, которая проводилась кафедрой эстетики, литовское искусство обогащается романтическими тенденциями, обнаруживая все большую связь с народной жизнью. Архитектура в это время утрачивает ведущую роль. В скульптуре на смену иностранным мастерам приходят местные. Творчество одного из первых национальных скульпторов Казимираса Ельскиса (1782—1867) еще пронизано духом классицизма, особенно это относится к его историческим барельефам-аллегориям («Восстановление Виленского университета в правах в 1803 году» и др.; Вильнюсский университет) и надгробным памятникам.

Главная роль в литовском искусстве 19 в. принадлежит станковой живописи и графике. Среди учеников Ф. Смуглевича (см. том IV) выделяется И. Дамель (1780—1840) — автор портретов, зарисовок народных сцен, пейзажей и акварельных исторических композиций, посвященных разгрому наполеоновских войск в Вильно. Вторую половину своей жизни Дамель провел в Минске.


Ионас Рустем. Автопортрет. Ок. 1800 г. Вильнюс, Художественный музей.

илл. 269

Видным художником рубежа 18—19 вв. был Ионас Рустем (1761—1835). Родом из Константинополя, армянин по происхождению, получивший образование в Варшаве у Норблина, Рустем как художник в основном сложился в Литве. Он выступал главным образом как портретист. Его портретные характеристики решены обычно в интимном плане — автопортрет, ок. 1800, портрет профессора М. Кончюса, 1832 (оба — Вильнюс, Художественный музей). В них он стремится к раскрытию интеллектуальной жизни модели, ее духовных достоинств. В наследии Рустема есть многочисленные рисунки и сепии, посвященные крестьянскому быту и жизни городского предместья. Обладая острой наблюдательностью, художник в ряде графических сатирических работ высмеивает ханжество духовенства, ограниченность литовского дворянства, обличает власть имущих, сочувствуя нищете народа.

Вместе с Рустемом и вслед за ним в Литве работает группа художников, которая наряду с портретом развивает и другие жанры искусства. В этой связи представляют интерес своеобразная изобразительная летопись из жизни литовского народа, созданная польско-литовским художником В. Смакаускасом (Смаковским; 1797—1876), и его иллюстрации к литовским народным песням.

Вообще литовская графика первой половины 19 в. благодаря деятельности кафедры графики и организованной при университете литографской мастерской (1819) обнаруживает жизненность тем и реалистическую направленность как в области портрета, бытового жанра, пейзажа, так и книжной иллюстрации и сатиры. Особая роль принадлежала литографии в создании цикла листов, сочувственно изображающих повстанцев, карикатур, обличающих усмирителей восстания 1830 г., а также народных городских сценок и типов. Среди графиков, посвятивших себя этому виду искусства, выделяется К. Кукявичюс (Кукавский, 1810— 1842) с его бытовыми картинками и персонажами — характерными представителями различных профессий «низшего» сословия («Букинист», 1830; «Старьевщик» и др.).

Крупным портретистом и жанристом был К. Русецкас (Русецкий, 1800—1860)— один из ярких представителей романтического направления в литовской живописи. В портретах своих современников он подметил новые черты духовной жизни человека начала 19 в. Волевое напряжение, собранность душевных сил переданы им в образах, полных эмоциональной взволнованности. Интересен его портрет «Смеющегося итальянца» (1824; Вильнюс, Художественный музей) с подвижным и выразительным лицом, вылепленным энергичным, пастозным мазком. В своих бытовых картинах «Жница», «Литвинка с вербами» (там же) художник изображает на фоне сельских пейзажей миловидных крестьянских девушек. В трактовке этих образов художник не избежал элементов нарочитой поэтизации.

Романтические тенденции сказались и в работах исторических живописцев М. Кулеша, Д. Шамеша, произведениях Д. Дмахаускаса, наиболее крупного представителя этого течения в пейзажном жанре.

После закрытия Виленского университета (1832) основная масса литовских художников соединяет свою судьбу с учебными заведениями Петербурга, Москвы, Варшавы, с Мюнхенской Академией художеств. Только в 1866 г. была открыта в Вильне И. Трутневым рисовальная школа, которая сыграла свою роль в воспитании местных художников.

Литовское искусство второй половины 19 в. развивается в новых исторических условиях, связанных с обострением классовой борьбы в стране, что вызвало мощное крестьянское восстание 1863 г. В нем приняли широкое участие литовские художники. Одни погибли во время восстания, другие были высланы в глубь России без права возвращения на родину. Чем жестче были репрессии царского правительства, чем меньше свобод оставалось у народа, тем больший интерес проявляли художники к романтической героизации его прошлого и настоящего. Вот почему так устойчивы были в литовском искусстве отголоски романтизма, который одухотворял произведения художников, связывавших свой идеал человека с общественным служением народу. В это время среди литовских художников выделяется группа мастеров, различных по творческой индивидуальности, но имеющих много общих черт в мировосприятии и отношении к человеку, в выборе тем и сюжетов, так или иначе связанных с восстанием 1863 г.


Альфредас Ремерис. Повстанец 1863 года. Гравюра. 1886 г.

илл. 268 6

Эта тенденция прослеживается в творчестве такого реалистического живописца, графика и скульптора, как Альфредас Ремерис (1832—1897). В ряде живописных портретов, и в первую очередь в гравюре «Повстанец 1863 г.» (1886), художник создал образ участника восстания, в котором индивидуальные черты характера модели типизированы и обобщены. В сильном, мужественном, открытом лице пожилого литвина художник подчеркнул исключительную активность и волю. Не личный интерес к своим близким, а тенденция к социальной характеристике человека в его конкретном жизненном облике сказывается в портретах отца (1858) и матери (1859) (оба — Вильнюс, Художественный музей) воспитанника Петербургской Академии художеств Каролиса Рафалавичюса (Рафаловича, 1831—1861), который развивает реалистическую традицию в литовской живописи.

С событиями 1863 г. связаны батальные и жанровые картины Эдуарда Ремериса (1848—1900). В его портретах есть элементы романтики, которые обусловлены представлением художника о высоком благородстве человеческой личности. Портрет А. Страздаса (Вильнюс, Художественный музей) — народного поэта и просветителя рубежа 18—19 вв., — несмотря на некрасивые внешние черты модели, полон внутреннего содержания. К этой же группе художников можно отнести творчество А. Альхимавичюса (Альхимовича, 1840—1917), обучавшегося в Варшаве и Мюнхене, с его работами из быта литовского батрачества, а также творчество Винцаса Слендзинскиса (Слендзинского, 1837—1909), которое формировалось под воздействием русской школы. Художник стремился обнажить социальные противоречия деревни в многочисленных бытовых картинах, посвященных жизни литовских крестьян, дать социальную и психологическую характеристику своим портретным образам (автопортрет, 1863; Вильнюс, Художественный музей).

Литовская графика, особенно иллюстративная, во второй половине 19 в. почти целиком развивается за пределами Литвы ввиду запрещения после восстания 1863 г. печатать книги на родном языке.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века

Библиография... Библиография к пятому тому Всеобщей истории искусств естественно не...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Литвы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века
титульный лист1 Академия художеств СССР Институт теории и исто

От редакционной коллегии
Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 19 века. Авторами глав пятого тома являются: Введение — Ю. Д. Колпинский. Искусство Франции от Великой французско

Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века
Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству европейских стран, а также России, Японии и США в 19 веке.   * О книге Всеобщая история искусств * От редакц

Искусство Франции
Искусство Франции от Великой Французской буржуазной революции до Парижской коммуны (1789—1871) Н. Яворская Франция была первой большой страной на Европейском конт

Жак Луи Давид. Голова старика. После 1816 г. Антверпен, Музей изящных искусств
цв. илл. стр.(24-25) Крупнейшим мастером и организатором художественной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748—1825), тесно связавший свое творчество с Великой французской буржуазной р

Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов
Ю. Колпинский Парижская коммуна явилась важной вехой в социальной истории Франции и Европы. После Коммуны отход буржуазии как во Франции, так и в других развитых капиталистических странах

Искусство Испании
Т. Каптерева В 18 столетии Испания продолжала оставаться отсталой страной, во главе которой по-прежнему стояли реакционные феодальные силы. Однако во второй половине 18 в. в связи с частич

Искусство Англии
М. Орлова Говоря об особенностях английской культуры и искусства в рассматриваемый период, нужно сразу же напомнить о том, что в Англии буржуазная революция была уже далеко позади, что в э

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века
И. Шмидт (архитектура и скульптура); М. Ракова (живопись и графика) Искусство первой половины 19 столетия представляет собой самостоятельный период развития русской художественной культуры

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века
Г. Горина (живопись и графика); И. Шмидт (скульптура и архитектура) Вторая половина 19 в. была порой расцвета русской демократической культуры. Научные открытия Д. И. Менделеева, И. М. Сеч

Искусство Украины
Е. Костина Укрепление экономических отношений между Украиной и Россией, развитие народно-освободительного движения и демократических идей способствовали общему подъему украинской культуры.

Искусство Белоруссии
Е. Костина После третьего раздела Речи Посполитой (1795) белорусская земля вошла в состав Российского государства. Обессиленный войнами народ не сразу сумел развить свое искусство. Решающе

Искусство Латвии
Е. Костина Латышский народ находился под двойным гнетом: немецких баронов и царского самодержавия. Полное игнорирование местной национальной культуры, пренебрежение к ней задержали развити

Искусство Эстонии
Е. Костина Эстонский народ разделял судьбу латышского народа. Господствующее положение занимали немецкие бароны и буржуазия. Коренное население — эсты могли заниматься только «низменными»

Искусство Грузии
Е. Костина Грузия в конце 18 в. утратила государственное и политическое единство. Военные нашествия Турции и Ирана, беспощадная вековая борьба между мелкими княжествами, сохранившими элеме

Искусство Армении
Е. Костина Армения позже других закавказских народов вошла в состав Российской империи. В течение почти всего первого тридцатилетия она находилась под гнетом Персии и Турции. С присоединен

Искусство Азербайджана
Е. Костина На территории Азербайджана к моменту воссоединения его северных земель с Россией находились мелкие княжества и ханства, ожесточенно воевавшие друг с другом и находившиеся на пат

Искусство Германии
М. Кузьмина (первая половина 19 века) и А. Тихомиров (введение и вторая половина 19 сена) Девятнадцатый век в истории Германии имел исключительное значение. В начале раздробленная страна к

Искусство Бельгии
Л. Алешина Небольшая страна, давшая миру в прошлом ряд величайших художников— достаточно назвать братьев ван Эйков, Брейгеля и Рубенса,—Бельгия к началу 19 в. переживала длительный застой

Искусство Голландии
В. Сидорова Некогда богатая и могущественная Голландия с начала 19 в. на некоторое время утратила свою самостоятельность. Особенно тяжелые годы она переживала в период захватнической полит

Искусство Скандинавских стран
А. Тихомиров Девятнадцатый век в искусстве Дании, Швеции, Норвегии — это эпоха сложения национальных художественных школ. Создание специфически своего, национально своеобразного искусства

Искусство Дании
Классицистические тенденции, которые зародились в Дании в последней четверти 18 в., наиболее ярко сказались в начале 19 в. в творчестве Бертеля Торвальдсена (1768/70—1844). Уже в молодые годы он пр

Искусство Швеции
Классицизм, так блистательно представленный в Швеции в 18—начале 19 столетия, становится холодным и риторическим. Это видно и в архитектуре, в постройках Фредрика Блома (1781—1853), и в скульптуре

Искусство Норвегии
В 1814 г. в Норвегии была принята конституция — одна из наиболее демократических буржуазных конституций, существовавших тогда в Европе. Энгельс в письме к Паулю Эрнсту, отмечая ее значение, писал в

Искусство Италии
А. Тихомиров Единое национальное государство сложилось в Италии в 19 веке в результате длительной, сложной, нередко трагической национально-освободительной борьбы. В 1831 г. Джузеппе Мадзи

Искусство Австрии
А. Тихомиров Искусство Австрии начала 19 в. развивалось в обстановке рутинности и застоя во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны. Меттерних, сначала в качестве министра ин

Искусство Венгрии
Л. Алешина К концу 18 в. в Венгрии крепнет, охватывая все более широкие массы, движение за национальную независимость. Экономическое развитие, ведущее к зарождению капиталистических отноше

Искусство Чехословакии
Ю. Колпинский К концу 18 в. экономический прогресс в наиболее развитых землях империи Габсбургов, в частности в Чехии, привел к зарождению капиталистических отношений. Процесс этот был уск

Искусство Польши
Л. Тананаева Польское искусство 19 в. — яркая страница в истории польской культуры. Особенности его развития определяются тем, что в 19 в. Польша находилась в глубоко драматической ситуаци

Искусство Югославии
М. Кузьмина С начала 19 в. в тесной связи с освободительной борьбой сербского, хорватского, словенского и других югославянских народов за национальную независимость складывается их искусст

Искусство Сербии
К концу 18 — началу 19 в. растет национальное самосознание сербов, нашедшее отражение в творчестве писателей, историков, общественных и политических деятелей. Разложение реакционного военн

Искусство Словении
Первым этапом борьбы за национальную культуру Словении было движение просветителей, получившее название словенского Возрождения. Оно совпадает со временем формирования словенской нации, развитием б

Искусство Румынии
М. Кузьмина На протяжении 19 в. румынское искусство проходит значительную эволюцию. Оно освобождается из-под опеки церкви и приобретает светский характер. Складывается национальная реалист

Искусство Болгарии
М. Цончева Девятнадцатый век в истории болгарского народа был веком пробуждения его национального самосознания, веком трудной и героической борьбы за ликвидацию многовекового турецкого ига

Искусство Соединенных Штатов Америки
А. Чегодаев Вспыхнувшая в 1775 г. война за независимость, предшествуемая рядом волнений и мятежей, провела резкую грань между прошлым и будущим и породила первый высокий расцвет литературы

Искусство Японии
В. Бродский В Японии буржуазная революция 1868 г. положила конец сегунской династии Токугава (1614—1868). Развитие японского искусства 17—18 вв. складывалось в сложных и своеобразных истор

Общие работы
Ленин В. И. О национальной гордости великороссов. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., 5 изд. Т. 26, М., 1961; Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., 5 и

Общие работы
Терновец Б. Н. Избранные статьи. М., 1963; Французская живопись XIX века [Альбом]. М., 1958; Escholier R. La peinture franchise XIX-e siecle. T. 1—2, Paris, 1943; Fontainas A. Histoire de la peintu

Искусство Франции от Парижской Коммуны до 90-х годов 19 века
Вентури Л. От Мане до Лотрека. Пер. с итал. М., 1958; Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934; Гущин А. С. Парижская коммуна и художники. [Л.] 1934; 3оля Э. Эдуард Манэ. Пер. с франц. Л., 1935; Ко

Искусство Испании
Колпинский Ю. Д. Франсиско Гойа. М., 1964; Левина И. М. Гойя. Л., 1945; Левина И. М. Гойя. Л.— М., 1958; Левина И. М. Гойа и испанская революция 1820— 1823 гг. Л., 1950; Лисенков Е. Г. «Капричое» Г

Искусство Англии
Бэт П. Живопись прерафаэлитов за все время ее существования. Пер. с англ., Спб., 1900; Виппер Б. Р. Английское искусство. М„ 1945; Григорович Д. Картины английских живописцев на выставке 1862 г. в

Общие работы
Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. Спб., 1901— 1902; Бенуа А. Русская школа живописи. Спб., 1904; Государственная Третьяковская галлерея [Альбом]. М., 1957; Государственный Русский музей

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века
Академические рисунки русских художников [Альбом]. Вып. 1—2. М., 1949; Алексеева Т. Художники школы Венецианова. М., 1958; Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Т. 1—2, М., 1956; Алпатов М. В.

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века
Алпатов М. Русский жанр второй половины XIX века. «Искусство», 1947, № 5; Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова. Спб., 1905; Архангельская А. И.

Искусство Украины
Афанасьев В. Кириак Константинович Костанди. 1852— 1921. М, 1953: Афанасьев В. Товариство швденно-росШських художников. Киiв, 1961; Безхутрий М. С. I. Васильшвський. Нарис про життя та творчiсть. К

Искусство Германии
Ацаркина Э. Н. Революционная карикатура Германии 1848—1870гг. М.— Л., 1931; Гильдебранд А. фон. Проблема формы в изобразительных искусствах. Пер. с нем. М., 1914; Beref elt G. Philipp Otto Runge. Z

Искусство Бельгии
Асаевич К. Ф. Выставка бельгийского искусства XVIII—XX вв. и голландского искусства XIX в. В кн. «Сообщения Государственного Эрмитажа». Л., 1955, № 8; Кантор А. М. Выставка бельгийского искусства.

Искусство Голландии
Левинсон А. Израэльс Иосиф [Альбом]. Спб., 1912; Bakker-Hefting V. J. В. Jong-kind. Amsterdam — Meulenhoff, 1962; Dake С. L. Josef Israels. Paris [б. г.]; Huebner F. M. De romantische Schilderkunst

Искусство Дании
Луначарский А. В. Торвальдсен. В кн. Луначарский А. В. «Статьи об искусстве». М.— Л., 1941; Been С h. A. Danmarks Malerkunst. Billeder og biografier. Del. 1—2. K0benhavn, 1902—1903; Bramsen H. Dani

Искусство Италии
Косарева Н. К. Какова и его произведения в Эрмитаже. Л., 1963; В as si E. La gipso-teca di Possagno. Sculpture e dipinti di Antonio Canova. Venezia, 1957; Canova, Antonio. [Album]. Testo di Elena B

Искусство Венгрии
Алешина Л. Михай Мункачи. М., 1960; Губер А. Изобразительное искусство Венгрии [Альбом]. М., 1961; Погань Г. Э- Венгерская живопись XIX века [Альбом]. Будапешт, 1957; Тихомиров А. Искусство Венгрии

Искусство Чехословакии
Гривнина А. Манес. Л.— М., 1960. Цырлин И. Изобразительное искусство Чехословакии. [Альбом]. М., 1958; Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. М., 1959; Сапе г о И. Че.рмак. М., 1957; Чехословацкое из

Искусство Польши
Захватович Я. Польская архитектура до половины XIX столетия. Варшава, 1956; Кем пинский 3. Польский импрессионизм [Альбом]. Варшава, 1961; Мытарева К. В. Матейко. Л., 1963; Островский Г. Котсис. М.

Искусство Югославии
Кашанин М. Два века српского сликарства. Београд, 1943; Медаковиh Д. Haja «ГовановиЪ [Альбом]. Београд, 1957; Симиh-Миловановип 3. Српска уметност новиjer доба. Сликарство. Београд, 1950; Bulat-Sim

Искусство Румынии
Кузьмина М. Аман. М., 1962; Кузьмина М. Григореску Н. М., 1963; Опреску Г. Григореску. 1838—1907. Бухарест, 1961; Опреску Г. Румынская скульптура. Бухарест, 1957; Воgdan R. Theodor Aman. Bucuresti,

Искусство Болгарии
Възрожденски художники. София, 1956; Захариев В. Захарий Христович Зограф. София, 1957; Львова Е. Иван Мырквичка. М., 1955; Мавродинов Н. Изкуството на българского възраждане. София, 1957; Мавродин

Искусство Соединенных штатов Америки
Вуд М. Сарджент. Пер. с англ. М.— Спб.— Киев — Одесса, 1910; Вуд М. Уистлер. Пер. с англ. М. — Спб. — Киев — Одесса, 1910; Мумфорд Л. От бревенчатого дома до небоскреба. Очерк истории американской

Искусство Японии
Воронова Б. Японская гравюра [Альбом]. М., 1963; Воронова Б. Хокусай [Альбом]. М., 1958; Денике Б. Японская цветная гравюра. М., 1935; Японское искусство. Сборник статей. М., 1959; Выдающиеся произ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги