рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О школе Анналов

О школе Анналов - раздел История, ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ КОНЕЦ XIX-XX ВЕК Историческое Знание Может Конституироваться Как По Образцу Социального Знания...

Историческое знание может конституироваться как по образцу социального знания, изучающего объективные законы развития общественных структур и институтов, так и по образцу гуманитарного знания, раскрывающего мотивы и цели человеческих поступков, психологическую подоплеку исторических событий. Выделенная тенденция исторического исследования, которая расщепляет исторический процесс на процессы, происходящие в социальных структурах, с одной стороны, и деятельность индивидов, с другой, ставят в центр методологических исследований (в их наиболее широком смысле) проблему соотношения условий и обстоятельств людей, объективированных в наличных общественных институтах, с мотивацией и человеческим смыслом исторических событий.

Эта проблематика исторического познания в том или ином виде рассматривается различными школами и направлениями, которые предлагают свои способы ее решения. Интересно, что ракурс рассмотрения меняется на протяжении эволюции исторического исследования, в последние полтораста лет выдвигая на первый план различные стороны, срезы взаимодействия объективных и субъективных составляющих исторического процесса. При этом выбор исследовательского ракурса зависит как от внутринаучных, так и от социокультурных феноменов.

В основе построения исторического знания по типу социального лежат следующие внутринаучные факторы:

– идея естественного социального порядка, ориентированная на объяснение объективных закономерностей, результатов взаимодействия субъектов истории;

– трактовка исторических процессов по аналогии с работой механизма, где связь социальных “атомов” (личностей) подчиняется законам, близким по жесткости законам ньютоновской механики и лапласовскому детерминизму;

– ориентация на универсализм и монизм в объяснении исторического процесса;

– широкое использование точных математических и статистических методов для изучения исторических событий;

– признание индифферентности позиции историка по отношению к изучаемой им реальности и т.д.

Выделенные внутринаучные критерии построения исторического знания по типу социального сформировались под воздействием таких вненаучных, социокультурных факторов как:

– этика протестантизма;

– индустриальный тип общества;

– направленность социализации личности ученого на разумный эгоизм и индивидуализм;

– принципы объективности, рационализма и универсализма классической буржуазной философии и т.д.[ccxxviii]

Альтернативой такому способу построения исторического знания стала историческая наука, ориентированная на нормы и идеалы, предмет и методы гуманитарного знания, важнейшими внутринаучными критериями которого являются такие, как:

– идея ценностного исследования движущих сил исторического процесса, сопряженного со стремлением к пониманию исторических фактов в герменевтическом смысле;

– указание на зависимость содержания исторического знания от позиции ученого, его ценностной ориентации, выражающееся в принципе относительности при построении исторического знания;

– исследование повседневности как области реального взаимодействия объективного и субъективного;

– использование не только количественных, но и качественных методов исследования и т.д. (в частности, антропологические методы, просопографическая методика и т.д.).

Такое направление концептуализации исторического знания задается осознанием онтологического плюрализма в социальной жизни в результате возникновения современных проблем; расширением предметной области исторического исследования миром повседневности; изменением методологической позиции историка в результате кризиса в ходе “самоидентификации” его личности.

Несмотря на свою специфику, эволюция исторического знания подчинена общим закономерностям генезиса социально-гуманитарного знания.

Ярким доказательством истинности этого тезиса является генезис одной из влиятельнейших школ исторического познания – школы Анналов.

Как известно, создатели школы Анналов М.Блок и Л.Февр в начале 30-х гг. XX века выступили с последовательной критикой позитивистской истории как истории событийной, “истории-пересказа” политических событий и биографий ярких исторических личностей. Они расширили исследовательскую проблематику до анализа всей социальной сферы как целостности с акцентом на изучение устойчивых социальных, экономических, ментальных структур. Новый, по сравнению с позитивистским, взгляд на объект исторического познания требовал расширения методов исторического исследования: наряду с традиционными (текстология, палеография, эпиграфика) появляются статистические методы, заимствованные из социологии.

Второй этап генезиса школы Анналов (1956–1969 гг.) связан с разработкой “новой концепции социального”, выдвинутой лидером этой школы Ф.Броделем. Ф.Бродель продолжил изучение истории как синтеза различных типов истории, основанных на множественности социального времени.

На поверхности исторического исследования фиксируются факты; события, происходящие в короткие промежутки времени, т.е. микроистория. Глубже историк имеет дело с конъюнктурной историей, выделяющей ритмы экономических, демографических, политических событий “средней срочности”. И, наконец, структурная история, охватывающая века, со своими долго не изменяющимися ценностями. Взаимодействие этих типов истории дает ответ на вопрос о глубинных причинах исторического процесса, о движущих силах. Ф.Бродель отдает первенство структурной истории, глобальной истории больших длительностей и социальных пространств. Ценностно-смысловая мотивация исторических событий, рассматриваемая в микроистории, отходит на задний план исторического познания. Соответственно, математическое моделирование, статистические и структуралистские методики исторического исследования становятся приоритетными.

Третий этап развития школы Анналов начался в 70-е гг. и связан с творчеством Э.Ле Руа Ладюри, Ж.Ле Гоффа, М.Ферро, характеризуется отходом от целостного восприятия истории к многообразию равноценных исследовательских подходов. Изменение акцентов исторического познания в этом случае во многом связано с утерей в массовом обществе традиционной идентификации статуса индивида с общностями глобальной истории (нация, государство, партия и т.д.), с ростом интереса к неравновесным социальным структурам, к конфликтам, к феномену власти во всем многообразии ее проявлений.

Оказалось, что микромир повседневной жизни индивидов, сеть социальных отношений и типов поведения в социальных группах является не просто поверхностным выражением наличных экономических, социальных, властных структур, как казалось прежде, а тем местом, где рождаются новые социальные общности, происходит становление новых структур в их диалоге или конфликте со старым.

Такой исторический объект, каким является микромир повседневности, в центре которого стоит индивид, позволяет по-новому взглянуть на подоплеку исторических событий, их смысл и интерпретацию. Многообразие исторической реальности задается не столько рациональными, материальными интересами, сколько принципами, идеями, предрассудками ментальности субъектов. На смену математическому моделированию, клиометрике приходят антропологические методы, просопографическая исследовательская техника, методика интервью-воспоминаний. Тем самым открываются новые возможности рассмотрения краткосрочных и среднесрочных исторических процессов.

В ситуации социокультурного плюрализма важное место занимает прояснение границ применимости традиционных и новейших приемов исторического исследования, их взаимодополнительности в поисках многозначной исторической истины. В этой связи, на наш взгляд, остается актуальной идея синтеза микроисторий, конъюнктурной и структурной истории, предложенная Ф.Броделем с учетом изменившихся исторических реалий.

Вырисовываются контуры исторического исследования, дифференцированные в соответствии в различными типами истории, “временами истории” по Ф.Броделю, с одной стороны, и взаимодополняющие друг друга, с другой.

На уровне микроистории происходит синтез современных исторических школ и направлений, изучающих как вековые исторические тренды, так и короткие циклические фазы исторических событий и фактов. Микроистория, в современном ее понимании, является областью реального взаимодействия структурной и конъюнктурной истории, истории больших длительностей и среднесрочных изменений и потому становится синтезирующим началом, определяющим концептуализацию исторического познания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ КОНЕЦ XIX-XX ВЕК

ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ КОНЕЦ XIX XX ВЕК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О школе Анналов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И–90 История методологии социального познания. Конец XIX-XX век.— М., 2001. —000 c.
Рукопись коллективного труда “История методологии социального познания. Конец XIX-XX век” - сборник статей, связанных единой исследовательской целью выстроить логико-историческую последовательность

Исторический факт в потоке парадигмальных сдвигов
На заре человеческой истории мир представлялся людям живым, пульсирующим космосом, в котором повседневная жизнь человека и окружающая его природа, чередование времен года и смена поколений были нер

Методология истории и проблема ценности и оценки
В современном историческом знании парадигмальный рубеж в области методологии нашел свое выражение как в виде методологического сужения поля исторического исследования, не позволяющего включить в не

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА
“Антропологический переворот” в самосознании европейской культуры XX века обрел зримое выражение в смене когнитивных образцов наук о человеке. Свойственный классической рациональности методологичес

В.В.Козловский
Дилемма социологического познания в России Судьба социологии, как и других социогуманитарных наук в России, типична в своей невостребованности. С самого начала своего с

Смена парадигмы в экономической науке XX века
Развитие современного экономического знания проходит под знаком синтеза натуралистических и культур-центристских ориентаций в научном познании, поскольку именно в таком синтезе воплощено адекватное

Эволюция методологических ориентаций в психологической науке конца XIX–XX вв.
Психологическая наука, быть может, острее, чем другие, нуждается в самоопределении относительно методологической и мировоззренческой ориентации на образцы естествознания либо гуманитарного знания.

На пути от натурализма к культурцентризму: история психоанализа
Психоанализ занимает особое место среди психологических направлений, зародившихся под знаком натуралистической исследовательской программы. Отнести систему взглядов З.Фрейда к числу этих направлени

Становление новой парадигмы в российской психологической науке 20–30-х гг.
Поиски новой исследовательской программы, которая позволила бы психологии синтезировать достижения предшествующих этапов ее развития и, вместе с тем, выйти на качественно иной уровень понимания пси

Гуманистическая психология как альтернатива натурализму
В зарубежной психологии к середине XX века отчетливо проявилась тенденция к преодолению жестких рамок натуралистической парадигмы и изменению соответствующих исследовательских программ. Наряду с вк

Гуманитарная исследовательская программа в логотерапии В.Франкла
В развитии зарубежной гуманистической психологии с середины XX столетия начала укрепляться особая ветвь, получившая именование логотерапии, в центре внимания которой лежит методология поиска смысла

Связь времен” в российской литературе XX столетия
Говоря о методологии социального познания, в первую очередь, мы имеем в виду, конечно, методологию наук, изучающих общественную жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и человека в его соц

Р.Л.Розенбергс, В.Г.Федотова
От Риккерта к Шелеру Существенные методологические перемены в науках об обществе, особенно в исторической науке, науках о культуре и духе начались с Баденской школы нео

Ортега и Гассет: человек в культуре. Опыт философии рациовитализма
Ко второму десятилетию нашего столетия окончательно выкристаллизовалась и утвердилась в сознании большинства философов концепция культуры, строящаяся (в противоположность чисто натуралистическим во

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Рассмотрение социального мира с точки зрения естественной установки сознания высвечивает тот факт, что монополизировавшее внимание классической методологии теоретическое социальное знание не исчерп

Юрген Хабермас, современность и дух времени
Юрген Хабермас – одна из интереснейших и глубочайших фигур среди ныне здравствующего философского племени. А потому без упоминания его имени не может обойтись даже более или менее фрагментарно сост

История методологии социального познания. Конец XIX – XX век
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН   В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический редактор: А.В.Саф

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги