рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пифагореизм

Пифагореизм - раздел История, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ...

Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором (ок. 58|| 500 гг. до н. э.) и его последователями. Диоген Лаэртский так рассказывает о жизни Пифагора: «Молодой и жадный до знаний, он покинул отечество, основал таинственные секты как среди греков, так и среди варваров. Был в Египте... вблизи халдеев и магов. Впоследствии на Крите с Эпименидом был в пещере Ида, а в том же Египте в святилищах приобщился к таинствам египетских жрецов. Вернувшись на Самос, нашел родину под игом тирана Поликрата, потому отплыл на парусах в италийский Кротон, где составил законы италийцам, чем снискал великую славу себе и приспешникам, числом около 300, правление коих было почти аристократическим». Переселился Пифагор в Кротон около 532 г. Основанное им религиозно-философское братство распространило свое политическое влияние на всю южную Италию. После антипифагорейского восстания Пифагор бежал в Метапонт, где и умер. Подлинные сочинения Пифагора до нас не дошли; возможно, согласно античной традиции, их и не существовало.

Школа Пифагора была неким братством, напоминающим религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. До нас дошли многочисленные предписания Пифагора: воздерживайся от употребления в пищу бобов (по дошедшему до нас свидетельству, пифагорейцы считали, что в бобах живут души умерших людей; поэтому и существовал запрет употреблять бобы в пищу); не поднимай то, что упало; не прикасайся к белому петуху; не ломай хлеба; не шагай через перекладину; не размешивай огонь железом; не откусывай от целой булки; не ощипывай венок; не сиди на мерке в одну кварту; сердца не ешь; не ходи по большой дороге; не смотрись в зеркало около огня; через весы не шагай и т. д. Уже античные комментаторы видели в этих предписаниях некий потаенный смысл. Диоген Лаэртский писал: «Этим он хотел сказать вот что. Огонь ножом не разгребать — значит во владыках гнев и надменный дух не возбуждать. Через весы не переступать — значит равенства и справедливости не переступать. На хлебную меру не садиться — значит о нынешнем и будущем заботиться равно, ибо хлебная мера есть наша дневная пища. Сердца не есть — не подтачивать душу заботами и страстями. Уходя на чужбину, не оборачиваться — расставаясь с жизнью, не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами. По тому же подобию истолковывается и остальное».

В пифагорейском братстве все сомнения разрешались ссылкой на авторитет Пифагора: «Сам сказал», «Учитель сказал». «Ученикам своим, говорят, он предписывал всякий раз, входя в свой дом, повторять: Что я свершил? И в чем согрешил? И чего не исполнил? » (Диоген Лаэртский). Эмблемой пифагорейцев была пятиконечная звезда. Правильный пятиугольник и вписанная в него пятиконечная звезда образуют так называемую пентаграмму, которой приписывалась мистическая сила талисмана, защищающего от злых духов.

Учение Пифагора рассматривалось как тайна, знать которую дозволялось лишь избранным и разглашение которой строжайше запрещалось. Первым пифагорейцем, опубликовавшим свое сочинение, был Филолай, современник Сократа. В чем же заключалась центральная идея пифагорейцев?

Начиная с VI в. до н. э. у греков стало формироваться миропо-нимание, в основе которого лежала мысль, что природа устроена ра-ционально, все явления протекают по точному и неизменному плану. Человеческий разум всесилен и способен раскрыть лежащий в основе мироздания математический план. Пифагорейцев удивляло, что разно-образные физические явления имеют тождественные математические свойства (например, луна и мяч имеют общие свойства, присущие всем шарам). По-видимому, математические соотношения, кроющиеся за внешним разнообразием, и представляют собой сущность явлений.

Занятия музыкальной акустикой привели Пифагора к открытию числовых закономерностей, лежащих в основе благозвучных музыкальных интервалов: октавы, квинты и кварты.

Число для пифагорейцев — первый принцип в описании природы, оно — материя и форма мира. «Все вещи суть числа» — исходная формула философии Пифагора. Пифагореец Филолай пишет: «Если бы не число и его природа, ничто существовавшее нельзя было бы постичь ни само по себе, ни в отношении к другим вещам... Мощь числа проявляется, как нетрудно заметить, не только в деяниях де­монов и богов, но и во всех поступках и помыслах людей, во всех ремеслах и музыке».

Довольно интересным кажется понимание чисел пифагорейцами — они представлялись наглядно в виде множества камешков (или точек), которые располагались в виде фигур. Четные и нечетные числа разнокачественны: четные числа менее, а нечетные — более совершенны.

Пифагорейцы предложили следующую концепцию мироздания. Начало всего — единица. Из единицы состоят числа. Из чисел происходят точки, из точек — линии, из линий — плоские фигуры, потом — объемные фигуры. Затем утверждалось существование четырех материальных элементов: земля, огонь, воздух и вода. Пифагор связывал материальные элементы с различными правильными многогранниками: земля состоит из частиц кубической формы, огонь — из частиц, имеющих форму тетраэдров, воздух — октаэдров, вода — икосаэдров.

Пифагорейцы много внимания уделяли противоположностям, причем некоторые из них 10 пар противоположностей сопоставляли с совершенным числом 10.Получался следующий список:

1. Предел — беспредельное.

2. Нечетное — четное.

3. Одно — множество.

4. Правое — левое.

5. Мужское — женское.

6. Покоящееся — движущееся.

7. Прямое — кривое.

8. Свет — тень.

9. Хорошее — плохое.

10. Квадрат — прямоугольник.

Смысл этого списка до конца неясен.

Исходная формула «Вещи суть числа» в пифагореизме имела различные интерпретации. Сам Пифагор говорил: «Числу все вещи подобны». Космос рассматривался как некоторый порядок, математическая гармония. При этом говорилось, что небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественна музыку сфер, дивные созвучия, не воспринимаемые нашим слухом». Но следует ли это высказывание понимать в том смысле, что именно числа — основа вещей, космоса?

Пифагорейка Теано в сочинении «О благочестии» писала: «И многие эллины, как мне известно, думают, будто Пифагор говорил, что все рождается из числа. Между тем он говорил, что все возникает не из числа, а согласно числу, так как в числе — первый порядок».

Существенные трудности для пифагорейцев представляло объяснение отношения несоизме-римости. Одним из выходов из сложившейся ситуации стало приписывание числам духовных нравственных характеристик. В связи с этим Лукиан отмечает: «По словам Филолая, после того как бытие приобрело протяженную в трех измерениях математическую величину в четверице, качество и цвет — в пятерке, одушевленность — в шестерке, сознание, здоровье и то, что называют "светом", — в семерке, после этого, говорит он, в восьмерке вещам стали свойствены эрос, дружба, целеполагающий разум и мысль». Богам также посвящались различные геометрические фигуры, углы треугольника, квадрата и т. п. «Божественным» считалось число 7. В философии поздних пифагорейцев единица рассма ривалась как начало божественное и благое, а число два как начало множества, разделения, дробления, изменения, зла. Таким образом, единица — начало формы, два — начало материи.

О других концепциях Пифагора Порфирий пишет: «Что он говорил своим уч никам, никто не может сказать наверное, ибо молчание соблюдалось у них с исключительной строгостью. Однако наибольшую известность среди всех получили следующие положения: во-первых, что душа, по его словам, бессмертна; во-вторых, что она переселяется в другие виды животных, кроме того, (в-третьих), что все, что некогда произошло, через определенные периоды (времени) происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и, (в-четвертых), что все живые (собственно, "обладающие душой") существа следует считать родственными друг другу;

Пифагорейцы говорили о сложном строении души. «Душа человека разделяется на три части: ум, рассудок и страсть. Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок - только в человеке. Власть душм распространяется от сердца и до мозга: та часть ее, которая в сердце, — это страсть, а которая в мозге, — рассудок и ум; струи же от них — наши чувства. Разумное бессмертно, а остальное смертно» (Диоген Лаэртский). Пифагор признает переселение душ (метемпсихоз): душа по причине греха воплощается в различные телесные существа (в том числе, в животных). Пифагор говорил также о воспоминании о предыдущих жизнях.

Пифагор выделял разные типы людей: одни занимаются делами, другие размышляют. Труд вызывал у Пифагора только презрение. Лишь на пути занятия философией (кстати, традиционно считается, что сам термин «философия» был введен в употребление Пифагором) можно спастись из круга перерождений.

Пифагор считал, что знание истины недостижимо путем непосредственного чувственного познания внешнего мира. Эмпирики — рабы материи. Мышление выше чувств: то, что постигнуто разумом, во много раз выше того, что постигнуто при помощи органов чувств. Пифагор призывает обратиться к внутреннему миру человека.

В пифагореизме признается существование бога. Бог — пастырь этого мира. Мы же его паства и без его воли не можем уйти из этого мира.

В заключение приведем фрагмент, иллюстрирующий этические воззрения школы Пифагора. Дейноно (Теано) считала, что «добродетель супруги не в том состоит, чтобы стеречь своего мужа, но чтобы нравиться ему и угождать его желаниям, а сие исполнит она тогда, когда глупости его с терпением переносить будет».

Наиболее известными последователями Пифагора были Менестор, Ксуф, Ион Хиосский, Исократ, Гиппон, Филопон, Дейноно, Телавг, Керкоп, Петрон, Бротин, Каллифон, Демокед, Пармиск.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. В В Ильин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пифагореизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Джайнизм
Философия джайнизма зародилась в VI в. до н. э. Однако джайнисты полагают, что их учение было передано им посредством двадцати четырех учителей из далекой древности. Первым из этих учителей был Риш

Буддизм
Среди неортодоксальных учений VI-IV вв. до н. э. особое внимание следует уде­лить буддизму. Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.). Роди

Чарвака-локаята
Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочине­ния создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахман

Санкхья
Санкхья — самая влиятельная из систем астика. Ее основатель — Капила, жив­ший в VII в. до н. э. Один из наиболее известных учеников Капилы — Асури; по­следователь последнего — Панчашикха. Термин «с

Вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада, живший в III в. до н. э. «Кана­да» («пожиратель зерен») — это прозвище основателя школы. Он вел аскетиче­ский образ жизни и питался зернами кукурузы, ч

Миманса
Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) став

Веданта
Система веданта тесно связана с миманса. В последующем, в Средние века, они слились в единое направление. Термин «веданта» означает буквально «заверше­ние Вед». Первоначально этот термин относился

Вопросы для повторения
1. Что означают понятия рита, самсара, карма и мокша в Ведах? 2. Что такое Атман и Брахман в Ведах? 3. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ор

Милетцы
Милетская школа сформировалась в одной из греческий колоний в Малой Азии. Ее основателем был

Гераклит
Гераклит (около 520-460 гг. до н. э.), как и милетцы, жил в Малой Азии, в Эфесе. Р

Ксенофан. Элеаты
Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н. э.) родился в Колофоне. После покорения греческих

Эмпедокл
Видным мыслителем периода расцвета античной демократии был Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.). Он был философом, поэтом, естествоиспытателем (например, он дал правильное объяснени

Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) около 30 лет прожил в Афинах; именно с его учения началось развитие философской мысли в Афинах. В конце 30-х гг. он был обвинен в безбожии и эм

Левкипп. Демокрит
Одно из самых замечательных учений античности — атомизм Левкиппа и Демокрита. Левкипп

Софисты
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появляются так называемые софисты. В это время во многих полисах на смену политической власти старинной аристократии и тирании приходит власть рабовладельч

Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского

Скептицизм
Основателем скептицизма был Пиррон (ок. 360-275/ 270 гг. до н. э.). В эту философскую школу входили ученики Пиррона: Тимон (ок. 320-230 гг. до н. э.), Аркесилад, Карнеад, Энезидем,

Эпикуреизм
Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос

Стоицизм
Стоицизм — одно из самых распространенных учений позднего периода античности. У его истоков стоял З

Неоплатонизм
В III в. н. э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Основател

Вопросы для повторения
1. Как решалась проблема архэ в милетской школе? 2. Почему Гераклит считается основателем диалектики в европейской культуре? 3. Что понимал Гераклит под Логосом? 4. Какой

Формирование христианской философии
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государственной религией этой империи в IV в. н. э.

Христианская философия раннего Средневековья
Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. Орг

Арабская философия Срелневековья
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени курейшитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия б

Еврейская философия Срелневековья
Еврейская культура сформировалась на Ближнем Востоке. В X в. центр еврейской культуры переместился на Запад, в Испанию. Развитие еврейской культуры тесно связано с иудаизмом. В иуда-изме говорилось

Философия позднего Средневековья
В XIII в. в странах Западной Европы наступает заметное экономическое оживление. Развиваются товарно-денежные отношения. Усиливается роль городов, растет слой ремесленников и купцов. Умножаются бога

Вопросы для повторения
1. Чем объяснить успешное распространение христианства? 2. Что входит в состав христианского вероучения? 3. В чем заключается метод аллегорического толкования? 4. Что так

Гуманизм
Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как

Натурфилософия
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкова-ние мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая осно-вывалась на представлен

Реформация
Ситуация сильно изменилась в ходе реформационных движений XVI - первой половины XVII вв. В это время совершился переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушивший духовную диктату

Вопросы для повторения
1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья? 2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

Вопросы для повторения
1. Как оценивал Ф. Бэкон состояние науки и ее перспективы? 2. О каких «идолах» говорит Ф. Бэкон? 3. В чем заключается концепция «естественной морали»? 4. Как Гоббс понима

Французское Просвещение
В то время как на Британских островах философы критиковали материализм, во Франции шли совершенно иные процессы. Накануне революции формируется Просвещение - антифеодаль-ное общественно-политическо

Французский материализм
В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах были последовательными материалистами и атеистами. Их мировоззрение сформировалось в 30-40-е гг. XVIII в.

Вопросы для повторения
1. Как Беркли критикует понятие материи? 2. Каков смысл принципа «esse-percipi»? 3. Почему Беркли апеллирует к Богу? 4. Как Юм относился к понятию субстанции? 5.

Триада включает тезис — антитезис — синтез (или, иначе говоря, положение — отрицание — отрицание отрицания).
Характерно, что триадичность проходит через всю систему Гегеля: три ее части — логика, философия природы и философия духа. Логика состоит из трех раз­делов и т. д. Иногда идея триадичности носит ве

Вопросы для повторения
1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта? 2. Что такое аналитические и синтетические суждения? 3. О каких формах чувственности говорит Кант? 4. Какие

Философия марксизма
Карл Маркс (1818-1883) родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 г. учил

Позитивизм
Одно из основных течений в философии XIX-XX вв. — позитивизм. Позитивизм склады-вается в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Западно-европейская буржуазия утрач

Прагматизм
Название этого философского учения произошло от греческого слова πράγμα ( родительный падеж πράγματος — дело, действие). П

Иррационализм XIX — начала XX века
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколени

Вопросы для повторения
1. Какие концепции социально-философской и научной мысли стали теоретическими источниками марксизма? 2. В чем отличие материалистической диалектики от диалектики Гегеля? 3. Что та

Неотомизм
Под неотомизмом понимается христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы (Томаса) Аквинского (1225-1274). В свое время Фома создал богословско-философскую систем

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афази

Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений в философии XX в. начиная с 20-х гг. По своей общей направленности он является продолжением идей позитивизма XIX в.

Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) сформировался в первой половине XX в. и был самым популярным философским направлением в Запад­ной Европе в 40-60-х гг.. После Первой мировой вой

Франкфуртская школа
Франкфуртский институт социальных исследований был основан в 1923 г. Изна­чально он был ориентирован на работу в области истории социализма и рабочего движения. Директорами института были австромар

Герменевтика
Герменевтика (точнее, так называемая философская герменевтика, или герменев­тическая философия) — одно из влиятельных философских учений второй поло­вины XX в. Герменевтикой в широком смыс

Структурализм
В 60-е гг. во Франции структурализм оттеснил на второй план экзистенциализм. Он стал ведущим философским направлением во Франции, подобно тому как в Германии ведущим направлением становится философ

Постмодернизм. Философские настроения конца века
Общее состояние культуры второй половины XX в. социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изме­нения в искусстве (архитектуре, литературе, живоп

Сюжеты постмодернизма.
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в воз­можности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового един­ства в философии. Делая акцент на значении язы

Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии? 2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме? 3. О каких двух родах бытия и

Вопросы для повторения
1. Какими путями философские идеи приходили в Киевскую Русь? 2. Как Иоанн Дамаскин определял предмет философии? 3. Что понимал Иларион под «законом» и «благодатью»? 4. У

Вопросы для повторения
1. Какие идеологические концепции продолжаются в первой четверти XIX в.? 2. В чем заключалась политическая программа декабристов? 3. Как следует сформулировать антропологию по А.

Вопросы для повторения
1. Чем объясняется переход В. Г. Белинского от идеализма и идеи примирения с действительностью к материализму и демократизму? 2. Какую позицию в гносеологии занимал В. Г. Белинский и как о

Вопросы для повторения
1. В чем отличия в установке на революцию у М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева? 2. Как М. А. Бакунин определял свое отношение к идеализму и религии? 3. Почему М. А. Бак

Неославянофильство
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так назы­ваемое почвенничество, представляющее собою разновидность консервативной политической идеологии и течение идеалистической ф

Вопросы для повторения
1. Что такое богоискательство? 2. В чем содержание «свободной теософии» у Вл. Соловьева? 3. Что понимает Вл. Соловьев под «Всеединством»? 4. Какую картину эволюции мира п

Вопросы для повторения
1. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»? 2. В чем заключаются «продовольственный» и «санитарный» вопросы в федо­ровском плане регуляции? 3. Как Н. Ф. Федоров обосновывает н

Евразийство
В 1921 г. в Софии выходит сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и сверше­ния. Утверждение евразийцев». Авторы статей — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савиц­кий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский. В 1922

Интуитивизм
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)развил философскую систему, кото­рую сам наз

Иррационализм
Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову. Лев Исакович Шестов (1866-1

Философия права
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — один из наиболее известных для за­падной фи

Мистицизм
В начале XX в., особенно после революции 1905 г., усиливается интерес к мисти­цизму, оккультизму, теософии, йоге. Значительная часть интеллигенции отказы­вается от идеологии революционной деятельно

Вопросы для повторения
1. Какие изменения в идеологии интеллигенции характерны для начала века? 2. Что означал призыв к «смене вех»? 3. Как оценивали европейскую культуру евразийцы? 4. В чем ев

Вопросы для повторения
1. Что является, с точки зрения Г. В. Плеханова, главным фактором историческо­го развития? 2. Как Г. В. Плеханов рассматривал связь экономики и духовной жизни общест­ва? 3. В чем

Именной указатель
А Абеляр П. Аввакум Петров Авенариус Р. Авиценна (Ибн-Сина) Аврелий Августин Адлер А. Адорно Т. Айер Дж. Аксако

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги