Реферат Курсовая Конспект
Искусство Исландии - раздел История, Всеобщая история искусств том шестой искусство 20 века И. Цагарелли Трудно Сложилась Судьба Исландии — Одной Из Самых Своео...
|
И. Цагарелли
Трудно сложилась судьба Исландии — одной из самых своеобразных стран Европы. Населенная выходцами из Скандинавии, Исландия рано утратила свои вольности и фактическую автономию и в течение 700 лет находилась в насильственном подчинении сначала у Норвегии, а позже у Дании (лишь в 1944 г. Исландия получила независимость). В средние века Исландия была страной высокой культуры, в которой наряду с литературой процветали художественные ремесла — резьба по дереву, художественное ткачество, литье по металлу. Введение в 16 в. датскими королями протестантизма как официальной религии приостановило развитие изобразительного искусства. Мечты о свободе, независимости, лучшей жизни воплотились в исландских сагах, повествовавших о «золотом веке» страны, и будущее рисовалось исландцу возвратом к тем далеким героическим временам. Только в середине 19 в. активизировавшаяся борьба за независимость пробудила творческие силы народа. Художники начинают изображать родную природу, жизнь и быт своей страны.
Первыми исландскими художниками были Сигурдур Гудмундсон (1885—1958) и Тоуаринн Торлаухссон (1867— 1924). В Исландии не было своей художественной шкоды, и оба они учились в Копенгагене. Гудмундсон был портретистом, Торлаухссон писал преимущественно пейзажи, и его считают зачинателем исландской пейзажной живописи. Оба они работали в традициях датской академической школы.
Однако лишь во втором десятилетии 20 в. появляются подлинно народные художники, которые, несмотря на все трудности, сумели найти яркий и красочный язык для изображения своеобразия природы и жизни Исландии. Аусгримур Йоунссон (1876—1958) учился в Копенгагенской Академии художеств. Его первая выставка состоялась в Рейкьявике в 1903 г. Алтинг (местный парламент) купил у Йоунссона один из пейзажей — вид вулкана Хекла, и художник получил стипендию. Вторая выставка, 1907 г. дала ему возможность побывать в Италии, Германии и Франции. В искусстве импрессионистов, Ван-Гога Йоунссон нашел созвучие своим живописным исканиям. Передача световоздушной атмосферы, живая игра света и цвета, работа на пленэре — это было то, к чему он стремился.
В 20-х гг. Йоунссон становится одним из ведущих художников Исландии. В эти годы он пишет в темной цветовой гамме, обобщает формы, строит их четкими планами. «Гавань в Рейкьявике» (1923, частное собрание) с геометрически правильными постройками первого плана, гладью воды, на которой рисуются корабли, и замыкающим пейзаж горным кряжем типична для этого периода. С годами палитра Иоунссона вновь становится светлее, холодные краски сменяются более теплыми, появляются перламутрово-розовые тона, свободнее становится мазок.
Вторым крупным художником Исландии стал Йоун Стефаунссон (1881—4962). После трех лет обучения в школе К. Сартмана и работы в Дании и Исландии Стефаунссон попадает в Париж к Матиссу, в мастерской которого работали в то время норвежцы А. Револль и П. Крог, X. Сервисен и другие. Но, в отличие от них, мы не находим у Стефаунссона прямого влияния Матисса. То, что он создает после 1915 г., вернувшись в Исландию, говорит об оригинальном стиле мастера. В его пейзажах и портретах всегда ощущается скрытое напряжение, весомость и материальность в изображении предметов. Он удивительно точно умеет передавать национальное своеобразие исландского пейзажа. Один из самых поэтичных пейзажей Стефаунссона— «Летняя ночь» (1929; Рейкьявик, Национальная галлерея). Сюжет несложен: на зеркальной глади реки четко рисуются изящные силуэты двух гагар, вдали — голубая гора. Ритмическое чередование горизонтальных красочных плоскостей (земля, река, гора), то теплых, то холодных, создает настроение величавого покоя и тишины летней ночи.
Йоун Стефаунссон. Летняя ночь. 1929 г. Рейкьявик, Национальная гал-лерея.
илл. 208 а
Сосредоточенная внутренняя жизнь присуща и портретам Стефаунссона. Маркус Иварссон (1934; собственность художника) изображен как бы присевшим на минуту и глубоко задумавшимся; некрасивое, худое лицо его с большим носом и полузакрытыми глазами строго и значительно. Той же значительности полон и «Автопортрет» (1930—1935; частное собрание), энергично выполненный, остро моделированный светотенью. В последние годы Стефаунссон отказывается от четкого, несколько плоскостно-декоративного построения картин, контуры смягчаются, в пейзаже появляются мягкие лирические нотки, таково, например, «Раннее утро» (1945—1950; частное собрание) с табуном низкорослых исландских лошадок на залитой солнцем равнине. Стефаунссон был членом датского объединения художников «Грёнинген», ежегодно участвуя в его выставках. В 1930 г. вместе с Э. Мунком он был избран почетным членом Копенгагенской Академии.
Среди художников 20 в. самым любимым исландским народом был Гудмундур Торстеинссон (1891—1924). В его рисунках исландцы увидели самих себя изображенными с теплотой и юмором. Темы Торстеинссон черпал в основном в сагах. Его тролли добродушны и неуклюжи, его призраки удивительны и сказочны, даже дева Мария и святые — это простые исландцы. Помимо саг Торстеинссон иллюст» рировал детские книги, тексты к которым сочинял сам. Много он занимался и прикладным искусством — вырезывал из дерева фигурки, вышивал крестом, шил кукол, делал аппликации из бумаги, шелка, В 1920 г. он создал декоративное панно «Седьмой день в раю»— аппликацию из цветной бумаги, кое-где тронутую пером. Бог-отец и ангелы идут навстречу выходящим из леса фантастическим зверям и птицам. Панно ярко и празднично по цвету, здесь царит дух народной сказки.
Из художников, работающих ныне, нужно прежде всего назвать Йуханнеса Свейнссона Кьярваля (р. 1885). Он начал писать еще в юности, будучи рыбаком на шхуне. Пытался попасть в Лондонскую Академию художеств, но двери Короленской Академии не открылись для простого исландского рыбака. Дания оказалась более гостеприимной, и тридцати трех лет Кьярваль окончил Копенгагенскую Академию. Побывав в Италии в 1923 г., он вернулся в Исландию сложившимся художником. Это мастер-фантаст, в его пейзажах тесно сплетаются мечта и реальность. Такова, например, картина «Мой корабль вернулся домой» (1930; частное собрание). Медленно и спокойно восемь девушек в длинных одеждах идут к берегу, а где-то далеко в море виден белый корабль. Белый-белый, как бывает только в детских сказках, сюжетно он не связан с девушками — это извечная мечта народа о счастье, о корабле с юга, который никогда не придет.
Сказка живет у Кьярваля и в красках и линиях пейзажа. Мотивами для картин он избирает тонко схваченные «кусочки» природы. То это заросшая мхом застывшая лава, то резкие мазки кисти лепят каменные отроги горы, иссеченные ветром и дождями («Мох и лава», 1939; «Зеленый мох», 1950; «Цветы на красном фоне», 1950—1955). Кьярваль всегда обобщает отдельные наблюдения, создавая целостную грандиозную картину природы Исландии («Тингведллир», 1941; Рейкьявик, частное собрание). Те же приемы обобщения формы мы находим и в его портретах («Фермер», 1946). Колорит картин Кьярваля необычайно утонченный, мазки чистой краски, наложенные густым слоем, создают островыразительную живописную фактуру. В последние годы это увлечение формальными приемами уводит Кьярваля в его пейзажах, которые он называет «палитрами», в отвлеченный мир красок и форм.
Йоуханнес Свейнссон Кьяр-валь. Тингведллир. 1941 г. Рейкьявик, частное собрание.
илл. 208 б
После второй мировой войны наряду с художниками старшего поколения работает большая группа молодежи. Как и в предыдущие десятилетия, преобладающим жанром остается пейзаж, лишь иногда оживленный человеческими фигурами. Подчеркнутый лаконизм, зачастую свойственный картинам исландских художников, идет не от увлечения формальными приемами, а определяется до некоторой степени своеобразием природы Исландии — ее освещением, сияющими льдами— и стремлением художников, избегая всего случайного, временного, выявлять наиболее постоянное и характерное. Такова картина Снорри Аринбьярнара (р. 1891) «Корабль на берегу Скагестренда» (1949), построенная на сочетании синевы неба, зелени воды и черного пятна корабля. В картинах Гунлёйгура Шкевинга (р. 1904) («По дороге в церковь», 1942; «Моряки в лодке», 1947; «В порту», 1950) передается то солнечная атмосфера холодного дня, то смягченные туманом очертания лодки при бледном свете месяца, то предвечерний покой серенького дня.
В последние десятилетия абстракционизм в Исландии довольно прочно сосуществует с реалистической живописью. Но, в отличие от датского и шведского его вариантов, тяготеющих к сюрреалистическим и конструктивистическим решениям, характер его несколько иной — преобладает увлечение цветовыми абстрактно-декоративными композициями.
Скульптура Исландии по сравнению с живописью занимает явно второе место. Скульпторы Исландии тяготеют к большим монументальным формам свободно стоящих памятников. Крупнейшим скульптором был Эйнар Йоунссон (1874—1954). Его реалистические памятники И. Сигурдссону и первому норвежскому поселенцу украшают площади столицы Исландии. В Рейкьявике есть музей Йоунссона. Интересны работы Аусмундура Свейнссона (р. 1893), создавшего монументальную обобщенную фигуру кузнеца (1930-е гг.).
Из современных скульпторов пользуются известностью портретист Рикардур Йоунссон (р. 1888), Нина Соймундссон, Кристин Пьетурссон и Сигурйоун Оулафссон (р. 1908), работающие в традициях создания монументально-героизированных образов, выработанных их старшими товарищами.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Всеобщая история искусств том шестой искусство 20 века. титульный лист...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Исландии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов