рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Афганистана

Искусство Афганистана - раздел История, Всеобщая история искусств том шестой искусство 20 века Б. Веймарн История Современного Изобразительного Искусства Афганиста...

Б. Веймарн

История современного изобразительного искусства Афганистана насчитывает всего несколько десятилетий. В древности Афганистан был одним из центров реалистического искусства, но ислам, запрещавший изображать живые существа, и застойный характер феодализма надолго прервали прогрессивную художественную традицию.

Лишь в 20-е гг, нашего века первые афганские художники, получившие образование за границей, создали в Кабуле художественную школу. Во главе школы стал Гулям Мухаммад-хан — один из основоположников современной афганской живописи. Позднее художественные школы были открыты в Кандагаре и Герате, а в начале 60-х гг. в Кабуле создан Институт изящных искусств, объединивший многих талантливых молодых художников.

Выдающимся художником современного Афганистана является Абдулгафур Брешна (р. 1908). Он получил образование в Берлинской и Мюнхенской академиях искусств и с начала 30-х гг. руководит Кабульской художественной школой.

Брешна — живописец. Ему принадлежат жанровые картины, написанные масляными красками. Однако гораздо больше работает он акварелью, в применении которой достиг высокого мастерства. Акварели Брешны привлекают профессионализмом исполнения, большой эмоциональностью и глубокой жизненной правдой образов. В пейзажах городов, селений, цветущих долин и суровых заснеженных горных ущелий Афганистана замечательно передано состояние природы, обилие света и чистота воздуха. В лучах солнца, в контрастах света и тени рождаются сотни оттенков цвета, то ярких и звучных, то мягких и нежных. Но художнику чуждо отвлеченное любование красками природы. В каждом мотиве — будь то «Дорога в Кабуле», горное селение «Исталиф», красочная долина «Каризмир», «Кочевники», «Дом в горах» и др.— он воплощает характер своей страны, частицу ее многоликой природы.

«Ущелье Горбанд»—одна из лучших пейзажных акварелей Брешны. Написанная в серебристом колорите, она пронизана мягким освещением зимнего дня. Композиция, включающая панораму горных вершин, селений и заснеженных склонов, вдоль которых скачут два всадника,— ритмична и целостна. Образ горной природы рождает ощущение пространства и свободы.


Абдулгафур Брешна. Ущелье Горбанд. Акварель.

илл. 308 а

В более жесткой манере исполнена акварель «Базар в Кандагаре», прекрасно передающая колорит залитой солнцем торговой улицы города. Характерны формы национальной архитектуры: уходящая вдаль цепочка маленьких прикрытых навесами лавочек и возвышающихся над ними четких прямоугольников вторых этажей. Вдоль лавок идут люди в красочных одеждах, медленно движется арба, понуро стоит ослик. Однако в пейзаж старого города, с его неторопливым ритмом жизни, художник внес черты нового. Сегодняшний Афганистан ощущается в мажорном образном строе произведения, в его живом солнечном колорите, а также в материальных приметах — перспективе широкой улицы, автомобиле и даже в телеграфном столбе, изображенном на первом плане композиции.

Полны значительности портреты и жанровые работы Брешны. Задумчиво-внимателен «Сказочник». Выразительно живое и умное лицо загорелого, прищурившегося от солнца «Старика». Интересна композиция «Возчики», в которой художник поднимает голос протеста против непосильной для человека тяжести феодального труда.


Абдулгафур Брешна. Старик. Акварель.

илл 308 б

Крупными художниками Афганистана являются также Гаусуддин, А. Тарзи и С. Шукур-Вали. Гаусуддин (р. 1909) окончил художественную школу в Кабуле. В портрете «Студента» (1960) резким поворотом головы он передал волевую устремленность молодого человека. Жанровые композиции и пейзажи художника тоже полны движения. Написав оживленный «Базар в Талагане» (1964), художник поместил на первом плане группу мужчин в разноцветных халатах. В этой, как и во многих других композициях Гаусуддина, динамика передана не столько действием изображенных людей, сколько цветовым строем картины, движением красок, подвижностью мазка кисти. Буйным цветением природы и умелой передачей светоносной воздушной среды привлекают пейзажи художника.


Абдулазиз Тарзи. Тропинка Ходжигах.

илл. 309

Абдулазиз Тарзи (р. 1911) художественное образование получил в Стамбуле, в Академии изящных искусств. Его декоративные эмоционально-выразительные полотна построены на ритме крупных красочных пятен. Художник пишет цветущее лилово-красное «Иудино дерево» на фоне темной зелени кипарисов и звонкого голубого неба. Одна из лучших картин Тарзи — «Тропинка Ходжигах». Декоративно-обобщенные зеленые склоны, четкие по очертаниям глинобитные афганские постройки и висящиеся вдали островерхие горы образуют монументальную и величественную композицию. В картинах Тарзи нет отвлеченной холодности; красочные фигурки людей, точно цветы рассыпанные на ковре зелени, вносят в приподнято-эпический строй полотен художника живые и теплые лирические ноты.

Симона Шукур-Вали — француженка по происхождению, воспитанница национальной школы прикладного искусства в Париже,— принесла в живопись Афганистана любовь к цвету, к нюансирующим и как бы вибрирующим в солнечном свете краскам, к сочному пастозному мазку. Правда, в нарочитой яркости желто-зеленого колорита полотен художницы есть известная условность, вызванная увлечением живописно-формальными задачами. Однако в целом произведения Шукур-Вади отмечены живым реалистическим чувством и стремлением художницы выразить передовые гуманистические идеи через образ человека. Среди работ Шукур-Вали надо отметить картину, содержащую призыв к миру, а также красивые, декоративно трактованные пейзажи и натюрморты.

Реалистическое начало несет в себе живопись Хайр Мухаммеда («Портрет афганской женщины», «Художник из Газни»), Курбана Али («Старик»), Мир Сакан-даршаха («Чайхана») и других художников. Их привлекают люди Афганистана, национальный быт, но многим из них не достает профессионального мастерства.

У некоторых художников возникло тяготение к традициям средневековой миниатюры. Сильнее всего это проявилось в творчестве художника Хумаюна Иттимади (р. 1918) — автора ряда стилизованных картин исторического содержания («Охота Бахрам Гура» и др.). Вместе с тем в портрете Иттимади является последовательным реалистом.

Живая реалистическая традиция лежит в основе преподавания в Кабульской художественной школе, где наряду с живописцами готовят скульпторов и художников различных видов прикладного искусства.

Реализм является основным творческим методом в современном изобразительном искусстве Афганистана, и это открывает путь к дальнейшему расцвету молодой национальной школы искусства. Укрепление реалистических традиций свидетельствует также о прочности и плодотворности давних культурных связей между Афганистаном и Советским Союзом.

Однако в 60-х гг. в искусстве Афганистана появились и произведения модернистского характера. Их авторы — молодые художники, не всегда имеющие профессиональное образование. В большинстве своем это формалистические, абстрактные вещи, созданные под воздействием модных влияний, идущих из Западной Европы и Америки. Но модернизм пока лишь поверхностно коснулся сознания некоторых художников. Многие из них искренне хотят в своих произведениях отразить существенные явления афганской действительности и, обращаясь к этой задаче, невольно ищут реалистических средств художественного выражения. Так, живыми чертами драматизма наделен образ женщины в картине Сайда Назифа «Падшая». Другой молодой художник — Раббани — наряду с пустой абстракцией написал наделенный психологической характеристикой портрет рабочего.

Все более и более развивается архитектурная деятельность в Афганистане. Кабул и другие старые города постепенно меняют свой облик: на месте снесенных старых кварталов появляются многоэтажные дома современных конструкций. В строительстве новых общественных и промышленных зданий наряду с местными зодчими участвуют архитекторы Советского Союза, Чехословакии, Австрии, ФРГ.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств том шестой искусство 20 века

На сайте allrefs.net читайте: Всеобщая история искусств том шестой искусство 20 века. титульный лист...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Афганистана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Всеобщая история искусств. Том 6. Книга первая. Искусство 20 века
  Шестой том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству конца 19 - начала 20 веков капиталистических стран и стран, не входящих в мировую систему социализма. # От редакци

От редакционной коллегии
Первая книга VI тома посвящена искусству конца 19 — начала 20 в. капиталистических стран и стран, не входящих еще в мировую систему социализма. Во второй книге VI тома будет рассмотрено (т

Архитектура капиталистических стран. О. Швидковский С. Хан-Магомедов
В конце 19—начале 20 в. архитектура стран Европы и Северной Америки развивалась в условиях углубления социальных противоречий капиталистического общества, обострившихся в период перерастания капита

Изобразительное искусство конца 19 века
М. Прокофьева, Ю. Колпинский В 1880-е гг. в изобразительном искусстве Франции, особенно в живописи, начался отход от импрессионизма. Как упоминалось раньше (см. V том), уже в творчестве ря

Живопись и графика
Ю. Колпинский Наряду с течениями и направлениями, специфически характерными собственно для 20 столетия, во французской живописи продолжали существовать, особенно в первые десятилетия века,

Скульптура
В. Стародубова Двадцатый век отмечен в истории французской скульптуры появлением трех выдающихся мастеров —Майоля, Бурделя и Деспио. Три имени — три яркие и самобытные творческие индивидуа

Декоративно-прикладное искусство
Н. Степанян Декоративные искусства развиваются по законам, близким к законам архитектуры, в теснейшем контакте с ней. Первая половина 20 в. для декоративного искусства Франции, так же как

Архитектура
О. Швидковскищ С. Хан-Магомедов В 1890-е гг. во французской архитектуре продолжали развиваться традиции 1860—1880-х гг. в области широкого применения металла в новых конструкциях (металлич

Искусство Великобритании
Е. Норина (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Тенденции, характерные для английского изобразительного искусства 20 в., начали формироваться еще в ко

Искусство Бельгии
Н. Степанлн (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Уже в последнее десятилетие 19 в. в искусстве Бельгии появляются первые признаки отхода от демократи

Искусство Нидерландов
К. Муратова (изобразительное искусство)О. Швидковскищ С. Хан-Маюмедов (архитектура) Голландское искусство, пройдя к концу 19 столетия через романтизм, критический реализм, импрессионизм, и

Искусство Германии
А. Тихомиров (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Конец 19 в. и первая половина 20 в. были в истории Германии эпохой глубокого кризиса и величайших п

Искусство Австрии
А. Тихомиров (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Великодержавная политика Габсбургской монархии, в значительной мере основывавшаяся на угнетении и э

Искусство Федеративной Республики Германии
Е. Марченко (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) 20 сентября 1949 г. сепаратным решением западных держав было создано западногерманское государство —

Искусство Швейцарии
А. Тихомиров Для путей развития изобразительного искусства Швейцарии, как и всей ее культуры, большое значение имели географические особенности страны, расположенной непосредственно между

Искусство Италии
В. Горлинов (изобразительное искусство; раздел до 1919г. Ю. Колпинский); О. Швидковский, С.Хан-Магомедов(архитектура) Изобразительное искусство Италии в 20 в. внесло существенный вклад в р

Искусство Греции
В. Полевой Истоки истории новогреческого искусства уходят в тот период (середина 15 в.— начало 19 в.), когда страна после гибели Византии находилась под властью завоевателей-турок. Они соо

Искусство Испании
Т. Каптерева (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Даже краткое ознакомление с общей картиной развития испанского искусства 20 в. убеждает, насколько

Искусство Скандинавских стран и Финляндии
В группу Скандинавских стран несколько условно объединяются страны, чьи исторические судьбы тесно переплетались в прошлом. К ним относятся страны собственно Скандинавского полуострова — Норвегия и

Искусство Дании
И. Цагарелли (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) В 1890—1910-е гг. в Дании большого расцвета достигает пейзажная живопись. Развитие пленэрной живопи

Искусство Норвегии
И. Цагарелли Конец 19—первые десятилетия 20 в. были сложным периодом в истории норвежской живописи. Ее плавное и спокойное развитие было нарушено. Часть художников еще продолжает националь

Искусство Швеции
И. Цагарелли (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Швеция была единственной из стран Скандинавии, не пережившей на протяжении 20 в. ни войн, ни оккупа

Искусство Исландии
И. Цагарелли Трудно сложилась судьба Исландии — одной из самых своеобразных стран Европы. Населенная выходцами из Скандинавии, Исландия рано утратила свои вольности и фактическую автономию

Искусство Финляндии
М. Безрукова (живопись и графика); И. Цагарелли (скульптура); О. Швидковский С. Хан-Магомедов (архитектура) Формирование финской национальной школы в изобразительном искусстве восходит к п

Искусство Соединенных Штатов Америки
А. Чеюдаев (изобразительное искусство); О. Швидковский С. Хан-Магомедов (архитектура) История изобразительного искусства Соединенных Штатов Америки в 20 в.— Это история непрерывной, ожесто

Искусство Канады
А. Кантор В начале 20 в. выходит на самостоятельную дорогу искусство Канады, в котором преобладающее значение получила пейзажная живопись; до того времени оно находилось в сильной зависимо

Изобразительное искусство и архитектура конца 19 - начала 20 века
Освободительные войны, волной прокатившиеся в первые десятилетия 19 в. в испанских колониях, открыли новую эпоху в истории Латинской Америки. В 1810—1820-х гг. одна за другой освобождались от испан

Изобразительное искусство 20 века
Мексиканская революция 1910—1917 гг. явилась поворотным пунктом в истории искусства всей Латинской Америки. Антифеодальная война, поднявшая самые широкие массы крестьянства, революционные выступлен

Архитектура 20 века
Архитектура стран Латинской Америки переживала в 20-х — начале 40-х гг. период ученичества. Ее успехи, проявившиеся к началу 40-х гг. в первую очередь в Бразилии, имели пока еще локальный характер.

Искусство Австралии
О. Прокофьев Хотя Австралия и стала британской колонией после открытия ее восточной части Куком еще в 1770 г., она начала систематически заселяться лишь с начала 19 в., когда перестала быт

Искусство Японии
Н. Николаева Историю современного японского искусства можно разделить на два основных периода, хронологически соответствующих двум этапам истории Японии — от 70-х гг. 19 в. до вступления Я

Искусство Индии
О. Прокофьев В 19 столетии Индия переживает самый трагический период своего существования. Насквозь прогнившая общественно-экономическая структура феодального общества, отягощенная пережит

Иcкусство Цейлона
О. Прокофьев Изобразительное искусство Цейлона, так же как и в Индии, имело замечательное художественное наследие, но пришло в упадок в пору тяжкого ига колониализма. Однако в монументальн

Искусство Бирмы
О. Прокофьев Для современного изобразительного искусства Бирмы еще в большей, мере, чем для Индонезии, характерно широкое распространение реалистического метода живописи, который пришел на

Искусство Турции
Д. Еремеев В 19 в. Османская империя, давно ставшая полуколонией западных держав, все больше приходит в упадок, теряя остатки экономической и политической независимости. В то же время, осо

Искусство Арабских стран
Б. Веймарн Современный Арабский Восток — это страны с преимущественным арабским населением в Передней Азии, на Аравийском полуострове и в Северной Африке. Народы этих стран объединяет общн

Искусство Эфиопии
Н. Григорович С древнейших времен Аксумского государства (I тысячелетие до н. э.) в Эфиопии складываются своеобразные традиции местной культуры и искусства. В средние века необыча

Искусство Западной Африки
Н. Григорович В силу особых условий исторического развития Африканского континента современное искусство родилось здесь сравнительно недавно. Многие страны Африки до сих пор не имеют профе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги