Вайшешика - раздел История, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Основателем Школы Вайшешика Считается Канада, Живший В Iii В. До Н. Э. «Кана...
Основателем школы вайшешика считается Канада, живший в III в. до н. э. «Канада» («пожиратель зерен») — это прозвище основателя школы. Он вел аскетический образ жизни и питался зернами кукурузы, часто оставшимися на поле после жатвы. Настоящее его имя — Улука. Слово «вайшешика» произошло от санскритского слова «вишеша», что в переводе означает: «особенность», «различие», «единичное», «часть», «первосубстанция».
Вайшешика и близкая к ней ньяя ставят перед человеком цель — освобождение индивидуального Я. Представители этих школ считают, что коренной причиной всякой боли и страдания является незнание. Освобождение — абсолютное прекращение страданий — может быть достигнуто через правильное познание реальности. Существует два источника познания: восприятие и логический вывод.
В системе вайшешика употребляется понятие падартха, близкое по значению к термину «категория» в древнегреческой философии. Падартха понимается как объект, обозначенный словом. В семь падартха включаются все явления, в том числе и несуществующие: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (особенность), самавая (отношение присущности), абхава (небытие).
Семь падартха: субстанция, качество, действие, общность, особенность, отношение присущности, небытие. Субстанция — объективная данность, ни от чего не зависящая; отдельные вещи есть проявления, порождения какой-либо субстанции или соединения нескольких из них. «Определение субстанции таково: она обладает действиями и качествами, которые присущно связаны с ней». Субстанция — субстрат качеств и действий, причина других производных от нее сложных вещей. Например, ткань — сложная вещь, полученная из переплетения разных нитей (субстанций).
Вайшешика выделяет девять видов субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Субстанции земли, воды, света и воздуха состоят из атомов как последних элементов мира. Атомы вечны, никем не сотворены и не-уничтожимы. Атомы обладают специфическими качествами, имеют различный вкус, цвет, запах, температуру, но единообразны по форме и величине. Соединения атомов в различных сочетаниях образуют все множество неодушевленных предметов и живых существ.
Четырем различным видам атомов с соответствующими им различными качествами отвечают четыре органа восприятия у человека. Органы чувств (индрии) воспринимают внешний мир, а разум (манас) синтезирует и логически обобщает их свидетельства. Представления человека о предметах отражают их реальные качества.
Канада утверждает существование души. Причем, с одной стороны, существует индивидуальная душа, а с другой, — некая верховная, единая. Душа пребывает там, где есть ощущения удовольствия и страдания, где наблюдается процесс дыхания и деятельность ума. Души неуничтожимы. «Ее субстанциональность и вечность объясняются аналогично объяснению субстанциональности и вечности воздуха» (Канада). Душа — субстанция сознания.
Вторая падартха — качество (гуна). Вайшешика говорит о двадцати четырех видах качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, определенность, соединение, разъединение, отдаленность, близость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, стремление, добродетель, порок.
Третья падартха — действие (карма). Действие — это физическое движение. Субстанция — основа для качества и действия, но качество дает статическую характеристику вещи, в то время как действие определяет ее динамику. Вайшешика указывает на пять видов действия (движения): подъем, спускание, сжатие, расширение и передвижение.
Падартха общность (саманья) означает, что различным индивидуальностям может быть свойственна одна общая сущность, т. е. вещи образуют классы. Общности как сущности отличаются от индивидуальностей, но вместе с тем пребывают в них. Наиболее общая категория — «бытие», все другие общности подводятся под нее.
Падартха особенность (вишеша) — прямая противоположность категории общности. Особенность — нечто, свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей, является вечной. Таковыми являются следующие субстанции: пространство, время, ум, душа, атомы земли, воды и т. д.
Падартха присущность (самавая) — это постоянная связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Так, целое пребывает в своих частях, общее - в индивидуальностях; например, красный цвет как качество пребывает в розе, и т. п.
Рассмотрим падартха небытие (абхава). Вайшешика утверждает несомненную реальность небытия. Так, смотря на небо ночью, мы столь же уверены в несуществовании там солнца, как и в существовании луны и звезд. Небытие делится на два вида: а) отсутствие чего-либо в чем-то другом («S есть не в Р»), б) одна вещь не является другой вещью («S не есть Р»).
Вайшешика утверждает идею цикличности. Мир возникает, развивается и гибнет во вселенской катастрофе; затем этот процесс начинается снова. Атомы при этом не исчезают; в момент мировой катастрофы связи между атомами рвутся, а затем снова происходит их сцепление.
Важным понятием вайшешика является адришта (невидимое, скрытое, судьба). Она как первооснова лежит в начале каждого цикла и вносит порядок в мир хаоса. Адришта обусловливает различные явления: первичное движение атомов, стремление огня вверх, притяжение магнитом железа и т. д. «Достижение, обусловливающее приближение иглы к драгоценному камню, вызывается адриштой».
Адришта вначале представлялась как материальная сила. В последующем она стала пониматься как некое божественное начало. Творящая и разрушающая воля высшего существа (Махешвара) вверяет Брахме (мировой душе) осуществлять вечно повторяющийся цикл (кальпа) созидания и разрушения. Высшее существо (Махешвара) имеет склонность к созданию такой Вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания.
Души неуничтожимы, они сохраняются и во время вселенской катастрофы. После несчастий и страданий, много раз испытанных душами в мире, божество предусматривает освобождение всех существ от страданий на некоторое время — после разрушения мира. Но потом цикл повторяется, и души снова претерпевают страдания во вновь созданном мире.
Заметим, что идея вечно повторяющегося цикла (кальпа) принималась многими сторонниками ортодоксальных систем.
Джайнизм
Философия джайнизма зародилась в VI в. до н. э. Однако джайнисты полагают, что их учение было передано им посредством двадцати четырех учителей из далекой древности. Первым из этих учителей был Риш
Буддизм
Среди неортодоксальных учений VI-IV вв. до н. э. особое внимание следует уделить буддизму.
Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 гг. до н. э.). Роди
Чарвака-локаята
Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочинения создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахман
Санкхья
Санкхья — самая влиятельная из систем астика. Ее основатель — Капила, живший в VII в. до н. э. Один из наиболее известных учеников Капилы — Асури; последователь последнего — Панчашикха. Термин «с
Миманса
Этимологически слово «миманса» означает «решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования». Ранняя миманса (так называемая пурва-миманса, зародившаяся в IV в. до н. э.) став
Веданта
Система веданта тесно связана с миманса. В последующем, в Средние века, они слились в единое направление. Термин «веданта» означает буквально «завершение Вед». Первоначально этот термин относился
Вопросы для повторения
1. Что означают понятия рита, самсара, карма и мокша в Ведах?
2. Что такое Атман и Брахман в Ведах?
3. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ор
Милетцы
Милетская школа сформировалась в одной из греческий колоний в Малой Азии. Ее основателем был
Гераклит
Гераклит (около 520-460 гг. до н. э.), как и милетцы, жил в Малой Азии, в Эфесе. Р
Пифагореизм
Путь к идеализму в античной философии был намечен Пифагором (ок. 58|| 500 гг. до н. э.) и его после
Ксенофан. Элеаты
Ксенофан (ок. 570-478 гг. до н. э.) родился в Колофоне. После покорения греческих
Эмпедокл
Видным мыслителем периода расцвета античной демократии был Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.). Он был философом, поэтом, естествоиспытателем (например, он дал правильное объяснени
Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) около 30 лет прожил в Афинах; именно с его учения началось развитие философской мысли в Афинах. В конце 30-х гг. он был обвинен в безбожии и эм
Левкипп. Демокрит
Одно из самых замечательных учений античности — атомизм Левкиппа и Демокрита. Левкипп
Софисты
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появляются так называемые софисты. В это время во многих полисах на смену политической власти старинной аристократии и тирании приходит власть рабовладельч
Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в городе Стагире, на побережье Эгейского
Скептицизм
Основателем скептицизма был Пиррон (ок. 360-275/ 270 гг. до н. э.). В эту философскую школу входили ученики Пиррона: Тимон (ок. 320-230 гг. до н. э.), Аркесилад, Карнеад, Энезидем,
Эпикуреизм
Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос
Стоицизм
Стоицизм — одно из самых распространенных учений позднего периода античности. У его истоков стоял З
Неоплатонизм
В III в. н. э. возникает последняя крупная философская система античности — неоплатонизм. Основател
Вопросы для повторения
1. Как решалась проблема архэ в милетской школе?
2. Почему Гераклит считается основателем диалектики в европейской культуре?
3. Что понимал Гераклит под Логосом?
4. Какой
Формирование христианской философии
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государственной религией этой империи в IV в. н. э.
Арабская философия Срелневековья
В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени курейшитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия б
Еврейская философия Срелневековья
Еврейская культура сформировалась на Ближнем Востоке. В X в. центр еврейской культуры переместился на Запад, в Испанию. Развитие еврейской культуры тесно связано с иудаизмом. В иуда-изме говорилось
Философия позднего Средневековья
В XIII в. в странах Западной Европы наступает заметное экономическое оживление. Развиваются товарно-денежные отношения. Усиливается роль городов, растет слой ремесленников и купцов. Умножаются бога
Вопросы для повторения
1. Чем объяснить успешное распространение христианства?
2. Что входит в состав христианского вероучения?
3. В чем заключается метод аллегорического толкования?
4. Что так
Гуманизм
Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как
Натурфилософия
Культура Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкова-ние мира. Средневековье в первую очередь продолжило концепцию Аристотеля (которая осно-вывалась на представлен
Реформация
Ситуация сильно изменилась в ходе реформационных движений XVI - первой половины XVII вв. В это время совершился переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушивший духовную диктату
Вопросы для повторения
1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья?
2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?
Вопросы для повторения
1. Как оценивал Ф. Бэкон состояние науки и ее перспективы?
2. О каких «идолах» говорит Ф. Бэкон?
3. В чем заключается концепция «естественной морали»?
4. Как Гоббс понима
Французское Просвещение
В то время как на Британских островах философы критиковали материализм, во Франции шли совершенно иные процессы. Накануне революции формируется Просвещение - антифеодаль-ное общественно-политическо
Французский материализм
В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах были последовательными материалистами и атеистами. Их мировоззрение сформировалось в 30-40-е гг. XVIII в.
Вопросы для повторения
1. Как Беркли критикует понятие материи?
2. Каков смысл принципа «esse-percipi»?
3. Почему Беркли апеллирует к Богу?
4. Как Юм относился к понятию субстанции?
5.
Вопросы для повторения
1. В чем заключается «критическая» ориентация философии Канта?
2. Что такое аналитические и синтетические суждения?
3. О каких формах чувственности говорит Кант?
4. Какие
Философия марксизма
Карл Маркс (1818-1883) родился в г. Трире в семье адвоката. С 1830 по 1835 г. учил
Позитивизм
Одно из основных течений в философии XIX-XX вв. — позитивизм. Позитивизм склады-вается в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть. Западно-европейская буржуазия утрач
Прагматизм
Название этого философского учения произошло от греческого слова πράγμα ( родительный падеж πράγματος — дело, действие). П
Иррационализм XIX — начала XX века
История философии не может быть истолкована как линейный процесс. Скорее она имеет циклический характер. Исчерпание внутренних возможностей той или иной традиции приводит к тому, что новые поколени
Вопросы для повторения
1. Какие концепции социально-философской и научной мысли стали теоретическими источниками марксизма?
2. В чем отличие материалистической диалектики от диалектики Гегеля?
3. Что та
Неотомизм
Под неотомизмом понимается христианская философия, интерпретированная в духе философии Фомы (Томаса) Аквинского (1225-1274). В свое время Фома создал богословско-философскую систем
Фрейдизм
Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афази
Неопозитивизм
Неопозитивизм — одно из самых распространенных и влиятельных направлений в философии XX в. начиная с 20-х гг. По своей общей направленности он является продолжением идей позитивизма XIX в.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) сформировался в первой половине XX в. и был самым популярным философским направлением в Западной Европе в 40-60-х гг.. После Первой мировой вой
Франкфуртская школа
Франкфуртский институт социальных исследований был основан в 1923 г. Изначально он был ориентирован на работу в области истории социализма и рабочего движения. Директорами института были австромар
Герменевтика
Герменевтика (точнее, так называемая философская герменевтика, или герменевтическая философия) — одно из влиятельных философских учений второй половины XX в.
Герменевтикой в широком смыс
Структурализм
В 60-е гг. во Франции структурализм оттеснил на второй план экзистенциализм. Он стал ведущим философским направлением во Франции, подобно тому как в Германии ведущим направлением становится философ
Постмодернизм. Философские настроения конца века
Общее состояние культуры второй половины XX в. социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изменения в искусстве (архитектуре, литературе, живоп
Сюжеты постмодернизма.
♦ В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в возможности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового единства в философии. Делая акцент на значении язы
Вопросыдля повторения
1. Как неотомизм рассматривает соотношение веры и разума, теологии и философии?
2. Какие идеи Аристотеля и Фомы Аквинского продолжаются в неотомизме?
3. О каких двух родах бытия и
Вопросы для повторения
1. Какими путями философские идеи приходили в Киевскую Русь?
2. Как Иоанн Дамаскин определял предмет философии?
3. Что понимал Иларион под «законом» и «благодатью»?
4. У
Вопросы для повторения
1. Какие идеологические концепции продолжаются в первой четверти XIX в.?
2. В чем заключалась политическая программа декабристов?
3. Как следует сформулировать антропологию по А.
Вопросы для повторения
1. Чем объясняется переход В. Г. Белинского от идеализма и идеи примирения с действительностью к материализму и демократизму?
2. Какую позицию в гносеологии занимал В. Г. Белинский и как о
Вопросы для повторения
1. В чем отличия в установке на революцию у М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева?
2. Как М. А. Бакунин определял свое отношение к идеализму и религии?
3. Почему М. А. Бак
Неославянофильство
В пореформенный период старое славянофильство трансформируется в так называемое почвенничество, представляющее собою разновидность консервативной политической идеологии и течение идеалистической ф
Вопросы для повторения
1. Что такое богоискательство?
2. В чем содержание «свободной теософии» у Вл. Соловьева?
3. Что понимает Вл. Соловьев под «Всеединством»?
4. Какую картину эволюции мира п
Вопросы для повторения
1. Что понимал Н. Ф. Федоров под «общим делом»?
2. В чем заключаются «продовольственный» и «санитарный» вопросы в федоровском плане регуляции?
3. Как Н. Ф. Федоров обосновывает н
Евразийство
В 1921 г. в Софии выходит сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Авторы статей — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский. В 1922
Интуитивизм
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)развил философскую систему, которую сам наз
Иррационализм
Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову. Лев Исакович Шестов (1866-1
Философия права
Иван Александрович Ильин (1883-1954) — один из наиболее известных для западной фи
Мистицизм
В начале XX в., особенно после революции 1905 г., усиливается интерес к мистицизму, оккультизму, теософии, йоге. Значительная часть интеллигенции отказывается от идеологии революционной деятельно
Вопросы для повторения
1. Какие изменения в идеологии интеллигенции характерны для начала века?
2. Что означал призыв к «смене вех»?
3. Как оценивали европейскую культуру евразийцы?
4. В чем ев
Вопросы для повторения
1. Что является, с точки зрения Г. В. Плеханова, главным фактором исторического развития?
2. Как Г. В. Плеханов рассматривал связь экономики и духовной жизни общества?
3. В чем
Именной указатель
А
Абеляр П.
Аввакум Петров
Авенариус Р.
Авиценна (Ибн-Сина)
Аврелий Августин
Адлер А.
Адорно Т.
Айер Дж.
Аксако
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов