рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Франции

Искусство Франции - раздел История, Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века Искусство Франции От Великой Французской Буржуазной Революции До Пари...

Искусство Франции от Великой Французской буржуазной революции до Парижской коммуны (1789—1871)

Н. Яворская

Франция была первой большой страной на Европейском континенте, где революция привела к разгрому феодального строя. Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Вместе с тем во Франции, прошедшей через четыре революции (1789, 1830, 1848, 1871 гг.), рабочее движение ранее, чем в других странах, приобрело характер боевых выступлений. Напряженная борьба народных масс против феодальной аристократии, затем против правящей буржуазии («финансовой аристократии», как ее называл К. Маркс), активное участие в этой борьбе пролетариата наложили на ход истории особый героический отпечаток, который нашел свое отражение в искусстве Франции 19 в., вопреки все нарастающему прозаизму буржуазии, поглощенной жаждой наживы. Острые политические конфликты, свидетелями, а иногда и участниками которых были художники, поставили прогрессивное искусство в тесную связь с общественной жизнью. Так, творчество Давида было связано не только с идеями, но и со всем ходом событий французской буржуазной революции, творчество Домье — с революционным движением 30-х гг., Курбе — с революцией 1848 г. и Парижской коммуной.

Пафос борьбы, стремление воплотить революционный дух народа, присущие прогрессивному искусству, развивавшемуся при жесточайшем сопротивлении со стороны официальных кругов, в значительной мере определили своеобразие французского искусства и его национальный вклад в историю мирового искусства.

В годы, непосредственно предшествующие буржуазной революции, когда складывалось искусство революционного классицизма, Давид обратился к античности, история которой давала ему примеры героической борьбы народа. Но в период революции он увидел героическое и в современности («Смерть Марата»). Воплощение героики в конкретных современных образах в дальнейшем (20—30-е гг.) осуществляется и у прогрессивных романтиков («Плот «Медузы» Жерико, «Свобода, ведущая народ» Делакруа), однако они брали события, выходящие за рамки повседневного течения жизни. Мастера же критического реализма (Домье, Милле, Курбе) воплощали в своих произведениях обыденную трудовую жизнь и, сумев раскрыть ее эстетическую и этическую значимость, вскрыли типичные стороны общественной! жизни в индивидуальных судьбах отдельных личностей. Все эти направления представляли собой, по существу, определенные ступени развития реализма 19 в., то есть реализма эпохи капитализма. Его характерной особенностью, как уже упоминалось, являлось все нарастающее стремление к конкретно-историческому отображению действительности. Даже в таком наиболее отвлеченном направлении, как революционный классицизм, обращение к античности связывалось с современной историей. В прогрессивном романтизме художники, как и литераторы, декларировали тесную связь искусства с исторической эпохой. К каким бы темам ни обращались художники, они стремились выявить национальные черты; это нашло свое проявление и в исторической живописи и в пейзаже. В портрете подчеркивалось индивидуальное своеобразие человека с его страстями, эмоциями. В реализме середины века все эти тенденции еще более обостряются и сказываются как в тематике, которая ближе подходит к окружающей действительности, внося критическую оценку ее, так и в художественном воплощении. Преодолеваются черты условности, свойственные классицизму и романтизму, и реальный мир окончательно утверждается в конкретных формах самой жизни.

Упорно стремление художников к правдивому отображению окружающего мира, к передаче его во всем его красочном многообразии и богатстве. Чрезвычайно показательно, что о цвете, о его изменчивости под влиянием атмосферы (о чем говорилось уже в трактатах 18 в., в частности у Дидро) пишут люди самых различных профессий — физики, химики, капитаны дальнего плавания, писатели, художники. Все они заявляют, что в жизни цвет не воспринимается локально. Эти наблюдения не только дали толчок развитию французской пейзажной живописи в 19 в., но привели к пересмотру самой системы живописи. Найденные новые живописные приемы несли смысловую, эмоциональную нагрузку, позволяли художнику создать яркий, впечатляющий образ. Достижения французской живописи в этой области оказали большое воздействие на европейскую живопись.

Наряду с прогрессивным искусством, вернее, в борьбе с ним активно действовало искусство консервативное или реакционное, часто прямо связанное с правящими кругами. Это искусство, независимо от его стилистических особенностей, всегда оставалось оторванным от тех реальных проблем, которые волновали широкие круги народа.

* * *

Напряженной политической жизнью живет Париж летом 1789 г. Народ выходит на улицу, под открытым небом возникают революционные клубы. 12 июня Камиль Демулен призывает к оружию, и 14 июля народ овладевает Бастилией, символом старого режима. И в дальнейшем, в продолжение революционных лет (1789—1794), народ необычайно активно участвует в борьбе, придав ей последовательно антифеодальный характер. Революционные идеи становятся основным стимулом развития культуры этого времени, они обусловливают и революционную направленность искусства, в первую очередь революционного классицизма. Художники, как и драматурги (вспомним «Кая Гракха» М.-Ж. Шенье), для выявления гражданских идеалов обращаются к античности, «чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 8, стр. 120.).

Однако наряду с революционным классицизмом находят распространение и другие направления. В изобразительном искусстве популярностью пользуются те формы искусства, в которых более непосредственно могли воплотиться мысли и чаяния народа. Это прежде всего народный лубок — раскрашенная гравюра, дышащая пафосом революции. Сатирический эффект достигается персонифицированным изображением социальных явлений, символическими сопоставлениями. Так, например, в листе «Надо надеяться, что игра скоро кончится» представлены монашка и жеманная аристократка, едущие на женщине, символизирующей третье сословие. На эту же тему сделан другой лубок: аристократ и духовное лицо убегают в страхе от пробуждающегося человека. Гравюры обычно просты, лаконичны, но интересно, что художник хочет показать реальное место действия. В одном случае дан намек на пейзаж, в другом явственно вырисовываются контуры города. Фигуры представлены с некоторой наивностью, но отличаются выразительностью. Таков раскрашенный офорт, изображающий голодный поход женщин на Версаль 5 октября 1789 г. По этим гравюрам можно проследить ход французской революции. Если сначала третье сословие трактовалось как единое целое, го потом появились листы, в которых уже осознана дифференциация этого сословия. Наряду с безыменным народным лубком карикатуры выполнялись и профессиональными художниками.

Другой вид искусства, который приобрел народный характер,— это массовые праздники. Народный темперамент проявился в национальных плясках разных провинций, которые порой предшествовали официальным церемониям; революционный пафос народа выявился в грозной «Карманьоле», в воинственно ликующей «Са ira». В музыкальных произведениях, написанных для праздников, звучат также настроения, отличные от классической музыки. Знаменитый марш Воссека явился прообразом романтической музыки. «Боевая песнь Рейнской армии» (известная под названием «Марсельеза») Руже де Лиля воспринималась современниками как «улучшенный Глюк», на самом же деле эмоционально выразительно переданный гнев революционного народа выводит этот гимн из стилевых рамок классицизма.

В проведении массовых праздников было много стихийного, шедшего непосредственно от народа, но официальные программы церемоний стремились внести в празднества строго регламентируемую торжественную стройность. В проекте праздника Федерации мы читаем: «...трогательная сцена их [французов.—Ред.] объединения будет освещена первыми лучами солнца». Среди развалин Бастилии будет «воздвигнут фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы» и далее: «место действия будет просто, убранство его будет заимствовано у природы».

Или, излагая план праздника в честь Верховного существа: «При виде благодатного светила, которое оживляет и расцвечивает красками природу, друзья, братья, дети, старики и матери обнимаются и спешат украсить и справить праздник божества» («Речи и письма живописца Луи Давида», М.-Л., 1933, стр. 100, 105, 132, 133.). Однако во время этих трогательных сцен раздается «страшный залп артиллерии, выразитель национальной мести».

Этот контраст, который можно наблюдать при оформлении праздников, характерен был для первых лет революции. Вспомним, что Сен-Жюст в своих «фрагментах о республиканских учреждениях» требовал от истинного революционера совмещения спартанской доблести с чувствительностью добродетели.

Не только природа, но и античность была источником вдохновения для устройства празднеств: участники одевались в римские тоги, вводились римские колесницы и т. д. «Спарта сверкает как молния в сумраке вечной ночи»,— говорит Робеспьер в речи, посвященной празднику Верховного существа. В целом в оформлении праздников дух революционного классицизма проявлялся достаточно отчетливо.

Закономерно то большое внимание, которое в период Революции уделяется искусству, неизменно подчеркивается его агитационная роль; оно рассматривается теперь не как «простое украшение на государственном здании, но как составная часть его фундамента». Искусство должно стать не «достоянием богатых и знатных» и служить «не для удовлетворения гордости и капризов нескольких сибаритов, купающихся в золоте», а быть достоянием всего народа» Раздаются требования довести его «вплоть до хижин», «дать ему разлиться плодоносною рекою по всей территории республики». Отсюда основным долгом как правительства, муниципалитетов, так и частных лиц признана совместная работа над пробуждением и развитием эстетического чувства: большое внимание теперь уделяется преподаванию рисования в школах, организации музеев.

Начинается борьба с Академией как с привилегированным учреждением. «Режим Королевской Академии живописи и скульптуры (как говорится в мемуаре, составленном академиками-диссидентами, представителями Коммуны города Парижа, 25 февраля 1790 г.) утеснителен, унизителен, способен обескуражить таланты и противоречит почти во всех частях декретам о равенстве и свободе». Борьба с Академией была долгой и упорной, и только в 1793 г. Конвент отдает приказ упразднить Академию. Вместо нее было создано «Общество содействия прогрессу наук и искусства». Более же революционные художники организовали «Народное и республиканское общество искусств».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века

Библиография... Библиография к пятому тому Всеобщей истории искусств естественно не...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Франции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века
титульный лист1 Академия художеств СССР Институт теории и исто

От редакционной коллегии
Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 19 века. Авторами глав пятого тома являются: Введение — Ю. Д. Колпинский. Искусство Франции от Великой французско

Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века
Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству европейских стран, а также России, Японии и США в 19 веке.   * О книге Всеобщая история искусств * От редакц

Жак Луи Давид. Голова старика. После 1816 г. Антверпен, Музей изящных искусств
цв. илл. стр.(24-25) Крупнейшим мастером и организатором художественной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748—1825), тесно связавший свое творчество с Великой французской буржуазной р

Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов
Ю. Колпинский Парижская коммуна явилась важной вехой в социальной истории Франции и Европы. После Коммуны отход буржуазии как во Франции, так и в других развитых капиталистических странах

Искусство Испании
Т. Каптерева В 18 столетии Испания продолжала оставаться отсталой страной, во главе которой по-прежнему стояли реакционные феодальные силы. Однако во второй половине 18 в. в связи с частич

Искусство Англии
М. Орлова Говоря об особенностях английской культуры и искусства в рассматриваемый период, нужно сразу же напомнить о том, что в Англии буржуазная революция была уже далеко позади, что в э

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века
И. Шмидт (архитектура и скульптура); М. Ракова (живопись и графика) Искусство первой половины 19 столетия представляет собой самостоятельный период развития русской художественной культуры

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века
Г. Горина (живопись и графика); И. Шмидт (скульптура и архитектура) Вторая половина 19 в. была порой расцвета русской демократической культуры. Научные открытия Д. И. Менделеева, И. М. Сеч

Искусство Украины
Е. Костина Укрепление экономических отношений между Украиной и Россией, развитие народно-освободительного движения и демократических идей способствовали общему подъему украинской культуры.

Искусство Белоруссии
Е. Костина После третьего раздела Речи Посполитой (1795) белорусская земля вошла в состав Российского государства. Обессиленный войнами народ не сразу сумел развить свое искусство. Решающе

Искусство Литвы
Е. Костина Национально-освободительное движение за политическую и культурную самостоятельность литовского народа одухотворяло своими идеями изобразительное искусство. В первое тридцатилети

Искусство Латвии
Е. Костина Латышский народ находился под двойным гнетом: немецких баронов и царского самодержавия. Полное игнорирование местной национальной культуры, пренебрежение к ней задержали развити

Искусство Эстонии
Е. Костина Эстонский народ разделял судьбу латышского народа. Господствующее положение занимали немецкие бароны и буржуазия. Коренное население — эсты могли заниматься только «низменными»

Искусство Грузии
Е. Костина Грузия в конце 18 в. утратила государственное и политическое единство. Военные нашествия Турции и Ирана, беспощадная вековая борьба между мелкими княжествами, сохранившими элеме

Искусство Армении
Е. Костина Армения позже других закавказских народов вошла в состав Российской империи. В течение почти всего первого тридцатилетия она находилась под гнетом Персии и Турции. С присоединен

Искусство Азербайджана
Е. Костина На территории Азербайджана к моменту воссоединения его северных земель с Россией находились мелкие княжества и ханства, ожесточенно воевавшие друг с другом и находившиеся на пат

Искусство Германии
М. Кузьмина (первая половина 19 века) и А. Тихомиров (введение и вторая половина 19 сена) Девятнадцатый век в истории Германии имел исключительное значение. В начале раздробленная страна к

Искусство Бельгии
Л. Алешина Небольшая страна, давшая миру в прошлом ряд величайших художников— достаточно назвать братьев ван Эйков, Брейгеля и Рубенса,—Бельгия к началу 19 в. переживала длительный застой

Искусство Голландии
В. Сидорова Некогда богатая и могущественная Голландия с начала 19 в. на некоторое время утратила свою самостоятельность. Особенно тяжелые годы она переживала в период захватнической полит

Искусство Скандинавских стран
А. Тихомиров Девятнадцатый век в искусстве Дании, Швеции, Норвегии — это эпоха сложения национальных художественных школ. Создание специфически своего, национально своеобразного искусства

Искусство Дании
Классицистические тенденции, которые зародились в Дании в последней четверти 18 в., наиболее ярко сказались в начале 19 в. в творчестве Бертеля Торвальдсена (1768/70—1844). Уже в молодые годы он пр

Искусство Швеции
Классицизм, так блистательно представленный в Швеции в 18—начале 19 столетия, становится холодным и риторическим. Это видно и в архитектуре, в постройках Фредрика Блома (1781—1853), и в скульптуре

Искусство Норвегии
В 1814 г. в Норвегии была принята конституция — одна из наиболее демократических буржуазных конституций, существовавших тогда в Европе. Энгельс в письме к Паулю Эрнсту, отмечая ее значение, писал в

Искусство Италии
А. Тихомиров Единое национальное государство сложилось в Италии в 19 веке в результате длительной, сложной, нередко трагической национально-освободительной борьбы. В 1831 г. Джузеппе Мадзи

Искусство Австрии
А. Тихомиров Искусство Австрии начала 19 в. развивалось в обстановке рутинности и застоя во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны. Меттерних, сначала в качестве министра ин

Искусство Венгрии
Л. Алешина К концу 18 в. в Венгрии крепнет, охватывая все более широкие массы, движение за национальную независимость. Экономическое развитие, ведущее к зарождению капиталистических отноше

Искусство Чехословакии
Ю. Колпинский К концу 18 в. экономический прогресс в наиболее развитых землях империи Габсбургов, в частности в Чехии, привел к зарождению капиталистических отношений. Процесс этот был уск

Искусство Польши
Л. Тананаева Польское искусство 19 в. — яркая страница в истории польской культуры. Особенности его развития определяются тем, что в 19 в. Польша находилась в глубоко драматической ситуаци

Искусство Югославии
М. Кузьмина С начала 19 в. в тесной связи с освободительной борьбой сербского, хорватского, словенского и других югославянских народов за национальную независимость складывается их искусст

Искусство Сербии
К концу 18 — началу 19 в. растет национальное самосознание сербов, нашедшее отражение в творчестве писателей, историков, общественных и политических деятелей. Разложение реакционного военн

Искусство Словении
Первым этапом борьбы за национальную культуру Словении было движение просветителей, получившее название словенского Возрождения. Оно совпадает со временем формирования словенской нации, развитием б

Искусство Румынии
М. Кузьмина На протяжении 19 в. румынское искусство проходит значительную эволюцию. Оно освобождается из-под опеки церкви и приобретает светский характер. Складывается национальная реалист

Искусство Болгарии
М. Цончева Девятнадцатый век в истории болгарского народа был веком пробуждения его национального самосознания, веком трудной и героической борьбы за ликвидацию многовекового турецкого ига

Искусство Соединенных Штатов Америки
А. Чегодаев Вспыхнувшая в 1775 г. война за независимость, предшествуемая рядом волнений и мятежей, провела резкую грань между прошлым и будущим и породила первый высокий расцвет литературы

Искусство Японии
В. Бродский В Японии буржуазная революция 1868 г. положила конец сегунской династии Токугава (1614—1868). Развитие японского искусства 17—18 вв. складывалось в сложных и своеобразных истор

Общие работы
Ленин В. И. О национальной гордости великороссов. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., 5 изд. Т. 26, М., 1961; Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., 5 и

Общие работы
Терновец Б. Н. Избранные статьи. М., 1963; Французская живопись XIX века [Альбом]. М., 1958; Escholier R. La peinture franchise XIX-e siecle. T. 1—2, Paris, 1943; Fontainas A. Histoire de la peintu

Искусство Франции от Парижской Коммуны до 90-х годов 19 века
Вентури Л. От Мане до Лотрека. Пер. с итал. М., 1958; Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934; Гущин А. С. Парижская коммуна и художники. [Л.] 1934; 3оля Э. Эдуард Манэ. Пер. с франц. Л., 1935; Ко

Искусство Испании
Колпинский Ю. Д. Франсиско Гойа. М., 1964; Левина И. М. Гойя. Л., 1945; Левина И. М. Гойя. Л.— М., 1958; Левина И. М. Гойа и испанская революция 1820— 1823 гг. Л., 1950; Лисенков Е. Г. «Капричое» Г

Искусство Англии
Бэт П. Живопись прерафаэлитов за все время ее существования. Пер. с англ., Спб., 1900; Виппер Б. Р. Английское искусство. М„ 1945; Григорович Д. Картины английских живописцев на выставке 1862 г. в

Общие работы
Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. Спб., 1901— 1902; Бенуа А. Русская школа живописи. Спб., 1904; Государственная Третьяковская галлерея [Альбом]. М., 1957; Государственный Русский музей

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века
Академические рисунки русских художников [Альбом]. Вып. 1—2. М., 1949; Алексеева Т. Художники школы Венецианова. М., 1958; Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Т. 1—2, М., 1956; Алпатов М. В.

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века
Алпатов М. Русский жанр второй половины XIX века. «Искусство», 1947, № 5; Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова. Спб., 1905; Архангельская А. И.

Искусство Украины
Афанасьев В. Кириак Константинович Костанди. 1852— 1921. М, 1953: Афанасьев В. Товариство швденно-росШських художников. Киiв, 1961; Безхутрий М. С. I. Васильшвський. Нарис про життя та творчiсть. К

Искусство Германии
Ацаркина Э. Н. Революционная карикатура Германии 1848—1870гг. М.— Л., 1931; Гильдебранд А. фон. Проблема формы в изобразительных искусствах. Пер. с нем. М., 1914; Beref elt G. Philipp Otto Runge. Z

Искусство Бельгии
Асаевич К. Ф. Выставка бельгийского искусства XVIII—XX вв. и голландского искусства XIX в. В кн. «Сообщения Государственного Эрмитажа». Л., 1955, № 8; Кантор А. М. Выставка бельгийского искусства.

Искусство Голландии
Левинсон А. Израэльс Иосиф [Альбом]. Спб., 1912; Bakker-Hefting V. J. В. Jong-kind. Amsterdam — Meulenhoff, 1962; Dake С. L. Josef Israels. Paris [б. г.]; Huebner F. M. De romantische Schilderkunst

Искусство Дании
Луначарский А. В. Торвальдсен. В кн. Луначарский А. В. «Статьи об искусстве». М.— Л., 1941; Been С h. A. Danmarks Malerkunst. Billeder og biografier. Del. 1—2. K0benhavn, 1902—1903; Bramsen H. Dani

Искусство Италии
Косарева Н. К. Какова и его произведения в Эрмитаже. Л., 1963; В as si E. La gipso-teca di Possagno. Sculpture e dipinti di Antonio Canova. Venezia, 1957; Canova, Antonio. [Album]. Testo di Elena B

Искусство Венгрии
Алешина Л. Михай Мункачи. М., 1960; Губер А. Изобразительное искусство Венгрии [Альбом]. М., 1961; Погань Г. Э- Венгерская живопись XIX века [Альбом]. Будапешт, 1957; Тихомиров А. Искусство Венгрии

Искусство Чехословакии
Гривнина А. Манес. Л.— М., 1960. Цырлин И. Изобразительное искусство Чехословакии. [Альбом]. М., 1958; Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. М., 1959; Сапе г о И. Че.рмак. М., 1957; Чехословацкое из

Искусство Польши
Захватович Я. Польская архитектура до половины XIX столетия. Варшава, 1956; Кем пинский 3. Польский импрессионизм [Альбом]. Варшава, 1961; Мытарева К. В. Матейко. Л., 1963; Островский Г. Котсис. М.

Искусство Югославии
Кашанин М. Два века српского сликарства. Београд, 1943; Медаковиh Д. Haja «ГовановиЪ [Альбом]. Београд, 1957; Симиh-Миловановип 3. Српска уметност новиjer доба. Сликарство. Београд, 1950; Bulat-Sim

Искусство Румынии
Кузьмина М. Аман. М., 1962; Кузьмина М. Григореску Н. М., 1963; Опреску Г. Григореску. 1838—1907. Бухарест, 1961; Опреску Г. Румынская скульптура. Бухарест, 1957; Воgdan R. Theodor Aman. Bucuresti,

Искусство Болгарии
Възрожденски художники. София, 1956; Захариев В. Захарий Христович Зограф. София, 1957; Львова Е. Иван Мырквичка. М., 1955; Мавродинов Н. Изкуството на българского възраждане. София, 1957; Мавродин

Искусство Соединенных штатов Америки
Вуд М. Сарджент. Пер. с англ. М.— Спб.— Киев — Одесса, 1910; Вуд М. Уистлер. Пер. с англ. М. — Спб. — Киев — Одесса, 1910; Мумфорд Л. От бревенчатого дома до небоскреба. Очерк истории американской

Искусство Японии
Воронова Б. Японская гравюра [Альбом]. М., 1963; Воронова Б. Хокусай [Альбом]. М., 1958; Денике Б. Японская цветная гравюра. М., 1935; Японское искусство. Сборник статей. М., 1959; Выдающиеся произ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги