рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Болгарии

Искусство Болгарии - раздел История, Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века Е. Львова (Изобразительное Искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (Архи...

Е. Львова (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура)

Освобождение Болгарии от фашизма в 1944 г. и утверждение народно-демократического строя открыли новые перспективы перед болгарской художественной культурой, поставили ряд новых задач перед работниками искусства. За сравнительно короткий срок болгарское искусство сумело завоевать важное место в жизни страны, вставшей на путь строительства социализма. Этп успехи стали возможными благодаря правильному отношению к использованию национального и мирового художественного наследия и планомерному руководству со стороны Болгарской коммунистической партии, уделяющей особое внимание развитию отечественной культуры.

Завоевания современного искусства были в значительной степени подготовлены прогрессивными революционными традициями национальной художественной культуры первых десятилетий 20 в., тесно связанной с общественной борьбой и ростом антифашистского движения в Болгарии. В первые десятилетия 20 в. реакционные круги болгарской буржуазии при поддержке империалистических кругов других стран вовлекали Болгарию в одну за другой политические и военные авантюры, что привело страну к глубокому кризису и разорению. Обострение социальных противоречий внутри страны, огромное влияние идей Великой Октябрьской социалистической революции вызвали подъем революционного движения и в Болгарии. Напуганная революционной волной, прокатившейся по всей стране, болгарская буржуазия сначала пошла на уступки — после отречения царя Фердинанда от престола в Болгарии было создано правительство Земледельческого союза во главе с Александром Стамболийским. Затем реакционная буржуазия консолидирует свои силы, создает монархо-фашистские организации. В 1923 г. фашистская клика захватила власть в свои руки, Стамболийский был убит, на болгарский народ обрушились кровавые репрессии и террор. Болгарские коммунисты, объединяя массы на борьбу с фашизмом, подготовили народное вооруженное восстание. Сентябрьское восстание 1923 г. было подавлено, сотни патриотов Болгарии повешены, расстреляны, брошены в тюрьмы. Но Сентябрьское восстание, потерпевшее поражение из-за отсутствия единого руководства, не укрепленного еще союза рабочего класса и крестьянства, оставило свои глубочайшие следы в народном сознании, в общественной и художественной жизни всей страны.


Ц. Лавренов. Старый Пловдив. Диптих. 1946 г. Собственность художника

илл. 281 б

В течение ряда лет фашистская реакция преследовала все передовое, прогрессивное, а в 1934 г. произошел новый переворот — в Болгарии установилась открытая фашистская диктатура. Но сопротивление реакции росло, в стране зрели силы, готовившиеся свергнуть фашизм, росла Коммунистическая партия, крепла ее связь с массами, рос ее авторитет как внутри страны, так и за рубежом. Героем международного рабочего движения стал Георгий Димитров, с трибуны фашистского судилища на Лейпцигском процессе смело выступивший с разоблачением фашизма. В этих сложных условиях развивалось и мужало реалистическое искусство Болгарии. Болгарские художники и скульпторы — Иван Милев (1897 — 1927), П.Георгиев (1900 — 1940), Иван Лазарев (1890 — 1952) — стремились отобразить жизнь, опираясь в своем творчестве на веру в духовные силы человека. Главное внимание эти художники уделяли крестьянской теме. В то же время в болгарском искусстве появляется особый интерес к образам и изобразительным формам культуры национального Возрождения, к старинным болгарским городам, монастырям («Базилика св. Софии», 1927, В. Захариева, р. 1895; городские пейзажи Ц. Лавренова, р. 1896), к темам, почерпнутым из фольклора. Исконными народными образами художники этого направления, порой впадая в стилизаторство, стремились противостоять официальному, салонно-академическому искусству. В рассматриваемый период возникают и качественно новые по содержанию, глубоко драматические, реалистические по форме произведения. Наиболее ярко и значительно уже в 20-х гг. проявили себя болгарские графики, связанные с прогрессивной прессой. Несмотря на огромные трудности, в болгарском искусстве зрели силы, способные открыто противопоставить свои идеи, свои идеалы буржуазии и фашизму, работали передовые художники, которые связали свою жизнь и творчество с пролетариатом, с Коммунистической партией Болгарии. Эти новые явления и определили во многом дальнейшее прогрессивное развитие живописи, скульптуры и графики Болгарии; они расширили образный диапазон искусства, ввели в него главного героя 20 в. — героический революционный пролетариат. Суровая правда жизни, увиденная с позиций пролетариата, критическое разоблачение существующих социальных порядков наполняют новым содержанием рисунки и карикатуры К. Кюлявкова (1893 — 1925), Александра Жендова (1901 — 1953), Илии Бешкова (1901 — 1958), Стояна Венева (р. 1904). Журнал «Красный смех» (1919 — 1923), в котором сотрудничали как эти, так и многие другие художники, пропагандировал коммунистические идеи, идеи братской дружбы с советским народом, бичевал империалистические круги Запада.


И. Бешков. Облава. Акварель. 1943 г

илл. 284 а

В конце 20-х — начале 30-х гг. на арену художественной жизни выходит новое поколение деятелей культуры, которые противопоставляют буржуазным реакционным взглядам, упадочнической философии, порожденным страхом перед революцией и народом, передовую марксистско-ленинскую теорию, основанную на революционных традициях, свое прогрессивное боевое искусство. В 1931 г. было организовано «Товарищество новых художников», объединившее ряд прогрессивных мастеров — А. Жендова, Ивана Фунева (р. 1900), С. Сотирова (р. 1903), С. Венева, В.Емануйлову (р. 1905), Н. Шмиргела, П. Младенова и других живописцев, скульпторов, графиков, впоследствии ставших во главе искусства освобожденной от фашизма Болгарии. Буржуазному искусству они открыто противопоставляли «новый художественный реализм» (подразумевая социалистический реализм), программу создания искусства для народа, искусства реалистического, идейного, общественно значимого.

Для болгарского искусства 30-х гг. характерно расширение тематики и в то же время — стремление к углублению традиционных для Болгарии тем и жанров, в частности крестьянской темы. В это время создаются произведения, правдиво рисующие тяжелый, подневольный труд болгарского крестьянства, а также утверждающие силу, нравственную чистоту и цельность характера крестьянина-труженика, его связь с землей, с природой и ее богатствами.

В 30-х гг. достигает своего расцвета творчество наиболее выдающихся живописцев того времени в Болгарии — X. Станчева и В. Димитрова-Майсторы. В творчестве Христо Станчева (1870 — 1950) весьма сильна критическая тенденция. Его серия болгарских пейзажей и в особенности проникнутая обличительным пафосом и подлинным драматизмом картина «На ниве» (1936; София, Национальная художественная галлерея) отличаются предметной материальностью, стремлением к жизненной достоверности.


X. Станчев. На ниве. 1937 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 280 а


Н. Балкански. Семья рабочего. 1936 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 281 а


Д. Узунов. Портрет К. Сарафова в роли Фальстафа. 1930 — 1932 гг. София, Национальная художественная галлерея.

илл. 282 а


В. Димитров-Майстор . Деревенская девушка. Ок. 1936 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 283 а

Картины Владимира Димитрова-Майсторы (1882 — 1960) «Невеста» (1935), «Сестры» (1936; обе — София, Национальная художественная галлерея), «Девушка из села Шишковцы» (1937; Кюстендил, Музей) радуют звучной чистотой красок. Поэтичные по характеру произведения этого художника опираются на традиции народного искусства (национальные песни, народный орнамент и т. д.). Многие картины В. Димитрова-Майсторы посвящены народным обрядам, свадебным церемониям. Мир его образов неизменно светел, радостен, наполнен яркими красками болгарской природы, связан с плодами земли и человеческого труда.

Многие прогрессивные художники Болгарии 30-х гг. ввели в искусство образы новых героев эпохи — людей труда, трактуя их как главную движущую силу своего времени, как людей сознательных и сильных духом («Семья рабочего» Ненко Балканского, р. 1907, «Обед» С. Сотирова; «В вагоне третьего класса» И. Фунева; все — София, Национальная художественная галлерея), утвердили в болгарском искусстве образ пролетариата. Значительное развитие в этот период получает также портрет (Илия Петров, р. 1903; Дечко Узунов, р. 1899). Таким образом, болгарское реалистическое искусство еще до освобождения страны от фашизма включилось в борьбу за утверждение новой, социалистической культуры и основа искусства народно-демократического государства была подготовлена этими здоровыми традициями.

Период после освобождения страны от фашизма — это период настойчивой работы, период становления новой культуры социализма. Уже в первые годы после освобождения страны болгарская скульптура вышла из мастерских художников на улицы и площади городов. -Это были временные скульптурные группы и символические фигуры, созданные для массовых митингов, демонстраций и собраний. Они олицетворяли победу народа над фашизмом, идею труда, свободы, братства с советским народом. В праздничные дни города Болгарии и особенно София были украшены многочисленными агитплакатами, транспарантами, лозунгами и портретами. Эти годы были отмечены большим подъемом монументального искусства, особенно монументальной живописи.

Живописец и график Илия Петров, тяготевший и ранее к эпическим, монументальным формам, обратился к стенописи. В 1946 г. он создал композицию «Девятое сентября» для фойе кинотеатра «Димитр Благоев» в Софии, посвятив эту работу погибшему в схватке с фашистами художнику Димитру Грынчарову. В символической форме художник изобразил два исторических периода борьбы болгарского народа с фашистской реакцией — в дни восстания 1923 г. и в годы Великой Отечественной войны; олицетворением фашизма в композиции является отвратительное уничтожающее людей чудовище, которое беспощадно разят болгарские и советские воины. Эту идею всенародной борьбы с фашизмом художник сумел воплотить с большой силой и убедительностью.

Уже первые художественные выставки — «Фронт и тыл» (1944), «Общая художественная выставка» (1945) — выявили желание болгарских художников уловить в окружающей жизни черты нового. Среди экспонированных работ были эскизы, графические заметки, порой произведения наивные и незрелые по своему характеру. Убедительно продемонстрировала силу реалистических традиций «Выставка пионеров болгарского изобразительного искусства» (1946); на ней были показаны лучшие работы известных художников старшего поколения — X. Станчева, А. Николова, B. Димитрова-Майсторы, А. Михова и других. В отличие от традиционных выставок камерного характера это были уже выставки нового типа, нового общественного звучания, на которых экспонировались работы, ставившие своей целью мобилизовать трудящихся на борьбу за укрепление народной власти, против сил реакции, работы, разоблачавшие буржуазную оппозицию, разъяснявшие политику Коммунистической партии. Наряду с картинами С. Венева «Партизаны», Г. Попова «Расстрел партизан» появились рисунки и плакаты молодых художников — А. Поплилова, Т. Динова, М. Бехара, многочисленные рисунки и плакаты Бориса Ангелушева (р. 1902), бывшего одним из самых активных художников-пропагандистов в те годы. А. Жендов, C. Венев, И. Бешков, В. Станков (р. 1906) также создавали выразительные карикатуры для газет и журналов, плакаты, рисунки, остро и метко откликавшиеся на события текущей общественной жизни страны.

Следующим этапом в завоевании новой тематики явилась большая «Общая художественная выставка» 1947 г. Болгарская критика отмечала, что на этой выставке новая тематика нашла свое воплощение в подлинно реалистических формах.

Значительную роль в формировании социалистической художественной культуры сыграли статьи Г. Димитрова по вопросам культуры и искусства, труды по вопросам теории Т. Павлова. В эти годы были созданы такие значительные живописные произведения, как «Помощница партизан» (1945) Н. Балканского, «Человек с тремя орденами» (1945) С. Венева, «Сентябрь — 1923 г.» (1947) И. Петрова и др.; скульптурные произведения: «Труд — свобода» (1947) Марко Маркова (р. 1889), «Соревнование» (1947), «Хлеб» (1946) и «Мойщица» (1947) И. Лазарева и многие другие работы.


И. Лазаров. Мойщица. Камень. 1949 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 286 б

В своем обращении к руководству Союза художников в 1947 г. Георгий Димитров подчеркнул большую роль изобразительного искусства в жизни болгарского народа, строящего социализм: «Мы считаем, что в системе всех факторов и мероприятий, которые должны поднять нашу страну в экономическом, культурном и военно-политическом отношении, искусство во всех его видах является серьезным и весьма важным фактором».

Годы после V съезда Болгарской коммунистической партии (1948), принявшего курс на построение социализма в Болгарии, стали периодом активного воплощения в жизнь программы партии, периодом борьбы за утверждение в искусстве метода социалистического реализма. В 1949 г. в Софии была открыта Национальная художественная галлерея, в 1950 г. опубликовано решение Центрального Комитета партии «О состоянии и задачах Государственной художественной академии». Это постановление имело особенно важное значение для перестройки всего дела художественного образования, для работы с молодыми художниками.

Период, охвативший конец 40-х — первую половину 50-х гг., со всей убедительностью доказал правильность намеченного партией пути. Однако на этом пути было много трудностей и заблуждений, в значительной степени затормозивших активное развитие искусства или нанесших ему серьезный ущерб. Одним из главных препятствий явилось имевшее в ряде случаев место упрощенное понимание и толкование метода социалистического реализма. Догматическое, нетворческое отношение к изучению опыта советского искусства и привело к появлению ряда фальшивых и антихудожественных работ.

Двадцатый съезд КПСС и апрельский Пленум БКП и в особенности VII съезд БКП (1958) создали условия для устранения и искоренения допущенных ошибок. Это оздоровило художественную жизнь страны и обеспечило дальнейший подъем искусства. Лучшие силы художников, проникнутых сознанием огромной ответственности перед народом, сплотились вокруг партии. Связь с жизнью, искреннее желание художников отразить ее в своих произведениях нашли свое воплощение в искусстве. Больших успехов достигла в последние годы скульптура. Перед ваятелями встали задачи создания монументальных произведений, проблема синтеза скульптуры и архитектуры в связи с развернувшимся по всей стране небывалым строительством. Было поставлено множество памятников в честь героев, павших за свободу, и воинов Советской Армии, освобождавшей Болгарию.

Интерес представляют памятники, сооруженные в Софии: памятник-гробница советских воинов (1954; архитектор В. Беязов, скульптор Л. Димитров, художник И. Петров), суровый и внушительный по своему решению; монументальный памятник павшим воинам Советской Армии в Пловдиве скульптора В. Радославова (1955 — 1957). Органично вошел в ансамбль Софии монумент в честь Советской Армии (1954), сооруженный архитекторами Д. Митовым, Л. Нейковым, скульпторами И. Фу-невым, Л. Далчевым, П. Дойчиновым, В. Емануйловой, И. Лазаревым, М. Георгиевой, художником Б. Ангелушевым и другими. Несмотря на то, что не все части монумента художественно равноценны, главную свою задачу он решает: ансамбль прост, монументален и связан с окружающим пространством — как с магистралями города, так и с зеленью парка и видом на замыкающую горизонт гору Витоша, на фоне которой поставлена центральная группа памятника, символизирующая единение советского воина с болгарским рабочим классом и крестьянством. Четкий силуэт фигур, их уверенное, целенаправленное движение, словно порожденное единым порывом, единым дыханием, создают внутреннюю динамику композиции, помогают сразу же прочесть ее смысл. В скульптуре (как, впрочем, в живописи и в графике Болгарии) тема героизма, тема подвига получила особенно яркое и правдивое воплощение. Достаточно упомянуть работы И. Фунева, В. Гиновского (р. 1927), С. Крумова (р. 1922). В них есть стремление выявить в человеке героическое, светлое и мужественное начало. Это свойственно и портретным работам болгарских скульпторов разных поколений — М. Маркова, В. Емануйловон, а также скульптурным композициям, посвященным бытовой и трудовой тематике, — И. Фунева, Н. Терзиева, В. Минекова, М. Измерлиева.

В болгарской живописи особое место занимает тема подвига, героизма партизан. Эти темы нашли свое воплощение в самых различных аспектах, в творчестве художников разных поколений. Но особенно убедительно и сильно прозвучали они в работах тех живописцев, которыми эта тема была выстрадана, выношена в течение долгих лет. Именно так были рождены картины таких разных художников, как С. Венев («Прощание», 1952; Пловдив, Художественная галлерея) и II. Петров («Расстрел», 1954; София, Национальная художественная галлерея).


И. Петров. Расстрел. 1954 г. София, Национальная художественная галлерея

илл. 280 б

В картине «Прощание» Венев создал психологически достоверную композицию, отобрав самые необходимые детали, раскрывающие и дополняющие смысл картины. Иначе решает тему И. Петров — он показывает в своей картине человека за минуту до расстрела, истерзанного пытками, избитого, измученного, но не сломленного, сохранившего веру в те идеалы, за которые он идет на смерть. Сложную цветовую гамму, тревожные, мрачные тона диктует художнику его замысел.


Б. Ангелушев. Его величество труд. Рисунок на обложке журнала «Искусство». 1964 г

илл. 284 б

Тему героизма болгарских коммунистов продолжали и развивали в графике, в станковых сериях и иллюстрациях И. Петров, Б. Ангелушев, М. Бехар, А. Поп-лилов. Эти темы продолжают волновать болгарских художников и в наши дни, обогащаясь новыми решениями. Вместе с тем обращение художников к темам социалистического строительства, образу нового человека получает все более широкое распространение. Это главная тема искусства новой Болгарии. Постановка новых художественных задач повлекла за собой и вопрос о самом понимании современности в болгарском искусстве. Решая большие и сложные проблемы правдивого отражения окружающей действительности, болгарские художники, естественно, обратились к воплощению образа нового человека и к теме труда, как к одной из ведущих в искусстве, ибо в социалистическом труде, больше чем в любом другом жизненном явлении, раскрывается сущность характера нового человека, его отличные от прошлого качества во всем их многообразии. Стремление охватить современную жизнь во всей ее многогранности способствовало углублению мастерства, раскрытию многообразия творческих дарований. Так, картина Д. Узунова «Труд для родины» (1952) решала тему в широком плане пейзажа-картины, где труд изображается как радостное событие, причем красота человеческих деяний и красота природы воспеваются в своем единстве. Поэтическое начало заключено и в картине А. Петрова «Прополка лавандулы» (1959), и в работах Б. Обрешкова (р. 1899), и в пейзажах Д. Дечева (1891 — 1962), рисующего лик преображенной земли. В композициях Н. Петкова (р. 1918), изображающих труд болгарских крестьян, наличествует иная трактовка — художник словно приближает своих героев к зрителю, раскрывает их духовное начало, их внутреннее достоинство и красоту («Старый виноградарь», 1957; «Женщина из Родоп», 1961). В произведениях этого художника тонко выражена атмосфера трудовой жизни, настроение человека, характеры обобщены. Художник подчеркивает именно новое, светлое начало в человеке, раскрывает его новый характер как типичное через индивидуальные образы своих героев. Живописная форма произведений Н. Петкова во всей чистой и суровой простоте цвета, четкой силуэтности подчинена идейно-смысловой задаче произведения. Отметим еще одно качество работ Н. Петкова — это по существу своему портреты-картины. Его человек связан с природой, но он неизменно в ней господствует, он — хозяин бескрайних полей, преобразователь земель, и эта гордая сила является главным содержанием лучших произведений художника.


Д. Дечев. Вид Асеновграда. 1937 г

илл. 282 б


Б. Обрешков. Композиция. 1962 г. Собственность художника

илл. 283 б

В последние годы в Болгарии выдвинулась большая группа молодых мастеров, посвящающих свое творчество современной теме, образу современного человека. Следует упомянуть С. Русева, 3. Дыбову, Б. Сгоева , X. Нейкова, Т. Панайотова, А. Панайотову, Б. Гондова, Г. Ковачева, М. Недкову, Г. Баева и других, которые с успехом выступают на международных выставках.


М. Недкова. Девушка. Рисунок

илл. 285 а


Б. Стоев. Строители. Из серии «Большая химия». Цветная литография. 1964 г

илл. 285 б


Б. Гондов. Рабочий. Гипс. 1964 г

илл. 286 а

Изобразительное искусство входит как существенный элемент в новые архитектурные комплексы. Интересны мозаичные композиции А. Стаменова на фасаде школы в селе Ново Село, Видинской области, рельеф С. Тодорова (там же), скульптурные работы в курортных комплексах Черноморского побережья «Золотые пески» Л. Далчева, стенописи И. Петрова и Г. Богданова в городе Тырново.

Весьма важную роль в развитии современной болгарской художественной культуры играет и декоративно-прикладное искусство, опирающееся на богатейшие традиции народного творчества. Среди его мастеров следует назвать резчика по дереву А. Василева (р. 1909), керамиста Г. Бакырджиева (р. 1879). Всемирно известные болгарские ковры, вышивки, резьба по дереву, керамика все больше входят в повседневный быт, являются органической частью интерьера современного жилого дома, общественных зданий, предприятий, санаториев, школ.

Художественная жизнь Болгарии последних лет отмечена повышенной творческой активностью. «Общие художественные выставки», ежегодно проводимые в стране, показывают возросшее мастерство и успехи художников разных поколений. Решая трудные и многогранные проблемы в изображении современной жизни, художники много работают над задачами пластически-композиционного характера, смело используя традиции отечественной и мировой художественной культуры. Хотя не всегда эти искания бесспорны, большинство болгарских художников остается на последовательно реалистических позициях.

* * *

На рубеже 19 — 20 вв. начавшееся развитие капитализма отразилось на общей направленности архитектуры. Основное строительство постепенно сосредоточивается в городах, где возникают новые типы зданий и осуществляется перепланировка центральных районов. За сравнительно короткий срок меняется облик таких административных и хозяйственных центров, как София, Русе, Стара-Загора, Варна. Вместо планировочной структуры, характерной для поселений феодального турецкого Востока с запутанной системой узких криволинейных улиц, эти города получают регулярную сеть прямолинейных магистралей, застраиваемых по периметру кварталов многоэтажными жилыми домами. И все же во все время своего капиталистического развития Болгария оставалась на положении глухой европейской провинции. В 19 в. в стране не было собственной архитектурной школы, и новое строительство по преимуществу вели приезжие иностранные зодчие из Австро-Венгрии, Германии, России или их болгарские выученики. В результате повсеместно господствовала эклектика, причудливое переплетение «Венского Сецессиона» с широко распространенным подражанием классическим стилям.

Характерными сооружениями этого периода 1были здание Народного театра им. И. Вазова в Софии, построенное в 1907 г. венгерскими архитекторами Ф. Фель-нером и Г. Гельмером, строившими театры во многих городах Европы, здания Синодальной палаты (1903 — 1909) и Минеральных бань (1907 — 1910) архитектора Петко Момчилова (1864 — 1923) и другие.

Значительный след в архитектуре городов и сел Болгарии оставили многочисленные архитектурные памятники, посвященные освобождению страны русскими войсками и являющиеся символом братской дружбы русского и болгарского народов. В числе их — храм-памятник Александра Невского, выстроенный русским архитектором А. Н. Померанцевым в 1904 — 1912 гг. на средства, собранные в народе; церковь на Шипке (1902; архитектор А. Томишко), мавзолей русских воинов в Плевне (1905), построенный архитектором Пенчо Койчевым (1876 — 1957). В этих сооружениях с особой отчетливостью проявило себя стремление к поискам национального своеобразия болгарского и даже — шире — славянского зодчества. Эти поиски не дали, да и не могли дать, высокого художественного эффекта, так как были направлены не на разработку новых, уже назревших тектонических концепций, а ретроспективно обращались к использованию внешних приемов и форм древнего болгарского и византийского зодчества.

Однако, несмотря на художественное несовершенство, обусловленное самой Эпохой их постройки, эти памятники и сегодня продолжают волновать заключенным в них живым патриотическим чувством и являются значительным идейно-смысловым акцентом в городских ансамблях страны.

В период между двумя мировыми войнами в архитектуре Болгарии не происходит значительных перемен. В городах строятся здания банков, гостиниц, ресторанов, торговых заведений, административных органов. Среди наиболее значительных построек этого времени можно назвать Торгово-промышленную палату в Бургасе (1918 — 1930; архитектор И. Йорданов), в Софии — гостиницу и концертный зал «Болгария» (1937) архитектора Станчо Белковского (р. 1891), здание Судебной палаты (1919 — 1940) П.Койчева, Болгарский народный банк (1934 — 1939; архитекторы Иван Васильев, р. 1893, Димитр Цолов, р. 1896). По своему архитектурному облику, художественной выразительности и пространственной композиции эти и другие сооружения, относящиеся к указанному периоду, резко уступают современным им постройкам в развитых капиталистических странах.

В те годы строительство, как правило, велось кустарно, медленными темпами, все более и более обострялся жилищный кризис в городах. Хаотически разрастались городские окраины и пригороды, превращавшиеся в скопление убогих и уродливых домишек. Отдельные попытки упорядочить строительство не дали ощутимых результатов, и архитектурный облик населенных мест страны, расположенных в превосходных природных условиях, продолжал деградировать.

Решительный перелом в развитии болгарской архитектуры произошел после победы народно-демократического строя. На базе общего подъема экономики страны и индустриализации хозяйства в Народной Болгарин широко развивается градостроительная деятельность. Наиболее значительными работами, сыгравшими важную роль не только в социалистической реконструкции столицы, но и в выработке новых принципов становления болгарского градостроительного искусства, явились генеральный план Софии (1945; архитектор Любен Тонев, р. 1908, с коллективом) и план реконструкции Софии на двадцать лет (1961; архитектор Л. Нейков с коллективом). Здесь были намечены пути более комплексной застройки города, организации не только собственно городской территории, но и всей тяготеющей к нему пригородной зоны и, что особенно важно, был взят курс на комплексное решение функциональных и эстетических задач.

Менее удачным оказался проект центра Софии. Здесь, так же как и в проектах планировки и застройки других городов страны, получили отражение существовавшие в первый период послевоенного развития отрицательные градостроительные тенденции, основанные на стремлении к внешней помпезности, достигаемой с помощью жестких, симметричных градостроительных композиций, периметральной застройки кварталов, использования эклектичных и архаических в своем существе архитектурных форм.

Существенные недостатки того же характера присущи ряду крупных общественных зданий, выстроенных в Софии в конце 40-х — начале 50-х гг. Дом партии (1950 — 1953; архитектор П. Златев и другие), Государственная библиотека им. В. Ко-ларова (1946 — 1953; архитекторы И. Васильев, Д. Цолов), которые, однако, играют немаловажную роль в организации пространственного единства и целостности городского ансамбля.

Одним из наиболее значительных сооружений этого времени является мавзолей Г. Димитрова в Софии, построенный в 1949 г. архитекторами Георги Овчаровым (1889 — 1953) и Р. Рибаровым. Его архитектурные формы выгодно отличаются простотой, строгостью и монументальностью. Хорошо найдены общий масштаб мавзолея и его расположение, благодаря которому организуется раскинувшаяся перед ним площадь; лапидарный контур мемориального сооружения четко рисуется на фоне зелени обширного тенистого сквера.

Решительный поворот в сторону развития современных форм социалистической архитектуры Болгарии произошел после 1954 г. Связанный с требованиями экономики, типизации и индустриализации строительства, он в тоже время явился результатом радикального пересмотра общей эстетической архитектурной концепции, возросшей художественной культуры и честного анализа тех недостатков, которые имели место в творчестве первых послевоенных лет.

В области жилищного строительства следует отметить прежде всего переход к сооружению крупных комплексов, включающих всю сеть культурно-бытовых учреждений, благоустройство и озеленение. Особенно широкое жилищное строительство ведется в Софии, где в период 1957 — 1961 гг. строилось в среднем 4800 квартир, а в 1962 — 1980 гг. будет строиться не менее 9500 квартир ежегодно. За последние пятнадцать лет здесь возникли жилые комплексы им. Ленина, им. В. Заимова> «Ипподром», «Восток», «Западный парк», «Лозенец» и др.

Характерной особенностью Болгарии является система финансирования жилищного строительства, которое на пятьдесят процентов ведется на кооперативных началах, на двадцать пять процентов остается индивидуальным, а остальное осуществляется за счет государственных средств. Кооперативное строительство, имеющее в стране давние традиции, очень хорошо организовано и дает положительные результаты. В то же время оно накладывает заметный отпечаток на архитектуру новостроек: новые жилые комплексы обычно невелики (наиболее крупные из них рассчитаны на три-пять тысяч человек), застраиваются разнообразными и очень экономичными типами зданий, в значительной части сооружаются традиционными методами (кирпичная кладка, монолитный железобетон, штукатурка). В жилых домах широко применяются балконы, лоджии, эркеры, а иногда и сильно выступающие карнизные свесы и другие солнцезащитные устройства, увеличивающие пластику фасадов и придающие южный характер облику городской застройки. Активное использование цвета в отделке фасадов усиливает их выразительность. Характерно, что те же местные архитектурные черты присущи и зданиям из крупных панелей, которые строятся во все возрастающем объеме в Софии, Стара-Загоре, Русе и других городах.

Жилищное строительство сопровождается сооружением школ, детских садов и яслей. За последние пятнадцать лет в стране построено тысяча двести школ. Одним из лучших примеров является школа им. Юрия Гагарина в Софии, имеющая удобную планировку и выразительный облик. Больших успехов добились болгарские зодчие в сооружении крупных общественных зданий. В числе их — спортивный комплекс «Универсиада» (1961; архитектор А. Баров и другие), построенный специально для проведения международных студенческих встреч. В облике этого здания подкупает органическая связь архитектурной композиции с конструктивной основой сооружения, сдержанное, но умелое использование монументальных форм изобразительного искусства, выразительных возможностей местных строительных материалов, декоративного озеленения. Интересен спортивный зал в Хасково (1960-е гг.; архитектор И. Магрисо).

Ряд неизвестных ранее типов общественных зданий был вызван к жизни новыми формирующимися традициями и обрядами. Это? например, Дворец бракосочетаний в Пловдиве (1962; архитекторы М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов). Архитекторы широко использовали синтез архитектуры и изобразительного искусства, найдя новые и свежие приемы художественной связи современных архитектурных форм со скульптурой, монументальной живописью и декоративным искусством. Им удалось создать сооружение, облик которого насыщен светлой радостью и оптимизмом мироощущения, интерьеры напоены светом и мягкой игрой красок, а символические контурные рисунки, выполненные из металла, полны лиризма и выразительности.

Одним из значительных сооружений последних лет является также гостиница «Рила», выстроенная в Софии в 1962 г. авторским коллективом под руководством молодого болгарского архитектора, выпускника Московского архитектурного института, а ныне председателя Союза болгарских архитекторов Г. Стоилова. Крупный объем гостиницы выделяется хорошими пропорциями, четким ритмическим построением фасада. В здании удачно применены современные отделочные материалы: алюминий, армированное стекло и т. п.

Серьезное внимание уделяется в Болгарии сельскому строительству, играющему важную роль в этой стране с развитым сельскохозяйственным производством. Сельская архитектура претерпевает значительные изменения. Это относится и к общей структуре сельских населенных мест, которые становятся более компактными за счет естественного сокращения земельных наделов отдельных членов сельскохозяйственных кооперативов, и к характеру застройки, в которой появляются крупные производственные сооружения и кооперированные торговые здания.


В. Василев. Отель-ресторан «Копитото» на горе Витоша в Софии. 1959 г. План.

рис. на стр.351

Больших успехов добились болгарские архитекторы в области озеленения городов и организации пригородных зон отдыха. В Софии на огромной территории господствующей над городом горы Витоша создан превосходный лесопарк, в живописные естественные ландшафты которого с большим тактом и художественным чутьем входят отдельные сооружения. Архитекторы не только предусмотрели здесь сооружение турбаз, гостиницы и ресторана, но и умело расположили среди живописных нагромождений гигантских «каменных рек» — остатков морены, лесных массивов и горных ручьев — площадки для пикников, для отдыха и спортивных игр. Мастерство ландшафтной композиции болгарских зодчих нашло свое выражение в необыкновенной непосредственности и органичности, с которой функциональное и художественное начало, создаваемое человеком, преобразует живую природу и сливается с ней. Многие лесопарковые ансамбли дополняются устройством водохранилищ (водохранилище «Искыр», «А. Стамболийский» и др.), на берегах которых располагаются дома отдыха, рестораны, кафе и другие общественные комплексы. В парках и пригородных зонах отдыха широко используется скульптура (изваяния Г. Димитрова и В. Коларова на скале в парке «Кайлык» в Плевне, памятник воинам Советской Армии на высоком зеленом холме в Пловдиве и др.).

Особенно значительных успехов болгарские архитекторы добились в курортном строительстве. Черноморское побережье Болгарии по своим природным и климатическим данным ничем не уступает наиболее известным курортам мира. Однако до победы народно-демократического строя в стране было лишь несколько крайне ограниченных по вместимости курортных центров, рассчитанных на обслуживание состоятельной буржуазии. В соответствии с решениями VIII съезда Болгарской коммунистической партии со второй половины 50-х гг. в стране развернулось строительство национальных и международных курортов «Дружба», «Золотые пески», «Солнечный берег» и другие. Была осуществлена районная планировка всего Черноморского побережья и намечены пути превращения его в сплошную санаторно-курортную зону.

В застройке черноморских курортов наиболее полное выражение получили прогрессивные тенденции развития современной болгарской архитектуры. Так, например, в «Золотых песках» подкупает и общая живописная планировка всего крупного комплекса, насчитывающего несколько десятков многоместных отелей, и прекрасное использование природных условий при выборе расположения зданий, одни из которых стоят у самой кромки прибоя, а другие поднимаются террасами по склонам прибрежных холмов в окружении пышной зелени. С хорошим вкусом и большой выдумкой применяются такие обычно рискованные методы архитектурно-декоративного искусства, как романтизация некоторых форм и композиций (кафе «Старая мельница», ресторан «Лесной уголок»), использование в качестве мебели обрубков толстых стволов деревьев, бочек и т. п. Большим архитектурным мастерством отмечены разнообразные интерьеры построек черноморских курортов, начиная от просторных погруженных в сумрак и красочных холлов отелей и до небольших по своим размерам номеров, широко, во всю стену открывающихся в сторону моря и как бы включающих морской пейзаж в свою композицию. Среди лучших сооружений на болгарских курортах следует назвать отель «Чайка» («Солнечный берег»; архитектор К. Цаков), гостиницы «Морское око» (1963), «Астория» («Золотые пески»; архитектор Г. Ганев и другие), гостиницу «Байкал» (1964, «Солнечный берег»; архитектор Н. Ненов и другие), гостиницу «Бор» (1962 — 1963, «Солнечный берег»; архитектор С. Георгиев), гостиницы «Глобус» (1963) и «Европа» (1964). построенные архитектором Н. Николовым на «Солнечном берегу».


Н. Ненов и др. Гостиница «Байкал» на курорте «Солнечный берег». 1964 г

илл. 287 а


С. Георгиев. Гостиница «Бор» на курорте «Солнечный берег». 1962 — 1963 гг

илл. 287 б

Твердо встав на путь развития современной архитектурной концепции, болгарские зодчие постепенно нащупывают свои художественные приемы: использование сильных, нарочито подчеркнутых контрастов между крупными сооружениями и окружающей их природой, скульптурность геометрически четких форм, резкие светотени, создаваемые благодаря выступающим частям зданий или заглубленным лоджиям. Часто применяются сочетания лапидарных объемов с криволинейными или изломанными формами. Одновременно с этим система небольших зданий и сооружений всегда создает переходный масштаб между многоэтажными корпусами новых гостиниц и элементами благоустройства, соразмерными отдельно взятому человеческому индивиду. В таких постройках особенно ощущается теплота и интимность, которые ценят и умеют создавать болгарские зодчие.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века

Б Веймарн... В искусстве в резко и непримиримо сталкиваются силы борющиеся за... Социалистическая идеология пролетариата штурмующего твердыню капитала и строящего бесклассовое коммунистическое...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Болгарии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века
Всеобщая история искусств конца 19 века - середины 20 века стран, вступивших в 20 столетии на путь социализма.   Академия художеств СССР Институт теории и истории из

От редакционной коллегии
Вторая книга VI тома посвящена искусству конца 19 — середины 20 в. стран, вставших в 20 столетии на путь социализма. Научная редакция раздела, включающего искусство России и советское иску

Живопись и графика
М. Милотворскал (раздел о В. А. Серове — Н. Соколова) Новые явления в русском искусстве конца 19 — начала 20 в. ярче всего наметились в живописи. Их можно видеть в ряде произведений конца

Скульптура
И. Соколова Революционная ситуация в стране, глубокая, органическая связь плеяды наиболее талантливых мастеров с народом обусловили у скульпторов обостренный интерес к темам, выдвигавшимся

Архитектура
Я. Соколова Новый этап общественного развития России предъявил архитекторам требования исключительной сложности, обусловленные высоким промышленным подъемом 1890-х гг., ростом городов, стр

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца 19 - начала 20 века
Е. Костина В истории искусства Украины и Белоруссии, народов Прибалтики и Закавказья в 90-х гг. 19 в. и в начале 1900-х гг. можно проследить те же основные черты, что и в русском искусстве

Живопись
О. Сопоцинский (раздел о театрально-декорационном искусстве — Е. Костина) Начало истории советской живописи связано с преодолением кризиса русской живописи предреволюционной поры. В первые

Скульптура
Р. Аболина Трудно переоценить ту роль, которую сыграл ленинский план монументальной пропаганды для развития советской скульптуры. Известный декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1

Графика
А.Нурок С первых шагов советского искусства определились боевой, нублистическии характер советской графики, ее тесная связь с событиями дня, широкий диапазон деятельности ее мастеров. В со

Декоративно-прикладное искусство
И. Бибикова (1917-1945 гг.) И. Рязанцев (1945-1965 гг.) В предоктябрьский период в большинстве областей художественной промышленности царила беспринципная эклектика. Традиции русского деко

Архитектура
В. Толстой Великая Октябрьская социалистическая революция оказала определяющее воздействие на судьбы архитектуры. Декрет Советской власти о социализации земли, принятый ВЦИК в феврале 1918

Искусство Германской Демократической Республики
Я. Горин Двенадцатилетний период господства в Германии фашистской диктатуры с ее человеконенавистнической идеологией, политикой насилия и истребления народов окончился справедливым возмезд

Искусство Польши
Л. Уразова (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Рубеж 19 — 20 вв. в искусстве Польши — это время возникновения новых веяний, связанных с идеологией н

Искусство Венгрии
Л. Алешина (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) Рубеж 19 и 20 вв. отмечает начало нового этапа в истории венгерской художественной культуры. К этому

Искусство Румынии
М. Кузьмина (изобразительное искусство); О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) После освобождения румынского народа от фашистского ига в 1944 г. наступает новый этап развития румы

Искусство Югославии
Н. Яворская (изобразительное искусство}; О. Швидковский, С. Хан-Магомедов (архитектура) К началу 20 в. народы Югославии все еще не были объединены в одно государство. Самостоятельными были

Искусство Албании
А. Тихомиров На развитие албанского искусства глубокое влияние оказали условия исторического бытия небольшого, но древнего народа горцев иллирийского происхождения, живущего в течение тыся

Искусство Монголии
О. Прокофьев Своеобразие развития искусства Монгольской Народной Республики в 20 в. тесно связано с особенностями общественно-исторического пути развития страны. Победа народной революции

Искусство Китая
Я. Виноградова Новое искусство Китая формировалось в исключительно грудных условиях, связанных со всей сложностью исторических путей развития страны. Только в 20 в. в Китае произошел оконч

Искусство Корейской Народно-Демократической республики
Я. Виноградова Рубежом, резко отделяющим начало нового этапа в истории культуры Кореи от прошлого, явились события 1945 г., когда Советская Армия освободила страну от ига японских империал

Искусство Демократической Республики Вьетнам
О. Прокофьев Рассматривая историю изобразительного искусства Вьетнама в 20 в., можно говорить о двух периодах его развития. Первый, колониальный, как бы представляет собой предысторию и за

Искусство Кубы
В. Полевой Кубинская революция 1959 г. открыла новую главу в истории художественной культуры Латинской Америки. Строительство социализма на Кубе вызвало коренные преобразования в области а

Общие работы
Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Поли, собр. соч., 5 изд. Т. 11, М., 1960; Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Поли. собр. соч., 5 изд. Т. 41,

Архитектура капиталистических стран
Архитектура капиталистических стран. В кн. «Архитектура гражданских и промышленных зданий». Т. 1. История архитектуры. Под ред. Н. Ф. Гулянипкого. М., 1962: Архитектура новейшего времени. В кн. «Ис

Искусство Франции
Ван-Гог В. Письма. Л, — М., 1966; ВентуриЛ. От Мане до Лотрека. М., 1958; Воллар А. Сезанн. Л., 1934; Гидиоп 3. Архитектура железа и железобетона во Франции. Пер. с нем. М., 1937; Гоген П. Ноа Ноа.

Искусство Великобритании
Барнс В. Британские торговые центры. Пер. с англ. М., 1966; Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945; «Глядя на людей». Выставка произведений восьми современных художников Англии. Каталог. 1957;

Искусство Бельгии
Раздольская В. И. Мазерель. Л. — М., 1965; Скоров Б. Жилые дома и благоустройство кварталов в Бельгии. «Архитектура СССР», 1957, № 5; Arschot Ph. d'. La peinture beige moderne. 1800 — 1950. Bruxell

Искусство Нидерландов
Дурус А. Гильдо Кроп. «Искусство», 1935, №6; КрашенинниковаН. Города Голландии. В сб. «Советская архитектура», № 17, М., 1965; Brandes G. Neue Hollandische Baukunst. Bremen, 1927; Bromberg P. Archi

Искусство Германии
Выставка германской современной архитектуры. Каталог. М., 1932; Гросс Г. Альбом рисунков. М. — Л., 1931; Калиш В. Современная архитектура Германии. «Архитектура за рубежом», 1935, № 3; Раздольская

Искусство Федеративной Республики Германии
Bueckschmitt I. Ernst May. Stuttgart, 1963; Соnrads U., Marsсha11 W. Modern architecture in Germany. London, 1962; Ehmсke F. H. Karl Ro'ssing. Das Illustrationswerk. Dresden, 1963; Haesler O. Mein

Искусство Швейцарии
Выставка графики четырех современных швейцарских художников [Каталог]. М., 1957; Bosner С h. L'oeuvre graphique de Hans Erni. Geneve, [1957]; Freу A. A. F. Hodler. Leipzig, 1922; Gabus J. Les fresq

Искусство Италии
Берджер Дж. Ренато Гуттузо. Пер. с англ. М., 1962; Кацнельсон Р. А. Новейшая архитектура Италии. М., 1963; Не рви П. Л. Строить правильно. Пер. с итал. М., 1956; Аро11оniо U. Pittura italiana moder

Искусство Греции
Выставка современной греческой гравюры. Каталог. М., 1959; Полевой В. М. У греческих художников. «Творчество», 1958, № 6; Полевой В. М. Современная греческая гравюра. «Искусство», 1959, № 12; Dj el

Искусство Испании
CollinsG. R. Antonio Gaudi. New York, 1960; F1оres С. Arquitectura espaflola contemporanea. Bilbao, 1961; Gaya Nuuo J. A. Escultura espattola contemporanea. Madrid, 1957; Jimenez-Placer у Suarez de

Искусство Финляндии
Березина В. Н. Альберт Эдельфельт и его произведения в Государственном Эрмитаже и других музеях СССР. Л., 1963; Пконников А. Из опыта послевоенного жилищного строительства в Финляндии. В сб. «Совет

Искусство Соединенных Штатов Америки
Кент Р. Это я, господи. Автобиография Рокуэлла Кента. Пер. с англ. М., 1965; Мум-форд Л. От бревенчатого дома до небоскреба. Очерк истории американской архитектуры. Пер. с англ. М., 1936; Христиани

Искусство Бразилии
Лeвитии Е. С. Прогрессивная графика Бразилии. «Искусство», 1956, № 4; Ним e fie р О. Мой опыт строительства Бразилиа. Пер. с португ. М., 1963; Xаит В., Яницки П О. Оскар Иимейер. М., 1963; Ваrdi P.

Искусство Мексики
Гер опеки и Г. Давид Сикейрос. «Искусство», 1960, №3; ЖадоваЛ. В городе монументального искусства. «Декоративное искусство СССР», 1960, № 6; Ихадова Л. Искусство нельзя заключить в тюрьму. «Творчес

Искусство стран Азии и Африки
Веимарн Б. Проблемы искусства в молодых государствах Азии и Африки. «Искусство», 1966, «Ms 3; Григорович Н. Е. и Стерлингов А. Б. Искусство Африки. М., 1963; Дарскии Э. Н., Прокофьев О. С. Искусств

Искусство Японии
Воронова Б. Современная японская гравюра. «Искусство», 1961, Ли 11; Выставка современного японского прикладного искусства. Каталог. Токио, 1957; Глухарева О. Н. Современная живопись Японии. «Творче

Искусство Индии
Горин И. Искусство Индии сегодня. «Искусство», 1962, № 3; Гусева Н. Р. Современное декоративно-прикладное искусство Индии. М., 1958; Тюляев С. Искусство Индии [Альбом]. М., 1958; Тюляев С. Кришна Х

Искусство Арабских стран
Богданов А. А. У художников страны Нила. Л. — М., 1964; Богданов А. А. Национальные традиции и реализм (искусство ОАР вчера и сегодня). «Искусство», 1962, № 3; Изобразительное искусство Объединенно

Искусство Западной Африки
Грансберг А. Заметки об искусстве Ганы. «Искусство», 1963, № 10; Григоровичи. О двух художниках Нигерии. (О творчестве Б. Ивонва и Ф. Идубора). «Искусство», 1964, № 5; Вeier U. Art in Nigeria. Camb

Русское искусство конца 19 - начала 20 века
Абрам Ефимович Архипов [Альбом]. Вступит, статья Д. Сарабьянова. М., 1958; Бакст Л. Серов и я в Греции- Дорожные записи. Берлин, 1923; Бакушинский А. В. Владимир Николаевич Домогацкий. М., 1936; Ба

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца 19 - начала 20 века
Амираиашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963; Афанасьев В. А. Товариство швденно-pociii-ських художник!в. КиТв, 1961; Афанасьев В. А. Петро Олександрович Шлус. Кш'в, 1963; Будрис С. П

Общие работы
Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. Составитель В. Н. Перельмап. М., 1962; ВеймарнБ. В., Черкасова Н. В. Искусство Советского Узбекистана.

Живопись
Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. Статьи, письма, документы. М., 1956; Бялыницкий-Бируля В. К. Избранные произведения [Альбом]. М., 1958; Ване лов В. Вадим Рындин. М., 1965; Веймарн Б. В. У

Скульптура
Бакушинскни А. В. А. Н. Андреев. М., 1939; Бауман К. Т. Э. Залькалн. М., I960; Бескин О. М. Е. Ф. Белашева. М., 1959; Б отдан ас К. Юозас Микенас. М., 1961; Боиков В. Всеволод Всеволодович Лишев. Л

Графика
Бернштеин Б. М. Айно Бах. М., 1959; Бродский В. Я., 3емпова А. М. С. Б. Юдовин. Л., 1962; Буторина Е. Михаил Семенович Родионов. М., 1962; ГанкинаЭ. 3. Алексей Федорович Пахомов. М., 1958; Ганкина

Декоративно-прикладное искусство
Аркин Д. Искусство бытовой вещи. М., 1932; БакушинскипА. В. Искусство Палеха. М. — Л., 1934; Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М. — Л., 1934; БатановаЕ., Ворон о в Н. Советское х

Архитектура
Архитектура Советской Грузии. М. — Тбилиси, 1958; Асс В., 3иновьев П.. Лебедев В., My ни. В., СширскийЯ., ХазановВ. Архитектор Руднев. Л., 1963; Баяр О., Блашкевич Р. Квартира и ее убранство. М., 1

Искусство Германской Демократической Республики.
Бартке Э., Кухирт У., Людеке X. Памятник в Бухенвальде. Пер. с нем. М., 1966; Выставка произведений членов Немецкой Академии искусств. Каталог. М., 1964; Л и 6-кнехт К. Градостроительство в ГДР. «А

Искусство Польши
Берут Б. 6-летний план восстановления Варшавы. Варшава, 1949; Польская культура в 1918 — 1939 годах. В кн. «История Польши». Т. 3, М., 1958; Польский плакат [Альбом]. Варшава, 1957; Тананаева Л. Та

Искусство Чехословакии
Архитектура Чехословакии с древнейших времен до наших дней. Под рук. О. Старого. Прага, 1965; Георгиевская Е. Искусство современной Чехословакии. «Искусство», 1959, Л» 2; Георгиевская Е. Молодой сл

Искусство Венгрии
Алешина Л. Искусство народной Венгрии. «Искусство», 1959, Л» 2; Венгерское революционное искусство. Каталог выставки. М., 1958; Геллерт Д. Будапешт. Пер. с венгерск. М., 1959; Маиор М. Развитие арх

Искусство Румынии
Архитектура Румынской Народной Республики [Альбом]. Бухарест, 1952; Боевая графика Румынии [Альбом]. Бухарест, 1963; Деака М. Жан А. Стериади. Бухарест, 1963; Изобразительное искусство в Румынской

Искусство Болгарии
Балкаискн Н. Дечко Узунов. София, 1956; Божков Л. Българска революциоиа графика. София, 1958; Божков А. Илия Бешков. София, 1958; Божков А. Художники антифашисты. София, 1956; Боситков Св. Илия Пет

Искусство Югославии
Алешина Л. С., Яворская Н. В. Искусство Югославии. М., 1966; Асаевич К. Выставка произведении народных художников-примитивистов. Л., 1962; Белоусов В. Застройка района Новый Белград в столице Югосл

Искусство Китая
Архитектура Китайской Народной Республики. В сб. «Советская архитектура», № 3, М., 1952; Виноградова Н. А. Цзян Чжао-хэ. М., 1959; Глухарева О. Н. Возрожденное мастерство. «Советская этнография», 1

Искусство Кубы
Графика Кубы. Каталог. М., 1960; Жадова Л. Куба строит. «Декоративное искусство СССР», 1962, Ло Живопись Кубы. Каталог. М., 1962; Иконников А. В. Архитектура революционной Кубы. «Строительство и ар

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги