рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Санкхья

Санкхья - раздел История, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Санкхья — Самая Влиятельная Из Систем Астика. Ее Основатель — Капила, Жив­ший...

Санкхья — самая влиятельная из систем астика. Ее основатель — Капила, жив­ший в VII в. до н. э. Один из наиболее известных учеников Капилы — Асури; по­следователь последнего — Панчашикха. Термин «санкхья» истолковывается как «число» или «совершенное знание». Эта школа ставит своей целью познание ре­альности, для того чтобы положить конец несчастьям и страданиям.

Школа санкхья предложила развернутое онтологическое учение, в основе ко­торого лежит специфическое учение о причинности. На исходный вопрос: «Пре­бывает ли следствие в причине до того, как оно появится как таковое?» — большинство школ (буддисты, ньяя-вайшешика и др.) дают отрицательный ответ. Представите­ли санкхья отвечает на этот вопрос утвердительно. Если бы следствие не содержа­лось в причине, то никакие усилия не могли бы вызвать его появление. Можно ли превратить голубое в красное? Нет. Или же, например, сделать из глины горшок? Да, ибо он уже скрыто содержится в глине.

Материальная причина не может произвести такого следствия, которое не было бы с ней связано. Но она не может быть связана с чем-либо несуществующим. Та­ким образом, следствие должно существовать в материальной причине еще до того, как оно действительно порождено. Если бы следствие не существовало в причине, то можно было бы утверждать, что несуществующее становится существующим, т. е. из ничего возникает нечто, что абсурдно, поскольку известно, что в становлении и развитии мира действует следующий закон: «Ничего не может возникнуть из того, что не существует».

Следствие существует в причине в потенциальной форме, и для его реализа­ции требуется комплекс определенных условий. При этом определенные следст­вия могут быть порождены только определенными причинами. Творог может быть получен только из молока, а ткань — из пряжи.

Мир представляет собою ряд следствий, которые должны иметь первоначальную, ничем не обусловленную основу — пракрити (первичную материю). Пракри­та выступает в двух формах: вьякта (проявленная) и а-вьякта (непроявленная). Термины «вьякта» и «а-вьякта» заимствованы из Упанишад, но если в Упанишадах говорится о вещах и стоящем за ними абсолюте — Брахмане, то в санкхья вьякта означает природу, а а-вьякта — принцип материальности, основу мира, присутст­вующую во всех вещах. Природа (проявленное) представляет собой совокупность конкретных, непосредственно воспринимаемых вещей; непроявленное (а-вьяк­та) — потенциальное вместилище всех возможных видов вещей.

В учении санкхья отрицается бог-творец. В пользу этого мнения приводится ряд аргументов. Так, о боге говорят как об абсолюте, который не подвержен изме­нению и не имеет свойств. Но неизменное не способно быть причиной изменяемо­го. «Бог лишен свойств, и потому несообразно выводить от него происхождение миров, наделенных свойствами. То же можно сказать и о духе... Поэтому материя есть причина, причины же материи, отличной от нее, нет» («Гаудападабхашья») Вечная материя, которая непрерывно пребывает в движении, — вот первопричина всего.

Далее приводятся следующие аргументы. Допуская, что бог — создатель мира, можно поставить вопрос: «Что побуждает бога создавать мир?» Как существо со­вершенное бог не может стремиться к чему-то, иначе придется допустить, что он чего-то еще не достиг, а это противоречит исходной посылке о совершенстве бога.

Бог утверждается как благое первоначало. Поэтому, создавая мир, он имел це­лью только благо сотворенных им существ. Но ведь мир полон зла, а творящая зло сила могла быть только злой. Таким образом, классическая санкхья выступала против признания бытия бога-творца.

Представители санкхья полагали, что пракрити состоит из трех гун — саттва, раджас и тамас. Гуны подобны трем прядям каната. Они не поддаются воспри­ятию.

Саттва, раджас и тамас — гуны пракрити. Саттва — элемент пракрити, который представляет природу удовольствия, являясь блестящим и освежающим, бодря­щим и легким (свет, поднятие пара, отражение в зеркале и т. д.). Раджас — дея­тельное, подвижное и стимулирующее начало. Благодаря раджасу распространя­ется огонь, дует ветер, становится беспокойным ум. Для человека он — природа сознания. Тамас — пассивное и отрицательное начало в вещах, противоположное саттве и раджасу. Например, он противодействует развитию ума, порождая неведение и темноту, вызывая у человека сон, леность, состояние апатии. Гуны сопо­ставлялись с определенными цветами: саттва — белизна, раджас — краснота, тамас — чернота.

В непроявленной материи гуны находятся в равновесии. С его нарушением об­разуются конкретные вещи. Во всех вещах есть все три гуны, при этом каждая из них пытается подчинить остальные и господствовать над ними. Для иллюстрации пребывания гун в вещах приводилось сравнение с лампой: фитиль, масло и пла­мя — три обязательных компонента вещественного процесса горения.

Кроме пракрита санкхья утверждает существование Пуруши («Я»). Это — обла­дающий сознанием дух, чистое сознание как таковое, которое нельзя отождествить с конкретным телом, чувствами и интеллектом. Признание существования Пуру­ши делает санкхья дуалистической философией. «Пракрита и Пуруша, знай — безначальны оба; изменения качества, знай, от Пракрита происходит. Основанием целесообразности, причинности и деятельности считается Пракрита; основанием внушения приятного и неприятного считается Пуруша. Ибо Пуруша, пребывая в Пракрита, наслаждается гунами, рожденными в Пракрита; его привязанность к гунам — причина рождений в хороших и дурных лонах» («Бхагавадента»).

Эволюция Вселенной начинается с контакта Пуруши с пракрита. Пракрити подвергается влиянию Пуруши, подобно тому как наше тело приходит в движе­ние под влиянием мысли. Эволюция не может начаться, пока пракрити и Пуруша не связаны друг с другом. Активность пракрити должна находиться под руково­дством разумного Пуруши. В одном источнике говорится, что соединение Пуру­ши и пракрити происходит как объединение хромого со слепым. Смысл этой мета­форы объясняется так: пракрити выступает в образе слепого, но способного к движению человека, Пуруша же наделено зрением, но лишено возможности дви­жения. Подобно тому как слепой и хромой могут действовать совместно, чтобы выбраться из леса, так неразумное пракрити и неактивное Пуруша объединяются, чтобы обеспечить свои интересы.

При соприкосновении Пуруши с пракрити происходит нарушение равновесия, в котором находились гуны до создания мира. Первый продукт эволюции — махат (или буддхи), «великое единство», великий зародыш огромного природного мира объектов. Махат занимает промежуточное положение между непроявленной и проявленной пракрити.

Далее эволюция идет в двух направлениях.

1. Психическом — аханкара и 11 сенсорно-моторных органов: 5 органов воспри­ятия, 5 органов действия и ум. Органы восприятия: зрение, вкус, обоняние, вкус, осязание; 5 органов действия находятся во рту, в руках, в ногах, анусе и половых органах. Ум (манас) — центральный орган, руководящий другими. Аханкара — принцип индивидуальности.

2. Физическом — 5 тонких физических сущностей и «физических элементов». Это сущности звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния. Из этих «тонких эле­ментов» по следующей схеме возникают 5 вещественных физических элемен­тов. Сущность звука создает эфир; сущность осязания и сущность звука созда­ют воздух; сущность цвета, сущность осязания и сущность звука создают свет (или огонь); сущность вкуса, цвета, осязания и звука — воду; наконец, сущность обоняния, вкуса, цвета, осязания и звука — землю. Из физических элементов формируются вещи природы.

В гносеологии санкхья признает три источника достоверного познания — восприятие, логическое умозаключение и свидетельство священного писания. Вос­приятие — это непосредственное познание объекта путем его соприкосновения с тем или иным органом чувств. Вывод ведет нас от того, что воспринято, к позна­нию того, что невоспринимаемо, на основе известной связи между ними. Так, из восприятия дыма мы делаем заключение о существования огня, так как из наблюдений нам известно, что огонь сопровождается дымом. Что касается свидетельст­ва (шабда), то здесь санкхья утверждает, что Веды дают нам истинное познание сверхчувственной реальности, которая не может быть познана посредством вос­приятия или вывода. Веды непогрешимы.

Причины страданий и возможности избавления от страданий. В системе санкхья, как и других системах древнеиндийской философии, большое внимание уделяет­ся проблеме страдания. Санкхья указывает на три вида страданий: а) от внутрен­них причин (телесные и душевные недуги, лихорадка, головная боль, приступы страха, гнева, алчности и т. п.); б) от внешних причин (укус змеи, укол, убийство и т. п.); в) от сверхъестественных причин (духи, привидения и т. п.). Каждый чело­век в этом мире стремится избавиться от страданий, но это фактически невозмож­но. Избавление от страданий не достигается обладанием красивыми женщинами или наличием крепкого здоровья, огромного богатства либо лучшего места в со­циальной иерархии. Все это подвержено разрушению, а потому не может быть средством избавления человека от страданий. Даже со смертью мы не достигаем полного избавления от страданий. Судьба преследует нас из поколения в поколе­ние.

Люди стремятся избегнуть всякого рода страданий и переживать одни удо­вольствия, но это невозможно. Пока мы связаны со своим бренным телом и его не­совершенными органами, все наши удовольствия тесно переплетаются с мучения­ми. Все ремесла, искусство и т. п. могут принести нам лишь временное облегчение. Они не обеспечивают полного и окончательного освобождения от зол, которым могут подвергаться наш ум и тело. Нужно идти другим путем.

Наши страдания обусловлены неведением. Пока мы не обладаем совершенным знанием, мы не можем полностью освободиться от страданий и нищеты. А чем больше мы знаем о самих себе и об окружающем мире, тем больше у нас возмож­ностей для наслаждений. Но в чем же заключается совершенное знание?

Мы должны правильно понять, в чем заключается наше Я. Обычно мы понима­ем Я как тело и чувства, ум и интеллект, но на самом деле это не так. Наше Я — это не рожденное и умирающее тело и интеллект, а вечный и бессмертный дух. Я суть чистое сознание. Отождествление Я с телом и чувствами неверно. Когда Я смеши­вается с телом или умом, оно оказывается ввергнутым в изменения и деятель­ность, в трясину скорби и страданий.

Нужно пройти долгий и трудный путь, чтобы усвоить следующую истину: дух не есть тело, чувства, ум или интеллект. Достижение освобождения означает по­нимание Я как реальности, находящейся вне времени и пространства, вне ума и тела, — свободной, вечной и бессмертной. Когда мы достигаем такого понимания Я, оно перестает подвергаться превратностям тела и ума и спокойно существует в самом себе как беспристрастный свидетель физических и психических измене­ний. Таким образом, каждому человеку предоставляется возможность осознать свое Я и тем самым достигнуть освобождения еще при жизни в этом мире.

Теперь обратимся к мировому Я, Пуруше. Превращение пракрити в природу предоставляет мировому духу, Пуруше, возможность наслаждаться или страдать. Но конечной целью эволюции пракрити является то, чтобы в развивающемся мире Пуруша осознало свою истинную природу. Капила писал, что когда это осущест­вится, когда дух завершит это познание, тогда природа прекратит свою деятель­ность. В книге «Санкхья-Карика» (приписываемой Капиле) говорится: «Истин­ное и совершенное знание, которым достигается освобождение от всякого зла, состоит в решительном и полном различении вещественных начал природного мира от чувствующего и познающего начала, т. е. Я. Дух (Пуруша) есть зритель, свидетель, гость — он одинок и страдателен. Природа (пракрити) есть средство для духа, — она приготовляет его к избавлению... Дух испытывает страдания жиз­ни и смерти до тех пор, пока не отрешится от связи с природою. Подобно тому как танцовщица, показавшая себя собранной толпе зрителей, кончает пляску и ухо­дит, так уддляется производящая причина после того, как она показала себя духу во всем своем блеске. Танцовщица уходит, потому что ее видели, а зрители уходят, потому что они насмотрелись: так же расторгается полным знанием связь духа с природою. Я видел, насмотрелся на нее, говорит дух. Меня видели, говорит при­рода, — и они отвращаются друг от друга, и нет более причины для их связи и для происходящего от этой связи творения».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. В В Ильин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Санкхья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Джайнизм
Философия джайнизма зародилась в VI в. до н. э. Однако джайнисты полагают, что их учение было передано им посредством двадцати четырех учителей из далекой древности. Первым из этих учителей был Риш

Буддизм
Среди неортодоксальных учений VI-IV вв. до н. э. особое внимание следует уде­лить буддизму. Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.). Роди

Чарвака-локаята
Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочине­ния создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахман

Вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада, живший в III в. до н. э. «Кана­да» («пожиратель зерен») — это прозвище основателя школы. Он вел аскетиче­ский образ жизни и питался зернами кукурузы, ч

Миманса
Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) став

Веданта
Система веданта тесно связана с миманса. В последующем, в Средние века, они слились в единое направление. Термин «веданта» означает буквально «заверше­ние Вед». Первоначально этот термин относился

Вопросы для повторения
1. Что означают понятия рита, самсара, карма и мокша в Ведах? 2. Что такое Атман и Брахман в Ведах? 3. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ор

Милетцы
Милетская школа сформировалась в одной из греческий колоний в Малой Азии. Ее основателем был

Гераклит
Гераклит (около 520-460 гг. до н. э.), как и милетцы, жил в Малой Азии, в Эфесе. Р

Пифагореизм
Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором (ок. 58|| 500 гг. до н. э.) и его после

Ксенофан. Элеаты
Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н. э.) родился в Колофоне. После покорения греческих

Эмпедокл
Видным мыслителем периода расцвета античной демократии был Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.). Он был философом, поэтом, естествоиспытателем (например, он дал правильное объяснени

Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) около 30 лет прожил в Афинах; именно с его учения началось развитие философской мысли в Афинах. В конце 30-х гг. он был обвинен в безбожии и эм

Левкипп. Демокрит
Одно из самых замечательных учений античности — атомизм Левкиппа и Демокрита. Левкипп

Софисты
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появляются так называемые софисты. В это время во многих полисах на смену политической власти старинной аристократии и тирании приходит власть рабовладельч

Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского

Скептицизм
Основателем скептицизма был Пиррон (ок. 360-275/ 270 гг. до н. э.). В эту философскую школу входили ученики Пиррона: Тимон (ок. 320-230 гг. до н. э.), Аркесилад, Карнеад, Энезидем,

Эпикуреизм
Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос

Стоицизм
Стоицизм — одно из самых распространенных учений позднего периода античности. У его истоков стоял З

Неоплатонизм
В III в. н. э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Основател

Вопросы для повторения
1. Как решалась проблема архэ в милетской школе? 2. Почему Гераклит считается основателем диалектики в европейской культуре? 3. Что понимал Гераклит под Логосом? 4. Какой

Формирование христианской философии
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государственной религией этой империи в IV в. н. э.

Христианская философия раннего Средневековья
Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. Орг

Арабская философия Срелневековья
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени курейшитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия б

Еврейская философия Срелневековья
Еврейская культура сформировалась на Ближнем Востоке. В X в. центр еврейской культуры переместился на Запад, в Испанию. Развитие еврейской культуры тесно связано с иудаизмом. В иуда-изме говорилось

Философия позднего Средневековья
В XIII в. в странах Западной Европы наступает заметное экономическое оживление. Развиваются товарно-денежные отношения. Усиливается роль городов, растет слой ремесленников и купцов. Умножаются бога

Вопросы для повторения
1. Чем объяснить успешное распространение христианства? 2. Что входит в состав христианского вероучения? 3. В чем заключается метод аллегорического толкования? 4. Что так

Гуманизм
Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как

Натурфилософия
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкова-ние мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая осно-вывалась на представлен

Реформация
Ситуация сильно изменилась в ходе реформационных движений XVI - первой половины XVII вв. В это время совершился переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушивший духовную диктату

Вопросы для повторения
1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья? 2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

Вопросы для повторения
1. Как оценивал Ф. Бэкон состояние науки и ее перспективы? 2. О каких «идолах» говорит Ф. Бэкон? 3. В чем заключается концепция «естественной морали»? 4. Как Гоббс понима

Французское Просвещение
В то время как на Британских островах философы критиковали материализм, во Франции шли совершенно иные процессы. Накануне революции формируется Просвещение - антифеодаль-ное общественно-политическо

Французский материализм
В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах были последовательными материалистами и атеистами. Их мировоззрение сформировалось в 30-40-е гг. XVIII в.

Вопросы для повторения
1. Как Беркли критикует понятие материи? 2. Каков смысл принципа «esse-percipi»? 3. Почему Беркли апеллирует к Богу? 4. Как Юм относился к понятию субстанции? 5.

Триада включает тезис — антитезис — синтез (или, иначе говоря, положение — отрицание — отрицание отрицания).
Характерно, что триадичность проходит через всю систему Гегеля: три ее части — логика, философия природы и философия духа. Логика состоит из трех раз­делов и т. д. Иногда идея триадичности носит ве

Вопросы для повторения
1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта? 2. Что такое аналитические и синтетические суждения? 3. О каких формах чувственности говорит Кант? 4. Какие

Философия марксизма
Карл Маркс (1818-1883) родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 г. учил

Позитивизм
Одно из основных течений в философии XIX-XX вв. — позитивизм. Позитивизм склады-вается в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Западно-европейская буржуазия утрач

Прагматизм
Название этого философского учения произошло от греческого слова πράγμα ( родительный падеж πράγματος — дело, действие). П

Иррационализм XIX — начала XX века
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколени

Вопросы для повторения
1. Какие концепции социально-философской и научной мысли стали теоретическими источниками марксизма? 2. В чем отличие материалистической диалектики от диалектики Гегеля? 3. Что та

Неотомизм
Под неотомизмом понимается христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы (Томаса) Аквинского (1225-1274). В свое время Фома создал богословско-философскую систем

Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афази

Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений в философии XX в. начиная с 20-х гг. По своей общей направленности он является продолжением идей позитивизма XIX в.

Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) сформировался в первой половине XX в. и был самым популярным философским направлением в Запад­ной Европе в 40-60-х гг.. После Первой мировой вой

Франкфуртская школа
Франкфуртский институт социальных исследований был основан в 1923 г. Изна­чально он был ориентирован на работу в области истории социализма и рабочего движения. Директорами института были австромар

Герменевтика
Герменевтика (точнее, так называемая философская герменевтика, или герменев­тическая философия) — одно из влиятельных философских учений второй поло­вины XX в. Герменевтикой в широком смыс

Структурализм
В 60-е гг. во Франции структурализм оттеснил на второй план экзистенциализм. Он стал ведущим философским направлением во Франции, подобно тому как в Германии ведущим направлением становится философ

Постмодернизм. Философские настроения конца века
Общее состояние культуры второй половины XX в. социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изме­нения в искусстве (архитектуре, литературе, живоп

Сюжеты постмодернизма.
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в воз­можности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового един­ства в философии. Делая акцент на значении язы

Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии? 2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме? 3. О каких двух родах бытия и

Вопросы для повторения
1. Какими путями философские идеи приходили в Киевскую Русь? 2. Как Иоанн Дамаскин определял предмет философии? 3. Что понимал Иларион под «законом» и «благодатью»? 4. У

Вопросы для повторения
1. Какие идеологические концепции продолжаются в первой четверти XIX в.? 2. В чем заключалась политическая программа декабристов? 3. Как следует сформулировать антропологию по А.

Вопросы для повторения
1. Чем объясняется переход В. Г. Белинского от идеализма и идеи примирения с действительностью к материализму и демократизму? 2. Какую позицию в гносеологии занимал В. Г. Белинский и как о

Вопросы для повторения
1. В чем отличия в установке на революцию у М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева? 2. Как М. А. Бакунин определял свое отношение к идеализму и религии? 3. Почему М. А. Бак

Неославянофильство
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так назы­ваемое почвенничество, представляющее собою разновидность консервативной политической идеологии и течение идеалистической ф

Вопросы для повторения
1. Что такое богоискательство? 2. В чем содержание «свободной теософии» у Вл. Соловьева? 3. Что понимает Вл. Соловьев под «Всеединством»? 4. Какую картину эволюции мира п

Вопросы для повторения
1. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»? 2. В чем заключаются «продовольственный» и «санитарный» вопросы в федо­ровском плане регуляции? 3. Как Н. Ф. Федоров обосновывает н

Евразийство
В 1921 г. в Софии выходит сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и сверше­ния. Утверждение евразийцев». Авторы статей — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савиц­кий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский. В 1922

Интуитивизм
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)развил философскую систему, кото­рую сам наз

Иррационализм
Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову. Лев Исакович Шестов (1866-1

Философия права
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — один из наиболее известных для за­падной фи

Мистицизм
В начале XX в., особенно после революции 1905 г., усиливается интерес к мисти­цизму, оккультизму, теософии, йоге. Значительная часть интеллигенции отказы­вается от идеологии революционной деятельно

Вопросы для повторения
1. Какие изменения в идеологии интеллигенции характерны для начала века? 2. Что означал призыв к «смене вех»? 3. Как оценивали европейскую культуру евразийцы? 4. В чем ев

Вопросы для повторения
1. Что является, с точки зрения Г. В. Плеханова, главным фактором историческо­го развития? 2. Как Г. В. Плеханов рассматривал связь экономики и духовной жизни общест­ва? 3. В чем

Именной указатель
А Абеляр П. Аввакум Петров Авенариус Р. Авиценна (Ибн-Сина) Аврелий Августин Адлер А. Адорно Т. Айер Дж. Аксако

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги